Методические указания к написанию курсовой работы по предмету «Программирование»
СОДЕРЖАНИЕ: Целью курсовой работы (КР) является углубление знаний и расширение навыков по разработке алгоритмов и их реализации на персональном компьютереМиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«тюменский государственный нефтегазовый университет»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра «Математические методы в экономике»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к написанию курсовой работы по предмету
«Программирование»
Для студентов очной формы обучения по специальности
080500 «Бизнес-информатика»
Тюмень, 2012
1 Цель курсовой работы
Курсовая работа предусмотрена учебным планом и является учебным элементом дисциплины. Выполнение курсовой работы – важное звено в организации самостоятельной работы студентов. Она способствует приобретению опыта осуществления научно-исследовательской деятельности.
Целью курсовой работы (КР) является углубление знаний и расширение навыков по разработке алгоритмов и их реализации на персональном компьютере. Курсовая работа выполняется на языке программирования Паскаль, Си++, Delphi или др. и предполагает использование графических возможностей языка, создание игровых программ, работу с текстами, файловыми структурами, обработку записей. В курсовой работе следует максимально использовать возможности языка в работе со структурами, файлами, графикой.
2 Задание на курсовую работу
Примерные темы курсовых работ:
1.Приближенное решение нелинейных и трансцендентных уравнений. В программе предусмотреть графическое представление полученных результатов в виде графиков соответствующих функций и точек их пересечения с осями координат. Полученные числовые результаты необходимо хранить в виде текстового файла. Метод решения согласовывается с руководителем (метод хорд; метод касательных (Ньютона); комбинированный метод хорд и касательных; метод итераций; метод проб).
2.Нахождение корней нелинейного уравнения методом обратного интерполирования.
3.Построение по имеющейся таблице данных эмпирических формул с использованием метода наименьших квадратов. Входные данные: дискретные экспериментальные данные двух зависимых величин. В зависимости от характера данных (линейная, параболическая или др. зависимость) найти коэффициенты линий зависимости, построить график. Предусмотреть введение произвольного количества экспериментальных данных. Характер зависимости согласовывается с руководителем.
4.Интерполяция исходных табличных данных методом Лагранжа.
5.Интерполяция исходных табличных данных методом Ньютона.
6.Интерполяция исходных табличных данных сплайн-функциями. Тип сплайна (линейные, кусочно-кубические) согласовывается с руководителем.
7.Численное решение системы нелинейных уравнений итерационными методами.
8.Построение численных схем решения системы линейных алгебраических уравнений с использованием прямых методов.
9.Приближенное вычисление определенного интеграла по формулам прямоугольников, трапеции и Симпсона, сравнение формул интегрирования.
10. Вычисление интегралов с бесконечными пределами.
11. Приближенное вычисление кратных интегралов. Метод вычисления (аналог формулы прямоугольников, аналог формулы касательных, аналог формулы трапеций, аналог формулы Симпсона), кратность интеграла и тип подынтегральной функции согласовывается с руководителем.
12. Вычисление определенных интегралов методом Монте-Карло.
13. Вычисление кратных интегралов методом Монте-Карло.
14. Численное интегрирование дифференциальных уравнений методом Эйлера.
15. Численное интегрирование дифференциальных уравнений методом Рунге-Кутта.
16. Численное интегрирование дифференциальных уравнений методом Адамса.
17. Численное интегрирование дифференциальных уравнений методом Пикара.
18. Численное решение краевой задачи для обыкновенных дифференциальных уравнений методом конечных разностей.
19. Численное решение модельных дифференциальных уравнений в частных производных методом сеток.
20. Численное решение нелинейных дифференциальных уравнений 2-го порядка методом конечных разностей.
21. Программирование вычисления площадей плоских фигур. Предусмотреть вычисление с разной точностью и несколькими методами. Численные методы для вычисления площадей согласовываются с руководителем.
22. Программирование преобразования координат двумерных объектов (вращение, параллельный перенос). Начальные данные: уравнение кривой, выбор углов вращения, параллельного переноса. Кроме того, предусмотреть возможность трансформации: уплотнение, растягивание. Например, круг преобразуется в эллипс, квадрат в прямоугольник, изменяется амплитуда и частота синусоиды. Предусмотреть графическое представление результатов преобразований.
