Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ для студентов по специальности 030301 «Психология»
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации предназначены в помощь студентам-психологам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) Московского открытого социального университета (института) при подготовке и оформлении курсовых работ по специальности 030301-ПсихологияМ О С К О В С К И Й О Т К Р Ы Т Ы Й С О Ц И А Л Ь Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т (И Н С Т И Т У Т)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и защите курсовых работ
для студентов по специальности 030301 – «Психология»
Методическое пособие
Москва 2006г.
Составители:
д.пс.н., проф. Агапов В.С., к.п.н., доц. Безуглов А.И., д.пс.н. Темнова Л.В., д.пс.н., проф. Путилин В.Д., д.пс.н., проф. Подымова Л.С., к.п.н., доц. Павлова О.С., к.п.н., доц. Худобина Е.Ю.
Методические рекомендации предназначены в помощь студентам-психологам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) Московского открытого социального университета (института) при подготовке и оформлении курсовых работ по специальности 030301-Психология.
Требования настоящих Методических рекомендаций обязательны для выполнения курсовых работ всеми студентами МОСУ.
МОСУ, 2006
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является важной составной частью учебного процесса. Сроки выполнения курсовой работы определяются учебным планом и графиком учебного процесса группы. За весь срок обучения студенты в соответствии с учебным планом специальности выполняют три курсовые работы:
1-я курсовая по предмету «Общая психология»;
2-я курсовая по предмету «Социальная психология»;
3-я курсовая по предмету «Основы психотерапии».
Курсовая работа (как начальный этап в исследовательской практике студента) может послужить основой для будущей дипломной работы. Таким образом, студент продолжает исследование темы курсовой работы дальше, углубляя и расширяя ее содержание, поднимая ее научный уровень до уровня дипломной работы.
Целью курсовой работы является показ студентом своего умения проявить исследовательский подход к явлениям действительности на примере решения какой-то локальной проблемы в рамках избранной темы. В процессе работы над курсовым исследованием студент всесторонне изучает литературу, анализирует и обобщает полученную информацию по проблеме, овладевает методами научного познания.
Задачами курсовой работы являются:
- самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;
- развитие навыков всестороннего творческого, научного анализа научной, методической и другой литературы по психологической проблематике;
- анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психодиагностики;
- выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и, для старших курсов - практические рекомендации;
- овладение приемами научной речи и письмом.
Требования к курсовой работе
При работе над курсовой работой студент должен продемонстрировать исследовательский подход к проблеме; умение творчески использовать знание теории, изученной по книгам и лекциям преподавателей для исследования реальных проблем, с которыми сталкиваются в своей практике учителя школ, практические психологи и социальные педагоги.
Студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания, «скачивание» из Интернета и компиляции из готовых работ различных авторов). Студент должен переработать содержание взятых в качестве источника научных трудов, используемые для подтверждения цитаты приводятся в работе с обязательной ссылкой на источник.
Последовательность и сроки подготовки курсовой работы
Подготовка курсовой работы включает несколько этапов:
- выбор темы работы,
- подбор и знакомство с литературой по данной теме,
- составление рабочего плана,
- проведение эксперимента или исследования по теме,
- написание работы,
- защита работы.
Выбор темы студент производит из примерного перечня либо предлагает собственную тему по предварительному согласованию с научным руководителем.
Подбор и знакомство с литературой по данной теме включает в себя анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами. Для решения поставленных задач требуется выполнить анализ, как правило, не менее 20 источников. В их число могут входить учебники, учебные пособия, книги, монографии, брошюры, статьи в журналах. В списке литературы обязательно должны присутствовать работы, опубликованные в последние годы. Подбор литературы целесообразно начать с ознакомления рекомендованной основной литературы.
Составление плана исследования . План должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер, в нем должны быть отражены наиболее актуальные вопросы темы.
Проведение эксперимента или исследования по теме . Сюда входит выработка цели, задач, предмета, объекта и гипотезы курсовой работы, а также определение выборки испытуемых и организации, на базе которой планируется провести исследование; сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета; проведение экспериментальной работы (для старших курсов); обработка и анализ полученной информации; выявление причинно-следственных связей.
Написание работы . Этап включает в себя обобщение собранного материала, формулировку выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы (рекомендательная часть для старших курсов); оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам, литературное оформление работы; подготовка презентации, иллюстративного материала для защиты курсового проекта.
