Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности содержание

СОДЕРЖАНИЕ: Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной

Отдел по общему среднему образованию комитета по образованию

Ханты-Мансийского района

Т.С. Спиридонова, М.Н. Кивенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание:

1. Самоанализ педагогической деятельности.

Понятие и цель самоанализа педагогической деятельности.

Типичные ошибки при написании самоанализа пед. деятельности.

Требования к самоанализу.

Вопросы для подготовки самоанализа учителем.

Экспертная оценка самоанализа.

2. Самоанализ урока.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока.

Затрудняют проведение урока.

I. Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

- в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,

- в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,

- в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),

- в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,

- в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),

- в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,

- в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Типичные ошибки , которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема , а только потом говорится о шагах , способствующих ее решению .

2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы , приемы и технологии , почему именно их использовал педагог в своей деятельности , как их использование повлияло на конечный результат .

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала . С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Требования к самоанализу

Объем самоанализа – до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).

Оформление титульного листа :

1. вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – Ф.И.О., занимаемая должность.

2. в середине листа – название темы

3. в конце страницы – год подготовки работы.

На втором листе – оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.

Структура самоанализа :

определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.

Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.

Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.

Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.

Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.

Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.

Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.

Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).

Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

Вопросы для подготовки самоанализа учителем:

1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями учащихся?

6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?

7. Определите уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

9. Какова динамика успеваемости учащихся по преподаваемому Вами предмету?

10. Какие методы оценки деятельности обучаемых детей Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?

13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

14. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

15. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.

Экспертная оценка самоанализа

Баллы

Характеристика

5

баллов

Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции критического анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.

Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать и прогнозировать результаты своего труда.

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта.

4

балла

У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; производит осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения.

Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде.

Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают.

3

балла

У аттестуемого недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы выражена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия.

Присутствует осознание результатов деятельности. Слабо выражена способность к теоретическому обоснованию собственной практической деятельности. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности.

2

балла

Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования, и не до конца понимает необходимость пересмотра содержания образования, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.

Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам.

1

балл

Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции, не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам.

II . Самоанализ урока

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА

Посещающий педагог наблюдает за ходом урока и фиксирует происходящее. После урока учитель должен ответить на два вопроса:

Что должен был узнать и научиться делать ребенок на уроке?

Как учитель это делает сам? (назвать способ и воспроизвести действие)

Затем учитель и посещающий педагог обсуждают, оценивают элементы урока (выбор элементов анализа урока зависит от цели посещения) по следующим критериям (примерные).

1. Оценка структуры урока:

- гигиенические условия, оценка учителем места урока в расписании, дня недели, времени года, степени утомления либо возбуждения учащихся после предыдущего урока,

- взаимосвязь урока в теме раздела программы,

- определение соответствия цель урока – тип урока – структура урока.

2. Оценка целеполагания и мотивации учебной деятельности:

- определение учителем цели и триединой задачи урока,

- постановка цели урока перед учащимися,

- соответствие цели, задач урока его этапам и содержанию,

- определение значимости изучаемого материала на уроке, его актуальность и связь с жизнью,

- положительная мотивация учащихся,

- на уроке создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика,

- эффективность использования оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития по­знавательного интереса.

3. Оценка содержания образования:

- научность, доступность и посильность изучаемого материала,

- новизна, проблемность и привлекательность учебной информации,

- эффективность подбора содержательного компонента урока (материала для изучения, закреп­ления, повторения, самостоятельной работы и т.п.)

- обоснованность и наличие логики между этапами урока,

- подведение итогов урока, анализ деятельно­сти учащихся на уроке,

- домашнее задание (методика и объем), поисковый творческий характер заданий,

- рациональность использования времени урока, оптимальность темпа работы.

4. Оценка эффективности форм организации обучения

Целесообразность и обоснованность используемых форм, с учетом данных педагогической и психологической диагностики.

Классификация

по типу уроков

по формам обучения

изучения нового материала

традиционный урок

повторения изученного материала

лекция

закрепления изученного материала

семинар

контроля, проверки ЗУН

конференция

коррекции ЗУН

лабораторно-практические занятия, практикумы

применения полученных знаний на практике

факультативное занятие

обобщающий урок

экскурсия

комбинированный урок

консультация

5. Оценка эффективности методов обучения

Обоснованность и соответствие методов целям урока и особенностям изучаемой единицы содержания.

Классификация методов обучения

по источнику получения знаний

по характеру познавательной деятельности

на основе целостного подхода

словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой)

объяснительно-иллюстративные

наглядные

репродуктивные

практические

проблемного изложения

эвристические

исследовательские

6. Эффективность преподавания повышалась

- широким спектром заданий развивающего характера, дифференцированным подходом к обучению,

- адекватностью наглядного материала и ТСО,

- тем, что на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся, а не расчет на среднего ученика,

- применением здоровьесберегающих технологий и методик,

- тем, что в объяснении учитываются возможные ошибки учащихся,

- использованием эвристических приемов (работа не по образцу), позволяющих развивать творчество учащихся,

- эффективным использованием возможностей учебного кабинета на уроке.

7. Оценка учащихся на уроке

- уровень активности учащихся на уроке,

- адекватность ответов на вопросы учителя, дети задают вопросы на уточнение понимания материала,

- развитость самостоятельной речи учащихся.

8. Оценка деятельности педагога на уроке

- педагогический такт учителя,

- уровень сотрудничества учителя с детьми,

- часто используются ситуации диалога, обмена мнениями,

- умение слушать и слышать ученика, психологическая атмосфера урока,

- гибкость учителя, способность корректировать свои действия (и план урока) на основе оперативной оценки их результативности, разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

Затрудняют проведение урока:

  • Неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»,
  • Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке,
  • Рыхлая композиция урока,
  • Скованность движений учителя,
  • Неумение учащихся работать предложенными методами обучения,
  • Однообразие методов обучения,
  • Бесстрастный рассказ учителя,
  • Монотонность и сухость при изложении нового материала,
  • Отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока вопросами.

Скачать архив с текстом документа