Методические рекомендации по разработке материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений
СОДЕРЖАНИЕ: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития регионального образования Свердловской области (ирро)Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития регионального образования Свердловской области (ИРРО)
Итоговая аттестация выпускников по информатике
и информационно-коммуникационным технологиям:
формы аттестации, типология заданий,
критерии оценивания
2006-2007 учебный год
Методические рекомендации
по разработке материалов для проведения итоговой
аттестации выпускников общеобразовательных учреждений
Екатеринбург
2007
Составители: Кузнецова Г.Н., зав. кафедрой информационных технологий в образовании ИРРО; Шпарута Н.В., ст. преподаватель кафедры информационных технологий в образовании ИРРО; Сенокосов А.И., учитель высшей категории
Предлагаемые методические рекомендации составлены с учетом требований образовательного стандарта основного общего образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Рекомендации составлены на основе принципа вариативности в организации аттестации, который дает возможность максимально учесть индивидуальные запросы и формирующиеся интересы учащихся.
Предлагаемые материалы содержат рекомендации по составлению вопросов экзаменационных билетов, заданий письменного экзамена, примерные темы компьютерных проектов, типы тестовых заданий.
, ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области», 2007
Содержание
Введение |
4 |
Формы итоговой аттестации |
5 |
Устные формы итоговой аттестации |
7 |
Экзаменационные билеты |
7 |
Защита проекта |
11 |
Тестирование |
15 |
Собеседование |
17 |
Письменный экзамен по выбору |
19 |
Роль педагога в подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации |
22 |
Матрица оценивания качества выполнения заданий экзамена по информатике и информационным технологиям |
23 |
Список литературы |
25 |
Приложения (примерные варианты билетов и решений) |
26 |
Введение
С целью эффективной оценки качества подготовки выпускников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) Министерством образования РФ разработан ряд нормативных документов и документов рекомендательного характера – требования к уровню подготовки выпускников, примерные экзаменационные билеты, образцы итоговых заданий.
Основным документом, призванным обеспечить базовые знания обучающихся общеобразовательных учреждений, является Государственный образовательный стандарт (ГОС). Федеральный компонент ГОС (ФК ГОС) (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12 и утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089) определяет цели образования по информатике и ИКТ, минимум содержания образования по предмету и требования к уровню подготовки выпускников на этапах основного общего образования (9 класс) и среднего (полного) общего образования (11 класс). Федеральным компонентом ГОС регламентируется объем содержания вопросов, навыков и умений выпускников, подлежащих проверке при проведении итоговой аттестации.
В соответствии с ФК ГОС «Информатика и ИКТ» вводится с 3 класса как учебный модуль, с 8 класса – как самостоятельный учебный предмет. В 2005/2006 учебном году предмет «Информатика и ИКТ» является обязательным для изучения на ступени основного общего образования. ФК ГОС среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ представлен на базовом и профильном уровнях. Таким образом, четко определены уровни образования и содержание на разных ступенях для подготовки экзаменационных материалов к итоговой аттестации.
На территории Свердловской области действует национально-региональный компонент ГОС (ГОС НРК), который определяет в дополнение к федеральному компоненту обязательный минимум содержания образовательных программ, современные требования к уровню подготовки обучающихся и отражает особенности и тенденции изменения социального заказа Свердловской области на современном этапе ее развития.
В соответствии с требованиями ГОС НРК (новая редакция – 2005 г.) достижения учащихся оцениваются в единстве трех составляющих результата образования: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Задания, предлагаемые для проведения итоговой аттестации по информатике и ИКТ, должны выявить освоенность содержания учащимися, развитие деятельностно-коммуникативной составляющей в определенной содержательной области, личностную значимость усвоенного материала, а также ведущие компетенции:
1. Для выпускников основного общего образования:
- знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;
- владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;
- уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;
- владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.
2. Для выпускников среднего (полного) общего образования:
- уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки;
- владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности.
ГОС НРК определяет требования к содержанию основных образовательных программ по линиям содержания образования. Одна из них - «Информационная культура» - проходит через все разделы содержания образования по информатике и ИКТ, выражается в требованиях к уровню подготовки выпускников в результате изучения курса. Важно, чтобы при оценке ответов учащихся (особенно, при итоговой аттестации в форме компьютерного проекта, собеседования) учитывалось следующее:
- умение использовать различные виды и источники информации при решении конкретных жизненных проблем взрослого человека;
- владение основными методами и способами подачи необходимой информации о себе при получении профессионального образования, желаемого трудоустройства;
- умение отбирать и критически относится к различным видам, источникам и содержанию информации.
Формы итоговой аттестации
В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1075 Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, приказ Минобразования РФ от 21 января 2003 г. N 135 О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации) обучающиеся имеют право по их выбору сдавать экзамен по информатике и ИКТ в устной или письменной форме.
Формами проведения устной итоговой аттестации выпускников основной и средней школы являются:
- ответ по экзаменационным билетам;
- реферат;
- тестирование;
- собеседование.
В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, и выполняет предложенные практические задания.
Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению экзаменационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, проявившими интерес к научным исследованиями в избранной области знаний, имеющими отличные знания по предмету и обладающих аналитическими способностями.
Защита компьютерного проекта предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, представление реального результата. Не менее чем за неделю до экзамена работа представляется выпускником на рецензирование учителю-предметнику, а также внешнему эксперту – представителю методического объединения учителей информатики. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с работой, оценивает актуальность выбранной темы, динамику работы над проектом, уровень самостоятельности выполнения, результативность, коммуникативные умения, личностную значимость проведенной работы и результатов.
При составлении экзаменационных билетов и тестовых контрольных заданий необходимо учитывать условия конкретного общеобразовательного учреждения - особенности программного обеспечения имеющейся в наличии вычислительной техники, специфику конкретной учебной программы по предмету.
