Методические рекомендации сыктывкар 2005 удк рецензенты: Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного университета
СОДЕРЖАНИЕ: Корабельников И. В., Глушкова Л. И. Научно-исследовательские студенческие работы. Структура и правила оформленияСЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра экологического образования и безопасности жизнедеятельности
Корабельников И.В., Глушкова Л.И.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Структура и правила оформления
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сыктывкар
2005
УДК……………………..
Рецензенты:
Печатается по решению Учебно-методического Совета и постановлению редакционно-издательского совета Сыктывкарского государственного университета.
Корабельников И.В., Глушкова Л.И. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Структура и правила оформления:
методические рекомендации. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. - …….. с.
ISBN………
© Корабельников И.В., Глушкова Л.И., 2004
© СГУ, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….
Глава 1. Требования к основным видам научно-исследовательских студенческих работ ….…………………………………………………… |
|
1.1. |
Реферат …………………………………………………………………. |
1.2. |
Контрольная работа …………………………………………………… |
1.3. |
Статья, доклад (тезисы) ………………………………………………. |
1.4. |
Курсовая работа ………………………………………………………. |
1.5. |
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа)………… |
Глава 2. Общие требования к оформлению научно-исследовательских студенческих работ ……………………………………..…………….. |
|
2.1. |
Оформление отчета о научно-исследовательской работе …………. |
2.2. |
Требования к оформлению других текстовых работ и таблиц ……. |
2.3. |
Наименования, обозначения и правила применения единиц, величин ………………………………………………………………… |
2.4. |
Оформление оглавления ……………………………………………… |
2.5. |
Библиографический поиск литературных источников и оформление их списка ………………………………………………… |
2.6. |
Завершение работы |
Глава 3. Роль научного руководителя при выполнении научно-исследовательских работ………………………………………………. |
|
Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата … |
|
Приложение 2. Образец оформления титульного листа контрольной работы…………………………………………………………………… |
|
Приложение 3. Пример оформления статьи………………………….. |
|
Приложение 4. Образец оформления титульного листа курсовой работы…………………………………………………………………… |
|
Приложение 5. Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы……………………………………………. |
|
Приложение 6. Образец оформления титульного листа отчета о НИР |
|
Приложение 7. Оформление оглавления ……………………………… |
|
Приложение 8. Образец оформления задания по выполнению дипломной работы………………………………………………………. |
|
Приложение 9. Образец оформления рецензии ………………………. |
Литература ………………………………………………………………………
Писать надо хорошо
или не писать совсем
Н.В.Гоголь
Введение
Написать эти рекомендации нас побудило желание помочь Вам, уважаемый читатель, в успешном выполнении заданий, которые дает преподаватель. Зачастую в получении высокой оценки своему труду Вам мешает незнание тех положений, которые общеприняты при оформлении творческих учебных и научных работ, неумение правильно подобрать материал для исследования, трудности с оформлением его результатов, а, порой, проблемы, связанные с отсутствием собственных мыслей. Конечно, такое состояние со временем преодолимо. Нам хотелось помочь Вам пройти этот путь быстрее и легче, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потерянное время.
Конечной целью использования настоящих рекомендаций мы видим повышение уровня культуры учебного труда, которая включает в себя культуру восприятия информации, культуру владения приемами творческой переработки информации, культуру изучения, анализа и обобщения, культуру подготовки выступления и непосредственно выступления, культуру использования времени.
Настоящие рекомендации предназначены для студентов различных специальностей и начинающих преподавателей.
Глава 1 |
Требования к основным видам письменных работ студента и этапы их проведения |
К числу традиционных, наиболее часто встречающихся в учебной практике письменных работ студента относятся реферат, контрольная работа, доклад, статья по результатам студенческой научной или научно-практической работы, курсовая и выпускная квалификационная работы.
Приводим общую структурно-логическую схему последовательности этапов их проведения:
|
1.1. Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а так же доклада с таким изложением [11].
Слово «реферат» происходит от латинского referо - докладывать, сообщать. Это может быть письменное изложение либо доклад на определенную тему, включающий обзор источников литературы и других материалов.
В учебной практике студента под рефератом подразумевают индивидуальную самостоятельную научно-исследовательскую работу, предусмотренную учебным планом по изучаемой дисциплине, направленную на приобретение навыков аналитической работы с учебной и научной литературой и библиографического поиска литературы с последующим письменным изложением текста. Содержание реферата должно быть лаконичным, а изложение материала носить проблемно-тематический характер.
Реферат – это наиболее простая разновидность самостоятельной исследовательской работы студента. Основная цель его написания – пробудить интерес студента к опубликованному материалу по конкретной теме, научить его работать с источниками информации. В реферате студент должен грамотно, логично изложить основные идеи по рассматриваемой теме, содержащиеся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения, а так же собственные взгляды на нее.
Этапы работы над рефератом
Примерная структура реферата.
· Титульный лист;
· Оглавление;
· Введение;
· Основная часть;
· Заключение;
· Список литературы.
Требования к подготовке и оформлению реферата
Рекомендуемый объем реферата – 15-20 машинописных страниц текста форматом листа А4, включая приложения.
Очень важно для подбора материала, подлежащего реферированию, хорошо подобрать литературу по изучаемой теме. При подготовке реферата рекомендуется использовать не менее 8-10 различных источников. Изначально следует прочесть и систематизировать материал. Работая над выбранной темой реферата, можно применить конспектирование (краткие письменные записи содержания источников информации), оформление выписок либо тезисов, которые в дальнейшем следует изложить в виде систематизированного текста. Выписки рекомендуется делать после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Следует избегать обильного выписывания цитат взамен творческого анализа текста. Большие отрывки из текста, которые затруднительно цитировать в полном объеме, можно, предельно сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и наиболее важные места из текста целесообразно приводить дословно, в виде цитат.
Во введении реферата следует обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цель работы, привести характеристику используемой литературы. Введение, как правило, должно быть небольшим по объему (например, при объеме реферата 20 страниц – не более 1 страницы).
Основная часть реферата может быть представлена несколькими главами, либо цельным текстом. Главное, чтобы ее содержание действительно раскрывало поставленную во введении цель с соблюдением логической преемственности излагаемого материала. Хорошо воспринимается реферат, в котором автор, изучив богатый литературный материал, описывает различные точки зрения по изучаемой проблеме и высказывает свое отношение к ним. Текст основной части реферата может быть представлен в виде изложения, либо содержать отдельные цитаты из первоисточников с последующим комментарием автора. Цитату следует заключить в кавычки и после нее в скобках дать ссылку на источник. Если цитата приводится в сокращении, то пропуск в тексте заменяется многоточием.
