Методические рекомендации по проведению уроков, внеклассных занятий, посвященных 17-летию принятия
СОДЕРЖАНИЕ: Конституции. Медиапрезентации, аудио материалы помогут учителю сделать урок ярким, запоминающимсяМетодические рекомендации
по проведению уроков, внеклассных
занятий, посвященных 17-летию принятия
Конституции Российской Федерации
Материалы разработаны творческой
группой учителей г.Перми и Пермского края.
Руководитель проекта:
Горбацевич Н.П.
(главный методист ПКИПКРО, преподаватель ПГУ)
Рецензенты:
Красильников Д.Г.
профессор, д.полит.н. ПГУ
Борисов А.А. канд. истор. наук,
зав. каф. философии
и гражданского образования
ПКИПКРО
Пермь 2010
Методические рекомендации по проведению уроков и
внеклассных мероприятий по реализации задач гражданского
образования, посвященные 17-летию принятия Конституции
Российской федерации.
Рекомендации разработаны на основе практического опыта
учителей истории и обществознания, классных руководителей
образовательных учреждений г.Перми и Пермского края.
Предлагаем использовать данные разработки для проведения
классных часов, уроков по истории, праву, обществознанию в
юбилейные дни празднования пятнадцатилетия Конституции. Медиапрезентации, аудио материалы помогут учителю сделать урок ярким, запоминающимся.
Учитель-практик может внести свои коррективы, изменения,
дополнения в предлагаемые материалы или взять их за основу.
Список литературы по конституционному праву может быть
использован для разработки учебных занятий в курсах
преподавания общественных дисциплин в течение учебного года.
17-летию принятия конституции РФ
посвящается
10-11 класс (1 -2 часа)
Свобод российских не понять,
Чужим аршином их не смерить,
У них особенная стать,
В свободы надо только верить !
(Ф.Куликов, 1906г.)
Вступление, (актуальность, обоснование)
12 декабря 2010 г. в нашей стране государственный праздник. Мы
отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии
демократического общества - 17-летие принятия Конституции РФ,
Основного Закона страны.
В настоящий момент в мире Конституция РФ является наиболее
современной. Однако, многое из того, что записано в этой конституции, к
сожалению, не реализуется. В этом есть и вина россиян, не знающих свой
Основной Закон, не понимающих, что означает та или иная норма, не
умеющих цивилизованно отстаивать свои права.
Конституцию своего Отечества следует глубоко уважать. Думается, что
уважение к закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к
Конституции страны.
Обращение к этой теме имеет огромное значение: формирование
политико-правовой культуры, гражданственности, патриотическое
воспитание; через накопление знаний о Конституции, государственной
символике происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному
опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны,
формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны,
любви к Отечеству.
Цель:
На конкретных фактах повторить, закрепить, обобщить
изучаемый материал по основам конституционного строя, его историю и
развитие.
Задачи:
На основе знаний, полученных школьниками в начальной и
основной школе, расширить их представления о Конституции, символике
Российской Федерации; содействовать воспитанию уважения к социальным
нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, способствовать
формированию активной жизненной позиции на основе правовой культуры
Оформление класса:
1.Политическая или географическая карта современной России
2.Изображение герба и флага
Учебно-методическое оборудование:
12 карточек с вопросами, игровой стол, юла, дудка, магнитофон (с
записью гимна), знаки капитанов.
Начало урока:
Звучит гимн России. Все встают, (муз. А.В.Александрова (мелодия
прежнего гимна СССР), слова С.В.Михалкова).
· Как называется государственный праздник в стране, который
отмечается совсем скоро 12 декабря?
· Что такое конституция?
· Что гарантирует Конституция РФ?
Ход урока:
1. Организация класса.
-класс рассаживается по рядам / по трем сторонам класса, на заранее
приготовленные П-образные места.
-капитаны подбирают себе членов команды «Знатоков» по два человека
— занимают места за игровым столом.
-образование трех групп болельщиков.
-объяснение условий игры: играют «знатоки» - за каждый ответ
получают очки, максимально 5 баллов; команда болельщиков добавляет
только по существу, без повторения, за существенные дополнения очки.
За организацию группы и поведение команды «болельщиков» во время
игры - штрафные или дополнительные очки.
Команда «знатоков» по окончании игры получает среднее количество
очков из набранных - это оценка.
Команда «болельщиков», набравшая более половины очков команды
«знатоков», по решению команды имеет право выставить до трех оценок
участникам команды «болельщиков» (наиболее активным и эрудированным)
2. Основная часть
1. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека?
Как называется праздник, широко отмечаемый во многих странах,
относящийся к этому событию. (10 декабря 1948 года - День прав человека)
2.Как называется Основной Закон государства? Объясните его название.
(Конституция от латинского constitutio - устройство, установление).
