Методические рекомендации по выполнению реферативных работ рекомендовано для любой специальности среднего профессионального образования
СОДЕРЖАНИЕ: Реферат как один из видов творчества студентов: Методические рекомендации по выполнению реферативных работ. М.: Издательский отдел ипр спо, 2005. сФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ
Рекомендовано для любой специальности среднего профессионального образования
2005
Реферат как один из видов творчества студентов: Методические рекомендации по выполнению реферативных работ. - М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005. - с.
Составители: И.В. Коврижных
В.А. Огородникова
Н.Б. Петрищенко Рецензенты: Г.В. Ткачева
Г.Д. Ожерельева
Ответственный за выпуск: Л.Н- Дубровина
методист Омского государственного
колледжа торговли, экономики и
сервиса;
преподаватель социальных
дисциплин;
преподаватель информатики
заведующая учебно-методическим
центром Омского областного
института повышения
квалификации работников
образования;
методист Омского государственного
колледжа отраслевых технологий
строительства и транспорта
начальник отдела содержания образования ИПР СПО
Данные методические рекомендации по созданию и оформлению рефератов предназначены для студентов и преподавателей колледжей и техникумов. Представив в работе специфику реферата как одного из видов творчества студентов, авторы описали основные требования к реферату, виды рефератов, их структуру и содержание, а также этапы работы над рефератом. Особый раздел представляют рекомендации по оформлению реферата на компьютере: примерная схема оформления, алгоритм подготовки текста, форматирование текста, операции с рисунками и таблицами, имеется образец оформления титульного листа и список литературы по данной теме.
Рекомендации позволят студентам любых специальностей грамотно осуществлять подготовку, выполнение и оформление рефератов, развивая тем самым их практические умения и творческие способности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................................................................. 5
Глава 1 Виды рефератов............................................................................................ 7
Глава 2 Этапы работы над рефератом....................................................... 10
Глава 3 Подготовка и написание реферата........................................................ 11
3.1 Выбор темы.................................................................................................. 11
3.2 Подборка литературы и работа с ней............................................................ 11
3.3 Составление плана написания реферата............................................. 12
3.4 Структура реферата........................................................................................... 12
Глава 4 Общие требования к оформлению реферата 14
Глава 5 Контроль за выполнением, рецензирование реферативной
работы........................................................................................................................... 16
Глава 6 Критерии оценки реферата............................................................ 17
Глава 7 Защита реферата.............................................................................. 18
Глава 8 Рекомендации по подготовке реферата на компьютере.................. 19
Заключение.................................................................................................................. 28
Приложения................................................................................................................. 29
Список литературы................................................................................................... 36
ВВЕДЕНИЕ
В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовать цели, объективно оценивать результаты своей деятельности. Современному обществу требуются специалисты, обладающие последовательным, логическим мышлением, умеющие рационально организовать свою деятельность во времени, способные самостоятельно приобретать знания по избранной специальности.
Несомненно, что в основе подготовки специалистов должен лежать самостоятельный труд студентов. Самостоятельная работа по своей сути предполагает максимальную активность каждого студента. Она проявляется в организации его работы, в сознательном стремлении превратить усваиваемые знания в личные убеждения, чтобы руководствоваться ими в своей повседневной деятельности. Каждый студент должен понять, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путем приобщения к самостоятельной работе. Самостоятельная работа студента, включающая самые разнообразные формы и методы, предполагает, кроме всего прочего, и работу над рефератом.
В современной литературе довольно чётко сформулировано значение понятия «реферат». Термин «реферат» имеет латинские корни (лат. refero) и в дословном переводе означает «передаю, докладываю, сообщаю».
Реферат - это не сочинение, а обзор публикаций, доступных по заданной теме. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нём?». Еще М.В.Ломоносов говорил, что цель рефератов - в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».
В учебном процессе реферат понимается как краткое изложение в письменном виде или в форме устного сообщения содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научных исследований, а также документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
Цель написания р ефератов - научить студентов связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы. Таким образом, слово «реферат» имеет 2 значения:
1). краткое изложение реферируемой научной работы, книги, статьи; 2). сообщение на заданную тему, сделанное на основе краткого обзора литературы и других источников.
Основные требования, предъявляемые к реферату:
- информативность изложения;
- объективность, неискажённое фиксирование всех положений
первичного текста;
- точность в передаче информации;
- полнота отображения основных элементов содержания;
- доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и
по форме;
- соблюдение единого стиля;
- корректность в оценке материала;
- изложение в логической последовательности;
- использование точного, литературного языка.
Реферат - одна из форм интерпретации исходного материала или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-то вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или нескольких источников.
Специфика реферата :
- в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений,
оценок:
- в нём дается ответ на вопрос, что нового, существенного по
интересующей проблеме содержится в конкретном тексте.
Реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос. Оценка может быть допущена лишь в последней, заключительной части в виде резюме.
Зашита реферата - одна из форм проведения устной аттестации студентов.
Она предполагает значительную предварительную работу: выбор проблемы (темы), ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Реферативная работа по социально-гуманитарным дисциплинам является одним из существенных моментов в выработке у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой, способности решать и оценивать различные ситуации.