Представление о бесстрастном изложении материалов реферата не является бесспорным.
Текст плохо воспринимается, когда сухим и бесстрастным языком автор сообщает, например, о том, что действующие предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферным воздухе превышаются в десятки и сотни раз, а реки загрязнены отходами настолько, что употребление воды становится опасным. Вероятно, текст выиграет от разумного сочетания логического и эмоционального компонентов. В то же время, эмоциональная окраска текста не должна уводить от существа рассматриваемого вопроса. В тексте реферата не допускается приведение ссылок в виде надстрочечных или подстрочечных записей. В основной части можно приводить необходимый иллюстрированный материал, таблицы, графики и диаграммы.
Непосредственное оформление текста реферата следует выполнять в соответствии с требованиями, более подробно отраженными в главе 2 настоящего издания. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1.
В заключении реферата подводится итог работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Критерии оценки реферата
· Соответствие содержания выбранной теме;
· глубина проработки материала;
· правильность и полнота использования источников;
· соответствие оформления установленным требованиям.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, учтены, как зачетные работы по пройденным темам.
Студент должен уметь выступить с кратким изложением содержания реферативной работы на практическом занятии либо на научной конференции. В устном выступлении следует обозначить тему реферата, цель исследования, изложить кратко основной материал и сделать из него вывод. Плохо воспринимаются выступления с монотонным прочтением всего текста, без его свободного изложения.
1.2. Контрольная работа – одна из форм проверки (оценки) знаний студента. Кроме того, контрольная работа позволяет получить информацию о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студента в учебном процессе, оценить эффективность методов, форм и способов обучения.
Виды и характер письменных контрольных работ зависят от содержания и специфики учебного предмета и предусмотрены учебными планами соответствующих дисциплин.
Отличительной особенностью письменной контрольной работы является ее большая объективность по сравнению с устным опросом. Это - своеобразный письменный экзамен, требующий серьезной подготовки со стороны студента.
Виды контрольных работ
· Аудиторская контрольная работа;
· домашняя контрольная работа;
· текущая контрольная работа;
· экзаменационная контрольная работа;
· фронтальная контрольная работа;
· индивидуальная контрольная работа.
Формы контрольных работ
· письменная;
· графическая;
· практическая.
Домашние контрольные работы чаще применяются при заочной либо дистанционной форме обучения. Рекомендуемый объем домашней контрольной работы – до 10 страниц машинописного текста (А4). При подготовке этих контрольных работ необходимо руководствоваться тематикой, рекомендуемой преподавателем.
Контрольная работа, как правило, состоит из некоторого количества вопросов и задач, которые предлагается выполнить проверяемому.
Примерная структура контрольной работы предполагает оформление титульного листа, плана, перечня вопросов (заданий), непосредственно содержания, выводов (заключения) и указателя использованной литературы. При оформлении титульного листа обязательно указывается факультет, номер группы, фамилия и инициалы студента и преподавателя, изучаемый предмет и тема работы (приложение 2). В конце контрольной работы оставляется место для оценки преподавателя и его рекомендаций студенту.
Критерии оценки контрольной работы
· Соответствие содержания теме работы;
· глубина раскрытия поставленных вопросов;
· обоснованность выводов;
· степень участия автора в получении выводов и результатов;
· соответствие оформления установленным требованиям .
·
1.3. |
Статья, доклад (тезисы) |
Статьей принято именовать научное или публицистическое сочинение небольшого размера. В учебном процессе, как правило, используется написание научных статей. В статье принято излагать итоги теоретических, научных, практических исследований. Научная статья представляет собой законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме.
Научная статья должна отвечать следующим требованиям:
· название статьи должно отражать основную идею ее содержания;
· после названия статьи пишутся инициалы и фамилия автора, указывается город и учебное заведение;
· статья должна завершаться четко сформулированными выводами.
Тезисы – это сокращенный вариант изложения идеи по выбранной теме. В Толковом словаре русского языка приводится следующая характеристика понятия «тезис» - это положение, кратко излагающее какую- либо научную идею, одну из мыслей сочинения, доклада, сообщения [9]. Главное преимущество тезисов и основное предъявляемое к ним требование – краткость. Объем предусматриваемых к публикации тезисов составляет, как правило, 2-5 страниц печатного текста. Второе требование – информативность. Для наглядности тезисы могут быть иллюстрированы графиками и таблицами. Основные положения тезисов должны излагаться четко и лаконично.
Под докладом понимают публичное сообщение – развернутое и убедительное изложение какой-либо темы.
Всем трем приведенным формам работы (статье, тезису, докладу) должны быть присущи черты ясного логического построения, убедительной аргументации, точности формулировок. Эмоциональная «окраска» текста не должна уводить от существа вопроса. Изложение, как правило, ведется от третьего лица. Можно использовать безличные и неопределенно-личные конструкции предложений.
Написание статьи, текста доклада целесообразно начинать с составления плана будущей рукописи. Как правило, начинается текст с введения, где обозначается цель работы и ее актуальность. Затем приводятся кратко данные о методах, методиках, объектах и объемах исследованного автором материала. Далее излагается основная содержательная часть работы, после которой могут быть сделаны краткие выводы либо заключение.
В соответствии с целью подготовки научной публикации размеры статьи, тезисов, доклада могут быть продиктованы в определенных форматах. Например, организационный комитет научно-практической конференции определил, что тезисы представляются объемом до 1 страницы машинописного текста, либо размером статьи – до 2,5 страниц машинописного текста. Как правило, статьи в реферативный журнал могут быть значительно объемнее (до 8-10 страниц текста). Во избежание накладок автору рекомендуется внимательно ознакомиться с условиями оформления статьи, тезисов, доклада.
Текст принято разбивать на абзацы. Абзац представляет собой композиционную единицу текста и служит для облегчения восприятия написанного. Абзац является минимальной текстовой единицей, а текст представляет собой цепочку композиционных единиц. Не принято излагать текст на целой странице, не разбивая его на абзацы, ровно как и каждую фразу превращать в новый абзац. Как правило, текст следует излагать так, чтобы на странице было от 3 до 5 абзацев, тогда он хорошо воспринимается. Фразы текста должны быть согласованы во времени.
При подготовке научной статьи часто требуется завершить текст результирующей частью (summary) на иностранном языке. В ней несколькими предложениями выражается основная суть предлагаемого материала.