Материалы итоговой аттестации должны включать пояснительную записку, в которой указываются
- профиль класса (общеобразовательный, углубленный и т.д.) для 11 класса;
- наличие вычислительной техники и программного обеспечения;
- программа и учебники, по которым ведется преподавание информатики;
- материалы, на основании которых составлены вопросы;
- требования к уровню образованности выпускников;
- критерии оценивания ответов выпускников.
Устные формы итоговой аттестации по информатике и ИКТ
Экзаменационные билеты
Примерные экзаменационные билеты, рекомендованные Министерством образования РФ, опубликованы в следующих изданиях:
1. Примерные билеты и ответы по информатике для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Кузнецов А.А. - М.: Дрофа, 2005.
2. Примерные билеты и ответы по информатике 11 класс 2005/2006. Угринович Н. Издательство: М.: Дрофа, 2005.
3. 24 часа + ЕГЭ. Информатика. 11 кл. Издательство: М.: Экзамен, 2006.
4. 24 часа + ЕГЭ. Информатика. 9 кл. Издательство: М.: Экзамен, 2005.
Предлагаемые билеты соответствуют обязательному общеобразовательному минимуму основных образовательных программ по информатике и ИКТ, определяемому ФК ГОС.
В названных пособиях приводятся варианты ответов на все вопросы экзаменационных билетов по информатике, предлагаемых Министерством образования РФ для проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов общеобразовательных школ, рассматриваются примеры решения типовых задач и примеры выполнения типовых заданий. Предлагаемые варианты полностью удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ответу по билетам на экзаменах в школе, и могут помочь школьникам систематизировать и укрепить свои знания при подготовке к аттестационным испытаниям.
Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал (теоретические вопросы) внести изменения, дополнения с учетом следующих обстоятельств: выделенного учебного времени, имеющихся в распоряжении средств обучения (компьютеров, программного обеспечения, учебников и пособий), специфики учебного заведения; разработать собственные экзаменационные билеты с последующим обсуждением и утверждением на методическом совете образовательного учреждения. Главное, чтобы разработанный вариант билетов полностью охватывал весь теоретический и практический материал курса, включенный в обязательный минимум содержания образовательных программ, учитывал условия образовательного учреждения. Контрольно-измерительные материалы (экзаменационные билеты) проходят экспертную оценку в методических службах при муниципальном органе управления образованием и утверждаются его руководителем.
В том случае, если школа не располагает необходимыми условиями для выполнения практических заданий (устаревшие компьютеры, отсутствие доступа в Интернет и т.п.), они могут быть заменены на задания по алгоритмизации и программированию. Однако следует учитывать, что подготовка программистов не является целью общеобразовательного курса информатики. Это возможно для учреждений, работающих по программе углубленного изучения предмета.
Содержание экзаменационных билетов, предложенных в указанных выше изданиях, построено по-разному:
1. Три вопроса билета охватывают разные разделы базовых понятий информатики и ИКТ;
2. Каждый билет носит системный, целостный характер с точки зрения предметно-информационной составляющей (проблема, обозначенная в первом вопросе билета, имеет свое развитие во втором и третьем вопросе).
При разработке экзаменационных билетов можно выбрать любой вариант. Однако следует помнить, что формулировка заданий теоретической части билета должна быть предъявлена диагностично, чтобы можно было оценить отдельные элементы качества обучения с учетом предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющими образованности.
Вопросы можно конкретизировать, дополнив небольшими заданиями, что позволит повысить объективность диагностики уровня учебных достижений выпускников.
Традиционный вариант |
Базовый уровень |
Профильный уровень |
Кодирование информации. Способы кодирования |
Кодирование как один из способов передачи информации. Придумайте способ передачи подсказки однокласснику, отвечающему у доски. Основные способы кодирования информации в компьютере, их достоинства и недостатки. Закодируйте число 12 двумя основными способами кодирования, если код цифры 1 в двоичной форме 00110001, код цифры 2 - 00110010 |
Принципы кодирования различных видов информации. Возможно более глубоко остановиться на одном из видов информации. Принципы кодирования графической информации. Придумайте способ передать изображение по телефону. Сколько времени понадобиться, чтобы передать фото 4Х6 см? |
Информационные процессы и управление. Обратная связь. |
Представьте схемы управления информационными системами. |
Передача и хранение информации в живых организмах. Какова физическая природа знака при кодировании информации в нервной системе? В генетическом коде? |
Понятие алгоритмов. Свойства алгоритмов. |
Какой из следующих документов является алгоритмом: правила техники безопасности, инструкция по приготовлению пищи, расписание уроков, список класса? Способы записи алгоритма. Запишите выбранный алгоритм разными способами. |
Формы организации действий в алгоритмах. Составьте алгоритм работы банкомата, запишите его различными способами (словесное описание, блок-схема, программа на известном языке). Исполнители алгоритмов. Какими допустимыми действиями вы снабдили бы автомат, заменяющий кассира в магазине, дворника, вахтера, директора школы. Можно ли создать исполнителя, который все может? |
Помимо теоретических вопросов билеты должны содержать одно практическое задание. В рекомендованных материалах большая часть практических заданий предполагает использование информационных технологий. Но это возможно только при соответствующих условиях. В тех школах, которые располагают устаревшей вычислительной техникой, рекомендуется составлять задачи по другим разделам курса.
