Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности 080502. 65 «экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хоз

СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации предназначены для студентов экономического факультета всех форм обучения и направлены на формирование навыков сбора, обобщения, анализа и грамотного изложения собранных в процессе исследования материалов

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080502.65

«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Пермь 2009


Авторы – составители:

Третьякова Е.А., д.э.н.; Алферова Т.В., к.э.н., Вьюгова Е.Л., к.ф.н.

Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов, обучающихся по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» / Сост.: Е.А. Третьякова, Т.В. Алферова, Е.Л. Вьюгова – Пермь: ПИЭФ, 2009. – 33 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов экономического факультета всех форм обучения и направлены на формирование навыков сбора, обобщения, анализа и грамотного изложения собранных в процессе исследования материалов.

Утверждены на заседании кафедры экономики и управления» АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов». Протокол № 1 от 08. 09.2009г.

© Третьякова Е.А., Алферова Т.В., Вьюгова Е.Л., 2009

© Пермский институт экономики и финансов, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]

Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100%.

График это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.

На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.

Пример оформления графика:

При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами:

1. Все иллюстрации в курсовой работе должны быть пронумерованы и снабжены названиями.

2. Слово «Рис.» пишется сокращенно и помещается непосредственно перед названием иллюстрации.

3. Название помещается по центру под рисунком.

4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (рис. 1.3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рис. 1.3 .

5. Нумерация рисунков является сквозной для всего текста курсовой работы. В номере рисунка содержится номер главы и порядковый номер рисунка. Например, если рисунок расположен в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация рисунка будет следующей: «Рис. 2.5».

6. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.

Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.

Оформление литературных источников

Использованная в работе литература является органической частью любой научно-исследовательской работы:

• позволяет документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов документов);

• характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

• представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей; является простейшим библиографическим пособием.

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

В список литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы в процессе работы.

В списке указывают фамилию автора, его инициалы, название работы, место издания (для Москвы – сокращенно М., для Санкт-Петербурга – СПб.; для всех остальных городов – полное наименование), год. При наличии нескольких авторов указываются фамилии и инициалы всех.

Для журнальной статьи (или статьи в сборнике) указывают фамилию автора, его инициалы, название статьи, название журнала (или сборника), год издания, номер журнала или номер выпуска сборника (если есть), страницы, на которых расположена статья.

Группировка литературных источников осуществляется по систематическому принципу: вся литература первоначально разбивается на разделы. Внутри разделов источники располагаются в алфавитном порядке. Нумерация литературных источников является сквозной.

В курсовой работе список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке:

Официальные государственные документы.

Официальные акты, документы общественных организаций, политических партий, постановления (в обратно-хронологическом порядке: вначале новые, затем принятые ранее).

Нормативно-инструктивные документы.

Включаются законодательные документы, инструкции, нормы, нормативы и т.д.

Монографическая литература.

Литература приводится в алфавитном порядке. Не следует отделять книги от статей. Виды монографической литературы могут быть следующие: книги одного, двух, трех и более авторов; сборники статей, докладов; материалы конференций, съездов, симпозиумов; отдельные тома многотомного издания; отдельные тома (выпуска) продолжающегося сборника; статьи (произведение) из многотомного издания; статьи из сборника; статьи из журнала; статьи из газеты.

Справочная литература.

К справочной литературе относятся словари, справочники, энциклопедии, статьи из энциклопедии.

Библиографические указатели.

Библиографические указатели могут быть представлены в следующих видах: ре­цензия с заглавием; рецензия (без заглавия); реферат (без заглавия); описание стандарта; описание патентного документа; описание депонированной рукописи; описание диссертации; описание автореферата диссертации.

. Описание электронных ресурсов. Электронные ресурсы могут быть представлены в следующих видах: электронная статья; электронный журнал; электронные данные; базы данных.

. Публикации автора.

. Иностранная литература.

В одном списке разные алфавиты не смешиваются; иностранные источни­ки обычно размещают в конце перечня всех материалов.

