Методические указания для самостоятельной работы по выполнению контрольных работ студентами торговых специальностей

СОДЕРЖАНИЕ: Организация производства на предприятиях отрасли (торговли и общественного питания)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический университет

Организация производства на предприятиях отрасли (торговли и общественного питания)

Методические указания

для самостоятельной работы

по выполнению контрольных работ

студентами торговых специальностей

Екатеринбург 2008

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Уральского государственного экономического университета

Составители: И.В. Быкова, Д.А. Карх

Рецензент Н.В. Пастухова

ВВЕДЕНИЕ

Особую роль на современном этапе развития экономики играют знания торговли. Торговля – организатор рынка потребительских товаров, от качества работы ее специалистов зависит решение многих экономических и социальных проблем. Результаты деятельности этих категорий работников напрямую зависит от их теоретической подготовки. Отсюда вытекает необходимость изучения студентами торговых дисциплин. Специальная дисциплина «Организация торговых процессов и обслуживания покупателей» представляет актуальность не только для коммерсантов и менеджеров торговли, но и для специалистов других сфер экономики. Интеграция других дисциплин (экономики и организации торговли), изучающих в рамках самостоятельных курсов, дают возможность приблизить теоретическую подготовку студентов к потребностям меняющейся практики, дать им в руки инструмент, позволяющий повысить обоснованность решений в области как планово-экономической деятельности предприятий, так и в организационно-хозяйственной, подчинив их единым целям.

Развитие рыночных отношений вовлекло в торговую деятельность представителей разнообразных специальностей.

Содержание курса требует от студентов знаний общей экономической теории, статистики, математического моделирования, торговое оборудование и др.

Изучение курса происходит в виде теоретического (лекционного), практического (семинарского) циклов и самостоятельной работы, после чего принимается экзамен. Самостоятельная работа осуществляется студентами путем подготовки и написания контрольной работы по курсу «Организация торговых процессов и обслуживания покупателей» в соответствии с предложенными вариантами. Вариант контрольной работы выбирается по начальным буквам фамилии студента: первая буква фамилии соответствует номеру теоретического вопроса, вторая соответственно – номеру и варианту задачи.


Начальная буква фамилии

№ теоретического вопроса

задача

А

1

1

1

Б

2

1

2

В

3

1

3

Г

4

1

4

Д

5

1

5

Е

6

1

1

Ё

7

1

2

ж

8

1

2

3

9

1

3

и

10

1

4

к

11

1

5

л

12

1

1

м

13

1

2

н

14

1

3

0

15

1

4

п

1

1

5

р

2

1

1

с

3

1

2

т

4

1

3

у

5

1

4

ф

6

1

5

х

7

1

1

ц

8

1

2

ч

9

1

3

ш

10

1

4

щ

11

1

5

э

12

1

1

ю

13

1

2

я,

14

1

3

При оценке контрольной работы большое значение придается со­держанию выводов, рекомендаций и пояснительной записке. Работа долж­на быть выполнена в ученической тетради или на сброшюрованных листах формата А4, следует оставлять поля для замечаний преподавателя, рецен­зирующего контрольную работу. Страницы должны быть пронумерованы, ответы написаны лаконично, кратко, четко, разборчиво, через два интерва­ла, ответ на следующий вопрос начинается с новой страницы. Каждый во­прос контрольной работы должен иметь номер варианта, полный текст во­проса и условий. В конце контрольной работы обязателен список исполь­зованных литературных источников с указанием фамилий и инициалов ав­торов, наименования источника, названия издательства, места и года из­дания. Затем ставятся дата выполнения работы и подпись студента.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Контрольная работа по курсу Организация торговых процессов и обслуживания покупателей выполняется студентами заочной формы обучения. Она является важным итогом изучения данной специальной дисциплины, являющейся профилирующей для избранной профессии.

Подготовка контрольной работы, ее написание требуют углубленного и творческого изучения студентами предмета, с одной стороны, и проявления элементов самостоятельного мышления, с другой.