После текста статьи (для тезисов этого не требуется) следует список использованных источников литературы, составленный в соответствии с принятыми требованиями. Объем списка литературы не должен превышать 5% объема статьи, если она не имеет характера обзорной статьи.
По усмотрению преподавателя, доклады, подготовленные студентами, могут признаваться, как зачетная работа, наряду с рефератом. Вариант оформления статьи приводится в приложении 3.
1.4.Курсовая работа – это работа качественно иного уровня, чем упомянутые ранее. Курсовая работа представляет собой настоящее студенческое научное исследование. Она пишется по специальному предмету. Основное назначение курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Курсовая работа требует от студента значительного времени для сбора материала и ее оформления. Как правило, для написания курсовой работы за студентом закрепляется куратор или научный руководитель. Курсовая работа выполняется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины
Этапы выполнения курсовой работы
|
По характеру курсовые работы могут носить реферативный, практический либо опытно-экспериментальный характер.
Независимо от характера, структура курсовой работы состоит из:
· титульного листа;
· оглавления;
· введения;
· основной (содержательной части);
· заключения;
· списка используемой литературы;
· приложений
В курсовой работе реферативного характера в теоретической части излагается история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике, исходя из сравнительного анализа изучаемого материала.
В курсовой работе практического характера основная часть условно подразделяется на две части: в первой отражаются теоретические основы разрабатываемой темы; во второй – представляются практические материалы (расчеты, графики, схемы, рисунки и т.д.).
Курсовая работа опытно-экспериментального характера предполагает проведение экспериментального исследования, анализа его результатов, выводов, полученных на основе анализа и подготовки рекомендаций по практическому применению результатов.
В ходе описания опытно-экспериментальной части работы приводится аргументация в пользу избранных автором видов и объемов исследования, излагаются этапы эксперимента, приводятся результаты обработки и анализа полученных результатов.
Требования к оформлению курсовой работы
Пример оформления титульного листа курсовой работы приводится в приложении 4.
В оглавлении последовательно излагаются введение, название глав работы, заключение, список литературы, список приложений и иллюстраций. При этом названия глав работы должны точно соответствовать логике содержания самой работы, быть краткими и четкими.
Во введении курсовой работы необходимо обосновать актуальность выбранной темы, описать степень ее изученности в научной литературе, охарактеризовать сложившиеся методы к изучению темы, отметить вклад в разработку проблемы различных ученых. Если выполняется курсовая работа, основанная на эксперименте, то следует кратко изложить условия, методологию и методы исследования, ход эксперимента, объемы и объекты исследований. Во введении целесообразно подчеркнуть, что еще осталось неизученного по рассматриваемой проблеме таким образом, чтобы было понятно, почему работа выполнялась.
Далее следует сформулировать цели и задачи выполняемой работы. Сформулированные задачи должны демонстрировать тот путь, который Вам предстоит пройти, чтобы достигнуть цели.
В основной части курсовой работы обычно выделяется несколько глав, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике излагаемого материала. Целесообразно группировать материал по главам в соответствии с обозначенными задачами. Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса и его краткой истории. Являясь по своему характеру описательно-обобщенной, она требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Поэтому в курсовую работу не следует включать подробное описание всего прорабатываемого материала. В обзоре даются анализ и сравнительная оценка различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами. Систематизация сделанных записей по результатам изучения литературы, собственных замечаний, предложений и предварительных выводов позволяет составить окончательный вариант плана курсовой работы. Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер.
Содержание курсовой работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления проблемы, описания логики умозаключений автора, приводящих его к конкретным выводам.
В заключении курсовой работы проводится сделанные автором выводы и итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы.
В отличие от реферата, курсовая работа требует от студентов продемонстрировать уровень профессионализма, владение навыками научного мышления, поэтому к ее написанию следует отнестись со всей серьезностью.
Объем курсовой работы, как правило, должен составить не менее 25 стр. машинописного текста форматом А4 . Оформление должно соответствовать установленным требованиям, подробно изложенным в следующей главе.
Критерии оценки курсовой работы:
· актуальность выбранной темы;
· соответствие содержательной части работы выбранной теме;
· глубина проработки материала;
· правильность и полнота проработки поставленных вопросов;
· результативность экспериментальной части;
· значимость выводов и практических рекомендаций;
· соответствие оформления установленным требованиям.
Целесообразно предварительное обсуждение рукописи курсовой работы с преподавателем, ее последующая доработка и затем – публичная защита.
1.5. Выпускная квалификационная работа пишется на завершающем этапе обучения. Подготовка выпускной квалификационной работы связана с углублением изучения теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы. Выполнение этой работы позволяет развить навыки исследовательской и экспериментальной деятельности.
Выпускная квалификационная работа является логическим продолжением курсовой работы, позволяя реализовать идеи и выводы последней на более высоком теоретическом и практическом уровне. В этом случае курсовая работа может войти в выпускную квалификационную работу, как глава или раздел.
Выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы или дипломного проекта, может носить практический, опытно-экспериментальный или теоретический характер.
Сходство и различия курсовой и выпускной квалификационной работы хорошо видны в таблице, автором которой является Е.В.Бережнова [1].
Таблица
Количественные и качественные различия |
Курсовые |
Дипломные |
Объем |
1 печатный лист (24 страницы машинописного текста) |
2 печатных листа (48 страниц машинописного текста) |
План |
Простой: выделение пунктов |
Сложный: выделение глав и параграфов |
Опытно-экспериментальный |
Констатирующий элемент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента |
Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент |
Анализ теоретических исследований по проблеме исследования |
Не менее 20 источников |
Более 20 источников |
Изучение проблемы |
Общие подходы к ее разрешению |
Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения |
Выдвижение гипотезы |
Описательная |
Объяснительная |
Характер опытно-экспериментальной работы |
Добывание фактов для доказательства гипотезы на экспериментальном уровне |
Добывание фактов для доказательств на теоретическом уровне |
Уровень обобщения |
Обобщения носят эмпирический характер |
Обобщение более широкого теоретического характера |
При подготовке выпускной квалификационной работы следует глубоко изучить и критически проанализировать подобранную литературу; изучить и охарактеризовать историю исследуемой проблемы и ее практического состояния; дать четкую характеристику объекта, предмета, цели, задач и методов исследования; описать и проанализировать проведенный эксперимент; обобщить результаты и оформить выводы и практические рекомендации.
