Методические рекомендации по подготовке и проведению урока знаний в образовательных учреждениях

СОДЕРЖАНИЕ: В целях повышения культуры речи и чистоты русского языка, развития познавательной активности детей, подростков и молодежи министерство образования Саратовской области рекомендует провести Урок знаний 1 сентября 2007 г в образовательных учреждениях области, посвященный Году русского языка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (повышения квалификации)

«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ЗНАНИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Саратов -2007

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Соляная, 32, г.Саратов, 410002

Тел.: (845-2) 23-06-10; Факс (845-2) 23-03-41

7.08.07 № 5875

на №

Руководителям муниципальных

органов управления образованием

2007 год – Год русского языка в России.

В целях повышения культуры речи и чистоты русского языка, развития познавательной активности детей, подростков и молодежи министерство образования Саратовской области рекомендует провести Урок знаний 1 сентября 2007 г. в образовательных учреждениях области, посвященный Году русского языка.

Для организации данной работы направляем методические рекомендации по подготовке и проведению Урока знаний

Первый заместитель министра


М.В.Горемыко

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проведении Года русского языка

Учитывая важную роль русского языка в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования, постановляю:

1. Принять предложение Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка.

2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:

• образовать организационный комитет по проведению Года русского языка и утвердить его состав;

• утвердить план основных мероприятий по проведению Года русского языка, предусмотрев в нем мероприятия в области культуры, науки и образования, с указанием объемов и источников их финансирования.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные организации о проведении в 2007 году Года русского языка.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого Года русского языка.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль

29 декабря 2006 года

№ 1488


«И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…»

А. Ахматова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ЗНАНИЙ,

ПОСВЯЩЕННОГО ГОДУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок Знаний, посвященный русскому языку, проводится в рамках мероприятий исполнения Указа Президента Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка.

Готовясь к проведению урока о русском языке, учитель должен иметь в виду необходимость планомерной работы по осмыслению роли русского языка, которая определяется целым рядом особенностей его функционирования в современном мировом пространстве и современном российском обществе.

Ведущая роль русского языка в Российской Федерации определяется его социальными функциями – это язык межнационального общения и консолидации 160 народов и национальностей России, родной язык более 80% ее граждан. Во всем мире, включая Россию, русский язык является родным для 170 млн. человек и 350 млн. его понимают.

Вместе с тем наблюдаются тревожные тенденции, которые, прежде всего, касаются отношения к русскому языку: падает интерес к изучению русского языка и русской литературы, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение сферы использования, снижение речевой культуры населения. Результаты объективных форм проверок знаний учащихся говорят о снижении функциональной и практической грамотности. Определяя цели изучения родного языка, необходимо иметь в виду, что язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средством хранения и усвоения знаний; частью национально-духовной культуры, основной формой проявления национального и личностного самосознания.

Как взрослые, так и дети стали значительно меньше читать, ежегодно падает интерес к книгам, к хорошей художественной литературе. В целях развития идей Года русского языка большое количество мероприятий должно быть посвящено вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность. Ведь не секрет, что любовь к книге зарождается у человека с детства. Конкурсы и розыгрыши, викторины и спектакли, встречи с любимыми книжными героями призваны пробудить у детей интерес к литературе. Встречи с героями любимых книг могут быть организованы и в первый учебный день – на Уроке знаний.

Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: работает Совет по русскому языку при Правительстве РФ, с июня 2005 года вошел в действие Закон о русском языке, разработана и действует Федеральная целевая программа «Русский язык», 2007 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка.

При планировании проведения Урока Знаний в школе необходимо обратить внимание на непрерывность образования. Применительно к овладению родным языком под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста и заканчивая старшей школой.

В начальной школе одной из актуальных задач образования является задача воспитания коммуникативной культуры детей. Еще до школы дети испытывают острую необходимость в овладении родным языком как средством общения. Расширение круга взаимодействия детей младшего школьного возраста, постепенное вхождение ребенка в новые социальные роли требует свободного владения средствами речевой деятельности. В связи с чем начальное образование должно создать условия не только для изучения языковых средств, но и для повседневного приобретения детьми опыта общения.

В основной школе цели обучения русскому языку и русской литературе ориентированы на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; укрепление исторической преемственности поколений; сохранение и развитие языкового богатства, литературы и культуры России. Эти цели должны быть ясны не только учащимся, но и их родителям, обществу, направлены на результат, достигаемый совместными усилиями. Чрезвычайно важным является формирование общественного мнения относительно роли русского языка, истоки этой работы должны находиться в школе.

В старшей школе на Уроке Знаний учитель должен провести мысль о том, что русский язык представляет собой не имеющее аналогов средство общения на огромных территориях, включающих как Европу, так и Азию. Он является государственным языком России, статус русского языка в Российской Федерации определен Законом РФ о русском языке. Поэтому забота об отношении к русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина.

Особое внимание к изучению русского языка на старшей ступени общего образования связано также с тем, что в Саратовской области в рамках государственной итоговой аттестации выпускников школы русский язык является обязательным предметом единого государственного экзамена. Региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений предусматривает выделение в старшей школы одного часа в неделю на изучение предмета «Русский язык».

Вышесказанное определяет цель и задачи Урока Знаний о русском языке, который будет проведен в школах в первый день нового учебного года.

Цель урока: способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.

Задачи урока:

• продолжить ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;

• способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации;

• показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка, как родного языка;

• вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.

При подготовке уроков о русском языке следует учесть возрастные особенности учащихся. Общая идея уроков о русском языке по различным параллелям классов может быть следующей:

1-2 классы : Семья. Род. Родина. Родной язык.

3-4 классы : Загадки русского языка. Почему мы так говорим.

5-6 класс : Значение родного языка в жизни человека.

7-8 класс : Русский язык – один из развитых языков мира.

9-11 класс : Культура речи человека и общества.

Выбор содержания, методов и форм организации Урока Знаний зависит от возрастных категорий, от особенностей конкретного класса.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ УРОКОВ

Для учащихся 1-2 классов

1. «Путешествие в страну АБВГДЕйка».

2. «Волшебная страна знаний».

3. «Знайкина школа».

4. «33 родных сестрицы».

5. «Хоровод сказок».

Для учащихся 3-4 классов

1. «Путешествие в страну «Чистых слов».

2. «Занимательная грамматика».

3. «Страна Словария».

4. «Страна русского языка».

5. «Парад героев любимых книг».

6. «Путешествие по Книжной Вселенной».

7. «Сказочный калейдоскоп».

Для учащихся 5-7 классов

1. Создание Славянской азбуки

2. Что значат «речь правильная» и «речь хорошая».

3. Словари – наши друзья и помощники.