В любом случае практические задания необходимо составлять (подбирать) таким образом, чтобы была возможность выхода на уровень, который позволит оценить личностную освоенность знаний, действия в незнакомой ситуации, использование известных и поиск новых алгоритмов. В качестве примера рассмотрим задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую. Задача может быть сформулирована следующим образом: «В классе учится 20 учеников: 18 мальчиков и 8 девочек. Определите, в какой системе счисления подсчитаны ученики, дайте обоснование ответа, запишите количество мальчиков и девочек в десятичной системе счисления». Не рекомендуется составлять задачи с такими формулировками как, перевести, сложить, умножить и т.д.
Аналогичное задание можно предложить по теме «Единицы измерения информации. Определение объема сообщения».
Возможные варианты заданий:
1. Вариант базового уровня:
- Группа школьников пришла в бассейн, в котором имеется 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке № 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
- На остановке останавливаются автобусы № 5, 15 и несколько маршрутов трамваев. Появление транспорта каждого маршрута равновероятно. Сообщение о том, что на остановку подошел трамвай № 5 содержит 3 бита информации. Сколько всего маршрутов транспорта останавливается на данной остановке?
2. Вариант профильного уровня:
- Скорость чтения ученика 10 класса составляет приблизительно 250 символов в минуту. Приняв мощность используемого алфавита за 64, определите, какой объем информации в килобайтах получит ученик, если он будет непрерывно читать в течение 40 минут.
- Какое количество вопросов достаточно задать вашему собеседнику, чтобы точно определить день и месяц его рождения?
Очень важно при формулировке практических заданий обращать внимание на контекст задачи, на актуальность предложенной ситуации.
Например,
1 вариант |
2 вариант |
Построить график функции х=5у с помощью электронных таблиц |
Представьте с помощью графиков динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium III |
Для разработки практических заданий рекомендуется следующая литература:
1. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономии. Книга для учащихся 10-11 классов.- М.: Просвещение, 1999
2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие – М.: Лаб.баз.знаний, 2001.
3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаб.баз.знаний, АО «Московские учебники», 2001.
4. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Лаб.баз.знаний, 2001.
5. Шафрин Ю.А.Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для старших классов. – М.: АБФ, 1998.
Учебно-методический комплект для средней школы под редакцией Н.В.Макаровой также содержит рекомендации по подготовке к экзаменам в 9-х и 11-х классах, предлагаются варианты тем для экзаменационных вопросов для каждого раздела ФК ГОС по информатике и ИКТ.
Характер заданий вне зависимости от формы итоговой аттестации должен способствовать оценке уровня достижений выпускников в сфере коммуникации, а именно:
- умение отобрать необходимые материалы;
- умение формулировать тезисы, выдвигать аргументы и комментировать их;
- умение строить высказывания, делать обобщения и выводы;
- умение наглядно представлять информацию в виде словесного описания процессов или явлений, их схематичного представления.
Основные элементы коммуникативной культуры выпускников оцениваются с применением матрицы оценки результатов образования, которая представлена на с. 20.
Защита проекта
Проектная форма преподавания широко используется в курсе информатики и ИКТ. Аттестация в форме защиты проекта рекомендуется для выпускников, проявивших в течение обучения интерес к предмету, показывавших хорошую текущую успеваемость.
В процессе разработки проекта могут использоваться различные инструментальные программные средства и приложения: системы программирования, системы обработки графики и подготовки презентаций, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, средства разработки Web сайтов и др.
Результат проектной деятельности должен быть представлен на носителе информации с приложенным к нему описанием на бумажном носителе, содержащим обоснование выбора темы проекта, актуальность, цель и задачи работы, этапы деятельности (виды деятельности), представление результата (описание применения созданного продукта, практическая значимость результата для обучающегося и других людей), выводы по достижению поставленной цели, используемые ресурсы.
Помимо проверки уровня учебных достижений по информатике и ИКТ, защита компьютерного проекта позволяет оценить:
- навыки работы с информационным потоком, поиска и создания собственной информации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;
- владение технологией исследовательской деятельности;
- уровень культуры работы с различными источниками, в том числе и ресурсами Интернет;
- обеспечение межпредметной интеграции;
- уровень коммуникативной культуры.
Следует отметить, что выполнение проекта осуществляется только на добровольной основе и начинается не менее чем за полгода до итоговой аттестации. Администрация образовательного учреждения должна фиксировать фамилии учащихся, выполняющих проекты, фамилии учителей, курирующих их, организовывать информационные дни для ознакомления обучающихся со стандартами оформления и представления работ.
Текст описания проекта должен быть четко структурирован – разделен на отдельные части, обусловленные внутренней логикой. Однако обязательными разделами следует считать:
- введение, в котором формулируется цель работы, задачи, описываются источники информации;
- основная часть работы, структура которой зависит от конкретных особенностей рассматриваемой темы. В соответствии с логикой работы, основная часть может быть разделена на более мелкие элементы. Названия разделов не должны повторять название работы. Каждый раздел рекомендуется завершать краткими выводами, изложенными в нескольких предложениях. Выводы не должны быть цитатами из документов или изученной литературы – их следует формулировать самостоятельно.
- заключение, которое служит для подведения итогов работы и представления ее основных результатов. В заключении не стоит пересказывать содержание работы: здесь необходимо подвести кратко итоги проекта, включая выводы отдельных разделов, которые должны соответствовать сформулированной во введении цели.
- список ресурсов является необходимой частью описания проекта и позволяет определить как степень изученности рассмотренной темы, так и глубину авторской работы над ней.
После завершения работы над проектом оформляется рецензия учителя, в которой необходимо отразить степень самостоятельности работы обучающегося. Также работа представляется на рецензирование внешнему эксперту – представителю методического объединения учителей информатики.
Примерная тематика компьютерных проектов:
1. Информационный сайт для учебного процесса, участие в коллективном проекте «Сайт образовательного учреждения».
2. Обучающий или тестовый материал для учебного процесса.
3. Приложение, разработанное в электронных таблицах.