Глава 1 ВИДЫ РЕФЕРАТОВ
В педагогической и методической литературе по организации творчества педагогов и студентов представлено несколько классификаций рефератов.
Существует классификация видов рефератов (автор Н.Н.Соловьева) по различным критериям:
- по полноте изложения - информативные (рефераты-конспекты) и
индикативные (рефераты-резюме);
- по количеству реферируемых источников - монографические и
обзорные;
- по читательскому назначению - общие (характеристика содержания
в целом, ориентация на широкую аудиторию), специализированные
(ориентация на специалистов) и авторефераты.
Единым требованием ко всем видам является то, что реферат не должен отражать субъективных взглядов на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.
Другие методисты-филологи (Т.А.Ладыженская, М.Ю.Федосюк) предлагают деление рефератов на репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.
Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад даёт анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.
В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.
Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста.
Наиболее приемлемыми формами рефератов в учебных заведениях среднего профессионального образования являются следующие виды рефератов: учебные, экзаменационные и творческие.
Цель учебных рефератов - научить студентов работать эффективно. Эффективность — это не объём, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени. К сожалению, в последние годы в связи с компьютеризацией учебного процесса участились случаи сдачи рефератов, взятых из Интернета в готовом виде. Тем самым студенты обкрадывают сами себя, свои знания, поскольку они не научатся самому главному -работать с литературой.
Особенность учебных рефератов в том, что от них не требуется практической отдачи. Но именно учебные рефераты дают навыки для разработки более сложных рефератов : контрольных, экзаменационных, творческих.
Контрольные рефераты - этот термин появился сравнительно недавно. Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной работы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя (через свое представление темы).
Реферат контрольного типа в обязательном порядке сдаётся при поступлении в аспирантуру и другие учебные заведения. При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать своё моральное право заниматься той темой, по которой готовится реферат, а для этого важно, чтобы в него попали труды известных ученых.
Сегодня при устройстве на престижную работу у соискателей также могут требовать предоставления реферата по теме, которой занимается фирма. Это особенно важно, когда на работу устраивается молодой человек. У специалистов со стажем можно запросить отчёт о результатах их прошлых лет, резюме или рекомендации, а у молодого человека, только что окончившего учебное заведение, ничего этого нет. С помощью реферата можно выяснить, насколько работник знаком с этим видом деятельности. При этом учитывается не только широта и глубина знаний, но и оперативность работ. А эти навыки можно приобрести при написании учебных рефератов.
Творческие рефераты - самый интересный вид рефератов, потому что поводом для их написания может стать знакомство с интересной статьей в журнале, сообщение по телевидению, интересная книга. Оперативно выполняя рефераты «для себя», можно постоянно пополнять коллекцию, и вы постоянно будете в состоянии готовности к выступлению на конференциях.
Строгий отбор - это основа любого творчества, а чтобы было из чего отбирать, надо иметь исходные материалы. Творческие рефераты для этого подходят очень хорошо.
Экзамен в форме зашиты реферата - вид рефератов, применяемых в образовательных учреждениях, хотя время показало, что замена проведения аттестации в устной форме (по билетам) защитой реферата не всегда целесообразна. Этот вид рефератов отличается от учебных рефератов широтой охвата материала, глубиной проникновения в проблему, объёмом, научной и практической ценностью работы. Данный реферат должен отражать проблему, которая достаточно хорошо исследована в науке.
Тема может носить междисциплинарный и интегративный характер, быть в рамках программы дисциплины или расширять её содержание (рассмотрение истории проблемы, новых теорий, новых аспектов проблемы, новых источников). При изложении содержания важна значимость проблемы, рассматриваемой в реферате, её актуальность, логическая последовательность, выводы должны формулироваться
лаконично, с соблюдением принципа: от частных - к более общим и важным положениям.
Глава 2 ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ
В организационном плане написание реферата есть процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы могут быть сгруппированы в три основных : подготовительный, исполнительский и заключительный. Внутри трёх основных имеются следующие этапы работы над рефератом:
1. Выбор проблемы, её обоснование и формулирование темы.
2. Изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Конспектирование или тезирование необходимого материала.
5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации.
6. Определение основных понятий темы.
7. Корректировка темы и основных вопросов анализа.
8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана.
9. Реализация плана, написание реферата.
10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия
сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема
реферата.
11. Проверка оформления списка литературы.
12. Редакторская правка текста.
13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности
и стилистики.
Глава 3 ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА 3.1. Выбор темы
Выбор темы - один из важных моментов подготовки к написанию реферата. Как правило, темы для студентов разрабатываются преподавателями. Однако студент может предложить самостоятельно сформулированный вариант названия и направления научной работы. Тема реферата должна быть актуальной, учитывать интересы студента, его способности и уровень развития общеучебных умений и навыков. При этом следует учитывать следующее:
- тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки
зрения;
- в названии реферата следует определить четкие рамки
рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими
или слишком узкими. Например, по обществознанию не следует
допускать название типа «Мировые религии», возможен вариант:
«История возникновения мировых религий», «Роль мировых
религий в современном мире», «Проблемы взаимоотношений
мировых религий в современных условиях» и т.д. В истории вместо
слишком широкого названия «Петр Первый» - «Реформы Петра
Первого», «Формирование основных черт характера Петра
Первого» и т.п.