Контрольная работа должна состоять из трех частей:

Первая – теоретическая часть, выполненная на основе литературных источников, вторая часть – решение задачи, третья часть – заполнение аналитической карты.

Кафедра обращает внимание на высокие требования, предъявляемые как к содержанию, так и оформлению контрольных работ по специальным дисциплинам. Эти требования базируются на единых правилах нормативных документов, разработанных для всех высших учебных заведений, в соответствии со стандартом специальности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Основные требования написания контрольной работы по курсу «Организация торговых процессов и обслуживания покупателей» сводятся к следующему:

1. Контрольная работа выполняется на основе изучения материалов, учебных пособий, монографий, статей в экономических журналах и газетах. Рекомендуется использовать литературные источники последних лет издания. Количество источников не должно быть менее четырех.

2. Выполнение и написание контрольной работы начинается с составления плана. В нем выделяются введение, параграфы теоретической части, аналитический раздел и список литературы.

3. Текст работы излагается самостоятельно. Студент не должен механически переписывать опубликованные в литературных источниках положения. Он должен показать не только знание материала, но и умение разбираться в нем, творчески использовать различные публикации.

4. В работе должен присутствовать необходимый справочный аппарат: ссылки на источники, из которых используются цитаты, цифровые данные в тексте, таблицы, графики, список литературы, оформленный в соответствии с правилами библиографии.

5. Контрольная работа может быть написана от руки либо, по возможности и желанию студента, напечатана. Работа должна быть логически последовательно, грамотно и аккуратно выполнена. Следует избегать повторений, противоречий между отдельными положениями, использование недостоверной фактологической или статистической информации.

6. Весь объем контрольной работы должен составлять 22-24 страницы школьной тетради или 12-15 страниц стандартного печатного текста.

7. В конце контрольной работы указывается дата ее выполнения и ставится подпись студента.

3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы включает в себя самостоятельные этапы, объединенные общей логикой и выполняемые в определенной последовательности.

На основе подбора материалов для теоретического раздела, рекомендуется:

- дать теоретическую характеристику того или иного экономического явления в сфере торговли;

- выявить основные тенденции и закономерности в развитии явлений и процессов;

- определить, какие факторы повлияли на состояние и динамику деятельности отдельных субъектов;

- установить и обозначить основные причины происходящих процессов;

- сравнить характер и развитие изучаемой проблемы не только во времени, но и в пространстве и т.д.

На использование в тексте цитат, цифровых данных, таблиц, схем, диаграмм, графиков, обязательно должны быть ссылки на источник, из которого они приведены.

При оформлении решения задачи, условия задачи переписывать не нужно, решения необходимо сопровождать соответствующими пояснениями или комментариями. На основании анализа и расчетов необходимо составить пояснительную записку.

На основе изучения нормативно-правовой базы торговой деятельности, студент самостоятельно выбирает объект и заполняет информационную карту по конкретному предприятию розничной торговли (приложение).

Выбор темы контрольной работы

Начальный этап выполнения контрольной работы состоит в выборе темы. Номер варианта устанавливается в соответствии с начальной буквой фамилии студента и ее числовым номером в алфавите. Тематика теоретических вопросов представлена на странице . Каждый студент, выполняющий контрольную работу, может самостоятельно выбрать тему, связанную с практической деятельностью при условии обязательного согласования с преподавателем.

Подбор и изучение литературы

После выбора теоретического вопроса необходимо определить по программе курса к какой теме учебной дисциплины он относится. Затем следует изучить вопросы данной темы курса и прочитать соответствующие главы рекомендованных учебников и учебных пособий. Все это позволит составить первый вариант плана работы и приступить к подбору и изучению других источников. В качестве литературных источников следует использовать учебники и учебные пособия, монографии по проблемам рынка потребительских товаров и услуг, журналы, отражающие проблемы рынка, торговли, спроса и т.п. рекомендуется использование как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных проблемам формирования и развития торговли. При подборе литературы необходимо обращать внимание на год издания, ее актуальность к моменту выполнения работы.

