Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников X
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускниковМуниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) педагогических работников
«ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ, МОНИТОРИНГА И
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников
XI классов общеобразовательных учреждений
Выпуск 4
(Для руководителей ОУ, педагогов, выпускников и их родителей)
Дзержинск
2010 г.
Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 |
1. Принципы создания контрольно-измерительных материалов |
5 |
2. Задания базового и повышенного уровней |
6 |
3. Задания с развернутым ответом |
7 |
4. Цели Единого государственного экзамена |
8 |
5. Содержание деятельности школы по подготовке и проведению ЕГЭ |
11 |
6. Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ |
12 |
Список литературы |
27 |
Введение
Начиная с 2009 года, Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал обязательным для всех выпускников и абитуриентов, желающих поступить в вузы.
Опыт проведения ЕГЭ по предметам в различных регионах России выявил необходимость осуществления специальной подготовки учащихся к экзамену, причем независимо от того, на каком уровне – профильном или базовом – этот предмет изучался в школе. Эта подготовка должна быть направлена в первую очередь на формирование умения работать с различными видами тестовых заданий, рационально планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания.
Задания всех частей экзаменационной работы предназначены для оценки учебных достижений с учетом требований к общеобразовательной подготовке на профильном уровне изучения предмета. Однако классы, в которых изучение предметов ведется на профильном или углубленном уровне, существуют не во всех школах. Это значит, что изучение всех предметов ведется в них на базовом уровне. Не секрет также, что далеко не все выпускники 9-ых классов способны сделать правильный выбор профиля (если таковые существуют в образовательном учреждении) своего дальнейшего обучения. Изучая предмет на базовом уровне, они не в состоянии на должном уровне подготовиться к ЕГЭ. Это вызывает необходимость организации специальной подготовки учащихся к ЕГЭ, направленной на повторение, систематизацию и обобщение основных теоретических вопросов курса, знакомство с особенностями содержания и структуры ЕГЭ, видами тестовых заданий. Совершенно очевидно, возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
В пособии представлены инновации в системе оценивания обучающихся общеобразовательной школы, важное место отводится технологии и организации проведения Единого государственного экзамена.
1. Принципы создания контрольно-измерительных материалов
Контрольно-измерительные материалы (КИМ), используемые в школьном образовании, - это стандартизированные инструментарии оценки уровня и качества освоения обучающимися государственного стандарта общего образования. Они разрабатываются на основе технологий полного усвоения и дифференцированного обучения.
КИМ обычно представляют в виде комплекта тестовых заданий разного типа (открытого и закрытого).
Контрольно-измерительные материалы для Единого государственного экзамена (ЕГЭ) состоят из:
кодификатора - документ, составленный на основе обязательного минимума содержания общего основного и полного (среднего) образования, утвержденного Министерством образования и науки России;
спецификации экзаменацион ной работы - документ, в котором в краткой форме указываются все основные характеристики КИМ:
· назначение работы;
· документы, определяющие содержание экзаменационной работы;
· структура экзаменационной работы;
· распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности;
· распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности;
· время выполнения работы;
· план экзаменационной работы;
· система оценивания отдельных заданий и работы в целом;
· дополнительные материалы и оборудование;
· условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам);
· рекомендации по подготовке к экзамену;
· обобщенный план экзаменационной работы.
демонстрационной версии экзаменационной работы,
экзаменационной работы с инструкцией для учащихся (в определенном количестве вариантов),
ключей (правильных ответов на задания типа А и В)
рекомендаций по проверке и оценке заданий типа С.
КИМ, создаваемые для ЕГЭ, это не контрольные работы, они имеют целью не только аттестовать школьников по уровню освоения школьной программы, но и разделить учащихся по степени готовности продолжать обучение в вузах с разным уровнем требований к подготовке по учебным предметам.
Разработка КИМ для Единого государственного экзамена осуществляется на основе следующих принципов:
• адекватности содержательной области КИМ минимуму содержания средней (полной) и основной общеобразовательной школы и материалу, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы;
• конструктивности описания содержательной области КИМ;
• учета требований технологичности массовых оценочных процедур;
• сочетания объективной и стандартизированной субъективной формы проверки;
• адекватности используемой формы задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом, на сопоставление, на установление правильной последовательности) проверяемым знаниям и умениям;
• необходимости экспериментальной проверки КИМ с целью определения валидности и надежности диагностических материалов, а также системы оценивания отдельных заданий и работы в целом;
• • недопустимости использования заданий, которые могут дискриминировать испытуемых по какому-либо основанию (гендерные и этнические различия, политические взгляды и др.);
• ориентации на повышение качества образования.
К основным направлениям совершенствования технологии разработ ки КИМ относятся:
• унификация структуры и основных характеристик КИМ с учетом специфики учебного предмета;
• разработка новых типов заданий;
• уточнение системы оценивания заданий с развернутыми ответами.
2. Задания базового и повышенного уровней
Структурно КИМ состоят из трех частей: часть А, часть В и часть С.
Часть А проверяет подготовку выпускников по учебному предмету преимущественно на базовом уровне и предназначается в основном для аттестации выпускников средней школы.
Например, назначением части А по математике является осуществление «грубой» дифференциации выпускников на две группы - достигших и не достигших уровня обязательной подготовки по курсу алгебры и начала анализа.
Задания части А по литературе проверяют умения определять содержание и структуру изученных литературных произведений. Несмотря на то, что задания этого вида вызвали критические отзывы, значение их велико: они стимулируют чтение учащихся и умение видеть в тексте значимые для автора особенности произведения.
