Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру по научной специальности 12. 00. 03: гражданское право; предпринимательское право

СОДЕРЖАНИЕ: Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 53 Тел.: (495)603-85-77, Факс: (495)603-80-44

Институт гуманитарного образования и информационных технологий

105264, Москва, ул. Верхняя Первомайская, д.53 Тел.: (495)603-85-77, Факс: (495)603-80-44

E-mail: rektorat@igumo.ru www.igumo.ru

Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру

по научной специальности 12.00.03:

гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Москва - 2009

УДК 347

ББК Х 623.9

П 71

Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру по научной специальности 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Методические рекомендации составлены на материале действующих нормативно-технических документов. Их издание предопределено информационной целью для лиц, поступающих в аспирантуру, с тем чтобы обеспечить их адекватными ориентирами - нормативными, научными, организационными, этическими – при реализации намерения поступить в аспирантуру. В связи с этим предлагаемые рекомендации содержат нормативный набор требований, воспроизведенных в тексте рекомендаций и прокомментированных автором. Основной упор сделан на то, что аспирантура – это форма повышения научной и научно-педагогической квалификации по определенному образовательному стандарту. Составляющие стандарта последовательно изложены в тексте настоящих рекомендаций: от принятия обоснованного решения заниматься научными исследованиями, до стадии зачисления в аспирантуру по соответствующей специальности.

Рекомендации предназначены для студентов старших курсов обучения, аспирантов, научных руководителей и научных консультантов.

ISBN 5-7845-0105-4 ©

© Е.Г. Комиссарова, 2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. О науках гражданско-правовой специализации

(вместо введения)

2. Паспорт научной специальности 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

3. Об аспирантуре как форме повышения научной и научно-педагогической квалификации (с приложением нормативного обоснования)

4. Подготовка вступительного реферата и его защита

5. Методика подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по научной специальности 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право и порядок ответа на экзаменационные вопросы

6. Рабочая программа и перечень экзаменационных вопросов для поступающих в аспирантуру по специальности 12.00.03


1. О НАУКАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

(вместо введения)

Гражданско-правовая наука в рамках аспирантской подготовки представлена четырьмя видами научных дисциплин: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Находясь в относительной самостоятельности по отношению друг к другу, эти области научных знаний между собой и входят в одну научную (исследовательскую) специальность, которая представляет собой устойчиво сформировавшуюся сферу исследований, включающую определенное количество исследовательских проблем по одной научной дисциплине, имеющей собственные истоки и методологию. Данное положение объективно предопределено структурой действующего законодательства и паспортом научных специальностей, который приводится ниже. Поэтому в рамках настоящего пособия понятие «гражданско-правовая наука» используется как сборное, родовое понятие, а не в его узком значении, которое тождественно термину «цивилистика».

Гражданско-правовая наука – одна из необходимых (наряду с отраслью законодательства и учебной дисциплиной) плоскостей существования права. Как и любая наука, она представлена несколькими аспектами, в связи с чем надлежит различать гражданско-правовую науку как:

социальный институт в виде сообщества ученых, совокупности научных учреждений с соответствующим направлением исследовательской деятельности;

исследовательский процесс имеющихся научных достижений в этой области, законодательства и разнородной юридической практики;

результат в виде имеющихся научных знаний.

На этапе аспирантской подготовки важны все аспекты. Однако наиболее значим такой аспект как исследовательский процесс, в котором гражданско-правовая наука предстает в виде системной деятельности по выработке и получению новых научных знаний о гражданско-правовой действительности на основе анализа (умения разделять) и синтеза (способности обобщать).

Центральное место в ряду научных дисциплин, входящих в дисциплины гражданско-правовой специализации, занимает наука гражданского права в её узком значении – цивилистика. В предмет исследования этой отрасли правоведения входит наиболее широкий круг общественных отношений, юридических фактов и иных структурных элементов гражданско-правового регулирования. Это естественным образом расширяет границы как познавательного, так и исследовательского пространства для лиц, избравших данную область исследования. И этот факт должен быть осознан потенциальным аспирантом. Весьма важен и момент множественной насыщенности этой области исследований системой многочисленных абстракций, к которым относятся правовые понятия, не имеющие понятийных эквивалентов за пределами права. Эти понятия обеспечивают значительную специфику понятийно-терминологического аппарата всего гражданского права и обязывают к соблюдению особых правил обращения с научно-исследовательским материалом.

С учетом структуры действующего акта кодификации в сфере гражданского законодательства – Гражданского кодекса РФ, гражданское право, как отрасль права и как учебная дисциплина, находится в наиболее тесной связи с такой отраслью научных знаний как предпринимательское право. Являясь относительно самостоятельной областью научных исследований, данная отрасль знаний во многом опирается на терминологический фонд гражданского права и оперирует абсолютным большинством его конструкций. Это не предполагает полной изолированности от права гражданского как отрасли научных знаний, а также отрасли права и законодательства. Данное обстоятельство должно быть учтено потенциальными аспирантами, желающими избрать сферой своего исследования, проблемы предпринимательского права. В то время как другие компоненты науки гражданско-правовой специализации – семейное право и международное частное право, в силу своего предмета, обладают более высокой степенью научной изолированности от гражданского права как науки.

2. ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Для корректного отнесения результатов научных исследований к той или иной научной специальности следует руководствоваться паспортом специальности. Это документ, в котором сформулирован не только предмет, изучаемый в пределах каждой конкретной научной специальности, но и очерчена область исследования, а также сделаны разграничения со смежными и сопутствующими специальностями.

Научные специальности, по которым присуждаются ученые степени, представлены в Номенклатуре специальностей научных работников, по которым проходит подготовка в форме аспирантуры (утв. Приказом Минпромнауки России от 31 января 2001 г.) Вся номенклатура состоит из 25 разделов, каждый из которых посвящен отдельной отрасли научных знаний. Отнесение диссертационного исследования к той или иной специальности определяется основными научными результатами и положениями, выносимыми соискателем на защиту.

Каждая отрасль науки в рамках этой номенклатуры имеет собственный шифр. Шифр юридических специальностей: 12.00.00. Всего в юридических науках 15 научных специальностей, по которым проходит подготовка диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Код гражданско-правовой науки: 12.00.03. Как и другие, эта специальность представлена паспортом, в котором системно представлен тот вид и объем научной информации, которым должен обладать аспирант, претендующий на получение степени кандидата юридических наук по научной специальности 12.00.03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Данный паспорт является ориентиром при составлении программ вступительных экзаменов в аспирантуру и экзаменов по специальности, позволяя впоследствии однозначно определить специальность, по которой выполнена работа. Научные знания, полученные в процессе исследования, будут соответствовать научной специальности 12.00.03, если новые результаты в виде защищаемых положений будут соотноситься с областью исследования, очерченной паспортом (приводится ниже).