Целесообразно воздерживаться от использования в названии реферата спорных с научной точки зрения терминов и излишней наукообразности.
3.2. Подборка литературы и работа с ней
Выбрав тему, необходимо изучить соответствующую литературу: книги, брошюры, журнальные и газетные статьи.
Для выбора литературы студенты могут воспользоваться любой библиотекой: своей, колледжа, городской, областной.
В библиотеках обычно существуют каталоги (алфавитный, систематический, предметный), которые позволяют найти необходимое печатное издание.
В условиях «информационного бума» большое значение получила справочная литература, предназначенная для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического и познавательного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, словари, справочники.
Справочная литература - море книг полезных, нужных, порой совершенно необходимых.
Получив книгу, внимательно изучите аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются главные идеи данной работы.
Затем ознакомьтесь с оглавлением, посмотрите введение (предисловие) и заключение.
При изучении источника или книги целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги и с одной стороны листа.
Не следует забывать и о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы.
3.3. Составление плана написания реферата
Реферат пишется по определенному плану. Первоначальный план обычно рекомендуется преподавателем. Однако при изучении соответствующей литературы этот вариант плана уточняется и совершенствуется.
План - это логическая основа реферата. От правильного его составления зависит структура и логическая связь его частей. Имея предварительный план, студент обращается к библиографии, прибегая к помощи библиографического каталога. Когда в достаточной степени накоплен материал, можно приниматься за систематизацию материала, отразив в плане все основные части реферата.
3.4. Структура реферата
I. Введение.
П. Основная часть.
III. Заключение.
IV. Список литературы.
V. Приложение (необязательная часть).
ВВЕДЕНИЕ
Во введении должна быть обоснована актуальность темы реферата, её теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы и наличие различных подходов в ее решении.
Кроме того, во введении даются краткие сведения об авторе: учёная степень автора, его специализация; приоритет автора; характеристика источника и указание методов разработки темы.
Очень важно, чтобы студент умел четко сформулировать цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить. Введение должно содержать также краткий обзор изучаемой литературы, анализ сильных и слабых сторон того или иного источника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть реферата содержит материал, отобранный студентом для рассмотрения выбранной им проблемы. В этой части автор реферативного сочинения решает задачи, поставленные во введении. Основная часть должна включать в себя развитие научных представлений о проблеме. Целесообразно показать связь проблемы с современной действительностью. Кроме того, она должна содержать собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на соответствующие факты.
Основная часть может быть разбита на параграфы (разделы), которые должны располагаться последовательно, логически.
Письменная обработка полученных знаний зачастую бывает трудным делом. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается «сразу». Вернитесь к работе через какое-то время. Главное в письменном изложении, чтобы вас поняли. Постарайтесь разобраться в сути работ, поставьте себя на место читателя, который видит работу впервые.
Обратите внимание на логичность изложения материала, на связь между параграфами (разделами) и частями работы. Выводы необходимо делать в каждом параграфе и главе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение подводит итог работы.
Оно должно содержать основные выводы автора по решению проблем, поставленных в основной части реферата. Заключение может содержать и предложения по дальнейшей научной разработке вопроса.
Глава 4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Оформление реферата подчинено определенным требованиям.
Реферативную работу студент выполняет на стандартных листах писчей бумаги (формат А4) в письменном, машинописном или компьютерном варианте. Точный объем реферата зависит и от темы, и от количества проработанных источников, и от задачи, которую поставил перед собой студент-автор. Разумнее принять объем работы от 10 до 20 машинописных листов (формат А4).
Текст помещается на одной стороне листа с обязательным выделением полей (левое поле листа - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 15 мм) и порядковой нумерацией листов.
Нумерация страниц проставляется посередине верхнего поля листа. Титульный лист реферата считается первым листом, содержание - вторым. На этих страницах нумерация не ставится. Она считается с цифры «3» (соответствует первому листу «Введение»). Каждый новый раздел реферата печатается с новой страницы.
Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Титульный лист - первая страница реферата, которая должна содержать основные сведения о работе и её авторе.
В верхней части листа указывается название учебного заведения в полном объеме, без сокращений (приложение 1).
В центре - тема реферата. Ниже темы справа указывается Ф.И.О. студента, группа, Ф.И.О. руководителя.
Внизу титульного листа обозначается город и год написания реферата.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание следует после титульного листа реферата. В нем указываются основные части реферата (введение, основная часть, заключение, список литературы) с указанием соответствующих страниц (Приложение 3).
Разделы нумеруются арабскими цифрами. Если разделы «Содержания» разбиты на подразделы, то их нумерация составляется из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например, раздел 1 «Подготовка и написание реферата», подраздел 1.1. «Выбор темы».
ВВЕДЕНИЕ
Введение - это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом.
Объем введения обычно составляет 1-2 страницы текста.
ОСНОВНАЯ (содержательная) ЧАСТЬ
Основной текст излагается в произвольной форме. По ходу изложения материала автор может ссылаться на других авторов, всевозможные источники (документы, карты, таблицы, схемы и т.д.), которые должны располагаться после текста.
