Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом»

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом» / Сост. Г. П. Довлатян; Шахтинcкий ин-т (филиал) юргту (нпи). – Новочеркасск

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)


Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)


Методические указания

к семинарским занятиям по дисциплине

«Управление персоналом »

Новочеркасск 2008

УДК 338. 2(07)

Рецензент – к.э.н., доцент А.Ф. Баташова

Составитель Довлатян Г.П.

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Управление персоналом» / Сост. Г.П. Довлатян ; Шахтинcкий ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск:

ЮРГТУ, 2008. – 21 с. - 50 экз.

Знакомят студентов с ролью управленческой дисциплины в условиях рыночной экономики. Представлены темы, изучение которых позволит более детально прорабатывать цели, решать задачи и применять оптимальные управленческие решения при подборе персонала на предприятиях различных форм собственности.

Предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения специальности «Прикладная информатика (в экономике)».

УДК 338. 2(07)

© Шахтинский институт ЮРГТУ, 2008

© Довлатян Г.П., 2008

Введение

В условиях рыночной экономики, в жесткой конкурентной среде возрастает роль значимости человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и выявления конкурентных преимуществ, нацеленных на стратегическое развитие организаций.

Основные задачи курса: учебный курс «Управление персоналом» является дисциплиной (по выбору студентов) специальности «Прикладная информатика (в экономике)» нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации. Овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров позволит будущим специалистам принимать своевременно управленческие решения в кадровых вопросах.

Изучение курса базируется на таких дисциплинах, как «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Социология», «Трудовое право».

Программа курса включает все лучшее из мировой и отечественной теории и практики управления персоналом.

В процессе преподавания дисциплины предусмотрены лекции семинарские занятия, которые проходят в виде деловых игр и конференций внутри коллектива.

Рубежный контроль знаний включает выполнение домашнего задания (в виде доклада) и сдачу итогового контроля (экзамена или зачета) в зависимости от формы обучения.

При завершении учебного курса информатик-экономист должен:

знать предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом»; механизм управления персоналом: методы управления, их классификацию, взаимосвязь и развитие;

уметь проводить системный анализ управления персоналом организации: устанавливать цели, использовать принципы, обозначать функции, составляющие подсистемы и элементы;

иметь представление об эволюции теории и практики кадрового менеджмента: мировом и российском опыте;

уметь использо­вать информацию в ситуациях: современные концепции управления трудом в деловых организациях.

Семинарские занятия проходят в виде проведения деловых игр по следующим темам:

1.Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом.

2. Кадровая политика.

3. Управленческая психология. Психологические проблемы бизнеса и менеджмента.

4. Личность как объект управленческого воздействия.

5. Руководство: власть, влияние и партнерство.

6.Стиль руководства. Социально-психологический портрет руководителя.

7. Управление группой.

8. Управление формированием и развитием коллектива.

9. Управление конфликтами. Психологическое упреждение и разрешение конфликтов в деловом общении.

10. Мотивация работы с персоналом. Мотивация как функция управления.

11. Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Тема: Управление персоналом как тип менеджмента. Сущность управления персоналом

Вопросы для обсуждения

1. Менеджмент и его типы.

2. Цели и задачи управления персоналом.

3. Концепция управления персоналом в организации.

4. Система управления персоналом.

5. Власть и основные формы ее реализации.

Темы докладов/рефератов

1. Управление деловой карьерой в организации.

2. Специфика управления персоналом в различных моделях менеджмента.

Формы текущего контроля знаний : опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Смыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент по персоналу. – М., 2001.

2. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. – М., 2000.

3. Вестник госслужбы. Роскадры. – М., 1999. - №3

4. Кадровое обеспечение государственной службы. – Ростов на Дону, 1999.

5. Философия власти – М.: Изд-во МГУ, 2002.

6. Янов А. Истоки автократии // Октябрь, 1999. - №8.

Семинар 2. Тема: Кадровая политика

Вопросы для обсуждения

1. Сущность кадровой политики.

2. Структура кадров системы управления.

3. Развитие коммуникативных возможностей персонала.