4. Вселенная в алфавитном порядке

5. А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.

6. Жизнь слова.

7. Пословицы и поговорки русского народа.

Для учащихся 8-9 классов

1. Особенности русской графики.

2. Русские летописи.

3. Диалекты и литературный язык.

4. Забытые слова.

5. Язык как средство общения.

6. Русский язык – один из развитых языков мира.

Для учащихся 10-11 классов:

1. Русский язык как государственный язык, русский язык как родной.

2. Русский язык – язык русской культуры.

3. «Образ мира, в слове явленный» (язык русской поэзии).

4. Что такое культура речи.

5. Знаменитые русские лингвисты.

6. Что такое реформы языка?

7. Роль этимологии в изучении языка.

8. Языковая толерантность.

9. Речевая характеристика человека

Форма урока о русском языке выбирается учителем. В начальной школе это может быть:

• урок-экскурсия;

• урок-утренник;

• урок-сказка;

• урок-путешествие;

• урок-соревнование (интеллектуальные игры: брэйн-ринг, рыцарский турнир, лингвистический турнир, литературный турнир, «Умники и умницы», «Угадай…», «Крестики-нолики», КВН и другие).

В основной и старшей школе рекомендуются следующие формы урока:

• урок-беседа;

• урок-исследование;

• диспут;

• урок с включением инновационных форм педагогического взаимодействия (мастерской, проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления);

• урок-концерт;

• театрализованный урок.

При выборе формы урока следует исходить из планируемого результата: понимания необходимости ответственного отношения к русскому (родному и государственному) языку.

В приложении даны примерные разработки уроков для учащихся основной и старшей школы. Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Учитель может, опираясь на данные разработки, провести Урок Знаний, исходя из собственного опыта организации занятий, возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся, традиций школы и класса.

Эпиграфом к проведению предлагаемых уроков могут стать слова:

«И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ,

ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО…»

А. Ахматова

Рекомендуемая литература:

1. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006

2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб: «Тускарора», 1999

3. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. СПб: «Норинт», 2003

4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1987

5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. М.: «Просвещение», 1993

6. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. СПб.: СМИО Пресс, 2006

Методические рекомендации составили сотрудники

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Ценарева Н.Н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования

Юнг Е.Л., главный методист кафедры филологического образования

Лабутина Н.В., главный методист кафедры дошкольного и начального образования

Парасотченко Т.В., методист кафедры дошкольного и начального образования

Рекомендовано учебно-методическим советом ГОУДПО «СарИПКиПРО»

Приложение 1

Урок Знаний

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ АБВГДейку

для учащихся начальных классов[1]

Зал оформлен шарами, буквами. На центральной стене корабль с парусом. На парусе “Кроссворд” (слова закрыты полосками непрозрачной бумаги с пустыми клеточками, по вертикали красными буквами выделено слово красноречие ).

Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в страну АБВГДейку.

За чистым-чистым полем,
За дремучим-дремучим лесом,
За шумным морем
Находится страна АБВГДейка

Но попасть в нее может только тот, кто научился правильно произносить звуки, кто знает буквы, кто умеет думать и конечно, у кого в груди бьется отважное сердце.

Давайте скажем волшебные слова хором и тогда невидимый волшебный занавес откроется, заплещутся волны, и мы станем участниками необычного морского путешествия.

Дети хором: – КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС.

Звучит шумовое оформление (шум волн, морского прибоя). Выходит Буквоежка с азбукой в руках (на данную роль выбирается активный ребенок). В азбуке все страницы пустые.

Буквоежка: – Куда это вы собрались? Разве можно без меня отправляться в страну АБВГДейку. Я же самый главный Буквоежка. И корабль мне знакомый. Вон и парус на нем необычный.

– Что на нем изображено?

Дети: – Кроссворд.

Буквоежка: – А кроссворд этот тоже непростой. В нем зашифровано слово. Это слово можно будет прочитать, отгадав все 11 строчек. А без меня вам не отгадать.

– Что надо вставлять в кроссворд?

Дети: – Буквы.

Буквоежка: – А теперь отгадайте первое слово в кроссворде.

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает?

Дети: КНИГА, (открыть первое слово).

Буквоежка: – Ой, и правда книга (показывает свою книжку логопеду).

Логопед: – Да здесь почему-то страницы все пустые, букв нет.

Буквоежка: – Я их потерял (плачет).

Логопед: – Не расстраивайся Буквоежка, проходи к нам на борт, и мы все вместе отправимся в страну АБВГДейку.

Буквоежка: ( встает у штурвала)

Соленый ветер поднимается.
Поскрипывает мачта на ветру.
И парус силой наполняется.
Мы все сегодня вместе на борту.

Логопед:

Это кто здесь грустит?
У кого кислый вид?
Эй, ребята, не зевай.
Песню дружно запевай.

Дети исполняют песню “АБВГДейка” (авторы: К. Шаинский и 3. Успенский Песни-картинки вып. 19 МЛ. Советский композитор 1981 г.)

Вот вам стол, а вот скамейка.
Взяли в руки карандаш.
Это – АБВГДейка
В детский сад приходит наш.

Припев:

АБВГДейка, АБВГдейка это учеба и игра.
АБВГДейка, АБВГдейка азбуку детям знать пора.
Знать пора. Азбуку знать пора.

Ребенок читает стихотворение “Азбука”:

Что случилось, что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г – ударилась немножко.
Ж – рассыпалась совсем.
Потеряла буква Ю
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Потеряла хвостик У.
Ф – бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак.
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О,
Буква А, когда проснулась
Не узнала никого.

Логопед: ( смотрит в бинокль) Наш корабль находится в спортивном море. Я там что-то вижу.

Звучит музыка “Аэробика”. Дети выходят и строятся для выполнения ритмического упражнения “Аэробика”.

Дети-буквы рассказывают о себе.

“А”

А начало алфавита.
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко
Ноги ставит широко.

“Э” Это Э с открытым ртом и большущим языком

“Р” Буква Р на мачте парус, в даль плывет, небес касаясь.

“О” В старом дереве дупло, ну совсем как буква “О”

“Б” Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком

“И”

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Она легла наискосок.

“К”

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква “Ка”.
“А” Буква А, буква А – алфавита голова.

Логопед: (обращается к сидящим детям). Какое слово у нас получилось?

Дети: АЭРОБИКА

Логопед: (обращается к Буквоежке) Вот Буквоежка, мы отгадали, и второе слово этого кроссворда и открывает второе слово.

Звучит музыка “Я Водяной” выходит Водяной с микрофоном “Караоке” и поет:

Я Водяной, я Водяной –
Никто не водится со мной.
Мои друзья пиявки и лягушки –
Фу, какая гадость. Да ну её в болото,
А мне летать, а мне летать охота.