КИМы части В проверяют подготовку выпускников по учебному предмету преимущественно на повышенном уровне.
Например, по математике часть В служит оценке усвоения отдельных вопросов содержания из различных разделов курса математики 7-11-х классов и включает задания по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11-х классов, а также различных разделов курсов алгебры и геометрии основной и средней школы. При их решении от учащихся требуется применить знания в измененной ситуации, используя при этом методы, известные им из школьного курса математики. КИМы части В составляются в форме заданий с кратким ответом.
Задания части В по химии проверяют усвоение элементов содержания различных тем и разделов школьного курса, выполнение таких заданий предполагает применение полученных знаний для самостоятельного поиска ответа и его формулировки. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности этих заданий:
1) задания, требующие написания ответа в виде числа (задания открытой формы);
2) задания, требующие написания в качестве ответа к поставленному вопросу одного-двух слов (задания открытой формы);
3) задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (задания с выбором нескольких правильных ответов);
4) задания с кратким ответом на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (задания на установление соответствия).
Повышенный уровень КИМов по географии характеризуется овладением всем содержанием тем, выделенных в минимуме содержания, что необходимо для обеспечения успешности продолжения географического образования и дальнейшей профессионализации в области географии, понимания сущности географических объектов и явлений и их пространственного распространения. Этот уровень подразумевает способность не только воспроизвести усвоенный материал, но и применить полученные знания и умения для решения широкого круга задач в измененной ситуации.
Например, установите соответствие между республиками Российской Федерации и их столицами:
Республика Столица
1. АДЫГЕЯ А. Петрозаводск
2. БАШКИРИЯ Б. Майкоп
3. КАРЕЛИЯ В. Чебоксары
Г. Уфа
3. Задания с развернутым ответом
Задания с развернутым ответом - самые сложные в экзаменационной работе. В отличие от заданий с выбором ответа на установление правильной последовательности, на установление соответствия и кратким ответом они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков.
Задания со свободными развернутыми ответами позволяют проверить качество усвоений содержания учебного курса и сформированность сложных интеллектуальных умений. Эта форма тестовых заданий помещается в части С контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.
Так, например, задания части С, разработанные в логике ЕГЭ по обществоведению , направлены на оценку следующих умений:
1)логично и последовательно излагать свои мысли;
2)делать выводы на основе предложенной социальной информации;
3)использовать полученные знания в воображаемых жизненных ситуациях;
4)определять оптимальные способы практической деятельности;
5)применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнозирования и обоснования социальных явлений и процессов;
6)анализировать различные социальные явления, объекты;
7)оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний;
8)выражать и обосновывать собственную точку зрения, приводить аргументы в ее поддержку с опорой на обществоведческие понятия.
Результаты Единого государственного экзамена признаются общеобразовательными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами - в качестве результатов вступительных испытаний.
ЕГЭ вводится по ряду причин. Среди них:
обеспечение равных условий при поступлении в вуз (ссуз) и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки;
ЕГЭ проводится в условиях, максимально обеспечивающих достоверность результатов. Ответы на задания части А и части В оцениваются с помощью компьютеров. Ответы на задания части С проверяются независимыми экспертами.
ЕГЭ призван служить улучшению качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение.
4. Цели Единого государственного экзамена.
1. Формирование системы объективной и достоверной оценки качества общего образования школьников.
2.Повышение доступности высшего и среднего профессионального образования, обеспечение равных условий при поступлении в вузы и ссузы.
3.Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
4.Повышение качества профориентационной работы в ОУ.
5. Создание условий для повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего (полного) общего образования.
6.Обеспечение государственного контроля и управления качеством общего образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
7.Преодоление учебной перегрузки выпускников-абитуриентов за счет сокращения числа экзаменов.
8. Получение объективной информации о качестве общего образования школьников, оказание помощи обучающимся в преодолении учебных затруднений и построении траектории личностного саморазвития.
9.Содействие справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами.
Процедура подготовки и проведения ЕГЭ призвана строго соответствовать законодательным и правовым нормам. Следует прежде всего помнить о необходимости соблюдения Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также принятых в соответствии с ними других законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области образования.
В таблице 1 приводится перечень ряда документов, регламентирующих порядок организации ЕГЭ.