Рекомендуется располагать источники по принципу «слово за словом», т.е.:

при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д.,

- при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий,

при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший,
старший, отец, сын - от старших к младшим),

- при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.

Пример оформления списка литературы.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на рас­ширенном заседании итоговой коллегии от 21 февраля 2001 г. // Стандарты и мо­ниторинг в образовании. - 2001. - № 2.

2. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 гг. // Российская газета. -2002.- 19 января.- С. 4-5.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ Принят Госу дарственной Думой 21 декабря 2001 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года/Российская газета, 2001.31 декабря (в ред. Федеральных законов 24.07.2002, № 97-ФЗ, от 24, 25.07.2002 № 116-ФЗ, 30.06.2006 № 90-ФЗ).

4. И т.д.

Монографическая литература

5. Экономика и социология труда: учебник/ под. ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 584с.

6. Егоршин, А.П. Управление персоналом/А.П. Егоршин.- Н. Новгород.: НИМБ, 1997. -548 с.

7. Эренберг, Р. Современная экономика труда: Теория и государственная политика/ Р. Эренберг, Р. Смит.- М.: Изд-во МГУ, 1996.- 800 с.

8. Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие /А.С. Головачев [и др.]; под общ. ред. А.С. Головачева – 3-е изд. испр.- Минск: Новое знание, 2007.- 603с.

9. И т.д.

Периодическая литература

10. Яковлев, А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести. – 2001. – 24 янв. – С. 2.

11.Стоунхаус, Д. Управление организационными знаниями/Д. Стоунхаус// Менеджмент в России и за рубежом.-1999. -№ 1.-С. 14-26.

12. И т.д.

Описание электронных ресурсов

13. Бычков, В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В.Л. Соловьева: [Электронный ресурс] / В.В. Бычков. – Электрон. ст. – Б.м., Б.г.- Режим доступа к ст.: http://spasil.ru/biblt/bichov2.htm

14. И т.д.

Оформление приложений

Приложение является заключительной частью работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на ее последних страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

V . СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовые работы выполняются на примере конкретного предприятия. Можно использовать предприятие, где работает студент, или выполнять курсовую работу по месту прохождения практики. Возможно использование данных, опубликованных в периодической печати. Расчеты производятся по официальным данным (балансу - форма №1, отчету о прибылях и убытках - форма №2) и другим видам документации в зависимости от сути темы.

Методика изложения темы такова: теоретические вопросы, методика расчета рассматриваемых показателей, расчет этих показателей по источникам информации. Затем рационально свести расчеты в аналитические таблицы с целью анализа и формулирования выводов.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Примерные темы курсовых работ

по дисциплине «Экономическая теория»

1. Формирование предпринимательской структуры в России.

2. Инновационное предпринимательство: сущность, проблемы и перспективы развития в России.

3. Методы конкурентной борьбы в современной экономике.

4. Основные аспекты и направления демонополизации экономики России.

5. Анализ процесса реформирования естественных монополий в России.

6. Влияние асимметрии информации на структуру рынка.

7. Естественные монополии: экономические проблемы регулирования и совершенствования системы регулирования.

8. Институциональный анализ антимонопольного законодательства в России.

9. Институциональный анализ корпоративного законодательства в России.

10. Институциональные основы эффективного функционирования рынков

11. Способы блокирования оппортунистического поведения и сокращения издержек оппортунизма.

12. Сравнительный анализ конкурентоспособности российских и зарубежных фирм

13. Формы конкурентного поведения современной фирмы

14. Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике

15. Роль государства в регулировании поведения фирм в рыночной экономике

16. Формы организации бизнеса в современной рыночной экономике

17. Государственная инновационная политика в странах ЕС.

18. Защита интеллектуальной собственности в странах ЕС.

19. Человеческий капитал как основной фактор производства в постиндустриальной экономике.

20. Природная рента: сущность, виды, влияние на развитие экономики России.

21. Система национальных счетов: история возникновения, структура и особенности в РФ.

22. Динамика индекса развития человеческого потенциала в современной России.

23. Анализ динамики и качества экономического роста в России.

24. Социальные факторы экономического роста.

25. Национальные модели государственного регулирования трудовых отношений

26. Анализ рынка труда Пермского края.

27. Особенности российского рынка труда.

28. Поведение предприятий на российском рынке труда.

29. Особенности предложения труда на российском рынке труда.

30. Проблемы молодёжной занятости и безработицы.

31. Изменения отраслевой структуры занятости и структурные преобразования в российской экономике.

32. Профессионально-квалификационная структура занятости в России: анализ изменений и прогноз.

33. Зарубежный опыт миграционной политики и возможности его использования в России.

34. Экономическая оценка миграционной привлекательности России и ее регионов.

35. Региональные особенности миграционной ситуации в России.

36. Экономика нелегальной миграции.

37. Приоритетные направления поддержки безработных специалистами центров занятости населения Пермского края.

38. Индексы развития человеческого потенциала и социальная политика государства.

39. Анализ структуры конечных расходов и потребления населения.

40. Особенности инфляционного процесса в России.

41. Обесценивание денег и покупательная способность населения.

42. Программирование и прогнозирование как формы государственного регулирования экономики.

43. Особенности муниципального управления в современной экономике России.

44. Проблемные регионы России (на примере…)

45. Краткосрочные и долгосрочные перспективы развития Пермского края.

46. Анализ федеральных программ развития регионов.

47. Инновационная экономика и региональное развитие.

48. Банковская система России: проблемы и перспективы развития.

49. Проблемы развития ипотечного кредитования в России.

50. Формы конкуренции в банковском секторе.

51. Методы кредитно-денежного регулирования экономики.

52. Методы государственного регулирования финансовых рынков.

53. Венчурное финансирование инновационного бизнеса: оценка и перспективы.

54. Бюджетная политика правительства России в современный период.

55. Фискальная политика и ее особенности в России.

56. Механизмы бюджетного выравнивания и перспективы развития бюджет­ного федерализма в России.

57. Бюджетное финансирование инвестиционной политики в России.

58. Негосударственные пенсионные фонды: российский опыт.

59. Проблемы российской практики в области местного налогообложения.

60. Макроэкономические проблемы дефицита и профицита государственного бюджета.

61. Стабилизационный и инвестиционный фонды: макроэкономические проблемы.

62. Стабилизационная политика в открытой переходной экономике.

63. Теория и практика управления государственным долгом.

64. Макроэкономическая политика и накопление стабилизационного фонда в России.

65. Налоговая реформа в России: содержание, принципы, оценка.

66. Взаимосвязь фискальной и монетарной политики: теория и российская практика.

67. Неравенство доходов как институт переходной экономики.

68. Общественные блага. Административные блага как тип общественных благ.

69. Реформирование социального сектора в экономике: возможности и ограничения в современных условиях.

70. Инновационные формы поддержки малообеспеченного населения в системе социальной защиты населения Пермской области.

71. Анализ основных направлений государственной политики РФ в сфере образования.

72. Анализ эффективности реализации нацпроекта «Здравоохранение».

73. Образование как фактор повышения конкурентоспособности экономики России.

74. Здоровье как социально-экономический ресурс.

75. Роль государства в предоставлении общественных и заслуженных благ.

76. Социальное государство: от Бисмарка до наших дней.

77. Проблемы обеспечения общественными благами в современной российской экономике.

78. Соотношение формационной и цивилизационной парадигм институционального развития.

79. Приватизация (национализация) как фактор долгосрочной конкурентоспособности компании.

80. Приватизация государственных функций: механизмы аукционов (мировой опыт, моделирование).

Примерные темы курсовых работ

по дисциплине «Интеркультурные взаимоотношения в туризме»

1. Интеркультурные взаимоотношения в туризме. Менталитет австралийцев.

2. Преодоление социальных и этнических стереотипов как обязательное условие успешной адаптации к инокультурной среде.

3. «Русский национальный характер» и проблема адаптации русских эмигрантов за границей.

4. Проблема взаимопонимания на уровне межличностных межкультурных контактов (на примере студенческих обменов, деловых поездок, туристических вояжей и т.д.)