Водяной: – На днях к берегу прибило волной интересную книгу, но ее сильно потрепало море. Кое-где размыло слова и предложения, а где-то и страниц не хватает. Так вот, не захотите ли вы мне помочь и прочитать ее?

Логопед: – Мы с удовольствием тебе поможем.

Водяной: – А у вас есть, кто уже знаком с буквами?

Дети: Да-да-да.

Водяной:– Ну тогда начинаем.

Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.

Водяной читает стихи-загадки, а дети хором отвечают и, отыскав картинки- отгадки на мольберте, отдают их Водяному.

“Загадки – шутки”

В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф (Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк (Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая ... лисица (Белка)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха (Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью ... крокодил (Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова (Обезьяна)

Водяной: – Поплыву к своим морским обитателям. Покажу им картинки в моей книге.

Логопед открывает третье слово.

Дети читают УГАДАЙКА

Логопед: ( смотрит в бинокль) Вижу на горизонте Русалку.

Русалка: – Меня послал Водяной. Он был такой довольный, что вы помогли восстановить книгу. Я вам сейчас спою песню, а вы отгадайте кто исполнитель этой песни.

Исполняется песня “Дельфин и Русалка” (песня исполняется под “Караоке”)

Логопед: Вот и еще одно слово открылось на нашем парусе (открывает четвертое слово).

Дети читают ПЕСНЯ.

Логопед: – Да жизнь на нашем корабле кипит в полную силу, но наверняка, вы все мечтаете попасть в страну АБВГДейку, и чтобы нас там встретили. А что делать, если эта страна находится на острове и туда очень редко заплывают корабли? Как нам туда послать сообщение?

Буквоежка: – Я вам помогу. Я хочу сказать, что есть такая традиция: “Бросать в море бутылку с посланием”.

Логопед: – Так давайте, мы эту традицию выполним. А для этого нам будут нужны помощники.

Проводится игра “Пошли послание”.

Выбирается две команды по 3 человека в каждой. Перед командами стоят столики с листочками бумаги, фломастерами, пластмассовыми трехсотграммовыми бутылками с крышками.

Логопед: – Ваша задача следующая: каждый должен написать на листочке свое имя, отнести на стул, где стоит бутылка, свернуть листок и опустить его в бутылку и возвратиться обратно. Последний ребенок закручивает крышку у бутылки и бросает её в море. Ну, а море это все наши зрители, сидящие в зале. И поэтому когда капитаны бросят бутылки ловите, кто поймает, пусть держит у себя, потом узнаете зачем.

Звучит спортивная мелодия (на усмотрение музыкального руководителя) входят дети – рыбки. В руках у них обручи, скакалки, мячи.

Логопед: – Ребята, мы так с вами расшумелись, что нарушили покой рыбок. Поэтому они выплыли на поверхность моря. Давайте понаблюдаем за ними.

Гимнастический номер “РЫБКИ”.

Логопед: – Дети, а как вы думаете, как называется этот вид спорта?

Дети отвечают: ГИМНАСТИКА.

Логопед: – Вот мы отгадали и пятое слово кроссворда (открывает слово).

Буквоежка: – Земля, на горизонте земля. Вижу берег.

Логопед: Ребята, мы попали в гавань Грамотеев. Жители АБВГДейки приготовили вам в подарок сюрприз и дарят игру “Букварик”. Но в эту игру играет тот, кто хорошо знает буквы.

Проводится игра “Букварик”

Набирается команда из пяти человек, каждый получает по букве слова “ШКОЛА”. Участники изображают буквы, остальные дети стараются прочитать это слово. В конце игры появляется Бармалей, переодетый в Красную Шапочку.

Он оттесняет букву “Л” и изображает “Д”.

Бармалей: – И мне подарочек.

Логопед: – Постой же, какая странная Красная Шапочка. Иди сюда девочка. Скажи-ка , кто, куда и с чем тебя послал однажды?

Бармалей: – Пожалуйста. Однажды мой папа послал меня к дедушке отнести колбаски и сыла.

Логопед: – Правильно ребята? (Ответ детей)

А как было в сказке? (Ответ детей)

Логопед: – Девочка, а кто встретился тебе на пути?

Бармалей: – Я знаю! По пути я встлетил АСТОБУС!

Логопед: – А кого на самом деле встретила Красная Шапочка?

Дети: – Волка!!!

Бармалей: – Ой, и велно, волка. А еще дологой я пела песенку:

Если долго, долго, долго мы не будем слуСать маму.
Будем пачкаться и дЛаться и еще при этом вЛатъ,
Если долго, долго, долго будем пеЛед тем смеяться,
То тогда пЛидется-дется, всем нам в АфЛику беЗать.

Припев:

А-А, в АфЛике гоЛы вот такой ВиСыны,
А-А в АфЛике Леки вот такой СиЛины,
А-А обезьяны каСалоты,
А-А кЛокодилы, бегемоты,
А-А и Селеный попугай.

Если долго, долго, долго будем куСатъ за обедом,
ЛазбЛасаем все игЛуСки и не будем убиЛать.
И еще пЛи этом-этом, будем злиться и лениться,
То пЛидется педагогам тоже в АфЛику беЗатъ.

Припев: тот же

Логопед: – Красная Шапочка! А что это у тебя спрятано в корзинке? (указывает на кинжал)

Бармалей: – А…, это моя пилочка для ногтей.

Дети и логопед: – Мы тебя узнали. Ты Бармалей.

Бармалей: – Да, я стЛашный и коваЛный Лазбойник БаЛмалей .Люблю я кусать маленьких и пухленьких детей. Я знал, что ваш коЛабль занесет в Лазбойничье течение, и Вам несдобЛовать.

Логопед: – Бармалей, а что это ты так слова интересно произносишь. Они у тебя не так уж красиво звучат.

Бармалей: – Да вот, я еще не все звуки умею выговаЛиватъ. Вот поэтому я и злой. Мне очень стыдно, что вот такие КаЛапузы лучше меня говоЛят. Я тоже хочу также говоЛить.

Логопед: – Бармалейчик, это же не беда. Я тебе помогу. Приходи, ко мне заниматься, и у тебя тоже все получится. А для этого надо хорошо потрудиться. Обращается к детям правда, дети!

Дети: – Да!

Логопед к Бармалею:

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй.
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!

Бармалей:

Ах! Зачем мне эти злодеяния?
Негодяем Зить уЗ не хочу.
СобеЛу цветов букет огЛомный
И дЛузьям на память подаЛю.

Игра “Собери букет”.

