Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине Экономика и социология труда для студентов специальности «Менеджмент» 061100
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Экономика и социология труда» / Cост. А. Я. Кибанов, Г. В. Слуцкий, Е. А. Митрофанова; М.: Гуу, 1999Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра управления персоналом
Утверждено
первым проректором ГУУ
проф. Ю.Л. Старостиным
«____»____________1999 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к курсовому проектированию
по дисциплине
Экономика и социология труда
для студентов специальности «Менеджмент» - 061100
специализации «Управление персоналом» - 061111
Москва - 1999
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Экономика и социология труда» / Cост. А.Я. Кибанов, Г.В. Слуцкий, Е.А. Митрофанова; - М.: ГУУ, 1999.
Составители:
доктор экономических наук, профессор
А.Я. КИБАНОВ
доктор экономических наук, профессор
Г.В. СЛУЦКИЙ
кандидат экономических наук, доцент
Е. А. МИТРОФАНОВА
Ответственный редактор
заведующий кафедрой управления персоналом
доктор экономических наук, профессор
А.Я. Кибанов
Обсуждена
на заседании кафедры управления персоналом
протокол № ____ от «___»____________1999г.
Обсуждена и одобрена
на секции подготовки студентов в области
менеджмента Научно-методическим советом ГУУ
протокол № ____ от «___»____________1999г.
Рецензент
Заведующий кафедрой социологии и психологии управления
доктор психологических наук, профессор
Князев В.Н.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы экономики и социологии труда являются одним из центральных звеньев в системе управления персоналом. В условиях рыночной экономики непрерывное совершенствование организации труда, использование социальных резервов производства приобретают первостепенное значение. Если раньше, при централизованной плановой системе и затратной экономике, коллективы предприятий стремились всяческим путем скрывать свои резервы, с тем, чтобы обеспечить себе «спокойную жизнь», то теперь обстановка кардинально меняется. Для того, чтобы найти свое место в рыночной экономике, выстоять в конкурентной борьбе, необходимо искать пути снижения издержек производства, и прежде всего, за счет рациональной организации труда на каждом предприятии, более полного использования социальных резервов производства.
Настоящий курсовой проект является завершающим этапом в изучении дисциплины «Экономика и социология труда» и ставит своей целью:
закрепить теоретические знания и практические навыки в исследовании социально - экономических проблем труда, проектировании организации труда на предприятии, совершенствовании трудовой деятельности работников и организации в целом;
привить студенту навыки самостоятельной работы при проведении функционально-стоимостного анализа трудовой деятельности, организации социологических исследований, проектировании организации труда;
научить студентов методам аналитической и практической работы в области совершенствования трудовой деятельности;
подготовить студентов к самостоятельной работе над дипломным проектом.
При выполнении настоящего курсового проекта студенты должны использовать литературные источники, материалы лекций и практических занятий.
Одной из особенностей настоящих «Методических указаний» является то, что в них предусматривается выполнение трех различных по содержанию и сложности вариантов курсового проекта и предоставляется студентам право выбора того или иного варианта.
При выполнении первого варианта «Совершенствование трудовой деятельности на основе функционально - стоимостного анализа (ФСА)» студентам предстоит провести ФСА трудовой деятельности отдельных управленческих работников, функциональных подразделений, организации в целом и на этой основе разработать комплекс предложений по ее совершенствованию.
При выполнении второго варианта «Проектирование коллективной организации труда» студентам предстоит провести серию необходимых расчетов и разработать комплекс проектных предложений по повышению эффективности работы бригады в сборочном производстве.
Третий вариант курсового проекта - «Организация социологического исследования» носит научно-исследовательский характер. Здесь студентам предстоит разработать методическую программу исследования, определить цели и задачи исследования, сформулировать рабочие гипотезы, выбрать методы исследования, подготовить инструментарий-анкету, провести «полевые исследования», отработать результаты исследования и подготовить научный отчет. Поскольку третий вариант курсового проекта является сложным и более трудоемким, целесообразно для его выполнения создавать творческие коллективы - группы студентов из трех, четырех человек. Привлекать к выполнению третьего варианта курсового проекта следует наиболее подготовленных студентов, проявивших склонность к научно-исследовательской работе.
1. Совершенствование трудовой деятельности на основе ФСА
1.1. Основные положения
Курсовой проект охватывает проблему совершенствования трудовой деятельности отдельных управленческих работников, функциональных подразделений, аппарата управления, организации в целом на основе функционально-стоимостного анализа.
Разработка курсового проекта должна осуществляться на конкретных материалах организации, структурного подразделения, с которыми студент связан профессионально, и направлена на решение задач, актуальных для данной организации.
Перечень тем курсового проекта дан в Приложении1.
1.2. Задание на проектирование
В процессе курсового проектирования студент должен провести функционально стоимостной анализ (ФСА) трудовой деятельности, который включает следующие этапы: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный, внедрения.
1. На подготовительном этапе проводится комплексное обследование состояния производства и управления организации, обосновывается выбор объекта анализа, определяются конкретные задачи проведения ФСА, составляется рабочий план проведения ФСА.
2. На информационном этапе осуществляется отбор, систематизация и изучение данных, характеризующих систему управления организации или отдельные ее подразделения, а также данные по аналогичным системам.
3. На аналитическом этапе осуществляется формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализ функциональных взаимосвязей между функциональными подразделениями в аппарате управления, дается стоимостная оценка функций. Здесь определяется степень значимости функций, степень и причины несоответствия между значимостью функций, уровнем затрат и количеством их осуществления. Выявляются излишние, вредные, несвойственные и дублируемые функции.
На аналитическом этапе выявляются резервы совершенствования управления организацией, трудовой деятельности функционального подразделения или работника и сокращение затрат на содержание аппарата управления. Этот этап заканчивается постановкой задач по поиску идей и путей совершенствования трудовой деятельности управленческих работников.
4. На творческом этапе выявляются способы выполнения функций управления, формируются на их основе варианты функций; предварительно оцениваются и отбираются наиболее целесообразные и реальные из них. Творческий этап наиболее ответственен и требует привлечения высококвалифицированных специалистов-экспертов.
Для нахождения возможно большего количества вариантов путей совершенствования управления организацией, трудовой деятельности функционального подразделения или работника рекомендуется использовать методы творческого мышления. Методы поиска идей выбираются с учетом особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций, сложившихся в процессе выполнения функций управления.
Данный этап заканчивается предварительным отбором вариантов совершенствования управления организацией. При этом рекомендуется учитывать величину затрат на управление, уровни качества осуществления функций управления и основных показателей работы организации, функционального подразделения или работника.
5. На исследовательском этапе подробно описывается каждый вариант с применением схем, графиков, моделей, оперограмм, функциональных диаграмм, проектов положений о подразделениях и другой проектной документации; дается сравнительная технико-экономическая оценка вариантов совершенствования трудовой деятельности, осуществляемая на основе заключений экспертизы; отбираются рациональные для реализации варианты, когда все предложения делятся на следующие группы: реальные и возможные к осуществлению; возможные к осуществлению, но в данных условиях не реализуемые; теоретически сложные, но пока практически не реализуемые; нереальные предложения.
6. На рекомендательном этапе рассматриваются и утверждаются рекомендации по совершенствованию управления организацией, функциональным подразделением и принимаются решения о их реализации. Рассчитываются затраты на разработку рекомендаций и их внедрение, ожидаемая экономическая эффективность.
7. На этапе внедрения результатов ФСА ведется социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка работников аппарата управления, имеющих отношение к объекту анализа. Здесь разрабатывается система материального стимулирования внедрения рекомендаций и оценивается фактическая экономическая эффективность от внедрения результатов ФСА управления организацией (трудовой деятельности функционального подразделения или управленческого работника).
Разрабатывается план - график внедрения рекомендаций.
В приведенном ниже разделе «Содержание курсового проекта» изложены методические указания к выполнению аналитической и проектной частей на примере отдела внешней кооперации и комплектации (ОВКиК) производственной организации.
1.3. Содержание курсового проекта
Указанные выше разделы курсового проекта должны иметь следующее содержание.