4. Приложение, разработанное на языке программирования.
5. Программа (обучающая, служебная, игровая), разработанная на языке программирования.
6. Информационно-аналитические материалы по какой-либо проблеме содержания курса информатики и ИКТ, созданные с помощью различных приложений.
Процедура защиты
1. Проект представляется членам экзаменационной комиссии за несколько дней до экзамена для ознакомления и предварительной экспертной оценки.
2. Проект предварительно оценивается двумя членами экзаменационной комиссии, которые заполняют матрицы оценивания-рецензирования.
3. Автор защищает работу в присутствии членов экзаменационной комиссии.
4. Время защиты основных положений, выводов и обобщений, подтвержденных примерами, - 10 - 15 минут. Наглядные материалы готовятся заранее.
5. После выступления автору могут быть заданы вопросы. Экзаменационная комиссия оценивает работу в соответствии с выработанными критериями.
6. В процессе защиты проекта экзаменационная комиссия заполняет критериальную матрицу оценивания защиты.
7. На основе суммирования баллов матриц оценивания выставляется экзаменационная отметка.
По желанию педагог может для каждой формы экзамена, используя технологическую матрицу №2, разработать критерии оценивания уровня сформированности у выпускников отдельных компетенций с учетом показателей образованности обучающихся (ГОС НРК).
Эксперт-рецензия на реферат
Элемент содержания, оформления, представления |
Баллы |
Структура работы обосновывается выбор темы, обосновывается значимость и актуальность, определяется предмет исследования, формулируются цели и задачи. |
|
Представлено состояние проблемы на основе анализа литературы |
|
Изложены различные точки зрения на проблему |
|
Раскрыты основные положения, обоснован выбор методов решения проблемы |
|
Наличие иллюстративного материала, приложений с экспериментальными данными и т.п. |
|
Качество оформления |
|
Собственные достижения автора Разработка и выполнение авторского эксперимента, проекта, модели, решение теоретической, практической задачи |
|
Достоверность полученных результатов |
|
Логика изложения, убедительность и доказательность рассуждений |
|
Компетентность в области исследования Использование известных результатов |
|
Осведомленность о современном состоянии проблемы |
|
Творческий подход к решению проблемы |
|
Установление взаимосвязи выбранной темы с различными областями знания |
|
Владение научной терминологией |
|
Владение навыками проведения исследования |
|
Наличие авторской самооценки Логичность и обоснованность выводов к работе, определение степени успешности в решении поставленной задачи, оценка практической значимости полученных результатов |
Оценка защиты реферата
Элемент содержания, презентации |
Баллы |
Наличие и качество иллюстративного материала |
|
Применение современных презентационных возможностей и технических средств |
|
Логика изложения материала: от постановки задачи через краткий обзор состояния проблемы и методы решения к результатам и оценке их достоверности и значимости |
|
Представление личного вклада автора |
|
Ответы на дополнительные вопросы по предметному содержанию (баллы за каждый заданный вопрос) |
Каждый из показателей оценивается в пределах от1 до 5 баллов:
- 1-2 балла означают недостаточно выраженное качество предъявления той или иной компетенции;
- 3-4 балла могут свидетельствовать об удовлетворительном качестве предъявляемой компетенции;
- 5 баллов может быть выставлено в случае ярко выраженного представления собственных достижений.
Сумма баллов считается по двум матрицам в столбцах критериев, что позволяет судить о степени сформированности проверяемой компетенции. Общая сумма баллов может быть переведена в пятибалльную шкалу. Предварительно рекомендуемые границы перевода:
«5» более 80 % от максимально возможного количества баллов;
«4» 60 – 80 %
«3» 40 – 60 %
«2» менее 40 %
На экзамене по выбору можно предусмотреть для учащихся этап самооценки выполнения работы (задания). Выпускникам предоставляется возможность самостоятельно оценить качество выполненной работы (ответа, задания) по предложенным критериям. Данный вид деятельности направлен не только на развитие рефлексии учащихся, но и на определение сформированности умений соотносить результат проделанной работы с критериями самооценки. Пример проведения этапа самооценки представлен ниже.
Заполните, пожалуйста, таблицу, позволяющую оценить Вашу работу при выполнении экзаменационных заданий. Помните, что каждый из показателей оценивается в пределах от 1 до 5 баллов: 1—2 балла означают недостаточно выраженное качество предъявления той или иной компетенции, 3—4 балла могут свидетельствовать об удовлетворительном качестве Вашей подготовки к экзамену. Оценка 5 баллов может быть выставлена в случае ярко выраженного представления собственных достижений.
Достижения |
Кол-во баллов |
1. Я сумел(а) выстроить систему доказательств |
|
2. При выполнении заданий я использовал(а) знания и умения, приобретенные не только в данном образовательном учреждении |
|
3. Я сумел(а) поработать с различными источниками информации |
|
5. Умело организовал(а) собственную деятельность |
|
6. Я смог(ла) привлечь к обсуждению проблем своих родителей, выслушал(а) их мнение и высказал(а) им собственное |
|
7. Обращался(ась) за советом к педагогу |
|
8. В целом я доволен(льна) результатом своей деятельности |
Критерии в таблице могут меняться, в зависимости от формы экзамена и его особенностей.
Тестирование
Специфика учебного предмета информатики и ИКТ заключается в значительном влиянии средств обучения на его содержание в ряде важнейших разделов этого курса. Поэтому при проведении итоговой аттестации в форме тестирования предусматриваются практические задания на проверку овладения учащимися умениями использования современных информационных и коммуникационных технологий в практической деятельности. В силу указанного тест по информатике и ИКТ должен включать в себя задания по теоретическим основам информатики, практические задания базового уровня, которые предлагается выполнить на компьютере, а также практические задания повышенного уровня для различных профилей обучения.