Таблица 1. |
|
Законодательные, нормативно-правовые и организационно- педагогические документы, регламентирующие порядок проведения ЕГЭ |
|
Федеральные документы |
1. Закон РФ «Об образовании». 2. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 3. Постановление правительства РФ от __________ г. №___ «О проведении в 20__-20__ гг. Единого государственного экзамена». 4. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. 5. Положение о проведении Единого государственного экзамена. 6. Инструкция для участников Единого государственного экзамена. 7. Инструкция по подготовке и участию выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений в Едином государственном экзамене в 20__ году. 8. Инструкции по организации проведения ЕГЭ в субъекте Российской федерации в 20__-20__ годах. 9. Инструкции для предметной комиссии по проверке бланков ответов №2 в 20__-20__ годах. 10. Инструкция по рассмотрению апелляций к процедуре и результатам Единого государственного экзамена в 20__ году. 11. Инструкции для подготовки и проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена в 20__-20__ годах. 12. Инструкции для конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации по рассмотрению апелляций при проведении Единого государственного экзамена в 20__-20__ годах. 13. Приказы Министерства образования РФ, регламентирующие порядок проведения ЕГЭ («О форме, продолжительности и сроках Единого государственного экзамена в 20__ году» и другие). 14. Инструктивно-методические письма по вопросам проведения ЕГЭ. 15. Инструкции для сотрудников РЦОИ и ППОИ по организации работ в период подготовки и проведения ЕГЭ в 20__-20__ годах. 16. Рекомендации по организации системы общественного наблюдения (контроля) за проведением Единого государственного экзамена. 17. План-график подготовки и проведения эксперимента повведению Единого государственного экзамена в 20__ году 18. Письмо Минобразования и науки «О награждении золотыми и серебряными медалями в условиях проведения эксперимента по введению ЕГЭ» |
Региональные документы |
1. Положение о региональном координационном совете. 2. Положение о государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). 3. Положение о конфликтной комиссии. 4. Положение о региональном центре обработки информации (РЦОИ). 5. Положение о пункте первичной обработки информации (ППОИ). 6. Положения о пункте проведения экзамена (ППЭ). 7. Положение о центре оценки качества подготовки и аттестации выпускников. 8. Положение о предметной комиссии. 9. Таблица кодирования пунктов проведения экзамена. 10. Должностные инструкции: • ответственного организатора; • руководителя ППЭ; • организатора ЕГЭ; • уполномоченного представителя ОУ. |
Организационно- педагогические документы, издаваемые и оформляемые в ОУ |
1. Протоколы собраний с учащимися и родителями по ознакомлению их с Положением о проведении ЕГЭ. 2. Лист ознакомления (как приложение к протоколу). 3. Заявление учащегося о допуске к ЕГЭ. 4. Решение педсовета и приказ по школе о допуске к ЕГЭ (приказ по каждому классу). Списки учащихся, сдающих ЕГЭ. 5. Расписание ЕГЭ с указанием ППЭ на основе приказа Минобразования РФ. 6. График проведения консультаций. 7. График занятости учителей на экзаменах. 8. Журнал регистрации пропусков |
Локальные акты, издаваемые ссузом / вузом |
1. Правила приема и зачисления по итогам ЕГЭ. 2. Перечень специальностей и вступительных испытаний, проводимых в системе ЕГЭ |
5. Содержание деятельности школы по подготовке и проведению ЕГЭ
Самые сложные проблемы организации и проведения ЕГЭ приходится решать школе. В школах с высоким уровнем развития организационной культуры четко и целесообразно - распределяются функциональные обязанности среди управленческого корпуса и педагогического, ученического коллективов. Это позволяет предотвратить дублирование в действиях всех участников педагогического процесса.
Весьма важным показателем культуры управления является рациональное распределение времени, рациональное планирование школьного режима по подготовке и проведению ЕГЭ, определение близких, средних, далеких целей реализации программы проведения ЕГЭ, создание модели организации управленческой деятельности по подготовке и проведению ЕГЭ.
Как показывает практика, в образовательных учреждениях, где успешно осуществляются инновационные процессы (а эксперимент по ЕГЭ по праву можно отнести к числу инноваций в образовании), чаще всего используется четырехуровневая структура управления.
Построить ее модель необходимо для того, чтобы каждый наглядно увидел свое место и место других ее субъектов в иерархии школьного управления, понимал принципы и механизмы действия, связи и отношения между входящими в ее состав компонентами по решению на внутришкольном уровне такой задачи, как подготовка к ЕГЭ.
Первый уровень (высший) в оргструктуре занимают директор школы и полномочные коллегиальные органы: совет образовательного учреждения, педсовет, научно-практическая конференция и т.д. На этом уровне управления решаются стратегические вопросы осуществления ЕГЭ в школе, вопросы назначения, миссии этой новой формы оценки качества образовательной подготовки школьников.
Второй уровень представлен заместителями директора школы и такими службами, как методический совет и прочее. В компетенцию данных структур входят вопросы тактического порядка, касающиеся организационной стороны деятельности ОУ по введению ЕГЭ.
Третий уровень - уровень руководителей методических объединений (кафедр), временных творческих коллективов и экспериментальных групп, других педагогических объединений. На этом уровне разрабатываются вопросы, касающиеся методики, дидактики и технологии обеспечения итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ.
Четвертый уровень занимают ученический актив и подструктура школьного самоуправления.
6. Личностно ориентированная технология подготовки школьников к ЕГЭ
Одна из наиболее актуальных проблем школьного образования - проблема качества процесса, условий и результатов становления и развития личности обучающегося. Для ее решения чрезвычайно важно рассматривать ученика как активного субъекта образовательного процесса, его центральную фигуру.
ЕГЭ является своеобразной «финишной прямой» педагогической деятельности в школе, служит оценке качества работы каждого участника образовательного процесса и определению результативности совместных усилий, направленных на развитие личности ученика. Подготовка к ЕГЭ не должна быть сведена к кратковременной педагогической акции. Это достаточно ответственная, систематическая работа всего школьного коллектива, включая деятельность руководителя ОУ, его заместителей, руководителей методических объединений, учителей-предметников, классных руководителей, психологов, родителей учащихся и, конечно же, самих выпускников.
Подготовка к ЕГЭ требует ее интеграции в целостный образо вательный процесс. Мудрые учителя начинают подготовку к экзаменам (но никак не «натаскивание»!) с первых часов реализации образовательных программ по предмету. Делают это опосредованно, не «запугивая» предстоящей проверкой. Стремятся ориентировать детей на успех, а не на избежание неудачи. Умело осуществляют анализ образовательных и личностных достижений школьников с тем, чтобы обеспечить их «восхождение по лестнице успеха», вселить в детские души уверенность в преодолении трудностей, готовность к саморегуляции и самоорганизации в процессе проведения ЕГЭ.