Защита курсовой работы . Окончательно оформленная курсовая работа подписывается автором на последней странице раздела «Заключение» перед разделом «Список литературы» с указанием даты и представляется студентом в деканат для регистрации курсового проекта. После регистрации курсовая работа студенту не возвращается. Защита проводится в соответствии с расписанием. К защите каждый студент готовит доклад, примерно на 5-7 минут по существу темы курсовой работы, в котором указываются:
- тема исследования;
- актуальность и практическая значимость темы;
- цель, основные задачи, объект, предмет и гипотеза исследования;
- структура дипломной работы;
- эмпирическая база исследования и характеристика выборки испытуемых,
- краткое содержание экспериментальной работы;
- основные результаты и выводы по исследовательской работе;
- характеристика основных подходов к разрешению рассматриваемой проблемы на основании результатов исследования и полученного опыта;
- практические рекомендации и пути решения прикладной задачи (для студентов старших курсов);
- самооценка результата и качества выполненной выпускной работы (какие задачи ставились в процессе работы над темой, и как удалось их решить; над какими вопросами темы работа будет продолжена).
Рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, таблиц, диаграмм. Для большей наглядности целесообразно пользоваться видеопроектором (не более 5-8 слайдов), подготовив заблаговременно необходимый для этого материал, согласованный с руководителем. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите рекомендуется свободно, «своими словами», не зачитывая текст.
Защита курсовой работы проводится в виде собеседования по рассматриваемой проблеме.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа включает: титульный лист, содержание, введение, текст работы - основную часть с разбивкой по главам, разделам и подразделам, заключение, список литературы и приложения (при необходимости).
Порядок следования листов в сброшюрованной курсовой работе должен быть следующим:
1. Титульный лист. Титульный лист курсовой работы оформляется в соответствии с требованиями МОСУ
2. Содержание. Лист, включающий содержание работы не нумеруется.
3. Текст работы:
Введение. Во введении автор обосновывает выбор проблемы в реальной жизни, ее актуальность (значимость), описывает суть проблемы: в чем она состоит, какие конкретные трудности в ее решении встречаются в теории и практике (у учителей, школьных психологов, родителей, врачей и т.д.); формулирует проблему в качестве темы исследования; определяет цель, объект и предмет исследования; выдвигает задачи исследования (теоретические и практические).
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент для решения проблемы, задачи или вопроса практической, учебной и профессиональной деятельности.
Объект исследования – это психический процесс или явление, феномен, порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения. Например: Объект исследования – психологическая готовность к обучению детей 6-7 лет.
Предмет – это то, что находится в границах объекта и непосредственно определяет тему исследования, сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, анализируется в объекте.
В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической действительности: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д.
Например: Предмет исследования - самооценка и уровень мотивации к обучению детей 6-7 лет.
Цель исследования – это предполагаемый результат исследовательской деятельности, который позволит разрешить сформулированную проблему. Например: «Целью работы является изучение особенностей диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе».
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, это содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования. Каждая последующая задача решается только на основе решения предыдущей.
Например:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс методик диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
3. Провести диагностику психологической готовности к обучению в школе и выявить ее особенности.
Гипотеза – это утверждение предположительного характера, для выражения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Например: «При поступлении детей в школу могут наблюдаться определенные психологические характеристики, такие, как повышенная самооценка и пониженный уровень мотивации обучения, а именно: повышенная самооценка и пониженный уровень мотивации к обучению характерны для психологической готовности детей к школе».
Методы исследования - основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют следующие группы методов:
- методы исследования и диагностики : наблюдение, эксперимент, анализ результатов деятельности, метод независимых характеристик, биографический метод, беседа, тесты, опрос, социометрия, экспертные оценки и др.;
- методы обработки и интерпретации данных : методы математической статистики (нахождение средних значений, среднеквадратичных отклонений, коэффициентов корреляции, связей между переменными, выявление уровней значимости, дифференциация материала и др.), математическое моделирование и т.д., эти методы позволяют придать полученным данным содержательно-психологический смысл;
- методы коррекции : аутотренинг, психомышечная релаксация, психотерапия, психотренинг, психологическая консультация, гипноз и др.;
- методы обучения и развития : деловые и ролевые игры, тренинги, дискуссии, разрешение конфликтных ситуаций, разработка решений и др.
Теоретическая часть (Глава I ).
Первая глава обычно посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы, ее анализу с точки зрения научной психологии. Студент должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него, следовательно, литературный анализ отечественных и зарубежных психологических концепций, теорий. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности, состояние проблемы в избранной для исследования сфере, ее понимание в различных школах и направлениях психологии, эволюцию взглядов на проблему.
Эмпирическая часть (Глава II ).