12.00.03 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО;

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО;

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Области исследований

Гражданское право

1. Гражданское право как частное право. Система частного права. Содержание и основные особенности частноправового регулирования.

2. Предмет, метод, принципы и функции гражданско-правового регулирования.

3. Источники гражданского права.

4. Гражданское правоотношение: понятие, содержание, структу­ра. Виды гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права. Вещные, обязательственные, корпоративные и исключитель­ные права

5. Понятие, содержание и виды субъективных гражданских обя­занностей. Понятие и содержание гражданской правосубъектности. Граждане (физические лица) как участники (субъекты) гражданских правоотношений (правоспособность и дееспособность). Опекай попе­чительство. Регистрация актов гражданского состояния.

6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Особенности гражданско-правового статуса отдельных видов юриди­ческих лиц: коммерческие юридические лица (хозяйственные товари­щества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие юри­дические лица (общественные организации, религиозные объедине­ния, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и др.).

7. Возникновение, реорганизация и прекращение деятельности юридических лиц. Банкротство юридических лиц.

8. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубьектности государства и других публично-правовых образований. Виды публично-правовых образований, участвующих в гражданских право­отношениях. Порядок и случаи участия публично-правовых образова­ний в гражданских правоотношениях. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований.

9. Объекты гражданских правоотношений. Виды объектов граждан­ских прав: вещи (движимые и недвижимые, имущественные комплек­сы, изъятые из оборота, ограниченные в обороте, разрешенные в обороте и др.), деньги и валютные ценности, ценные бумаги, права требования и пользования, работы и услуги, информация, объекты исключительных прав, личные неимущественные блага.

10. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве. Юри­дические составы. Понятие и виды сделок. Гражданско-правовые особен­ности биржевых, банковских, страховых сделок, сделок с ценными бумагами и др. Договоры и односторонние сделки. Особенности сделок с недвижимостью Недействительность сделок и ее виды. Правовые по­следствия недействительности сделок.

11. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей. Осуществление прав и исполнение обязанностей через представителя. Виды представительства Понятие и виды пределов осуществления граж­данских прав. Злоупотребление правом. Антимонопольные запреты и правила о недопустимости недобросовестной конкуренции как разно­видность пределов осуществления гражданских прав. Отказ в защите права и последствия его применения.

12. Защита гражданских прав. Способы зашиты гражданских прав: са­мозащита гражданских прав, меры оперативного воздействия, меры го­сударственного принуждения. Ответственность по гражданскому праву.

13. Сроки в гражданском праве.

14. Право собственности и иные (ограниченные) вещные права. Право собственности граждан, юридических лиц и публично-право­вых образований. Общая собственность. Защита права собственности и иных вещных прав.

15. Исключительные права (интеллектуальная и промышленная собственность): авторское право, патентное право, правовая охрана средств индивидуализации товаров и их производителей.

16. Личные неимущественные права.

17. Понятие и виды обязательств. Исполнение, обеспечение испол­нения и прекращение обязательств.

18. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание, система. Заключение, изменение и расторжение договора.

19. Отдельные виды договорных обязательств.

20. Договорные обязательства о передаче имущества в собственность, иное вещное право или пользование, договорные обязатель­ства о выполнении работ и оказании услуг, договорные обязательства о реализации результатов творческой деятельности. Обязательства из алеаторных сделок.

21. Обязательства из односторонних действий.

22. Внедоговорные (правоохранительные) обязательства.

23. Наследование.

Предпринимательское право

1. Понятие, виды предпринимательской деятельности и ее право­вое регулирование.

2. Законодательство о предпринимательской деятельности.

3. Правовой статус индивидуального предпринимателя: приобре­тение и прекращение. Банкротство индивидуального предпринимателя.

4. Коммерческие юридические лица как субъекты предпринима­тельской деятельности. Особенности возникновения и прекращения коммерческих юридических лиц в отдельных сферах предпринима­тельской деятельности (производственной, сельскохозяйственной, банковской, страховой, на рынке ценных бумаг и др.). Правовое положение холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Банкротство коммерческих юридических лиц.

5. Правовой статус субъектов малого предпринимательства.

6. Предприятия и иные имущественные комплексы как объекты предпринимательской деятельности. Объекты интеллектуальной дея­тельности, используемые для осуществления предпринимательской деятельности.

7. Особенности осуществления и защиты прав субъектов предпри­нимательской деятельности.

8. Коммерческое представительство. Защита конкуренции и огра­ничение монополистической деятельности.

9. Приватизация государственных и муниципальных предприятий как способ приобретения права собственности на имущество, исполь­зуемое для осуществления предпринимательской деятельности.

10.Обязательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

11. Ответственность предпринимателей за неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязательств.

12. Особенности правового регулирования отдельных видов дого­воров в сфере предпринимательской деятельности: договоры в про­изводственной и сельскохозяйственной области, договоры в сфере строительства, транспорта и связи, договоры, связанные с использованием в коммерческом обороте объектов интеллектуальной деятельности, договоры в сфере банковской, биржевой, страховой, ин­вестиционной, инновационной деятельности, договоры на рынке ценных бумаг и др.

Семейное право

1. Понятие семейного права в системе правовых отраслей. Предмет и метод семейного права.

2. Источники семейного права. Роль договоров в регулировании се­мейных отношений.

3. Семейные правоотношения (понятие и виды).

4. Субъекты семейных правоотношений и их правосубъектность. Объекты семейных правоотношений. Особенности юридических фак­тов в семейном праве. Родство и свойство, их юридическое значение.

5. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. За­шита семейных прав. Ответственность в семейном праве. Виды семейно-правовых санкций.

6. Условия действительности брака. Порядок и последствия при­знания брака недействительным. Санация брака.

7. Правовое регулирование заключения брака. Личные права и обя­занности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Ос­нования прекращения брака.

8. Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей и их защита. Личные права и обязанности родителей и детей. Имущественные права и обязанности родителей и детей (вещные, обязательственные, алиментные).

9. Алиментные права и обязанности других членов семьи.

10. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

11.Усыновление (удочерение).

12. Опека и попечительство над детьми.

13. Приемная семья.

Международное частное право

1. Предмет и метод международного частного права. Система меж­дународного частного права.

2. Источники международного частного права.

3. Международная унификация частного права.