Структура выпускной квалификационной работы
· титульный лист;
· оглавление;
· введение (в нем раскрываются актуальность и значение темы, основные направления работы, формулируются цели и задачи);
· основная часть, состоящая из теоретического и практического разделов;
· заключение, выводы;
· практические рекомендации;
· список использованной литературы;
· приложения.
Нам представляется наиболее целесообразным при оформлении выпускной квалификационной работы придерживаться правил, предъявляемых к отчету о научно-исследовательской работе, принятых Системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7.32-2001). Образец оформления титульного листа дипломной работы приводится в приложении 5. Иллюстрированный материал в виде таблиц, графиков, рисунков располагается в основном тексте работы, но может быть вынесен и в приложения. Объем дипломной работы, как правило, составляет около 100 страниц машинописного текста (без учета приложений).
К работе в обязательном порядке должны прилагаться задание на ее выполнение, отзыв руководителя, внешняя рецензия. Приветствуется оформление презентации либо демонстрационного графического материала по содержанию работы. Работа переплетается.
Выпускная квалификационная работа защищается перед Государственной аттестационной комиссией и является обязательным условием присвоения студенту квалификации по соответствующей специальности и выдачи диплома.
Процесс подготовки и выполнения выпускной
квалификационной работы
Успешно выполнить выпускную квалификационную работу помогает индивидуальный план подготовки, который должен разрабатываться совместно с научным руководителем. План помогает определить логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы.
Логика построения плана должна последовательно раскрывать объект исследования, предмет исследования, рабочую (первоначальную) и научную (реальную) гипотезы по выбранной теме исследования, после чего формулируется цель и задачи исследования, ход исследования и формулируются итоговые выводы. Как правило, тема соотносится с основной целью выполняемой работы, а в задачи вносятся те этапы, которые следует пройти, чтобы достичь цели.
Выбор объема и методов исследования определяются целью работы и теми задачами, которые в работе будут решаться. Возможно, что автор выпускной квалификационной работы выбирает теоретические методы исследования, тогда он использует методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирование, индукцию и дедукцию, аналогию, сравнение, классификацию, моделирование, обобщение, прогнозирование и т.п.
В случае использования эмпирических методов выполняются наблюдение, практическое изучение, эксперимент, оценка и т.п.
При выборе метода главное, что следует учесть – это использование методов, обеспечивающих максимальный и наиболее убедительный результат.
Оформление выпускной квалификационной работы следует осуществлять в соответствии с установленными требованиями (см. главу 2 настоящего издания). Объем выпускной квалификационной работы не может быть менее 30 листов машинописного текста формата А4.
Выпускная квалификационная работа защищается в открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. На защиту отводится 1 академический час, из которого на доклад студенту дается лишь 10-15 минут, а остальное время отводится на обсуждение работы.
В докладе излагаются мотивы выбора темы квалификационной работы, ее актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования. Далее кратко излагаются теоретические и практические результаты исследования, их практическая значимость, приводятся основные выводы. Хорошо воспринимается работа, если доклад сопровождается наглядным отображением основных этапов работы (это могут быть таблицы и графики, демонстрация слайдов либо мультимедийное сопровождение).
Критерии оценки выпускной квалификационной работы
· актуальность выбранной темы и ее соответствие специальности;
· полнота и обстоятельность материалов работы;
· эффективность примененных методов исследования и достоверность объема экспериментальных и теоретических исследований для достижения цели работы;
· правильность и полнота использования научной литературы;
· обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, практических рекомендаций;
· степень самостоятельности автора в разработке проблемы;
· качество доклада и уровень ответов на вопросы при защите работы.
Глава 2. |
Общие требования к оформлению научно-исследовательских студенческих работ |
Основными нормативными документами, определяющими оформление письменных работ, в настоящее время являются Государственные стандарты Российской Федерации. К ним относятся:
· ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Введен в действие с 01 июля 2002 г. взамен ГОСТ 7.32-91.
· ГОСТ Р.6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Введен в действие с 3 марта 2003 года впервые.
· ГОСТ 8.417-2002. Государственный стандарт Российской Федерации «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин». Введен в действие с 1 сентября 2003 года взамен ГОСТ 8.417-81.
2.1.Оформление отчета о научно-исследовательской работе
Порядок оформления отчета о научно-исследовательской работе (НИР) определен Межгосударственным стандартом ГОСТ 7.32-2001, которым установлены общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов, а так же требования для тех случаев, когда единая процедура оформления будет содействовать обмену информацией. Стандарт распространяется на отчеты о фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работах по всем областям науки и техники, за исключением НИР гуманитарного профиля.
Общие положения стандарта определяют, что отчет о НИР является научно-техническим документом, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и результаты научного исследования. Отчет о НИР подлежит обязательному нормоконтролю в организации – исполнителе.
Структурными элементами отчета о НИР являются титульный лист, список исполнителей, реферат, содержание, нормативные ссылки, определения, обозначения и сокращения, введение, основная часть, заключение, список используемых источников, приложения.
Титульный лист отчета является первой страницей и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документации. На нем в обязательном порядке отражается наименование вышестоящей организации; наименование организации, в которой выполнялась НИР; индекс Универсальной десятичной классификации (УДК); коды Высших классификационных группировок Общероссийского классификатора (ВК ГОКП); номера, идентифицирующие отчет; грифы согласования и утверждения; наименование работы.
Оформление таблиц в отчете должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105-95. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Их нумерация производится в порядковой нумерации в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобах в крайнем правом положении на строке. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. На все таблицы должна быть ссылка в тексте.
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с НИР, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть (например, промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты; протоколы испытаний; таблицы вспомогательных цифровых данных; описание аппаратуры и приборов; инструкции и методики, разработанные в ходе выполнения НИР; иллюстрации вспомогательного характера; копии технического задания по НИР, программы, договора по ее выполнению; акты внедрения; протоколы рассмотрения выполненной НИР на научно-техническом совете и др.). В приложения к отчету о НИР, в составе которой предусмотрено проведение патентных исследований, должен быть включен отчет о патентных исследованиях, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.011-96; библиографический список публикаций и патентных документов, полученных в результате выполнения НИР (в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.).
Изложение текста отчета выполняются в соответствии с требованиями стандарта (ГОСТ 7.32-2001) на одной стороне листов формата А4, в машинописном оформлении, через полтора интервала, размер шрифта не менее 12 кегля, черного цвета. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее - 20 мм. Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету, качество печати должно удовлетворять требованию четкого воспроизведения текста.
