Методические рекомендации по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года 1
СОДЕРЖАНИЕ: Методические рекомендации по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года1ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
Методические рекомендации по разработке заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2009-2010 учебного года[1]
М., 2009.
Введение
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по истории и призваны помочь методическим комиссиям и жюри в составлении заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в субъектах Российской Федерации.
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по истории, по структуре и содержанию олимпиадных задач, рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а также рекомендации по оцениванию решений участников олимпиад.
Центральная предметно-методическая комиссия по истории выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, и желает успехов организаторам в проведении олимпиады. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу support@rusolymp.ru в центральную предметно-методическую комиссию по истории.
Методические рекомендации для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2009/2010 утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по истории (протокол №1 от 25 июня 2009 г. ).
Председатель Центральной
предметно-методической
комиссии по истории
член-корреспондент РАН,
профессор Карпов С.П.
I . Задачи школьного и муниципального этапов Олимпиады.
Первые два этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории призваны решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и всероссийском этапах Олимпиады. Во-вторых, проведение первых этапов олимпиады с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов. Настоящие рекомендации адресованы предметно-методическим комиссиям муниципального и регионального этапов олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий школьного и регионального этапов.
II . Общие организационные вопросы
Проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам по всей стране, и развития тех традиций проведения этих этапов, которые сложились в различных регионах и учитывают местные особенности. Предметно-методические комиссии муниципального этапа могут предлагать для проведения школьного этапа несколько вариантов заданий, на муниципальном же уровне задания должны быть едины для всех участников в регионе.
Порядок проведения школьного и муниципального этапов олимпиады определен Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (утверждено приказом Минобрнауки от 22.10.2007).
«20. Школьный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады.
21. Для проведения школьного этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.
22. Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».
… «29. Муниципальный этап олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.
30. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создается оргкомитет, предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.
31. Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады».
При подготовке заданий олимпиады школьного и муниципального этапов необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и следующие сравнительные характеристики этапов:
|
Школьный этап |
Муниципальный этап |
Возможность проведения для параллелей учащихся |
5-11 классы |
7-11 классы |
Оптимальное время для проведения. |
Один учебный час для 5-6 классов. Один астрономический час для 7-8 классов. Два-три учебных часа для 9-11 классов. |
Два учебных часа для 7-8 классов. Два-три астрономических часа для 9-11 классов. |
Использование заданий со значительным развернутым текстом (сочинение-эссе, задание на критику истоического источника). |
Рекомендуется для учащихся 9-11 классов. |
Рекомендуется для учащихся 7-11 классов. |
Предлагается считать, что весь комплект заданий на школьном и муниципальном этапах может оцениваться исходя из общего числа баллов – 100. При этом различные задания должны приносить участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности.
Общее число заданий рассчитывается, исходя из времени, которое дается на их решение (см. об этом в разделе 4).
III . Содержание заданий.
Существуют три основных требования к заданиям. Они должны иметь творческий характер, отличаться сбалансированностью содержания и соответствовать возможностям участников.
1. Творческий характер заданий.
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников (п. 7), задания составляются на основе общеобразовательных программ. Конечно, олимпиада не может и не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. В то же время речь идет о предметной олимпиаде, и при составлении заданий следует стремиться к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки. Следует стремиться к тому, чтобы задания не ставили под сомнение определенные положения базового курса истории, а подталкивали участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивали уже известные им положения исторической науки.
Если школьные контрольные работы и тесты ЕГЭ нацелены прежде всего на проверку усвоения учебного материала, то участник олимпиады должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников).
Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников.
Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.
2. Сбалансированность содержания.
Историческая наука столь обширна, что лишь немногие участники олимпиады могут в равной степени знать все ее разделы. Для того, чтобы дать школьникам, особенно интересующимся какой-либо проблематикой, возможность проявить свои способности, в заданиях должны быть вопросы по всем периодам, пройденным учащимися параллели на момент проведения олимпиады.
В выпускных же классах крайне важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов (и баллов, которые может получить участник) между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в школьной программе:
- с древнейших времен до середины XVI в.
- с середины XVI до конца XVIII в.
- XIX в.