Вторая глава отводится эмпирической работе. Эмпирическая часть – это, по сути, проведение констатирующего эксперимента, который направлен на выявление существующих психологических явлений, уровня состояния тех или иных процессов к моменту исследования. Здесь представляются:
1. Описание программы эмпирического исследования: замысел планируемого исследования, его цель, задачи, характеристика выборки (контингент и число обследуемых, их психологические и социально-психологические характеристики, демографические и социальные данные, например: «В нашем исследовании принимали участие 2 группы II курса Российского Университета Инноваций, вечернего отделений. В каждой группе исследовалось по 8 человек. Группа 1 – являлась экспериментальной. Группа 2 – являлась контрольной»), описание методов, применяемых методик сбора, обработки и анализа психологических данных, этапы и процедуры исследования.
2. Описание полученных результатов, способы обработки первичных данных: обоснование выбора методов математической статистики (для старших курсов), описание количественных и качественных характеристик фактического материала исследования, упорядочение, классификация, группировка полученных данных в соответствии с исследовательскими гипотезами (представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм с их описанием и объяснением),
3. Интерпретация исследовательских данных и формулировка выводов: перевод полученных данных «с языка математики на язык психологии», выявление причинно-следственных связей и корреляций, проверка значимости и достоверности числовых характеристик, раскрытие значения полученных данных с точки зрения теории и практики, сопоставление их с уже имеющимися в психологии фактами.
Глава включает не только оценку исследуемых процессов, но и взгляд автора на дальнейшее решение проблем, выводы о возможных путях формирования, развития, совершенствования либо коррекции каких-либо психических явлений и процессов, что позволит логично перейти к третьей главе.
Прикладная (рекомендательная) часть (Глава III ).
В третьей главе студенты старших курсов представляют программу проведения и результаты формирующего эксперимента, коррекционной работы, результаты их практической реализации. Данная глава также предназначена для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Общая схема эксперимента может быть следующей:
1. Измерение психологических качеств испытуемых по определенным уровням и критериям (проводится в эмпирическом исследовании).
2. Описание программы эксперимента, независимых, зависимых и промежуточных переменных, контрольной и экспериментальной групп;
3. Описание и реализация программы воздействия на изучаемый объект в целях повышения уровня или развития отстающих качеств, либо их коррекции.
4. Вторичное измерение качеств объекта после осуществления психологического или социально-психологического воздействия.
5. Сравнение результатов первого и второго измерения.
6. Выводы об эффективности осуществляемых воздействий.
Глава может содержать 2-4 параграфа (возможна и более подробная структура), в конце каждого параграфа делается вывод по сути исследуемых вопросов. Каждая из глав заканчивается выводами, обычно их несколько, в которых даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы.
Заключение.
В заключении целесообразно напомнить смысл и содержание выполненной работы, подвести основные итоги курсового исследования, сформулировать выводы. Студентам старших курсов необходимо представить практические рекомендации.
Список литературы должен включать не менее 20 наименований.
Приложение. В приложении к курсовой работе дается материал вспомогательного характера, куда выносятся документы, таблицы, графики, схемы, опросные листы, протоколы выполнения заданий испытуемыми, анкеты, бланки, варианты исследовательских методик и другие материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный характер.
4. Последний лист курсовой работы. Образец оформления последнего листа курсовой работы приводится в Приложении.
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа оформляется студентом аккуратно с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда. Оптимальный объем дипломной работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста (не включая списка литературы и приложения), отпечатанного через 1,5 интервала, 14 кегелем; шрифт - Times New Roman; красная строка -1,5 см.
Работа оформляется только на лицевой стороне белой бумаги формата А-4. Каждая страница текста должна иметь поля: левое - 30 мм; правое 15 мм; верхнее и нижнее - 20 мм. Ориентация текста – книжная. Форматирование основного текста и текста ссылок - в параметре «по ширине».
Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами в пределах всей работы и начинаются с новой страницы (например, вверху в центре пишется «Глава I», под ней заглавными буквами – название главы).
Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – непосредственно номер самого параграфа (например, 2.3. – третий параграф второй главы). Знак параграфа не печатается.
При наличии трех глав рекомендуется следующее процентное соотношение объема курсовой работы: Введение составляет примерно 10 % от общего объема работы, обязательными являются теоретическая часть (составляющая около 30 % от общего объема в зависимости от целевой направленности и глубины проработки теоретических вопросов) и эмпирическая (20 %) часть. Рекомендательная часть (35 %) включается в работу студентов старших курсов. Заключение составляет приблизительно 5% от общего объема работы.
При наличии двух глав рекомендуется следующее процентное соотношение объема курсовой работы: Введение 10 %, Теоретическая часть 45 %, Эмпирическая часть 40 %, Заключение 5 %.
В тексте курсовой работы рекомендуется применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
Такие структурные компоненты курсовой работы, как «Введение», каждая новая глава, «Заключение», «Список литературы», «Приложение» печатаются с нового листа.
В исключительных случаях, когда тема не позволяет провести эмпирическое исследование, возможно, при согласовании с научным руководителем, включить в курсовую работу только теоретическую главу.