23. Метод Монте-Карло для вычисления площадей плоских фигур. В программе предусмотреть графическую демонстрацию работы метода статистического вычисления площадей. Предусмотреть разную точность вычислений и анализ зависимости скорости от точности и плотности случайных пикселов, а также сравнения, с точными значениями площадей для тестовых примеров (например прямоугольника). Виды фигур или их уравнения и способы вводу указывает руководитель.
24. Построение линий уровня для поверхностей второго порядка. Входные данные: уравнение поверхности (согласовываются с руководителем), шаг линий уровня, точность вычислений, область, для которой строятся линии уровня. Результат: графическое изображение линий уровня. Предусмотреть возможность масштабирования графического изображения, изменения цвета линий, толщины. Метод поиска линий уровня согласовывается или определяется руководителем.
25. Поиск экстремумов функции одной переменной. Входные данные: функция одной переменной, отрезок поиска, точность вычислений. Результат: экстремумы функции. По возможности предусмотреть графическую демонстрацию поиска экстремума, изменение графического оформления (цвет, толщина линий, масштаб), сохранения результатов. Тип функций и численный метод соглашается с руководителем.
26. Поиск экстремумов функции двух переменных. Входные данные: функция двух переменных, область поиска, точность вычислений. Результат: экстремумы функции. По возможности предусмотреть графическую демонстрацию поиска экстремума, изменение графического оформления (цвет, толщина линий, масштаб), сохранения результатов. Тип функций и численный метод соглашается с руководителем.
27. Программирование вычисления специальных функций и построение их графиков. Входные данные: некоторый класс специальных функций и точность их вычисления. Результат: таблицы значений этих функций и их графическое изображение для разных значений параметров этих функций. Предусмотреть сохранение таблиц в виде текстовых файлов, изменение графического оформления, масштабирования графиков. Выбор специальных функций и метод их вычисления согласовывается с руководителем (например, интегральные функции, интегральный синус и косинус, гамма-функции, функции Бесселя, полные эллиптические интегралы и т.п.).
28. Программирование решения систем нелинейных неравенств. Входные данные: некоторый класс неравенств с двумя переменными (возможное изменение коэффициентов). Результат: графическое изображение области решения на плоскости. Предусмотреть изменение графического оформления результатов и учебный демонстрационный режим решения системы. Класс системы неравенств, количество уравнений, согласовывается с руководителем.
29. Программирование разложения функции в ряд Тейлора и исследования сходимости ряда. Входные данные: несколько функций, точность разложения. Результат: коэффициенты разложения. По возможности предусмотреть численный анализ точности решения и сравнение с точными значениями. Предусмотреть возможность изменения графического оформления графиков и сохранения полученных результатов. Класс функций для разложения указывается руководителем.
30. Программирование решения дифференциального уравнения в виде разложения в ряд Тейлора. Входные данные: несколько дифференциальных уравнений, точность решения. Результат: коэффициенты разложения. Предусмотреть графическую иллюстрацию полученных результатов и сравнение с точными решениями (если это возможно), а также возможность изменения графического оформления графиков (цвет линий, толщина и др.). Класс дифференциальных уравнений указывается руководителем.
31. Решение нелинейных систем уравнений. Входные данные: система нелинейных уравнений. Результат: численные значения решений и графическое изображение в виде графиков уравнений системы и точек пересечения. Предусмотреть возможность сохранения результатов на диск, изменение цвета линий и их толщину. Численный метод решения согласовывается с руководителем.
32. Программирование булевой алгебры (логический калькулятор). Предусмотреть графическую демонстрацию с использованием диаграмм Эйлера-Венна.
33. Разработка игровых программ. Возможные варианты: 1) Игра в крестики-нолики с компьютером на поле 10х10. Выигрывает тот, кто первым поставит 5 символов в строке; 2) По экрану передвигается управляемый змей, который ловит мышей. Если мышь поймана, то длина змея растет; 3) Игра с управляемым объектом, что передвигается по карте; 4) Лотерея и др.