4. Коллизионная норма: понятие, структура, особенности. Виды коллизионных норм. Применение и толкование коллизионных норм.

5. Применение иностранного права. Публичный порядок и импе­ративные нормы.

6. Субъекты международного частного права (гражданско-право­вой статус физических и юридических лиц: личный закон, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования). Участие государства в отношениях, регулируемых нормами международного частного права (частноправовые отношения и иммунитет государства).

7. Иностранные инвестиции. Иностранная валюта и валютные цен­ности.

8. Право собственности и иные вещные права в международном частном праве.

9. Внешнеторговая сделка: понятие, порядок подписания и форма.

10. Общие коллизионные вопросы обязательств, возникающих из внешнеторговых сделок. Принцип автономии воли сторон.

11. Внешнеэкономическая деятельность: договор международной купли-продажи; договор строительного подряда о возведении объектов недвижимости за рубежом; международные перевозки грузов, пасса­жиров и багажа; договоры об оказании посреднических услуг; меж­дународные расчетные и кредитные отношения; договоры в сфере международной биржевой, страховой деятельности, рынка ценных бумаг.

12. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения в международном частном праве.

13. Исключительные права (интеллектуальная и промышленная собственность) в международном частном праве.

14. Наследование в международном частном праве.

15. Проблемы правового регулирования брачно-семейных отноше­ний международного характера. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака. Коллизионные вопросы взаимоотношений меж­ду членами семьи. Защита прав и интересов детей в международном частном праве.

16. Международный гражданский процесс: процессуальное положе­ние иностранных граждан и организаций; международная подсудность; судебные поручения и исполнение решений иностранных судов. Но­тариальные действия. Легализация.

17. Международный и коммерческий арбитраж.

3. ОБ АСПИРАНТУРЕ КАК ФОРМЕ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

(с приложением нормативного обоснования)

Аспирантура является послевузовской формой повышения научной и научно-педагогической квалификации по определенному стандарту на базе конкретного образовательного учреждения с учетом всех содержательных характеристик образовательного процесса, предусмотренных для данной формы образования. Ведущих особенностей у этой формы две. Первая связана с научной составляющей. Вторая с высокой степенью самостоятельности аспиранта написании научно-квалификационной работы.

Основные правила для лиц, поступающих в аспирантуру, изложены в Положении о порядке подготовки научно-педагогических и научных кадров от 27 марта 1998 г. В этом же акте определена квалификационная характеристика выпускника аспирантуры. Согласно ему - это специалист высшей квалификации, подготовленный к самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкой фундаментальной подготовки в современных направлениях юриспруденции, глубокой специализированной подготовки в выбранном направлении, владения навыками современных методов исследования. Этой целью для потенциальных кандидатов в аспирантуру предопределен набор дополнительных компетенций, позволяющих заниматься работой, связанной с научными исследованиями.

В первую очередь это касается общего качества образовательного уровня соискателя, полученного в форме высшего профессионального образования. Лишь при надлежащем качестве базовых знаний, соискатель ясно представляет все уровни существования наук, входящих в гражданско-правовую специализацию: как учебных дисциплин, которые выступают в виде систематизированных источников правовой информацию в соответствующей правовой области; как отраслей права и законодательства; и наук как таковых, имеющих мировоззренческое и прикладное значение. В связи с этим предполагается, что претендент на зачисление в аспирантуру владеет не только формальной нормой права, но и представляет, что являет собой предмет науки в целом и гражданско-правовой, в частности, а также понимает смысл общепринятого соотношения: теория права – нормотворческая деятельность – практика, применения гражданского и связанного с ним законодательства с умением эту связь обосновать.

Одних лишь исполнительских навыков, полученных при базовом профессиональном образовании, недостаточно. Языково-речевые возможности претендента - не являются доминирующими в оценке способностей при поступлении в аспирантуру. А поскольку написание диссертационной работы имеет мало общего со школьно-институтской логикой, ориентированной на процесс познания, а не исследования, то необходимым дополнением к базовым институтским качествам должна быть индивидуальная способность претендента на зачисление в аспирантуру управлять полученным знанием через выстраивание соответствующих интеллектуальных моделей с подведением под них необходимой теоретической аргументации.

Вторая особенность связана с высокой степенью самостоятельности аспиранта при обучении в аспирантуре. Именно поэтому у поступающих претендентов отслеживается наличие определенного теоретического потенциала, не связанного лишь с умением читать и воспроизводить нормы права; выявляется способность к генерации научного знания и его систематизации; устанавливается наличие склонности к самообразованию. Немаловажное значение имеет и мотивационная составляющая к занятию наукой.

Согласно нормативных документов обучение в аспирантуре проходит под руководством научного руководителя – специалиста в соответствующей научной области. Это предполагает оценку коммуникативных намерений соискателя в условиях индивидуальной субординации в системе: аспирант - научный руководитель. Соискателю надлежит подходить осознанно к установлению контакта с научным руководителем, который утверждается приказом ВУЗа и который впоследствии выступает координатором его деятельности, определяя промежуточные её этапы и цели, имея право давать научную оценку содержания и формы сделанного аспирантом. Запланированный объем нагрузки научного руководителя по руководству аспирантом составляет 50 часов в год. Это означает, что большую часть времени аспирант работает вне личного контакта с научным руководителем.

Нормативные приложения:

Закон РФ от 10 июля 1997 г. (с изм. и доп. от 1 января 2008 г.) «Об образовании» (Извлечение)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Статья 25. Послевузовское профессиональное образование

1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Извлечение)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования;

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

4. В аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций не может превышать три года в очной форме, четыре года в заочной форме.

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

2. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

4. Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

6. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

7. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264

«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (Извлечение )

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее именуются - высшие учебные заведения).

11. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

а) удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;

б) удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

в) организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;

г) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

д) накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

е) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

IV. Научная деятельность высшего учебного заведения

45. Основными задачами высшего учебного заведения являются развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

46. Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для федерального органа управления образованием одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения.

VI. Обучающиеся и работники высшего учебного заведения

62. К обучающимся в высшем учебном заведении относятся студенты, аспиранты, слушатели и другие категории обучающихся.

Аспирантом является лицо, которое имеет высшее профессиональное образование, обучается в аспирантуре и подготавливает диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

VII. Подготовка научно-педагогических и научных кадров и повышение квалификации научно-педагогических работников

81. Подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в аспирантуре, ординатуре и докторантуре высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, научных учреждений или организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, а также путем стажировки, прикрепления соискателей ученых степеней к указанным учреждениям или организациям, перевода педагогических работников на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций и предоставления творческих отпусков для завершения работы над диссертациями.

Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации утверждается федеральным органом управления образованием.

82. Количество лиц, принимаемых в аспирантуру и докторантуру высшего учебного заведения для обучения за счет средств соответствующих бюджетов, и структура их приема устанавливаются ежегодно соответствующим органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится, по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Высшее учебное заведение вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) по приему в аспирантуру и докторантуру для подготовки кандидатов наук и докторов наук на основании договоров, заключаемых с юридическими и (или) физическими лицами при условии оплаты ими стоимости обучения.

83. Права, обязанности, социальные гарантии и льготы аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и иными актами, регламентирующими деятельность высшего учебного заведения.

Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации

Приложение к приказу Минобразования России

от 27 марта 1998 г. № 814 (Извлечение)

I. Общие положения

1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ, Положением о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.97 г. № 395 другими законодательными и нормативными правовыми актами система послевузовского профессионального образования предоставляет гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня научной и научно-педагогической квалификации в докторантуре, аспирантуре, адъюнктуре, созданных в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее по тексту - высшие учебные заведения), имеющих государственную аккредитацию , и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

2. С учетом норм ст.19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющими гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.

Соискательство является формой работы над диссертациями специалистов, прикрепленных к высшим учебным заведениям или научным учреждениям, организациям без зачисления в докторантуру, аспирантуру, адъюнктуру.

3. Порядок представления диссертаций в диссертационный совет определяется Положением о порядке присуждения ученых степеней.

4. Докторантура, аспирантура, адъюнктура открываются в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами.

6. Открытие аспирантуры, адъюнктуры осуществляется приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с выдачей лицензии после проведения лицензионной экспертизы на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус.

VI. АСПИРАНТУРА

36. В аспирантуру, адъюнктуру (далее по тексту – «аспирантура») на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам.

37. Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

39. Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями. Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора /проректора/ высшего учебного заведения или руководителя /заместителя руководителя/ научного учреждения, организации. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Приемная комиссия рассматривает документы поступающих в аспирантуру.

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.

Решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок.

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится комиссиями, назначаемыми ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, ведущей подготовку аспирантов. В состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен.

При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по иностранному языку и квалифицированные преподаватели, не имеющие ученой степени и ученого звания, в достаточной степени владеющие соответствующим иностранным языком.

40. Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования:

специальную дисциплину;

философию;

иностранный язык, определяемый высшим учебным заведением или научным учреждением, организацией и необходимый аспиранту для выполнения диссертационного исследования.

Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года.

Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.

Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.

Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы.

41. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.

Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее, чем за две недели до начала занятий.

Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.

ЕДИНЫЙ РЕЕСТР

УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ

(утв. Постановлением Правительства РФ 30 января 2002 г. № 74 (в ред.

от 12 августа 2003 г. № 490, от 20 апреля 2006 г. № 227)

В соответствии с правовыми основами оценки квалификации научных работников и критериями определения этой оценки, обеспечиваемыми государственной системой аттестации, устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации:

ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

4. ПОДГОТОВКА ВСТУПИТЕЛЬНОГО РЕФЕРАТА И ЕГО ЗАЩИТА

Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания результатов изученной научной проблемы. Согласно Положению о порядке подготовки научных и научно-педагогических кадров написание реферата является обязательным для всех претендентов, поступающих в аспирантуру, не имеющих официально заверенного списка научных трудов. Соискатель, имеющий научные публикации (не менее двух), освобождается от написания реферата. Он должен представить на кафедру оригинал публикаций. Научный руководитель дает по ним заключение, в котором оценивает могут ли они быть зачтены в счет написания реферата.

Реферат именуется в ступительным. Он должен быть выполнен накануне собеседования с предполагаемым научным руководителем, которое предшествует приему документов от претендента. Это предопределено целями написания реферата. Они следующие:

оценить у поступающего качество и уровень вузовских знаний по соответствующей отрасли юриспруденции;

показать, что поступающий в аспирантуру имеет необходимые теоретические и практические знания по выбранному направлению своей будущей научной деятельности.

выявить у поступающего наличие начальных навыков научного исследования и склонность к исследовательской работе.

При выборе темы реферата необходимо руководствоваться паспортом научной специальности 12.00.03. Предполагается, что реферат должен быть выполнен по теме диссертационной работы. Однако в связи с трудностью самостоятельного выбора темы будущего научного исследования, допускается выполнение реферата и не по теме исследования. При этом вопросы, положенные в основу темы, должны быть близки к теме будущего научного исследования. Подобный подход необходим для согласования научных интересов будущего научного руководителя и аспиранта.

Как научный труд реферат должен содержать обоснование той или иной проблемы по гражданско-правовой научной специальности, что выражается в изложении актуальности научной проблемы, её теоретической и практической значимости. При его написании соискатель обязан охватить все имеющиеся по проблеме публикации, в том числе дореволюционного и советского периода, дать оценку и выводы по проанализированному научному материалу. Это выражается в изложении уже имеющихся взглядов ученых на состояние этой проблемы и предлагаемые ими способы её разрешения. Основной объем реферата составляют собственные суждения потенциального аспиранта относительно поднятой научной проблемы и пути её научного или законодательного решения. В итоге написание реферата должно показать эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию.

Реферат – одна из форм научно-литературной продукции. Его стиль, содержание, оформление должны соответствовать главному – демонстрировать наличие начальных навыков научного исследования. По качеству оформления реферата, смысловой наполненности текста, судят о научной зрелости претендента и его общей культуре. Однообразность и бедность набора слов, информационно-комментаторский стиль – как правило являются свидетельством недостаточной образованности и плохой языковой подготовке автора.

Язык и стиль изложения реферата, как и всякого другого научного труда, имеет свой этикет. Главная особенность его состоит в приверженности традициям, в стремлении пользоваться узаконенными нормами и классическими правилами стилистики, в отказе от языковых штампов. Хотя жестких нормативных требований к научному языку нет, соискатель должен сам, опираясь на накопленный опыт, идущий от написания курсовых и дипломных работ, выбрать оптимальные формы изложения результатов собственного исследования. Безусловно, неприемлем реферат, стиль которого дублирует комментарии действующего законодательства, носит разъяснительный характер с преобладанием описательного материала, в котором излагается общеизвестная (из учебной дисциплины) информация по теме.

Как к виду литературной продукции к реферату предъявляются требования грамматической и орфографической грамотности, аккуратности оформления.