Следует отметить, что тестовые задания по информатике разрабатываются по одной структуре. Определяется это тем, что отличительными особенностями информатики являются сильные внутрипредметные и межпредметные связи, а также многогранность, многоплановость содержания основных понятий и видов деятельности. Как правило, изучение каждого понятия влечет необходимость предварительного знакомства с целым рядом других понятий.
Приведем пример такой взаимосвязи.
Например, термин «информационная технология» понимается нами как широко применяемый способ выполнения информационного процесса или их совокупности, т.е. реализация совокупности алгоритмов. А информационный процесс рассматривается с помощью понятий «информация», «информационная модель», «алгоритм», «исполнитель» и пр. Информационный объект и информационный продукт – это либо результат, либо непосредственный «участник» информационных процессов. При этом информационные процессы сами по себе не существуют, они протекают в каких-либо системах. Можно и дальше продолжать эту терминологическую цепь.
Заметим, что основные модули содержания обучения теоретической информатике становятся в идеологическом отношении системообразующими компонентами курса информатики и информационно-коммуникационных технологий, а с другой стороны, в процессе изучения предмета все модули, связанные с представлениями об информационных процессах в системах различной природы, представлении информации, формализации и информационном моделировании конкретизируются, представления о понятийном аппарате (речь идет о конкретном понятии) не остаются на одном уровне, а находятся в постоянном развитии. И в связи с этим организация обучения по информатике осуществляется по спирали: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых модулей, изучение тех же модулей на следующей степени на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких «витков» в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два, три или более.
Это положение позволяет построить тестовые работы по одной структуре, независимо от выстраивания определенного порядка компоновки модулей, определения логики развертывания содержания обучения, как это сделано в разных, предлагаемых для эксперимента учебниках.
Следует помнить, что создание надежного теста, измеряющего именно то, что нужно измерить, и делающего это вполне достоверно, требует времени, больших усилий и специальных знаний. В связи с этим разумно воспользоваться уже разработанными (например, Центром тестирования МО РФ) контрольно-измерительными материалами.
Практические задания базового и профильного уровней необходимо разрабатывать, исходя из конкретных условий образовательного учреждения, как было сказано выше.
Примерами таких заданий могут быть следующие:
1. Используя возможности текстового процессора, создайте приглашение в форме открытки на праздник «Последнего звонка» в вашей школе (или юбилея Вашей школы). В работе используйте не менее трех видов шрифтов, готовую коллекцию рисунков и рамок, имеющихся на компьютере, или создайте самостоятельно рисунок в открытке.
2. В электронных таблицах введите данные о ценах устройств, входящих в состав компьютера и выраженных в условных единицах. Вычислите общую стоимость компьютера и стоимость отдельных устройств в рублях, приняв курс 1 у. е. = 28 рублей. Постройте диаграмму, показывающую долю стоимости каждого устройства в общей стоимости компьютера.
3. Создайте свою собственную мини-базу данных (Записную книжку). Представьте в ней все данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон) о пяти друзьях. Выполните сортировку записей одной копии исходной таблицы по фамилиям в алфавитном порядке, другой копии - по дате рождения.
Практические задания повышенного уровня должны быть направлены на проверку комплекса знаний, умений, способов деятельности, сформированных у учащихся в процессе изучения курса информатики в рамках профильного уровня. Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения информатики и информационно-коммуникативных технологий на профильном уровне являются основой для отбора содержания практических заданий повышенного уровня.
В силу различного уровня оснащения отдельных регионов и школ вычислительной техникой, функциональных возможностей компьютеров разного типа, используемых в школах, содержание заданий должно быть применительно к типу той вычислительной техники, которая используется в учебном процессе в курсе информатики каждой конкретной школы.
Примером такого задания может быть:
Разработайте и исследуйте информационную модель.
Задача . Дана некоторая биологическая система, в которой численность особей популяции зависит только от естественной рождаемости и смертности. Пищи в такой системе хватает всем, экология не нарушена, жизни ничто не угрожает. Исходная численность популяции 100 особей, коэффициент рождаемости за период равен 0,5, коэффициент смертности - 0,2. Определите, когда (в какой период) численность популяции увеличится вдвое.
1. Разработайте математическую модель решения задачи. (Используйте для этого выданные вам листы бумаги.)
2. По результатам расчета с помощью электронной таблицы постройте диаграмму и определите, когда численность популяции увеличится вдвое. (Ответ запишите на листе бумаги.)
3. Проследите по копии таблицы за изменением численности популяции при равных коэффициентах рождаемости и смертности. (Вывод сформулируйте на экране.)
Собеседование
Собеседование является наиболее трудной формой итоговой аттестации, особенно для выпускников основной школы, поэтому ее можно рекомендовать для учащихся, проявивших особые успехи в изучении предмета.
Собеседование проводится в форме устной беседы, без предварительной подготовки. Возможна иллюстрация некоторых положений в письменной форме.
Темы для собеседования разрабатываются учителем за полгода до начала итоговой аттестации и утверждаются методическим объединением (методическим советом). В качестве тем для собеседования рекомендуется выбирать разделы курса информатики и ИКТ, которые имеют принципиальное значение для понимания вклада информатики в формирование современной научной картины мира, роли информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
В качестве тем для собеседования по базовому уровню могут быть предложены следующие:
- Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
- Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
- Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.
- Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
- Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
- Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
В качестве тем для собеседования по профильному уровню могут быть предложены:
- Модель в деятельности человека. Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания (информационной модели) в процессе общения, практической деятельности, исследования.
- Виды профессиональной информационной деятельности человека используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, социальной, культурной, образовательной. Информационные ресурсы и каналы государства, общества, организации, их структура. Образовательные информационные ресурсы.
- Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
- Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.
- Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Технологии управления, планирования и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Автоматизация контроля их выполнения.
При оценке участия выпускников в собеседовании учитывается следующее:
- умение использовать различные виды и источники информации при решении конкретных жизненных проблем взрослого человека;
- владение основными методами и способами подачи необходимой информации о себе при получении профессионального образования, желаемого трудоустройства;
- умение отбирать и критически относится к различным видам, источникам и содержанию информации.
При подготовке и проведении собеседования следует помнить, что происходящее является именно «со-беседованием», а не «беседой» одной стороны с другой. Большое внимание необходимо уделить созданию цепочки вопросов по каждой теме.
В целом, процедура собеседования, предполагает выявление информационно-методологической культуры выпускника, его коммуникативных умений.
Письменный экзамен по выбору
Выпускник вправе выбрать письменный экзамен по информатике.
Письменный экзамен ставит всех учащихся в наиболее равные начальные условия, обеспечивающие более высокий уровень самостоятельности во время экзамена.
Проведение письменного экзамена по информатике имеет ряд особенностей. Экзамен проводится в образовательных учреждениях, укомплектованных вычислительной техникой, так как предлагаемые варианты содержат задания с использованием аппаратных и программных средств. Различные условия образовательных учреждений не позволяют унифицировать задания с применением инструментальных средств компьютера, поэтому задачи носят открытый характер – предоставляют право учащемуся выбора программного средства. Например, предлагается проблемная ситуация, которую необходимо смоделировать с использованием программного обеспечения ПК, а также обосновать выбор компьютерных инструментов. Такие задачи позволяют выходить на аналитико-синтетический уровень деятельностно-коммуникативной составляющей образованности, на межпредметный уровень освоенности с точки зрения информационно-предметной составляющей – построение и исследование с помощью компьютера информационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др. с использованием электронных таблиц. Построение формальных моделей с использованием формальных языков.
Каждое задание оценивается отдельно по 5-балльной системе в соответствии с существующими нормами. Интегральная оценка суммирует результаты выполнения всех заданий, включенных в работу.
Письменные ответы должны быть логичными, аргументированными, с выводами и обобщениями, соответствовать нормам русского правописания, орфографической, синтаксической и речевой грамотности.
Экзаменационная работа состоит из 4 - 5 заданий, выполнение которых рассчитано на 4 академических часа.
Характеристика возможных заданий.
Первое задание содержит теоретический вопрос о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем. Учащиеся должны показать умение приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике, иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи, знать основные единицы количества информации, важнейшие характеристики носителей информации на ЭВМ. Задание позволяет определить базовый уровень знаний и их воспроизведения, а также понимание и умение преобразования формы изучаемого материала.
Варианты заданий:
1. Информационная система, ее элементы. Какие задачи решают информационные системы? Составьте таблицу «Примеры информационных систем».
2. Обработка информации. Составьте схему обработки информации в компьютере. Приведите примеры, когда компьютер не может заменить человека при обработке информации.
Второе задание содержит вопрос по линии представления информации, а также практическое задание на применение знаний в известной ситуации деятельности и общения. Учащиеся должны показать знания особенностей и преимуществ двоичной формы представления информации, способов кодирования, типов величин и форм их представления для обработки на компьютере.
1. Единицы измерения количества информации. Приведите примеры сообщения, которое содержит минимальное количество информации. Определите информационный объем вашего школьного дневника.
2. Особенности, преимущества и недостатки двоичной системы счисления. Покажите это на примере выполнения умножения двоичных чисел.
3. Какие вы знаете принципы кодирование различных видов информации. Придумайте способ передачи информации о жителях Земли обитателям Марса.
Третье задание содержит вопрос, касающийся сущности понятия алгоритма и модели, видов и способов построения алгоритмов и моделей. Задания направлены на проверку умения использовать основные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов, записывать алгоритм решения простой задачи различными способами, умения строить и исполнять алгоритм для исполнителя, умения создавать простейшие модели.
1. Формы организации действий в алгоритмах. Составьте алгоритм работы банкомата, запишите его различными способами (словесное описание, блок-схема, программа на известном языке).
2. В распоряжении исполнителя «Мерильщик» есть квадратные картины и рамы с квадратными отверстиями. Задача «Мерильщика» установить подойдет ли рама к картине. Определите необходимый набор его допустимых действий. Составьте алгоритм, по которому будет проходить подбор рам к картинам и запишите его различными способами (словесное описание, блок-схема, программа на известном языке).
Четвертое задание нацелено на проверку личностной освоенности знаний, действий в незнакомой ситуации деятельности и общения, требует принятия самостоятельных решений и творческого поиска метода решения задачи. В задании требуется применение программного обеспечения компьютера. Здесь предложено создать модель ситуации. Эти задания должны быть решены применительно к типу той вычислительной техники и программного обеспечения, которые используется в образовательном процессе Вашего образовательного учреждения.
1. Этапы решения задачи на ЭВМ. Используя программное обеспечения (пакеты прикладных программ, инструментальные среды, языки программирования), автоматизируйте расчет расхода материалов (олифа, белила, эмаль и т.п.) для покраски дверей, подоконников, рам и т.п. в зависимости от площадей поверхностей. Обоснуйте выбор компьютерных инструментов.
2. Используя программное обеспечение (пакеты прикладных программ, инструментальные среды, языки программирования), создайте модель склада, позволяющую узнать, есть ли на складе заданный прибор и в каком помещении его искать, если известно, что на складе хранятся приборы 1000 наименований, не более 100 экземпляров каждое. Обоснуйте выбор программного обеспечения.