Игру проводит Бармалей. Цветы разбросаны по залу. 4 (красный, желтый, белый, розовый) круга – серединки лежат в разных углах зала. Дети под музыку ходят по залу. Потом поднимают цветы и собирают их в букет по цвету (сигнал цветной кружок). Игра повторяется 3 раза. Бармалей меняет цветные сигнальные кружки.

Дети читают стихи о цветах:

1-й ребенок.

Мы из цветов составили букеты,
Подбирая цветок за цветком.
И душистое свежее лето
Вместе с нами приходит в наш дом.

2-й ребенок.

Мы давно вас считали друзьями.
Дети наших садов и полей.
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.

Логопед: (обращает внимание детей на кроссворд) Как вы думаете, какое слово здесь спряталось? Я вам подскажу. Оно начинается на букву “Ц”. Вот мы отгадали и еще одно слово – ЦВЕТОК. Ребята, нас уже ждут на мысе “БУКВАРИЯ”. Чтобы узнать следующее слово, вам надо отгадать загадку.

Логопед загадывает загадку:

Они и летом и зимой любят жить одна в одной.

Принесите им сапожки, и пойдут плясать ... (матрешки).

Вот мы отгадали и это слово МАТРЕШКИ (открывает седьмую полоску)

Логопед: (смотрит в бинокль) Я вижу, что нас уже встречают жители “БУКВАР ИИ”.

Выходят дети, наряженные матрешками.

1-й ребенок:

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Кукла первая толста.
А внутри она пуста.

2-й ребенок:

Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.

3-й ребенок:

Половинку отвинти, плотную притертую –
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

4-й ребенок:

Прячется в ней кукла пятая , пузатая.
А внутри пустая. В ней живет шестая.
Эта куколка меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры куколки стоят.

Все вместе: Сколько куколок здесь есть?

И ответим кукол шесть.

Танец “Матрешки” (музыка и движения подбираются на усмотрение музыкального руководителя).

Логопед: – Посмотрите на наш кроссворд. Нам уже осталось совсем немножко отгадать его. Как вы думаете, какое слово здесь спрятано? Я вам подскажу. Последняя буква “Ц”. И мы только что с вами это видели.

Дети: ТАНЕЦ.

Логопед: – Ребята, а теперь нам пора показать свою смекалку.

Буквоежка: (смотрит в бинокль) Вон еще буквы показались.

Выходят дети-буквы Д, К, Р, Щ, Т (у них в руках необычные картинки – ребусы)

Логопед: (обращается к путешественникам) Вы должны отгадать эти ребусы.

Дети-буквы исполняют частушки: “Веселые частушки” (сл, А Шибаева. См. Ушаков Н. Внеклассные занятия по русскому языку в нач. классах М., Просвещение 1971 г.)

Все вместе:

Не давали буквам дела.
Им безделье надоело.
Надоело им скучать.
И пошли озорничать

1-й ребенок:

Вот какая смехота ... !
“Р” свалилась на кота .
Кот не кот теперь, а крот
Роет он подземный ход.

2-й ребенок:

“К” в карман к монтеру – прыг,
А в кармане ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.

3-й ребенок:

Как-то вздумали газели
С буквой “Т” затеять игры.
И за это чуть не съели
Их безжалостные тигры.

4-й ребенок:

Букву “Д” на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда,
То и дело драки.

5-й ребенок:

Буква “Ш” из слова шутка
Захотела погулять
А без “Ш” смешная утка
Побежала в пруд нырять.

Логопед: – Что сейчас нам исполнили буквы?

Дети: – ЧАСТУШКИ.

Логопед: – Вот мы и еще слово отгадали (открывает слово).

А сейчас настало время вспомнить про нашу морскую почту. Что мы бросали в море?

Дети: Бутылки.

Логопед: (обращается к родителям) Я прошу выйти тех, кто обнаружил необычные находки, взяв себе в помощь своего ребенка.

Игра с родителями и их детьми:

Задание № 1. Пропеть мелодию песенки “В траве сидел кузнечик” голосами разных животных и птиц. Логопед показывает картинки для каждой пары (ГУСЬ, КОРОВА)

Задание № 2. Рассказать скороговорку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона вороненка.

Задание № 3. Кто больше завяжет бантиков? (натягивается веревка со свисающими концами ленточек и по команде логопеда, игроки завязывают бантики).

Логопед: – Молодцы, наверное, вы уже догадались, какое же слово спряталось в кроссворде.

Дети: – ИГРА.

Логопед: – Вот наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в этой удивительно-сказочной стране АБВГДейке, но вы не раз еще вернетесь в эту страну. А что же за слово здесь было зашифровано?

(Логопед снимает полоску и дети читают слово).

Дети: читают ПЕСНЯ.

Дети исполняют песню “До свидания, детский сад”.

Ребенок читает стихотворение “Читалочка” С.Маршака.

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста! Прочти!”.
Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай еще страницу”.
Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и прочитать!

Логопед: Дети, давайте теперь прочитаем, что же за слово у нас получилось?

Дети: КРАСНОРЕЧИЕ

Логопед: – За время учебы в школе вы еще многому научитесь. И, конечно, много внимания будете обращать на нашу речь. Так пускай же ваша речь будет плавной, выразительной, грамотной и, конечно, красивой.

«Путешествие в страну Чистых слов

Ведущий: – Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну “Чистых слов”. Где же нам ее найти? На каком материке? (учащиеся ищут страну на глобусе)

Что же это за страна?

Учащиеся: – Это страна, где люди говорят красиво, правильно, четко и точно излагают свои мысли.

Ведущий: – Ребята, я знаю, кто может нам помочь найти страну “Чистых слов”.

Страна эта находится рядом с нами. Стоит только с полки снять книгу, и мы окажемся там. А правит этой страной государь “Толковый словарь”.

(Входит Словарь).

Звучит грамзапись классической музыки.

1 учащийся:

– В русской речи, в русской речи
Есть волшебная страна,
Та, которая словами,
Как людьми населена.

2 учащийся:

– Правит ими государь,
По прозванию Словарь!
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к Словарю.

Ведущий:

– Уважаемый Словарь, помогите нам попасть в страну “Чистых слов”.

Словарь:

– Хорошо! В страну “Чистых слов” может попасть любой человек, который любит свой родной язык и выполняет правила.

1 учащийся:

– Любите свой родной язык!

2 учащийся:

– Не засоряйте язык словами-сорняками!

1 учащийся:

– Не засоряйте язык кличками!

2 учащийся:

– Красиво и точно излагайте свои мысли!

Ведущий:

– На нашей планете люди говорят на разных языках. Только в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык служит языком межнационального общения народов России. Послушайте стихотворение о русском языке.

3 учащийся:

– На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.

4 учащийся:

– Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что я на русском говорю
Уж целых 10 лет.