Наименования структурных элементов отчета служат заголовками разделов («Список исполнителей», «Содержание» и т.д.).
Если отчет о НИР состоит из нескольких частей, то каждая часть должна иметь свой титульный лист, оформленный в соответствии с титульным листом первой части и содержащий сведения, относящиеся к данной части.
В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности, ученые степени, ученые звания руководителей НИР, ответственных исполнителей, исполнителей и соискателей, принимающих творческое участие в выполнении работы.
Реферат на отчет о НИР должен содержать сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников, перечень ключевых слов и соответственно текст реферата. Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей степени отражают его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Они приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые. Текст реферата должен содержать объект исследования, цель работы, метод или методологию проведения работы, результаты работы, основные конструктивные или технологические характеристики, степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР, область применения, экономическую эффективность или значимость работы, прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
Содержание отчета включает введение, наименование всех разделов, их содержание, заключение, список использованных источников и наименование приложения.
В содержательной части отражается выбор направлений исследования и их описание; процесс теоретических и экспериментальных исследований, в том числе оценка их достоверности и сравнение с результатами аналогичных отечественных и зарубежных работ. Нормативные ссылки должны содержать перечень стандартов, на которые в тексте дана ссылка (в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений). Сведения об источниках располагаются в порядке появления ссылок на источники в тексте и нумеруются арабскими цифрами.
Приложения оформляются, как продолжение основного документа на последующих его листах. В тексте на все приложения необходимо сделать ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова «приложение», его обозначения и степени. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв ,З,Й,О,Ч,Ь,Ы,Ъ. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.
2.2. |
Требования к оформлению других текстовых работ и таблиц наиболее полно отражены в двух нормативных документах: |
· ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
· ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам».
Тексты, как правило, оформляют на листах формата А4 на (210х297 мм) государственном языке Российской Федерации. Они могут быть оформлены в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения всех структур.
При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени («имеете», «владеете» или «были», «находились» и т.д.).
Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблицу печатают более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы и на следующих страницах должны быть напечатаны только номера этих граф. Пример построения таблицы приведен ниже:
Таблица _______
номер
головка |
} Заголовок граф |
} Подзаголовок граф |
|
} Строки |
|
Боковик Графы
(графа для заголовков) (колонки)
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовок граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.
Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы и включает в себя заголовок и подзаголовок граф.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы. Графу «номер по порядку» в таблицу включать не допускается.
Если в графах таблицы помещены значения одной и той же величины, то обозначение единицы измерения указывают в заголовке (подзаголовке) графы. Если числовые значения величин в графах таблицы выражены в разных единицах, то их обозначения указывают в подзаголовке каждой графы.
Не допускается заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера и т.д. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
В таблицах при необходимости применяют ступенчатые полужирные линии для выделения диапазона, объединения позиций в группы и указания предпочтительных числовых значений показателей. При этом в тексте должно быть сделано пояснение этих линий.
Числа в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один над другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
При наличии в тексте небольшого объема цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать тестом, располагая цифровые данные в виде колонок.
В документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа, в совместных документах – от первого лица множественного числа, в текстах протоколов – от третьего лица множественного числа.
Каждый лист должен иметь поле. Стандартные величины полей следующие:
20 мм – левое, 10 мм – правое, 20 мм – верхнее, 20 мм – нижнее.
Если документ состоит из двух и более страниц, то вторую и последующие страницы нумеруют. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.
Как правило, текст печатают шрифтом 12-14 кегля, полужирным, через полтора интервала. Допускается вписывать в текст, изготовленный машинописным способом, отдельные слова, формулы, условные знаки вручную, черными чернилами, пастой или тушью. Абзацы следует печатать с отступом в 5 знаков от начала строки или на расстоянии, равном 8-12 мм. Большой текст можно разбить на разделы и подразделы, которые нумеруются. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовке не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками и текстом должно составлять 3,4 интервала; расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала.
В тексте документа не допускается:
· применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
· применять для одного и того же понятия различные термины (синонимы), а так же иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
· применять произвольные словообразования;
· применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии;
· сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковинах таблиц и в расшифровках буквенных значений, входящих в формулы и рисунки.
В тексте, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слова «минус»); применять знак для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»); применять без числовых значений математические знаки, например (больше), (меньше), = (равно), (больше или равно), # (не равно), № (номер), % (процент).
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Они могут быть расположены как по тексту документа, так и в конце его. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Достоинством любой иллюстрации является ее наглядность.
2.3. |
Наименования, обозначения и правила применения единиц величин |
Единицы физических величин, применяемые в стране, установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 8.417-2003, введенным в действие с 01.09.2003 года. Указанный стандарт не распространяется на единицы величин, установленные условными шкалами (например, шкалы твердости, светочувствительности фотоматериалов и др.).
Обязательному применению подлежат единицы Международной системы единиц (СИ), принятой в 1960 г. XI Генеральной конференцией по мерам и весам (ГКМВ); десятичные кратные и дольные этих единиц, а так же ряд не вошедших в систему единиц.
Основные единицы СИ следующие:
· величина длины, единица измерения – метр
· величина массы, единица измерения – килограмм
· величина времени, единица измерения – секунда
· величина электрического тока, единица измерения – ампер
· величина термодинамической температуры, единица измерения - кельвин
· величина количества вещества, единица измерения – моль
· величина силы света, единица измерения – кандела.
Кроме термодинамической температуры, допускается применение температуры Цельсия (t). По размеру градус Цельсия равен кельвину.
Для выраженной единицы количества информации используют величину «бит».
Кроме единиц СИ, могут использоваться их производные, которые образуются по правилам образования когерентных производных единиц. Среди них такие величины, как площадь (квадратный метр), объем (кубический метр), скорость (метр в секунду), ускорение (метр на секунду в квадрате), волновое число (метр в минус первой степени), плотность (килограмм на кубический метр), удельный объем (кубический метр на килограмм), плотность электрического потока (ампер на метр), напряженность магнитного поля (ампер на метр), молярная концентрация компонента (моль на кубический метр), яркость (кандела на квадратный метр).
К производным единицам СИ, имеющим специальные наименования и обозначения, относятся плоский угол (радиан), телесный угол (стерадиан), частота (герц), сила (ньютон), давление (паскаль), энергия (джоуль), мощность (ватт), количество электричества (кулон), электрическое напряжение (вольт), электрическая емкость (фарад), электрическое сопротивление (ом), электрическая проводимость (сименс), магнитный поток (вебер), магнитная индукция (тесла), индуктивность (генри), световой поток (люмен), освещенность (люкс), активность радионуклида (беккерель), поглощенная доза ионизирующего излучения (грей), эквивалентная доза ионизирующего излучения (зиверт), активность катализатора (катал).
