Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации распространяются на деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с
СОДЕРЖАНИЕ: Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12. 12. 2006г. №Ск-02-10/3685ПРОЕКТ
ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму Росспорта
от _____08. 2007г. № _____
Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006г. №СК-02-10/3685
Настоящее Дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к письму Росспорта от 12.12.2006 г. №СК-02- 10/3685) разработано в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также равным образом деятельности отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школ высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации распространяются на деятельность детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также равным образом на деятельность отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школ высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами, детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, с учетом нижеприведенных дополнений.
1. Абзац первый, после слов «детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР)» поставить запятую и добавить «детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ)»; после слов «физкультурно-спортивных клубов по месту жительства» поставить запятую и добавить «физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных клубов инвалидов»; после слов «других физкультурно-спортивных организаций» поставить запятую и добавить «включая те, которые осуществляют работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии».
2. Пункт 3.1., абзац последний, после слов «для учащейся молодежи» добавить «и занимающихся в ДЮСАШ».
3. Пункт 3.11., абзац второй, после слов «в таблице 2» поставить точку и добавить новое предложение «Параметры для детско-юношеских спортивно-адаптивных школ (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также равным образом на деятельность отделений и групп инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований: детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, приведены в таблице 2-а».
4. Пункт 3.11., после таблицы 2 и примечаний к ней добавить таблицу 2-а следующего содержания:
Этапы подготовки |
Период обучения (лет) |
Группа степени функциональ-ных возмож- ностей |
Минимальная наполняемость групп (чел.) |
Максимальный количественный состав группы (чел.)
|
Максимальный объем учебно- тренировочной нагрузки (час./нед.)
|
Спортивно-оздоровительный |
весь период |
III |
8 5 2 |
16 10 4 |
6 |
II |
|||||
I |
|||||
Начальной подготовки |
первый год |
III |
8 5 2 |
16 10 4 |
6 |
II |
|||||
I |
|||||
второй год |
III |
7 5 2 |
14 10 4 |
9 |
|
II |
|||||
I |
|||||
третий год |
III |
7 5 2 |
14 10 4 |
9 |
|
II |
|||||
I |
|||||
Таблица 2-а
Учебно-тренировочный |
первый год |
III |
6 4 2 |
12 8 4 |
12 |
II |
|||||
I |
|||||
второй год |
III |
Устанавливается учреждением |
12 8 4 |
14 |
|
II |
|||||
I |
|||||
третий год |
III |
12 8 4 |
16 |
||
II |
|||||
I |
|||||
четвертый год |
III |
12 8 4 |
18 |
||
II |
|||||
I |
|||||
пятый год |
III |
12 8 3 |
20 |
||
II |
|||||
I |
|||||
Этапы подготовки |
Период обучения (лет) |
Группа степени функциональ-ных возмож- ностей |
Минимальная наполняемость групп (чел.) |
Максимальный количественный состав группы (чел.)
|
Максимальный объем учебно- тренировочной нагрузки (час./нед.)
|
Спортивного совершенствования |
до года |
III |
Устанавливается учреждением |
8 6 3 |
24 |
II |
|||||
I |
|||||
свыше года |
III |
7 5 3 |
28 |
||
II |
|||||
I |
|||||
Высшего спортивного мастерства |
весь период |
III |
6 4 3 |
32 |
|
II |
|||||
I |
|||||
5. После таблицы 2-а добавить примечания следующего содержания:
Примечания:
1) Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки, а также от степени функциональных возможностей спортсмена.
2) Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, предусмотренный указанными режимами нагрузки (работы), начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
3) I, II или III группа определяется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсмена, требующихся для занятий определенным видом спорта (таблицы 2-б и 2-в).
Таблица 2-б
РЕКОМЕНДАЦИИ
по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов*
Наименование международной спортивной организации инвалидов |
Группа III |
Группа II |
Группа I |
CP- ISRA (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом) |
CP8, CP7 |
CP6,CP5 |
CP4,CP3,CP2,CP1 |
IWAS (Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов) |
A2,A3,A4,A5,A6,A7,A8,A9 |
III,IV,V,A1 |
IA,IB,IC,II |
IBSA (международная ассоциация спорта слепых) |
B3 |
B2 |
B1 |
CISS (Международный спортивный комитет глухих) |
слабослышащие |
полная потеря слуха |
|
INAS- FID (Международная спортивная ассоциация лиц с нарушением интеллекта) |
+ |
||
SOI (Международная специальная олимпиада для умственно отсталых лиц) |
+ |
Примечание:
* Поскольку Международная спортивная ассоциация колясочников и ампутантов ( IWAS) до настоящего времени не опубликовала новой системы распределения спортсменов на функционально-медицинские классы, в данной таблице предлагается старая система, которая использовалась международными спортивными организациями ISOD и ISMGF.