- с начала XX в. до настоящего времени
Большинство заданий обычно посвящено отечественной истории; важно, чтобы присутствовали также вопросы, связанные со всеобщей историей (прежде всего в контексте истории России, ее внешней политики и международных связей). Для параллелей 5 и 6 классов, учащиеся которых на момент проведения первых этапов олимпиады изучали только всеобщую историю, задания должны составляться на основе пройденных ими разделов курса. Традиционно в олимпиадных заданиях большое внимание уделяется нескольким приоритетным темам, таким, как развитие русской культуры в XIX в. и Великая Отечественная война.
Необходимо также сбалансировать проблематику вопросов, они должны примерно в равной степени касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики России.
Хорошей традицией олимпиады является включение в комплект заданий нескольких вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании. Важно, чтобы это включение было органичным, нужно стремиться задать такой вопрос, который бы на местном материале показывал какие-либо крупные общероссийские процессы. Лучше всего, если эти вопросы касаются каких-либо событий или памятников общероссийского масштаба, связанных с региональной историей.
3. Соответствие уровня заданий возможностям участников.
Школьный и муниципальный этапы олимпиады должны быть массовыми и способствовать повышению интереса школьников к исторической науке и к олимпиадному движению.
При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями или призерами вне зависимости от места в турнирной таблице (Положение, пп. 26, 33) и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе олимпиады. Нежелательна ситуация, когда из-за чрезмерной сложности заданий лишь немногие участники преодолевают 50%-ный барьер: во-первых, часть потенциально сильных участников отсекается еще на раннем этапе, а кроме того, такая практика порождает у многих школьников чувство разочарования, лишает их стимула к участию в олимпиаде на следующий год. В то же время задания не должны предполагать 100%-ного выполнения, высший результат должен быть достижим по отдельным содержательным блокам только для самых сильных, специально интересующихся данной проблематикой участников.
Решение достигается путем включения в комплект заданий вопросов разного уровня сложности, причем это должно быть сделано не в ущерб принципу сбалансированности заданий: скажем, неправильно, если вопросы по истории Древней Руси все относятся к категории «несложных», а по XX веку – напротив, исключительно сложны.
IV . Основные типы олимпиадных заданий.
В этом разделе дается краткая характеристика основных типов олимпиадных заданий, выработанных многолетней практикой олимпиад, и указывается на основные сложности, связанные с их созданием. Каждый вопрос комплекта заданий должен обязательно сопровождаться указанием, какое максимальное количество баллов может получить участник за ответ, а в начале нужно указать, каков максимальный балл за весь тур. В ключах также нужно четко прописать, на основании каких критериев участник получает за каждое задание максимальный балл, часть возможных баллов или ноль.
1. Тестовые вопросы.
Простейшая форма проверки знаний, тестовые вопросы бывают «закрытыми» (с предложенными вариантами ответов) или «открытыми» (участник должен предложить ответ самостоятельно). При использовании «открытых» тестов необходимо стремиться к максимально четкой формулировке задания, ибо в противном случае жюри рискует столкнуться с множеством сложностей при проверке, связанных с появлением «формально правильных ответов». Дав такой ответ, участник зачастую убежден, что выполнил задание, и не предпринимает усилий для поиска более точного решения.
Пример:
На вопрос, «кто нанес поражение турецким войскам при Козлудже?», вместо предусмотренного ключом ответа «А.В.Суворов», дается ответ «русская армия». Отвергая этот ответ, жюри дает формальное основание для апелляции.
Даже в тестовых вопросах, являющихся самым простым из типов олимпиадных заданий, следует стремиться уходить от простой проверки знания фактов, формулировать их так, чтобы поиск ответа предполагал элемент самостоятельного размышления.
Примеры:
Какой из русских городов не был основан в XVI в.?
А. Царицын
Б. Тобольск
В. Омск
Г. Белгород
В битве на Ворксле участвовали:
А. Витовт, Ягайло, Мамай, Тохтамыш
Б. Витовт, Тохтамыш, Темир-Кутлуг, Едигей
В. Дмитрий Донской, Михаил Тверской, Гедимин, Узбек
Г. Иван III , Менгли-Гирей, Ахмат, Александр Казимирович
На решение такого задания участнику предоставляется 2-3 минуты.