34. Построение на плоскости графиков функций. Типы графиков согласовываются с руководителем: полярные, параметрические, дискретные и др. Программа должна предусматривать введение функций, изменение графического представления графиков (толщина, цвет, стиль линий) и изменение систем координат, сохранения результатов, отображения нескольких графиков, штриховка областей и др.
35. Алгоритмы поиска кратчайшего пути. Постановка задачи: прямоугольная область разбита на одинаковые квадратные клетки. Каждая из клеток может быть наделена следующими свойствами: проходная клетка, непроходимая (препятствие), начальная, конечная. В программе предусматривается возможность создания карты препятствий (обозначение клеток как проходных или непроходимых) ее сохранения и загрузки. Кроме того, устанавливается одна начальная клетка и одна конечная. Программа должна находить наикратчайший путь от начальной клетки к конечной и выполнять демонстрацию алгоритма поиска. Выбор алгоритма поиска согласовывается с руководителем.
36. Программирование базы данных с реализацией поискового механизма. Варианты (согласовываются с руководителем): телефонный справочник, словарь иностранных слов с графическими изображениями, картотека рабочих предприятия, описание основных функций языка программирования, учебный процесс студентов и др. Состав программы: ведение базы (добавление элемента, удаления, изменение); сортировка элементов за разными критериями, отчет по базе с графическим представлением результатов в виде диаграмм, графиков (например, количество студентов с разным средним баллом). В программе предусмотреть поисковый механизм, например, поиск студента по фамилии и др.
Обучаемые могут предложить свои темы для выполнения курсовой работы.
3 Требования к содержанию структурных элементов КР
Текст отчета следует начать с титульного листа. Основными пунктами содержания отчета являются:
· введение;
· назначение и область применения;
· постановка задачи;
· используемые методы;
· описание алгоритма программы с описанием функций составных частей и связи между ними;
· описание входных и выходных данных;
· программное и аппаратное обеспечение программы;
· руководство пользователя;
· заключение;
· список используемых источников;
· приложение А Листинг программы;
· приложение Б Результаты работы программы.
1. Образец оформления титульного листа приведен в приложении А.
2. Образец оформления задания приведен в приложении Б.
3. Реферат должен содержать: сведения о количестве листов курсовой работы, количестве таблиц, использованных источников, приложений; перечень ключевых слов (от 6 до 15 слов); текст реферата, который должен отражать:
· объект разработки;
· цель работы;
· аппаратуру;
· полученные результаты;
· степень внедрения, рекомендации или итоги внедрения результатов работы;
· область применения;
· значимость работы;
· дополнительные сведения (особенности выполнения и оформления работы и т.д.).
Пример оформления реферата приведен в приложении В.
4. Пример оформления содержания приведен в приложении Г.
5. В разделе «Введение» указывают цель работы, область применения раскрываемой проблемы; ее научное, техническое и практическое значение. Во введении следует:
· раскрыть актуальность вопросов темы;
· сформулировать задачи темы работы;
· перечислить методы и средства, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;
· кратко изложить ожидаемые результаты.
6. Основная часть должна содержать разделы:
1) описание предметной области (назначение и область применения (теоретическая, практическая, научная));
2) постановка задачи (все шаги, предполагаемые в результате работы компьютерной программы, функции, получаемые результаты);
3) используемые методы (стандартные и нестандартные модули и процедуры языка программирования);
4) описание алгоритма программы с описанием функций составных частей и связи между ними (блок-схема, алгоритмическая запись решения задачи);
5) описание входных и выходных данных (описание информации, как вводятся данные, тип данных, где и какого вида выводится информация);
6) программное и аппаратное обеспечение программы (операционная система, объем памяти, наличие видео карты, необходимость наличия определенных модулей и файлов и т.д.);
7) руководство пользователя (действия пользователя при различных режимах работы программы, программные сообщения и команды, выход из программы).
5. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполняемой работы; оценку полноты поставленных задач; рекомендации по конкретному использованию результатов работы; ее разностороннюю значимость.
6. В список используемых источников включают все источники, на которые имеются ссылки в работе.