1. Аналитическая часть
1.1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе определяются конкретные задачи проведения ФСА, составляется рабочий план проведения ФСА ОВКиК (табл. 1), проводится комплексное обследование состояние производства и управления организацией, в результате которого выявляются узкие места в функционировании системы управления и, в частности, в работе ОВКиК.
Таблица 1.
РАБОЧИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФСА
№ п/п |
Наименование этапа ФСА |
Содержание этапов |
Информация для выполнения этапов |
Источник информации |
Исполнители |
Сроки исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.2. Информационный этап
На информационном этапе ведутся сбор, систематизация и изучение данных, характеризующих деятельности ОВКиК, его функции, а также данные по аналогичным передовым организациям.
Источниками информации при анализе служат отчеты и справки по комплекции, типовые положения об отделе, должностные инструкции, организационная структура ОВКиК, штатное расписание отдела, схемы документооборота: формы, документы, данные, исходящие и поступающие в ОВКиК, данные бухгалтерской отчетности, анкетный и устный опрос всех работников отдела и складского хозяйства.
1.3. Аналитический этап.
На аналитическом этапе осуществляются формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, определяется стоимость выполнения функций. Здесь оценивается степень значимости функций, определяются степень и причины несоответствия между значимостью функций и уровнем затрат на их реализацию, качеством выполнения функций.
Функции управления необходимо разделить на главные, основные и вспомогательные.
Главная функция - это функция, для осуществления которой создано анализируемое подразделение аппарата управления организации. Для ОВКиК главная функция - «Обеспечение производства кооперированными поставками».
Основные функции необходимы для реализации главной функции ОВКиК организации, без них не может быть осуществлена главная функция.
Вспомогательные функции способствуют осуществлению какой-либо из основных функций.
Выявление основных функций и отделение их от вспомогательных имеет важное значение, так как среди последних находятся излишние или не свойственные отделу функции - важный источник излишних затрат и, следовательно, резерв снижения стоимости выполнения совокупности управленческих функций.
Классификация функций позволяет построить функционально-стоимостную диаграмму (диаграмму FAST). Это графическое изображение функций управления аппарата управления или отдельного его подразделения. Диаграмма строится по следующим правилам.
Все функции ОВКиК заключаются на диаграмме между двумя вертикальными пунктирными линиями. Левая граничная линия находится между анализируемой основной функцией и функцией более высокого уровня (главной функцией отдела). Основные функции располагаются на горизонтальной линии. Правая граничная линия находится между анализируемой основной функцией управления и функцией более низкого уровня. Все вспомогательные функции располагаются либо над, либо под основными функциями. Это необходимые вспомогательные или излишние, несвойственные функции.
При помощи текстов «Как?», «Зачем?», «Когда?» отсеиваются излишние и несвойственные функции. Функции, не отвечающие ни на один из этих вопросов, должны быть изъяты из диаграммы и состава функций отдела, так как относятся к категории излишних или несвойственных. Все основные функции должны отвечать (по направлению слева направо) на вопрос «Как?», а по направления справа налево - на вопрос «Зачем?». Все вспомогательные функции должны отвечать на вопрос «Когда?» (когда возможно осуществление основной функции?»). В случае необходимости количество текстов можно увеличить.
Диаграмма FAST осуществления функций ОВКиК приведена на рис. 1.
Затем при помощи специальной формы определяются затраты на осуществление функций ОВКиК.
В табл. 2 приведен пример расчета затрат на выполнение функции «определение потребности в комплектующих изделиях».
Таблица 2
Пример определение затрат на осуществление функций ОВКиК
Полное наи- менование функций ОВКиК |
Виды документов, форм или данных, выходящих из отдела в течение года по функции |
Виды документов, форм или данных, пос- тупающих в отдел для обработки или составления данного документа (формы) по функции |
Подра-зделение или организация, откуда поступают документы, формы или исходные данные |
Куда направ-ляются обработан-ные или состав-ленные документы (формы) или данные по функции |
Техни-ческие средства, с помощью которых произво- дится обработка документов, форм или данных |
Количество технических средств их стоимость и доля амор-тизаци-онных отчис-лений, прихо-дящихся на выпол-нение данной функции |
Должности лиц, участвую-щих в обработке или состав-лении доку-мента, формы или данных по функции, их месячный оклад, руб. |
Периодич-ность обработки или состав-ления доку-мента, формы или данных в течение года, количество раз (когда) |
Затраты труда на обработку или состав-ление доку-мента, формы или данных по функции каждого исполни-теля в течении года, ч. |
Затраты на обработку или состав-ление доку-мента, формы или данных по функции в течении года с учетом стоимости техни-ческих средств и отчислений на социаль-ное страхо-вание, руб. |
Опре-деление потре-бности в комплек-тующих изделиях |
Годовые расчеты потреб-ностей |
Производст-венная прог-рамма, нормы расхода, ведомость согласования, данные складского учета |
ПЭО, |
Вышестоя-щие органи-зации |
Счетная машинка, печатная машинка |
1 шт. 2000 руб. 1 шт. 2500 руб. 39 руб. |
Ст. эконо-мист -1500 руб. Экономист - 1200 руб. |
Ежегодно 1 раз |
160 160 |
3593 |
Затраты на выполнение функции определяются следующим образом. При расчете затрат на выполнение функций учитывается фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование и расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники. Это составляет 95 % всех затрат на выполнение функции ОВКиК.
Суммарная стоимость технических средств, используемых при выполнении анализируемой функции, составляет (2000 + 2500) 4500 руб. Срок службы оргтехники при укрупненном расчете примем равным 10 годам. Тогда годовые амортизационные отчисления составят (4500 : 10) 450 руб. Месячный фонд рабочего времени одного работника составляет в среднем 173,4 ч. Данные технические средства используются при расчете потребности один раз в год в течение примерно месяца (160 ч). Значит, доля амортизационных отчислений, приходящихся на выполнение данной функции, составит (450 : 12) 38 руб.
Затраты труда на выполнение функции в месяц составят (1500 + 1250) 2750 руб. Но данная функция выполняется в период, меньший месяца (160 ч), поэтому затраты составят (2750 ґ (160 / 173,4)) 2530 руб. Отчисления на социальное страхование равны (2530 ґ 0,405) 1024,6 руб. Затраты на выполнение функции составят (2530 + 1024,6 + 38)3592,6 руб. Округлим с точность до целых и получим 3593 руб. Подобным образом рассчитываются затраты на осуществление всех остальных функций ОВКиК.
Данные, полученные в результате формулировки, классификации функций ОВКиК и определения затрат на их осуществление, сводятся в табл.3.
Таблица 3.
Формулировка и классификация
Функций ОВКиК
№ |
Наименование функции |
Вид функции |
Примечание |
Затраты на |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
п/п |
Глагол |
Существительное |
О - основная В – вспомо-гательная |
Осуществле-ние функций в течение года, руб. |
|
1. |
Определять |
потребности |
О |
в комплектующих изделиях |
3593 |
2. |
Составлять |
заявки |
О |
на комплектующие изделия |
600 |
3. |
Подавать |
заявки |
О |
на комплектующие изделия |
400 |
Затем строится схема функциональных взаимосвязей отдела (табл.4), с помощью которой выявлялись излишние и недостающие горизонтальные и вертикальные связи ОВКиК с другими подразделениями завода по каждой функции отдела.
Для определения степени значимости функций ОВКиК создается экспертная группа, в состав которой входят начальник ОВКиК, руководители и специалисты материальных групп отдела.
Каждый из членов экспертной группы заполняет матрицы попарных сравнений основных и вспомогательных функций (табл.5).
По строкам и столбцам матрицы записываются соответствующие наименования или номера управленческих функций. Каждый член экспертной группы заполняет матрицу следующим образом. Например, в табл. 5 при сравнении функций 1 и 3 предпочтение отдается функции 1. В строке, соответствующей функции 1, в столбце 3, соответствующем функции 3, выставляется 2 балла. Аналогично в строке 3 и столбце 1 выставляется 0. Если эксперт затрудняется отдать предпочтение какой-либо функции, то в соответствующих строке и столбце проставляет по одному баллу. После заполнения всей матрицы баллы суммируются по строкам.