5 учащийся:

– Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.

6 учащийся:

– Суворов одобрял солдат
На русском языке.
Бессмертный Пушкин сочинял
На русском языке!

Ведущий:

– Ребята, а что для вас значит любить свой язык?

Словарь:

– Правильно, это значит изучать язык, стремиться говорить чистым правильным, литературным языком. Следить постоянно за своей речью и речью других.

Учащийся:

– Многие люди так безжалостно портят наш язык, бездушно искажают, уродуют его словами-сорняками, вульгаризмами, т.е. грубыми просторечными словами, американизмами.

Когда мы употребляем грубые вульгарные, нецензурные слова, тем самым мы выражаем неуважение к другим людям.

Словарь:

– Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из школы, и появляются ненужные слова и даже грубые выражения. Послушайте!

Вася:

– Ну, ты олимпиаду смотрел? Ну им классно всыпали, понимаешь наши, значит; этим самым мировецки вкатили, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь!

Витя:

– Ага! Ну, а я фильмец смотрел. Люкс! Понимаешь, так здорово, что не могу... Сначала он так, потом убегает, а потом так... Окей! Ну, понимаешь, одним словом здорово! Окей!

Ведущий:

– Ребята, вы что-нибудь поняли из того, что они рассказали? Я ни слова! А вы, уважаемый словарь?

Словарь:

– Русский язык так богат и красив, зачем же говорить на каждом шагу “окей!”, если есть прекрасное русское слово “хорошо”.

Ведущий:

– Очень печально, когда в разговоре ребята не находят нужных, красивых, русских слов.

Послушайте стихотворение Агнии Барто “Сильное кино”.

1 – й ученик

Заранее, заранее
Все было решено
У школьников собрание
Потом у них кино.


Домой придет мой старший брат
Он мне расскажет все подряд
Он объяснит мне, что к чему.
А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

2 – й ученик

Они ползут
А он им – раз
А тут как раз она ползла
А он как даст ему со зла

Она им – раз
Они ей – раз
Но тут как раз
Ее он спас.

Он был с ней заодно
Ух, сильное кино!

1 – й ученик.

- Нет, видно, я еще мала
Я ничего не поняла!

Учащийся:

– Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли. Может быть, научитесь писать стихи и сказки.

– Послушайте стихотворение ученицы 5 класса Зименой Яны из г. Железногорска, которое называется “Люблю тебя, русский язык!”.

1 учащийся:

– Люблю тебя, русский язык!
В нем столько добра и силы,
В нем слышится русский ямщик,
В нем слышится голос России.

2 учащийся:

– Люблю тебя, русский язык!
Великое русское слово!
В нем вижу я Пушкина лик,
В нем вижу я лик Толстого.

3 учащийся:

– Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нем говорят и якут и калмык,
И те, кто живет на Памире.

4 учащийся:

– За то, что красив и могуч,
За то, что как солнце, велик,
За слово, как солнечный луч,

Все:

– Люблю тебя, русский язык!

Учащийся:

– Какие красивые слова!

Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир.

Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.

А человек с добрым сердцем – это настоящее сокровище.

Так будьте всегда добры!

1 учащийся:

– Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.

2 учащийся:

– И пусть из чистых уст на голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

3 учащийся:

– Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше

Все:

– Чистоты!

4 учащийся:

– Чистое слово,
Чистое дело,
Чистое сердце
Радостно, смело
Провозглашаем мы на планете
Чтоб были счастливы люди на свете.

Ведущий: – Уважаемый Словарь, нам пора прощаться!

Словарь: – Заканчивается наше путешествие по стране “Чистых слов”, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй! Идите по жизни только Дорогою добра! (Песня “Дорога Добра”).

Учащиеся: – До свидания, Словарь! До новых встреч! А вы, ребята, не забывайте дорогу в страну “Чистых слов”.

Приложение 2

Урок Знаний

Игра-викторина Хоровод сказок

для учащихся начальных классов

Оформление:

- эмблемы;
- рисунок Дюймовочки, закрытый лепестками с заданиями;
- рисунки, на которых изображены сказочные персонажи;
- рисунки, на которых изображены сказочные предметы;
- рисунки ребят;

Условия игры:

В игре принимают участие три команды. У каждой команды листок с сердцевиной цветка. За правильные ответы выдаются лепестки: красный (2 очка), если команда ответила сама; синий (1 очко), если была некоторая помощь. Каждый лепесток приклеивается к сердцевине цветка. Победитель определяется по количеству очков.

Звучит музыка.

Ведущий:

Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!

Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт,
Чтобы снова
Добрый злого
Победил!

Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки-
Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка - умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.

Итак наше путешествие в мир сказок начинается!

Представление команд : название, эмблема, музыкальный эпиграф команды.

Жюри оценивает качество исполнения, оригинальность названия, связь между названием, эмблемой и песней.

Сегодня с вами хотели бы встретиться многие сказочные герои. Кто же они? Вы сейчас отгадаете.

- Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная шапочка .)

- Скачет лошадь не простая,
Чудо - грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок-
Удивительный конёк-
По прозванью… (Горбунок .)

- И на мачеху стирала, и горох перебирала
По ночам при свечке. А спала у печки.
Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка .)

К нам пришла еще одна сказочная героиня, но она спряталась в лепестках цветка. Кто же она? Мы это узнаем, отрывая лепестки с заданиями.

1-й тур Чей это портрет?

1. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева. Г.-Х. Андерсен .)

2. Странный неопознанный объект напоминающий бочонок летает над Стокгольмом. Он издаёт звуки, похожие на гул самолёта. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник - шпион и его необходимо передать в руки полиции. (Карлсон из сказки А. Линдгрен Повесть о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше .)

3. Стоит она в дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха, Сказка о рыбаке и рыбке А.С. Пушкин. )

2-й тур Угадай сказку.

Из какой сказки эти слова?

1. Тыква, тюрьма, ключи, слёзы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д.Родари Чиполлино .)

2. Замок, сапоги, поле, осёл, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш. Перро Кот в сапогах .)

3. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Г.-Х. Андерсен Огниво .)

3-й тур Найди автора сказки.

Каждой команде даётся карточка, необходимо подчеркнуть фамилию автора каждого литературного произведения.