К единицам, не входящим в СИ, относится масса, время, плоский угол, объем, длина, оптическая сила, площадь, удельная энергия, энтропия системы, удельная энтропия, поверхностная плотность потока энергии, экспозиционная доза фотонного излучения, мощность поглощенной дозы, угловая скорость, угловое ускорение, сила излучения, энергетическая яркость.
При написании значений величин применяют обозначения единиц буквами или специальными знаками, причем возможны два вида буквенных значений: международное (с использованием букв латинского или греческого алфавита) и русское (с использованием букв русского алфавита). Между последней цифрой числа и обозначением единицы оставляют пробел.
При указании значений величин с предельными отклонениями числовые значения с предельными отклонениями заключают в скобки и обозначения единиц помещают за скобками, например:
(100,0±0,1) kg ; (100,0±0,1) кг
Допускается применять обозначения единиц в заголовках граф и в наименованиях строк таблиц. При применении косой черты обозначения единиц в числителе и знаменателе помещают в строку, произведение обозначенных единиц в знаменателе заключают в скобки, например:
m / s ; м/с
W /( m . K ); Вт (м.К)
При указании производной единицы, состоящей из двух и более единиц, не допускается комбинировать буквенные обозначения и наименования единиц, т.е. для одних единиц указывать обозначения, а для других – наименования, например:
Правильно: Неправильно:
80 км/ч 80 км/час
80 километров в час 80 км в час.
2.4. |
Оформление оглавлений |
Оглавлением называют часть текстовой работы, носящей справочный, вспомогательный характер. Оглавление выполняет две функции – дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, помогает читателю найти в тексте необходимое. Термин «оглавление» применяется в качестве указателя частей, глав, рубрик работы. Оглавление может располагаться сразу после титульного листа, либо в конце работы. В работах большого объема (монографиях, дипломных и курсовых работах и др.) целесообразнее размещать оглавление в начале работы. Название заголовков и подзаголовков оглавления следует перечислять в той же последовательности и в тех же формулировках, что и в самой работе. Пример оформления оглавления приведен в приложении 7.
2.5. |
Библиографический поиск литературных источников и оформление их списка |
В библиотеке следует начать поиски с просмотра справочных библиографических изданий. Выпуском таких изданий занимаются специальные центры и службы научно-технической информации (НТИ). Они объединяются в государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов.
Обработкой информации по естественным и техническим наукам занимается ВИНИТИ; по общественным и гуманитарным – ИНИОН; патентной документации – НПО «Поиск», отчетам о НИР и ОКР, защищенным диссертационным работам – ВНТИЦ, нормативно-технической документации – ВНИКИ. Информационные издания этих институтов и организаций бывают трех видов: библиографические, реферативные и обзорные.
Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют читателя о том, что издано. Подобные издания оповещают о появлении издания и сообщают читателю необходимые сведения для его отыскания. Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки. Наиболее значительным библиографическим указателем является «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ.
Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов с основными сведениями и выводами. К таким изданиям относятся реферативные журналы, сборники, экспресс- издания, информационные листки.
В Российской Федерации реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам издает ИНИОН РАН под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН – основное и самое распространенное в стране реферативное издание, которое наиболее полно отражает всю мировую литературу, издаваемую по социологии, философии, истории, экономики, праву, востоковедению, религиоведению и т.д. Периодичность его издания – 4 раза в год.
Помимо реферативных журналов ИНИОН издает справочные библиографические указатели по социальным и гуманитарным наукам. Такие указатели выходят отдельными томами по темам: правоведение, политология; история, археология, этнология; литературоведение; науковедение; философия и социология; экономика; языкознание; религиоведение; депонированные научные работы.
К этой же группе информационных изданий можно отнести издание «Аналитическая информация. Проблемно-тематические сборники», выпускаемое по различным разделам; издание «Социологические исследования в России (материалы социологических центров и служб)»; общественный журнал «Россия и современный мир»; бюллетень реферативно-аналитической информации «Россия и мусульманский мир»; оптические компакт-диски (СД-ROM) с библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам.
В последнее время все большую популярность в поиске информации приобретает компьютерная сеть Интернет, которая позволяет с минимальными затратами сил и времени получать информацию по интересующей теме. Интернет компенсирует нехватку информации, обусловленную географическим положением места жительства, дороговизной поездок дефицитом специальной литературы и другими ограничениями. Кроме того, он помогает найти и такую информацию, которая никогда не публиковалась в книгах и периодических изданиях, либо самую новую, которую еще не успели перевести на родной язык.
Получить информацию через Интернет по социальным и гуманитарным наукам и направлениям можно по следующим адресам:
www . nsu . ru / social ;
www . hitehawk . com / allegcat / anth - fag . html ;
www . sci . econ ;
www . sci . anthropology ;
www . sci . environment ;
www . sci . edu ;
www . sci . cognitive ;
www . sociol . com ;
www . glasnet . ru /~ ctnex и т.д.
Адрес Отделения Российской Академии Наук www . che . nsk . su / ran / win / struct / division . htm .
Фонд «Общественное мнение»
www . fom . ru .
Всероссийский центр изучения общественного мнения
www . wciom . ru .
ГУ Республика Коми «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Республики Коми»
www . agiks . ru
http :// antmor . narod . ru / works / nagiks
Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми:
www . komi . com / centresanitary /
Работа с литературой – достаточно сложный и ответственный этап выполнения любой письменной и научной работы. Для того, чтобы не «захлебнуться» в океане информации, следует четко определить тему и цель поиска. Изучение материала рекомендуется начинать с наиболее фундаментальных работ и двигаться далее в направлении от общего к частному. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным авторитетом в данной области. Некоторым в работе с литературой существенно помогает оформление выписок на отдельных карточках и в последующем их обработка. Возможны также варианты конспектирования либо оформления тезисов (кратких формулировок основных положений содержания книги или статьи).
В библиотеке имеются различные библиотечные каталоги: алфавитные, предметные, систематические и электронные, новых поступлений. Начинать поиск рекомендуется с предметного каталога и подбора изданий, близких к тематике работы.
