Методические рекомендации для учителей, проводящих элективный курс Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ: Предполагаемый результат изучения элективного курса. Система оценки знаний учащихсяМуниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Вольска Саратовской области»
Элективный курс
Авторы: Боякова Н.Н.
Уральскова З.П.
учителя высшей квалификационной категории
г.Вольск
2007
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………. ……….….3-4
2. Учебно-тематическое планирование…………………….…………….4-6
3. Материал для проведения элективного курса………………………..7-17
4. Предполагаемый результат изучения элективного курса. Система оценки знаний учащихся…………………………………………...…18-19
5. Методические рекомендации для учителей, проводящих элективный курс……………………………………………………………………..….20
6. Список литературы ……………………………………………………....21
Пояснительная записка
Обоснование
Секрет изобразительной силы русского словообразования состоит в том, что оно отличается исключительной стилистической гибкостью.
В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Каждая из морфем оказывает влияние на лексическое значение слова, формирует это значение. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов, в конечном счете, определяют лексическое богатство русского языка, безграничные возможности для словотворчества, для языкового новаторства.
Словообразовательная система языка отличается исключительным богатством и разнообразием. Современные лингвисты считают, что 9 из 10 слов прошли через «словообразовательный круг» в языке и имеют в своем составе словообразовательные морфемы, которые придают словам разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.
Основные направления курса
Одно из основных направлений - организация работы с учащимися при подготовке к сдаче экзамена по русскому языку по новой форме.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к формированию речевых умений и навыков, научить чувствовать безграничные стилистические возможности языка, умело использовать изобразительные средства в своей речи.
Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма, что невозможно без знания системы русского словообразования.
Необходимо обеспечить закрепление изученного материала при изучении всех тем и разделов курса, создавая непрерывность в совершенствовании знаний по словообразованию.
Цели курса.
Основная цель обучения родному языку в гимназии состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать, пользоваться языком как основным средством общения.
Цель этого курса – пробудить интерес к изобразительным ресурсам русского словообразования, научить чувствовать слово, искать в слове истинный смысл, усваивать самобытность русского слова, суметь выразить себя в слове, овладевая богатствами родного языка, уметь видеть строение слова.
Этот курс поможет учащимся хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен по русскому языку по новой форме.
Задачи курса
- дать учащимся наиболее общее представление об изобразительных ресурсах русского словообразования;
- сформировать орфографические навыки, т.к. основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы;
- научить чувствовать слово;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мышление, формировать интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи;
- осознанно совершенствовать устную и письменную речь, повышать культуру речевого общения;
- структура и содержание предлагаемого курса обеспечат учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Учебно-тематическое планирование .
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание работы. |
Русское словообразование |
1ч. |
Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности для словотворчества; развитая синонимика значимых частей слова; их стилистическая гибкость. |
Морфема и ее значение |
2ч. |
Стилистические приемы, основанные на значимости морфемы; прием привлечения к значению морфемы (семантизация морфем); обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор, использование слов-паронимов в тексте; семантизация морфем как способ привлечения внимания к лексическому значению слова; использование двухприставочных глаголов в поэтическом тексте. |
Словообразова-тельный повтор |
3ч. |
Виды словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), повтор корня. Словообразовательная анафора как разновидность словообразовательного повтора. Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. |
Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
1ч. |
Практическая работа (исследовательская) с текстами художественных произведений разных исторических эпох, разных литературных направлений, разных писателей. |
Внутренняя форма слова |
2ч. |
Прием этимологизации – прием обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, сарказма, как средство характеристики людей, средство оживления пейзажных зарисовок. |
Окказионализмы |
1ч. |
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуально-авторские образования и их стилистическая роль в художественном тексте. |
Выразительное чтение художественного текста. |
2ч. |
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях. |
Материал для проведения элективного курса.
Занятие 2.
Тема: Морфема и ее значение
Цели занятия : углубить, откорректировать знания по морфемике;
познакомить со стилистическими приемами, основанными на
значимости морфемы; развивать речь, логическое мышление;
воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование : раздаточный материал – отрывки из произведений
И.С.Никитина, Ф.И. Кольцова, Ф.И.Тютчева, КИМы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
1. В каком разделе русского языка изучается морфема?