Рекомендуется при написании теоретической части использовать статистический и иллюстративный материал журналов: «Бизнес», «Вестник экономики», «Деловой партнер», «Магазин, ресторан, отель», «Вы и наш магазин», «Новости торговли», «Торговое оборудование», «Рынок», «Спрос», «Коммерсантъ», «Экономика и жизнь», «Товарный рынок», технологии и «Оборудование для магазинов».

Написание текста контрольной работы

После изучения литературы и составления окончательного плана варианта работы приступают к ее написанию.

Во введении следует показать значение и актуальность выбранной темы, оформить цели и задачи контрольной работы. Следует учесть, что во введение допустимо использование двух-трех цитат, но не допускается использование числового материала. Объем введения не должен превышать две-три страницы.

В основной части должно быть раскрыто теоретическое содержание вопроса. Рекомендуется выделение не более трех-четырех разделов, связанных между собой. В них должны быть раскрыты важнейшие теоретические аспекты темы.

Второй раздел работы должен носить характер экономико-статистического, экономико-социологического подтверждения отдельных проблем темы.

Теоретические характеристики проблем должны быть подтверждены и проиллюстрированы фактическим материалом.

ЗАДАНИЕ 1

Теоретический вопрос должен быть изложен логически последова­тельно и сопровождаться статистическими данными и конкретными при­мерами, которые должны быть подтверждены библиографическими ссыл­ками. Помимо учебной литературы должны быть использованы периоди­ческие издания. Особое внимание следует уделить перспективам развития рассматриваемой проблемы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Задачи и основные направления научно-технического прогрес­са в торговле. Понятие, содержание, основные этапы, перспективы разви­тия.

2. Торговые сети и перспективы их развития. Новые структурные образования в торговле

3. Внемагазинная торговля, ее значение, перспективы развития.

4. Организация технологического процесса в магазинах, его раз­витие в российской торговле, перспективы.

5. Особенности самообслуживания в торговле, его преимущества,
особенности развития. Современн

6. ые особенности самообслуживания в
Российской торговле.

7. Автоматизированная система расчетов с покупателями на ос­нове штрихового кодирования, преимущества, препятствия на пути вне­дрения, перспективы.

8. Услуги розничной торговли и их роль в обеспечение конкурентоспособности предприятия.

9. Франчайзинг как способ ведения бизнеса. Деловой франчайзинг.

10. Организация товароснабжения розничной сети, понятие, тре­бования к нему, новые технологии. Распределительные центры, их роль в
товароснабжении.

11. Логистика оптовой торговли, её роль и место в системе товароснабжения.

12. Складирование и оборудование для переработки грузов. Требования, предъявляемые к складированию.

13. Современные высотные автоматизированные склады, их пре­
имущества, трудности внедрения.

14. Организация закупочной деятельности на предприятии. Методы оценки эффективности закупочной деятельности.

15. Ассортиментная политика торгового предприятия. Современные подходы к формированию ассортимента (ассортиментная матрица).

16. Организация труда в торговле, ее особенности, перспективы
повышения эффективности труда в торговле и пути решения этой задачи.

Задание 2

ЗАДАЧА

Выявить влияние организационно-экономических факторов на эффективность работы непродовольственного магазина; рассчитать и сопоставить основные торгово-финансовые показатели магазина с традиционными методами продажи товаров и магазина самообслуживания; обосновать необходимость внедрения самообслуживания.

Условия задачи.

Вариант 1. Неспециализированные непродовольственные магазины

Таблица 1

Раз-делы

Показатели

При традиционных методах продажи товаров

При самообслужи-вании

1

Общая площадь магазина, м2

800

800

Торговая площадь, м2

440

540

В т.ч. площадь торгового зала

400

500

Неторговая площадь, м2

360

260

2

Площадь торгового зала, занятая технологическим оборудованием, (установочная), %

25

35

Площадь, занятая узлами расчетов столами упаковки и т.д., %

15

10

Площадь основных и боковых проходов для покупателей в торговом зале,%

60

55

Расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться в торговом зале, человек

267

307

Годовой товарооборот, млн.р.

2400

3500

3

Реализованные торговые надбавки в млн.р.