7. В приложения необходимо включить листинг программы и результаты работы программы. В тексте работы должны быть даны ссылки на все приложения.
К пояснительной записке прикладывается диск, содержащий исполнимый и исходный файлы курсовой работы.
4 Этапы выполнения КР
При выполнении курсовой работы рекомендуется соблюдать следующие этапы:
1. Выбрать тему курсовой работы;
2. Изучить предметную область;
3. Описать входные и выходные данные;
4. Разбить задачу на подзадачи (этапы решения);
5. Разработать общий вид блок-схемы алгоритма (основные этапы решения задачи);
6. Разработать алгоритмическую запись решения каждого этапа задачи;
7. Определить стандартные и нестандартные модули и процедуры языка программирования;
8. Записать программу на языке программирования;
9. Проверить правильность программы тестированием и верификацией.
В соответствии с выполнением каждого этапа рекомендуется параллельно оформлять пояснительную записку курсовой работы.
5 Контроль за ходом курсового проектирования
Отчет о выполнении курсовой работы предоставляется студентом каждую аттестационную неделю по следующему плану:
1 аттестация |
2 аттестация |
3 аттестация |
0-20 баллов |
0-40 баллов |
0-100 баллов |
1. Выбрать тему курсовой работы; 2. Изучить предметную область; 3. Описать входные и выходные данные; |
4. Разбить задачу на подзадачи (этапы решения); 5. Разработать общий вид блок-схемы алгоритма (основные этапы решения задачи); 6. Разработать алгоритмическую запись решения каждого этапа задачи; |
7. Определить стандартные и нестандартные модули и процедуры языка программирования; 8. Записать программу на языке программирования; 9. Проверить правильность программы тестированием и верификацией. |
Консультации проводятся на кафедре в установленные часы, либо в письменном виде. Во время консультаций руководитель проектирования не дает студенту готовых решений, а путем постановки наводящих вопросов помогает студенту понять допущенные ошибки и найти правильный путь к решению вопроса. Руководитель дает указания лишь после того, как убедиться, что студент достаточно ознакомился с данным вопросом и понял его сущность. Основной целью при этом является развитие у студента творческих навыков, умения обосновать и доказать наиболее важные положения проекта.
6 Требования к оформлению отчета
Общие положения
Отчет должен иметь титульный лист и быть сброшюрован. Объем отчета должен составлять 30-35 листов формата А4.
Текстовый документ (ТД) должен быть выполнен на белой бумаге формата А4 (210х297 мм) с одной стороны листа с применением печатающих или графических устройств вывода ЭВМ - через 1,5 интервала. . Рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman - 14, цвет - черный. При печати текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание.
Размеры полей: правое - 10 мм, верхнее, левое и нижнее - 20 мм.
Абзацный отступ выполняется одинаковым по всему тексту документа и равен 1,25 см.
Требования к изложению ТД
Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми. Термины и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии – общепринятым в литературе.
В тексте не допускается применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу. Сокращения слов в тексте не допускается. Исключение составляют общепринятые сокращения.
Если принята специфичная терминология, то должен быть приведен перечень терминов с соответствующими разъяснениями.
Деление текста
Текст работы разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой.
Подразделы могут делиться на пункты (если этого требует логика изложения и объем материала), которые нумеруются в пределах каждого подраздела (например, 2.1.1. Выбор базы сравнения для оценки эффективности автоматизации производства).
Номера разделов, подразделов и пунктов обозначают арабскими цифрами и ставят в конце номера точку.
Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Наименование разделов должно быть кратким, соответствовать содержанию.
Наименования разделов записывают в виде заголовков в середине строки прописными буквами. Наименование подразделов и пунктов записывают в виде заголовков с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной).
Подчеркивать заголовки и переносить слова в них не допускается. Точку в конце заголовков разделов, подразделов и пунктов не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Пример
2. АУДИТ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Оценка кадрового состава
Номер соответствующего раздела (подраздела) ставится в начале заголовка, номер пункта – в начале 1-й строки абзаца, которым начинается соответствующий пункт. Цифра, указывающая номер пункта, не должна выступать за границу абзаца.
Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как в тексте. Заголовки разделов и подразделов отделяются от основного текста пропуском одной строки.
Нумерация страниц
Нумерация страниц работы должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист. За титульным листом следует «СОДЕРЖАНИЕ». На титульном листе и листе с «Содержанием» номер страницы не проставляется.
Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце таким же размером, что и основной текст. Если в работе содержатся рисунки и таблицы, которые располагаются на отдельных листах, их необходимо включить в общую нумерацию. Приложения и список использованных источников также включаются в сквозную нумерацию.
Единицы измерения, знаки препинания, числа
Единицы измерения . Сокращенные обозначения единиц устанавливаются соответствующими стандартами. Знаки процента (%), градуса (, минуты (), секунды («) ставятся только при цифрах и в таблицах, в остальных случаях они пишутся полностью словами.
Знаки № и % при нескольких числах не удваивают и ставят только один раз. Например: № 8, 9 ; 20, 25%.
Если в тексте приводится ряд цифровых величин, размерность при них указывается один раз (при последнем числе). Например: от 17 до 25 м ; 3 или 4 ; при 18 – 21 % . У дробных чисел наименование согласуется с дробью, например: 3,5 части ; 2,7 листа .
Скобки служат для различных выделений в тексте, обозначений в формулах и т.д. Применяют скобки: круглые ( ), квадратные [ ], угловые , фигурные { }. Наиболее употребительны круглые скобки, затем квадратные. Реже используются угловые и фигурные. Если необходимо заключить в скобки предложение, уже имеющее выражение в других скобках, то применяют квадратные скобки. Не рекомендуется располагать подряд несколько скобок. Но, если предложение построить иначе не удается, надо ставить в одни скобки близкие по смыслу выражения.
Например: « используя исходные показатели, приведенные в справочнике (табл. 2.1 и рис. 2.2)…» .
Квадратные скобки применяют при ссылках на источник, приведенный в конце работы. Например: «По мнению автора монографии [19] необходимо …» . Здесь, 19 – номер книги по списку использованных источников в работе.
В тех случаях, когда надо объяснить понятия, используют фигурные скобки. Применяют их как в тексте, так и в таблицах, формулах и т.д. Усики скобок должны быть направлены в сторону перечисленных понятий, как бы охватывать их, чтобы было видно, что охватывается скобкой и что находится вне ее пределов. В случае применения одинаковых по начертанию скобок, внешние скобки должны быть большего размера, чем внутренние.
Точка не ставится в конце заголовков и подзаголовков, на обложках, титульных листах, в таблицах, рисунках, выводах. Точку не ставят в сокращенных общепринятых единицах измерения, например: метр (м) , грамм (г ), ампер (А ) и т.д. Применяют точку при сокращениях слов и некоторых технических сокращениях, например: Э.Д.С (электродвижущая сила), а также при сокращении таких единиц измерения, как часы, минуты, рубли. Вместо 10 рублей пишут 10 р.
Математические знаки … проставляют перед (или между) цифрами. Не допускается использовать их в тексте вместо соответствующих слов. Математический знак ( - ) в тексте перед отрицательными значениями величин заменяется словом «минус» .
Написание чисел в тексте выполняют в соответствии со стандартом «Числа. Правила записи и округления». Предельно большие и малые числа рекомендуется записывать алгебраическим способом, например: 51014 или 12510-2 , кроме денежных (стоимостных) показателей, например: величину 123790 рублей следует округлить до 123,79 тыс. р ., или 0,0013 млн. р. Следует записать как 1,3 тыс. р. Многозначные количественные числа записываются с пробелами по классам. Многозначные порядковые числительные на классы не разбиваются, например: «…в городе родился 100000-й житель…» . Без пробелов между цифрами пишутся графические отличительные знаки, например: №351627 .
Числа с десятичными дробями отделяют от целых чисел и друг от друга точкой с запятой, а не запятой. Например: «… проволока диаметром 2;2,5мм» .