3.Когда появились первые проекты Конституции России? Назовите их
авторов. Дайте не менее трех сходных и различных позиций. (П.Пестель
«Русская правда», Н.Муравьев «Конституция», 1я половина 19 века).
Сходство: уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, отмена
сословий;
Различия: республика - монархия, наделение крестьян землей,
парламент дву -, однопалатный.
4. Какая по счету конституция действует в России? Назовите даты их
принятия по порядку. (1918, 1924, 1936, 1977, 1993.)
5. На таблице знаком + укажите, какие признаки относятся к морали, а
знаком - к праву.
• регулируют наиболее важные общественные отношения,
затрагивающие существенные интересы людей и общества / - /.
• регулируют общественные и личные отношения типа: человек-
человек, человек-коллектив, человек-общество, человек-государство
/+/.
• существуют, складываясь постепенно в общественном сознании /+/.
• Закреплены в законах /-/
• За их нарушение следует ответственность в виде осуждения
обществом, коллективом или отдельными лицами /+/
• За их нарушение следуют ответственность в виде государственного
принуждения /-/
• Становятся обязательными регуляторами поведения человека после
их внедрения в индивидуальное сознание /+/
• Становятся обязательными регуляторами поведения после их
установления государством /-/.
6. Кто (по Конституции РФ 1993г.) наделен правом законодательной
инициативы? (президент, Совет Федераций, члены Совета Федераций,
депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, Законодательные правительственные органы субъектов РФ).
7. Первая поправка к Конституции США запрещает Конгрессу -
высшему законодательному органу власти в стране принимать законы,
ограничивающие свободу совести. Тем не менее в семи штатах США
атеистам не разрешается занимать государственные должности. Соблюдается ли в США демократический принцип свободы совести? (не соблюдается).
8. Соблюдалось ли право свободы совести в СССР, согласно
Конституции 1977 года? (Нет. Верующий человек не мог стать членом
компартии, а не член партии не мог занять руководящих постов в
управлении; право на митинги, шествия и демонстрации не распространялось
на религиозные организации. Статья 50. указывала: эти свободы
предоставляются «в целях укрепления и развития социалистического строя», а религиозные организации исключались из системы социализма.)
9. Конституция 1977 года предусматривала свободный выход союзной республики из состава СССР (статья 72), а Конституция 1993 года этого не только не предусматривает, но и подчеркивает «государственную целостность» (статья 5 часть 3). С чем это связано? (В советских конституциях это право было достаточно формально. Оно провозглашалось, но не реализовывалось.)
10. Перечислите основные принципы конституционного строя.
(Правовое государство; разделение властей; народовластие; приоритет прав
человека; федерализм; социальное государство; многообразие и свобода
экономической деятельности; политическое многообразие; светское
государство.)
11.Что это за мелодии (текст)? Что их объединяет? (Если нет
фонозаписи, то можно использовать карточки с текстом.)
А) Боже, царя храни!
Сильный державный,
Царствуй на славу, на славу
Царствуй на страх врагам,
Все низпошли!
Б) Боже, Царя храни.
Славному долги, дни
Дай на земле!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю
Всех утешителю!
Боже, Царя, Царя храни
В) Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.
Г) Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
Д) Славься, славься наш русский царь,
Господом данный нам царь-государь!
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует русский народ.
Государственные гимны России на разных этапах:
А) первый официальный гимн «Молитва русских» (1815-1833гг.) слова В.А.Жуковского, автор музыки неизвестен.
Б) второй официальный гимн «Боже, Царя храни!» (1833-1917гг.) слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова.
В)гимн Российской демократической республики (период Временного
правительства) со 2 марта по 25 октября 1917 года. «Марсельеза», слова
П.Лаврова, музыка К.Ж. Руже де Лиль в обработке А.К.Глазунова.
Г)гимн советской России с января 1918 по 1944год, «Интернационал»
слова Э.Потье, перевод А.Коца, музыка П.Дегейтера.
Д)гимн Российской Федерации с 1990г. Национальный гимн
«Патриотическая песня», музыка М.И.Глинка.
3. Подведение итогов.
-подсчет очков, набранных командой игроков, выставление оценок,
-подсчет очков, набранных командой болельщиков, определение
лидеров, выставление оценок с учетом мнения команды игроков.
Урок,
посвященный 17-летию принятия Конституции РФ
«Конституция в нашей жизни»
для 10-11 классов
Цель:
· Создать условия для формирования гражданской компетентности учащихся старшей школы.
Задачи:
· Проанализировать возможности реализации прав человека,
провозглашенных в Конституции РФ на практике.
· Развивать навыки применения знаний, полученных ранее, навыки
сравнительного анализа и обобщения, навыки работы с правовым
документом в группе.
Предварительная подготовка
Опережающее задание наиболее подготовленным учащимся.