4. Ротация и продвижения кадров.

5. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.

Тема доклада

1. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.

Формы текущего контроля знаний : опрос, решение задач.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., 1998. -С. 217 - 35.

2. Хостинг А. Курс предпринимательства. - М., 2001. - С. 228 -230.

3. Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. – М., 2000.

4. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2000.

Семинар 3. Тема: Управленческая психология Психологические проблемы бизнеса и менеджмента

Вопросы для обсуждения

1. Управленческая психология как наука.

2. Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.

3. Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.

4. Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.

Темы докладов/рефератов

1. Адаптация как проблема мотивации.

2. Психологические законы функционирования рыночной экономики.

Форма текущего контроля знаний: опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, доклады.

Литература

1. Ключевский О.В. Курс русской истории в 9-ти томах. Т.4.

– С 207 -212.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 2001.

3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 2000. - С.187.

4. Франки В. Человек в поисках смысла – М., 1999. - С 10 -11.

5. Попов В.Д. Адаптация населения к рынку // Человек и труд. - 2001. -№3.

Семинар 4. Тема: Личность как объект управленческого воздействия

Вопросы для обсуждения

1. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.

2. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.

3. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.

4. Психодиагностика как область психологического знания.

Тема доклада/реферата

Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.

Форма текущего контроля знаний: опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование – М., 1999.

2. Айзенк Т.Ю. Проверьте свои способности – М., 2002.

3. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 2000.

4. Бодалев А.А., Столин В.В. психодиагностика. – М., 2000.

5. Берлочук Л.Ф. Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностики. Киев, 1999г.

6. Лучшие психологические тесты. – Петрозаводск, 1999.

7. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.

8. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.

Семинар 5. Тема: Социальный психоанализ, психокоррекция поведения персонала

Вопросы для обсуждения

1. Предмет психодиагностики как области психологического знания.

2. Методы и техника психодиагностики:

а) тесты, опросники;

б) проективная техника.

Тема доклада/реферата

Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.

Формы текущего контроля знаний : опрос, тестирование.

Семинар 6. Тема: Руководство: власть, влияние и партнерство. Модели лидерства

Вопросы для контроля знаний

1. Руководство в организации.

2. Управление и лидерство.

3. Теории лидерства.

4. Партнерство руководителя и подчиненных.

5. Виды влияния, обеспечивающие партнерство: убеждение, привлечение работников к участию в управлении.

6. Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.

7. Лидерство в механизме осуществления власти.

Темы докладов/рефератов

1. Лидер и менеджер: общее и особенные черты.

2. Власть как возможность влияния на поведения людей.

3. Качества современного лидера.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, рефераты.

Литература

1. Проект «Лидер» // Проблемы теории и практики управления. 1999. - №4.

2. Качество элиты // Деловой мир. 2001.

3. Роль лидеров в реорганизации предприятия // Кадры. – 2000. - №2.

4. Тичи Н.И., Девана М.А. Лидеры реорганизации. – М.: Экономика, 2002.

Семинар 7. Тема: Стиль руководства.

Социально-психологический портрет руководителя

Вопросы для обсуждения

1. Стиль руководства как категория управления.

2. Классификация стилей руководства.

3. Субъективная составляющая стиля руководства.

4. Самоменеджмент руководителя.

Тема доклада

Модель личности современного руководителя.

Формы текущего контроля знаний : опрос, решение задач.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, рефераты.

Литература

1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000.

2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999.

3. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000.

4. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.

Семинар - конференция 7.

Тема: Технология имиджа менеджера

Вопросы для занятий

1. Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.

2. Общие условия формирования личного обаяния.

3. Некоторые специфические условия и приемы овладения имиджем (официальная переписка, стратегия и тактика ведения переговоров, официальные приемы и т.п.).

Темы докладов/рефератов

1. Авторитет руководителя.

2. Имидж организации.

Формы текущего контроля знаний : опрос, дискуссия.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, доклады.

Литература

1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.

2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.

3. Гуревич П.С. Приключения имиджа – М., 2001.

4. Корнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1990.

5. Шемль В.М. Секреты личного обаяния. – М., 2000.

6. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.

Семинар 8. Тема: Организация труда руководителя

Вопросы для занятий

1. Необходимость организации труда руководителя.

2. Планирование рабочего времени.

3. Тренировка памяти.

4. Быстрое чтение.

5. Управлением стрессом.

6. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).

7. Работа с документами.

Темы докладов/рефератов

1. Временной ресурс руководителя.

2. Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, рефераты.

Литература

1. Ниссинин И. Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. / Пер. с финского – М.: Экономика, 2000.

2. Осипов Г.В. Работа руководителя с документами. – М.: Экономика, 1999.

3. Силюк Н.А., Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда. – М.: Экономика, 1999.

4. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. – М., 2002.

Семинар 9. Тема: Управление группой

Вопросы для занятий

1. Групповые методы работы с персоналом.

2. Типы групп в управлении.

3. Формальная и неформальная структура групп.

4. Основные причины вступления людей в неформальные организации.

5. Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.

Темы докладов/рефератов

1. Психологическая совместимость в малых группах.

2. Психологические аспекты эффективной коммуникации.

3. Психологические аспекты эффективных инноваций.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Вудков М., Френзис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя – практика. – М., 2001.

2. Гольман И.А. Добробобенко Н.Н. Практика рекламы: 10 уроков для советского бизнесмена. – Новосибирск, 2000.

3. Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.

4. Гриман Л.П. Общение с собой. – М., 2001.

Семинар 10. Тема: Управление формированием

и развитием коллектива

Вопросы для занятий

1. Формирование коллектива.

2. Качество персонала. Построение коллектива.

3. Построение коллектива. Этапы построение коллектива.

4. Преимущество и недостатки коллективной работы.

5. Менеджер как воспитатель коллектива.

Темы докладов/рефератов

1. Формирование команд.

2. Роль менеджера в воспитании коллектива.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 1998. - №12. – С. 102 – 104.

2. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Диалог. – 1998. - №12. – С 104 – 112.

3. Собчин Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 2000.

4. Шемль В.М. Управленческая этика. – М., 1999.

Семинар 11. Тема: Психология толпы. В неколлективные формы массового поведения людей и способы их коррекции

Вопросы для занятий

1. Массовые формы неколлективного поведения.

2. Феномен толпы. Психология толпы.

Тема доклада/реферата

Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, рефераты.

Литература

1. Лебон Г. Психология народов и масс – 1898.

1. Петровский А. Синдром толпы // Литературная газета 1999.

2. Рудкевич А.М. Человек и толпа // Диалог. – 1998. - №12. – С. 102 – 104.

3. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1999.

Семинар 12. Тема: Управление конфликтами

Вопросы для занятий

1. Природа и виды конфликта.

2. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.

3. Стратегии и техника управления конфликтами.

4. Анализ и способы разрешения конфликтов.

Темы докладов/рефератов

1. Методы разрешения конфликтов.

2. Практика использования конфликтов в управлении.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999г.

2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.

3. Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.

4. Гриман Л.П. Общение с собой – М. 2001.

Семинар 13. Тема: Психологическое предупреждение и разрешение конфликтов

в деловом общении

Вопросы для занятий

1. Типология и характеристика конфликтов делового общения.

2. Социальные и психологические факторы упреждения конфликтов в деловом общении.

3. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.

4. Условия и возможности саморегуляции в общении.

Тема доклада

Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении.

Формы текущего контроля знаний : опрос.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск, 1999.

2. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 . - С. 189 -204.

3. Василюк В.Е. Психология переживания. - М., 1998.

Семинар 14. Тема: Мотивация работы

с персоналом

Вопросы для занятий

1. Мотивация как функция управленческого цикла.

2. Роль мотивации в достижении цели управлении.

3. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.

4. Психологические аспекты мотивации.

Тема доклада/реферата

Особенности мотивации и стимулирование персонала.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Ковалев В.И. Мотивы поведения, деятельность. – М.: Наука 1999.

2. Волгин Н.А., Никлолаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М., 2000.

3. Грейсон Д., О Делл К. Амереканский менеджмент на пороге 21 века. – М., 2001.