Затем полученные значения все эксперты заносят в сводную матрицу (табл. 6).
Таблица 4.
ФРАГМЕНТ СХЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОВКиК С ДРУГИМИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Подразделения |
|||||||||||||
Функции ОВКиК |
ОГК |
ОГТ |
БТД |
ПДО |
ОМТС |
ОВКиК |
ФО |
ОС |
ПЭО |
директор |
гл. инженер |
зам. директора по производ-ству |
зам. Дирек-тора по кадрам и быту |
Определить потребности в комплектующих изделиях |
С |
П |
У |
П |
О |
У |
У |
П |
Р |
Примечание: О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет необходимый документ; П- предоставляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данные функции; У- участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ; С - согласовывает подготовленный документ по функции; Р - принимает решение, утверждает, подписывает документ.
Таблица 5.
Матрица попарных сравнений для основных функций ОВКиК
№ функ |
Номер функции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Сумма в |
ции |
Функция |
баллах |
||||||||||
1. |
Определять потребности в комплектующих изделия |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
15 |
2. |
Составлять заявки на комплектующие изделия |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
12 |
3. |
Подавать заявки на комплектующие изделия |
0 |
1 |
- |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
0 |
9 |
4. |
Получать средства на комплектующие изделия |
0 |
1 |
1 |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
11 |
5. |
Заключать договоры на поставку |
0 |
1 |
0 |
1 |
- |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
9 |
6. |
Составлять спецификации на комплектующие изделия |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
- |
2 |
2 |
2 |
0 |
7 |
7. |
Акцептовать счета на комплектующие изделия |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
- |
2 |
1 |
0 |
5 |
8. |
Руководить работой складов |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
2 |
1 |
4 |
9. |
Разрабатывать лимиты на комплектующие изделия |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
- |
1 |
4 |
10 |
Снабжать цехи комплектующими изделиями |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
14 |
Примечание. Такие же матрицы строят и для вспомогательных функций.
Таблица 6.
Сводная матрица попарных сравнений основных
функций ОВКиК
№ функ |
Номер эксперта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Средне-арифмети- |
Ранг функций |
ции |
Функция |
ческое значение в баллах |
|||||||
1. |
Определять потребности в комплектующих изделия |
15 |
14 |
13 |
16 |
15 |
14 |
14,5 |
1 |
2. |
Составлять заявки на комплектующие изделия |
12 |
13 |
10 |
12 |
11 |
12 |
11,8 |
4 |
3. |
Подавать заявки на комплектующие изделия |
9 |
13 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10,5 |
5 |
4. |
Получать средства на комплектующие изделия |
11 |
10 |
15 |
13 |
16 |
12 |
13,0 |
3 |
5. |
Заключать договоры на поставку |
9 |
7 |
8 |
6 |
9 |
10 |
8,0 |
6 |
6. |
Составлять спецификации на комплектующие изделия |
7 |
8 |
9 |
7 |
5 |
8 |
7,3 |
7 |
7. |
Акцептовать счета на комплектующие изделия |
5 |
5 |
3 |
6 |
3 |
3 |
4,6 |
8 |
8. |
Руководить работой складов |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
4,0 |
9 |
9. |
Разрабатывать лимиты на комплектующие изделия |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3,2 |
10 |
10 |
Снабжать цехи комплектующими изделиями |
14 |
12 |
15 |
14 |
13 |
15 |
14,0 |
2 |
Для снижения субъективного фактора при определении значимости управленческих функций экспертные ряды проверяются по формуле
К = З1 / З2.
где К - коэффициент устойчивости экспертного ряда;
З1 - максимальная значимость в экспертном ряду;
З2 - минимальная значимость в экспертном ряду.
Затем коэффициент устойчивости экспертного ряда сравнивается с нормативным значением этого коэффициента (Кн), который равен 2,0. Если значение К Кн, то необходимо одно из значений ряда вычеркнуть. После этого еще раз проверяется значение К и рассчитываются среднеарифметические значения значимости каждой функции.
Сводная матрица позволяет проранжировать все функции отдела по степени их значимости с учетом мнений всех экспертов. Количество экспертов может быть больше.
На рис. 2 представлена совмещенная диаграмма значимости функций управления ОВКиК и затрат на их осуществление.
Из диаграммы видно, что затраты на осуществление функций «Руководить работой складов», «Акцептовать счета на комплектующие изделия» и «Разрабатывать лимиты на комплектующие изделия» не сбалансированы с их значимостью, поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать процессы выполнения этих функций.
Достаточно трудоемки также функции «Определять потребности в комплектующих изделиях», «Снабжать цехи комплектующими изделиями» и «Составлять спецификации на комплектующие изделия».
Степень значимости
Функций, баллы
15 14 13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 |
14,5 Определять потребности в комплектующих изделиях |
14,0 Снабжать цехи комплектующими изделиями |
13,0 Получать средства на комплектующие изделия |
11,8 Составлять заявки на комплектующие изделия |
10,5 Подавать заявки на комплектующие изделия |
8,0 Заключать договоры на поставку |
7,3 Составлять спецификации на комплектующие изделия |
4,6 Акцептовать счета на изделия |
4,0 Руководить работой складов |
3,2 Разрабатывать лимиты |
5000 10000 15000 20000 25000 |
3593 |
13000 |
600 |
600 |
400 |
1500 |
3340 |
15000 |
22300 |
5200 |
Затраты на осуществление Рис. 2. Совмещенная диаграмма значимости функций
функций и затрат на их осуществление для ОВКиК организации
На следующем этапе анализа оценивается уровень качества осуществления функций:
Уровень качества осуществления функций определяется следующим образом:
К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6
Кк.ф.у. = -------------------------------------------,
6
где Кк.ф.у. - коэффициент, характеризующий уровень качества функций управления.
Расчетные формулы определения коэффициентов К1, К2, К3, К4, К5, К6 приведены в таблице 7.
Таблица 7.
Определение показателей качества функций управления
Показатель |
Обозначение показателя |
Формула расчета показателя |
Наименование показателей, составляющих формулу |
1 |
2 |
3 |
4 |
Коэффициент использования технических средств управления при выполнении функции |
К1 |
Тф ------- Тр |
Тф - суммарное фактическое время использования технических средств управления в год, час; Тр - суммарное расчетное время использования технических средств управления в год, час |
Коэффициент организации рабочих мест исполнителей функций |
К2 |
Кт.п. --------- Ко |
Кт.п. количество рабочих мест, отвечающих требованиям типовых проектов; Ко - общее количество рабочих мест |
Коэффициент нормирования труда исполнителей функций |
К3 |
В1 -------- В2 |
В1 - время, затраченное на выполнение нормированных работ в год, час; В2 - общее время работы в год, час |
Коэффициент регламентации функций управления |
К4 |
Кр -------- Ко |
Кр - количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией; Ко - общее количество функций (процедур) |
Коэффициент дублирования функций управления |
К5 |
Кд ------ Ко |
Кд - количество функций (процедур), дублируемых подразделениями аппарата управления, а также излишних функций |
Коэффициент использования рабочего времени в производственных подразделениях, зависящих от работы аппарата управления |
К6 |
m S t ni 1 I - ------------------ n S T смi 1 |
m S t ni - потери рабочего времени в производственных подразделениях за год из - за несвоевременного или некачественного выполнения соответствующих управленческих функций, ч; m - число функций (подсистем) управления; n S T смi - годовой фонд времени в соответствующих производственных подразделениях, ч; n - число подразделений |
Диаграмма значимости функций и уровня их качества - совмещенная диаграмма для оценки соответствия значимости функций управления и уровня качества функций. В верхней части диаграммы функции управления располагаются по степени их значимости, а в нижней - дается оценка уровню их качества. Строится по подобию диаграммы значимости функций и затрат на их осуществление (рис. 2).