Оформление ссылок, таблиц, рисунков и формул.
Оформление ссылок. Вся используемая автором в качестве научного источника литература приводится в пронумерованном библиографическом списке в конце курсовой работы, где фамилии авторов располагаются по алфавиту. На все работы, включенные в список литературы, должны быть ссылки в тексте. Ссылку на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождают порядковым номером, под которым этот источник включен в список литературы.
Цитата внутри текста заключается в кавычки. Цитаты должны быть выверены по первоисточнику, следует указать страницу цитируемого издания.
Существуют разные варианты оформления ссылок.
Первый вариант оформления ссылок.
В тексте, после фамилии или после цитирования, в квадратных скобках указываются порядковый номер источника и - через запятую - страница, если она необходима: например, [5, с. 80].
Если автор ссылается на работы нескольких исследователей, то оформляется это, например, так: «В исследованиях ряда авторов [2, 7, 8, 12], установлено…».
Второй вариант оформления ссылок.
Существует и еще один вид ссылок на литературный источник – надстрочный. В этом случае приводимые положения помечаются надстрочными знаками, например, 1 и внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки.
От массива текста подстрочные сноски отделяются с левой стороны тонкой горизонтальной линией длиной в 15 печатных знаков, например:
_______________
1 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2000.С.36.
Знак сноски ставят непосредственно после поясняемого слова (числа, предложения и т.п.) и перед текстом пояснения.
Нумерация сносок производится отдельно на каждой странице арабскими цифрами в верхнем регистре, например: «Горбатов Д.С.1 ». Вместо арабских цифр допускается использование спецсимволов, например: *, **, ***. Более четырех спецсимволов использовать не разрешается.
Перенос сноски с данной страницы на следующую страницу не допускается.
При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводится на одной странице работы, то в сносках подставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка. Например:
_______________
1 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2000. С.36.
Там же С.38.
В курсовой работе должен использоваться только один вид оформления ссылок.
Оформление таблиц. Приводимые в тексте таблицы должны иметь содержательное заглавие. В примечаниях к таблицам должны быть объяснены все сокращения или обозначения. Таблицы должны быть последовательно пронумерованы. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера, без кавычек, без знака № перед цифрой и точки после нее, например, Таблица 4. Ниже, по центру располагается название таблицы, которое отражает ее содержание, имеет точную и краткую формулировку. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Пронумерованные графы повторяют на следующей странице. Таблица располагается в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы, занимающие более страницы, помещают в Приложение, а небольшие - на страницах работы. Допускается применять в таблице шрифт на 1—2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы;
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
Образец оформления таблицы находится в Приложении 6.
Оформление рисунков и формул. В курсовой работе желательно использовать иллюстрации (диаграммы, графики, схемы, рисунки, фотографии). Весь этот иллюстративный материал обозначают единым наименованием – рисунок (при оформлении, например, – «Рис. 1», без знака №). Название располагается под рисунком, по центру. Все надписи на графиках и другом иллюстративном материале пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки на конце. Иллюстрации, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц курсовой работы.
Формулы и уравнения в курсовых работах (если их более одной) следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: «по формуле (1)». Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы (уравнения) состоит из номера раздела и порядкового номера формулы (уравнения) в разделе, разделенных точкой, например: «(1.1)».
При оформлении формул и уравнений необходимо соблюдать следующие правила:
- формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строке;
- формулы (уравнения), следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой;
- если формула или уравнение не умещаются в одну строку, они должны быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:). При этом повторяют знак в начале следующей строки;
- ссылки на формулы по тексту курсовой (дипломной) работы дают в скобках;
- пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой (уравнением) в той же последовательности, в какой они даны в формуле (уравнении). Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия;
Оформление списка литературы
Список литературы оформляется в алфавитном порядке следующим образом:
- Автор. Название книги. – Город: Издательство, год издания, количество страниц.
Например: Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ- М», 2000.-324с.
- Для статьи в книге : Автор. Название статьи//Название книги/Под ред.(фамилия)- Город: Издательство, год. Страницы.
Например: Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности// Проблемы психологии личности/Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: «Наука», 1982. С.121-126
- Для статьи в журнале : Автор. Название статьи//Журнал (принятое сокращенное название). Год. Номер. Страницы.
Например: Абульханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания// Психологический журнал. 1991. №4. С. 27-40.
- Для электронного ресурса: вид носителя, название, издательство, год выпуска.
Например: CD , Современная психологическая энциклопедия. Справочная система. - АРБТ, вып. 2003г.
- Для источника в глобальной компьютерной сети I nternet : адрес.
Например: Центр информатизации Министерства образования РФ ( http : www . informatika . ru ).