Задание
I
.
Почему в начале 1990-х гг. обнаружилась острая
необходимость в принятии новой Конституции РФ.
Задание
II
.
Каков был процесс принятия Конституции РФ в
1993 г.
Задание
III
. Как противоречия в ходе принятия Конституции
отразились на ее положениях.
Задание IV . Проанализируйте обстановку в стране накануне принятия новой Конституции Российской Федерации.
Оборудование:
- мультимедиапроектор с экраном и компьютером
План урока:
1. Мотивационная часть
2. Теоретическая часть
3. Обсуждение результатов подготовительной работы
4. Рефлексия
Ход урока
1. Мотивационная часть .
В этой части урока целесообразно предложить учащимся вспомнить: в какой политической обстановке была принята Конституция и обсудить опережающие задания. Учащийся выступают с сообщениями о событиях 1993 г.
2. Теоретическая часть
С момента принятия Конституции РФ прошло 15 лет. Страсти
по поводу ее принятия улеглись и мы можем здраво проанализировать ее
положения.
Вопросы:
Часто ли мы сталкиваемся с конституцией в повседневной
жизни? Всегда ли своей повседневной жизни мы соблюдаем основные положения Конституции?
Учитель предлагает учащимся найти в тексте Конституции статьи, гарантирующие личные (ст. 20, 22, 23, 26-29, 38), политические (ст. 29-33, 61,63) и культурные права человека и гражданина(ст.43,44), а так же основные свободы человека и гражданина (ст. 17,18, 19, 22, 28, 29, 55) и обязанности человека и гражданина (ст.38,43, 44, 57,58,59).
Далее учитель предлагает учащимся, предварительно разделившись на группы (3-4) по 3-5 человек, подготовить проект для класса или для всей школы «Правил пользования сотовыми телефонами» на территории школы, соблюдая при этом положения Конституции РФ. Необходимо создать редакционную группу, которая соберет все варианты и подготовит окончательный вариант.(или иной проект актуальный для жизни школы, класса)
3. Представление результатов подготовительной работы
Представление группами своих проектов, обсуждение, редактирование.
4. Рефлексия
Учитель подводит итоги обсуждения.
Приложения к уроку
1. Конституция РФ
Урок: Конституция РФ в жизни общества и государства.
8-9 класс. 1 час.
Цель: показать роль конституции РФ для государства, общества и каждого человека.
Для проведения урока рекомендуется начать разговор о конституции на предыдущем уроке, связав его тему с темой «конституция». Па предыдущем же уроке дается домашнее задание по группам:
1 .Выделите и проанализируйте статьи конституции РФ о государстве и
государственном устройстве. Формы: рассказ, схема, таблица.
2.Какими статьями и каким образом конституция РФ гарантирует права человека? Форма: анализ собственного жизненного опыта.
3.Каким станет наше общество, если исчезнет само понятие «конституция». Форма: рассказ, сценка.
Оборудование урока: стенд по истории конституции в России, текст конституции.
Возможна Российская государственная символика, политическая карта Российской
Федерации. Праздничное оформление класса.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Ассоциограмма к слову «конституция».
При составлении ассоциограммы можно задать такие вопросы:
· Где мы слышали это слово?
· Какие события в истории России связаны с понятием «конституция».
А сейчас у нас есть конституция?
· Что вы знаете о ней?
· Почему она так важна?
· Почему ее называют «основным законом государства»?
З.Постановка цели урока:
Вопрос учителя:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ребята отвечают на вопрос и формулируют цели урока, которые записывают в тетрадь и на доску.
4.Отчет групп о проделанной домашней работе. Форму отчета выбирают сами учащиеся. Регламент выступлений не более 5 минут. Группам предлагается самим оценить свою работу и работу одноклассников: пока одна группа отчитывается другие 1- готовит ей вопрос, 2-дает рецензии тем и другим.
5.Учитель обращает внимание на доску, где показана история Российской Конституции. Это надпись на доске или специально оформленный праздничный плакат:
«Конституция России и СССР».
10 июля 1918г. Первая Русская конституция
31 января 1924г. Конституция РСФСР.
5 декабря 1936г. 1-ая конституция СССР.
7 октября 1977г. 2-ая конституция СССР.
12 декабря 1993г. Конституция РФ.
6. Как подведение итогов рекомендуется провести проблемную дискуссию
по вопросу: какую роль играет конституция в жизни государства,
общества и каждого человека?
Вопросы учителя
: Какие сферы жизнедеятельности человека регулирует
конституция? Пользуемся ли мы конституцией в повседневной жизни?
Почему конституцию называют основным законом государства?
7. Вывод по уроку делает учитель. В жизни российского общества
конституция РФ играет важную регламентирующую роль, она закрепляет
самое главное в устройстве общества и государства.