1. Золушка

а) Ш. Перро
б) В. Гауф
в) бр. Гримм

Мойдодыр

а) А. Барто
б) С. Маршак
в) К. Чуковский

Русалочка

а) В. Бианки
б) Г.-Х. Андерсен
в) А. Волков

2. Золотой ключик

а) П. Бажов
б) А. Толстой
в) Н. Носов

Маугли

а) Р. Киплинг
б) Д. Родари
в) А. Милн

Сказка о царе Салтане

а) А. Пушкин
б) В. Жуковский
в) И. Крылов

3. Конёк- Горбунок

а) П. Ершов
б) А. Пушкин
в) А. Чехов

Гадкий утёнок

а) Ш. Перро
б) Д. Родари
в) Г.-Х. Андерсен

Горшок каши

а) Н. Носов
б) бр. Гримм
в) В. Катаев

Во время работы команд со зрителями проводится конкурс Угадай-ка!
Из трёх вариантов ответов необходимо выбрать нужный.

  • На какой птице летала Дюймовочка?

А) ласточка
В) стриж
С) воробей
Д) сова

  • Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?

А) из рубанка
В) из топора
С) из молотка
Д) из электродрели

  • Что разбудило Спящую красавицу?

А) будильник
В) поцелуй принца
С) телефонный звонок
Д) шумные соседи

  • Какого персонажа не было среди Бременских музыкантов?

А) осёл
В) гусь
С) кот
Д) собака

  • Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло?

А) поле чудес
В) лесопилку
С) театр
Д) страну дураков

  • Что потерял ослик ИА в сказке Винни - Пух?

А) совесть
В) гриву
С) зубы
Д) хвост

  • Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?

А) щука
В) пиранья
С) пескарь
Д) ёрш

  • Какое яйцо снесла курочка Ряба?

А) золотое
В) киндер-сюрприз
С) Фаберже
Д) пасхальное

  • Кто торговал пиявками в сказке Золотой ключик?

А) Карабас
В) Базилио
С) папа Карло
Д) Дуремар

  • Кто внёс решающий вклад в процесс вытаскивания репки?

А) дед
В) внучка
С) мышка
Д) Жучка

  • Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?

А) Кощей Бессмертный
В) Карлсон
С) Винни - Пух
Д) Крокодил Гена

  • Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?

А) расстегай
В) рогалик
С) колобок
Д) бублик

  • Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино?

А) Карабас-Барабас
В) папа Карло
С) Дуремар
Д) Мальвина

  • По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу?

А) золотой зуб
В) костяная нога
С) бриллиантовая рука
Д) пышный парик

  • Как зовут итальянского Буратино?

А) Пьеро
В) Арлекино
С) Чиполлино
Д) Пиноккио

  • Какая из этих сказок не принадлежит перу Г.-Х. Андерсена?

А) Дюймовочка
В) Русалочка
С) Золушка
Д) Огниво

  • Как звали мальчика, выпустившего из бутылки старика Хоттабыча?

А) Петька
В) Волька
С) Колька
Д) Венька

  • После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались?

А) Сама-Сама
В) Бим-Бом
С) Сим-Сим
Д) Вах-Вах

  • К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой?

А) к внучке
В) к залу
С) к Жучке
Д) к дочке

  • Какой титул присвоил кот в сапогах своему хозяину?

А) маркиз
В) барон
С) виконт
Д) граф

4-й тур Чей предмет ?.

Ведущий называет и показывает сказочные предметы. Необходимо назвать сказочного персонажа, кому принадлежат эти предметы.

1. Сапог (Ш. Перро Кот в сапогах .)

2. Зонтик (Г.-Х. Андерсен Оле-Лукойе. )

3. Чепчик (К. Чуковский Доктор Айболит. )

4. Сани (Г.-Х. Андерсен Снежная королева. )

5. Шляпа (Н. Носов Приключения Незнайки. )

6. Печь (рус. нар. сказка По щучьему веленью .)

5-й тур Что это за сказка ?.

Каждая команда представляет театрализованный фрагмент сказки, а другие команды называют сказку и её автора. Когда команды готовятся к выступлению, в зале продолжается конкурс Угадай-ка!.Жюри оценивает оригинальность и артистизм исполнения, ответы команд.

6-й тур Блиц- конкурс.

Каждой команде даются 10 вопросов, за каждый правильный ответ 1 очко.

1. За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов.)
2. Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка.)
3. Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта.)
4. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)
5. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена Дикие лебеди? (Крапива.)
6. Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)
7. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина.)
8. Что усыпило Белоснежку? (Яблоко.)
9. Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной.)
10.Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч.)
11.Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения. (Горошина.)
12.Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тартилла.)
13.Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед.)
14.То, что в сказках всегда побеждает. (Добро.)
15.Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла.)
16.Что потеряла Золушка на балу? (Хрустальную туфельку.)
17.Кличка собаки из сказки Репка. (Жучка.)
18.Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)
19.Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука.)
20.Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка.)
21.Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
22.Из какого хрупкого материала сделана вещь, которая помогла главному герою сказки найти таинственную незнакомку? (Хрусталь.)
23.Предмет гордости Карабаса - Барабаса. (Борода.)
24.Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе.)
25.Имя поросёнка в сказке Винни - Пух. (Пятачок.)
26.Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей.)
27.Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок.)
28.Транспорт Бабы Яги. (Ступа.)
29.Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья.)
30.Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар.)

Звучит музыка.

Ведущий. Итак все лепестки нашего цветка сорваны, все задания вы выполнили .

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла.

Кто же к нам пришла? Вы видите - это Дюймовочка.

Полученные цветки с лепестками собираются.

Жюри подсчитывает очки команд.
В зале проводится музыкальная пауза.

Ведущий . Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами. Стоит вам открыть сказки и в путь! Молодцы! Вы все славно потрудились! А кто у нас сегодня был лучшим?

Жюри объявляет победителей игры.
Награждение победителей.

Но нам хотелось бы отметить ещё ребят, авторов этих прекрасных работ.

Проходит награждение участников конкурса рисунков Страна чудес.

В добрый путь! До новых встреч в Стране Сказок!

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Встречаем мы учебный год!: День знаний. Литературный вечер // Читаем, учимся, играем: Журн.-сб. сцен. для б-ек. Вып. 7. - М.: Либерия-Библиопринт, 2003. - С. 11-13.

2. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 80 с.

3. Грищук Т.И. Школа сказочных наук: Пьеса-сказка, посвящ. Дню знаний // Читаем, учимся, играем: Журн.-сб. сцен. для б-ек. Вып. 7. - М.: Либерия-Библиопринт. - 2003. - С. 18-24.

4. Корниенко В. Был обычный день осенний: 1 сентября в начальной школе // Воспитание школьников. - 2000. - © 7. - С. 55-57.

5. Куксина Е. Первое сентября - День знаний: Урок // Нач. шк. - 2001. - 23-31 авг. (© 23). - С. 16.

6. Кутнаев М.Р. Сценарий праздника 1 сентября// Классный руководитель. - 2003. - © 2. - С. 16.

7. Малая Н. В ногу мы шагаем в школу: Театрализ. развлекат. игров. прогр. к Дню знаний // Воспитание школьников. - 2000. - © 7. - С. 51-55.