В % к товарообороту

8,64

8,64

Издержки обращения:

в млн.р.

В % к товарообороту

6,94

6,72

В том числе:

Заработная плата, млн.р.

75,2

95,8

в % к товарообороту

в % к издержкам обращения

Прибыль от торговой деятельности, млн.р.

Рентабельность, %

Общая числ.работников, человек

80

81

4

В том числе работников торгового зала,

58

42

из них:

Продавцов

38

3

Продавцов-консультантов

-

15

Контролеров-кассиров

-

24

Кассиров

15

-

Контролеров

3

-

Таблица 2

Показатели

Вид оборудования в зависимости от емкости

1 ярусные

2-ярусные

4-ярусные

5-ярусные

Итого

1 ярусные

2-ярусные

4-ярусные

5-ярусные

Итого

Кол-во единиц торгово-технологичес-кого технологического оборудования, шт

9

8

33

46

96

17

20

69

85

191

Площадь основания единицы оборудования, м2

1,8

0,4

1,0

-

-

-

-

-

-

-

Экспозиционная площадь (выкладки) оборудования, м2

Коэффициент емкости единицы оборудования

1,0

1,8

3,4

4,2

-

-

-

-

-

-

Количество единиц товара, размещенных на оборудовании в торговом зале, шт

685

40

4030

12520

-

1296

100

8418

23120

Среднее кол-во единиц товара на 1 м2 экспозиционной площади, шт

Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.

21,5

0,5

46,7

41,9

110,6

40,7

1,2

97,4

77,4

216,7

Товарный запас в кладовых магазина, млн.руб.

860

-

-

-

-

948

Доля запасов торгового зала в общей сумме запасов магазина,%

Варианты 2-5. Применительно к специализированным магазинам непродовольственного ассортимента

Таблица 3

Разде-лы

Показатели

Варианты

Магазин 2

Магазин3

Магазин4

Магазин 5

тради-ции метод. продажи

само-обслу-живание

тради-ции метод. продажи

само-обслу-живание

тради-ции метод. продажи

само-обслу-живание

тради-ции метод. продажи

само-обслу-живание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Общая площадь, м2

1600

160

1400

1400

600

600

700

700

Торговая площадь,м2

850

900

740

820

306

356

360

420

в т.ч. торговый зал,м2

800

900

700

780

300

350

350

410

Неторговая площадь,м2

2

Площадь торгового зала, занятая техноло-гическим оборудова-нием (установочная)%

28,2

35,4

22,6

25,4

24,5

31,5

25.3

28,1

Площадь, занятая узлами расчета,столами упаковки и т.л., %

18

13

19

18

9

11

8

9

Площадь основных и боковых проходов для покупателей,%

Расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться в торговом зале, человек

3

Количество единиц торгового оборудования, шт.

125

177

198

248

74

110

111

144

Площадь основания единицы оборудования,

1,8

1,8

0,8

0,8

1,0

1,0

0,8

0,8

Экспозиционная площадь выкладки оборудования, шт, м2

Коэффициент емкости оборудования

1,0

1,0

3,4

3,4

4,2

4,2

3,4

3,4

Количество единиц товара, расположенных на оборудовании в торговом зале, шт

8875

12567

8712

10912

20572

30580

42180

54720

Среднее кол-во единиц товара на 1 м2 экспозиционной площади

Товарный запас в кладовых магазина, тыс.руб

2647

2015

948,7

915,7

98,7

109,4

172,3

173,3

Товарный запас, выложенный в торговом зале, млн.р.

581

823,1

194,2

243,3

55,5

82,6

98,2

120,4

Доля запасов в торговом зале в общей сумме запасов магазина,%

4

Годовой товарооборот, млн.р

9300

10450

3430

4535

890

1330

650

830

Реализованные торговые надбавки: в млн.р в % к товарообороту

15,8

15,9

15,0

18,6

18,6

18,6

18,5

18,6

Издержки обращения в млн.р в % к товарообороту

4,3

3,95

3,01

2,7

7.4

7,3

6,3

6,1

В том числе заработная плата в тыс.руб. в % к товарообороту

3,05

2,49

1,42

1,39

4,9

3,1

4,28

4,23

В % к издержкам обращения

Прибыль от торговой деятельности, млн.р.

