Методические рекомендации по проведению Интеллектуальной викторины сга в образовательных учреждениях среднего образования (общеобразовательных, среднего и начального профессионального образования)
СОДЕРЖАНИЕ: Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образованияНегосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Современная гуманитарная академия
УТВЕРЖДАЮ
Ректор НАЧОУ ВПО СГА,
профессор
Тараканов В.П.
«____»_________2011 г.
Методические рекомендации по проведению Интеллектуальной викторины СГА в образовательных учреждениях среднего образования (общеобразовательных, среднего и начального профессионального образования)
1 Для привлечения абитуриентов в СГА важная роль принадлежит мероприятиям по проведению Интеллектуальных викторин.
Интеллектуальная викторина может проводиться в Центрах доступа (далее - ЦД) СГА как при проведении интерактивных дней открытых дверей (ИДОД), так и в другие сроки, выбранные ЦД самостоятельно. Интеллектуальная викторина проводится как в помещении самого ЦД для команд из разных образовательных учреждений, так и непосредственно в образовательных учреждениях среднего образования: в школах, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах, техникумах, колледжах (далее – учебное заведение), если в данном образовательном учреждении участвует несколько команд. Однако, выбор места и времени проведения Викторины является делом творческим, и решение по нему в каждом конкретном случае принимает руководитель ЦД. Проведение Интеллектуальной викторины в образовательном учреждении с организационной и методической стороны является более сложной задачей, т.к. при ее проведении в помещении ЦД техническая подготовка предусмотрена заранее.
2. Комплекс мероприятий по Интеллектуальной викторине, проводимой в образовательном учреждении, состоит из двух этапов: подготовительного и непосредственно организационного.
2.1 Подготовительный этап включает в себя содержательную, методическую и техническую часть.
2.1.1 Организационная часть подготовки заключается в разработке базы вопросов, правил проведения Интеллектуальной викторины, определении состава жюри, подготовке реквизита, согласовании места проведения и участников Интеллектуальной викторины. с директором учебного заведения. Рекомендуется при согласовании с директором вручить директору рекламные материалы СГА, познакомиться с завучем, классными руководителями, психологом, другими сотрудниками, которые будут оказывать помощь (в том числе и техническую) при подготовке и проведении Интеллектуальной викторины.
По согласованию с руководством учебного заведения рекомендуется разместить на информационном стенде учебного заведения плакаты (формата А3) «Рекламный модуль СГА» и «Интерактивные дни открытых дверей».
При разработке базы вопросов и правил проведения Интеллектуальной викторины в качестве примера предлагаются материалы, разработанные при проведении Интеллектуальной викторины в МПЦ. База вопросов (Приложение А). Правила проведения Интеллектуальной викторины (Приложение Б). Письмо-приглашение директору образовательного учреждения об участии в Интеллектуальной викторине СГА (Приложение В).
2.1.2 В процессе технической подготовки необходимо выяснить техническое оснащение помещения, в котором предполагается проведение Интеллектуальной викторины, определить возможность подключения аппаратуры для демонстрации рекламных роликов во время перерывов.
Предлагается демонстрировать рекламные ролики, приведенные в таблице 1:
Таблица 1 - Перечень рекламных роликов
№ п/п |
Наименование |
Размещение |
1 |
Рекламный ролик «Знакомьтесь: СГА» |
На ресурсе ftp://isot.campus.muh.ru/ папка 19.2 Рекламные материалы /Рекламные материалы 2010-11) |
2 |
Презентация для школьников «Выбор профессии и вуза» |
На сайте ДМР: http://www.dmr.muh.ru |
Целесообразно заранее сформировать комплекты раздаточных материалов для вручения их руководству и сотрудникам учебного заведения, учащимся. Перечень раздаточных материалов приведен в таблице 2. Конкретный состав раздаточных материалов определяется филиалом.
Комплекты рекомендуется вручить учащимся до начала мероприятия.
Таблица 2 – Перечень раздаточных материалов
№ п/п |
Наименование продукции |
Размещение образца в каталоге на ресурсе |
Код в Прайс-листе каталога |
Назначение продукта |
|
директору, завучу, классному руководителю, сотрудникам |
учащимся |
||||
1 |
Буклет «Информационные интеллектуальные образователь-ные технологии» |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ буклеты |
01.026.10 |
+ |
|
2 |
Лифлет «Инновационное образование для школьников» |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции /Раздаточная продукция/ лифлеты |
01.021.10 |
+ |
|
3 |
Кубарик с блоком для записей |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Сувенирная продукция |
01.015.09 |
+ |
|
4 |
Ручка с символикой СГА |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Сувенирная продукция |
02.001.09 |
+ |
|
5 |
Блокнот |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции /Раздаточная продукция/ прочее |
01.025.10 |
+ |
|
6 |
Комплект листовок «Оздорови-тельная политика в СГА |
ftp://isot.campus.muh.ru/ папка 9.НИР/ 9.4 ОЗДОРОВЛЕ-НИЕ |
_ |
+ |
|
7 |
Пакет полиэтиленовый с символикой СГА |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ прочее |
01.027.10 |
+ |
+ |
8 |
Буклет «Описание самых популярных и востребованных профессий» |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ буклеты |
01.012.09 |
+ |
|
9 |
Лифлет-раскладушка |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции /Раздаточная продукция/ лифлеты |
01.028.10 |
+ |
|
10 |
Листовка «Календарь ИДОД на 2011 год» |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ листовки |
01.022.10 |
+ |
|
11 |
Листовка «Курсовая подготовка к ЕГЭ» |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ листовки |
01.19.09 |
+ |
|
12 |
Магнит |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Сувенирная продукция |
02.003.09 |
+ |
|
13 |
Закладка для книг |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ прочее |
01.023.10 |
+ |
|
14 |
Календарь карманный |
http://www.dmr.muh.ru/ Каталог рекламной продукции/ Раздаточная продукция/ прочее |
01.029.10 |
+ |
|
П р и м е ч а н и е – Раздаточный материал разослан в филиалы в октябре 2010 г. в соответствии со служебной запиской исх.№3450 с указанием перечня рекламной продукции. |
Для достижения успеха при проведении Викторины следует заблаговременно подготовить комплекты для награждения победителей: Дипломы за 1,2,3 места, Почетная грамота лучшему игроку, Благодарность от имени ректората СГА образовательным учреждениям (таблица 3). Данные материалы после внесения в них фамилий победителей вручаются в торжественной обстановке на церемонии награждения.
Таблица 3 – Перечень материалов для награждения
№ п/п |
Перечень материалов |
Размещение образца в каталоге на ресурсе |
директору |
учащимся |
1 |
Дипломы за 1,2,3 места |
На сайте ДМР: http://www.dmr.muh.ru |
+ |
|
2 |
Почетная грамота лучшему игроку |
На сайте ДМР: http://www.dmr.muh.ru |
+ |
|
3 |
Благодарность от имени ректора СГА |
На сайте ДМР: http://www.dmr.muh.ru |
+ |
3 Для достижения наилучшего эффекта от Интеллектуальной викторины рекомендуется продумать методику ее проведения, разработать примерный сценарий, предусмотреть приемы активизации участников и т.п. Сценарий рекомендуется рассчитывать на 2-2,5 ч. При его разработке в зависимости от технического оснащения помещения, где будет проводиться Интеллектуальная викторина, следует определить, какие рекламные ролики будут демонстрироваться.
Перечень рекомендуемых мероприятий для включения в сценарий Интеллектуальной викторины приведен в таблице 4.
Таблица 4 – Перечень рекомендуемых мероприятий для включения в сценарий Интеллектуальной викторины
№ п/п |
Наименование этапа |
Время проведения, мин |
Кто проводит |
1 |
Приветственное слово перед участниками Интеллектуальной викторины со стороны СГА |
2 |
Представитель ЦД СГА |
2 |
Выступление с информацией о правилах проведения Интеллектуальной викторины |
4 |
Представитель ЦД СГА или Представитель студенческого актива ЦД |
3 |
Проведение первого этапа Интеллектуальной викторины |
40-50 |
Представитель ЦД СГА или Представитель студенческого актива ЦД, жюри |
4 |
Перерыв (Подготовка ко второму этапу, для школьников демонстрация в это время презентации «Выбор профессии и вуза») |
8 |
Представитель ЦД СГА или сотрудник учебного заведения, жюри |
5 |
Проведение второго этапа Интеллектуальной викторины |
40 |
Представитель ЦД СГА или Представитель студенческого актива ЦД, жюри |
6 |
Определение победителей, подготовка материалов для награждения, демонстрация в это время для участников Викторины рекламного ролика «Знакомьтесь: СГА» |
20 |
Представитель ЦД СГА или Представитель студенческого актива ЦД, жюри |
7 |
Заключительное слово. Награждение победителей |
5 |
Представитель ЦД СГА |
Итого |
2-2,5 ч |
Важным элементом подготовки к проведению Викторины является подбор ее ведущих. В их число целесообразно включать успешно обучающихся студентов старших курсов. Следует оказать им всестороннюю помощь в подготовке шуток, коллажей, подтруниваний друг над другом. Все это следует тесным образом увязать со студенческой жизнью.
Перечень приложений
Приложение А – База вопросов для проведения Интеллектуальной викторины (пример);
Приложение Б – Правила проведения Интеллектуальной викторины (пример);
Приложение В – Образец письма-приглашения директору образовательного учреждения об участии в Интеллектуальной викторине СГА.
Подготовлено:
Департамент маркетинга и рекламы, рук. Московцев Н.А.
Московский пилотный центр, рук. Норенко Ю.Н.
Приложение А
База вопросов для проведения Интеллектуальной викторины (пример)
Вопросы 1-го тура |
|||||
Тема |
Всемирная история |
География |
Художественная литература |
Всё может быть |
Сказки |
Вопрос на 1 балл |
Назовите дату начала второй Мировой войны |
Назовите столицу Норвегии |
Кто является автором произведения «Укрощение строптивой»? |
Назовите букву русского и букву английского алфавита, которые печатаются нажатием одной и той же клавиши на клавиатуре компьютера |
Из какого металла был отлит стойкий солдатик? |
Правильный ответ |
1 сентября 1939 |
Осло |
Шекспир |
С |
из олова |
Вопрос на 2 балла |
Кто из нижеперечисленных был учителем Аристотеля? a) Сократ; b) Платон; c) Дионис; d) Гомер |
Назовите самую длинную реку в Европе |
Героем какого произведения является Коробочка? |
В каком городе находится памятник «Тысячелетие Руси»? |
Сказка «Пинокио». В какой сказочной стране находится «Поле чудес»? |
Правильный ответ |
Платон |
Волга |
«Мертвые души» |
в Великом Новгороде |
в стране Дураков |
Вопрос на 3 балла |
Назовите короля Англии, который был казнен в 1649 году в результате английской революции |
Какие два государства разделяет Берингов пролив? |
Какое литературное произведение начинается со строк: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французам отдана»? |
За что гибнут люди в произведении Гёте «Фауст»? |
Из какого овоща Фея путем волшебства изготовила карету для Золушки? |
Правильный ответ |
Карл 1 |
Россию и США |
«Бородино» |
за металл |
из тыквы |
Вопрос на 4 балла |
В каком году США вступили во вторую Мировую войну? |
В какой стране нашего времени находится исторический памятник «Адрианов вал»? |
Какому герою литературного произведения принадлежит фраза «Ейной мордой мне в харю»? |
В каком из перечисленных государств была сохранена в обращении национальная валюта после перехода на Евро?: a) Швеция; b) Финляндия; c) Австрия; d) Италия |
Что досталось старшему и среднему братьям при распределении наследства в сказке «Кот в сапогах»? |
Правильный ответ |
Дату вступления своей страны во Вторую мировую войну (7 декабря 1941 г.) американцы часто называют Днем позора |
в Великобритании |
Ване Жукову |
Швеция |
мельница и ослик |
Вопрос на 5 баллов |
Какое историческое событие произошло позже остальных (которое ближе всего к сегодняшнему дню)? a) Падение Карфагена; b) Троянская война; c) Рождение А.Македонского; d) Возведение Стоунхенджа |
Какие два острова разделяет «Датский пролив»? |
Какое из произведений заканчивается строками: «Любовь, что движет солнце и светила»?: a) Ромео и Джульетта; b) Гамлет; c) Божественная комедия; d) Фауст |
Переведите в килограммы (из расчёта в целых числах) выражение современного языка «стопудово» |
Что попросил старик при первой встрече с золотой рыбкой? |
Правильный ответ |
Падение Карфагена (146 до н.э.), т.к. Троянская война (ок. 1200 до н.э.); c) Рождение А. Македонского (356 до н.э.); d) Возведение Стоунхенджа (3100-1800 д.н.э). |
Исландия и Гренландия |
Божественная комедия |
1600 кг |
ничего |
Вопросы 2-го тура |
|||||
Тема |
Искусство |
Отечественная История |
Имена |
Чудеса света (древности) |
Спорт |
Вопрос на 1 балл |
Назовите богатырей, изображенных вместе с Ильей Муромцем на картине «Три богатыря» |
Назовите императора, который (принял) ввел «Табель о рангах» |
Именем этого человека в СССР был назван московский метрополитен |
Правителю какой страны принадлежит «Глиняная армия»? |
Как называется вид спорта, в котором совмещены пулевая стрельба и лыжные гонки? |
Правильный ответ |
Алеша Попович и Добрыня Никитич |
Петр 1 |
В.И. Ленин |
Китай |
биатлон |
Вопрос на 2 балла |
На какой реке изображены бурлаки на картине Ильи Репина? |
В каком году произошло крещение Руси? |
Именем какого великого русского композитора названа московская консерватория? |
Назовите чудо света, которое было построено по приказу Александра Македонского |
В каком виде спорта используется кий? |
Правильный ответ |
на Волге |
в 988 |
Чайковский П.И. |
Александрийский маяк |
бильярд |
Вопрос на 3 балла |
Назовите самую короткую фамилию русского художника |
С какого по какой год в России был период «Междуцарствия»? |
На Красной площади от благодарной России установлен памятник Минину и Пожарскому. Назовите их имена. |
Какое чудо света находится в Риме? |
Сколько игроков одной команды находится на хоккейной площадке (на льду) во время официальной встречи (во время непосредственной игры)? |
Правильный ответ |
Ге |
1610 – 1613 |
Кузьма и Дмитрий |
Колизей |
6 (5 полевых + 1 вратарь) |
Вопрос на 4 балла |
На картине Репина изображены запорожцы. Кому они пишут письмо? |
В период правления какого Императора Россия вела войну с Францией (с Наполеоном)? |
Назовите Ф.И.О. человека отменившего в России крепостное право |
Назовите семь чудес света древности |
Какова максимальная дистанция (в километрах) в мужских лыжных гонках, проводимых на Олимпийских играх? |
Правильный ответ |
турецкому Султану |
Александра 1 |
Александр Николаевич Романов |
1) Пирамида Хеопса, 2) Сады Семирамиды, 3) Статуя Зевса, 4) Храм Артемиды, 5) Мавзолей в Галикарнасе, 6) Александрийский маяк, 7) Колос Родосский. |
50 км |
Вопрос на 5 баллов |
Фрагмент какой картины изображён на фантике шоколадной конфеты «Мишка косолапый»? |
Какой из перечисленных Российских Императоров был во главе престола дольше остальных? a) Николай 1; b) Александр 2; c) Александр 1; d) Александр 3 |
Эти преступники в 30-е годы терроризировали мелких бизнесменов и фермеров в штатах Миссури, Канзас и Оклахома. Их нападениям подвергались, в основном, бензоколонки, бакалейные лавки, закусочные и отделения банков. Их фамилии Паркер и Бэрроу. Назовите их имена |
Какой город называют «Городом Мира»? |
Какому футбольному клубу принадлежит стадион «Old Trafford»? а) Челси; в) Ливерпуль; с) Манчестер Юнайтед; d) Арсенал. |
Правильный ответ |
Утро в сосновом лесу |
Николай 1, т.к. он правил 30 лет, а Александр 2 -26 лет; Александр 1 – 24 года; Александр 3 -13 лет. |
Бонни и Клайд |
Иерусалим |
Манчестер Юнайтед |
Приложение Б
Правила проведения Интеллектуальной викторины (пример)
В Интеллектуальной викторине участвует от трёх до семи команд. В каждой команде число участников должно составлять от трёх до семи человек.
Викторина проводится в два тура. Один тур включает в себя пять произвольных тем (два тура по 10 тем), в каждой теме по пять вопросов с уровнем сложности от одного до пяти (всего 25 вопросов за один тур, за Викторину – 50 вопросов) (Табл). Вопросы весовой категории один балл являются самыми лёгкими, категории пять баллов - самыми трудными.
Таблица Б.1 - Перечень тем для Интеллектуальной викторины
Темы первого тура |
||||
Всемирная история |
География |
Художественная литература |
Всё может быть |
Сказки |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Темы второго тура |
||||
Искусство |
Отечественная история |
Имена |
Чудеса света (древности) |
Спорт |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Желательно не допускать повторения тем даже в разных турах, т.к. это снижает интерес к игре.
Интеллектуальная викторина проводится ведущим и его помощниками.
Начало Викторины: С кого начинается игра?
Право первого хода разыгрывается следующим образом: ведущий задаёт вопрос на произвольную тему, не из числа вопросов, задействованных в основной части конкурса. Каждая команда в течение одной минуты должна написать ответ на листке бумаге и положить этот листок на край своего стола вниз текстом. Через минуту ведущий смотрит ответы в листках, по очерёдности начиная с команды, которая затратила меньше всего времени на ответ и заканчивая самым долгим ответом. Право первого хода достаётся команде, давшей раньше остальных правильный ответ.
Как играть?
Команда, выигравшая право первого хода, начинает Викторину. Она выбирает тему и категорию сложности вопроса. Например, география 3 балла. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команды есть максимум одна минута, для того чтобы дать вслух ответ на поставленный вопрос. Пока команда, выбравшая вопрос, думает (максимум минуту), другие команды могут дать ответ на этот вопрос, но только не вслух, а написав ответ на листке бумаги, положив его после этого на край стола лицом вниз. Как только команда, выбравшая вопрос, заявила о готовности дать свой ответ (скажет «стоп» или поднимет руку и т.д., на усмотрение ведущего), ответы от других команд на поставленный вопрос не принимаются, и команда, выбравшая вопрос, вслух даёт на него ответ. Если какие-либо из команд успели дать ответ на листке бумаги, то ведущий, выслушав ответ от команды, выбравшей вопрос, зачитывает вслух ответы этих команд. Команды, ответившие правильно, получают плюс то количество баллов к своему общему числу баллов, на которое был выбран вопрос (в данном примере это 3 балла), команды, ответившие неправильно, соответственно получают минус к общему числу своих баллов. В независимости от правильности ответа команды, выбравшей вопрос, право следующего выбора вопроса переходит к следующей команде по часовой стрелке и т.д. Подобным образом происходит розыгрыш всех пятидесяти вопросов.
В чём смысл такого розыгрыша вопроса?
Команда, выбравшая вопрос, может обдумывать ответ на него не более одной минуты, но, пока она думает, другие команды могут дать ответ. Получается, что команда - хозяйка вопроса заинтересована дать как можно быстрее свой ответ, с тем, чтобы не позволить остальным командам тоже дать ответ на их вопрос и, в случае правильного ответа, получить положительное количество баллов. Вот и возникает необходимость думать быстро, а отвечать правильно.
Определение команды победителя:
Побеждает команда, у которой на момент окончания Викторины имеется наибольшая сумма положительных баллов. Как их учитывать?
1. Все команды начинают с нуля и в процессе игры на листе фиксируют правильные и неправильные ответы каждой команды. Этот способ не требует никаких предварительных заготовок, типа бумажных баллов, или казиношных фишек с номиналом 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Однако данный вариант требует недюжинного внимания, т.к. в этом случае большинство команд ведут свой учёт (запрещать им это нельзя), и ошибка в подсчётах членами жюри может обернуться скандалом.
2. Второй способ: напечатать заранее баллы на бумаге, плёнке и т.д. (предела фантазии нет), можно купить фишки казино с необходимыми номиналами и начать Викторину, раздав всем по 25 баллов. За правильные ответы следует выдавать соответствующие баллы, за неправильные – их забирать.
Второй способ предпочтительнее.
Определение лучшего игрока
Ведущий (путём собственных наблюдений) выбирает самого активного игрока за всё время игры. Он может быть из любой команды, не обязательно из команды-победительницы.
Приложение В
Образец письма-приглашения директору образовательного учреждения об участии в Интеллектуальной викторине СГА
(на бланке филиала)
Уважаемый руководитель!
В СГА проводится Интеллектуальная викторина среди школьников (территориальной принадлежности).
Дата и время проведения: _____________.
Место проведения: ________________.
Организатор: ___________филиал Современной гуманитарной академии.
Информационная поддержка:_______________.
Основной целью проведения Интеллектуальной викторины является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в Играх позволит школьникам расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
В состав жюри будут включены деятели науки и искусства, специалисты в области социокультурной деятельности, в том числе и по работе с молодежью.
Победителям и призерам Викторины - дипломы, ценные подарки и призы.
Участие бесплатное.
Мероприятие будет освещаться СМИ: ________и газете «Современное образование».
Мы ждем в гости всех: и команды и зрителей! Приглашаем принять участие в нашей Интеллектуальной викторине!
Для участия в Интеллектуальной викторине просим до __________ 2011 г. прислать Заявку (см. Приложение).
Контактное лицо – (ФИО, должность, координаты для связи)
С уважением,
Директор ______филиала СГА ______________
Приложение
ЗАЯВКА
на участие в Интеллектуальной викторине СГА
Учебное заведение (полностью) |
|
Название команды |
|
1-й игрок Капитан |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
2-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
3-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
4-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
5-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
6-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
Резервные игроки |
|
7-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
8-й игрок |
ФИО (полностью) – Дата рождения - |
Заявки принимаются до ________2011 года по факсу:____, либо на e-mail: ________
Ответственное лицо
/____________/______________________/_________________/_____________/
(подпись) (Ф.И.О.) (должность) (телефон, e-mail)