По сути дела, каждое учебное занятие, каждая домашняя работа, индивидуальная консультация могут внести серьезный вклад в качественную подготовку к экзамену, если учитель разработал соответствующую образовательную технологию, продумал все этапы своей деятельности и обязательно согласовал их с работой классного руководителя, других учителей-предметников, учащихся и их родителей.
Личностно ориентированная развивающая технология подго товки выпускников к ЕГЭ по образовательным предметам строится на основе следующих положений.
Первое. Она разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого, безусловно, должна быть авторская гуманистическая позиция учителя. В этом контексте важно рассматривать ЕГЭ как механизм управления качеством становления и развития личности выпускника, а не только как инструмент измерения конечного результата образовательной деятельности в школе. Подготовка к ЕГЭ призвана служить саморазвитию личности обучающегося, формированию его способности ориентироваться в системе ценностей, в потребностях современной жизни. В процессе подготовки к новой форме итоговой аттестации чрезвычайную важность приобретает формирование умений выпускника осуществлять непрерывное самообразование/самоорганизацию, саморегуляцию, самосовершенствование.
Одна из важнейших гуманистических идей подготовки к ЕГЭ связана с оказанием помощи выпускнику в выборе будущей жизненной траектории, в самоопределении, в профессиональной ориентации.
Второе. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций в процессе подготовки к ЕГЭ строится в строгом соответствии с системой образовательных целей и задач, имеющей форму конкретного ожидаемого результата. Логика технологической цепочки такова: ® разработка ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету (в том числе подготовки к экзамену) ® моделирование образовательного процесса на уровне предмета, учебного занятия, самообразования ученика ® программирование (корректировка образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов) ® конструирование учебно-тематических планов, технологических карт усвоения стержневых идей предмета, разделов, тем, а также поурочных планов ® реализация образовательной деятельности ® рефлексия процесса и результата освоения образовательных программ.
Третье. Технология подготовки предусматривает взаимодействие учителя и учащихся на творческой договорной основе. Возможно, следует начинать подготовку к ЕГЭ с серии учебных занятий, индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, где стоит уточнить функции и обязанности педагога и учащихся в процессе подготовки. Очень важно осуществить прогнозирование ожидаемых результатов ЕГЭ по отношению к каждому ученику с учетом его образовательного потенциала. Естественно, эту работу необходимо провести на строго научной основе, с привлечением психолога. Учитель обязательно информирует выпускников об особенностях технологии подготовки к ЕГЭ или вместе с детьми осуществляет выбор оптимального варианта подготовки.
Четвертое. Осуществляется поэтапное планирование и последовательное (пошаговое) воплощение педагогических действий и операций, используется идея алгоритмизации. С этой целью разрабатывается и реализуется план действий учителя и учащихся по подготовке к ЕГЭ.
Пятое. Органической частью технологии подготовки к ЕГЭ являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
Таким образом, подготовка к ЕГЭ достигает технологического уровня, если представлена в виде научно обоснованного педагогического замысла (системы образовательных идей, концепции), системы педагогических целей и задач, предписаний по их реализации, описания содержания и последовательности процедур, действий, операций и может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым учителем.
Технология деятельности учителя-предметника по подготовке вы пускников к проведению ЕГЭ включает: этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности, диагностико-прогностический этап, этап целеполагания, этап планирования, этап конструирования и реализации учебных занятий, контрольно-регулировочный этап и рефлексии.
I
.
Этап концептуализации и параметризации образовательной
деятельности по предмету.
Его задачами являются:
• изучение концепции модернизации общего образования, ведущих идей теории и практики в области образования;
• анализ требований государственного образовательного стандарта (обязательного минимума содержания среднего общего образования по предмету);
• разработка ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету, в том числе подготовки к экзамену;
• определение критериев, показателей и инструментариев измерения процесса, условий и результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.
II. Диагностико-прогностический этап. В его задачи входит:
• сбор и анализ информации о реальных образовательных возможностях выпускников;
• технологическое прогнозирование возможных затруднений школьников в выполнении КИМов по предмету;
• планирование ожидаемых результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам.
На этом этапе важная роль отводится педагогическому консилиуму как коллективной форме анализа образовательных достижений школьников и планирования системы педагогических действий по оказанию помощи конкретным выпускникам в их подготовке к ЕГЭ. Педагогический консилиум - это своего рода малый педагогический совет, профессиональный разговор психолога, школьного врача, представителей родительского комитета, учителей-предметников, работающих в конкретном классе. Ответственность за его подготовку возлагается на классного руководителя. Педконсилиум в выпускных классах проходит с участием заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Он проводится не менее 2 раз в течение учебного года, на осенних и весенних каникулах. Его продолжительность - не более 1,5 часов.
В обязанности классного руководителя (в отдельных случаях - заместителя директора школы) входит сбор и систематизация аналитико-диагностических материалов по изучению образовательных возможностей выпускников; технологическому прогнозированию типичных и индивидуальных затруднений школьников в выполнении КИМов; планированию ожидаемых результатов ЕГЭ по ряду предметов.
В начале педконсилиума звучит доклад классного руководителя на тему: «Характеристика образовательного потенциала выпускников класса». Характеристика может быть выполнена по следующему плану:
1. Анализ образовательных возможностей каждого выпускника класса.