8. В качестве рефлексии ученикам предлагается ответить на вопрос: почему
мне важно изучать конституцию? Пли: какую пользу вынес я с этого
урока?
Материалы к уроку :
Конституция –
общеобязательный нормативно-правовой акт(закон),
принимаемый высшим представительным органом власти или народом на
референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и
государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается
на авторитет и принудительную силу государства.
Основные черты конституции:
Основополагающий характер конституции в том, что она регулирует
не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные,
имеет обобщающий характер.
Народность конституции состоит в том, что она должна выражать
интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые
являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также
создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо
непосредственно.
Реальность конституции означает, что данный документ должен
отражать фактическую ситуацию в обществе.
История Российской конституции:
23 апреля 1906 года Николай II издал «Основные государственные
законы». Документ состоял из преамбулы и 5 глав: о существе верховной
самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о
законах, о Государственном Совете и Государственной Думе, о Совете
Министров, министрах и главноуправляющим по отдельным частям.
Фактически эти законы являлись первой русской конституцией.
Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года 5
Всероссийским съездом советов. Эта конституция заложила основы нового
социалистического строя и новой советской государственности.
Конституция СССР принята 31 января 1924 года II Всесоюзным
съездом Советов. Главная цель конституции СССР 1924 г. - отразить
природу и структуру СССР.
2-я конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. VIII
Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Особенностями этой
конституцией стали: закрепление принципа плановой экономики, увеличение
числа союзных республик и усиление позиций центра, провозглашения
большего объема прав и свобод человека, и т.д.
Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной
7-й сессии Верховного Совета СССР 9-го созыва. В ней провозглашались
отказ от принципов диктатуры пролетариата, установление руководящей и
направляющей роли КПСС, более широкое регулирование статуса личности.
В начале 90-ых гг. возникла необходимость коренных
конституционных реформ.
12 декабря 1993 г. конституция РФ была принята большинством
избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в
силу.
Конституция в демократическом
государстве (5-7класс)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с сущностью и основным содержанием
Основного закона в демократическом государстве;
- раскрыть сущность демократии как формы народовластия;
- познакомить учащихся с основными институтами демократической
власти.
Оборудование урока:
- карточки с основными понятиями урока: демократия, Конституция,
преамбула, президент, Федеральное собрание, Совет Федераций,
Государственная Дума, правительство;
- текст Конституции РФ или раздаточный материал для учащихся с
текстом статей, предлагаемых для ознакомления.
Эпиграф:
Демократия - это народное правление, осуществляемое народом
ради народа.
Авраам Линкольн
Ход урока
1 .Мотивационная часть
Деятельность учителя и учеников на уроке
Учитель:
Представьте себе, что наш класс - это
государство. А президент в нём Миша С. Он может
установить любые законы и отдавать любые приказания.
Приступи к выполнению своих обязанностей.
- Почему какие-то приказы, законы не захотели
исполнять граждане (дети)?
- Подводя итог высказываниям детей, учитель обращает
внимание на то, что люди по своей природе не любят
быть зависимы от чужой воли. Они хотят быть
свободными в своих действиях и решениях. Но если
общество получит полную свободу и будет жить без
законов, то наступит анархия. Поэтому нужна свобода
и порядок. То же самое происходит и в нашем
обществе. Для порядка необходимы законы и власть.
Народ должен обладать высшей властью и сам
избирать своих представителей в органы государства.
Народ даёт своим избранникам право организовать
жизнь общества так, как хотел бы этого сам.
Примечания
Дети будут выполнять
не все приказания
«президента», на чем
необходимо заострить
их внимание.
Если учащиеся не
пришли к выводу о
том, что для решения
общих дел и проблем
2. Основная часть
Учитель:
форма правления, обеспечивающая участие
граждан в жизни государства, называется демократией.
Учитель просит детей оставить место для темы урока,
которую они назовут сами позднее.
Ученики читают эпиграф, комментируют его и
записывают в тетрадь.
Учитель:
Избранные народом люди организуют
деятельность демократического государства, которое
служит обществу и каждому гражданину.
- Что нужно для того, чтобы в демократическом
обществе был порядок и граждане могли бы решать
общие дела?
Ученики
высказывают свои предположения, которые
учитель записывает на доске.
ЗАКОН
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ВЛАСТЬ
ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Учитель:
В каком документе могут быть закреплены
высказанные вами мысли, идеи? (ответы детей).
Главный и основной закон нашей страны
Конституция. Конституция РФ была принята 12 декабря
1993 года, 15 лет назад.
- Что означает словосочетание «основной закон
страны»? (ответы детей).