Общий объем основной части - 8-15 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение - часть реферата, в которой формулируются выводы. Оно должно быть четким и кратким.
По объему не должно превышать введение (1-2 страницы).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение — часть реферата, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для более полного освещения темы. По форме и содержанию приложения разнообразны: таблицы, схемы, графики, рисунки, карты, фотографии, образцы и т.д.
Нумерация приложений помещается в правом верхнем углу над заголовком приложения рядом со словом «приложение» (например, Приложение 1).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ И ИСТО ЧНИКОВ
Порядок построения списка определяется самим автором. Однако на сегодняшний день наиболее распространенным является перечисление в алфавитном порядке (по первым буквам фамилий авторов или названий сборников). Необходимо также указать место издания, название издательства, год издания (Приложение 4). Возможно использование и других способов: систематический и в порядке упоминания в тексте реферата.
Глава 5 КОНТРОЛЬ ЗА ВЬШОЛНЕНИЕМ, РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
В ходе работы над рефератом преподаватель контролирует деятельность студентов. С этой целью обычно определяется время для консультаций. Консультации могут быть индивидуальными и фупповыми. В случае необходимости материал дорабатывается и совершенствуется.
Окончательный срок сдачи реферата определяется руководителем. В двухнедельный срок он обязан проверить черновой и окончательный варианты реферата, написать рецензию с указанием достоинств и недостатков работы. Типовой план, типовой текст и примерная рецензия помещены в Приложениях.
Рецензия - важнейший показатель работы студента над рефератом.
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) - разбор и оценка научного или художественного произведения или научного труда; критический отзыв о сочинении или произведении, который указывает на достоинства и недостатки, высказывает оценку, мнение при детальном анализе.
Рецензия отвечает на вопрос: «На что?».
Глава 6 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
Критериями оценки реферата являются:
- новизна реферированного текста;
- степень раскрытия сущности проблемы:
- обоснованность выбора источников;
- соблюдение требований к оформлению.
Новизна текста определяется:
- актуальностью проблемы и темы;
- самостоятельностью в постановке проблемы, в формулировании
нового аспекта выбранной для анализа проблемы, в установлении
новых связей, (межпредметных, внутрипредметных и интегратив-
ных);
- наличием авторской позиции;
- стилевым единством текста, единством жанровых черт.
Степень раскрытия сущности проблемы предполагает:
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полноту и глубину раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом:
- умение работать с литературой;
- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки
зрения по данной проблеме.
Обоснованность выбора источников оценивается:
- полнотой использования работ по проблеме;
- привлечением наиболее известных и новейших работ по проблеме
(журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и
т.д.).
Соблюдение требований к оформлению определяется:
- оценкой грамотности и культуры изложения;
- владением терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдением требований к объему реферата:
- правильным оформлением ссылок на используемую литературу;
- культурой оформления.
Глава 7 ЗАЩИТА РЕФЕРАТА
Хотя проведение аттестации в форме защиты реферата не возбраняется, но применение её не всегда целесообразно. Если преподаватель в силу веских причин разрешает студенту такую форму аттестации, то он должен поставить в известность учебную часть.
Тематика реферативных работ, вынесенных на экзамен, утверждается на заседании цикловой методической комиссии.
Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется студентом на рецензию преподавателю, принимающему экзамен, который и выставляет студенту оценку после защиты реферата.
Защита реферата происходит в устной форме. На нее отводится 10-15 минут в зависимости от темы и объема реферативной работы. В течение указанного времени студент, защищающий реферат, должен рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части и выводах, сделанных в ходе работы над избранной темой.
Нет смысла во время защиты требовать от студента полного пересказа основной части работы. С другой стороны, не следует превращать защиту реферата в «вечер вопросов и ответов».
Критерии оценки за экзамен в форме защиты реферата
Итоговая оценка складывается из оценки самостоятельной реферативной деятельности студента (на основании рецензии) и итогов защиты реферата студентом на экзамене.
При выставлении оценки следует обращать внимание на следующие моменты:
- актуальность содержания реферата, его теоретический уровень;
- грамотность раскрытия темы;
- простоту и доходчивость изложения;
- убедительность, аргументированность, практическую значимость
предложений и выводов, сделанных в реферате;
- способность студента понять суть задаваемых ему вопросов по
теме представленного реферата и формулировать точные ответы
на них;
- соответствие критериям оценки экзаменационного реферата;
- способность защитить реферат, продемонстрировав ораторские
способности и общеучебные умения.
Глава 8 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА НА КОМПЬЮТЕРЕ
Студенты, осваивающие работу на персональном компьютере в режиме пользователя, могут использовать основные рекомендации по компьютерному оформлению рефератов, докладов и других печатных материалов. Данные рекомендации предназначены для выработки умений и навыков у студентов при подготовке рефератов и докладов с использованием текстового процессора Word.
/. Общие правила подготовки реферата
Реферат необходимо оформлять на компьютере, придерживаясь определенных правил, принятых в русском литературном языке (орфография, форматирование абзацев, иерархия и размещение заголовков и т.п.). Их необходимо соблюдать при подготовке любого документа - будь то реферат, служебный доклад или художественное произведение. Помните, что неряшливый текст, опечатки, запятая или точка, оторвавшаяся от слова (набранная через пробел), размещенный как попало заголовок, перекос в границах абзаца и т.п. - это проявление неуважения к читателю.