Как для любой научной работы, для реферата характерна смысловая законченность, целостность и связность текста, логичный переход от одной мысли к другой, от одного предложения к другому. Претендент должен продемонстрировать свое умение излагать материал формально-логически с использованием таких средств выражения логических связей как специальные функционально-синтаксические структуры в виде слов или их сочетаний, указывающие на последовательность развития мысли соискателя: «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «значит», «итак» и т.д. К таким средствам связей в тексте могут относиться слова и их сочетания, подчеркивающие противоречивость отношений к отдельным частям материала: «однако», «в то время как», «тем не менее» и т.д., а также устанавливающие причинно-следственные связи: «следовательно», «поэтому», «кроме того», и т.д. Для обобщения результатов можно использовать слова или словосочетания: «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «сказанное позволяет сделать вывод», «подводя итог», «резюмируя сказанное», «отсюда следует, что» и т.д.
Неоспоримым условием высокой оценки качества текста реферата является его краткость, реферативность в собственном смысле этого слова. Это накладывает определённый отпечаток на стиль изложения материала. Неосновные места темы (как правило, это первоуровневые представления претендента по проблеме, вынесенной в заголовок или общеизвестные положения учебной дисциплины) должны быть опущены в целях сокращения общего объёма. Исторический материал (при необходимости такого в теме) вкрапляется в текст, однако не в виде «рассказа» о том, что было раньше в науке и законодательстве, а в виде синтезированных обобщений самого соискателя.

Особое внимание должно быть уделено научному стилю реферата. Как уже отмечено, реферат - это не простое информативное изложение того или иного вопроса, вынесенного в заголовок темы или того, что записано в действующем законодательстве. Написание реферата предполагает аналитический подход соискателя к имеющейся научной проблеме с соответствующими обобщениями автора. Поэтому необходимо соблюдение требований, которые сопровождают любой научный стиль: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений.

Внутренняя структура реферата предполагает наличие выверенного с научной точки зрения названия, плана работы, который предполагает разбивку на главы и параграфы. Неприемлем план реферата, содержащий одну главу без параграфов или один параграф без глав. План может не содержать в своей структуре глав, но параграфов в нем должно быть не менее двух. Пункты плана в своем наименовании не должны дублировать формулировки учебной литературы, ориентированной на познавательный, а не исследовательский процесс. В связи с этим названия структурных частей плана не должны содержать формулировок такого вида как «Понятие ….» или «Общие положения о ..».

Структурно-обособленной частью текста является введение к реферату. По общему правилу оно должно занимать не более 5% всего текста реферата, включая в свое содержание обоснование выбора темы, её теоретическую (и практическую) актуальность, основные цели и задачи исследования. Цели и задачи исследования не должны быть пространными. Избежать этого и достигнуть конкретики помогает их тесная увязка с заявленными формулировками плана.

Основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения.

Обязательной частью реферата является заключение, в котором излагается краткая формулировка основных выводов и результатов, полученных в ходе исследования. Не считается приемлемым заключение, написанное в стиле краткого пересказа о том, что говорилось в тексте.

Реферат должен быть снабжен списком использованной литературы, в котором должны найти отражение все имеющиеся по проблеме монографические работы как дореволюционного (если они есть в научном обороте), советского, так и современного научного наследия. На этом этапе претендент должен получить представление обо всех периодических изданиях по юриспруденции, в которых публикуются научные материалы по выбранной научной специальности, в первую очередь об изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. Опора только на электронный информационный ресурс считается недостаточной. Обязателен в списке и такой раздел как «Нормативная литература». В этом разделе отражается имеющийся нормативный объем, использованный соискателем в процессе исследования соответствующей научной проблемы. Список составляется в соответствии с правилами библиографического описания.

Технические требования при оформлении реферата соответствуют общим требованиям, предъявляемым к подготовке выпускных дипломных работ, поэтому специально здесь не приводятся. Объем работы 25-30 страниц печатного текста (шрифт № 12 Times New Roman, через 1,5 интервала).

Оценка реферата - дифференцированная в зависимости от степени соответствия реферата установленным критериям (см. ниже).

Критерии оценки реферата

1.

Актуальность избранной темы и ее обоснование

2.

Факт выявления научной проблемы в формулировке и постановке темы исследования

3.

Насколько полно представлен обзор научной литературы по теме (наличие ссылок на работы русских, советских и российских ученых)

4.

Наличие теоретической базы исследования

5.

Показана ли взаимосвязь теоретических аспектов темы с юридической практикой

6.

Имеется ли аналитический раздел

8.

Представлена ли законодательная база по теме

9.

Насколько развернуто и полно представлена библиография по теме

10.

Присутствуют ли собственные оценки, позиция автора по аспектам исследования

Результат подготовленности потенциального аспиранта к научной деятельности и согласованность его научных интересов с интересами научного руководителя, а соответственно, согласие (или несогласие) научного руководителя руководить процессом подготовки аспиранта в целях соискания ученой степени кандидата юридических наук оформляются отзывом научного руководителя на представленный реферат.

Примерные темы рефератов

для поступающих в аспирантуру по научной специальности 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

1. Гражданское право в дихотомии: право частное и право публичное.

2. Иные вещные права как способ имущественной обособленности субъектов гражданского права.

3. Дозволения и запреты в осуществлении гражданских прав.

4. Исключительные права как разновидность имущественных прав.

5. История развития цивилистики как науки в России.

6. Договорная ответственность как разновидность юридической ответственности.

7. Договорные способы передачи имущественных прав.

8. Цессия и делегация как способы обеспечения подвижности обязательств.

9. Непоименованные способы обеспечения обязательств.

10. Публичные договоры как исключение из принципа свободы договора.

11. Ограничения и обременения в праве собственности.

12. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей как элемент семейных правоотношений.

13. Проблема гражданско-правового монизма в регулировании имущественных отношений.

14. Проблема отраслевой самостоятельности семейного права.

15. Проблемы регулирования имущественных отношений с участием иностранного элемента.

5. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ И ПОРЯДОК ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Итогом образовательной деятельности в аспирантуре согласно Положению о порядке присуждения ученых степеней, утв. Постановлением правительства 30 января 2002 г. является написание кандидатской диссертации, представляющей собой научно-квалификационную работу, в которой содержится новое знание по научной проблеме. Этот тот самый ориентир, который позволяет определить требования, предъявляемые к порядку проведения вступительного экзамена в аспирантуру как форме предварительной аттестации потенциального аспиранта.