Нумерация компонентов, составляющих курсовую работу
Нумерация страниц производится по центру верхнего поля последовательно, начиная с 3-ей страницы (введение), т.е. после титульного листа и оглавления работы. Номера страниц ставятся на расстоянии 1 см от верхнего края основного текста или заголовка. Страницы, на которых размещаются приложения, включаются в общую нумерацию страниц дипломной работы.
Сквозная нумерация страниц включает: введение, теоретическую, эмпирическую и экспериментальные части, заключение, список литературы, приложения.
На курсовую работу к моменту защиты должен быть представлен отзыв научного руководителя.
Отзыв содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, особое внимание обращает на имеющиеся и отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.
Руководитель должен изложить в отзыве:
- актуальность темы исследования;
- отметить полноту изложения материала, аргументированность;
- достоинства и недостатки курсового проекта;
- выделить вопросы наиболее интересно исследованные;
- степень инициативности, ответственности, самостоятельности и творчества принятия решений при написании курсовой работы;
- уровень теоретической подготовки дипломника;
- умение анализировать, обобщать, оформлять, делать практические выводы;
Назначение отзыва – предварительная оценка в форме вывода «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите» с письменной аргументацией характера недостатков и возможных путей их устранения.
Оценка курсовой работы
Оценке в ходе защиты курсовой работы подлежат:
- знание области исследования;
- владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;
- степень решения поставленных задач;
- умение кратко излагать результаты, и аргументировано отвечать на вопросы.
Оценкой «отлично» оцениваются работы, в которых содержатся элементы научного творчества, дается обстоятельный анализ и аргументированная критика существующих концепций на основе глубоких знаний литературы и фактического материала по данной теме, делаются самостоятельные выводы.
Оценкой «хорошо» оцениваются работы, в которых полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но не проявляется творческий подход автора.
Оценкой «удовлетворительно» оцениваются работы, в которых правильно освещены основные вопросы и темы, но студент не проявил необходимой доли самостоятельности, умения стройного и логичного изложения вопросов, или допустил отдельные ошибочные высказывания.
Оценку «неудовлетворительно» получает студент, не владеющий материалом, не способный раскрыть суть проблемы или отвечать на поставленные вопросы.
Работа может быть оценена отрицательно, если:
- установлено, что она является плагиатом;
- содержание работы не соответствует заявленной теме;
- она написана на базе учебника без использования собственных практических материалов и выводов, либо представляет собой простое списывание материала из учебной и научной литературы;
- теоретический и практический материал строится на старых нормативно-правовых, инструктивных и методических документах, устаревших литературных источниках, что влечет за собой неправильное раскрытие темы;
- есть грубые ошибки в оформлении и расчетах.
При отрицательной оценке курсовой работы студенту рекомендуется ее доработать или полностью переписать. Сроки повторной защиты устанавливаются деканатом, доводятся до сведения студентов.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301 «ПСИХОЛОГИЯ»
Дисциплина: Общая психология
1. Бессознательное и его проявления в повседневной жизни человека.
2. Виды и свойства внимания, их проявление в учебной и профессиональной деятельностях.
3. Волевая регуляция поведения.
4. Индивидуальный стиль деятельности.
5. История создания психодиагностических методов в психологии.
6. Классификация человеческих потребностей.
7. Место характера в общей структуре личности.
8. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.
9. Мышление и принятие решений. Модели принятия решений.
10. Мышление как предмет психологического изучения.
11. Мышление как решение задач.
12. Мышление, воображение, творчество.
13. Наблюдение и его разновидности в психологическом исследовании.
14. Научные основы профилактики забывания.
15. Определение характера человека.
16. Основные закономерности восприятия времени и движения.
17. Основные закономерности восприятия пространства.
18. Основные направления и пути развития воли в подростковом и юношеском возрастах.
19. Основные направления и пути развития воли.
20. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
21. Проблема измерения способностей.
22. Проблема искусственного интеллекта.
23. Проблема мышления и речи в трудах Л.С. Выготского.
24. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
25. Психология стресса.
26. Развитие способностей у человека.
27. Развитие эмоциональной сферы у человека.
28. Разработка проблем деятельности в отечественной психологии.
29. Роль воображения в психическом развитии ребенка.
30. Самооценка человека, ее роль в жизни и деятельности.
31. Самосовершенствование и самореализация личности.
32. Современные тенденции развития психологической науки.
33. Способности, одаренность, талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
34. Структура личности в отечественной и зарубежной психологии.
35. Теории мотивации.
36. Теории эмоций.
37. Типология характеров.
38. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
39. Уровни и формы проявления человеческой индивидуальности.
40. Формирование характера.
41. Функции и виды эмоций у человека.