На основе выявленных в ходе проведенного анализа недостатков формулируются важнейшие задачи совершенствования снабжения производства комплектующими изделиями:
сокращение затрат на выполнение следующих функций: «Руководить работой складов», «Акцептовать счета на комплектующие изделия», «Разработать лимиты на комплектующие изделия», «Регистрировать поступление комплектующих изделий»;
избавление от излишних функций: «Следить за выполнением договоров», «Защищать заявки на комплектующие изделия» и т.п.;
повышение качества выполнения функций: «Определять потребности в комплектующих», «Регистрировать поступление комплектующих изделий» и т.п.;
повышение уровня обеспеченности производства комплектующими изделиями;
совершенствование учета, хранения и использования комплектующих изделий;
совершенствование функционального разделения труда в ОВКиК и повышение уровня его регламентации;
механизация и автоматизация процессов выполнения функций отдела и т.п.
Проектная часть
Творческий этап
На творческом этапе выбираются методы поиска идей и активизации этого процесса, выдвигаются идеи способов выполнения функций управления, формулируются на основании предложенных идей варианты осуществления функций, дается оценка и выполняется предварительный отбор наиболее целесообразных и реальных вариантов выполнения функций управления.
При поиске путей совершенствования управления обеспечением производства комплектующими изделиями были использованы следующие известные методы: «мозговая атака», метод контрольных вопросов, морфологический анализ.
Для их реализации необходимо сформировать экспертную группу в состав которой должны входить: заместитель директора завода по общим вопросам, начальник ОВКиК, руководитель одной из материальных групп отдела, экономист отдела, начальник складского хозяйства начальник отдела АСУ, научный сотрудник отраслевого НИИ. На творческих совещаниях были поставлены следующие вопросы:
Можно ли исключить вообще или передать другому подразделению аппарата управления какую-нибудь функцию из общего состава выполняемых отделом функций?
Какие функции, относящиеся к ОВКиК, отдел не выполняет?
Можно ли типизировать процесс выполнения каких-либо функций?
Можно ли сократить затраты на выполнение каких-либо функций?
Каким образом можно избавиться от излишних затрат?
Осуществление каких функций можно передать ЭВМ?
На сколько снизятся при этом затраты на выполнение функций?
Каким иным способом можно выполнить какую-либо функцию?
Как изменится уровень качества выполнения функций?
Какие технические средства управления целесообразно приобрести ОВКиК?
Какие внутренние и внешние связи ОВКиК являются излишними, каких связей недостает?
Какие документы, формы или данные, поступающие или исходящие из отдела, являются излишними?
Какие данные, необходимые для эффективной работы отдела, не поступают в отдел или поступают с опозданием?
Как наиболее целесообразно следует распределить функции между работниками ОВКиК?
Следует ли децентрализировать некоторые функции ОВКиК или наоборот - централизировать?
Как следует изменить организационную структуру ОВКиК?
Чему необходимо обучить работников ОВКиК?
Какие регламентирующие деятельность ОВКиК нормативные документы необходимо разработать?
Что нужно сделать для эффективной работы складского хозяйства?
Как следует изменить систему планирования и экономического стимулирования снабжения предприятия комплектующими изделиями?
Какие другие мероприятия необходимо осуществить для повышения эффективности работы отдела?
Как изменятся основные показатели деятельности предприятия?
На каждый из вопросов может быть получено несколько вариантов ответов. Все варианты фиксируются в карточках идей, пример их заполнения приведен в таблице 8.
Для предварительного отбора вариантов данные всех карточек сводятся в морфологическую матрицу (табл. 9). В ней отражаются те варианты, которые по результатам экспертизы считаются наиболее приемлемыми (фрагмент матрицы показан в табл. 10).
Исследовательский этап
На исследовательском этапе проводится сравнительная организационно-экономическая оценка вариантов (фрагмент показан в табл. 11) с участием специалистов заинтересованных подразделений и служб предприятия и с учетом заключений экспертизы, а также отбор наиболее рациональных для внедрения предложений.
По каждому предложению при помощи табл. 11 осуществляется отбор тех вариантов, которые принимаются для реализации на предприятии.
При организационной оценке вариантов учитываются реальные организационные условия, являющиеся предпосылкой успешного внедрения того или иного варианта. При экономической оценке учитываются: уровень снижения трудозатрат и повышения качества выполнения функций, а также тенденции изменения основных показателей работы предприятия.
Таблица 8.
Пример заполнения карточки идей
Номер варианта |
Сущность варианта |
Преимущества варианта |
Недостатки варианта |
01 |
Автоматизировать процесс определения потребности в комплектующих изделиях |
Повышается оперативность выработки информации, точность результата, снижается трудоемкость расчета, увеличивается коэффициент загрузки ЭВМ. |
Высока трудоемкость подготовительных работ, связанных с автоматизацией этой функции |
Заключение. Преимущества автоматизации процесса реализации данной функции покрывают затраты, связанные с подготовительными работами перевода расчетов на ЭВМ. |
Таблица 9.
Морфологическая матрица способов
выполнения функций управления персоналом
Функция |
Способ реализации функций управления |
|||||||
(процедура) управления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
. . . |
К |
F1 |
Р11 |
Р12 |
Р13 |
Р14 |
Р15 |
Р16 |
. . . |
Р1к |
7F2 |
Р21 |
Р22 |
Р23 |
Р24 |
Р25 |
Р26 |
. . . |
Р2к |
F3 |
Р31 |
Р32 |
Р33 |
Р34 |
Р35 |
Р36 |
. . . |
Р3к |
F4 |
Р41 |
Р42 |
Р43 |
Р44 |
Р45 |
Р46 |
. . . |
Р4к |
F5 |
Р51 |
Р52 |
Р53 |
Р54 |
Р55 |
Р56 |
. . . |
Р5к |
F6 |
Р61 |
Р62 |
Р63 |
Р64 |
Р65 |
Р66 |
. . . |
Р6к |
F7 |
Р71 |
Р72 |
Р73 |
Р74 |
Р75 |
Р76 |
. . . |
Р7к |
F8 |
Р81 |
Р82 |
Р83 |
Р84 |
Р85 |
Р86 |
. . . |
Р8к |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
. . . |
Fn |
Рn1 |
Рn2 |
Рn3 |
Рn4 |
Рn5 |
Рn6 |
. . . |
Рnк |
Условные обозначения:
* F - функция (процедура);
* n - порядковый номер функции;
* Р - способ реализации функции;
* к - порядковый номер способа реализации функции.
Таблица 10.
Морфологическая матрица способов выполнения функции
«Проводить нормирование работ»
№ |
Наименование |
Варианты способов выполнения процедур функции |
|||
п/п |
процедуры функции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Подготовительная работа по организации нормирования операций |
Дополнительно стимулировать работников организации, труд которых подлежит нормированию |
Подготавливать к нормированию нескольких работников организации, выполняющих однородные операции с учетом разного уровня квалификации, стажа работы и других факторов |
Отработать 1-2 метода нормирования и базироваться на их использовании. Заготовить типовые бланки фиксирования результатов нормирования |
Осуществлять предварительный поиск норм времени и выработки возможных к внедрению в организации без непосредственного нормирования трудовых операций |
2. |
Расчленение трудового процесса на элементы, замеры времени на их выполнение |
Проводить нормирование операций на стадии ОКР новых изделий |
Доверять работнику производства самостоятельно производить замеры времени и их фиксирование в местах наблюдения |
Использовать укрупненные замеры времени на несколько технологических операций с целью математической обработки результатов нормирования |
Нормировать технологические операции на основе параллельных замеров времени 2+3 нормировщиками с целью повышения точности замеров |
3. |
Обработка результатов замеров времени |
Использовать математические методы обработки результатов замеров времени с применением ЭВМ и элементами математической статистики |
При определении норм времени и выработки учитывать действие факторов технического переоснащения оборудования, квалификацию работников производства, занятых данной технологической операцией |
Листы наблюдений после предварительной обработки инженерами - нормировщиками передаются на ИВЦ для их обработки |
Создать на ИВЦ массив НСИ по трудоемкости технологических операций. Результаты обследования обрабатываются на ИВЦ. Результатом обработки являются варианты норм времени и выработки в конкретных условиях производства |
Фрагмент сравнительной организационно-экономической оценки
Таблица 11.