Формулы и расчеты по ним
Каждая формула должна записываться в редакторе формул в виде символов с обязательной расшифровкой этих букв, а также численных коэффициентов, входящих в формулу, непосредственно под формулой после слова «где», без двоеточия. Расшифровку значений символов с указанием единиц физических величин и коэффициентов выполняют в той последовательности, в какой они приведены в формуле, через точку с запятой. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Размерность всех величин, входящих в формулу, указывают в конце расшифровки каждого элемента формулы после запятой. Если в работе более одной формулы, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер ставят в правом крайнем положении на строке в круглых скобках. Нумеровать следует формулы, на которые в тексте есть ссылки. В конце формулы ставится запятая и, при необходимости, размерность
Пример
, (2.4)
где Ксм – коэффициент сменности оборудования
Т1 , Т2 , Т3 – загрузка оборудования в каждую смену, машиносмены;
Nmax – количество установленного оборудования.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку, выравнивать по центру. Выше и ниже каждой формулы должен быть оставлен межстрочный пробел (одна строка).
Формулы, которые не вписываются в одну строку, размещаются на нескольких строках. Перенос части формулы допускается на знаках равенства (=), сложения (+), вычитания (-) и умножения (). Эти знаки повторяются в начале и конце переноса. На знаке деления (:) перенос не делается. Разрывать в формулах дроби, выражения под радикалом и т.д. не допускается. Отдельные выражения следует заменять символами, которые ниже формулы расшифровываются.
Скобки необходимо писать так, чтобы они полностью охватывали по высоте заключенные в них формулы. В формулах точка, как знак умножения, между скобками и буквенными символами не ставится. Знак умножения (точка) ставится перед цифрами и между дробями. Многоточие внутри формулы состоит из трех точек, а знак плюс или минус ставят перед многоточием и после него. При перечислении и перемножении математических знаков или символов перед многоточием и после него ставят запятую. Ссылки в тексте на порядковый номер формулы дают в скобках, например: «По формуле (2.4) производится расчёт отчислений на социальные нужды» . Расчеты сводятся в таблицу, где отражаются исходные данные, результаты и указываются единицы измерения в Международной системе единиц (СИ).
Таблицы
Цифровой материал, как правило, оформляется в виде таблиц. Таблица должна иметь заголовок. Заголовки граф таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, то их начинают с прописной буквы. Название графы указывают в единственном числе. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Все таблицы, если их несколько, должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах раздела.
При переносе таблицы на другой лист головку таблицы повторяют и над ней указывают «Продолжение». Если головка таблицы громоздкая, то графы таблицы нумеруют и в продолжении приводят нумерацию граф, а не головку таблицы. Если в работе две и более таблицы, то после слова «Продолжение» указывают порядковый номер таблицы, тематический заголовок помещают только над первой её частью.
Пример
Таблица 3.10
Показатели по сравниваемым вариантам проектов
Показатель |
Условное обозначение |
Вариант |
|
существующий |
проектируемый |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Единовременные затраты, тыс. руб. |
К |
||
2. …. |
Продолжение табл. 3.10
1 |
2 |
3 |
4 |
10. … |
|||
11. … |
Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте. На все таблицы в тексте должны быть ссылки, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно – если имеет номер: «… в табл.2.1…» . Если же все параметры, приведенные в таблице, имеют одну размерность, то эту размерность в принятом условном сокращении указывают над таблицей.
Если цифровые данные в столбцах таблицы имеют одинаковую размерность, ее указывают в конце заголовка или подзаголовка, отделяя запятой. А если одинакова размерность величин, помещенных в строках таблицы, ее указывают в конце соответствующей строки бокового края таблицы, также после запятой. Текст, повторяющийся в столбце таблицы, если он состоит из одного слова, допускается заменять кавычками. Если текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо числовых значений, математических и других символов не разрешается. Если числовое значение в колонке не приводят, то вместо него ставят прочерк.
Числа в таблицах следует представлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой, чётко соблюдая при этом разрядность. Все одноимённые числа одной и той же графы (строки) следует округлять с одинаковой точностью (целые числа – до двух знаков после запятой, коэффициенты – до трех знаков).
Иллюстрации
Количество иллюстраций (схем, графиков, диаграмм) должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Все иллюстрации нумеруют в пределах каждого раздела арабскими цифрами. Номер включает номер раздела и номер рисунка в этом разделе, например: Рис. 1.2.