Рентабельность, в %

5

Общая численность работников магазина человек

125

106

80

68

40

33

46

37

В том числе работников торгового зала

70

54

47

35

28

16

32

18

Из них:

Продавцы

58

-

37

3

22

2

23

-

Продавцы-консультанты

-

31

-

14

-

8

-

12

Кассиры

10

-

8

-

6

-

7

-

Контролеры-кассиры

-

23

-

18

-

12

-

6

Контролеры

2

-

2

-

-

2

-

Методика решения задачи

1. Вначале по условию задачи и варианту определяется процентное соотношение торговой и неторговой площадей, площади торгового зала и общей площади магазина, а также прирост площади торгового зала в магазине самообслуживания.

2. Определяются и сравниваются по двум типам магазинов площади под оборудованием ля проходов покупателей, их удельный вес в общей площади торговых залов, а также расчетное количество покупателей, которые одновременно могут находиться на площади проходов в торговом зале, из расчета 0,9 м2 на одного покупателя.

3. По условиям (табл2. – для 1 варианта и табл.3 – для вариантов 2-5) задачи рассчитываются и сравниваются экспозиционные площади. Для этого нужно умножить общее число единиц оборудования на площадь основания единицы оборудования и на коэффициент ее емкости, выражающий площадь всех плоскостных элементов оборудования (ярусов).

Далее, на основании приведенного общего количества единиц товара в торговом зале определяется среднее количество товарных единиц на один м2 экспозиционной площади и доля товарных запасов в торговом зале по каждому типу оборудования.

4. Рассчитываются основные показатели сравниваемых магазинов, рациональное использование их торговой площади и производительность труда работников. Расчет начинается с определения в сумме и в процентах: прироста товарооборота в целом по магазинам (товарооборота в расчете на один кв.м. площади торгового зала, на одного работника магазина, на одного работника торгового зала, на один рубль заработной платы. После этого рассчитываются суммы реализованных торговых надбавок и издержек обращения по их уровню, приведенному у условиях задачи.

5. Кроме того, требуется рассчитать следующее:

- уровень заработной платы в % к товарообороту;

- удельный вес заработной платы в общей сумме издержек обращения;

- сумму издержек обращения на один миллион рублей товарооборота;

- экономию заработной платы в сумме и в процентах к товарообороту по сравниваемым магазинам в перерасчете на достигнутый объем товарооборота;

- относительное сокращение общей численности персонала и торгового персонала путем последовательного деления товарооборота магазина самообслуживания на товарооборот, приходящийся на одного работника магазина с традиционными методами продажи товаров, и вычисления разницы в численности;

- сумму торговой прибыли и рентабельности по каждому магазину.

6. В заключение на основе рассчитанных по каждому разделу данных требуется обосновать целесообразность перевода магазинов, применяющих традиционные методы продажи товаров, на самообслуживание. При этом рекомендуется исходить из того, что увеличение площади торгового зала в магазине самообслуживания посредством улучшения планировки и некоторого уменьшения площади кладовых позволяет увеличивать пропускную способность магазина.

ЗАДАНИЕ 3

На основе изучения научно-правовых (приложение 2) и теоретических источников организации торговой деятельности самостоятельно выбирается объект (предприятия розничной торговли), дается краткая характеристика объекта и заполняется аналитическая карта (приложение 1).

В краткой характеристике объекта следует указать:

1. Вид и тип предприятия.

2. Функциональная значимость.

3. Мощность (размер торговой площади).

4. Преобладающий метод продажи (в %).

5. Автоматизация и учет товародвижения и товарных запасов.

6. Уровень цен.

7. Объемно-планировочные особенности здания.

8. Основной контингент покупателей.

9. Характеристика планировки торгового зала.

10. Размещение и выкладка товарных категорий.

11. Реальный ассортимент товаров., в т.ч.

– по характеру удовлетворения;

– по широте охвата;

– по степени удовлетворения.