3. Используя программное обеспечение (пакеты программ, инструментальные среды, языки программирования), создайте модель камеры хранения, позволяющую выяснить, есть ли свободные ячейки, и вычислять плату при выдаче багажа. Учитывайте следующие условия: в камере хранения 100 ячеек, при выдаче багажа взимается плата 30 рублей за каждые полные или неполные сутки. Продемонстрируйте с помощью этого задания все этапы решения задачи на ЭВМ,
Письменные ответы должны быть логичными, аргументированными, с выводами и обобщениями, соответствовать нормам русского правописания, орфографической, синтаксической и речевой грамотности.
В основу оценки выполненных работ следует положить следующие критерии:
«отлично» |
- учащийся дает определения понятий, присутствующих в вопросе; - излагает теорию вопроса системно, полно (роль, назначение, свойства, структура, взаимосвязь понятий, объектов, процессов); - приводит примеры применения данного понятия, объекта, процесса; - дает ответ на практический вопрос или разрешает предложенную ситуации |
«хорошо» |
- учащийся дает определения понятий, присутствующих в вопросе; - излагает теорию вопроса системно, но неполно; - приводит примеры применения данного понятия, объекта, процесса; - допускает ошибки или неточности при ответе на практический вопрос |
«удовлетворительно» |
- учащийся дает определения понятий, присутствующих в вопросе; - излагает теорию вопроса неполно, путаясь в понятиях, допускает ошибки; - не может привести примеры применения данного понятия, объекта, процесса; - не отвечает на практический вопрос |
«неудовлетворительно» |
- учащийся не дает определения понятий, присутствующих в вопросе или допускает грубые ошибки; - излагает теорию вопроса неполно, бессистемно, путаясь в понятиях, допускает грубые ошибки; - не может привести примеры применения данного понятия, объекта, процесса; - не отвечает на практический вопрос |
Роль педагога в подготовке обучающихся
к государственной (итоговой) аттестации
При выборе выпускниками формы экзамена: письменного или устного по билетам, в форме проекта, тестирования, собеседования учитель должен познакомить учащихся и их родителей с особенностями подготовки и проведения экзамена в той или иной форме, критериями оценивания результата образования, теми компетенциями, которые необходимо проявить при подготовке к выбранной форме экзамена.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместно с педагогом решить проблему выбора, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача экзамена. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче экзамена, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть способами регулирования собственных эмоций.
Матрица оценивания качества выполнения экзаменационных заданий по информатике и информационным технологиям
Общим подходом к осуществлению анализа образовательной подготовки учащихся по информатике и ИКТ, независимо от формы проведения аттестации, является поэлементный анализ ответов выпускников.
Результат выполнения каждого задания оценивается по трем составляющим:
- предметно-информационная;
- деятельностно-коммуникативная;
- ценностно-ориентационная.
Подходы преподавателей и руководителей образовательных структур к определению конкретных элементов оценки ответов выпускников обсуждаются и определяются на методических объединениях (советах) разного уровня и утверждаются. Также самостоятельно выбирается та или иная структура ранжирования ответа.
Элементы матрицы могут быть следующими:
№ п/п |
Показатели |
Фамилии учащихся |
1 |
Предметно-информационная составляющая (элементы содержания, проверяемые заданиями экзамена) |
|
1.1 |
Знание основных терминов по темам, отраженных в билетах |
|
1.2 |
Знание фактического материала по вопросам билета |
|
1.3 |
Знание источников информации, форм представления и оформления результатов учебно-познавательной деятельности |
|
1.4 |
Понимание возможностей информационных технологий |
|
1.5 |
Понимание системности, целостности информационной картины мира |
|
1.6 |
Внутрипредметная и межпредметная интеграция |
|
2 |
Деятельностно-коммуникативная составляющая |
|
2.1 |
Применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации |
|
2.2 |
Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы |
|
2.3 |
Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью |
|
2.4 |
Умение выявлять, приводить аргументы и иллюстрировать примерами причинно-следственные связи, закономерности информационных процессов |
|
2.5 |
Умение находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технологического инструментария (компьютер и др.) |
|
2.6 |
Умение находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникации; извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме |
|
2.7 |
умение строить информационные модели несложных систем или объектов, владение культурой обмена информацией |
|
2.8 |
Умение выделять проблему, определять пути решения и оценивать перспективу |
|
3 |
Ценностно-ориентационная составляющая |
|
3.1 |
Понимание значения информации для человеческой деятельности |
|
3.2 |
Выражение собственной позиции, обоснование ее |
|
3.3 |
Оценивание и отбор информацию. Развитость способности к индивидуальной ориентации, к самоопределению в информационном поле |
|
3.4 |
Понимание необходимости эффективно организовать индивидуальное информационного пространства |
Уровни сформированности
2 – выше среднего
1 – средний
0 – ниже среднего
По каждому билету обычно отмечается от 5 до 10 качественных показателей, наиболее значимых по данным вопросам.
Каждое задание оценивается отдельно в шкале от «5» до «2» баллов, затем выводится общая отметка за работу как среднеарифметическая.
Список литературы
1. 24 часа + ЕГЭ. Информатика. 11 кл. Издательство: М.: Экзамен, 2006.
2. 24 часа + ЕГЭ. Информатика. 9 кл. Издательство: М.: Экзамен, 2005.
3. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономии. Книга для учащихся 10-11 классов.- М.: Просвещение, 1999.
4. И.Г. Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие – М.: Лаб.баз.знаний, 2001.
5. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. /Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
6. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс /Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.
7. Информатика. Тестовые задания. /Сост. А.Кузнецов, В.Пугач, Т. Добудько, Н.Матвеева. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.
8. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
9. О региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.05 №1107-ПП).
10. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Образование. - 2000 - №3.
11. Примерные билеты и ответы по информатике 11 класс 2005/2006. Угринович Н.Д. Издательство: М.: Дрофа, 2005.
12. Примерные билеты и ответы по информатике для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Кузнецов А.А. - М.: Дрофа, 2005.
13. Программа по информатике (системно-информационная концепция). / Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2004.
14. Программно-методические материалы: информатика. 1-11 класс/ Сост. Л.Е. Самовольнова – М.: Дрофа, 2001.
15. Программно-методические материалы: информатика.7-11 класс/ Сост. Л.Е. Самовольнова – М.: Дрофа, 2001.
16. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика./ Сост. А.А.Кузнецов, Л.Е. Самовольнова – М.: Просвещение, 2000.
17. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
18. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаб.баз.знаний, АО «Московские учебники», 2001.
19. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». Методическое пособие. – М.: Лаб.баз.знаний, 2001.
20. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Прктикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Лаб.баз.знаний, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пример экзаменационного билета ( 11 класс)
1. Внутренняя и внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, диски CD-ROM / R / RW, DVD, флэш-накопители и др.). Технические параметры оперативной памяти и внешних носителей.
2. Особенности обработки информации человеком и компьютером. Понятие о деловой графике. Подготовьте наиболее подходящие диаграммы, помогающие проанализировать показатели деятельности хлебобулочной компании:
Наименование продукта |
Объем производства (т) |
Прибыль (тыс.руб) |
Хлеб, батоны, булочки |
1137,14 |
9498,39 |
Печенье |
432,16 |
12744,84 |
Сухарики, снеки |
56,73 |
2102,47 |
Торты |
78,3 |
14322,15 |
3. На языке программирования Паскаль напишите программу, которая в массиве из N английских слов подсчитает все буквы “a”.
Решение практической части вопроса 2.:
· Перенесем данную таблицу в MS Excel.
· Создадим круговую диаграмму, чтобы показать долю каждого из видов продукции в объеме производства:
· Создадим столбчатую диаграмму, показывающую прибыль от различной продукции:
· И, наконец, создав дополнительный столбец в таблице, посчитаем прибыль на тонну продукции и построим для ее отображения диаграмму с областями:
3. Задание.
На языке программирования Паскаль напишите программу, которая в массиве из N английских слов подсчитает все буквы “a”.
Образец решения задания 3:
program words;
uses crt;
type w=array[1..50] of string;
var word:w;
n,j,i,k: integer;
s:char;
Begin
clrscr;
n:=5;
word[1]:=alone;
word[2]:=apple;
word[3]:=tram;
word[4]:=alaska;
word[5]:=anaconda;
k:=0;
for i:=1 to n do
for j:=1 to length(word[i]) do begin
s:=word[i,j];
if s=a then k:=k+1;
end;
writeln(k);
readln;
end.
Примерные билеты для учащихся 9-х классов
Билет 1. 1. Виды и типы информации. Особенность восприятия информации человеком и компьютером. 2. В текстовом редакторе оформить пригласительный билет на выпускной вечер 9-х классов в соответствии с прилагаемым образцом. Билет 2. 1. Кодирование текстовой информации в компьютере. 2. Задача на использование двойного цикла «Делать от … до…» в среде учебного исполнителя или языка программирования. Билет 3. 1. Кодирование графической информации на экране монитора. Видеокарты. 2. Задача на использование подпрограммы в среде учебного исполнителя или языка программирования. Билет 4. 1. Кодирование графической информации при печати на принтере. 2. Задача на использование цикла «Делать пока» с условным оператором «Если» внутри цикла в среде учебного исполнителя или языка программирован. Билет 5. 1. Системы счисления. Двоичная система счисления. 2. Создать документ определенного типа (например, простейшую визитную карточку) с использованием векторного редактора. Билет 6. 1. Общее устройство компьютера. Центральные устройства, устройства ввода-вывода. 2. Задача на расчеты с помощью электронной таблицы. Билет 7. 1. Содержимое папки «Мой компьютер». Диски операционной системы. Иерархическая файловая система. Операции с файлами и папками. 2. Кадрирование и коррекция конкретной фотографии в растровом редакторе. Билет 8. 1. Компьютерная безопасность. Приемы безопасной работы. Резервное копирование, дефрагментация, защита от вредоносных программ. 2. Создать документ в электронной таблице с использованием подходящих диаграмм. Билет 9. 1. Интернет как глобальный источник информации. Основные сервисы. Понятие об адресе ресурса, поисковых машинах, гиперссылках. 2. Создать коллаж из различных рисунков в среде растрового графического редактора. Билет 10. 1. Растровая и векторная графика. Принципы организации, специфика применения. 2. Поиск конкретной информации в Интернете с использованием поисковых машин. |
Примерный вариант билета для 9-го класса
Билет 2.
1. Кодирование текстовой информации в компьютере.
2. Задача на использование двойного цикла «Делать от … до…» в среде учебного исполнителя или языка программирования.
Билет №2
1. Кодирование текстовой информации в компьютере.
2. (для исполнителя) Выложить поле Паркетчика плитками красного цвета.
Решение:
Программа
цел: строка,столб;
{
Делать от строка:=1 до 20
{
Делать от столб:=1 до 20
{ Перейти на (столб,строка);
Положить(к)
};
};
}
2. (для языка Паскаль). Сформировать таблицу 10х10 чисел, состоящую из чисел «1».
Решение :
program tab;
uses crt;
const
N = 10;
type mas = array[1..N,1..N] of integer;
var
m: mas;
i,j: integer;
Begin
clrscr;
writeln;
TextAttr:=15;
for i:=1 to N do begin
for j:=1 to N do begin
M[i,j]:=1;
Write( ,M[i,j]:3);
end;
Writeln;
end;
Readln;
End.