Таблица 2-в
РЕКОМЕНДАЦИИ
по распределению спортсменов на группы в соответствии с функционально-медицинскими классами в отдельных видах спорта
№ № |
Наименование вида спорта |
Группа III |
Группа II |
Группа I |
1 |
Армспорт |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, глухие |
В1 |
2 |
Бадминтон |
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
3 |
Баскетбол, в т.ч. на колясках |
4.5 балла, INAS-FID, слабослышащие |
3.0; 3.5; 4.0 балла, SOI, глухие |
1.0; 1.5; 2.0; 2.5 балла |
4 |
Биатлон |
B3, LW2,LW3, LW4, LW6, LW8, слабослышащие |
B2, LW9, LW12, LW5/7, глухие |
B1, LW10; LW10,5; LW11; , LW11,5 |
5 |
Бильярд |
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
6 |
Борьба вольная |
В3, слабослышащие |
В2, глухие |
В1 |
7 |
Борьба греко-римская |
слабослышащие |
глухие |
|
8 |
Боулинг |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
9 |
Бочче (паралимпийский вид) |
- |
- |
ВС1,ВС2,ВС3,ВС4 |
№ № |
Наименование вида спорта |
Группа III |
Группа II |
Группа I |
10 |
Велоспорт |
В3, LC1,LC2,LC3,LC4, СР дивизион 4, INAS-FID, слабослышащие |
В2, дивизион 2, СР дивизион 3, НС дивизион С, SOI, глухие |
В1, СР дивизион 1, НС дивизион А, НС дивизион В |
11 |
Водное поло |
слабослышащие |
глухие |
|
12 |
Волейбол сидя |
Все спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата |
||
13 |
Волейбол стоя |
А, В, С, INAS-FID, слабослышащие, |
SOI, глухие |
|
14 |
Гандбол |
слабослышащие |
глухие |
|
15 |
Гимнастика спортивная |
В3, INAS-FID, слабослышащие |
В2, SOI, глухие |
В1 |
16 |
Гимнастика художественная |
INAS-FID, слабослышащие |
SOI, глухие |
|
17 |
Гиревой спорт |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
18 |
Голбол |
В3 |
В2 |
В1 |
19 |
Горные лыжи |
B3, LW2,LW3/1,LW3/2, LW4,LW6/8,LW9/1,LW9/2, INAS-FID, слабослышащие |
B2, LW1, LW12/2,LW5/7, SOI, глухие |
B1, LW10, LW11, LW12/1 |
20 |
Городки |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
21 |
Гребля академическая |
LTA (за исключением спортсменов классов В1,В2) |
ТА |
А |
22 |
Дартс |
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
23 |
Дзюдо |
В3, слабослышащие |
В2, глухие |
В1 |
24 |
Конный спорт |
В3, уровень IV |
В2, уровень III, SOI |
B1, уровень II, уровень I |
25 |
Лыжные гонки |
B3, LW2,LW3, LW4, LW6, LW8, INAS-FID, слабослышащие |
B2, LW5/7, LW9, LW12, глухие |
B1, LW10; LW10,5; LW11; LW11,5 |
26 |
Легкая атлетика |
T13, T20, T37, T38, T42, T43, T44, T46, F13, F20, F37, F38, F40, F42, F43, F44, F46, слабослышащие |
T12, T35, T36, T45, F12, F35, F36, F45, F55, F56, F57, F58, SOI, глухие |
T11, T32, T33, T34, T51, T52, T53, T54, F11, F32, F33, F34, F51, F52, F53, F54 |
27 |
Парусный спорт |
В3, классы 5,6,7 |
В2, класс 4 |
В1, классы 1,2,3 |
28 |
Пауэрлифтинг |
В3, А2,А3,А4, СР7,СР8, спортсмены с ПОДА, относящиеся к категории «прочие», INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, СР5,СР6, SOI, глухие |
В1, СР3, СР4 |
29 |
Плавание |
S13,SB13,SM13, S14,SB14,SM14, S8,S9,S10,SB8,SB9, SM8,SM9,SM10, слабослышащие |
S12,SB12,SM12, S5,S6,S7, SB5,SB6,SB7, SM5,SM6,SM7, SOI, глухие |
S11,SB11,SM11, S1,S2,S3,S4, SB1,SB2,SB3,SB4, SM1,SM2,SM3,SM4 |
30 |
Регби на колясках |
- |
2.5; 3.0; 3,5 балла |
0.5; 1.0; 1.5; 2.0 балла |
31 |
Спортивное ориентирование |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
32 |
Спортивный туризм |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
№ № |
Наименование вида спорта |
Группа III |
Группа II |
Группа I |
33 |
Стрельба из лука |
ARST, ARST-С |
ARW2 |
ARW1, ARW1-С |
34 |
Стрельба пулевая |
SH1, слабослышащие |
SH2, глухие |
В1, SH3 |
35 |
Танцы на колясках |
- |
LWD2 |
LWD1 |
36 |
Теннис настольный |
ТТ8,ТТ9,ТТ10, слабослышащие |
ТТ4,ТТ5,ТТ6,ТТ7, SOI, глухие |
ТТ1,ТТ2,ТТ3 |
37 |
Теннис, в т.ч. на колясках |
А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
Игроки “Quad”, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
38 |
Торбол |
Класс В3 |
Класс В2 |
Класс В1 |
39 |
Фехтование на колясках |
Класс А |
Класс В |
Класс С |
40 |
Футбол |
INAS-FID, слабослышащие |
SOI, глухие |
- |
41 |
Футбол 5х5 |
- |
- |
Класс В1 |
42 |
Футбол 7х7 |
СР7, СР8 |
СР5,СР6 |
- |
43 |
Футбол ампутантов |
А2,А4,А6,А8 |
- |
- |
44 |
Футзал |
В3, INAS-FID, слабослышащие |
В2, SOI, глухие |
- |
45 |
Шахматы |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
46 |
Шашки |
В3, А2,А3,А4,А5,А6,А7, А8,А9, СР7,СР8, INAS-FID, слабослышащие |
В2, А1, III,IV,V, CP5,CP6, SOI, глухие |
В1, I,II, CP1,CP2, CP3,CP4 |
Примечание к таблицам 2-б, 2-в:
К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в незначительной посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
· нарушение зрения (класс В3),
· нарушение слуха,
· умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID),
· общие заболевания,
· ахондроплазия (карлики),
· детский церебральный паралич (классы С7-8),
· ампутация или порок развития:
одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава,
одной или двух верхних конечностей ниже локтевого сустава,
одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
· контрактура суставов,
· прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
· нарушение зрения (класс В2),
· полная потеря слуха,
· умственная отсталость от 60 до 40 IQ,
· детский церебральный паралич (классы С5-6),
· ампутация или порок развития:
одной или двух нижних конечностей выше коленного сустава,
одной верхней конечности выше локтевого сустава,
· одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон),
· прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
· полная потеря зрения (класс В1)
· детский церебральный паралич (классы С1-4, передвигающиеся в креслах-колясках),
· поражение спинного мозга, требующее передвижения в кресле-коляске,
· высокая ампутация или порок развития:
четырех конечностей,
двух верхних конечностей.
· прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
4) Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре, врач (невролог, травматолог, спортивный врач). Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерацией инвалидов общероссийского уровня, или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании его международного функционально-медицинского класса.
5) В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции функциональных классов в команде в соответствии с правилами соревнований.
6. Пункт 4.5. дополнить абзацем: «В детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-оздоровительных или физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами, детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, для учебно-тренировочной работы с ними на всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также и тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно превышать размер оплаты труда основного тренера-преподавателя».
7. Таблицу 3 «Рекомендуемый перечень должностей спортивной школы» дополнить примечанием: «В детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ), специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, а также в физкультурно-оздоровительных или физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, могут вводиться должности: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту (включая старшего); инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту (включая старшего); тренер-лидер; сурдопереводчик; водитель (при наличии спецавтотранспорта), а также иные должности, необходимые для организации полноценного учебно-тренировочного процесса и предусмотренные нормативными документами, в том числе принятыми соответствующими органами власти субъектов Российской Федерации».
8. Пункт 7.3., Таблица 4, примечание, п.2., а) после слов «все олимпийские» поставить запятую и дополнить словами «паралимпийские и сурдлимпийские»; п.2., б) после слов «относятся олимпийские» поставить запятую и дополнить словами «паралимпийские и сурдлимпийские»; после слов «Международного олимпийского комитета» добавить «и Международного паралимпийского комитета».
9. Пункт 7.4. дополнить абзацем: «директорам, заместителям директоров, инструкторам-методистам (включая старшего), тренерам-преподавателям (включая старшего) медицинскому персоналу, водителям спецавтотранспорта, иным штатным работникам учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, непосредственно работающим с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, за особые условия труда – на 20%».
10. Таблица 5, раздел 1. «В личных и командных видах спортивных дисциплин», графа 1, абзац 1.1., абзац 1.2., абзац 1.4. после слов «Олимпийские игры» добавить «Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры»; раздел 2. «В командных игровых видах спорта», графа 1, абзац 2.1., абзац 2.2. после слов «Олимпийские игры» добавить «Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры».
11. Пункт 8.4. дополнить словами : «, а также с учетом положений Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 февраля 2000 года №20 «О согласовании дополнений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации».