Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений
СОДЕРЖАНИЕ: По книжным тропинкам: методические рекомендации по проведению программы Летних чтений / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [авт сост. Н. Е. Гарбар] – Петрозаводск : дюб рк, 2011. – 22сГосударственное учреждение
«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»
«По книжным тропинкам»
методические рекомендации
по проведению
программы Летних чтений
Петрозаводск
2011
УДК 02
ББК 78.32
П – 41
По книжным тропинкам: методические рекомендации по проведению программы Летних чтений / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [авт.- сост. Н.Е. Гарбар] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2011. – 22с.
Ответственный за выпуск: В.А. Сакина, директор ДЮБ РК
Авторы-составители: Н.Е. Гарбар, зав. отделом чтения детей; Л.В.Чечулина, заведующая Центром поддержки и продвижения чтения, М.Я. Смольговская, ведущий библиотекарь отдела чтения подростков.
Редактор: С.В. Золотова, зам. директора ДЮБ РК
Компьютерная вёрстка: С.П. Шестакова, главный библиотекарь организационно-методического отдела ДЮБ РК
Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:
185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск,
пр. Ленина, д.1.
Телефон: (8142) 78-32-29
E – mail: dubrk@library.karelia.ru
http: // dubrk.karelia.ru
Тираж 25 экз.
Детско-юношеская библиотека
Республики Карелия, 2011
От составителя
Уважаемые коллеги!
Вы можете использовать методические рекомендации «По книжным тропинкам» для организации программы Летних чтений – 2011 в Вашей библиотеке.
Цель программы:
- Популяризация лучших произведений художественной литературы среди дошкольников, учащихся младших и средних классов.
- Организация досуга детей в период летних каникул.
- Создание в библиотеках Республики Карелия комфортной среды для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала читателей.
Сроки программы:
- Программа стартует 1 июня 2011 года – в Международный день защиты детей и действует в течение 3-х летних месяцев.
- Ответы на задания программы принимаются до 1 сентября 2011 года по адресу библиотеки, в которой проводятся Летние чтения.
- Победители программы награждаются призами и дипломами в сентябре 2011 года.
Методические рекомендации содержат варианты программы летнего чтения для детей дошкольного, младшего школьного возраста и учащихся средних классов.
Программа летних чтений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Содержание
· Объявление
· Задание №1. Кроссворд по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
· Задание №2. Литературное задание по книге «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
· Задание №3. Творческое задание по книге «Семь подземных королей»
· Задание №4 « Найди сказочного героя» по книге «Огненный бог марранов»
· Задание №5 «Вспомни заклинание» по книге «Желтый туман».
· Задание №6 «Отгадай чьи это слова» по книге «Тайна заброшенного замка»
· Итоговое задание по 6-ти книгам А. Волкова «По книжным тропинкам в Изумрудный город».
· Приложение №1. Карта Волшебной страны
· Приложение №2. Биография А.М. Волкова
Объявление о программе Летних чтений – 2011
для читателей дошкольного и младшего школьного возраста
Мальчишки и девчонки!
Многие ваши бабушки и дедушки, мамы и папы в детстве зачитывались сказками Александра Мелентьевича Волкова о Волшебной стране. Мы хотим, чтобы и вы познакомились с творчеством этого замечательного писателя. В 2011 году исполняется 120 лет со дня рождения Александра Волкова. Путешествуйте по книгам автора, участвуя в программе Летних чтений «По книжным книжным тропинкам».
Желаем творческих успехов!
Задание 1 «Волшебник Изумрудного города».
Отгадай кроссворд
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
8 |
|
По горизонтали:
1. Правительница Розовой страны
2. Пёс, спутник Элли
3. Королева полевых мышей
5. Волшебник Изумрудного города
6. Фея убивающего домика
7. Страж ворот Изумрудного города
По вертикали:
1. Соломенный друг Элли
4. Фамилия Элли
5. Злая правительница Голубой страны
7. Кухарка Бастинды
8. Жители Фиолетовой страны
Задание 2 «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
Подумай и напиши, что бы сделал(а) ты с волшебным порошком:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 «Семь подземных королей»
Самые необычные и фантастические существа волшебной страны обитали в пещере подземных рудокопов (драконы, шестилапые). Придумай своего жителя страны Семи подземных королей и опиши или нарисуй, как он выглядит. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 «Огненный бог марранов»
Найди сказочного героя, которого нет в этой книге:
1. Урфин Джюс
2. Страшила
3. Железный дровосек
4. Тили-Вилли
5. Карфакс
Задание 5 «Желтый туман»
Вспомни и напиши заклинание, которое вызвало желтый туман. _________________________________________________________________________________________
Задание 6 «Тайна заброшенного замка»
Отгадай чьи это слова:
«Эй, Кастальо! Друг старейшина! Гром и молнии! Гномы! Выходите из пещеры. Мне надо, проглоти меня акула, с вами поговорить!»
_________________________________________________________________________________________
«Как вы не понимаете?! Побоище – сплошная бессмыслица. Зачем нам калечить таких благородных птиц и самим погибать при этом?
_________________________________________________________________________________________
«Я считаю своим долгом заявить, что Альфред Каннинг и Ильсор проявили весьма ценную и-ни-ци-а-ти-ву. И мы просто должны наградить каждого из них орденом, который так и называется: «За инициативу!»
По книжным тропинкам в Изумрудный город
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Путешествуя по карте Волшебной страны, отвечайте на вопросы. Впишите первые буквы ответов в кружочки по ходу движения игры. Из набора полученных букв составьте ключевые слова.
1. Злая волшебница, которая проспала пятьдесят веков.
2. Имя дракона из подземной страны.
3. Этот волшебный предмет подарила Элли королева полевых мышей Рамина.
4. Имя хранителя времени в стране подземных рудокопов («Тайна заброшенного замка»).
5. Любимая спортивная игра марранов.
6. В стране подземных рудокопов эта жидкость была усыпительной.
7. Город короля Тонконюха шестнадцатого.
8. Солдаты деревянной армии Урфина Джюса.
9. Имя старейшины гномов.
10. Ильсор был вождем этого племени.
11. Он хотел получить у Гудвина храбрость.
12. Этот краснолицый капрал «нанес ужасный удар в спину дровосеку. Сердце сорвалось и вылетело на песок…».
13. Орехи этого дерева вызывали бессонницу.
14. Волшебный предмет с рубиновой звездочкой.
15. Самый способный человек экипажа звездолета, по мнению верховного правителя Рамерии Гвар-Ло.
Ответы:
Задание 1. По горизонтали: 1. Стела 2. Тотошка 3. Рамина 5. Гудвин 6.Элли 7. Страж ворот Изумрудного города. По вертикали: 1.Страшила 4.Смит 5. Гингема 7. Фрегоза 8. Мигуны.
Задание 4. Тили-Вилли.
Задание 5 Заклинание: Убурру-куррубуру, тандарра-андабарра, фарадон-гарибадон, шабарра-шарабарра... появись, желтый туман, над всей страной, раз, два, три!».
Задание 6 Тили-Вилли, .Кау-Рук, Страшила.
Задание 7 .А рахна 2.О йххо 3.С висток 4.Р ужеро 5.В олейбол 6.В ода 7 .Л исоград 8 .Д уболомы 9.К астальо10.А рзаки11.Л ев12.Е львед13.Н ух-нух 14.О бруч 15.К ау-Рук
Ключевые слова из выделенных букв: Александр Волков
Приложение №1
Карта Волшебной страны
Приложение №2
Биография писателя по данным сайта: Лаборатория фантастики (Fantlab.ru)
Александр Мелентьевич Волков – русский
советский писатель, драматург, переводчик
Родился 14 июля 1891 года в городе Усть-Каменогорск в семье военного фельдфебеля и портнихи. Читать научился в трехлетнем возрасте, но в доме отца книг было немного, и с 8 лет Саша стал умело переплетать соседские книги, имея при этом возможность их прочитать. Он читал Майн Рида, Жюля Верна и Диккенса. Из русских писателей любил читать Пушкина, Лермонтова, Некрасова и Никитина. В начальном училище учился на «отлично», переходя из класса в класс только с наградами. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником подготовительного курса, поступил в Томский учительский институт. Александр Волков начал работать учителем в старинном алтайском городе Колывани, а затем в родном городе Усть-Каменогорске в училище, где он самостоятельно освоил немецкий и французский языки.
Накануне революции Волков пробует начать писать. Его первые стихи «Ничто не радует меня», «Мечты». В это время пишет ряд пьес для детского театра. Его веселые комедии и пьесы «Орлиный клюв», «В глухом углу», «Деревенская школа», «Толя-пионер», «Цветок папоротника», «Домашняя учительница», «Товарищ из центра» («Современный ревизор») и «Торговый дом Шнеерзон и Ко» с успехом шли на сценах Усть-Каменогорска и Ярославля.
В 20-х годах Волков переезжает в Ярославль, и работает на должности директора школы. Параллельно с этим он экстерном сдает экзамены на физико-математический факультет педагогического института. В 1929 году Александр Волков переезжает в Москву, где работает заведующим учебной частью рабфака. К тому времени, когда он поступил в Московский государственный университет, он уже являлся сорокалетним женатым мужчиной, отцом двоих детей. Там, за семь месяцев, он одолел весь пятилетний курс математического факультета, после чего в течение двадцати лет являлся преподавателем высшей математики в Московском институте цветных металлов и золота. Там же он вел для студентов факультатив по литературе, продолжал пополнять свои знания по литературе, истории, географии, астрономии, активно занимался переводами.
Самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича начался с того, что он, большой знаток иностранных языков, решил изучить еще и английский. В качестве материала для упражнений, ему принесли книгу Л. Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочел ее, рассказал двум своим сыновьям, и решил перевести. Правда, в итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора. Кое-что писатель переделывал, кое-что добавлял. Например, придумал встречу с людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул — Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных, иногда почти незаметных изменений. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, то вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский «Мудрец». Американская сказка превратилась просто в сказку. А ее герои заговорили по-русски так же непринужденно и весело, как за полстолетия до этого говорили по-английски. Александр Волков год работал над рукописью и озаглавил ее «Волшебник Изумрудного города» с подзаголовком «Переработки сказки американского писателя Фрэнка Баума». Рукопись была послана известному детскому писателю Маршаку, тот ее одобрил и передал в издательство, настоятельно посоветовав Волкову заняться литературой профессионально.
Черно-белые иллюстрации к тексту сделал художник Николай Радлов. Книга вышла из печати тиражом в двадцать пять тысяч экземпляров и сразу же завоевала симпатии читателей. Поэтому на следующий год появилось ее повторное издание, а к концу года она вошла в так называемую «школьную серию», тираж которой составлял 170 тысяч экземпляров. C 1941 года Волков стал членом Союза писателей СССР.
В годы войны Александр Волков написал книги «Бойцы-невидимки» (1942, о математике в артиллерии и авиации) и «Самолеты на войне» (1946). Создание этих произведений тесно связано с Казахстаном: с ноября 1941 года по октябрь 1943 года писатель жил и работал в Алма-Ате. Здесь он написал цикл радиопьес на военно-патриотическую тему: «Вожатый уходит на фронт», «Тимуровцы», «Патриоты», «Глухой ночью», «Фуфайка» и другие, исторические очерки: «Математика в военном деле», «Славные страницы по истории русской артиллерии», стихи: «Красная Армия», «Баллада о советском летчике», «Разведчики», «Юные партизаны», «Родина», песни: «Походная комсомольская», «Песня тимуровцев». Много писал для газет и радио, некоторые написанные им песни были положены на музыку композиторами Д. Гершфельдом и О. Сандлером.
В 1959 году Александр Волков познакомился с начинающим художником Леонидом Владимирским, и «Волшебник Изумрудного города» вышел в свет с новыми иллюстрациями, признанными позднее классическими. В руки послевоенного поколения книга попала в начале 60-х, уже в переработанном виде, и с тех пор она постоянно переиздается, пользуясь неизменным успехом. И юные читатели опять отправляются в путешествие по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом…
Творческое содружество Волкова и Владимирского оказалось длительным и очень плодотворным. Работая бок о бок в течение двадцати лет, они практически стали соавторами книг — продолжений «Волшебника». Леонид Владимирский стал «придворным художником» Изумрудного города, созданного Волковым. Он иллюстрировал все пять продолжений Волшебника.
«Волшебник Изумрудного города» вызвал большой поток писем автору от его маленьких читателей. Дети настойчиво требовали, чтобы писатель продолжил сказку о приключениях доброй маленькой девочки Элли и ее верных друзей — Страшилы, Железного дровосека, Трусливого льва и смешной собачки Тотошки. На письма Волков откликнулся книгами «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей». Но читательские письма продолжали идти с просьбами продолжить рассказ. Александр Мелентьевич вынужден был ответить своим «напористым» читателям: «Многие ребята просят меня, чтобы я писал еще сказки об Элли и ее друзьях. Я на это отвечу: сказок об Элли больше не будет…» А поток писем с настойчивыми просьбами продолжить сказки не уменьшался. И добрый волшебник внял просьбам своих юных поклонников. Он написал еще три сказки —«Огненный бог Марранов», «Желтый туман» и «Тайна заброшенного замка». Все шесть сказочных повестей об Изумрудном городе были переведены на многие языки мира общим тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров.
По мотивам «Волшебника Изумрудного города» писатель в 1940 году написал одноименную пьесу, которая ставилась в кукольных театрах Москвы, Ленинграда, и других городов. В шестидесятые годы Волков создает вариант пьесы для театров юного зрителя. В 1968 и последующие годы по новому сценарию «Волшебник Изумрудного города» ставится многочисленными театрами страны. Пьеса «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» шла в кукольных театрах под названиями «Урфин Джюс», «Побежденный Урфин Джюс» и «Сердце, ум и храбрость». В 1973 году объединение «Экран» сняло кукольный фильм из десяти серий по сказкам А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей», который несколько раз демонстрировался по Всесоюзному телевидению. Еще раньше Московская студия диафильмов создала диафильмы по мотивам сказочных повестей «Волшебник Изумрудного города» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
В издании второй книги А. М. Волкова «Чудесный шар», которую автор в первоначальных вариантах называл «Первый воздухоплаватель», большое участие принял Антон Семенович Макаренко, который в тот момент переехал на жительство в Москву, где полностью отдался научной и литературной работе. «Чудесный шар»— исторический роман о первом русском воздухоплавателе. Толчком к его написанию послужил коротенький рассказ с трагическим концом, найденный автором в старинной летописи.
Не меньшей популярностью пользовались в стране и другие исторические произведения Волкова — «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», сборник «След за кормой» (1960), посвященный истории мореплавания, первобытным временам, гибели Атлантиды и открытию Америки викингами.
Кроме этого Александр Волков опубликовал несколько научно-популярных книг о природе, рыбной ловле, истории науки. Самая популярная из них — «Земля и небо» (1957), вводящая детей в мир географии и астрономии, выдержала многократные переиздания.
Волков занимался переводами Жюля Верна («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» и «Дунайский лоцман»), его перу принадлежат фантастические повести «Приключение двух друзей в стране прошлого» (1963, памфлет), «Путешественники в третье тысячелетие» (1960), рассказы и очерки «Путешествие Пети Иванова на внеземную станцию», «В горах Алтая», «Лапатинский залив», «На реке Буже», «Родимое пятно», «Удачный день», «У костра» и многие другие произведения.
Писатель умер 3 июля 1977 года в Москве.
Но его книги о Волшебной стране неустанно переиздаются большими тиражами, радуя все новые поколения юных читателей… В нашей стране этот цикл стал настолько популярен, что в 90-е годы начали создаваться его продолжения. Начало этому положил Юрий Кузнецов, который решил продолжить эпопею и написал новую повесть — «Изумрудный дождь» (1992). Детский писатель Сергей Сухинов, начиная с 1997 года, издал уже более 12 книг серии «Изумрудный город». В 1996 году Леонид Владимирский, иллюстратор книг А.Волкова и А.Толстого, связал два своих любимых героя в книге «Буратино в Изумрудном городе».
Программа летних чтений для учащихся средних классов .
Содержание:
· Объявление
· Викторина
· Кроссворд
· Творческие задания
Объявление о программе Летних чтений - 2011 для читателей подросткового возраста
Дорогие друзья!
Приглашаем Вас принять участие в Летних чтениях «По книжным тропинкам».
По книжным тропинкам весёлым маршрутом
Шагают девчонки, мальчишки.
Как здорово это, прикольно и круто
Читать всё лето книжки!
Тропинок пять – по числу жанров:
Сказки
Любимые книги девочек
(мальчикам читать разрешается!)
Фантастика
Детективы
Книги о животных.
