Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине
СОДЕРЖАНИЕ: Формирование оптимальной структуры ассортимента выпускаемой и реализуемой продукцииМинистерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный
инженерно-экономический университет
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра Коммерческой деятельности и предпринимательства
Е.В. Качаева, В.П. Попков
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине :
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
тема курсовой работы :
ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ АССОРТИМЕНТА ВЫПУСКАЕМОЙ И РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
для студентов дневного и заочного отделения
Специальность - Коммерция (шифр 351300)
Курс - IV Семестр - 8
Защита - 8 семестр
Санкт-Петербург
2003
Научный редактор:
д.э.н., профессор Попков В.П.
СОСТАВИТЕЛЬ :
д.э.н., профессор Попков В.П.
к.э.н., доцент Качаева Е.В.
Обсуждено :
на заседании кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства
“___13_”_января_________2003_г.
Одобpено :
Научно-методическим советом специальности 351300 “Коммерция”
1. Общие положения
Курсовую работу (КР) по дисциплине Коммерция студенты выполняют в соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности 061400 Коммерция.
Целью КР является закрепление теоретических знаний и практических навыков по формированию оптимальной структуры ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции, с предварительным анализом безубыточности предприятия.
Структурно курсовая работа состоит из двух разделов - теоретического и расчетного.
2. Методические указания к выполнению теоретического раздела
В теоретическом разделе студент обязан показать знания и умения полученные в процессе изучения дисциплины «Коммерческая деятельность» для этого необходимо раскрыть одну из тем в соответствии с порядковым номером зачетки или по выбору преподавателя.
1. Предмет, цель и задача курса.
2. Содержание и сущность дисциплины.
3. Экономико-организационная модель и механизм коммерческой деятельности.
4. Категории виды и статус коммерсанта.
5. Виды процессов и операций сферы товарного обращения.
6. Задачи коммерческой деятельности.
7. Варианты организации и виды коммерческой деятельности.
8. Розничная торгово-коммерческая деятельность.
9. Формы предприятий розничной торговли..
10. Магазинные торговые предприятия.
11. Посылочная торгово-коммерческая деятельность.
12. Торговля с доставкой товара на дом.
13. Виды оптовой торгово-коммерческой деятельности.
14. Значение оптовой торгово-коммерческой деятельности
15. Биржевая торгово-коммерческая деятельность.
16. Публичные торги(аукционы) и их сущность.
17. Стандартные процедуры публичных торгов.
18. Экономика и организация ярмарок.
19. Классификация и виды бирж.
20. Экономика и организация вейлингов.
21. Экономика и организация выставок.
22. Внешняя торгово-коммерческая деятельность.
23. Экономика и организация импортных операций.
24. Классификация и виды таможенных пошлин и тарифов.
25. Организация и виды таможенной обработки товаров.
26. Лицензирование торгово-коммерческой деятельности.
27. Сертификация товаров. Виды сертификатов.
28. Документы на экспортно – импортные операции.
29. Коммерческо-посредническая деятельность.
30. Торгово-коммерческие посредники. Дилеры, брокеры. дистрибьюторы.
31. Классификация и виды агентов.
32. Структура и виды контрактов.
Методические указания к выполнению расчетного раздела
В расчетном разделе осветить следующие вопросы по планированию ассортимента продукции:
1. Направления исследования рынка.
2. Что понимается под планированием ассортимента продукции.
3. Планирование ассортимента новой и выпускаемой продукции.
4. Определение рациональной структуры выпускаемой продукции.
5. Влияние изменения структуры выпускаемой продукции на финансовые результаты.
Сложившаяся структура продаж продукции на предприятии характеризуется следующими данными (см. табл. 1).
В соответствии с изменением структуры спроса на рынке отдел маркетинга дал следующие рекомендации: (см. табл. 2).
Предложить оптимальную структуру ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции.
Используя исходные данные, приведенные в табл. 2 провести анализ безубыточности предприятия.
1. Определить выручку от продаж.
(1) R= W + C + П, где
R - выручка от реализации произведенной продукции;
W, С - переменные и постоянные расходы предприятия;
П - прибыль предприятия.
(2) R = q + S, где:
q - количество реализуемых изделий;
S - цена одного изделия.
(3) W = v x q, где
V - переменные расходы в расчете на одно изделие, тогда:
(4) q x S = q x V + C + П, отсюда:
(5) П = q x S - q x v - C
Если предприятие производит и продает несколько изделий, то:
(6)
где:
q i - количество реализуемых изделий i - го вида;
n - количество видов реализуемых изделий;
S i - цена реализации i - го изделия;
V i - переменные расходы в расчете на одно i -е изделие;
С - постоянные расходы предприятия.
Необходимо рассчитать сколько изделий каждого вида надо произвести, чтобы достичь точки безубыточности.
Затем рассчитать оптимальную структуру ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции, при условии, что:
Переменные расходы W:
Сделать расчеты на 5 лет. Из каждого последующего года часть прибыли направлять на расширение производства, учитывая, что в настоящее время производственные мощности загружены на 70%.