Показатели и свойства ассортимента (на основе точечного исследования);

Список литературы

1. Перечень основных нормативных правовых актов (Приложении 2)

2. Бузукова Е. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. — СП6.: Питер, 2007.

3. Гитомер Дж. Удовлетворение покупателя — ничто, покупательская лояльность — все. — СП6., 2004.

4. Ермаков О. Персонал супермаркета: не забывайте говорить спасибо // Мое дело. 2003. 9.

5. Книга директора магазина / Под ред. С. В. Сысоевой. 2-е изд., улучш. и доп. — СП6.: Питер, 2006.

6. Нейман А. Поставьте каждого покупателя первым в очереди // МаркетингПро. 2005.

7. Нейман А. Дорогой покупатель // Элитный персонал. 2003.

8. Сысоева С. Категорийный менеджмент: к чему нужно быть готовым // Управление магазином. 2006.

9. Сысоева С. Магазин у дома: борьба за любовь покупателя // Управление магазином. 2006.

10. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Маркетинг, 2002.

11. Гаджинский А. М. Практикум по логистике. 4-е изд. М.: Дашков и Ко., 2005.

12. Дион Дж., Топпинг Т., Розничная торговля: как открыть собственный магазин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

13. Лайсон К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. – М.: Инфра-М, 2005.

14. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб.: Питер, 2005.

15. Эстерлинг С. , Флоттман Э., Джерниган М., Маршалл С. Мерчендайзинг в розничной торговле. 3-изд. – СПб.: Питер, 2004.

16.Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации

17. Елагин Ю.А ., Николаева т.И. Технология и коммерческая деятельность. Часть 1. Розничная торговля: Учебное пособие. Екб: Изд-во УрГЭУ, 2000.

18. Зырянов А.В. и др. Коммерческо-посреднеческая деятельность на товарном рынке. Екб:РИФ «Солярис», 1995

19.Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами: Учеб. пособие. – Екб:Изд-во УрГЭУ, 2004.

20. Николаева Т.И., Елагин Ю.А. Организация торговых процессов и обслуживания покупателей: Учеб. пособие. – Екб:Изд-во УрГЭУ, 2003.

21. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Уче. Пособие под ред. Николаевой Т.И., 2005.

22. Перечень периодических изданий (см. стр. 4).

23. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения. М: Изд-во
стандартов, 1999.

24. ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предпри­ятий».

25. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации.

26. Волгин В.В. Кладовщик: Устройство складов. Складские операции. Управление складом. Нормативные документы. 4-е изд., перераб.и доп.М: Экономика, 2006.-544с

27. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров. Практическое пособие. М: Экономика, 2006.-406с.

28. Волгин В.В. Склад. Логистика. Управление. Анализ, 9-е издание М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К , 2007.-768с.

29. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект , 2005 -176с.

30. Голиков Е.А. Оптовая торговля.М: «Экзамен», 2003.-351с.

31. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и про­ектирование торговых предприятий. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К 2006.-520с..

32. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2005-273с.

33. Дубровин И. А.. Организация производства на предприятии торговли

М.: КНОРУС , 2007.-304с.

34. Елагин Ю. А., Николаева Т. И. Организация торговых процессов и обслуживание покупателей.: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.- 348 с.

35. Елагин Ю. А., Николаева Т. И. Организация коммерческой деятельности в торговле.: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2002.- 191 с.

36. Зырянов А. В. Размещение торговых предприятий. М: Экономика, 2006.-250с.

37. Киселев В. М Управление ассортиментом товаров: учебное пособие

Издательское объединение Российские университеты, 2006.-206с.

38. Ковалев К. Логистика в розничной торговле. «Питер»,2007.-272с.

39. Колесников В.Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз СПб.:Питер , 2008.-288с.

40. Курганов В.М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров.

М: Экономика 2005.-432с.

41. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы СПб.: Издательский дом Бизнес-Пресса , 2005.-560с.

42. Розмари Варли, Мохаммед Рафиг Основы управления розничной торговлей М.: Издательский Дом Гребенникова , 2005.-456с.