Цель вступительного экзамена в аспирантуру состоит в выявлении гражданско-правовой эрудиции соискателя, его владение приемами юридической логики, с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» и выявление наличия у него способностей к аналитической, научной работе. Поэтому вступительный экзамен по методике подготовки к нему и структуре ответа в значительной степени отличается и от семестровых экзаменов по гражданскому праву и от государственного экзамена, где происходит дробное систематизированное изложение информации по соответствующей отрасли знаний. На этапе поступления в аспирантуру такая способность у соискателя предполагается как данность.

На вступительном экзамене соискатель обязан продемонстрировать знание глубин юридического материала, через проникновение в сущность юридических конструкций, базовых понятий в их системе. Поэтому оценке подвергается системность знаний с ориентиром на механизм правового регулирования в соответствующей отрасли законодательства через понимание его структуры и взаимосвязи всех входящих элементов. С учетом этого и сформулированы экзаменационные вопросы, в содержании которых не предполагается освящение тех «первоуровневых» знаний, которые получены при изучении соответствующих дисциплин в вузе.

Билет вступительного экзамена состоит из трех вопросов, которые берутся из разных разделов программы.

В ходе ответа поступающий должен :

• проявить обширные и системные знания в области гражданского, предпринимательского, семейного и международного частного права;

• продемонстрировать умение обобщать различные блоки полученной в вузе учебной информации, обеспечивая краткость и емкость её воспроизведения;

• показать свою осведомленность о проблемах, которые существуют в науке гражданского, предпринимательского, семейного и международного частного права в рамках соответствующего вопроса с наличием умения оперировать существующими в науке взглядами и точками зрения.

При оценке ответа учитывается степень владения соискателем понятийно-терминологическим аппаратом профилирующих наук и действующего законодательства с учетом его динамики.

По итогам экзамена выставляется дифференцированная оценка, которая отражает общее качество ответа с учетом указанных критериев и качества выполненного вступительного реферата.

6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

История формирования гражданского права как отрасли права. Частноправовой характер гражданского права, его предмет и метод правового регулирования, проблемы метода гражданско-правового регулирования. Монистический характер гражданского права. Вопрос о хозяйственном праве.

Российская наука гражданского права. История возникновения. Понятие, система, предмет, методы исследова­ния науки гражданского права.

Гражданское право и гражданское законодательство. Система гражданского законодательства. Роль судебной и арбитражной практики. Гражданское законодательство и нормы международного права. История гражданско-правовой кодификации. Структура современного Гражданского кодекса РФ.

Гражданское правоотношение. Понятие и виды гражданских правоотношений. Структурные особенности гражданского правоотношения. Спорные вопросы теории гражданского правоотношения. Юридические факты в гражданском праве. Система юридических фактов гражданского права. Юридические составы. Взаимосвязь правовой нормы, юридического факта и правоотношения в гражданском праве.

Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей. Принципы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Понятие и виды пределов осуществления гражданских прав. Отказ в защите права и последствия его применения. Последствия ненадлежащего осуществления гражданских прав и ненадлежащего исполнения обязанностей. Представительство и доверенность. Посредничество.

Участники гражданских правоотношений. Правосубъектность физических лиц. Наука гражданского права о категории правосубъектности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гарантии правосубъектности граждан РФ. Опека и попечительство. Регистрация актов гражданского состояния.

Развитие учения о юридических лицах в науке гражданского права. Экономическая основа юридической личности в гражданском обществе. Признаки юридического лица. Проблемы дефиниции. Виды юридических лиц и их основные особенности. Правосубъектность коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика отдельных организационно-правовых форм юридических лиц.

Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом. Особенности имущественной ответственности публично-правовых образований.

Общее учение науки гражданского права об объектах гражданских правоотношений. Особенности объектов гражданских правоотношений. Специфика отдельных видов объектов гражданских правоотношений. Особенности оборотоспособности недвижимого имущества.

Сделки: их понятие, виды, функции. Развитие общего учения о сделках в науке гражданского права. Договоры и односторонние сделки. Доктрина гражданского права о недействительности сделок.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Собственность и право собственности. Собственность как экономическая кате­гория. Характеристика отношений собственности, регулируемых нормами права. Формы регулирования. Право собственности как подотрасль российского права. Право собственности как субъективное право. Методологические принципы опре­деления права собственности в субъективном смысле. Значение «триады» правомо­чий собственника. Право собственности как абсолютное субъективное право. Пределы осуществления права собственности. Право собственности в субъективном смысле и интерес. Оценка высказанных в литературе взглядов о правоотношении собственности и о существовании субъективного права собственности вне правоотношения.

Право частной собственности граждан и юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности. Осуществление государством своих правомочий собственника. Субъекты и объекты права государственной собственности. Право муниципальной собственности. Система иных вещных прав. Понятие вещного права в науке гражданского права. Концепция права оперативного управления и права хозяйст­венного ведения в юридической литературе. Владение как иное вещное право. Общая собственность, ее социальная природа. Юридическая природа «доли».

Охрана и защита права собственности. Гражданско-правовые способы защиты, их соотношение (вопрос о «конкуренции исков»). Защита прав владельца, не являющегося собственником. Защита иных вещных прав.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

Обязательство и его элементы, виды обязательств. Система обязательств. Обя­зательственное право как подотрасль гражданского права, его значение и тенденции развития в регулировании отношений гражданского оборота. Субъекты обязательств. Множественность лиц в обязательстве.

Соотношение понятий объекта обязательства, предмета обязательства и предмета исполнения обязательства. Система оснований прекращения обязательств. Спорные вопросы прекращения обязательств

Гражданско-правовой договор и его роль в гражданском обороте. Содержание договора. Существенные условия договора. Теория гражданского права об условиях договора, развитие в науке гражданского права теоретических воззрении в свете новых подходов законодателя к регламентации содержания договора. Форма договора. Заключение договора. Толкование договора. Изменение и рас­торжение договора.

Договор и обязательство. Классификация гражданско-правовых договоров: типы, виды, разновидности договоров. Роль классификации для нормотворческой деятельности.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Унификация и дифференциация системы гражданско-правовых договоров. Классификация гражданско-правовых договоров по признаку направленности. Безвозмездные договорные конструкции. Договоры, направленные на замену лиц в обязательстве. Общецелевые договоры. Договоры о передаче имущества в иное вещное право или пользование. Договорные отношения в сфере выполнения работ, оказания услуг. Новые гражданско-правовые договоры.

ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Понятие и система внедоговорных обязательств. Сфера применения отдельных видов внедоговорных обязательств. Обязательства из односторонних действий. Кондикционные обязательства.

Роль и место внедоговорных обязательств в охране жизни и здоровья граждан, частной, государственной и муниципальной собственности. Понятие вреда. Принцип полного возмещения материальных потерь по обязательствам, возникаю­щим вследствие причинения вреда. Размер и характер возмещения при поврежде­нии здоровья и причинении смерти. Вред и убытки. Проблема «морального» вреда. Способы и размер его компенсации.