Документ должен быть красивым!
1.1. Структура страницы
На странице мы различаем следующие структурные элементы:
- основной текст;
- верхний и нижний колонтитулы;
- сноски.
Основной текст страницы - это строки и абзацы, таблицы, рисунки. Некоторые из абзацев могут быть заголовками; рисунки могут иметь подписи.
Колонтитул размещается в верхней или нижней части страницы и содержит некоторую информацию (номер раздела, название документа или раздела, дату, марку фирмы и т.п.). В колонтитул входит номер страницы. Колонтитулы автоматически воспроизводятся на каждой странице документа.
Чтобы вставить и отредактировать верхний (Header) или нижний (Footer) колонтитул, необходимо выбрать в строке меню команду «Вид/Колонтитулы».
Сноска - это примечание к тексту, которое может находиться либо в нижней части страницы, либо в конце документа. Каждая сноска помечается либо автоматически (порядковым номером со сквозной нумерацией - 1,2,...), либо пометкой по вашему выбору (например, звездочкой или номером). Сноска и ссылка на нее (т.е. номер или пометка) также имеют стиль оформления.
Чтобы вставить сноску, необходимо выбрать в строке меню команду «Вставка /Сноска», чтобы отредактировать сноску, надо выбрать команду «Вид /Сноска».
Все сноски данной страницы, в отличие от колонтитула, располагаются в пределах места, отведенного основному тексту страницы. Поэтому, чем больше сносок вы набрали на данной странице, тем меньше места останется для основного текста.
1.2. Структура документа
Каждый документ обычно делится на структурные разделы, которые называются по-разному: части, главы, параграфы, пункты, подпункты и т.д. Каждый раздел имеет заголовок, который снабжен каким-либо текстовым обозначением или номером, например: Глава 5, 3.2, 5.4.1 и т.п.
Структуру документа определяет его автор. Например, реферат в целом должен быть разделен на главы (глава 1, глава 2, ..., глава 9). Каждая глава в свою очередь разделена на пункты с нумерацией 1.2, 2.4, 7.5 и т.д., причем первая цифра номера пункта - это номер главы, а цифра (или две цифры) после точки - номер пункта в данной главе.
Word не знает, что такое глава, что такое параграф или пункт. Для этой программы существует только понятие «заголовок» (heading), причем допускаются заголовки девяти уровней - от первого (наивысшего) до девятого.
Каждый заголовок - это абзац. Любому абзацу вы можете присвоить статус заголовка того или иного уровня.
1.3. Алгоритм подготовки
1. Установить параметры страницы.
2. Ввести текст.
3. Отредактировать текст (исправить ошибки).
4. Отформатировать текст (символы и абзацы).
5. Вставить иллюстрации, таблицы.
6. Вставить сноски.
7. Вставить колонтитулы.
8. Отформатировать страницы.
9. Оформить титульный лист.
Рекомендуемые размеры полей:
- верхнее- 1,5 см
- нижнее- 1,5 см
- левое - 2 см
- правое -2 см
Форматирование можно производить при вводе текста или после завершения ввода текста.
1.4. Примерная схема оформления
«Программу» отделки чернового текста вы можете составить сами, в зависимости от характера документа и собственных склонностей. Приведем один из возможных вариантов.
1. Выделите весь текст
- [Правка / Выделить все] или щелчком
мыши на полосе выделения при нажатой клавише {Ctrl}.
2. Проведите форматирование символов и форматирование абзацев
по всему документу - [Формат/Шрифт, Формат/Абзац].
3. Выровняйте абзацы по ширине —
щелчком мыши на
соответствующей пиктограмме панели инструментов форматирования.
4. Установите единый отступ в красной строке абзаца.
Для этого
сместите вправо на 1-2 см верхний треугольник на горизонтальной линейке.
5. Вставьте номера страниц /Вставка/ Номер страницы].
6. Приведите в порядок таблицы, вставьте и отмасштабируйте
рисунки.
7. Сформируйте оглавление, просмотрите и напечатайте документ.
1.5. Форматирование заголовков
При оформлении заголовков и подзаголовков соблюдайте правило:
1. Заголовок пишут прописными буквами.
2. Переносы слов в заголовке недопустимы.
3. В конце заголовка точка не ставится.
Установив любой режим отображения, вы можете просто применить ко всем заголовкам соответствующий стиль (заголовок 1, заголовок 2 и т.д.). Для этого используйте раскрывающийся список стилей оформления на панели инструмента «Форматирование». Перед применением стиля не забывайте установить курсор в абзаце-заголовке.
2. Вставка таблиц и рисунков
На страницах документа могут размещаться специфические объекты MS Word - таблицы и рисунки.
Каждая таблица состоит из некоторого количества строк и столбцов, на пересечении строки и столбца находится ячейка таблицы. Все команды работы с таблицами собраны в пункте меню «Таблица».
В документ Word можно поместить рисунок, созданный в другом приложении и записанный в графическом файле формата .bmp. .pcx (Paintbrush), wmf (специальный векторный формат Windows) и некоторых других форматов.