На рисунках должна быть только информация, которая помогает при чтении текста уяснить суть излагаемого вопроса. На одной странице документа можно помещать рисунки и текст. Рисунки располагают так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота документа. При невозможности выполнить это требование рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения документ можно было повернуть по часовой стрелке. Аналогично поступают при необходимости и с таблицами.
Каждая иллюстрация должна иметь заголовок и нумерацию (в пределах главы), которые помещаются под рисунком, а также поясняющие данные (подрисуночный текст).
Пример
Тпр ,%
Рис.1.1. Темпы среднегодового прироста основных видов топлива
и энергии в мире до 2025 г.
Графический материал в работе следует размещать после первого упоминания о нем в тексте.
Графические документы в виде фотоснимков могут быть включены в документ как иллюстрации с общей последовательностью нумерации рисунков. Иллюстрации могут располагаться не только по тексту работы, но и в конце ее, в приложении.
При изображении двух и более функциональных зависимостей на одной диаграмме допускается использовать линии различных типов (сплошную, штриховую и т.д.).
Характерные точки линии функциональной зависимости (т.е. обозначенные числами, буквами, символами и т.д.) допускается изображать кружком. Точки, полученные путем измерения или расчетов, допускается обозначать графически, например, кружком, крестиком и т.п. Обозначение точек должно быть разъяснено в пояснительной части диаграммы, которая располагается под рисунком.
Величины, связанные функциональной зависимостью, следует указывать одним из следующих способов: а) символом; б) наименованием; в) математическим выражением функциональной зависимости. Обозначение величины (символ) размещается у середины шкалы с ее внешней стороны, а при объединении символа с единицей измерения в виде дроби – в конце шкалы. В диаграмме без шкал обозначение величины следует размещать вблизи стрелки, которой заканчивается ось.
Координатные оси, как шкалы значений изображаемых величин, должны быть разделены на графические интервалы одним из следующих способов: а) координатной сеткой; б) делительными штрихами; в) сочетанием координатной сетки и делительных штрихов.
Диаграммы для информационного изображения зависимостей допускается выполнять без шкал значений величин.
Числа у шкал следует размещать вне поля диаграммы и располагать горизонтально. Обозначение величины и единицы измерения указывают в конце шкалы после последнего числа через запятую.
Пересечение подписей и линий на диаграмме не допускается. При недостатке места следует прерывать линию.
Список использованных источников
При выполнении работы все используемые литературные, фондовые и Интернет-источники сводятся в общий список, который помещается в конце работы, перед приложением. В перечень источников включают все использованные учебные пособия, справочники, каталоги, ГОСТы, инструкции, методические указания, периодические издания и т.д. Библиографическое описание документов, отобранных для включения в список использованных источников, следует выполнять в соответствии с требованиями действующих стандартов:
- ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Оформление использованных источников должно содержать следующие элементы:
- фамилии, инициалы автора (авторов);
- заголовок;
- выходные данные.
Все литературные и иные источники нумеруют арабскими цифрами в порядке появления ссылок на них в тексте или в алфавитном порядке. При использовании формул, схем, чертежей, текстового и других материалов из литературных источников необходимо делать ссылку на эту литературу. Ссылка на источник указывается в квадратных скобках (без указания фамилии автора и числа страниц). Например: [3], где число показывает порядковый номер литературного источника, помещенного в списке литературы в конце работы. Если приводится выдержка из текста, необходимо указывать источник и страницу, например [3, с.10].
В Приложении Г приведен пример оформления списка использованных источников.
Приложения
В приложениях выносятся: графический материал большого объема и/или формата, таблицы большого формата, методы расчетов, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т. д. В них рекомендуется включать материалы иллюстрационного и вспомогательного характера. В приложения могут быть помещены:
- таблицы и рисунки большого формата;
- дополнительные расчеты;
- описания применяемого в работе нестандартного оборудования;
- распечатки с ЭВМ;
- протоколы испытаний;
- акты внедрения;
-самостоятельные материалы и документы конструкторского, технологического и прикладного характера;
-промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
-описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения КР;
- иллюстрации вспомогательного характера.