1.1.Отношение к школе, к образовательной деятельности (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).
1.2.Отношение к освоению образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).
1.3.Состояние здоровья ученика (практически здоров, имеет отклонения в здоровье, хронические заболевания).
1.4.Особенности умственной работоспособности (восходящий тип работоспособности, то есть постепенное возрастание интенсивности и объема работы при выраженном снижении ошибок или их постоянстве; нисходящий тип - снижение работоспособности с одновременным нарастанием количества ошибок от одного задания к другому; ровный тип - высокие качественные показатели при небольшом колебании (0,5%) в течение учебного дня; неопределенный тип - колебания интенсивности и качества работы (от +4 до - 6%) с тенденцией к снижению объема выполненной работы).
1.5.Уровень сформированности следующих общеучебных умений: темпа чтения, умения выделять главное в устной и письменной речи, темпа письма, устного счета, сравнивать и сопоставлять, обобщать и систематизировать, осуществлять самоорганизацию и рефлексию образовательной деятельности, демонстрировать сформированность оценочно-ценностных суждений, вступать в диалог с книгой, с одноклассником, с учителем (оптимальный, допустимый, критический).
1.6.Уровень сформированности мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, организационно-деятельностных, коммуникативных и рефлексивных качеств личности (оптимальный, допустимый, критический).
1.7.Семейное воздействие (активно положительное, пассивно положительное, ситуативное, активно отрицательное, пассивно отрицательное).
2. Контрольный уровень усвоения учебного материала (различения или
распознавания - «2», понимания и запоминания - «3», применения на практике по образцу - «4», творческий уровень - «5»).
3.Планируемый уровень освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ (понимания и запоминания - «3», применения на практике по образцу - «4», творческий уровень - «5»).
4.Система мер по оказанию педагогической помощи выпускникам в достижении планируемого уровня освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ.
Чрезвычайно важно обеспечить объективность и достоверность характеристики образовательных возможностей школьников за счет использования разнообразных источников информации, применения адекватных методик изучения, обязательного использования методов, позволяющих школьникам осуществить рефлексию своего духовно-нравственного, психофизиологического, коммуникативного, организационно-деятельностного и образовательного потенциала.
Вторая часть педконсилиума посвящается коллективному обсуждению доклада классного руководителя. Затем принимается решение, которое предусматривает конкретные меры по оказанию педагогической помощи выпускникам в достижении планируемого уровня освоения образовательных программ по предметам, выносимым на ЕГЭ.
Подобного рода педконсилиум необходим и в 10-м классе.
Результаты педагогического консилиума используются в процессе организации образовательной деятельности школьников. Например, поурочные планы предваряет технологическая карта изучения состояния и развития образовательного потенциала школьников (таблица 2), которая служит конкретизации целей учебных занятий, определению индивидуальных образовательных задач, сравнению конечных результатов с уровнем обучаемости школьников. Такого рода информация способствует дифференциации образовательной деятельности, определению механизмов развития личности.
Таблица 2
Технологическая карта изучения состояния и развития образовательного потенциала школьников
Ф.И.О. |
ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА |
|||||||||||
Качество усвоения ЗУНов |
Качество сформированности общеучебных умений |
Отношение к учению |
Познавательный интерес к изучению предмета |
Психофизиологические возможности (сила воли, внимание, память, мышление, воображение, работоспособность и др.) |
Самоорганизация |
|||||||
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
Р |
П |
|
1. Азаров А.П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: Р - реальное состояние; П - планируемые результаты развития образовательного потенциала.
III. Этап целеполагания предусматривает:
• определение системы целей и задач образовательной деятельности по предмету по отношению к каждому выпускнику;
• актуализация задач изучения учебного предмета в школе;
• декомпозиция на различные разделы и темы;
• определение стержневых идей учебного курса, разделов, тем;
• оформление целей и задач ведущих разделов и тем в учебно-тематическом планировании;
• декомпозиция задач темы в образовательные цели конкретных учебных занятий;
• определение индивидуальных образовательных целей школьников.
Системообразующую роль технологии подготовки выпускников к ЕГЭ выполняют цели. В самом общем виде цель - это ожидаемый, желаемый, прогнозируемый результат деятельности. Задача выступает формой конкретного выражения цели. Задачи подготовки к ЕГЭ должны быть интегрированы в систему образовательных целей, реализуемых в школе.
Учитель, приступая к определению цели образовательной деятельности по предмету:
• изучает требования образовательного стандарта и программы;
• определяет, что должен знать и уметь школьник к концу изучения предмета, раздела, темы;
• анализирует информацию об образовательном потенциале обучающихся; определяет доминирующие способы учения школьников;
• выявляет типичные и индивидуальные затруднения школьников в освоении учебного курса, раздела, темы;
• выявляет типичные ошибки выпускников, допущенные в ходе итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
• определяет (совместно с обучающимися) общие и индивидуальные цели образовательной деятельности школьников по предмету, а также задачи, связанные с подготовкой к ЕГЭ (в число такого рода задач могут входить: развитие умений правильно прочесть толкование учебных заданий; развитие умений осуществлять саморегуляцию и самоорганизацию в образовательной деятельности в определенный временной промежуток: развитие умений выполнять задания в тестовой форме, фиксировать результаты в бланках ответов № 1 и № 2);
• определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
• выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результате обучения, в качестве подготовки к ЕГЭ.
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности школьников.
Процесс подготовки к ЕГЭ строится в логике реализации триединой дидактической цели, интеграции ее познавательного, развивающего, воспитательного аспектов.