43. Современный супермаркет. Учебник по современным формам торговли

Издательство BBPG , 2005.-336с.

44. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли продовольствием. Учебное пособие. М.: ЭКСМО , 2007-400с.

Периодические издания

45..«Риск».

46. «Логистика».

47.«Тара и упаковка».

48.«Конъюнктура товарного рынка».

49.«Коммерческий вестник».

50.«Деловая жизнь».

51.«Оборудование. Рынок, предложение, цены».

52.«Маркетинг».

53.«Маркетинг в России и за рубежом».

54.«Новости торговли».

55. «Современная торговля»

56. «Торговое оборудовании»

57.«Деловой квартал».

58 .«Товарный рынок».

59.«Екатеринбургский магазин».

60.«Магазин. Ресторан. Отель

Приложение 1

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

Примерный перечень статей нормативных актов, определяющих правила деятельности и статей нормативных актов, определяющих ответственность за правонарушение в розничной торговле.

Объект (название и характеристика)

Сокращения: ФЗоЗПП – Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ, с изм и доп. 2007 г.) и т.д.

№№ п/п

Объект проверки

Установленная норма*

Санкции за нарушения**

1

Вывеска

2

Отпуск товара полной мерой и весом (контрольная покупка)

3

Ассортиментный перечень товаров, услуг (или прейскурант)

4

Лицензия на право торговли подакцизными товарами

5

Информация для потребителей, например:

1.Свидетельство о государственной регистрации

2. Временный патент на право торговли

3. Лицензия на право розничной торговли алкогольной продукцией

4. Лицензия на право розничной торговли товарами, облагаемыми акцизным сбором: алкогольная продукция, кроме спирта

5. Ассортиментный перечень

6.Закон РФ «О защите прав потребителей»

7. Правила продажи отдельных видов товаров

8. Установленные сроки хранения продуктов питания в розничной торговле

9. Телефоны вышестоящих организация (перечислить)

6

Ценники

7

Расчеты с потребителями через кассовые аппараты

8

Контрольные измерительные средства (весы, метры и т.д.)

9

Наличие документов о качестве и безопасности; содержащих сведения об изготовителе, продавце, поставщике товара, товаросопроводительные документы

10

Проверка правильности реализации отдельных видов товаров или услуг (по срокам годности; предварительной подготовки продовольственных товаров к продаже; предварительная подготовка непродовольственных товаров; по фасованным магазинным товарам; снабжение информацией о товаре)

11

Наличие книги замечаний и предложений

Примечание: *под установленной нормой подразумевается указание нормативного документа, определяющего структуру и содержание элементов исследования

**указать нормативный документ, устанавливающий ответственность и размер штрафов за соответствующие нарушения ФЗоЗПП

Приложение 2

Перечень основных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность предприятий розничной торговли

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» (утв. и введен в действие с 1 января 2002 г.).

3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (утв. и введен в действие с 1 января 2000 г. Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст).

4. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 243-ст).

5. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 17 июля 1997 г. № 255).

б. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 244-ст).

7. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. № 23)

8. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

9. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп. От 2006 г.)

10. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ, с изм и доп. 2007 г.)

11. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. от 13 марта 2002 г., 21 марта 2002 г., 9 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 27 февраля 2003 г., 11 марта 2003 г.)

12. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. Федерального закона от 7января 1999 г№ I8-ФЗс изм.от 29 декабря 2001 г.,24 июля 2002 г., 25 июля 2002 г.).

13. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55«Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (с изм. и доп. от 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г., 6 февраля 2002 г.).

14. Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».

15. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 »Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (с изм. и доп, от 2 октября 1999 г., 7 декабря 2000 г.).

16. Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. 1’1 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» (с изм. и доп, от 12 октября 1999 г., 22 февраля 2001 г.).

17. Приказ Министерства торговли СССР от 23 июля 1973 г. № 139 «Инструкция о книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и общественного питания» (с изм. от 18 июня 1987 г.)

18. Письмо Роскомстата от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары».

19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ ( с изм. внесенными Федеральными законами от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ)

Скачать архив с текстом документа