Варианты (предложения) |
Преимущества |
Недостатки |
Оценки организа экономи ционная ческая |
|
Цех подает требование на склад на месячную программу в начале каждого месяца Цех подает требование на склад при очередной партии комплектующих изделий Цех может получать комплектующие изделия без требования в момент получения, но оформляет его в течении суток |
Четкость в оформлении документации, сокращение затрат на ее оформление, возможность прогнозирования остатков Отсутствие затрат времени на поиск ранее выписанного требования Повышение оперативности доставки изделий в цех |
Негибкость, появление дополнительных сложностей при изменениях в производственной программе Отсутствие условий для прогнозирования остатков, принятия экстренных мер при отсутствии необходимых изделий Нарушение системы учет, возможны ошибки при получении и дополнительные затраты на возврат изделий на склад |
+ + -- |
+ -- -- + |
Примечание. Плюс (+) - преобладание преимуществ над недостатками; минус (--) - преобладание недостатков над преимуществами; минус, плюс (--+) - равное соотношение преимуществ и недостатков. В нашем примере наиболее рациональным является первый вариант. |
Рекомендательный этап.
На рекомендательном этапе рассчитывают затраты на разработку и реализацию рекомендаций, ожидаемая экономическая эффективность. Расчет производится в соответствии с методикой, изложенной в учебнике «Управление персоналом организации» под ред. Кибанова А.Я.- М.: Инфра - М, 1997, с.492 - 501 и другими методиками, рекомендуемыми руководителем курсового проекта.
При определении экономической эффективности предлагаемых рекомендаций можно использовать следующую форму (табл. 12)
Таблица 12.
Изменение трудоемкости выполнения функций
в результате проведения ФСА
в руб.
№ п/п |
Наименование функций |
Затраты на осуществление функций |
Экономия |
|
до мероприятий |
после мероприятий |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Этап внедрения
На этапе внедрения описывается, как предполагается проводить социально-психологическую, профессиональную, материально-техническую подготовку работников и внедрению рекомендаций. Необходимо отметить, как предполагается стимулировать реализацию ваших предложений. Следует разработать план - график внедрения рекомендаций.
Таблица 13
№№ п/п |
Меро-приятия |
Дата внедре-ния |
Ответст-венный испол-нитель |
Соис-полни-тель |
Место внедре-ния |
Эконо-мичес-кий эффект от внедре-ния |
Приме-чание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОЛЛЛЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
2.1. Общие положения.
Опыт развитых стран с рыночной экономикой убедительно показал, что переход к коллективным формам организации и оплаты труда является объективно необходимым и закономерным процессом развития современного производства. К сожалению, в нашей стране внедрение коллективных форм организации труда, как и многие другие ценные мероприятия, проводилось формально, компанейски и не оправдало тех надежд и ожиданий, которые связывались с этой работой. Главная причина низкой эффективности бригадной организации труда на отечественных предприятиях, кроется в том, что все упиралось здесь в принципы и закономерности затратной экономики - никто не хотел раскрывать до конца свои резервы. В условиях монополизма и централизованной плановой экономики большие возможности, которыми располагают коллективные формы организации труда для повышения экономической и социальной эффективности производства остались невостребованными.
Вместе с тем здесь сказалась и недостаточная научная и методическая проработанность проблем проектирования коллективных форм организации и оплаты труда. Переход к рынку, конкуренция потребуют вернуться к проблемам планомерного развития коллективных форм организации труда, но уже на другой научно-обоснованной базе.
В этой связи предполагается, что при выполнении настоящего курсового проекта, студенты должны освоить технологию проектирования бригадной организации труда, сформулировать условия, при которых бригады будут эффективно работать, разработать пакет соответствующих проектных предложений. При этом следует исходить из того, что бригадная организация труда является только частью, подсистемой коллективной организации труда на предприятии. Опыт передовых предприятий показал, что наибольший экономический и социальных эффект достигается только в том случае, когда коллективные формы организации труда внедряются и взаимно увязываются одновременно на всех уровнях управления производством: первичный трудовой коллектив, цех, служба, производство, предприятие в целом.
2.2. Задание на проектирование.
В процессе проектирования студент должен:
1. Дать краткую характеристику сборочного производства серийного типа. Показать какие различия в организации труда сборщиков возникают в зависимости от типа производства.
2. Рассчитать трудоемкость месячной программы бригады.
3. Определить явочную численность бригады. (С учетом сложившегося уровня выполнения норм).
4. Определить персональный состав бригады (с учетом сложности работ, квалификации рабочих и данных социометрического опроса).
5. Произвести расстановку сборщиков по рабочим местам.
6. Сформулировать условия эффективной работы бригад и проектные предложения, обеспечивающие выполнение этих условий.
7. Рассчитать нормативный фонд оплаты труда бригады на месяц.
8. Сформулировать систему премирования бригады, имея в виду, что с помощью этой системы должны увязываться интересы бригады и коллектива цеха, предложить шкалу премирования.
9. Выбрать и обосновать метод распределения бригадного заработка между членами бригады; определить факторы, влияющие на размер заработка членов бригады; составить шкалу показателей, которые должны применяться при определении величины заработка каждому из членов коллектива.
10.Произвести пробное распределение бригадного заработка между ее членами. Всю недостающую информацию студент вводит самостоятельно.
11.Составить алгоритм и программу распределения бригадного заработка между членами бригады на ПЭВМ и провести пробный расчет.
2.3. Исходные данные для выполнения курсового проекта.
Предпочтительным является выполнение проекта на реальных данных той производственной базы, на которую может опираться студент. Для студентов, не располагающих такими возможностями, можно воспользоваться с разрешения руководителя вариантами задания, приведенными ниже. (Номер варианта соответствует месту студента в алфавитном списке студенческой группы).
2.4. Характеристика вариантов.
1. Специализированная бригада создается в сборочном цехе серийного типа производства.
2. Бригаде поручается сборка трех приборов с оплатой на единый наряд по конечной продукции. Месячная программа выпуска приборов дана в табл. 1. Трудоемкость и сложность работ приведены в табл. 2.
3. Сведения о сборщиках, которые могут быть включены в состав бригады, приведены в табл. 3.
4. Расчет численности бригады производить, исходя из сложившегося в цехе среднего уровня выполнения норм времени - 105 % (варианты заданий с 1 + 10); 108 % (варианты заданий с 11 + 20) и 110 % (варианты заданий с 21 + 30).
5. Месячный фонд рабочего времени составляет 166,76 час.
6. Всю недостающую оперативную информацию (величина средней заработной платы, дифференциация в размере зарплаты, уровень выполнения месячного задания бригадой, показатели качества сборки и др.) студент вводит самостоятельно и согласовывает ее с руководителем.
Таблица 1
Месячная программа сборки приборов (в штуках).
Тип |
№ варианта |
|||||||||
прибора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
600 |
560 |
500 |
700 |
800 |
700 |
500 |
550 |
500 |
600 |
Б |
700 |
725 |
800 |
800 |
800 |
700 |
1000 |
1000 |
900 |
600 |
С |
930 |
800 |
800 |
600 |
600 |
700 |
650 |
600 |
700 |
900 |
Таблица № 2
Трудоемкость и сложность работ
Изделие А |
Изделие Б |
Изделие В |
||||||
№ операции |
Разряд работы |
Т шт. Мин. |
№ операции |
Разряд работы |
Т шт. Мин. |
№ операции |
Разряд работы |
Т шт. Мин. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
6 |
3,3 |
1. |
5 |
6,2 |
1. |
5 |
6,6 |
2. |
5 |
5,5 |
2. |
5 |
5,4 |
2. |
6 |
7,1 |
3. |
7 |
7,2 |
3. |
6 |
3,7 |
3. |
6 |
6,2 |
4. |
7 |
4,5 |
4. |
6 |
7,1 |
4. |
5 |
5,6 |
5. |
6 |
8,4 |
5. |
6 |
8,2 |
5. |
6 |
3,9 |
6. |
6 |
6,5 |
6. |
6 |
7,2 |
6. |
7 |
5,8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7. |
7 |
6,5 |
7. |
6 |
11,3 |
7. |
6 |
5,9 |
8. |
6 |
4,8 |
8. |
6 |
5,3 |
8. |
6 |
8,9 |
9. |
7 |
10,1 |
9. |
7 |
5,8 |
9. |
6 |
8,1 |
10. |
6 |
10,2 |
10. |
7 |
12 |
10 |
7 |
6,9 |
Таблица № 3
Сведения о рабочих участка, которые могут быть включены в бригаду.