8. Мельникова Е.Е День знаний: Праздник для учащихся 3-4 кл.// Нач. шк.. - 2003. - © 7. - С. 104-106.

9. Фоминцев А. Театрализованный праздник 1 сентября: День знаний // Воспитание школьников. - 2002. - © 5. - С. 71-72.

10. Хочу все знать!: Спектакль-посвящение: День знаний // Читаем, учимся, играем: Журн.-сб. сцен. для б-ек. Вып. 7. - М.: Либерия-Библиопринт. - 2003. - С. 15-17.

11. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. – 256 с.: ил.

12. 1 сентября - День знаний: Сценарии праздника // Нач. шк.: Еженед. прил. к газ. Первое сентября. - 2000. - Авг. (© 30). - С. 5-12.

13. Сайт ИД «Первое сентября»: news.1september.ru

Приложение 3

Урок Знаний

ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

(игры со словами)

для учащихся 7-8 классов

Нам дан во владение

самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык.

К.Г. Паустовский

Тема урока : Волшебный русский язык.

Цель урока : Развитие речемыслительных способностей, тренировка памяти, формирование интереса к родному слову.

1. Вступительное слово учителя о красоте, гибкости, выразительности русского языка.

Знакомство с играми:

1) наборщик

2) с одной буквы (писатель, художник, город, река, цветок, книга)

3) сквозная буква (мет ка, вет ка, сот ка, пот ок, кат ок…)

4) весь алфавит

5) пять слов

6) цепочка слов

7) вниз и вверх

8) лесенка

9) окошки

10) телеграмма

11) анаграммы

12) «наборщик наоборот»

13) метаграммы

14) палиндромы

15) быки и коровы

16) отгадай слово

17) отгадай букву

Наборщик

Одна из самых распространенных игр в слова. Берется некоторое слово и из его букв составляются, или, иначе, набираются более короткие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов. Разрешается набирать только существительные, нарицательные, в именительном падеже и в единственном числе. Чтобы избежать лишних споров, можно договориться о том, в каких словарях или энциклопедиях должны содержаться слова. Если никаких словарей под рукой нет, то решение о допустимости слова в случае разногласий определяется мнением большинства. Если в наборщика играют четверо, то слово, которое составлено лишь одним участником, оценивается в 3 очка, составленное двумя - в 2 очка, тремя - в 1 очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков). Предлагаем Вам заочно посоревноваться, кто составит больше слов из слова ЛЕКАРСТВО. Рекорд по набору из этого слова составляет 180 слов!

Анаграммы

Мастера словесных игр знают много важных секретов, и один из основных - это анаграммы. Если из всех букв данного слова можно составить другое, то каждое из них называется анаграммой. Два или большее число слов, составленных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм. Например:

КОЛБА – БОКАЛ

ПРИКАЗ - КАПРИЗ

Продолжите блок из трех пятибуквенных анаграмм:

КАРТА - ..... - .....

Блок из четырех пятибуквенных анаграмм:

КЛОУН - ..... - ..... - .....

Блок из двух шестибуквенных анаграмм:

КОРШУН - ......

Разумеется, опытные наборщики, обнаружив одно слово из блока анаграмм, не задумываясь, выписывают и все остальные, чем немало удивляют неискушенных партнеров.

Например, в нашем слове ЛЕКАРСТВО есть блок из шести пятибуквенных слов:

АВТОР - ..... - ..... - ..... - ..... - .....

В нём содержится также два блока красивых шестибуквенных анаграмм:

ВЕКТОР - ......

КОРСЕТ - ......

Кроме того, ЛЕКАРСТВО дает блок из четырех четырехбуквенных анаграмм:

СОРТ - .... - .... - ....

Удастся ли Вам их обнаружить?

Имеется немало вопросов, на которые пока что не найдено ответов. Неизвестно, например, сколько всего существует в русском языке анаграмм, сколько блоков, содержащих то или иное количество слов. В 4-томном Толковом словаре русского языка Д. Ушакова компьютер обнаружил около 1000 анаграмм и попутно установил ряд любопытных рекордов.

Попробуйте их повторить!

Придумайте анаграммы к словам:

МАТЕРИК

МОШКАРА

АПЕЛЬСИН

НОРМАТИВ

ВЕРТИКАЛЬ

ГЕОМЕТРИЯ

МОНОГРАММА

ГРАФОЛОГИЯ

РАТИФИКАЦИЯ

СТАРОРЕЖИМНОСТЬ

Каркас

Известна старинная головоломка, в которой надо найти набор слов, использующий все 33 буквы алфавита, причем ровно по одному разу каждую.

Вот подходящий набор из девяти слов: БЫК, ВЯЗ, ГНОЙ, ДИЧЬ, ПЛЮЩ, СЪЕМ, ЦЕХ, ШУРФ, ЭТАЖ.

Существует набор всего из семи слов, обладающий тем же свойством. Задаче можно придать более занимательную форму, если потребовать, чтобы искомый набор слов образовывал осмысленную фразу.

Из какого наибольшего числа различных букв может состоять слово? Машина написала два слова из 14 букв:

ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ

РАЗГИЛЬДЯЙСТВО.

Два самых длинных слова, в которых гласные чередуются с согласными, по мнению компьютера, также содержат по 14 букв:

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА

СОЛОМОВОЛОКУША.

Интересную игру на составление слов под названием каркас придумал доктор физико-математических наук Л. Димин. Играющие фиксируют некоторое множество согласных, а гласные подбирают произвольно, в любом количестве. Составленные слова должны содержать все согласные - они как бы натягиваются на каркас из данных букв.

Пусть, например, заданы буквы К, Н, Т. Тогда нас устраивают следующие слова:

ТАНК, КАНТ, КНУТ, КАНАТ, ТКАНЬ, и т. д.

Выигрывает тот, кто натянет на каркас больше слов.

В основе игры, по мнению ее изобретателя, лежит свойство согласных как бы образовывать скелет слова. Если вычеркнуть из текста все гласные, то очень часто его смысл может быть восстановлен. Например, афоризм: Волга впадает в Каспийское море можно легко прочесть и в сокращенном виде: Влг впдт в Кспск мр.

В русском языке нет существительных, состоящих из одних гласных. Однако уже с одной согласной можно спокойно играть в каркас. Например, на букву Л натягиваются слова

АУЛ, ЕЛЕЙ, ЕЛЬ, ИЛ, ЛАЙ, УЛЕЙ, ЭЛЬ.

Можно сыграть в каркас с каждой из 20 согласных русского алфавита, фиксируя две буквы.

Предлагаем Вам для самопроверки буквы С и М.