2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.
В отличие от простейшего вопроса, такое задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.
Примеры:
Кто из этих исследователей жил в XVIII в.?
Е. Хабаров
Д. и Х. Лаптевы
С. Челюскин
С. Дежнев
А. Колчак
А. Чириков
Назовите хозяйственные объекты, построенные в годы первых пятилеток
Транссиб
Автомобильный завод в Тольятти
Магнитогорский металлургический комбинат
Мариинская водная система
Днепрогэс
Сталинградский тракторный завод
Какие из перечисленных государственных учреждений не существовали в XVIII в.?
Государственная Дума
Сенат
Кабинет министров
Верховный тайный совет
Министерство народного просвещения
Малороссийская коллегия
На решение такого задания участнику предоставляется 3-5 минут.
3. Ряды на определение принципа их построения.
Участнику дается логический ряд и предлагается определить, по какому принципу он построен. Такой тип заданий следует применять с большой осторожностью, поскольку практически любое задание может иметь множество правильных ответов. Здесь необходима предельно четкая формулировка вопроса.
Пример:
На вопрос «по какому принципу образован ряд: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР?» вместо предполагаемого «советские республикип, образовавшие СССР в 1922 г.», дается ответ «республики СССР».
Время на решение – 3-5 минут
4. Ряды «на включение» - «на исключение».
Тип заданий, очень близкий к предшествующему. Однако здесь зачастую возможны неожиданные ответы, являющиеся правильными не только по чисто формальному принципу. Составители заданий должны предусмотреть возможность их появления в ключах.
Пример:
Из ряда «Фотий, Гермоген, Филарет, Аввакум, Никон» в соответствии с ключом должен быть исключен Аввакум, никогда не занимавший пост предстоятеля Русской Православной церкви. Однако возможны и другие решения: Фотий, как единственный здесь не принадлежащий к XVII в.; Филарет, как единственный правитель государства; и другие. Правильнее было бы сформулировать вопрос жестче, например, кто из названных лиц никогда не принадлежал к числу церковных иерархов.
Время на решение – 3-5 минут
5. Хронологические последовательности.
Участнику предлагается расставить в хронологическом порядке несколько событий.
Этот тип заданий справедливо считается одним из самых тяжелых как для участников, так и для жюри. Ошибка в определении времени даже одного из событий ведет к тому, что последовательность нарушается. Если ключ предполагает, что каждое событие должно находиться на строго определенном месте в последовательности, ответ оказывается полностью неправильным. Например, ключ дает порядок «БВГДА». Ошибившись лишь с одним событием «А», участник дает решение «АБВГД», с точки зрения формальной проверки совершая пять ошибок.
Подобные задания представляются оправданными только в том случае, если названные события тесно и непосредственно связаны друг с другом. Кроме того, крайне нежелательно, чтобы в них присутствовало больше 5 элементов.
Пример:
Расставьте события в хронологической последовательности:
Заключение Петербургского мира
Смерть Елизаветы Петровны
Вступление России в Семилетнюю войну
Взятие русскими войсками под командованием З.Г.Чернышова Берлина
Сражение при Кунерсдорфе
Время на решение – 3-7 минут
6. Задания на соотнесение двух рядов данных .
Воплощая в себе все положительные черты предыдущего типа, такие задания не имеют присущих им недостатков. В качестве одного из рядов могут выступать даты событий.
Примеры:
Соотнесите имя исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.
Исторический деятель
1. Михаил Воротынский
2. Федор Конь
3. Иван Пересветов
4. Иван Федоров
5. Андрей Чохов
Род деятельности
А. Автор посланий о необходимости усиления власти государя
Б. Полководец, отразивший нашествие крымских татар
В. Архитектор, создатель крепостей
Г. Создатель «Царь-пушки»
Д. Один из руководителей «опричнины»
Е. Русский первопечатник
Исторический деятель
1. Л .Д. Троцкий
2. Г .Е. Львов
3. А.В. Колчак
4. М .В. Родзянко
5. А.И. Деникин
Род деятельности
А. Последний глава Временного правительства
Б. «Верховный правитель России».
В. Министр-председатель первого состава Временного правительства
Г. Командующий «Вооруженными силами Юга России» в 1919 г.