Приложения размещают, как продолжение ТД, на последующих страницах и включают в общую с ТД сквозную нумерацию страниц. Приложения, содержащие дополнительные текстовые конструкторские документы (спецификации, руководство по эксплуатации и др.), следует помещать в приложение в последнюю очередь.
Приложения обозначают в порядке ссылок на них в тексте, прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «Приложение». Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. При наличии только одного приложения, оно обозначается «Приложение А».
Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение. Наверху посередине листа (страницы) печатают (пишут) строчными буквами с первой прописной слово «Приложение», и его буквенное обозначение. Под ним в скобках указывают степень необходимости приложения, например: «(рекомендуемое)», «(справочное)», «(обязательное)».
Ниже приводят, в виде отдельной строки, заголовок, который располагают симметрично относительно текста, печатают строчными буквами с первой прописной и выделяют полужирным шрифтом.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится буквенное обозначение этого приложения, отделенное точкой.
Рисунки, таблицы, формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «..рисунок Б.5..».
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А4х3, А4х4, А2 и А1 по ГОСТ 2.301.
Защита курсовой работы Оценка за курсовую работу по 100-бальной шкале выставляется на титульном листе пояснительной записки, в зачетной книжке студента и аттестационной ведомости.
Приложение А
Форма титульного листа курсовой работы
МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«тюменский государственный нефтегазовый университет»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра «Математические методы в экономике»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: Программирование
на тему: ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнил:
студент(ка) гр. _______
____________________
(Фамилия И.О.)
Руководитель:
____________________
(должность, ученая степень, звание)
__________________________
(подпись) Фамилия И.О. (дата)
Тюмень 2012 г.
Приложение Б
Пример оформления реферата
Реферат
Курсовая работа содержит 30 страниц, 5 таблиц, 10 источников, 2 приложения.
Ключевые слова: Турбо-Паскаль, процедура, алгоритм, программа, тип-запись, функция, модуль. Объект исследования – дифференциальные уравнения ... Цель работы - разработка программы для .... или
Цель работы: получение знаний, навыков в области разработки алгоритмов обработки трехмерной графики, реализация их на персональном компьютере и демонстрация возможностей Turbo Pascal 7.0 при работе с графикой.
Результатом работы является программа Моделирование вращения трехмерных объектов, которая показывает графические возможности языка Турбо-Паскаль.
Проведен анализ..
Необходимо автоматизировать функции... Входная информация., выходная информация. В результате разработана программа … . Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 7.0 и представлена на компакт-диске (в конверте на обороте обложки).
Приложение В
Пример оформления содержания
Содержание
Введение 6
1 Назначение и область применения 7
2 Постановка задачи 8
3 Используемые методы 9
4 Описание алгоритма программы 10
4.1 Основные переменные программы 10
4.2 Процедуры программы 14
4.3 Основная программа 15
5 Программное и аппаратное обеспечение программы 16
6 Руководство пользователя 17
7 Заключение 18
8 Список использованных источников 19
9 Приложение А. Листинг программы 20
10Приложение Б. Результат выполнения программы 25
11Дискета 3,5 .
Файл «Программа.раs» в формате Microsoft Word 7.0;
Файл «Программа.ехе» в формате Turbo Pascal 7.0
Приложение Г
Пример оформления списка использованных источников
Список использованных источников
1 Булавин И. А. Теплотехника в производстве фарфора и фаянса. - М: Легкая индустрия, 1989. - 440 с.
2 Теоретические основы электротехники / Л. Р. Нейман, Н. С. Демирчяк, Л. А. Тимохин и др. - М: Высшая школа, 1990. - 125 с.
3 Ларичев О.И. Анализ процессов принятия человеком решений при альтернативах, имеющих оценки по многим критериям (обзор) // Автоматика и телемеханика, 1981. - № 8. - С.131-141.
4 European Association for Quality Assurance in Higher Education. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// www . enqa . net , свободный. -Загл. с экрана.
5 Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. - Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). - М., [1998]. - Режим доступа: http :// www . gpntb . ru / win / search / hclp / el - cat . html . - Загл. с экрана.