2. Назовите морфемы и дайте определение.
3. Что определяет лексическое богатство русского языка?
III. Вступительное слово учителя.
Это интересно!
В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов.
Так, например, 60.000 слов из «Орфографического словаря» и 17 – томного толкового словаря конструируются с помощью 4,5 тысяч корней, около 700 суффиксов и 130 приставок.
Каждая из этих морфем оказывает влияние и на лексическое значение слова, формирует это значение. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов – определяют лексическое богатство русского языка.
- Каковы же основные художественные приемы, основанные на изобразительных возможностях русского словообразования?
IV . Анализ художественных текстов.
- Итак, семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Пользуясь этим приемом, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, привлекая тем самым внимание читателя к лексическому значению слова, к тому, как ощутимо меняется оно при добавлении или изъятии морфемы.
а) – Прочитайте стихотворение А.Шибаева выразительно. Объясните, какое значение приставки до – обыгрывается в этом стихотворении?
Не жалел дошкольник Петя,
Что однажды от него
Убежали на рассвете
Буква д и буква о .
Петя ходит в первый класс.
Школьник в доме есть у нас.
б) – Объясните различие в строении и значении выделенных в тексте слов. Сделайте вывод.
Вот так чудо из чудес:
Повстречался
С буквой С
Путник-
И в космической дали
Полетел
Вокруг
Земли
Спутник.
Следовательно, прием семантизации морфем основан на главном их свойстве – семантике, способности передавать определенное языковое значение.
V . Игра «Кто больше ?»
«Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы»,- писал В.Г.Белинский.
В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!
- Подобрать ряд однокоренных слов к словам: плавать – плыть:
Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться – 20 оттенков одного и того же действия!
VI . Анализ произведений мастеров русского слова (И.С. Никитина, А.Кольцова).
1) – У вас на партах лежат произведения И.Никитина и А.Кольцова.
Прочитайте выразительно, обращая внимание на выразительность многоприставочных глаголов.
а) Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылем – травой
Расстилается!
Ах, ты степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
(А.Кольцов)
б) Погуляла вода
По зеленым лугам,-
вдоволь бури понаслушалась;
Поломала мостов,
Потопила дворов,-
Вольной жизнью понатешилась.
(И.С. Никитин)
2) – Выборочное письмо: выписать многоприставочные глаголы из художественных текстов.
а) Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
б) Скоро в гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, - посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День – деньской от зари до зари!
в) Все друзья твои врозь
Порассыпались,
Ты одна под грозой…
Стой, Русь – матушка!
3) – Найдите слова, которые начинаются с приставок пона … из поэтических текстов А.Кольцова.
а) Нагустил его
В тучу черную,
Туча черная понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
б) Знать, во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.
- Что объединяет эти слова? Почему именно они употреблены в тексте? Сделайте вывод. (Поэтическая сила этого художественного приема!)
4) - В следующих текстах найти двуприставочные глаголы.
- В каком значении употреблена первая приставка в этих глаголах?
- Какому стилю речи соответствуют эти слова?
а) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
(Ф.И. Тютчев)
б) Белая береза
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.Есенин)
в) По селу петухи
Перекликнулись;
Призатих говор, шум
В темной горенке.
(А.Кольцов)
г) Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился.
(А.Кольцов)
Вывод : в данных текстах двуприставочные глаголы мягко уменьшают
интенсивность проявления действия.
5) Прием семантизации морфем иногда (правда, очень редко!) сопровождается графическим разрывом слова – выделением морфемы дефисом, употребление которого не оправдано с точки зрения современных орфографических норм.
- Запишите предложение.
К.Чуковский отмечал, что А.П. Чехову было в высшей степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со - чувствием, своим со – страданием.
Вывод : необычным образом Чуковский попытался подчеркнуть
изначальный, глубинный смысл данных слов, который во многом
определяется значением приставки со – «совместное участие в
чем-либо». Со – чувствие – это не только отзывчивое, участливое
отношение к переживаниям и несчастиям других, но и активное
сопереживание, соучастие, общность и созвучие в чувствах и
мыслях.