Microsoft предлагает вам специальную библиотеку картинок .wmf, которая размещена в подкаталоге CLIP ART каталога Word и предназначена для украшения документов.
Для вставки готового рисунка применяется команда [Вставка-Рисунок].
Кроме того, с помощью панели инструментов «Рисование» можно создавать в документе собственные картинки (рисованные объекты), а также редактировать «чужие» изображения. Во многом эта процедура похожа на процесс создания картинок в графическом редакторе Paint.
2.1. Операции с рисунками
Общая схема
После вставки рисунка вы можете переместить его в другую позицию, масштабировать, изменить размер, создать рамку вокруг рисунка. Перед выполнением этих операций необходимо выделить картинку, т.е. щелкнуть на ней мышью.
Рисунок можно перемещать стандартным методом - «перетаскиванием».
Для масштабирования и изменения размеров рисунка также используется стандартная техника, подобная технике изменения размеров окна в нормальном варианте представления. После выделения рисунок окаймляется масштабирующей рамкой с восемью черными прямоугольниками по периметру (в углах и на каждой стороне). Указав мышью на прямоугольник и нажав левую кнопку мыши, вы можете передвинуть любую сторону рамки или «растянуть» любой угол (точно так же, как вы меняете размер окна). Щелкнув по рисунку правой клавишей мыши, можно активизировать панель настройки изображения и с помощью ее инструментов настроить необходимое изображение.
2.2. Операции с таблицами
Если таблица занимает несколько страниц документа, вы можете объявить первую строку таблицы заголовком. Для этого выделите первую строку таблицы и выберите команду [Таблица /Заголовки].
После этого первая строка таблицы будет воспроизводиться на всех страницах в качестве заголовка; при изменении ячеек первой строки изменится и заголовок таблицы на всех последующих страницах.
Для перемещения по ячейкам можно использовать клавиши управления курсором и клавишу {Tab}. Вы можете редактировать содержимое ячейки как любой другой фрагмент документа. Для выделения структурных элементов таблиц используйте следующие приёмы.
Ячейка таблицы. Поместите указатель слева от первого символа (внутри ячейки) и щелкните мышью.
Столбец таблицы. На верхней линии сетки указатель мыши принимает форму черной стрелки, направленной вниз. Установите указатель в это положение над выделяемым столбцом и щелкните мышью.
Строка таблицы. Установите указатель мыши на полосу выделения (слева от выделяемой строки) и щелкните мышью.
Вся таблица. Выберите команду [Таблица - Выделить таблицу].
Word предусматривает множество операций по манипулированию созданными вами таблицами.
Например, можно отрегулировать ширину (высоту) столбца (строки). Чтобы изменить ширину столбца, установите указатель мыши на вертикальную линию сетки, ограничивающую столбец слева или справа, и «перетащите» эту линию влево или вправо.
Чтобы вставить новую строку в таблицу, установите текстовый курсор в точку вставки (внутрь строки, перед которой надо вставить новую строку) и выберите команду [Таблица - Вставить строки].
Для удаления строки таблицы выделите эту строку и выберите команду [Таблица - Удалите строки].
Таблица представляет собой сложную наборную форму, в которую могут входить тексты, цифры, графический материал, формулы или любое сочетание этих элементов. При разметке таблиц учитывают следующее:
- таблицы набирают шрифтом, кегль которого на два пункта ниже
кегля шрифта основного текста;
- кегль шрифта головки таблицы должен быть на два пункта ниже
кегля шрифта основного текста;
- минимальный формат для набора сплошных текстов выбирают в
соответствии с кеглем шрифта;
- если тексты в колонках представляют собой отдельные слова или
короткие фразы (не более трех-четырех слов), формат для них
выбирают, ориентируясь на самое длинное слово;
- толщина линеек в таблицах должна быть равной 2 п.;
- тексты в головках таблиц при большой насыщенности могут
располагаться вертикально;
- в одном издании однородные элементы таблиц оформляют
единообразно по шрифту и размещению;
- тематические заголовки разбивают на логически законченные
строки, умещающиеся в формат полосы набора.
Для набора формул применяют гарнитуру основного шрифта. Однострочные формулы и однострочные элементы многострочных формул набирают шрифтом того же кегля, что и основной текст.
Математические символы набирают светлым курсивом, греческим и латинским светлым прямым, физические и химические символы - светлым прямым, математические сокращения - светлым прямым, сокращенные обозначения физических величин - светлым прямым без точек. Числа и дроби в формулах всегда набирают прямым шрифтом.
Основные правила верстки:,
1. Не используйте на одной странице слишком много гарнитур:
максимум три разные гарнитуры и не более трех размеров (кеглей).
2. Не стремитесь максимально заполнить текстом всю площадь
страницы.
3. Дополнительные возможности 3.1. Набор текста в несколько колонок
С помощью команды [Формат-Колонки] вы можете разбить набранный текст на несколько колонок (как это делается при подготовке газетных статей).
3.2. Буквица
Буквица - это первая буква абзаца, выделенная шрифтом, размером и узором. Буквицей часто украшают вступительные фрагменты документов (в газетных и журнальных статьях, в художественных произведениях).