Специальные виды ответственности за причинение вреда.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности. Проблемы предпринима­тельского права в современной юридической науке и практике. Место предпринима­тельского права в российской правовой системе.

Предпринимательская деятель­ность как предмет правового регулирования, ее виды. Методы правового регулирования отношений в сфере предпринимательства. Публично-правовые начала в регулировании сферы пред­принимательства.

Понятие, система и основные направления развития пред­принимательского законодательства. Проблемы систематиза­ции предпринимательского законодательства. Обычаи делового оборота как источник предприниматель­ского права. Применение обычаев во внутри - и внешнеторго­вом обороте. Роль судебной практики в правовом регулирований отноше­ний в сфере предпринимательской деятельности. Судебная практика и развитие предпринимательского законодательства.

СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности. Правосубъектность коммерческих юридических лиц. Учреди­тельные документы коммерческих организаций. Структура коммерческой организации. Правовое положение внутренних структурных подразделений коммер­ческой организации.

Предпринимательская деятельность гражданина. Особенности правового статуса главы крес­тьянского (фермерского) хозяйства.

Хозяйственные товарищества и общества, их правовое поло­жение. Правовой статус обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью. Акционерные общества: понятие, виды и порядок создания. Дочерние хозяйственные и зависимые общества.

Производственные кооперативы, их правовое положение. Управление кооперативом. Отношения кооператива с государственными и кооперативными органами.

Государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия: порядок создания, реорганизации и ликвидации.

Специфика правосубъектности некоммерческих юридических лиц. Участие некоммерческих организации в предпринима­тельской деятельности.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъ­ектов предпринимательской деятельности по российскому за­конодательству.

Участники правоотношений, возникаю­щих в связи с несостоятельностью (банкротством). Реорганизационные меры несостоятельности (банкротства). Ликвидационные меры несостоятельности (банкротства). Мировое соглашение. Внесудебные меры несостоятельности (банкротства).

ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и виды имущества субъектов предприниматель­ской деятельности. Фонды имущества. Правовые формы принадлежности иму­щества. Порядок формирования и использования имущества коммерческих организаций.

Предприятия и иные имущественные комплексы как объекты предпринимательской деятельности. Объекты интеллектуальной собственности. используемые в предпринимательской деятельности.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий как способ приобретения права собственности на имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности. Законодательство о приватизации государственных и муни­ципальных предприятий. Государственное регулирование приватизации предприятий. Субъекты процесса приватизации. Ор­ганы, осуществляющие приватизацию.

Обращение взыскания на имущество субъектов предприни­мательской деятельности. Очередность взыскания на имущест­во должника. Реализация имущества субъекта предпринима­тельской деятельности, на которое обращено взыскание.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственно-правовые формы воздействия на экономику. Правовые формы государственного планирования и норми­рования предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство. Экономические и правовые признаки малого предприятия. Законодательство о малом пред­принимательстве (бизнесе). Правовые формы стимулирования и государственной поддержки малого предпринимательства.

Антимонопольное регулирование предпринимательской дея­тельности. Общая характеристика антимонопольного законо­дательства. Специальные государственные антимонопольные органы, их компетенция. Санкции, применяемые к предпринимателям за нару­шение антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование инвестиционной деятель­ности. Становление и развитие законодательства об инвестици­онной деятельности. Понятие и виды инвестиций, инвестици­онной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Государственное регулирование качества продукции (работ, услуг). Законодательство о качестве. Система органов, осу­ществляющих стандартизацию, сертификацию и метрологию. Нормативные документы по стандартизации, их виды и кате­гории.

Государственное регулирование установления и применения цен на продукцию (работы, услуги). Понятие и виды цен. За­конодательство об установлении и применении цен. Органы, осуществляющие государственное управление ценообразовани­ем и контроль за соблюдением дисциплины цен. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ДОГОВОРЫ

Понятие и разновидности обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Особенности исполнения договорных обязательств, связан­ных с осуществлением сторонами предпринимательской дея­тельности. Способы обеспечения исполнения обязательств. Ответственность по обязательствам.

Понятие и признаки предпринимательского договора, его основные функции. Содержание предпринимательского договора. Порядок заключения предпринимательского догово­ра. Изменение и расторжение договора.

Ответственность за нарушение договорных обязательств. Формы и виды ответственности.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Понятие и содержание международного частного права. Сфера действия норм международного частного права, его предмет. Связь международного частного права с международным публичным правом. Система международного частного права.

Гражданские правоотношения, имеющие международный характер и их субъекты. «Международные» или «иностранные» элементы в этих отношениях. Методы защиты гражданских и иных прав.

Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Их значение в развитии международных экономических отношений. Взаимность и реторсия в международном частном праве. Дипломатический порядок установления взаимности. Процедура использования реторсий.

Коллизионный и материально-правовой методы регулирования в международном частном праве

Виды и соотношение источников международного частного права. Внутреннее законодательство государств. Международный договор как инструмент унификации международного частного права. Правовые обычаи и обыкновения как регуляторы отношений в области международного частного права. Судебная и арбитражная практика. Судебные прецеденты.

Понятие и структура коллизионных норм (объем и привязка), их виды, система, правила применения. Основные типы коллизионных привязок. Квалификация и установление содержания иностранного права. Проблемы правовой квалификации. Значение императивных норм. Оговорка о публичном порядке. Установление содержания иностранного права. Определение унификации, ее предмет. Виды унификации. Международные организации, занимающиеся унификацией права.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовое положение иностранных граждан в РФ. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве. Правовое положение лиц без гражданства. Особенности правового положения беженцев и вынужденных переселенцев. Личный закон физического лица. Правовое положение российских граждан за границей. Роль международных договоров в определении правового положения субъектов.

Государственная принадлежность юридических лиц. Личный статут. Национальность. Правовое положение иностранных юридических лиц в России. Порядок осуществления ими хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц в РФ. Хозяйственная деятельность российских организаций за рубежом. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями на территории РФ.

Правовое положение государства в международном частном праве. Участие государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом. Участие РФ и её субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Иммунитет иностранного государства и его виды. Изъятия из принципа иммунитета в договорном порядке.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве. Коллизионные привязки в институте права собственности.

Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций.