Оформление библиографического списка (списка использованных источников) следует производить в соответствии с учетом правил библиографического описания (введены Межгосударственными стандартами ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» с 1 июля 2004 года; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления» с 1 июля 2002 года).
Язык библиографического описания должен соответствовать языку выходных сведений издания (источника). Допускается сокращение слов и словосочетаний, которое может обеспечивать однозначность их понимания и расшифровки в дальнейшем. Не допускается сокращать любые заглавия.
Унифицированные формы сокращений:
· и другие ( et alii ) – и др. ( et al .);
· и так далее ( et cetera ) – и т.д. ( etc .);
· то есть ( id est ) – т.е. ( i . e .);
· без места ( sine loco ) – б.м. ( s . l .).
При оформлении библиографического списка используют следующие знаки:
. – точка и тире;
. точка;
, запятая;
; точка с запятой;
…. многоточие;
/ косая черта;
// две косые черты;
() круглые скобки;
[] квадратные скобки;
+ знак плюс;
= знак равенства.
В конце библиографического описания источника ставится точка.
Ниже приводятся образцы оформления библиографического описания.
Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов
1. |
Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000.- 320 с. |
2. |
Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др. / Под. ред. Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичева.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 461 с. |
Ссылки на статьи из энциклопедии или словаря |
|
Бирюков Б.В., Гостев Ю.А., Генлер Е.С. Моделирование // БСЭ.- 3-е изд. М., 1974.- Т.16.- С. 393-395. |
|
Ссылки на статьи из журналов и газет |
|
1. |
Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог.- 1990.- № 8.-С. 32-45. |
2. |
Доценко В.А. Эколого-гигиеническая концепция питания человека // Гигиена и санитария.- 1990. - № 7. - С. 13-18. |
Ссылки на источник из продолжающегося издания |
|
Сафронов Г.Л. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн.торговля. Опыт, пробл., исслед. - 1981.- Вып. 8.-С. 3-17. |
|
Ссылки на материалы конференций, съездов и др. |
|
Жаров А.А. Современное состояние проблемы пропаганды здорового образа жизни // Факторы риска и здоровья населения в регионах России. Научные труды ФНЦГ им. Ф.Ф.Эрисмана.- Липецк, 2004.- С. 126-129. |
|
Ссылки на иностранную литературу |
|
1. |
Одум М. Основы экологии / Пер. с англ. – М.: Мир, 1975-255 с. |
2. |
Smith D. Geography and Social Jhduce.- Oxford, 1994.- 325 р. |
Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций |
|
1. |
Родионов И.И. Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980-1993 гг.: Автореф. дис. … канд. истор. наук. - М., 1994. – 20 с. |
2. |
Нагорный С.В. Научное обоснование системы комплексных эколого-гигиенических исследований в регионах и населенных пунктах: Автореф. дис. …….. докт. мед. наук. - СПб, 2000.- 82с. |
Ссылки на архивные источники |
|
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, оп.1, д.355, л.32 |
|
Ссылки на нормативные документы и стандарты |
|
1. |
ГОСТ 12.1.003-83. Шум. Общие требования безопасности. Переизд. апр.1982 с изм.1.- Взамен ГОСТ 12.1.003-68. |
2. |
СанПиН 2.3.2.1280-03 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Дополнения и изменения № 2 к СанПиН 2.3.2.1078-01. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. – 34 с. |
Ссылки на отчет о научно-исследовательской работе |
|
Комбинированное действие некоторых пестицидов и нитратов: Отчет о НИР (закл.) / НИИ гигиены морского транспорта; Руководитель А.П.Румянцев.№ ГР 01.9.90002332; Инв. № 0220.0402931.- М., 2000.-82 с. |
2.6. |
Завершение работы |
Ваша работа, наконец, завершена и оформлена. И все же не следует рассматривать ее, как законченное произведение. И.П. Павлов считал необходимым «каждой работе дать «вылежаться», чтобы иметь возможность спокойно и не раз продумать все написанное». Вероятно, многим приходилось убеждаться в том, что, возвратясь через некоторое время к своей работе, неожиданно обнаруживаешь в ней недостатки.
Отпечатанный текст следует тщательно сверить с рукописным, выправить погрешности и опечатки.
Глава 3. |
Роль научного руководителя при выполнении научно-исследовательских студенческих работ |
При подготовке самостоятельной работы студента научный руководитель, прежде всего, должен помочь студенту выбрать конкретную тему в соответствии с рекомендуемым перечнем, утвержденным решением кафедры.
После того как тема выбрана, исполнитель составляет календарный план, в котором определяет срок и этапы выполнения работы. Руководитель темы при ознакомлении с календарным планом может дать предложения по выполнению самостоятельной работы студента. При выполнении работы студент пользуется консультациями руководителя и отчитывается перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом. Руководитель работы помогает студенту определить круг вопросов по избранной теме и методы исследований, рекомендует необходимые источники литературы, проверяет и рецензирует курсовую работу.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отражается в рецензии.
Е.В.Бережнова рекомендует в рецензии на курсовую работу отразить:
· актуальность темы;
· глубину изучения специальной литературы;
· объективность методов исследования и достоверность результатов;
· обоснованность выводов;
· стиль и оформление работы;
· предложения и выводы .
Курсовая работа в ряде случаев может стать основой для будущей дипломной работы.
Дипломная работа в некоторых вузах не является для всех обязательной. Она - одна из форм выпускной квалификационной работы. Как правило, темы утверждаются на заседаниях кафедры с последующим обсуждением их на заседаниях советов факультетов. Тема утверждается и закрепляется за студентом. Одновременно ему выдается задание на подготовку дипломной работы, составленное руководителем и утвержденное заведующим кафедрой.
Е.В.Бережнова рекомендует при определении задания составить календарный план (приложение 8). Окончательно оформленная дипломная работа подписывается автором и консультантом, если он принимал участие в руководстве работой студента. Руководитель работы готовит отзыв. Отзыв должен характеризовать работу по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие навыков работы с литературой, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите. Заведующий кафедрой на основании отзыва руководителя решает вопрос о допуске студента в защите и делает об этом пометку в тексте дипломной работы.
Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется в деканат факультета (или по согласованию с ним заведующим кафедрой) на рецензию. Состав рецензентов утверждается деканом факультета по представлению заведующего кафедрой, руководившего выполнением дипломной работы.
В рецензии на дипломную работу должны быть отражены:
· актуальность темы;
· полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы ;
· эффективность использования избранных методов для решения проблемы;
· достижение поставленной цели;
· практическая ценность и возможность использования полученных результатов.