4. Как добиться успеха / Под ред. Хруцкого В.Е. – М., 2002. С 460 – 480.

Семинар 15. Тема: Мотивация как функция управления

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.

2. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.

3. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.

4. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.

5. Оценка собственных мотивационных тенденций.

Тема доклада/реферата

Зарубежный опыт психологического подхода к стимулированию труда.

Форма текущего контроля знаний : опрос.

Форма контроля самостоятельной работы студентов : тестирование.

Литература

1. Макконел К.Р., Брю С.Н. Экономика. Т.2. – М., 2000. – С. 156 – 175.

2. Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. – М., 1999.

3. Роджерс Ф.. - ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М., 1999.

4. Управление по результатам / Пер. с финского. – М., 1998.

5. Шегель В.М. Управленческая психология. - М., 2000.

Семинар-конференция 15.

Тема: Методы обучения персонала государственных и коммерческих структур

Вопросы для занятий

1. Цели и способы оценки управленческого персонала.

2. Подготовка программы Центра оценки персонала.

3. Проведение мероприятий по оценке персонала.

4. Обработка и способы использования результатов.

Темы докладов/рефератов

1. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение соци­ального партнерства.

2. Зарубежные модели социального партнерства.

3. Подготовка кадров и повышение их квалификации.

Формы текущего контроля знаний : опрос, дискуссия.

Формы контроля самостоятельной работы студентов : тестирование, доклады.

Литература

1. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М., 2002.

2. Менеджмент персонала. Учебник. – М., 2001.

Вопросы для итогового контроля (экзамен или зачет)

1. Менеджмент и его типы.

2. Цели и задачи управления персоналом.

3. Концепция управления персоналом в организации.

4. Система управления персоналом.

5. Власть и основные формы ее реализации.

6. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.

7. Сущность кадровой политики.

8. Структура кадров системы управления.

9. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.

10. Управленческая психология как наука.

11. Положительные и отрицательные результаты адаптации.

12. Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.

13. Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.

14. Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.

15. Психодиагностика как область психологического знания.

16. Предмет психодиагностики как области психологического знания.

17. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.

18. Управление и лидерство.

19. Теории лидерства.

20. Партнерство руководителя и подчиненных.

21. Виды влияния, обеспечивающие партнерство.

22. Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.

23. Лидерство в механизме осуществления власти.

24. Качества современного лидера.

25. Модели лидерства.

26. Стиль руководства как категория управления.

27. Классификация стилей руководства.

28. Субъективная составляющая стиля руководства.

29. Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.

30. Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.

31. Необходимость организации труда руководителя.

32. Планирование рабочего времени.

33. Управлением стрессом.

34. Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).

35. Работа с документами.

36. Групповые методы работы с персоналом.

37. Типы групп в управлении.

38. Повышение эффективности функционирования формальных групп и организаций.

39. Психологические аспекты эффективной коммуникации.

40. Психологические аспекты эффективных инноваций.

41. Формирование коллектива.

42. Качество персонала. Построение коллектива.

43. Преимущество и недостатки коллективной работы.

44. Менеджер как воспитатель коллектива.

45. Природа и виды конфликта.

46. Движущие силы конфликтов и формы их протекания.

47. Стратегии и техника управления конфликтами.

48. Типология и характеристика конфликтов делового общения.

49. Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.

50. Мотивация как функция управленческого цикла.

51. Эволюция идей в мотивации. Классическая теория мотивации.

52. Психологические аспекты мотивации.

53. Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.

54. Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных.

55. Зарубежный и отечественный опыт мотивации.

56. Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.

Учебно-методическое издание

Методические указания к семинарским занятиям

по дисциплине «Управление персоналом»

Составитель: Довлатян Галина Петровна

Редактор Т.П. Дмитриева

Темплан 2008 г. Подписано в печать 17.03.2008 г.

Формат 60х841 /16 . Бумага офсетная. Ризография.

Усл.-печ.л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,25. Тираж 50


Южно-Российский государственный технический университет

Адрес ун-та: 346428, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132

Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)

Адрес ин-та: 346500, г. Шахты, пл. Ленина, 1

Скачать архив с текстом документа