Д. Последний председатель Государственной думы, один из организаторов отречения Николая II
Е. Создатель Военно-революционного комитета, первый нарком иностранных дел и председатель РВС
Время на решение – 5-7 минут
7. Текст с пропусками.
При составлении такого текста важно учесть возможность «формально правильных» ответов.
Пример.
Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами
Пытаясь найти себе внешнюю поддержку, царь Василий Шуйский направил в Новгород своего племянника _________(1)__________, чтобы попытаться получить помощь из ______(2)_____, правитель которой находился во враждебных отношениях со своим племянником польским королем Сигизмундом III. Был заключен договор, по которому за уступку города ____(3)_________ и значительные денежные выплаты в распоряжение России был передан корпус воинов-наемников. Вместе с этим корпусом царский воевода выступил в поход из Новгорода. Армия его медленно двигалась на юг, к Москве, и постепенно весь Север и значительная часть Центра были очищены от войск тушинцев. Сняв осаду с __(4)______ монастыря, он торжественно вступил в столицу. (Б.Н.Флоря)
Время на решение – до 10 минут в зависимости от сложности задания
8. Задания по работе с иллюстративными источниками.
Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа участника не сводилась к простому «узнаванию» зрительного образа. Он должен мобилизовать свои знания по истории культуры, чтобы правильно ответить на заданные вопросы.
Пример.
В задании даются фотографии соборов Московского Кремля: Успенского, Благовещенского и Архангельского, а также Успенского собора во Владимире и церкви Покрова в Филях. Участникам предлагается определить, какие из этих архитектурных памятников расположены в Московском Кремле.
Время на решение – до 10 минут в зависимости от сложности задания
9. Задания на анализ карты .
Здесь также важно, чтобы речь шла не просто о проверке зрительной памяти, но и об общем уровне знания истории. Поэтому следует избегать заданий, ответы на которые в непосредственном виде можно найти в школьных атласах. Важно также учитывать, что интересующийся историей школьник не всегда столь же силен в географии. Кроме того, прежде чем предлагать задания по картам или по репродукциям, организаторы олимпиады должны убедиться в том, что их полиграфические возможности позволяют распечатать эти материалы в надлежащем качестве.
Примеры:
Выполните задания по карте
Вопросы:
1. Определите, карта какого сражения здесь представлена?
2. В каком году оно произошло?
3. В ходе какой войны оно произошло (название войны)?
4. Назовите годы этой войны.
5. Кто командовал русской эскадрой?
Нанесите на карту территории, на которых в XVIII в. происходили крупные восстания. Обозначьте их цифрами, укажите даты и принятые в исторической науке названия этих движений.
Время на решение – до 15 минут в зависимости от сложности задания
10. Задания на анализ документов.
Такие задания являются одной из самых важных и творческих составляющих олимпиады. Участник должен узнать документ, соотнести его с известными ему из курса событиями, ответить на связанные с этим вопросы.
Примеры
.
«Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в ыных в каких-нибудь в служилых людех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет».
Вопросы:
1. Как называется документ, из которого приведен данный фрагмент?
2. В каком году он был принят
3. Какие события непосредственно предшествовали его принятию?
В чем заключается основной смысл данной статьи?
Значительно более сложный вариант подобного задания – задание, предполагающее историческую критику текста. «Отчет» участника о такой работе представляется в виде самостоятельно написанного текста. Исключительно важным является такой подбор источника, который позволял бы участникам самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, опираясь на критический разбор текста.
Время на решение – до 15 минут в зависимости от сложности задания
12. Историческое эссе.
Как правило, историческое эссе дается только в выпускных классах. Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.
Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять из себя высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.
При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Время – не менее 45 минут.
Общие методические рекомендации:
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
- Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005
- Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006
- Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008
Ресурсы Интернета:
Обширная электронная библиотека и коллекция ссылок на различные материалы исторического содержания в Интернете имеется на сайте Исторического факультета: www.hist.msu.ru
[1] Методические рекомендации составлены к.и.н., доцентом Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова А.А.Талызиной и к.и.н., доцентом Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Д.А.Хитровым. В тексте использованы задания к.и.н. , доцента Вологодского государственного педагогического университета Д.А.Черненко.