Дополнения учителя
: Все законы принимаются на основе
Конституции и не должны ей противоречить. В.И.Даль
писал, что Конституция - это закон, который «выше
правителя», те люди, которые издают законы, указы,
постановления, принимают какие-то решения, должны
постоянно заглядывать в основной закон страны и
сверять с ним свои решения: не противоречат ли они
Конституции России, не нарушают ли ее.
Конституцию принимают сами граждане. Таким образом,
от этого решения зависит их судьба и судьба государства.
Любую конституцию принято называть «договором
между гражданами».
- Как вы понимаете это утверждение? (ответы детей).
Карточка с понятием
помещается на правой
стороне доски.
Учитель может записы-
вать все варианты,
предлагаемые детьми в
произвольном порядке,
а затем проранжиро-
вать в соответствии с
принципами демокра-
тического государства.
Возможен и другой
вариант: учитель сам
ранжирует предложе-
ния детей, выстраивая
их в верной
последовательности.
Карточка с понятием
помещается на правой
стороне доски.
При обсуждении
можно вернуться к
началу урока и задать
детям вопрос: Почему
вы не захотели
выполнить все Миши ны приказы?
3. Работа с документом
Учитель: Конституция имеет вводную часть - Карточки с понятиями
преамбулу. помещаются на правой
- Давайте прочитаем Преамбулу Конституции РФ и стороне доски по мере
ответим на вопрос: какая основная идея заключена в ознакомления с ними.
этой части договора между российскими гражданами?
Суммируя ответы, учитель объясняет, что российский
народ закрепил в Конституции ценности прав и свобод
человека, гражданского мира и согласия, демократии и
ответственности.
Одного решения для достижения провозглашенных целей
недостаточно. Необходимо, чтобы в Конституции закреплялась
обязанность государства, которое обеспечивающая защиту
Гражданина. Решает ли этот вопрос наша Конституция?
Президент
- глава государства.
Его избирает общество
всенародным голосованием.
Для чего демократическому государству нужен
президент? (ответы детей).
Для чего нужен парламент?
Комментарий к статьям 102 и 103 гл. 5 Конституции РФ
учитель дает сам, рассказывая учащимся о деятельности
Российского парламента - Федерального собрания,
его
палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В
демократическом обществе есть правительство.
Прочитайте ст. 114. гл. 6, Конституция РФ и ответьте на
вопрос: каковы задачи правительства? (ответы детей)
Учитель может вернуться к схеме, составленной в начале урока, дополнив ее понятием |
Завершает работу с документом рассказ учителя о
«четвертой власти»: Самое демократическое общество
заботится о том, чтобы народ знал, что происходит в
высших органах государственной власти. Конституция
РФ обеспечивает свободу слова, свободу печати.
СМИ
называют «четвертой властью».
- Как вы думаете, почему появилось такое название?
- Почему демократия невозможна без «четвёртой
власти»? (ответы детей)
Итог урока:
Какова основная роль Конституции в демократической России?
В конце урока учитель просит детей предложить и записать тему урока.
Урок, посвященный юбилею Конституции Российской
Федерации.
5-6 класс (1 час)
Тема урока:
«Конституция - основной закон государства»
Цель урока:
-познакомить учащихся с особенностями конституции, ее основным содержанием -способствовать сознанию причастности каждого гражданина к делам его великой страны.
Оформление:
-символика РФ
-карта России
-Конституция РФ или карточки с текстом (Преамбула Конституции РФ и статья 23 глава 1) на партах.
Время |
Ход урока |
Примечания |
|||
3 мин. |
1 .Поэт Александр Твардовский в годы |
Комментируя ответы Следует подчеркнуть, что |
|||
5 мин. |
Мы живем в удивительной стране: на этой огромной территории живут Как вы думаете, огромная |
Показывать по карте Ответы учащихся могут |
|||
3 мин. |
Какой вы хотите видеть нашу Родину * Ответы учащихся учитель |
||||
итог. |
|||||
Слово учителя: |
|||||
Очень интересно познакомиться с |
|||||
вашими представлениями о будущем |
|||||
России, радостно, что вы хотите |
|||||
видеть свою страну богатой, |
|||||
счастливой, преуспевающей. Вы |
|||||
понимаете, что у граждан России есть |
|||||
общее дело, однако, каждый из нас по |
Учащиеся заполняют |
||||
своему представляет путь, по |
маркером пустые карточки и |
||||
которому должна пойти Россия. |
помещают их на доску. |
||||
Как вы думаете, что нужно сделать, |
Учитель группирует эти |
||||
чтобы Россия была счастливой |
карточки. |
||||
страной? |
|||||
10 |
2. Вы предложили разные пути, ваши |
Если дети называют |
|||
мин |
представления отличаются. В нашей |
одинаковые предложения, то |
|||
стране, где живут люди разных |
учителю нужно указать на |
||||
национальностей, разных культур |
то, что есть и другие точки |
||||
очень важно уметь договориться, |
зрения, привести примеры. |
||||
найти способ решения общих дел. |
|||||
Как это сделать? |
|||||
Выслушав предложения учеников, |
|||||
учитель обращает внимание детей на |
|||||
текст Преамбулы. |
Ряд терминов нуждается пояснениив пояснении |
||||
Задание: прочитайте Преамбулу |
в пояснении учителя |
||||
Конституции РФ и выделите в ней те |
|||||
общие дела, которые не может решить |
|||||
один человек, а необходимо |
|||||
организовать все общество для их |
|||||
решения. |
|||||
Почему Конституцию не может |
|||||
принять один человек или небольшая |
|||||
групп людей? |
|||||
Вывод: Конституция - это основной |
|||||
закон государства, который |
|||||
закрепляет основы жизни общества и |
|||||
устройства государства. В |
|||||
конституции закрепляется идея о том, |
|||||
что «верховным правителем» в стране |
|||||
является право(закон). |
|||||
На доске: Конституция - основной |
|||||
закон государства. |
|||||
Особенности: правление права. |
|||||
10-15 |
В Преамбуле Конституции РФ мы с |
Возможно обсуждение в |
|||
мин |
вами увидели, что только сообща |
парах. |
можно решать государственные дела. |
|
Как вы думаете, каким должно быть |
|
положение человека в государстве, где |
|
граждане активно участвуют в |
Учитель может вновь |
решении общих дел? |
обратить внимание к |
Ответ: уважение к человеку, его |
карточкам, если подобные |
правам; добросовестное выполнение |
мысли высказывались |
своих обязанностей и т.д.) |
детьми. |
В каком документе можно закрепить |
|
эти главные правила? (в |
|
Конституции) |
|
Учитель предлагает прочитать |
В случае затруднений, |
статью 2 и прокомментировать ее и |
учитель сам комментирует |
статью 3 с тем же заданием. |
эти статьи. |
А возможна ли ситуация, когда права |
|
человека могут быть нарушены? |
|
Ответы учащихся. |
|
Что нужно сделать для того, чтобы |
|
защитить права человека? |
|
Ответы учащихся с дополнениями |
|
учителя. |
|
Вывод: Основами жизни страны, |
|
закрепленными в Конституции РФ |
|
являются: -права и обязанности; |
|
-устройство государства, |
|
обеспечивающее соблюдение прав |
|
человека, (выписывается на доску) |
Заключительные слова учителя:
В 1993 году Конституционное Совещание разработало проект
Конституции РФ, Этот проект был вынесен на референдум (голосование
народа) и принят как основной закон России.
Действующая Российская конституция может быть изменена, если нужно
будет составить новый проект, то снова будет созвано Конституционное
Собрание, и пройдет референдум.
Прошло 15 лет. За эти годы многое изменилось в жизни нашего
государства, в жизни каждого гражданина. Но главное неизменно -
Конституция направлена на охрану прав личности и создание условий для
активного участия каждого гражданина в общих делах своей страны.
Тема «Перед законом все люди раины.
Конституция — основной закон жизни государства»
Начальная школа (1 час)
Комбинированный урок с элементами групповой работы.
Цели урока:
• рассмотреть содержание статьи 7 Всеобщей декларации прав человека,
(адаптированной);
• объяснить учащимся, что в обществе существуют определенные правила
поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться.
действовать;
• познакомить с Конституцией РФ как основным законом государства;
• повторение основных прав человека.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от
дискриминации.
Основные понятия: Конституция, закон, государство, права, дискриминация.
Предварительная работа к уроку.
Класс делится на группы, (необходимо
подготовить разноцветные жетоны — красные, синие, зеленые, оранжевые,
фиолетовые). Учитель готовит карточки с названием прав для игры «Угадай
свои права» и рисованный диафильм «Конституция РФ», выполненный
старшеклассниками к Дню прав человека. Кроссворды распечатываются и
раздаются в начале урока каждому ученику.
Оборудование урока:
1. К уроку желательно иметь текст Конституции — один на парту.
2. Карточки с названием прав человека.
3. Рисованный диафильм к главе II Конституции РФ (см. приложение).
Ход урока
Начиная урок по данной теме, учитель предлагает самим учащимся
сформулировать тему урока, опираясь на ключевое слово кроссворда.
Какое ключевое слово темы урока спряталось в кроссворде? Чтобы найти
это слово, необходимо «прошагать» пять ступенек, ступенька — слово.
1 |
6 |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
По горизонтали:
1. Круг действий, возложенных на человека и безусловных для выполнения.
(Обязанности.)
2. Так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от
рождения. Человечество в ходе своей истории пришло к необходимости
утвердить их за каждым человеком. (Права.)
3. Международно-правовой документ, принятый ООН 10 декабря 1948 года.
В документе записаны и объявлены всему миру основные права и свободы
человека. (Декларация.)