Установите текстовый курсор внутри абзаца, который должен начинаться с буквицы, и выберите команду [Формат—Буквица]. Далее, следуя указаниям появившегося диалогового окна, необходимо выбрать шрифт, размер и расположение буквицы.
3.3. Вставка математических выражений
Средства форматирования символов, предусмотренные в программе Word (курсив, греческие буквы и математические знаки шрифта Symbol, верхние и нижние индексы), позволяют непосредственно набирать многие математические выражения, например:
а(х)2 + в(х) + с = 0.
Для ввода более сложных выражений (например, со знаками интеграла, всевозможными суммами, матрицами, множествами и т.п.) можно воспользоваться специальным приложением Microsoft Equation.
Чтобы запустить это приложение, выберите [Вставка-Объект]. На экране появится список программ, которые обеспечивают услугами процессор Word. В этом списке надо выделить строку Microsoft Equation и нажать кнопку ОК.
На экране появится окно программы Equation, и вы сможете вводить математические символы, следуя указаниям этой программы.
Для возврата в документ Word достаточно щелкнуть мышью где-нибудь вне объекта Equation; для повторного вызова программы Equation необходимо дважды щелкнуть мышью на ее объекте.
3.4. Создание текстовых эффектов
С помощью специального приложения WordArt вы можете создавать в своем документе эффектные надписи (например, для приглашений, поздравлений, рекламы). Установите курсор в точке вставки надписи, выберите команду [Вставка /Объект], а затем - в списке программ - строку Microsoft WordArt. Или установите панель инструментов WordArt. На экране появится окно программы Microsoft WordArt, в котором вы увидите горизонтальное меню, панель инструментов и окно для ввода надписи. С помощью этих элементов интерфейса можно создать и отредактировать объект WordArt:
1). набрать или модифицировать текст (одну или несколько строк);
2). придать тексту любую форму (например, изогнуть его по дуге);
3). выбрать шрифт, размер, начертание для текста;
4). создать эффекты (снабдить надпись тенями, узором, наклонить ее и т.п.).
Для возврата в документ Word достаточно щелкнуть мышью где-нибудь вне объекта WordArt; для повторного вызова программы WordArt необходимо дважды щелкнуть мышью на ее объекте.
Оформление титульного листа .
Титульный лист - это лицо вашего издания. Не переусердствуйте в оформлении!
Образцы оформления титульных листов представлены в приложении 1 и 2.
Команды, применяемые при верстке документа
Операции |
Команды |
Определение формата страницы |
[Файл-Параметры страницы] |
Нумерация страниц |
[Вставка-Номера страниц] |
Форматирование символов |
[Формат-Шрифт] |
Форматирование абзацев |
[Формат-Абзац страницы] |
Вставка и редактирование колонтитулов |
[Вид-Колонтитулы] |
Вставка сносок |
[Вставка-Сноска] |
Редактирование сносок |
[Вид-Сноска] |
Проверка орфографии |
[Сервис-Орфография] |
Расстановка переносов |
[Сервис-Расстановка переносов] |
Вставка математических выражений |
[Вставка-Объект] (Microsoft Equation) |
Вставка художественных надписей |
[Вставка-Объект] (Microsoft WordArt) |
Вставка рисунков |
[Вставка-Рисунок] |
Работа с таблицами |
Таблица |
Составление предметного указателя |
[Вставка-Оглавление и указатели] |
Составление оглавления |
[Вставка-Оглавление и указатели] |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над рефератом рассматривается как органическая и непременная составная часть общей культуры студента.
Подготовка, написание и защита реферата студентом образовательного учреждения свидетельствует о развитии общеучебных умений и интеллектуально-творческих способностей студента. Дальнейшее совершенствование умения работать с научной, научно-популярной, учебной литературой и другими источниками позволит студентам сравнивать изложение одних и тех же вопросов в различных изданиях, выявлять общее, находить различия, сравнивать различные точки зрения по принципиальным вопросам, определять и высказывать по ним свою точку зрения. Так как реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников, то необходимо знать специфику, структуру и требования к выполнению рефератов. Данные методические рекомендации позволяют определить этапы работы над рефератом и своеобразие требований к нему.
Немаловажную роль играет приобретение умений оформления рефератов на компьютере, в чем помогает глава «Рекомендации по подготовке реферата на компьютере».
Приложение 1
ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и
сервиса»
Размер шрифта 14 пт, по центру
Размер шрифта 28 пт, по центру
ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО РУСИ
Реферат по истории
Размер шрифта 20 пт, по центру
Выполнила:
Смехнова О.И.,
студентка гр. Т - 10
Руководитель работы: Огородникова В.А., преподаватель истории
Размер шрифта 14 пт, по левому краю
2003
Приложение 2
ГОУ СПО «Омский государственный колледж торговли, экономики и
сервиса»
К защите допущена_ |
__________________2004 г. Защищена с оценкой_______________________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История»
Тема: Храмовое искусство Руси
Выполнила:
Смехнова О.И.,
студентка гр. Т - 10
Руководитель работы:
Огородникова В.А.,
преподаватель
истории
Приложение 3
Образец оформления содержания
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Храмовое искусство Руси 4-15
Истоки............................................................................................. 4
Храмы Древней Руси (София Киевская).... 7
Храмы Московского царства (Московский кремль) .... 10
Храмы Российской Империи (храм Христа Спасителя) 14
Заключение................................................................................... 16
Список литературы..................................................................................... 18
Иллюстрации................................................................................................ 19
(или приложения)
Приложение 4 Порядок оформления списка источников и литературы
Источники
1. Документы органов государственной власти и местного самоуправ
ления: указы, постановления, распоряжения, приказы и т.д., опубликованные
в правительственных вестниках, журналах, газетах (в хронологическом
порядке).
