Методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ для студентов специальности 261000 «Технология художественной обработки материалов» Иркутск 2007
СОДЕРЖАНИЕ: Основы коллекционирования и музейного дела. Методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ для студентов специальности 12. 12. 00 «Технология художественной обработки материалов». Составитель Е. В. Золотарева – Иркутск: Изд-во Иргту, 2007. – 34 сМинистерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ОСНОВЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ И МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ для студентов специальности 261000 «Технология художественной обработки материалов»
Иркутск 2007
Основы коллекционирования и музейного дела. Методические указания к выполнению лабораторных и курсовых работ для студентов специальности 12.12.00 «Технология художественной обработки материалов». Составитель Е.В. Золотарева – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. – 34 с.
Методические указания содержат план выполнения лабораторных работ и подробные задания к ним. Для понимания отдельных тем раскрыты основные понятия об экспозиции, музейном экспонате, тематической коллекции. Раскрыта методика сбора коллекционного материала в полевых условиях. Для выполнения курсовой работы по данной дисциплине приведены требования к оформлению и содержанию работы; примерная тематика.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы коллекционирования и музейного дела» вводится для студентов 3-его курса специальности «Технология художественной обработки материалов». К этому времени студенты уже изучили тот фактический материал, который и является объектом данной дисциплины. В естественнонаучном направлении – это минералы, горные породы, а также их аналоги и имитации.
Задачами коллекционирования и музейного дела являются специфические исследования природы, направленные на отбор предметов музейного значения; применение разнообразных методов полевой работы в процессе исследования коллекционных материалов. Студенты, получившие практику полевой работы по геологии; знающие из курсов минералогии о предметах исследования, на лабораторных занятиях по данному курсу концентрируют свои знания в музейной сфере.
На лабораторных занятиях студенты получают представление о музеях города; о специфике деятельности естественнонаучного музея; о проблемах его организации и управления; а также о роли коллекционирования в сохранении минерального фонда.
Для решения поставленных задач большая часть лабораторных занятий отводится для экскурсий и работы в естественнонаучных музеях города. После такой работы студент должен знать внутреннюю организацию музея; принципы организации музейных экспозиций минералов, ювелирных камней и изделий из камня.
Часть лабораторных занятий посвящена изучению различных коллекций минералов и работе с некоторыми из них. Во время таких занятий студент познает стимулы и значений коллекционирования, технику коллекционного дела и усваивает правила сохранения частных и музейных коллекций.
Реализация знаний и умений, приобретенных на лабораторных занятиях, осуществляется студентом при выполнении курсовой работы в виде спроектированной экспозиционной тематической витрины.
Лабораторная работа №1.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИРГТУ
Цель работы: - знакомство с основными принципами организации минералогического музея.
Музейное дело – специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Таким образом, необходим научный подход к созданию, оформлению и сохранению музейных коллекций. В мире работают около 2000 минералогических музеев из них около 300 минералогических музеев высшей категории. В России существуют примерно 160 минералогических музеев, из которых приблизительно 40 имеют всероссийское значение. Но, как правило, такие музеи имеют свою направленность и строятся по различным принципам.
Основные принципы организации минералогического музея
А. Систематическая коллекция составляется на основе состава минералов и их структуры. Музейные естественнонаучные коллекции в первую очередь размещаются в соответствии с принятой классификации источников. В России за основу берется кристаллохимическая классификация Бетехтина А.Г., Лазаренко Е.К., либо Годовикова А.А.. Зарубежные музеи составляют минералогические коллекции на основе классификации Дж. Дана. Кристаллохимическая классификация учитывает наиболее существенные признаки минеральных видов – химический состав и кристаллическую структуру. В соответствии с этим данная система экспозиции может быть представлена в виде классов (например, самородные элементы, сульфиды, окислы и т.д.)
Б. Генетическая коллекция , где выставляются минералы и вмещающие их горные породы по геологическим условиям образования (например, ассоциации минералов магматических горных пород, космогенные минералы – минералы лунных пород и метеоритов).
Кроме систематических экспозиций широко представляются тематические.
В. Формы выделения минералов в природе . Экспонатами могут быть как монокристаллы различной морфологии, так и закономерные сростки, и полиминеральные агрегаты.
Г. Природные кристаллы . Такая коллекция может содержать различные основы для комплектования образцов кристаллов. Но за основу берется морфология природных минералов.
Д. Цвета и другие физические свойства . Цвет является одним из самых показательных физических свойств минералов. Хотя, экспозиции, составленные по другим физическим свойствам (спайность, излом, твердость, дисперсия и др.), также носят наглядность при образовательных целях и научном исследовании.
Е. Драгоценные и поделочные камни . За основу данной экспозиции берется классификация, предложенная студентам на курсе «Основы геммологии».