№ п/п |
ФИО |
Разряд рабочего |
Ср.% выполнения плана |
Нецелесообразно включать в бригаду вместе с |
1. |
Николаем А.П |
5 |
110 |
Озеров П.С. |
2. |
Бойко П.И. |
5 |
115 |
|
3. |
Сотник М.С. |
6 |
115 |
|
4. |
Никитин В.Н. |
6 |
115 |
|
5. |
Семенюк В.П. |
5 |
110 |
|
6. |
Деев П.И. |
6 |
115 |
|
7. |
Степанов В.П. |
5 |
110 |
|
8. |
Попов Н.Н. |
6 |
110 |
|
9. |
Руденко М.Л. |
7 |
120 |
|
10. |
Жирков Т.П. |
6 |
110 |
|
11. |
Головко С.Н. |
5 |
110 |
|
12. |
Лиховидов М.П. |
6 |
110 |
|
13. |
Суслов С.И. |
5 |
110 |
|
14. |
Смирнов Н.К. |
4 |
105 |
|
15. |
Зубков Н.Ч. |
5 |
105 |
|
16. |
Котенко С.П. |
4 |
100 |
Сотник М.С. |
17. |
Озеров П.С. |
5 |
105 |
|
18. |
Денисенко Г.П. |
7 |
115 |
Руденко М.П. |
19. |
Никольский Е.П. |
6 |
115 |
Лиховидов М.П. |
20. |
Лебедев С.П. |
4 |
105 |
|
21. |
Ермоленко П.М. |
4 |
100 |
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Общие положения.
К проведению социологических исследований за последние годы стали часто прибегать специалисты самого различного профиля - ученые-обществоведы, журналисты, публицисты, деятели различных политических партий.
Однако, особое первостепенное значение эти исследования имеют для специалистов по управлению персоналом. Осуществление социологических исследований представляет значительные возможности для повышения научного уровня управления, обоснования принимаемых управленческих решений, изучения передового опыта, выработки рекомендаций по преодолению противоречий и недостатков, мешающих в полной мере использовать созидательный потенциал трудового коллектива предприятия. Регулярно проводимые социологические исследования позволяют обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистическими данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их жизненных планах, о степени их удовлетворенности организацией труда и управления, быта и досуга, о состоянии морально-психологического климата. Подобные исследования являются одним из универсальных источников информации для управленцев, они не только выявляют разного рода проблемы и противоречия, но и подсказывают действенные средства для их решения.
Каждый специалист по управлению персоналом должен обладать основами социологии труда, научиться использовать в своей практической деятельности результаты социологических исследований. На решение этой задачи и направлен настоящий курсовой проект.
3.2. Задание на проектирование.
В процессе выполнения проекта студент должен:
Определить для себя проблему, исследование которой представляет в настоящий момент наибольшую актуальность и практическую значимость и соответствует степени научной подготовленности ее автора.
Примерный перечень подобных проблем приведен в Приложении 2.
2. Разработать методическую программу социологического исследования, которая является своего рода стратегическим документом, определяющим всю концепцию исследования и содержащую решение следующих вопросов: формулировка и обоснование актуальности проблемы; указание цели исследования; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; формулировка рабочих гипотез и задач исследования; выбор методов сбора первичной информации; разработка инструментария исследования и способа обработки информации.
3. При формулировании и обосновании проблемы исследования студенты должны исходить из того, что под социальной проблемой необходимо понимать поставленные самой жизнью противоречивые ситуации. Поэтому в процессе формулировки проблемы следует стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальные противоречия, определяющие ее. В этой связи важно избежать, с одной стороны, опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем либо не отражающих реальной ситуации, либо давно решенных, с другой стороны, выдвижения проблем слишком широкого плана. Следует также избегать попыток изучать несколько проблем в рамках одного исследования, т.к. это усложняет инструментарий исследования, снижает качество собираемой информации и оперативность исследования, приводит к старению социологических данных, потере их актуальности.
4. При определении объекта и предмета исследования студены должны исходить из того, что социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Поэтому объектом социологического исследования в широком смысле выступает определенная категория людей - носителей той или иной социальной проблемы.
Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
5. Особую сложность для студентов представляет логический анализ основных понятий, который предполагает структурирование основных понятий, фигурирующих в исследовании, выделение тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление об изучаемой проблеме.
Логический анализ основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику построения инструментария сбора первичной информации, помогает в последствии правильно обобщить результаты социологического исследования. В проведении анализа студентам должен оказать помощь руководитель курсового проекта.
6. Важным подготовительным этапом социологического исследования является формулирование рабочих гипотез исследования - научных предположений, выдвигаемых для объяснения фактов, явлений и процессов, которые нужно подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез предопределяет логику всего процесса исследования, подсказывает правильный выбор объекта исследования и метода сбора информации.
7. При разработке методической программы социологического исследования студентам предстоит дать характеристику применяемых в ходе его осуществления методов сбора первичной информации (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, анализ документальных данных и др.). При выборе метода сбора первичной информации, в наибольшей степени отвечающего требованиям конкретного социологического исследования, студенты могут воспользоваться сравнительной таблицей методов, приведенной в Приложении 3.
8. Одним из наиболее трудоемких моментов в подготовке социологического исследования является разработка инструментария - анкеты, вопросника дли проведения интервью, сценария наблюдения и др. Содержание и структура инструментария определяются целями и задачами исследования, выдвинутыми рабочими гипотезами.
При разработке инструментария студенты не должны перегружать анкету и стремиться в одной анкете узнать «все обо всем». Число вопросов в анкете должно быть ограничено, с тем чтобы респондент затратил на опрос не более 45 минут.
После составления анкеты студенты должны провести ее логический контроль и апробацию, проверить на себе - достаточно ли ясно объясняется техника заполнения опроса, нет ли сложных непонятных терминов, не следует ли добавить к «закрытым» вопросам «открытые» со свободными строчками и т.д. После логического анализа и апробации необходимо провести кодировку вопросов.
9. Заключительным моментом в подготовительной работе по проведению социологического исследования является разработка программ обработки первичной информации. При ограниченном числе простых анкет (менее 100) возможна ручная обработка информации. При значительном количестве анкет, при сложных анкетах возникает необходимость подготовки программ для обработки информации с помощью ЭВМ.
10. В процессе обработки информации студенты должны проверить качество анкетирования, произвести отбраковку анкет, пронумеровать массив анкет, составить кодификатор и произвести кодировку открытых вопросов, выполнить обработку информации и представить ее в виде таблиц, графиков.
11. Результаты социологического опроса представляются в виде отчета. В структуре отчета должны содержаться следующие разделы: I раздел - краткое обоснование актуальности и значимости проблем, основное содержание методической программы исследования; II раздел - характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.); III раздел - и все последующие - должны содержать ответы на выдвинутые рабочие гипотезы. (Число таких разделов должно быть равно числу гипотез).
Последний раздел должен содержать общие выводы и рекомендации по использованию результатов социологического исследования в практической деятельности.
4. Оформление курсового проекта.
Форма и содержание титульного листа представлены в приложении 4.
В начале курсового проекта приводится оглавление.
Текстовая часть проекта выполняется на листах стандартного формата с использованием одной стороны листа, оставлением полей. В тексте не должно применяться сокращение слов, за исключением общепринятых. Если в тексте приводятся цитаты или цифровые данные, заимствованные из литературы, то обязательно дается ссылка на источники внизу соответствующей страницы, или в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках) по списку.
Приводимый в текстовой части графический материал (схемы, графики, таблицы и т.д.) должен иметь наименование и быть пронумерован. Графический материал, приводимый по ходу текста, заполняется или непосредственно на листах текстовой части, или на отдельных вкладышах.
На включаемые в курсовой проект графический материал и перечень использованной литературы должны быть обязательно ссылки в текстовой части.
Примерный объем текстовой части курсового проекта должен составлять, как правило, 35 страниц машинописного текста, включая таблицы, графики и рисунки. Распределение объема по разделам см. п. «Структура курсового проекта».