Собственность РФ за рубежом. Порядок управления и распоряжения собственностью. Собственность российских граждан и юридических лиц за рубежом. Режим государственной собственности на имущество, находящегося за рубежом. Иммунитет собственности иностранного государства.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

Автономия воли сторон в обязательственном праве. Коллизионные нормы ГК РФ и Основ гражданского законодательства 1991 г. Закон, применяемый к содержанию и форме внешнеэкономических сделок. Понятие и особенности внешнеэкономических сделок. Неправовые средства регулирования международных торговых отношений.

Типовые условия международной купли-продажи. Общие условия поставок. Венская конвенция 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. Концессионные договоры. Соглашения о разделе продукции.

Коллизионные вопросы деликтных обязательств. Международные конвенции по вопросам деликтных обязательств.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО - СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Общая характеристика источников семейного коллизионного законодательства.

Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака. Правовое регулирование брака и развода при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование отношений родителей и детей и иных членов семьи при наличии иностранного элемента. Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.

Коллизионные вопросы взаимоотношений между членами семьи. Защита прав и интересов детей в международном частном праве.

СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве. Пророгационные соглашения. Процессуальная правоспособность иностранных субъектов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Судебный иммунитет. Выполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве.

Способы арбитражного разбирательства международных коммерческих споров и их правовая основа.

Признание и исполнение решений иностранных судов по международным соглашениям и законодательству разных стран. Нотариальные действия и легализация документов в международном частном праве.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предмет семейного права. Особенности отношений, регулируемых семейным правом. Основные начала (принципы) семейного права. Специфика метода регулирования семейно-правовых отношений. Место семейного права в системе отраслей права. Источники семейного законодательства. Развитие семейного законодательства в России. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

Семейные правоотношения: понятие, виды, субъекты и объекты. Правосубъектность граждан в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Юридическое значение родства и свойства. Принципы осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей. Защита семейных прав: понятие, значение, формы и способы. Меры защиты и ответственности в семейном праве. Специфика ответственности в семейном праве.

ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Особенности правового регулирования личных неимущественных прав и обязанностей супругов. Правовой режим имущества супругов.

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Правовое регулирование установления отцовства и материнства при применении методов искусственного репродуцирования человека. Имущественные и личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Защита прав детей. Права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав: основания, порядок, правовые последствия. Отстранение от исполнения родительских обязанностей.

АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА УЧАСТНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Понятие алиментов и алиментных обязательств. Виды алиментных обязательств основания их возникновения, содержание. Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень литературных и нормативных источников в настоящей программе не приводится. К числу обязательных источников относятся учебники по гражданскому праву последних лет выпуска, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебников для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 – Юриспруденция.

В качестве необходимой дополнительной литературы надлежит использовать фундаментальные монографические труды дореволюционных, советских и российских авторов. Ориентиры на эти труды есть в рекомендованных учебниках, а при их отсутствии, претендент обязан самостоятельно отыскать наличие таких работ в целях ссылки на них при ответе на экзамене. Например:

Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963;

Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб.: Изд-во «Юридический цент Пресс», 2003.

Источником поиска являются библиотечные каталоги, электронные каталоги издательств «Статут» www.estatut.ru.; «Юрист» (www.urait.ru); «Юридический центр Пресс» (www.press@joridcenter.ru; «Юрайт» (www.urait.ru); Wolters Kluwer (www. wolters- kluwer.ru); Издательство «Норма» http://www.norma-verlag.com/ и др.

Сайты ведущих периодических журналов, в которых публикуются материалы по цивилистике: «Вестник гражданского права» (http://www.mvpg.ru); «Правоведение» http://www.jurisprudence-media.ru; «Современно право» http://www.pravo.cc; Государство и право» http://www.igpran.ru/journal; «Российский юридический журнал» http://www.ruzh.org и др.

ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО» (12.00.03)

1. Гражданское право (предмет, метод, система). Место в общей системе права.

2. Проблемы правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере отношений, регулируемых гражданским законодательством.

3. Основные начала гражданского законодательства.

4. Виды норм гражданского права.

5. Гражданское правоотношение (понятие, виды, структура, содержание).

6. Субъекты гражданских прав (понятие, виды, правосубъектность).

7. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как участники гражданских правоотношений.

8. Юридическое лицо: особенность правовой конструкции, история появления в законодательстве, виды юридических лиц.

9. Организационно-правовая форма юридического лица (понятие, виды).

10. Перспективы развития законодательства о юридических лицах.

11. Виды объектов в гражданском праве.

12. Недвижимое имущество как объект гражданских прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество.

13. Сделка (понятие, виды, содержание, форма, условия действительности).

14. Государственная регистрация сделок.

  1. Вещные права (понятие, виды, содержание, защита).
  2. Право собственности (понятие, виды, содержание, ограничения, возникновение и прекращение).
  3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как разновидности иных вещных прав.
  4. Гражданско-правовое обязательство (понятие, виды, структура, содержание, динамика, ответственность).
  5. Юридическая конструкция договора в гражданском праве. Проблема незаключенных и недействительных договоров.
  6. Субъектный состав договора и его содержание.
  7. Классификация гражданско-правовых договоров.

22. Договоры о передаче имущества в иное вещное право и пользование.

23. Договорные отношения в сфере выполнения работ, оказания услуг.

24. Особенности института гражданско-правовой ответственности.

25. Внедоговорные обязательства в гражданском праве (виды, условия возникновения, роль в механизме гражданско-правового регулирования).

26. Интеллектуальные права (понятие, объекты, виды, правовой режим). Проприетарная теория права интеллектуальной собственности.

27. Наследственное правопреемство (понятие, основания наследования, правовой режим). Место института в структуре гражданско-правовых норм.

28. Понятие предпринимательского права.

29. Предпринимательская деятельность и предпринимательские отношения.

30. Источники предпринимательского права (понятие, виды).

31. Субъекты предпринимательской деятельности (понятие, виды).

32. Имущество субъектов предпринимательской деятельности (понятие, виды, общая характеристика правового режима).

33. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

34. Хозяйственный (предпринимательский, коммерческий) договор (общая характеристика).

35. Понятие международного частного права.

36. Источники международного частного права.

37. Коллизионные нормы.

38. Субъекты международно-правовых отношений.

39. Право собственности в международном частном праве.

40. Обязательства в международном частном праве.

41. Правовое регулирование брачно-семейных отношений международного характера.

42. Судебный порядок рассмотрения споров в международном частном праве.

43. Семейно-правовое отношения (понятие, виды).

44. Источники семейного права.

45. Субъекты семейного права.

46. Личные и имущественные отношения супругов, родителей и детей.

47. Алиментные обязательства участников семейных правоотношений.

Скачать архив с текстом документа