Что касается конструирования системы познавательных целей подготовки к ЕГЭ, то важно, чтобы учитель имел представление, из каких основных компонентов состоит система знаний. В дидактике принято в системе знаний выделять два больших блока: эмпирический и теоретический. Эмпирический блок включает следующие компоненты: термины (номенклатура предмета), понятия, факты, представления. Теоретический блок - понятия, причинно-следственные связи (прямые и обратные), закономерности, законы, теории.
Конструирование системы развивающих целей отражает основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии. Приобретение умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности), для которых характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе выполнения творческих (проблемных) заданий для самостоятельной работы. Основные приемы реализации развивающих целей - это упражнения и творческие задания для самостоятельной работы.
Конструирование системы воспитательных целей учебного занятия связано с реализацией принципа ценностной ориентации (ориентация на высшие ценности: человек, жизнь, природа, общество, добро, истина, красота, труд и др.) в работе с учащимися.
IV . Этап планирования.
Качество подготовки к ЕГЭ во многом зависит от того, насколько основательно и обоснованно выполняется тематическое и поурочное планирование. Учителя имеют возможность нестандартно подходить к планированию образовательного процесса; выбирать оптимальную последовательность изучения материала в пределах темы; определять количество часов на освоение разделов и тем курса в пределах того объема времени, которое отводится на изучение учебного предмета; учитывать уровни обученности и обучаемости школьников и в соответствии с ними осуществлять тематическое и поурочное планирование.
Анализ процесса подготовки к ЕГЭ, а также его результатов по целому ряду учебных предметов свидетельствует о наличии широко распространенных педагогических ошибок в планируемой педагогической деятельности по реализации образовательных программ. К их числу принадлежат:
• несоответствие содержания учебно-тематического плана требованиям образовательных программ по общеобразовательным предметам, рекомендованным Департаментом общего среднего образования Министерства образования и науки Российской Федерации;
• отсутствие интеграции между учебными курсами, изучаемыми школьниками в различных классах;
• формальное отношение к целеполаганию на уровнях учебного предмета, раздела, темы, учебных занятий, а также на уровне индивидуальной самостоятельной деятельности обучающегося;
• отсутствие взаимосвязи между целями урока с предшествующими ему и последующими за ним учебными занятиями;
• недооценка диагностических процедур (определения критериев и показателей результативности освоения образовательных программ, изучение уровня обучаемости и обученности школьников, определение качества освоения ими образовательных программ и др.), позволяющих делать заключение о степени обоснованности планов;
• недостаточное внимание планированию теоретического обобщения знаний, самостоятельной работы с различными источниками знаний, выполнения практической части программы;
• недостаточное внимание планированию работы по освоению школьниками стержневых идей предмета, раздела, тем и, наоборот, излишнее внимание по отношению к второстепенному материалу, которой предлагается школьникам для ознакомления (а не изучения);
• преимущественное планирование учебных занятий одного типа (чаще всего уроков усвоения нового материала, уроков закрепления знаний и умений), что не соответствует логике процесса усвоения учащимися знаний;
• недооценка учебных занятий, обеспечивающих систематизацию знаний, умений школьников;
• недостаточное внимание планированию деятельности по развитию общеучебных умений школьников, формированию у них навыков четкого, краткого (но полного) письменного изложения ответа на поставленный вопрос, умений оформлять ответ в форме, предложенной в режиме ЕГЭ;
• недостаточное внимание планированию работы с использованием новых информационных технологий, тестовых заданий открытого и закрытого типа и др.
Чтобы не допустить названные недостатки планирования в процессе подготовки выпускников к ЕГЭ, учителю можно воспользоваться следующей формой конструирования образовательного процесса (совмещающей в себе традиционное тематическое планирование с поурочным) - технологической картой освоения образовательной программы по предмету (таблица 3).
Таблица 3
Технологическая карта подготовки выпускников ОУ к ЕГЭ по теме
«Размножение и индивидуальное развитие организма» (6 часов)
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тема |
Деление клеток. Митоз |
Формы размножения организмов |
Мейоз. Основы полового размножения |
Оплодотворение. Развитие половых клеток |
Индивидуальное развитие организма - онтогенез |
Организм как единое целое |
Что должен знать ученик |
Значение подготовки клетки к делению, фазы деления; значение деления клеток как биологического процесса, лежащего в основе размножения и индивидуального развития организмов; фундаментальные понятия: «митотический цикл», «интер-, про-, мето-, ана-, телофаза», «цитокинез» |
Размножение живых организмов; условия существования видов; важность поддержания численности популяции в природе; понятия: «партеногенез», «апомиксис» |
Механизм мейоза, биологическую сущность; генетические функции; понятия «мейоз», «лептонема», «зигонема», «пахинема», «диплонема», «диакенез», «кроссенговер» |
Сущность сперматогенеза и овогенеза; особенности развития половых клеток; понятия: «сперматогенез», «овогенез» |
Стадии эмбриогенеза; процесс закладки органов и взаимодействия частей развивающегося зародыша; сущность онтогенеза, биологического закона, постэмбрионального развития организма; роль отечественных ученых в разработке теории индивидуального развития хордовых; понятия: «бластула», «морула», бластомеры», «гаструла», нейрула», «сомит», «онтогенез», «филогенез» |
Содержание предыдущих учебных занятий; условия приспособления организмов к изменяющимся условиям; влияние внешних условий на раннее развитие организмов; значение биологических часов; сущность анабиоза |