42. Экспериментальный метод в психологии.
Дисциплина: Социальная психология
1. Межличностное общение в семье и его влияние на поведение школьника.
2. Особенности коммуникативных барьеров в общении при проведении социально-психологических тренингов.
3. Особенности коммуникативных барьеров в общении педагога со школьниками. Специфика применения метода убеждения в работе со школьниками в современных условиях.
4. Групповое сплочение как фактор эффективной внутригрупповой деятельности.
5. Особенности социализации личности в условиях современной России.
6. Социальная адаптация и ролевое поведение личности.
7. Особенности социально-психологической адаптации студента в вузе.
8. Особенности профессионального общения.
9. Способы и приемы повышения эффективности делового общения.
10. Психологические механизмы регуляции социального поведения.
11. Социально-психологические механизмы возникновения конфликтов и условия их преодоления.
12. Социально-психологический тренинг и условия его эффективного проведения.
13. Межличностные отношения в малой группе.
14. Особенности динамических процессов в студенческом коллективе.
15. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.
16. Особенности межличностных отношений в малых группах.
17. Влияние каузальной атрибуции на межличностные отношения в группе.
18. Проявления положительного и отрицательного влияния группы на индивида.
19. Социально-психологический климат в коллективе.
20. Межличностная аттракция и ее проявления в отношениях между людьми.
21. Источники и причины возникновения конформности.
22. Социально-психологические особенности большой социальной группы.
23. Особенности проведения социально-психологического исследования.
24. Руководство и лидерство как социально-психологический феномен.
25. Особенности изучения личности в социальной психологии.
Дисциплина: Основы психотерапии
1. Психотерапия творческим самовыражением в работе с детьми разных возрастов.
2. Применение методов гештальттерапии в коррекции межличностных отношений подростков
3. Эмоционально-образная психотерапия
4. Анализ поведения методами транзактного анализа в работе с трудными подростками
5. Терапия страхов и фобий методами НЛП
6. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии
7. Терапевтические метафоры и сказкотерапия
8. Аутотренинг и самогипноз как методы самотерапии
9. Системная семейная психотерапия
10. Работа с самооценкой и Я-образом средствами телесной психотерапии
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дисциплина: Общая психология
Основная литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
2. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992. – Т. 1.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
4. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. – М., 1994. – Кн. 1. Общие основы психологии.
5. Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982.
6. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.
7. Психология личности. Тексты. – М., 1982.
8. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М., 1999.
9. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса. – М., 1984.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
11. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Ведение в психологию»). – М., 1995.
12. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М., 1999.
13. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М., 1976.
14. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981.
15. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1979.
16. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., – 1997.
Дополнительная литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1997. – Т. 1.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1997.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
5. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. – Тбилиси, 1978. – Т.1.
6. Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр. – 1994. – № 2. – С. 12-18.
7. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психол. журнал. – Т. 13. – № 4. – 1992. – С. 99-100.
8. Братусь В.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М., 1977.
9. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1987. – С. 116-125.
11. Вартанян Г.А., Петров В.С. Эмоции и поведение. – Л., 1967. – С. 7-19.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984.
13. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1997.
14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.
16. Воля: миф и реальность // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1993. – № 2. – С. 3-7.
17. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. – М., 1982. / Под ред. В.В. Давыдова.
18. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989. – С. 64-102.
19. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.
20. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. – С. 24-39; М., 1998.
21. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. – М., 1992. – Т. 1.
22. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
23. Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. – М., 1987. – 256 с.
24. Готсданкер А.Л. К проблеме многосторонних способностей // Вопр. психологии. – 1991. – № 4. – С. 82-88.
25. Григолава В.В. Бессознательное и установка // Вопр. психологии. – 1984. – № 3. – С. 145-150.
26. Гримак Л.П. Общение с собой. – М., 1991.
27. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.
28. Джемс У. Психология (Классики мировой психологии). – М., 1991.
29. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
30. Захаров А.В. Психология формирования самооценки. – Минск, 1993.
31. Зинченко В.П. Идеи Л.С. Выготского о единицах анализа психики // Психол. журн. – 1981. – Т. 2. – № 2. – С. 118-133.
32. Зинченко В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельностной теории психики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1988. – № 3. – С. 25-34.
33. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1991.
34. Изард К.Е. Эмоции человека. – СПб., 1999.
35. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
36. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. – М., 1978.
37. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984.
38. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журнал. –1981. – Т. 2. – № 3. – С. 12-24.
39. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.
40. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. – М., 1989.
41. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
42. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. – М., 1988.
43. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М., 1989.
44. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969.
45. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопр. психологии. –1988. – № 4. – С. 98-107.
46. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 73-123.
48. Леонтьев А.Н. и современная психология. – М., 1983.
49. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
50. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
51. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
52. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975.
53. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
54. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
55. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 1990.
56. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психологии. – 1989. – № 6. – С. 32-40.
57. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
58. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 1964.
59. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
60. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.
61. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. – Тбилиси, 1989.
62. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986.
63. Огнев А.С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. – Воронеж, 1997.
64. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М., 1983.
65. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.
66. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – Т. 2.
67. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1998.
68. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. – М., 1989.
69. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М., 1972.
70. Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990.
71. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1997.
72. Психологические особенности самосознания подростка. – Киев, 1980.
73. Психология и психоанализ характера. – Самара, 1997.
74. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М., 1999.
75. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 1999.
76. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 1999. – С. 283-300.
77. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.
78. Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М., 1987.
79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
80. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
81. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1984.
82. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. – М., 1987. – С. 43-61.
83. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981.
84. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.
85. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию»). – М., 1995.
86. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. – С. 495-537.
87. Стеценко А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1987. – № 3. – С. 26-37.
88. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.
89. Страхов И.В. Психология воображения. – Саратов, 1975.
90. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
91. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. – М., 1992.
92. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
93. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1976.
94. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
95. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.
96. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
97. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980.
98. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
99. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
100. Шульц И. Аутогенная тренировка. – М., 1985.
101. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Дисциплина: Социальная психология
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2004.
2. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2004.
3. Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М., 2002.
4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2005.
5. Свенцицкий А.Л.Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2001.
6. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н. и др. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.
Дополнительная:
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Пер. с англ. М. А. Ковальчука; под ред. В. С. Магуна — М., 1998.
2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
3. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учеб. пособие. — М., 2001.
4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
5. Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М., 2001.
6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб., 2000.
7. Нортова–Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М., 2001.
8. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб., 2001.
9. Парыгин Б. Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. — СПб., 1999.
10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999.
11. Прикладная социальная психология/ Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. — М., 1998.
12. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. В. В. Румынского; под ред. В. С. Магуна — М., 1999.
13. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В. А. Лабунской. — М., 1999.
14. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. — М., 1999.
15. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. — Ростов н/Д, 1998.
16. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М., 1999.
Дисциплина: Основы психотерапии
1. Александров А. А. Современная психотерапия. – СПб., 1997.
2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. _ Л., 1992.
3. Бёрн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., 1994.
4. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание.- М., 1986.
5. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта.-СПб., 2001.
6. . Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. – Киев, М., 1999.
7. Гештальттерапия: теория и практика.- М., 2000.
8. Жариков Н.М. и др. Психиатрия. – М., 1997.
9. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: Учебник.- СПб., 2000.
10. Келлерман П. Ф. Психодрама крупным планом...-М., 1998.
11. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Общая психотерапия.- Минск, 1997.
12. Лейнер Х. Кататимное переживание образов.- М., 1996.
13. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии.- М. 2002.
14. Лоуэн А. Биоэнергетика.- СПб., 1998.
15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.- М., 1994.
16. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.- СПб., 2000.
17. Психотерапевтическая энциклопедия.- СПб., 1998.
18. Роджерс К. Консультирование и психотерапия.- М., 1999.
19. Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб., 1998.
20. Сатир В. Вы и ваша семья.- М., 2002.
21. Соколова Е. Т. Общая психотерапия.- М., 2001.
22. Томэ., Кэхеле Х. Современный психоанализ.- М., 1996.
23. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.- М., 1995.
24. Холл К. Линдсей Г. Теории личности.- М., 1997.
25. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности.-М., 1997.
26. Эволюция психотерапии. В 4 тт. – М., 1998.
27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкийв. В. В. Семейная психотерапия.- Л., 1990.
28. Юнг К. Г. Психологические типы.- М., 1992.
Приложение
Образец оформления титульного листа курсовой работы
МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социально-психологический факультет
Курсовая работа
По дисциплине ________________________________________________________________
Тема работы __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выполнил студент_____________группы
__________________________факультета
___________________________________
фамилия
___________________________________
имя, отчество
Домашний адрес_____________________
___________________________________
___________________________________
Телефон____________________________
Преподаватель
___________________________________
ученая степень, звание
___________________________________
фамилия, имя, отчество
ОЦЕНКА___________________________
«____»________________2001 г.
Подпись___________________________
Москва
Образец оформления плана курсовой работы
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...…………………3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ …...5
1.1. Проблемы общения в психологии ………………………………………….5
1.2. Межличностные отношения в группе ……………………………………..7
1.3. Общение подростков ……………………………………………………….10
ГЛАВА II . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ ….13
2.1.Организация эмпирического исследования ..….………………………….16
2.2.Результаты исследования………………………………. ………..................19
2.3.Анализ полученных результатов исследования…………………………...20
ГЛАВА III . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ ………………………………………………………………………..23
3.1. Психологические особенности коррекции межличностных отношений подростков в группе …………………………………………………………… 23
3.2. Организация экспериментального исследования…………………………26
3.3. Анализ результатов социально – психологического тренинга коррекции отношений подростков в группе ……………………………………………... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………..……………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………..………………32
Приложение
Образец оформления списка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 264с.