4. Равенство прав людей от рождения. (Равноправие.)
5. Человек, который принадлежит постоянному населению данного
государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого
государства. (Гражданин.)
По вертикали:
6. Ключевое слово — закон.
Законы
— это правила, установленные государственной властью и
обязательные для выполнения всеми гражданами страны.
Вероятно, учащиеся выскажут предположение о том, что на уроке речь
пойдет о статьях Всеобщей декларации прав человека, где есть слово
«закон». Учащимся предлагается открыть в книге «Ваши права» страницу
16—17 и прочитать текст статьи 7 Всеобщей декларации прав человека: «Все
люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от
дискриминации».
Далее работа по иллюстрациям в книге «Ваши права» и с текстом
декларации строится в соответствии с методическими рекомендациями.
В.В.Антонова. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека» (с. 21-22.).
Статью 7 иллюстрирует эпизод из сказки о царевне Несмеяне. Детям
будет легко узнать эту сказку, в которой царь пообещал отдать свою дочь в
жены тому, кто сумеет ее рассмешить. Претенденты, как видно на рисунке,
не только принадлежат к разным сословиям, но и являются выходцами из
разных стран. Пусть дети сами определят, по каким признакам это видно,
расскажут, как каждый из женихов пытается рассмешить царевну.
Дискриминация
— ограничение или лишение прав определенной
категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности,
по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.
На наш взгляд, тему «Закон» необходимо углубить и рассказать учащимся об основном законе нашего государства — Конституции РФ.
Законы в нашей стране принимают депутаты Государственной Думы,
которые работают в Москве — столице нашей Родины, а подписывает их
Президент (глава государства).
Как называется наша страна?
Наша страна — Россия, Российская Федерация. Главный закон нашего
государства — Конституция РФ. Это слово образовано от латинского
«конституцио», что означает «устройство». Итак, конституцией называется
основной закон, в котором изложены основы устройства государства, самые
главные правила поведения людей и взаимоотношении государства и
общества. Эти правила долгое время остаются неизменными, постоянными, и
каждый гражданин обязан их знать и выполнять. Конституция, по которой
мы живем сейчас, была принята всенародным голосованием 12 декабря
1993г. В главе II Конституции рассказывается обо всех правах граждан
России, рекомендуемых для выполнения Всеобщей декларацией прав
человек. Каждый гражданин с момента рождения обладает важнейшими
правами.
Целесообразно, повторить основные права граждан, используя групповую игру «Угадай свои права» и рисованный диафильм.
Игра «Угадай свои права»
Класс делится на группы. Каждой группе учитель раздает список основных прав граждан России: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу слова, на образование, на труд, на отдых, на
медицинское обслуживание каждого. Группа выбирает для показа одно из
прав. Затем по очереди, с помощью жестов и мимики (без слов), «показывает» выбранное право, а остальные участники игры угадывают.
Подводя итоги игры, учитель акцентирует внимание на том, что все
люди равны перед законом и имеют равные права.
В заключение дети смотрят рисованный диафильм «Конституция РФ»
(работа старшеклассников к Дню прав человека) и «подписывают» кадры
(см. приложение), затем сравнивают с текстом Конституции. В итоговой
беседе необходимо еще раз спросить учащихся:
1. Что такое закон?
2. Для чего нужны законы?
3. Что такое Конституция РФ?
Внеклассное занятие
Тема: Государство и конституция. (1 час)
Ресурсы к занятию:
1. Карточки с терминами - государственное право, декларация,
конституция, референдум, общество, государство.
Описание хода занятия.
1. Введение - 2 мин.
Класс оказался на необитаемом острове. Спросите: можно ли считать
группу людей на острове обществом и почему? (да, можно, так как люди на
острове объединены общей судьбой, на общей земле, у них общая история,
культура, язык и другие объединяющие их связи).
Спросите: должно ли на острове возникнуть государство, и какова будет
главная задача государства, возникающего на острове? (решение общих дел,
так как государство - это способ организации общества для решения общих
дел).
2. Мозговой штурм « Список общих дел» - 3 мин.
Попросите учеников по очереди называть те дела, которые не могут быть
выполнены в одиночку и которые лучше, эффективнее делать вместе.
Записывайте ответы-предложения на доске или плакате (могут быть названы:
охота, строительство жилищ, сбор плодов, рыбная ловля, земледелие, охрана,
снабжение водой, изготовление различных орудий и инструментов,
строительство корабля и т. п.).
Попросите определить самые важные дела, которые нужно решать в
первую очередь. Можно быстро проголосовать, чтобы распределить дела по
степени значимости. Спросите, какой способ непосредственного участия
граждан в управлении, в определении главных направлений развития страны,
в принятии законов напомнило это голосование. (Оно похоже на референдум - всенародное голосование по каким-либо общественным проблемам,
результат, которого является обязательным). Найдите понятие на карточке.