Что должен уметь ученик |
Объяснять значение деления клеток; анализировать информацию |
Применять знания о размножении для обоснования мероприятий по охране природы |
Сравнивать митоз и мейоз; работать с различными источниками; составлять тестовые задания по степени сложности (воспроизведения; применение по образцу; применения в творческой ситуации) |
Объяснять материальную преемственность поколений, значение объед и мнения материнской и отцовской наследственности организма для эволюции и постоянства вида |
Выявлять родственные связи организма на основе биологического закона; анализировать этапы онтогенеза животных; делать выводы об общности индивидуального развития живых организмов; работать с различными источниками знаний |
Понимать вредное влияние наркотиков, алкоголя на развитие человека; работать с тестовыми заданиями открытого и закрытого типов |
Контроль учителя |
«Входной» или модульный контроль знаний |
Тестовые задания открытого или зак рытого типа; самоконтроль учащихся |
Индивидуальный и фронтальный опрос; задания в тестовой форме в логике КИМов |
Индивидуальный и фронтальный оп- рос; задания в тес- товой форме в ло- гике КИМов |
Индивидуальный и фронтальный опрос; тестовые задания открытого и закрытого типа; самоконтроль учащихся в логике ЕГЭ |
«Выходной»контроль с применением заданий в тестовой форме в логике ЕГЭ |
Тип учебного |
Вводное учебное занятие |
Изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция) |
Изучение и закрепление новых знаний (семинар) |
Изучение и закрепление новых знании (семинар) |
Изучение и закрепление знаний; комплексное применение знаний (семинар) |
Обобщение и систематизация знании; проверка, оценка и коррекция знаний |
Оборудова-ние |
Таблица, учебник, дополнительная литература |
Таблицы за курс 6-7 классов, учебник, динамическое пособие «Размножение шляпочного гриба» |
Таблица, учебник |
Таблица, учебник, дополнительная литература |
Таблица, учебник |
Дополнитель-ная литература |
Домашнее задание |
П.17, повторить за курс 6-7-го классов формы размножения, конспект учебного занятия (Учебник: Д.К. Беляев «Общая биология» 10-11 кл. -М.,2003.) -.. |
П. 18, конспект учебного занятия, повторить п. 17 |
П. 19, составление задании в тестовой форме в логике ЕГЭ (по выбору) и подготовка ключа ответов , |
П.20, конспект учебного занятия, повторить п. 19 |
П. 21, конспект урока, со- ставление задании в те- стовой форме в логике КИМов |
П. 22., повторить строение, функции, жизненный цикл клеток |
Таки образом, сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии (проектирования и конструирования), включая описание действий учителя и учащегося в процессе целеполагания, организации, контроля, регулирования и рефлексии. Технологическая карта позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование результатов развития образовательного потенциала учащихся, планирование усвоения ими знаний, умений, навыков. Указанные параметры являются конечными результатами усвоения школьниками учебного материала.
Планирование конечных результатов усвоения учебного материала учащимися осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора фактов, понятий, правил, формул, законов, составляющих основу практической подготовки учащихся.
Отбор содержания материала каждого раздела и распределение его по темам осуществляется на основе работы с учебной программой и стандартом образования по общеобразовательным предметам. Для большей наглядности это содержание заносится в технологическую карту. В эту карту можно внести также межпредметные связи, более четко определить преемственные связи между разделами и темами внутри каждого их них. Все это позволит учителю оптимально осуществить структурирование учебного предмета в логике ЕГЭ.
Затем учитель приступает к плакированию изучения каждой учебной темы, но с учетом анализа особенностей усвоения и выявления типичных учебных затруднений учащимися отдельных тем и вопросов курса, с учетом анализа результатов Единого государственного экзамена предыдущего года (см. таблицу 3).
Для развития саморефлексии и самоорганизации выпускников можно предложить вести тетрадь самоконтроля. Такая тетрадь является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями (см. таблицу 4).
Таблица 4 Тетрадь самоконтроля по учебному предмету |
|||||
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ |
|||||
Что должен знать |
Знаю |
Отметка |
Мои затруднения |
Рекомендации |
|
Моя |
Учителя |
||||
|
|
|
|
|
|
Что должен знать |
Знаю |
Отметка |
Мои затруднения |
Рекомендации |
|
Моя
|
Учителя |
||||
|
|
|
|
|
|
Определение учеником целей занятия, выступающих в роли эталонов усвоения; умение оценить себя в начале работы над темой, в середине и по ее окончании; способность самостоятельно переходить от одного вида деятельности к другому; готовность выходить за рамки обязательных учебных заданий позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по самокоррекции процесса усвоения содержания образовательных программ по предмету.
Применяемые в соответствии с содержанием технологической карты учителя задания в тестовой форме позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Домашние задания в виде составления тестовых заданий школьниками требуют умения отбирать нужную информацию, выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Сочетание самоконтроля и самооценки с контролем учителя способствует объективному выявлению причин учебных затруднений школьников и ликвидации имеющихся у них пробелов в темах, включенных в КИМы.
Следует особо отметить, что планирование - это «бросок из настоящего в будущее». Поэтому между проектируемым завтра и сегодняшним состоянием образовательной системы лежит деятельность по конструированию. Важным звеном в технологии подготовки выпускника к ЕГЭ является этап конструирования и реализации учебных занятий, каждое из которых должно отвечать на вопрос: какое место в системе других занятий по теме или разделу занимает данный урок, то есть каковы его цели, задачи и др.