2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. – 311с.
3. Анцыферова Л.И. Статья в сборнике: Человек в системе наук. М.: 1989. – 84-114с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. – 286с.
5. Асмолов А.Г. Культурно – историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж: АПСН, 1996. – 427с.
6. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2004. – 216с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепциии воспитание / общ. ред. Пилиповского В.Я. – М.: Прогресс, 1986. – 420с.
8. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. – М., МПСИ, «Флинта», 1998. – 418с.
9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. – 245с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 364с.
11. Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии, 1985, №5. – 34-45с.
12. Ильин Е.Л. Психология индивидуальных различий. Питер, 2004. – 604с.
13. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самопознание. – М. 1984. – 357с.
14. Краткий психологический словарь / под ред. А. В. Петровского,М., 1985. – 658с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
Приложение
Пример оформления таблицы
Таблица 3
Результаты индивидуальных и средних значений по методике «Самооценка психических состояний» Г.Айзенка в группе замужних женщин.
Испытуемые |
Показатели тревожности |
Показатели фрустрации |
Показатели агрессивности |
Показатели ригидности |
1 |
11 |
13 |
10 |
7 |
2 |
6 |
7 |
10 |
5 |
3 |
10 |
14 |
10 |
9 |
4 |
5 |
8 |
16 |
12 |
5 |
8 |
14 |
8 |
14 |
6 |
13 |
7 |
3 |
11 |
7 |
11 |
6 |
11 |
11 |
8 |
2 |
5 |
13 |
6 |
9 |
9 |
9 |
15 |
8 |
10 |
10 |
13 |
10 |
11 |
11 |
4 |
6 |
12 |
11 |
12 |
14 |
17 |
11 |
15 |
13 |
10 |
14 |
11 |
9 |
14 |
7 |
9 |
9 |
10 |
15 |
18 |
13 |
9 |
4 |
16 |
10 |
10 |
13 |
11 |
17 |
13 |
4 |
9 |
11 |
18 |
5 |
7 |
10 |
5 |
19 |
10 |
13 |
13 |
12 |
20 |
4 |
9 |
13 |
17 |
Средний балл |
9 |
9,9 |
10,8 |
9,95 |
Приложение
Образец оформления рисунка курсовой работы
Рис. 1. Половозрастное распределение в выборке испытуемых
Образец оформления формул курсовой работы
Подсчет Q критерия Розенбаума осуществляется по формуле (1).
Qэмп. = S1 + S2 (1)
Где,
Qэмп. - эмпирическое значение критерия;
S1 - количество значений в выборке 1;
S2 - количество значений в выборке 2.
Приложение
Образец оформления рисунка курсовой работы
Рис. 2. Результаты ответов по базисным шкалам теста MMPI , где,
1-ая шкала – невротического сверхконтроля (ипохондричности)
2-ая шкала – депрессии
3-ия шкала – эмоциональной лабильности (истерии)
4-ая шкала – социальная дезадаптации (психопатии)
5-ая шкала – выраженность мужских и женских черт характера
6-ая шкала – аффективной ригидности (паранойи)
7-ая шкала – тревоги (психостении)
8-ая шкала – индивидуалистичности (шизоидности)
9-ая шкала – оптимизма (гипомании)
Цифрами на столбцах обозначено количество испытуемых, обнаруживших результаты в области высоких, средних и низких значений.
Приложение
Образец оформления графика в курсовой работе
Рис. 3. Усредненный психологический профиль личности врача-стоматолога в группе, где по вертикали обозначены Т-баллы, по горизонтали оценочные (l-искренности, F-достоверности, K-коррекции) и базисные (1-9) шкалы методики MMPI, (СМИЛ) в модификации Л.Н.Собчик.
Приложение
Образец оформления рисунков курсовой работы
Рис. 4. Распределение испытуемых в процентах по уровню эмпатийности по методике Батаршева А.А. «Тест эмпатийных тенденций»
Рис. 5. Гистограмма показателей индивидуальных и средних значений по методике “Исследование уровней эмпатийных тенденций” И.М.Юсупова в группах №1 и №2.
Приложение
Образец оформления последнего листа курсовой работы
Я, _____________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество полностью)
подтверждаю самостоятельность представленной курсовой работы и
корректность использования литературных источников при её написании.
«____»____________200 г. _________________
(подпись)