2. Сборники документов и материалов (в алфавитном порядке).
3. Воспоминания и мемуары (в алфавитном порядке).
4. Неопубликованные архивные источники (с указанием архива,
номера и названия фонда, номеров описей и дел).
Литература
Монографии, журнальные и газетные статьи (в алфавитном порядке).
Образец оформления списка источников и литературы
Источники
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (Отдельное издание). - М.: Издат. группа Инфра. М. - Норма, 1997.
Литература
В.И.Бугаев, П.Н.Зырянов. История России, конец XVII-XIX вв.: Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 1999.
Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. - М.: Академия, 1998.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., «Просвещение». 1999. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта +, 2001. - Т.7: Искусство.
Приложение 5
Типовой план рецензии
(возможные варианты):
I. Предмет анализа
- В работе...
- В данном исследовании..
- Предметом анализа...
- Рецензируемая работа... и т.д.
И. Актуальность темы
- Настоящая работа посвящена...
- Работа рассматривает актуальную тему...
- Актуальность темы следует из названия рецензируемой работы.
III. Краткое содержание
1. Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения,
приложения; подсчет страниц, рисунков, источников, библиография и
т.д.) представленной работы для рецензии.
2. Отметить самое существенное:
- центральным вопросом работы...
- через всю работу главной темой проходит...
IV. Общая оценка
- Оценивая работу в целом...
- Подводя общие итоги, следует отметить, что...
- Таким образом, настоящая работа...
V. Недостатки, недочеты
- К недочетам работы следует отнести...
- Существенный недостаток данного исследования заключается
в...
- Отмеченные недочеты не влияют на конечные результаты
работы
- Указанные замечания не влияют на конечные результаты
работы
- Перечисленные недостатки и недочеты слишком серьезны и...
VI. Выводы
- Работа может быть оценена положительно
- Настоящее исследование заслуживает высокой оценки
- Наиболее интересный материал дан в главе 3...
- В качестве пожеланий автору можно посоветовать...
Приложение б Образец рецензии
Рецензия
на реферат по истории студентки гр.Т-10 Смехновой О.И. Тема: «Храмовое искусство Руси»
В рецензируемой работе предпринята попытка проследить историю зарождения и развития искусства возведения храмов в России.
Проблема сохранения культурных исторических ценностей была актуальна во все времена и при любых формах управления государством. Особенно четко она проявляется в так называемые «переходные периоды» развития государства и общества, когда при огромном культурном потенциале, накопленном многими поколениями, наблюдается духовное обнищание народа, упадок морали, ожесточенность, безразличие, преступность. Один из таких периодов переживает сегодня современная Россия и ее народ.
Реферат включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы и иллюстрации.
Во введении автор обосновывает выбор темы реферата и формулирует цель своей работы: проследить историю зарождения и развития храмового искусства на Руси.
В основной части работы автор выявляет истоки храмового зодчества, которые берут начало в византийской культуре.
Определяются различия греческих и восточных храмов. Византийский храм рассматривается как синтез античности и Востока. Подробно описываются предназначение, устройство и украшения христианского византийского храма, а также его воздействие на духовную сущность человека.
Значительное место в реферате уделяется истории создания и судьбе наиболее важных храмов в истории России: Софийский собор в Киеве, храмы Московского кремля, храм Христа Спасителя.
Особенности строительства, внутреннего убранства, влияние различных традиций и школ, зодчие и их судьбы, а также и судьбы самих храмов — все это нашло отражение в представленной работе.
В заключении автор подводит итоги своей работы по выбранной теме.
Работая над темой реферата, автор использовала различные источники и литературу: законодательные акты, монографии, энциклопедию, учебники. Это позволило ей написать интересную, глубокую по содержанию работу. Следует отметить логическую завершенность и обоснованность работы, ее оснащенность иллюстрациями, подобранными соответственно излагаемому тексту.
В целом представленный реферат заслуживает оценки «отлично». Материал, изложенный в данной работе, может быть использован при изучении истории русской культуры.
Подпись рецензента
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Г.Н.Полутина. Технология учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений: Учебно-методическое пособие. - М.: ИПР СПО, 2003.
Г.А.Воронцов. Работа над рефератом: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издат. центр «Март», 2002.
Н.Н.Соловьева. Основы подготовки научной деятельности и оформления ей результатов (для студентов и аспирантов). - М.: Изд-во АПК и ПРО, 2001.
Н.Н.Соловьева. Основы организации учебно-научной работы студента.- М., 2003.
В.А.Козаков. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение: Учебное пособие. - Киев: Высшая школа, 1998.
М.Ю.Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А.Михайлова. Русский язык: Учебное пособие для студентов-нефилологов. - М.: Флинта: Наука, 2002.