Все таблицы и рисунки должны иметь сквозную нумерацию и свое название. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка - под ним. Таблицы и рисунки делаются одноцветными. Рисунками считаются: схемы, диаграммы, формы документов и т.п.
В перечне использованной литературы делается заголовок: Литература. По каждому литературному источнику указывается: его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и название издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Кроме научных книг и монографий по теме курсового проекта, необходимо изучение материалов по теме, публикуемых в периодической печати.
При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каждый год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
Все страницы работы должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа.
В оглавлении указываются заголовки всех разделов и параграфов курсового проекта, включая список литературы и приложения с указанием номеров страниц, на которых помещен каждый раздел. Названия разделов в оглавлении должны точно соответствовать заголовкам в тексте.
В пояснительной записке должны быть выделены:
1. Введение - где следует обосновать актуальность выбранной тематики, изложить цели и задачи, которые предлагается реализовать в курсовом проекте.
2. Аналитическая часть - в которой должна быть дана характеристика рассматриваемой проблемы, накопленный отечественный и зарубежный опыт, тенденции ее дальнейшего развития, рабочие гипотезы, методика анализа проблемы. (Для третьего варианта курсового проекта - «Организация социологического исследования» - аналитической частью будет являться «Методическая программа исследования»).
3. Проектная часть - в которой излагаются проектные предложения.
4. Заключение - где должны содержаться выводы, характеризующие степень решения тех задач, которые ставились при разработке курсового проекта.
5. Организационные вопросы курсового проектирования
Для оказания помощи студентам при выполнении курсового проекта кафедра выделяет руководителя. Руководитель ведет постоянное наблюдение за разработкой всех разделов курсового проекта в соответствующие сроки и оказывает студенту необходимую помощь на всех этапах его выполнения.
На первой неделе срока, выделенного учебным планом для выполнения курсового проекта, студент обязан выбрать и согласовать с руководителем тему исследования.
На третьей - четвертой неделе после предварительного ознакомления с литературой по теме уточняется структура разделов и составляется список литературы.
Не позднее, чем за 2 недели до окончания срока, выделенного учебным планом для выполнения курсового проекта, студент сдает готовую работу руководителю для проверки. Руководитель проверяет качество ее выполнения и дает необходимые замечания. В соответствии с ними студент вносит необходимые исправления в курсовой проект.
При неудовлетворительной защите студентом курсового проекта руководитель по согласованию с заведующим кафедрой решает вопрос о возможности его повторной защиты или об изменении темы курсового проекта.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
1. Совершенствование управления малым предприятием на основе функционально-стоимостного анализа.
2. Совершенствование трудовой деятельности аппарата управления организации на основе функционально-стоимостного анализа.
3. Совершенствованием трудовой деятельности аппарата управления коммерческого банка на основе функционально-стоимостного анализа.
4. Совершенствование трудовой деятельности аппарата управления сбытовой организации на основе функционально-стоимостного анализа.
5. Совершенствование трудовой деятельности рекламного агентства на основе функционально-стоимостного анализа.
6. Совершенствования трудовой деятельности туристической фирмы на основе функционально-стоимостного анализа.
7. Совершенствование трудовой деятельности отдела организации труда и заработной платы предприятия на основе функционально-стоимостного анализа.
8. Совершенствование трудовой деятельности отдела обучения организации на основе функционально-стоимостного анализа.
9. Совершенствование трудовой деятельности отдела сбыта организации на основе функционально-стоимостного анализа.
10. Совершенствование трудовой деятельности отдела кадров предприятия на основе функционально-стоимостного анализа.
11. Совершенствование трудовой деятельности бухгалтерии организации на основе функционально-стоимостного анализа.
12. Совершенствование трудовой деятельности планово-экономического отдела организации на основе функционально-стоимостного анализа.
13. Совершенствование трудовой деятельности специалиста по маркетингу организации на основе функционально-стоимостного анализа.
14. Совершенствование трудовой деятельности главного бухгалтера организации на основе функционально-стоимостного анализа.
15. Совершенствование трудовой деятельности начальника производственного подразделения (цеха) организации, на основе функционально-стоимостного анализа.
16. Совершенствование трудовой деятельности главного технолога организации на основе функционально-стоимостного анализа.
17. Совершенствование трудовой деятельности директора организации на основе функционально-стоимостного анализа.
18. Совершенствование трудовой деятельности заместителя директора по кадрам организации на основе функционально-стоимостного анализа.
19. Совершенствование трудовой деятельности руководителя отдела сбыта организации на основе функционально-стоимостного анализа.
20. Совершенствование трудовой деятельности специалиста отдела организации труда и заработной платы предприятия на основе функционально-стоимостного анализа.
21. Совершенствование трудовой деятельности инженера по технике безопасности организации на основе функционально-стоимостного анализа.
22. Совершенствование трудовой деятельности бухгалтера организации на основе функционально-стоимостного анализа.
23. Совершенствование трудовой деятельности инспектора отдела кадров организации на основе функционально-стоимостного анализа.
24. Совершенствование трудовой деятельности секретаря директора организации на основе функционально-стоимостного анализа.
Приложение 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Проблемы учебного процесса.
1. Куда я пойду учиться, как я выбираю свою будущую профессию? (Проводится среди учащихся подшефных школ, слушателей подготовительных курсов
2. Почему Вы поступили учиться в ГУУ, как Вы представляете свою будущую профессию? (Проводится среди студентов 1 курса).
3. Почему Вы выбрали специализацию «Управление персоналом»? (Для студентов 2, 3 курсов).
4. Как повысить качество обучения в ГУУ? (Опрос проводится в студенческих группах и среди преподавателей выпускающих кафедр).
5. Как Вы оцениваете качество обучения в ГУУ? (Опрашиваются студенты 3, 4 курсов и преподаватели выпускающих кафедр).
6. Как повысить заинтересованность студентов в результатах обучения? (Опрашиваются студенты 3, 4 курсов и преподаватели выпускающих кафедр).
7. Как повысить заинтересованность и ответственность преподавателей за качество обучения? (Опрашиваются преподаватели выпускающих кафедр).
8. Как повысить ответственность студентов за результаты обучения? (Опрос ведется параллельно среди студентов старших курсов и преподавателей, результаты исследования сравниваются и обобщаются).
9. Как организовать наилучшим образом студенческое самоуправление? (Опрос ведется в студенческих группах и среди преподавателей кафедр).
10. Какими путями следует развивать научно-исследовательскую работу среди студентов? (Опрос проводится в студенческих группах и на кафедрах).
2. Общие проблемы экономики, социологии и управления.
Опрос по подобным проблемам может проводится в студенческих группах, на кафедрах - среди преподавателей, по месту работы студентов вечернего отделения.
Как Вы оцениваете ход рыночных реформ в России, что нужно сделать для их ускорения?
Что нужно сделать для успешного формирования и осуществления социально направленной экономики?
Какими Вам видятся пути и методы социальной поддержки слабо защищенных граждан России?
Как повысить конкурентоспособность и экономическую эффективность работы отечественных предприятий?
Что нужно сделать для развития малого бизнеса?
Как организовать борьбу с коррупцией и организованной преступностью?
Как решить проблемы молодой семьи, преодоления демографического кризиса?
Как организовать борьбу с алкоголизмом, курением, наркоманией?
Какие Вы видите пути укрепления трудовой и производственной дисциплины на отечественных предприятиях?
Как ускорить решение проблемы интеграции бывших республик Советского Союза в рамках СНГ?
Приложение 3.