Рассчитать показатель безопасности коммерческой деятельности - сумма, на которую предприятие может себе позволить уменьшить выручку от реализации, не выходя из зоны прибыли:
Б кд = R - Rб ,
в процентах:
R - ожидаемый объем выручки от реализации продукции;
Rб - равновесный объем реализации (точка безубыточности предприятия).
Какую прибыль может получить предприятие в результате изменения структуры ассортимента производимой и реализуемой продукции при следующих исходных данных (см. табл. 1, 2, 3)?
Таблица 1
Показатель |
Ед. изм. |
Вид продукции |
||||
А |
Б |
Д |
Итого |
|||
1. |
Цена изделия |
т.р. |
8 |
16 |
32 |
- |
2. |
Количество реализуемых изделий за определяемый период |
шт. |
300 |
400 |
100 |
- |
3. |
Выручка от реализации за определенный период |
т.р. |
2400 |
6400 |
3200 |
12000 |
4. |
Доля каждого изделия в общем объеме продаж |
% |
20 |
53,3 |
26,7 |
100 |
5. |
Переменные расходы в расчете на 1 изделие |
т.р. |
4,8 |
10,4 |
18,6 |
- |
6. |
Постоянные расходы в рассмотренном периоде |
т.р. |
- |
- |
- |
5000 |
Таблица 2 Возможное изменение объема продаж в связи с изменением спроса.
Изделия |
Вариант 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
+ 10% |
+ 15% |
+ 30 |
- 20 |
- 10 |
-25 |
+20 |
+15 |
-5 |
+20 |
Б |
+ 10% |
- 10% |
- 30 |
- 15 |
+ 20 |
+25 |
-15 |
+10 |
+20 |
-20 |
Д |
- 20% |
- 5% |
0 |
+ 35 |
- 10 |
0 |
-5 |
-25 |
-15 |
0 |
Таблица 2 Изменение спроса на изделия
Изделия |
Вариант 11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
А |
-10 |
-5 |
+5 |
+10 |
+15 |
+25 |
+20 |
+25 |
+30 |
-5 |
-10 |
Б |
+5 |
-25 |
+20 |
-30 |
-5 |
-10 |
-15 |
-20 |
-25 |
-30 |
+5 |
Д |
+5 |
+30 |
-25 |
+20 |
-10 |
-15 |
-5 |
-5 |
-5 |
+35 |
+5 |
Изделия |
Вариант 22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
А |
-15 |
-20 |
-5 |
+30 |
+30 |
+25 |
+20 |
+15 |
+10 |
+5 |
+5 |
-20 |
-20 |
Б |
+10 |
+15 |
-20 |
-25 |
-30 |
-30 |
-25 |
0 |
-15 |
-10 |
-5 |
+15 |
+20 |
Д |
+5 |
+5 |
+25 |
-5 |
0 |
+5 |
+5 |
-15 |
+5 |
+5 |
0 |
+5 |
0 |
Изделия |
Вариант 35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
А |
-15 |
-10 |
-5 |
+30 |
+25 |
+20 |
+15 |
+10 |
+5 |
-15 |
-10 |
-5 |
-20 |
+25 |
-30 |
-5 |
Б |
+25 |
+30 |
+15 |
-20 |
-10 |
+5 |
-30 |
-25 |
-20 |
-15 |
-10 |
-5 |
+30 |
-5 |
+10 |
+15 |
Д |
-10 |
-20 |
-10 |
-10 |
-15 |
-25 |
+15 |
+15 |
+15 |
+30 |
+20 |
+10 |
-10 |
-20 |
+20 |
-10 |
По результатам расчетов делаются выводы и формулируются отдельные предложения.
Каждый студент учебной группы выполняет курсовую работу индивидуально, согласно назначенному номеру варианта.
4. Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 - 51, установленными для отчета о научно - исследовательской работе.
Состав курсовой работы и очередность размещения ее отдельных частей:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Введение
4. Основная часть:
4.1.Теоретический раздел;
4.2. Расчетный раздел.
5. Заключение
6. Список использованных литературных источников
Объем курсовой работы должен быть не более 30 страниц, включая титульный лист и список использованных литературных источников.
При написании допускаются только общепринятые сокращения. Текст основной части делят на разделы.
Каждый раздел следует начинать с нового листа. Название разделов размещают в верхней части листа, симметрично тексту.
Образец титульного листа смотрите в Приложении 1.
6. Список рекомендуемой литературы
1. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. Совета специалиста. - М.: ОАО Изд - во Экономика, 1999.
3. Синицкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юристъ, 1998.
4. Дашков Л.П., Пашбухгиянц В.К. Коммерция и технологии торговли. - М.: Информационно - внедренческий центр Маркетинг, 1999.
5. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для высших и средн. спец. учебн. заведений. - М.: Информационно - внедренческий центр Маркетинг, 1998.
Приложение 1
Министерство образования Российской Федерации
Санкт - Петербургский государственный
инженерно - экономический университет
Факультет предпринимательства и финансов
Кафедра: коммерческой деятельности
и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Коммерческая деятельность
на тему:
Формирование оптимальной структуры ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции
Выполнил: |
студент группа ФИО |
Проверил: |
преподаватель должность ФИО |
Санкт - Петербург
2000