VII . Итоги занятия.
VIII . Домашнее задание.
Выписать из произведений устного народного творчества (песен, былин, сказок и т. п.) примеры использования двуприставочных глаголов, которые придают тексту особое поэтическое внимание.
Занятие 10
Тема: Окказионализмы.
Цели занятия : познакомить учащихся с индивидуально-авторскими
образованиями, с их стилистической ролью в худо-
жественном тексте; совершенствовать навыки вырази-
тельного чтения.
Оборудование : художественные тексты В.Маяковского, И.Северянина,
С.Есенина, раздаточный материал.
Ход занятия
I . Организационный момент.
II . Вступительное слово учителя.
Словотворчество - одно из излюбленных художественных средств, к которому довольно часто прибегают писатели. Этот прием основан на словообразовательных возможностях русского языка.
Индивидуально-авторские изобретения появляются потому, что русское словообразование предоставляет потенциальные возможности создания новых слов по высокопродуктивным словообразовательным моделям.
Окказионализмы (лат. occasionalis – «случайный») – авторские слова, созданные по хорошо известным словообразовательным моделям.
Таким образом, в этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством.
Окказионализмы – «слова одноразового пользования» (М.В. Панов), так как их невозможно найти в толковом словаре, а живут они в авторском контексте:
огончарован, кюхельбекерно (А.С.Пушкин);
белибердоносец, благоглупость (М.Е. Салтыков-Щедрин).
III . Работа с художественными текстами В.Маяковского.
- Найдите в стихотворениях В. Маяковского окказионализмы. По подсчетам ученных, в произведениях В.Маяковского содержится 2840 новообразований.
(Использовал разные способы образования: молоткастый, распронаиглавнейший, разбольшущий, нью-йорскистей, амурно-
лировый, звонконогий, тысячемиллионнокрышей, ментоголосый - прилагательные;
расколоколивать, извыться, испозолотить, испавлиниться – глаголы;
громадье, лбенки, чаишко, любеночек, громоверзило, адище – существительные).
Особое пристрастие к словотворчеству испытывали футуристы, писатели-фантасты, сатирики.
Окказионализмы развивают у читателей этимологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникать во внутреннюю форму слова.
IV . Анализ произведений С. Есенина , И. Северянина, В. Драгунского.
1) – Установите, по какому словообразовательному образцу созданы слова, взятые из произведений И. Северянина. В каком значении употреблены эти
слова? Как вы догадались об этом?
Записать в тетради!
И море в день обезольдилось.
Дорожка от листвы разузорена.
Солнце улыбно уходило домой.
Засмеялась жемчужно.
2) В текстах найдите авторские слова - окказионализмы. ( На столах отрывки из «Денискиных рассказов» В.Драгунского).
- В чем особенность использования этих слов в данных текстах? Сделайте вывод.
а) Я говорю Мишке:
- Мне мама не велит высовываться…
Мишка обрадовался:
- Не велит высовываться, и правильно… Это будет у тебя испытание на не-вы-со-ва-е-мость!
б) И опять все завертелось передо мной: столбик, ворота, скамеечка, качели, домоуправление. Потом наоборот: домоуправление, качели, скамеечка, столбик, а потом пошло вперемешку: домик, столбоуправление, грибеечка… И я понял, что дело плохо.
в) Я сообразил, что Мишкин Федька наконец почайпил.
3) – Выпишите авторские слова, придуманные С.Есениным и объясните, что обозначает каждое слово и как оно образовано?
Но зато кой-где почву безвлажную
Этот слух словно плугом взрыл.
Неужели он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотой.
Как бабочка – я на костер
Лечу и огненность целую.
IV . Практические упражнения.
1) Определите, с помощью каких языковых средств создается сатирический эффект в данных отрывках.
а) Перепелкин и не писатель, и не читатель, а цитатель.
А статейки его – это голое цитателя. (Р.Рыклин.)