Примерный текст рецензии или отзыва, разработанный Н.Н. Соловьевой, представлен в приложении 9.
Литература
1. |
Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999. |
2. |
Боринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 128 с. |
3. |
ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.: Изд-во стандартов, 1996. |
4. |
ГОСТ Р 15.011-96. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. |
5. |
ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Изд-во стандартов, 2001. |
6. |
ГОСТ 8.417-2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин. – М.: Изд-во стандартов, 2002. |
7. |
ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – М.: Изд-во стандартов, 2004. |
8. |
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2003. |
9. |
Зиновьева Н.Б. Документоведение. - М.: ИПО Профиздат.- 2001. – 208 с. |
10. |
Маймулов В.Г. Основы научно-литературной работы в медицине / В.Г. Маймулов, В.С. Лучкевич, А.П. Румянцев, В.В. Семенова. - СПб: Изд-во СПб ГМА.- 1996.- 128 с. |
11. |
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. – 4-е изд., дополн. – М.:Азбуковник, 1997.- 944 с. |
12. |
Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей.- 4-е изд., доп.- М.: ИНФРА-М.- 2004.- 416 с. |
13. |
Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). – М.: Изд-во АПК и ПРО, 2000.- 74с. |
14. |
Тимофеева С.С. Письменная работа студента: Рекомендации по оформлению реферата, курсовых и дипломных работ. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ.- 2002.- 36 с. |
Приложение 1
Образец оформления титульного листа реферата
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агенство по образованию СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии и социальной работы Кафедра социальной работы Р Е Ф Е Р А Т по дисциплине «Социальная экология» Земля – живая планета Солнечной системы Выполнил студент группы______ А.А.Иванов Проверил д.м.н., профессор И.И.Зайцев Сыктывкар 2004 |
Приложение 2
Образец оформления титульного листа контрольной работы
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агенство по образованию СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии и социальной работы Кафедра социальной работы КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Социальная экология» ______________________________ (тема контрольной работы) Выполнил студент группы______ А.А.Иванов Специальность – социальная работа Курс II Форма обучения заочная Сыктывкар 2004 |
Приложение 3
Пример оформления статьи
Экономико-географическое положение города Архангельска как важнейший градообразующий фактор Игловская Н.С.*, Игловский С.А.** Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Архангельск* Институт экологических проблем Севера Архангельского НЦ Уро РАН** Далее – текст статьи ……………….. |
Приложение 4
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агенство по образованию СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии и социальной работы Кафедра социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Социальная экология» Среда обитания человека, факторы ее определяющие Выполнил студент группы______ А.А.Беляев Руководитель работы, доцент О.М.Петрова Курсовая работа защищена с оценкой _____________ Сыктывкар 2004 |
Приложение 5
Образец оформления титульного листа дипломной работы
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агенство по образованию СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии и социальной работы Кафедра социальной работы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТАИспользование геоинформационных системв экологииВыполнил студент группы _____________ А.Н.Беляев Руководитель, доцент О.Н.Петрова Сыктывкар 2004 |
Приложение 6
Образец оформления титульного листа отчета о НИР
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агенство по образованию СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК 338.242 № регистрации 01980002302 Инв.№ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе, кандидат ф.-м. наук, доцент ____________Н.А. Тихонов «___» _________ _______ г. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ДИАГНОСТИКА РИСКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РИСКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ (заключительный) Научный руководитель докт. экон. наук, проф. _____________________ В.В.Жиделева подпись, дата |
Сыктывкар 2004
Приложение 7
Образец оформления оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕПредисловие (Введение) …………………………………………………… 10 1.Введение в токсикологию ……………………………………………… 12 1.1.Определение и основные понятия ……………………………………. 12 1.2.История становления токсикологии …………………………………… 17 2.Взаимодействие организма и ксенобиотика …………………………… 32 2.1.Общие представления …………………………………………………… 32 2.2.Биохимические механизмы ксенобиотиков …………………………… 34 3.Влияние ксенобиотиков на биоэнергетические процессы …………… 89 3.1.Действие ксенобиотиков на тканевое дыхание ……………………… 89 3.2.Нарушение энергетического обмена ………………………………… 99 Заключение ………………………………………………………………… 225 Список использованных источников …………………………………… 231 Приложение 1 ……………………………………………………………… 250 Приложение 2 ……………………………………………………………… 251 Предметный указатель ………………………………………………………… |
Приложение 8
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой ________________«___» _______________ 2004 г. ЗАДАНИЕна выполнение дипломной работы студента ________________ факультет_______________________________________ Специальность ____________________________________________________________ 1.Тема_____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 2.Исходные данные к работе:_______________________________________________ ____________________________________________________________________________ 3.Вопросы, подлежащие разработке ________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4.Консультанты по данной работе__________________________________________ ____________________________________________________________________________ 5.Дата выдачи задания: _____________________________________________ Руководитель: _____________________________________________________ (подпись) Задание принял (а) к выполнению ____________________________________(подпись) |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Содержание работы |
Консультант |
Срок выполнения |
Студент – дипломник _______________________________________________
(подпись)
Руководитель дипломной работы _____________________________________
(подпись)
Приложение 9
Типовой текст рецензии или отзыва I.Предмет анализа : /. Установить жанр текста - автореферат, диссертация, статья в журнал, рукопись книги и т.д. 2. Использовать далее различные замены · в работе... г · в данном исследовании... · в предмете анализа... · настоящий труд... · рецензируемая работа... и т.д. II. Актуальность темы
: · Настоящая работа посвящена проблеме..., которая указывает на актуальность проводимых автором исследований. · Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемого труда и не требует дополнительных объяснений. · Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существующих систем... и способствует углублению наших знаний в этой области... и т.д. Ш. Краткое содержание 1.Пересказать содержание (введения, глав, параграфов, заключения, приложения; подсчет страниц, рисунков, упомянутых источников; библиография...) для рецензий 2. Отметить лишь самое существенное, центральные вопросы
IV. Общая оценка : 1. Начать данную часть фразами · суммируя результаты отдельных глав, ... · таким образом, настоящая работа... · оценивая работу в целом... · подводя общие итоги, следует отметить, что... 2.Определить качество работы и дать оценку Дипломная работа : работа заслуживает
|
Кандидатская диссертация ;
материал...
V. Недостатки, недочеты: /. Использовать в начале шаблоны
2. Закончить постраничное перечисление недостатков и недочетов
VI . Выводы: Использовать одну из формул
|