Перевертыши

Слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево, называются палиндромами:

ДОВОД, ПОТОП, НАГАН, ДОХОД, ЗАКАЗ, ШАЛАШ, КАЗАК, ТОПОТ.

Многие любители словесных развлечений увлекаются придумыванием целых предложений, а то и маленьких рассказов, которые одинаково читаются в обе стороны. Вот несколько забавных фраз - палиндромов:

Аргентина манит негра,

Торт с кофе не фокстрот,

И любит Сева вестибюли,

Удавы рвали лавры в аду.

И, наконец, знаменитая цитата А роза упала на лапу Азора, придуманная великим русским поэтом А. Фетом.

Другой известный русский поэт В. Хлебников, по образованию математик, даже написал стихотворение, которое так и называется Перевертень. Все строчки в нем можно прочитать и в обратном порядке (мягкий знак не в счет).

Перевертень

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап

А что? я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

44

И лежу. Ужели?

Зол гол лог лоз.

И к вам и трем с смерти мавки.

Синонимы, антонимы, омонимы

Какие еще развлечения со словами пользуются популярностью? О кроссвордах говорить не приходится.

Его младший брат чайнворд, в котором слова, в отличие от кроссворда, не пересекаются, а следуют одно за другим - последняя буква предыдущего слова служит первой в последующем.

В ребусах нужно отгадать слова или фразы, которые изображаются комбинацией условных знаков, фигур, цифр, нот.

В шарадах слова делятся на части, имеющие самостоятельное значение (виноград = вино - град).

Арифмограф и криптограмма - это задачи на отгадывание соответственно слов и текстов, в которых буквы зашифрованы цифрами.

Словарный запас и быстроту реакции развивают игры, в которых надо придумывать рифмы, синонимы (слова с тем же значением, что и данное) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, ведущий называет какие-нибудь слова (скажем, темнота, зной, горе), а играющие должны к каждому из них подобрать синоним и антоним:

ТЕМНОТА - МРАК, СВЕТ;

ЗНОЙ - ЖАРА, ХОЛОД;

ГОРЕ - СКОРБЬ, РАДОСТЬ.

Кто быстрее справится с задачей, тот и выигрывает.

Можно искать не только синонимы и антонимы, но и омонимы (слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение).

Хорошо известен омоним КОСА (волосы; орудие для косьбы; отмель).
Существуют омонимы с четырьмя значениями (например, слова БОКС, ЛАВА, НАТАСКИВАНИЕ).

Известны ли Вам существительные с большим числом значений?

Цепочки слов

Большая изобретательность требуется в игре цепочки слов, в которой используются метаграммы, то есть пары слов, получающиеся друг из друга заменой одной буквы.

Задача состоит в том, чтобы для данной пары слов придумать цепочку метаграмм, превращающую одно из этих слов в другое. Каждое последующее слово получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Победителем становится тот, чья цепочка короче. Изобрел эту игру Льюис Кэролл, автор книги Алиса в стране чудес.

Так, КОЗА превращается в ВОЛКА, ЛИСУ, БАРСА и других животных.

Для тренировки попробуйте найти следующие метаграммы. Девять метаграмм слова ДОМ. Еще больше метаграмм, целых 11, дает КОЧКА.

При построении цепочек метаграмм интересны пары слов, представляющие собой антонимы или смешные противопоставления. Самые знаменитые цепочки те, в которых из МУХИ делают СЛОНА. МУХА превращается в СЛОНА за 16 ходов.

За 17 ходов НОЧЬ меняется на ДЕНЬ.

За 11 ходов РЕКА превращается в МОРЕ.

За 13 из ТЕСТА можно приготовить БУЛКУ.

Путешествие во времени займёт 19 ходов:

МИГ превратится в ЧАС, затем в ГОД, потом возникает ВЕК и в конце концов получится ЭРА.

Для двух произвольных слов, состоящих из одинакового числа букв, нелегко определить, связываются они цепочкой метаграмм или нет.

В русском языке даже многие короткие слова не имеют метаграмм. В этом случае о цепочках и говорить не приходится.

Ассоциации

Игра ассоциации очень похожа на цепочки слов. Отличие состоит в том, что в ней требуется найти кратчайшую цепочку ассоциативных переходов между двумя данными словами.

Два слова считают ассоциативно связанными, если между ними есть что-то общее - смысловая, логическая или какая-то иная связь.

Два весьма отдаленных понятия иногда удается связать между собой всего за несколько ходов. Например, слова НЕБО и ЧАЙ - всего за четыре хода:

НЕБО - ЗЕМЛЯ - ВОДА - ПИТЬЕ - ЧАЙ.

В данном ряду слов ассоциативность соседей не вызывает сомнения. Однако ассоциация, конечно, не такое точное понятие, как метаграмма, и поэтому в игре не исключены споры, которые приходится решать голосованием.

Любопытно, что ассоциативные переходы слов исследуются психологами, они имеют прямое отношение к изучению мышления человека. Многочисленные опыты, проведенные учеными, позволили выдвинуть неожиданную гипотезу. Она заключается в том, что для любых двух слов (понятий) существует ассоциативная цепочка, состоящая не более чем из семи слов. Иначе говоря, два произвольных понятия, даже весьма отдаленных друг от друга, имеют связь - смысловое расстояние между ними составляет не более шести.

Попробуйте связать цепочками слова:

МОЛОКО и ЧЁРНЫЙ,

СМЕХ и САЛАТ,

ДИРЕКТОР и МЫШЬ.

Словесное лото

На листе бумаги рисуется квадрат, например, размером 6 х 6. В процессе игры его клетки заполняются буквами так, чтобы при чтении по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо) можно было прочитать как можно больше слов. При своем ходе игрок произносит произвольную букву, которую все участники записывают в пустые клетки квадрата.

Игра продолжается до заполнения всего квадрата, после чего подсчитываются очки. Чтобы поощрить более длинные слова, можно ввести такую шкалу: за слово из шести букв начислять 20 очков, из пяти- 10, из четырех-5, из трех-2 очка. Двухбуквенные слова и слова, являющиеся частями более длинных слов, не учитываются.

Эта игра напоминает лото, но в отличие от него требует немалой изобретательности и комбинаторных способностей - нужно стараться так располагать буквы, чтобы они входили во многие слова.

Литература

1. Федин С.Н. Лучшие игры со словами. – М.: Рольф, 2001. – 256 с.

2. Веселая З.А. Игра принимает всех. –Мн., 1985. – С. 10-17.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – С.-Пб., 2000.

4. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1985.

5. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984.

6. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии.- Саратов: Лицей, 2004 – С. 55-62.


[1] Использованы материалы фестиваля «Открытый урок».

Скачать архив с текстом документа