б) Вот патентованный оратор-словомет.
Вертя машинку разума тупого,
Он может говорить и час, и день, и год,
О деле не сказав ни слова.
(А. Безыменский)
2) Каким способом образованы авторские слова? Какие из них имеют значение «маленький, малыш», а какие – «большой, взрослый»? Каким образом вносятся в слова эти значения?
Лес гудит, дрожит земля,
Слышен голос Февраля:
- Гей, родня моя большая!
Всех на праздник приглашаю!
Нынче танцы у меня,
Собирается родня:
Февралята,
Февралишки,
Февраленки,
Февральчата,
Февралихи,
Фералищи,
Февральеры,
Февралицы…
(О. Сенатович)
3) Выпишите из шуточного стихотворения – загадки окказионализмы.
По какой словообразовательной модели они созданы? Объясните, почему эти слова помогают отгадать задуманное?
Шло с поля мычало,
Несло на шее бренчало.
Вдруг навстречу ему брехало!
Раскрыло свое кусало и зарычало!
А мычало
Подняло махало,
Выставило бодало
И пошло на брехало.
А оно поджало виляло
И прочь побежало…
(Н. Мережников)
V . Итоги занятия.
VI . Домашнее задание.
- Найдите в загадках и скороговорках необычные слова. Выучить 3 скорого-ворки наизусть. Показать словообразовательную модель, по которой созданы окказионализмы.
Предполагаемый результат изучения элективного курса.
Система оценки знаний учащихся
В результате изучения элективного курса «Изобразительные ресурсы русского словообразования» учащиеся должны овладеть следующими знаниями:
-понятием словообразовательной системы языка;
-синонимики значимых частей слова;
-использованием словообразовательных элементов и их стилистических значений;
-понятием внутренней формы слова;
-окказионализмами как словообразовательной моделью;
-словообразовательной анафорой и паронимическим противопоставлением;
выполнить следующие творческие работы:
1) исследования художественных тестов разных исторических эпох, литературных направлений, писателей;
2) творческие работы по характеристике литературных персонажей;
3) контрольную работу по словообразовательному разбору;
4) комплексный анализ художественного текста по выбору учащихся;
5) сообщения на заключительном семинарском занятии.
Система оценки знаний учащихся
1. Исследование художественных текстов – 10 баллов.
2. Творческая работа по характеристике литературных персонажей – 5 баллов.
3. Контрольная работа – 5 баллов.
4. Комплексный анализ текста – 20 баллов.
5. Сообщение на итоговом семинарском занятии – 10 баллов.
Максимальная оценка за изучение курса 50 баллов.
Перевод в четырех балльную шкалу:
«4» - 50-40 баллов,
«3» - 39-30 баллов,
«2» - 29-20 баллов,
«1» - 19-10 баллов,
не зачтено – 9-0 баллов.
Методические рекомендации для учителей, проводящих курс
1. Главное направление элективного курса - проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания на структурных элементах языка для более глубокого понимания роли слова в речи.
2. приемы, методы и формы работы ориентированы на наблюдение за речью и сбор соответствующего языкового материала, самостоятельность и творчество.
3. Курс может служить базой для приобщения учащихся к нравственным, эстетическим ценностям через эталонное использование слова, его строения, употребления в разных функциональных стилях.
Список литературы
1. Барашков В.В. А как у вас говорят?. М., «Наука», 1986г.
2. Горшкова А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл., М., «Дрофа», 2001г.
3. Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 1980г.
4. Лидман-Орлова Г.К. Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку. – М., «Просвещение», 1984.
5. Львова С.И. Русское словообразование. М., «Просвещение», 1993г.
6. Львова С.И. Словообразование М., «Русское слово», 2001г
7. Панов М.В. Слова одноразового использования. М., «Просвещение», 1996г.
8. Разумовская М.М. Словообразовательная модель. М., «Дрофа», 2000г.
9. Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М., «Прогресс»,1977г.
10. Чубников Н.К. Об авторских образованиях в поэзии С.Есенина. Русский язык в школе №5, 1998г.
11. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., «Наука», 1968г.