Сравнительная таблица основных методов социологических исследований
Сущность метода |
Преимущество метода |
Недостатки метода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Изучение документальных данных. |
Проведение исследования на основе использования информации, зарегистрированной каким-либо «видимым образом» - на бумаге, на магнитной ленте, кинопленке и т.п. При этом документальные данные подразделяются на официальные и неофициальные. |
После того, как оценена их надежность, документы являются источником достоверной информации, позволяющей выявить закономерности развития изучаемых явлений. |
Информация, полученная данным методом часто недостаточна для объяснения и прогнозирования поведения личности в различных ситуациях. |
2. Наблюдение. |
Получение сведений об объекте путем непосредственного отслеживания его поведения для получения информации, которую часто невозможно извлечь с помощью других методов. |
Позволяет фиксировать различные изменения изучаемого социального явления в момент его появления. Исследователь получает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать явление в реальном масштабе времени, в естественных условиях. |
Представляет собой весьма трудоемкую процедуру. Зачастую оформление результатов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственно наблюдение. Без привлечения дополнительно информации невозможно также сказать, насколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично для их окружения. |
3. Опрос 3.1. Анкетирование |
Респонденту предлагается ответить на вопросы, содержащиеся в особом документе - анкете. |
Наиболее оперативный вид опроса. При проведении анкетирования отпадает необходимость в привлечении большого числа квалифицированных интервьюеров, что, в свою очередь, снижает дополнительные затраты времени и средств, связанных с их подбором, обучением и контролем качества работы. |
Содержание открытых ответов респондентов в существенной степени зависит от речевых умений респондентов. |
3.1.1. Прессовое |
Публикуется на страницах газет или журналов с призывом к читателю дать письменный ответ и переслать его по почте. |
Позволяет опросить наибольшее число респондентов. |
Низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий по обеспечению репрезентативности собранных данных. Нет направленности на респондента. |
3.1.2. Почтовое |
Соответствующее число вопросников рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответы и возвратить по почте вопросник по указанному адресу. |
Направленность на конкретного респондента, чего прессовое анкетирование не может дать. |
Низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий по обеспечению репрезентативности собранных данных. |
3.1.3. Раздаточное |
Состоит в раздаче вопросников группе людей, с просьбой заполнить и возвратить заполненные вопросники. |
Значительный процент возврата. Более тесный контакт с респондентом повышает достоверность информации. |
Возможен случай, когда респондент, не располагающий временем для заполнения анкет, считающий себя некомпетентным в предмете опроса или не желающий отвечать на вопросы, может передать анкету для заполнения другим лицам. В результате этого происходит искажение выборочной совокупности и, следовательно, получаемой информации. |
3.2. Интервьюирование |
Опрос проводится специально подготовленным работником (интервьюером) на основе вопросника (анкеты) или без него. |
Позволяет максимально приспособить вопросы к подготовленности и возможностям отвечающего. Это означает, что в случае непонимания респондентами смысла вопроса, интервьюер может тактично прийти на помощь, задать дополнительные вопросы и получить более точную и достоверную информацию. |
На содержание ответов опрашиваемого большое воздействие оказывает личность интервьюера. |
3.2.1. Свободное |
Проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью. |
Дает возможность получить наиболее полную информацию от опрашиваемого по поводу его представлений о предмете опроса. |
Возможно влияние мнений и исходных представлений интервьюера на респондента. |
3.2.2. Глубинное |
Предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. |
Позволяет получить более подробную информацию, в т.ч. о личности и мотивах поведения респондента. |
Требует существенной предварительной подготовки. Большая трудоемкость обработки результатов. |
3.2.3. Фокусированное |
Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным. Может меняться последовательность и формулировки вопросов, но по каждому должна быть получена информация. |
Дает возможность сбора информации по поводу конкретной ситуации. |
Требует существенной предварительной подготовки. Большая трудоемкость обработки результатов. |
3.2.4. С открытыми вопросами |
Предлагается подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировку. |
Облегчается процедура проведения интервью. Возможна более низкая квалификация интервьюера. |
Требует существенной предварительной подготовки. Большая трудоемкость обработки результатов. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3.2.5. Формализованное |
Поведение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией по его заполнению. |
Меньшая, по сравнению с другими методами интервьюирования, трудоемкость обработки результатов. Не обязательна специальная подготовка интервьюеров. |
Требует существенной и трудоемкой предварительной подготовки. |
Приложение 4.
Образец титульного листа
курсового проекта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный университет управления
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Экономика и социология труда»
на тему: ___________________________________
___________________________________________
Исполнитель студент_______________
Ф.И.О.
Группа _______________
Курс_________________
Руководитель ________________
(уч. степень,
уч. звание, Ф.И.О.)
МОСКВА 200_
Литература
Литература основная.
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 1998
2. Дятлов В.А., Кибанов А.Я. Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова - М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
3. Как провести социологическое исследование. – М.: Политиздат, 1989.
4. Кибанов А.Я. Функционально - стоимостной анализ: новые возможности в условиях хозрасчета. - М.: Знание, 1990.
5. Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. - М.: МИУ, 1990.
6. Кибанов А.Я. Управление машиностроительным предприятием на основе функционально - стоимостного анализа. - М.: Машиностроение, 1991.
7. Кибанов А.Я. Комплексное проектирование систем управления в машиностроении. - М.: МИУ, 1987.
8. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 1993.
9. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 1994.
10. Кибанов А.Я., Родкина Т.А. Проектирование функциональных взаимосвязей структурных подразделений производственного предприятия. / Учебное пособие. - М.: МИУ, 1986.
11.Организация и регулирование оплаты труда. - М.: Финстатинформ, 1996.
12.Слуцкий Г.В., Молчанов А.В. Опыт повышения эффективности работы бригад. - М.: Машиностроение, 1990.
13.Слуцкий Г.В., Ростовцева И.Ф., Звягинцева Т.В. Формирование и распределение фондов оплаты труда подрядных коллективов машиностроительного предприятия. - М.: ГАУ, 1992.
14.Управление персоналам. Учебно-практическое пособие для вузов. \\ Под редакцией Кибанова А.Я., Ивановской Л.В. - М.: Приор, 1999.
15. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА - М, 1997.
Литература дополнительная.
1. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. Пособие для студентов экон. спец. Вузов. - 2 изд., переработ. и дополн. - М.: Высш. шк., 1989
2. Ворожейкин И.Е. История труда и предпринимательства. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1995.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1997
4. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Дело, 1993
5. Красовский Ю.Д. Управление поведением фирмы. - М.:ИНФРА - М, 1997
6. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под. ред. Румянцевой З.П.,
Саломатина Н.А. М.: ИНФРА - М, 1995
7. Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве. М., Экономика, 1997
8. Одегов Ю.Г., Журавлёв П.В. Управление персоналом. Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997.
9. Основы социальной работы. Учебник. Отв. ред. Павленок В.Д. - М.:ИНФРА -М, 1997
10. Основы управления персоналом. Учебник. Под ред. Генкина Б.И. - М.: Высшая школа, 1996
11. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996
12. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием предприятия. Учебное пособие. М:, ГАУ, 1994
13. Социология труда. Под ред. Дряхлова Н.И., Кравченко А.И., Щербины В.В. - М.: Издательство Московского университета, 1993
14. Управление организацией. Учебник. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. - М.: ИНФРА-М, 1998
15. Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. - М.: Экономика, 1990
16. Фильев В.И. Нормирование труда на современном предприятии. М., 1996
17. Фролов С.С. Основы социологии. Учебное пособие. - М.: Юрист, 1997
18. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: МГУ, 1996
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................……………………………....3
1. Совершенствование трудовой деятельности на основе ФСА……………………..4
1.1. Основные положения ……………………………………………………4
1.2. Задание на проектирование……………………………………………...4
1.3. Содержание курсового проекта …………………………………………6
2. Проектирование коллективной организации труда.........................................……...28
2.1. Общие положения..............................................................................................28
2.2. Задание на проектирование...............................................................................28
2.3. Исходные данные для выполнения курсового проекта..................................29
2.4. Характеристика вариантов................................................................................29
3 Организация социологического исследования......................................................…31
3.1. Общие положения..............................................................................................31
3.2. Задание на проектирование...............................................................................31
4. Оформление курсового проекта..............................................................................…..33
5. Организационные вопросы курсового проектирования ……………………………34
6. Приложения……………………………………………………………………………..34
Приложение 1. Тематика курсовых проектов.................................................……40
Приложение 2. Перечень проблем, рекомендуемых для социологических
исследований................................................................................…41
Приложение 3. Методы сбора первичной информации при проведении
социологического исследования................................................…43
Приложение 4. Образец титульного листа
курсового проекта..........................................…………………….47
Литература…………………………………………………………………………..