3.Работа в группах над планами действий - 25 мин.
Разделить класс на группы по 4-5 человек. Попросите каждую группу
составить план действий (максимум на один месяц) по выполнению одного
из общих дел. Для составления плана надо ответить на вопросы (запишите их
на доске или плакате):
*Что должно быть сделано на острове для решения этого общего дела.
Почему это важно сделать? Послужит ли выполнение этого дела всем людям
на острове? Если нет, почему это дело является важным и общим делом?
*В какой последовательности нужно действовать (что надо сделать в
первую очередь, что потом)?
*Кто это будет делать? Кто будет руководителем, ответственным? Кто
будет помогать руководителю?
*Какие права и обязанности будут у руководителя? Какие права и
обязанности будут у жителей?
* Каковы будут у руководителей ограничения, пределы деятельности,
свободы действий?
*Кто и как будет разрешать конфликты, если они возникнут?
Если у вас есть возможность, попросите каждую группу написать план
действий в виде таблицы на плакате:
Что делать |
Кто делает |
Кто руководит |
Какие права и |
Какие права и |
Вы также можете попросить каждую группу выбрать
ответственного (секретаря), который запишет план действий в виде такой же
таблицы на листочке и сдаст вам вместе с именами членов группы.
Переходите от группы к группе. Помогайте группам высказываться
конкретно и реалистично, задавайте наводящие вопросы: а что для этого
нужно сделать? А что необходимо иметь? А как будут распределяться
обязанности? А кто будет принимать решения. А может ли руководитель
принять любое решение, отдать любую команду, или что-то его
ограничивает?
4. Выступления от групп - 10 мин.
Обратите внимание, что сейчас ученики выступали в роли людей,
определяющих то, как пойдет жизнь на острове, они определяли общие дела,
которые должны быть сделаны в первую очередь, и главные «правила игры»
- кто и как будет выполнять эти общие дела.
Скажите, что такую работу выполняют обычно представители народа во
время разработки новых конституций, для чего созываются специальные
органы - Учредительное Собрание, Конституционное Совещание,
Конституционная Ассамблея, Конституционное Собрание.
Попросите представителя каждой группы ответить по очереди на один из
вопросов:
Первая группа: какие роли руководителей или руководящих органов
могут быть описаны в конституции?
Вторая группа: какие права могут войти в конституцию?
Третья группа: какие обязанности могут войти в конституцию?
Четвертая группа :какие ограничения могут войти в конституцию?
Представители других групп могут дополнять ответы.
(В конституцию мог бы войти перечень главных прав и обязанностей
граждан и государственных органов, или, как это сделано в Конституции
России, в отдельную главу могут быть вынесены права и обязанности
граждан, а в остальных главах описано устройство государства - структура,
состав и полномочия государственных органов (Президента, Федерального
Собрания - Парламента, Представительства, судов); полномочия - это то, что
государственные органы могут и должны делать, это их права и
обязанности.)
5. Подведение итогов - 5 мин
.
Спросите:
* Каковы будут главные правила, принципы нового общества и
государства? (возможно, будут названы уважение прав человека, выполнение
всеми основных обязанностей и т. п.)
* Для чего новому обществу нужна конституция? (чтобы в главном
юридическом документе страны были закреплены эти главные правила,
принципы жизни общества и государства; чтобы все решения и законы
соответствовали этим правилам; чтобы у людей было юридическое
основание для защиты своих прав и принуждения других к выполнению
обязанностей; чтобы власть не превратилась в тиранию отдельных
государственных лиц и органов).
* Какие разделы должны составить содержание конституции? (например,
Основные принципы, Основные права и обязанности, Органы власти).
* Спросите, какие успехи и проблемы были у ребят при работе в группах
по составлению плана действий. Все ли смогли высказаться в группе? Все ли
выслушали друг друга? Как принимались решения? Как лично каждый мог
бы улучшить работу в группе?
Заковырина Е.В. Пермский р-он, Лицей милиции при ГУВД по Пермскому краю, Шлыкава С.Ю. Пермский р-он, Лицей милиции при ГУВД по Пермскому краю, Дудина Е.А. г.Пермь, МОУ СОШ № 12
Хатмуллина Я.М. г.Пермь, МОУ СОШ № 25
Сонинский П.Г. г.Пермь, лицей № 2
Казакова Л.М. г.Горнозаводск, МОУ СОШ № 3
Кокашвили В.И. г.Пермь, лицей № 4
Кущенко И.А. г.Пермь, МОУ СОШ №3
Гутников А.Б., Пронькин В.Н. г.С-Петербург
институт права им. Принца П.Г.
Булышева Л.В. зав.библиотекой ПОИПКРО