Победителем станет тот, кто прочитает все 5 книг:
Георгиевская С. Повести о любви;
Сент-Экзюпери А. Маленький принц;
Уэллс Г. Человек-невидимка;
Конан Дойл А. Записки о Шерлоке Холмсе;
Мои собачьи мысли,
а также:
- правильно ответит на вопросы викторины;
- интересно выполнит творческие задания;
- разгадает кроссворд.
За каждую дополнительно прочитанную книгу этих жанров будут добавляться баллы.
Итак, в путь, успехов Вам!
Викторина
Вопросы к повести Г.Уэллса «Человек-невидимка»
1. Какие чудеса происходят в трактире «Кучер и кони»?
2. Почему Невидимка дрожит от холода, шлепает босиком по грязным лондонским улицам?
3. Как выглядит Человек-невидимка?
4. Что решает делать Невидимка после своего полного разоблачения?
Вопросы к повести С.Георгиевской «Пека»
1.В какой город поехал Пека с мамой и к кому?
2. Почему Валерий написал Неле телеграмму с просьбой вернуться?
Вопросы к повести С.Георгиевской «Отец»
1. Что случилось в семье Ани и Гены?
2. Почему Саша поссорился с Аней?
3. Кто был настоящим отцом Саши?
4. Почему Александр Александрович Бабич сказал Саше, что он его
отец?
Вопросы к повести-сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1.Кто такой Маленький принц, и на какой планете он жил?
2. Кто жил на шести астероидах?
3. Почему Маленький принц подружился с Летчиком?
4.Что символизирует роза?
Ответы на вопросы викторины.
Ответы на вопросы к повести Уэллса «Человек-невидимка»
1. Постоялец трактира хватает за нос невидимой рукой доктора Касса;
стул сам выталкивает миссис Холл из комнаты Гриффина.
2. Потому что ему пришлось осуществить свое превращение раньше
времени, и он не знает, как снова стать видимым.
3. Маскарадный картонный нос, забинтованное лицо, темные очки,
перчатки.
4. Установить царство террора.
Ответы на вопросы к повести С.Георгиевской «Пека»
1. В город Тольятти, к любимому человеку мамы, инженеру Валере.
2. Потому что он любил Нелю и очень полюбил Пеку. Он решил не верить тому, что наговаривали на Нелю.
Ответы на вопросы к повести С.Георгиевской «Отец»
1. Их маму арестовали за растрату.
2. Потому что к нему плохо отнеслась Анина бабушка: он водил детей к окнам тюрьмы, да к тому же был «безотцовщиной».
3. Актер театра Бельтинис.
4. Потому что он знал, что настоящий отец, актер Бельтинис, отказался от Саши. Он очень хорошо относился к Сашиной маме, у которой снимал жилье, и признал Сашу сыном, поскольку мама умерла.
Ответы на вопросы к повести-сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»
1. Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами.
2. Король, Честолюбец, Пьяница, Деловой человек, Фонарщик, Географ.
3. Летчик и Маленький принц подружились, потому что видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько кому лет, сколько зарабатывают родители. Летчик - человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым сердцем. Летчик и Маленький принц – люди с открытым и чистым сердцем. Маленький принц обретает друга в лице Летчика, потому что они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души..
4. Роза - любовь, красота, ответственность, символ души, которую нужно вырастить из маленького семени до прекрасного цветка.
Кроссворд
Если все слова будут отгаданы правильно, в выделенных клетках прочитаете слово, обозначающее людей, которые много читают.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Метод, который использовал Шерлок Холмс при расследовании преступлений
2. Профессия Нели, мамы Пеки
3. Доктор Ватсон был по специальности …
4. В сказке «Маленький принц» на Шестой планете жил…
5. Злое дерево, которое Маленький принц выпалывал каждый день
6. Порода собаки Арктура
7. Сокурсник Человека-невидимки по университету
8. Музыкальный инструмент, на котором играл Шерлок Холмс
Ответы на кроссворд
1. Дедукция 2. Балерина 3. Хирург 4. Географ 5. Баобаб 6. Гончая 7. Кемп 8. Скрипка
Зашифрованное слово: книгочеи.
Творческие задания
1. Нарисуй свои иллюстрации к книге «Мои собачьи мысли».
2. Придумай и сделай обложку к книге Г. Уэллса «Человек-невидимка».
3. Сочини другой конец рассказа А. Конан Дойла «Пляшущие человечки».