5. Интеркультурные взаимоотношения в международном бизнесе (на примере Россия – США, Россия – Франция, Россия – Германия, Россия – Китай и т.д.).

6. Психологическая адаптация в межкультурном общении.

7. Социально-культурная адаптация к «чужой» культуре.

8. Понятие коммуникативной компетентности и ее формирование в социально-культурном сервисе.

9. Духовные, интеллектуальные основания для межкультурной коммуникации.

10. Этикет делового общения в разных интеркультурных сферах (на примере российско-германских и т.п. отношениях).

11. «Измерения культуры» по Г.Хофстеду.

12. «Культурные синдромы» Г..Триандиса.

13. «Культурная грамматика» Э.Холла.

14. Понятие культурной дистанции и ее роль в межкультурном общении.

15. Аккультурация и ее основные формы.

16. Этностереотипы и их влияние на межкультурную коммуникацию.

17. Русский национальный характер (классический, советский, современный).

18. Специфика русского национального характера в Сибири.

19. Особенности межкультурного общения с представителями Восточной культуры.

20. Особенности межкультурного общения с представителями Западной культуры.


Примерные темы курсовых работ по дисциплине

«Информационно-экскурсионная деятельность

предприятий туризма»

1. Экскурсионная деятельность как часть предпринимательства

2. История становления и развития экскурсионной деятельности

3. Маркетинговое планирование экскурсионной деятельности

4. Экскурсионная деятельность в регионе

5. Экскурсионная деятельность на территории области

6. Современные аспекты истории и искусствознания в экскурсионной деятельности

7. Деловое планирование экскурсионной деятельности

8. Методическая работа экскурсовода

9. Особенности проведения экскурсии для различных групп

10. Анализ подготовки кадров для развития туристско-экскурсионного дела

11. Анализ путей разработки экскурсионной методики

12. Профессиональное мастерство экскурсовода

13. Организация информационно-экскурсионной деятельности туристической фирмы

14. Планирование и организация рекламной кампании информационно-экскурсионной деятельности туристской фирмы.

15. Анализ рекламной кампании информационно-экскурсионной деятельности туристской фирмы.


Примерные темы курсовых работ по дисциплине

«Организация производства на предприятиях

туризма и гостиничного хозяйства»

1. Значение организации производства в деятельности предприятия.

2. Индустрия туризма и индустрия гостеприимства.

З. Характеристики услуг туризма и гостиничного хозяйства.

4. Классификация туристских предприятий.

5. Классификация средств размещения.

5. Построение производственной структуры. Элементы производственной структуры.

7. Производственный процесс и его содержание.

8. Этапы производственного процесса в гостиничных и туристских предприятиях.

9. Производственный цикл и расчет его длительности. Факторы, влияющие на длительность производственного цикла в туризме.

10. Принципы и закономерности организации производственного процесса.

11. Роль организации производственного процесса в управлении качеством на предприятиях туризма и гостеприимства.

12. Понятие «комфорта» в гостиничном бизнесе: информационный, экономический, бытовой, психологический комфорт.

13. Организация водоснабжения, отопления, канализации отеля.

14. Вентиляция и создание искусственного климата в гостинице.

15. Организация лифтового хозяйства.

16. Электроснабжение в гостиничном предприятии.

17. Программное обеспечение в туризме и гостеприимстве.


Приложение 2

Образец титульного листа курсовой работы

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ »

Кафедра экономики и управления

Специальность Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине _______________________________________________

(наименование дисциплины)

Тема: ________________________________________________________ (наименование темы)

______________________________________________________________

Выполнил(а) студент(ка)_____________курса, группы_______________

______________________________________________________________ (фамилия, имя отчество)

Руководитель работы _____________________________________________ (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)

К защите__________________________

(дата, подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой___________

________________ _______________

(подпись руководителя) Ф.И.О.

«___» __________________200_г.

Пермь 200__г.


[1] Сост. по источнику: U.S. Bureau of i tie Census, Money Income of Households, Families, and Persons in the United States, 1990, Current Population Reports, Series P-60, no. 174 (August 1991), Table 30.

Скачать архив с текстом документа