V . Этап конструирования и реализации учебных занятий. При конструировании учебного занятия необходимо учитывать:
• типичные затруднения школьников в выполнении тестовых заданий;
• определять причины возникновения затруднений совместно с учащимися;
• устранять (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы;
• обеспечивать рефлексию учащихся по поводу своих способов учебой работы в процессе выполнения домашнего задания в логике ЕГЭ.
Учитывая, что участие в эксперименте ставит учеников и учителей перед серьезными проблемами, которые нужно решать уже сегодня, необходимо особенно серьезное внимание уделить повторению и обобщению знаний, отработке умений и навыков, формируемых в 5-10-х классах. Поэтому наряду с изучением нового материала, выделением в нем наиболее существенных вопросов необходимо проводить целенаправленное повторение изученного в предшествующие годы. Процесс подготовки выпускников школ к ЕГЭ имеет следующую логику:
• изучить затруднения школьников, выполнявших КИМы прошлых лет;
• выявить возможные проблемы, с которыми могут столкнуться ученики класса;
• разработать тематику консультаций по наиболее сложным разделам курса (в логике ЕГЭ);
• организовать групповые и индивидуальные консультации.
Важно обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала в логике ЕГЭ; осознание школьниками своих способов проработки учебной информации с использованием заданий в тестовой форме. Особую значимость составляет закрепление знаний и способов действий, требующих внутрипредметных и межпредметных связей, которые лежат в основе тестовых заданий в логике ЕГЭ; усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных вариантах выполнения КИМов (на уровне воспроизведения; на уровне применения знаний по образцу; на уровне творческого применения знаний). С этой целью учителя, как правило, включают в различные этапы урока задания в тестовой форме, разработанные в логике ЕГЭ, стремятся развивать у школьников умения самостоятельно создавать вышеназванные задания с учетом своего индивидуального познавательного стиля, обеспечивать условия, способствующие самоорганизации познавательной деятельности.
В процессе реализации учебных занятий особую важность имеет объективная качественная оценка работы класса и отдельных учащихся в логике подготовки к ЕГЭ; анализ степени успешности в овладении выполнением тестовых заданий; анализ недостатков в деятельности учащихся; рекомендации по преодолению недостатков. Учителю важно инициировать рефлексию учащихся по поводу эмоционального состояния, качества своей деятельности при выполнении КИМов, взаимодействия с учителем, с одноклассниками; необходимо обеспечивать реализацию принципов саморегуляции и сотрудничества.
VI . Контрольно-регулировочный этап.
Для изучения уровня подготовки выпускников (10-11-е кл.) к ЕГЭ целесообразно после освоения стержневых тем предмета проводить:
• проверку и оценку знаний;
• способов деятельности с применением тестовых заданий открытого и закрытого типа в логике ЕГЭ с использованием контрольно-измерительных материалов при повторении ранее изученных тем.
• тестовые задания обязательно должны содержать инструкцию для учащегося.
При составлении контрольно-измерительных материалов учителю необходимо руководствоваться таблицей распределения времени на ответы уровня воспроизведения (А), уровня применения знаний по образцу (Б), творческого применения знаний (С).
Желательно, чтобы ответы заполнялись в бланках ЕГЭ.
При оценивании уровня подготовки выпускников может быть выявлен ряд образовательных затруднений, с которыми столкнулись ученики в ходе выполнения КИМов. В этом случае зачастую анализируются затруднения, определяются их причины. Однако согласно опыту целого ряда учителей, успешно работающих в режиме личностно ориентированного образования, можно утверждать, что гораздо продуктивнее анализировать достижения школьников и их причины.
Результаты такого анализа ложатся в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов каждого ученика, а также программ их самообразования, самокоррекции и самоконтроля. Кроме того, эти данные используются в процессе подготовки и проведения педагогического консилиума, в ходе которого осуществляется коллективное определение системы мер оказания индивидуальной помощи школьникам по подготовке к ЕГЭ.
VII . Этап рефлексии.
Результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам оформляются в организационно-педагогическом документе «Справка по результатам ЕГЭ».
Для оценки результатов подготовки выпускников к ЕГЭ учителю-предметнику поможет следующий информационный материал.
1.Анализ образовательного потенциала обучающихся, планируемые уровни усвоения учебного предмета.
2.Анализ педагогической деятельности по содержанию, правилам и технологии подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Анализ учета результатов проведения репетиционных испытаний, факторов, повышающих и понижающих качество выполнения КИМов.
3.Сведения об освоении учащимися инструктажа по заполнению бланков ЕГЭ и по выполнению КИМов.
4.Анализ соответствия образовательных достижений (успехов), выявленных учителем к концу учебного года, и ГЭК - в ходе ЕГЭ.
Для составления справки «Качество результатов ЕГЭ» учителю-предметнику необходимо внести в таблицы количественные показатели рубежной, промежуточной, годовой аттестации, репетиционных испытаний выпускников, сдающих ЕГЭ по предмету, а также свои предложения по модернизации педагогической деятельности в процессе подготовки и проведения ЕГЭ в школе, по обеспечению качества общего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битинас В.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С. 10-15.
2. В помощь организаторам Единого государственного экзамена. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
3. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 2001.
4. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М.; Ростов, 2001.
5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994.
6. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М., 2001.
7. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Современные системы компьютерного тестирования // Школьные технологии. 2001. №3. С. 45-65.
8. Чибисова М. Б. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., 2004.
9. Шамова Т. И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В. Единый государственный экзамен: технология подготовки образовательного учреждения. М.; 2004.