Ж. Применение минералов . Такая коллекция составляется на знании физических и химических свойств минералов, а также по сведениям о различных отраслях промышленности.
З. Минералы и экология . Экологическая тематика становится все более актуальной в естественнонаучном направлении музеев. По этой экспозиции можно судить о постоянной работе музеев в новых направлениях.
И. Минеральные богатства регионов и отдельных месторождений . Этот принцип составления минералогической коллекции характерен для музеев региональных геологических экспедиций, партий и отделов.
К. Геохимическая выставка составляется по извлекаемым рудным минералам.
Л. Другие (выставка подарков музею; персональная выставка; выставка посвященная профессии геолога и т.д.).
Порядок выполнения работы
1. Основная часть работы проводится в минералогическом музее ИрГТУ. Знакомство с музеем уже проходило в виде экскурсий на предыдущих дисциплинах. Поэтому достаточно обзора музея на первой стадии работы.
2. Сделать схему размещения экспозиционных витрин, соблюдая при этом ориентировку по отношению к входу в главный зал и окнам.
3. Нанести условные обозначения вида коллекции на схематичное изображение витрин в виде заглавных букв, как предложено выше.
4. Для более наглядного отображения принципов организации музея, витрины сгруппировать цветом по общей тематике.
5. Составить легенду к схеме-плану минералогического музея ИрГТУ, где перечислить название всех отмеченных витрин, соблюдая их группировку по темам.
Методические указания к работе
При составлении схему главного выставочного зала музея лучше придерживаться единого масштаба. Для этого план можно нанести на миллиметровую основу.
При оформлении схемы-плана пользуйтесь простым и цветными карандашами.
Для согласования схемы и легенды к ней на плане витрин можно проставить порядковые номера и описание вести по этим номерам.
Лабораторная работа №2
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОПИСАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИРГТУ
Цель работы: - знакомство с составлением и оформлением конкретной экспозиции; подготовка к проектированию собственной тематической витрины.
Основные понятия
Экспозицией может быть названа всякая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов. Музейная экспозиция имеет свои особенности. Во-первых, в ней выставляются не предметы вообще, а музейные предметы, которые могут дать посетителю разнообразную информацию, возбудить чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями, оказать эмоциональное воздействие. Во-вторых, в основе музейных экспозиций лежит научная концепция, разработанная работниками музея. Эта концепция определяет принципы отбора предметов из музейного собрания, их группировку, композицию, обосновывает требования к художественным решениям, которые в музее имеют свои специфические черты.
Музейные предметы, отражая состав музейного собрания, служат раскрытию определенных тем. Поэтому для экспонирования необходим тщательный отбор музейных предметов как источников информации, целенаправленное дополнительное изучение их, определение их места в экспозиции и характера их художественного оформления, снабжение необходимыми пояснениями. Так, музейный предмет из источника для добывания знаний превращается в активно действующий элемент экспозиции – музейный экспонат.
Имея в своей основе музейные предметы, экспозиция может включать и вспомогательные наглядные экспонаты. Постоянным спутником экспозиции является слово – письменные тексты разного характера и назначения (иногда они заменяются или дополняются фономатериалами). Эти элементы экспозиции называются экспозиционным материалом.
Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных частей экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной, ограниченной экспозиционной площади и представляет собой тематическое и зрительное единство.
Методом построения экспозиции является применение научно обоснованного, исходящего из содержания экспозиции, порядка группировки и организации экспозиционных материалов.
Экспозиция располагается в специально отведенных для нее помещениях – экспозиционных залах. Они требуют не только особого оборудования и приспособлений для наиболее доступного осмотра. В них создается эстетически полноценная, эмоционально воздействующая среда, для чего используется целая система средств и приемов. Архитектурно-художественное решение получает каждый элемент экспозиции, каждая группа экспонатов и экспозиционный зал в целом.
Помимо постоянных музей создает и временные экспозиции – музейные выставки. Временность выставки отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащих экспонированию в целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В отдельных случаях тема может выйти за пределы профиля музея.
Порядок выполнения работы
1. Выбрать экспозиционную тематическую витрину в музее ИрГТУ. Желательно, чтобы тема экспозиции была отражена в одной выставочной витрине.
2. Схематично изобразить витрину с тем же количеством полок и числом экспонатов, как и в наглядном объекте. Иногда очень трудно перенести на плоскость расположенные в трехмерном пространстве предметы. В таком случае от реального отображения образцов можно отступить.
3. Приложить к схеме все текстовые пояснения к экспозиции. При этом схематично отобразить на плане витрины места расположения данных пояснительных записок.
4. Отобразить на схеме карты, рисунки, графики, либо другой экспозиционный материал, помогающий раскрыть тему данной витрины.
5. Вывести полный баланс экспонатов витрины в виде таблицы. В такой таблице должно быть подведено количество образцов в каждом подразделе и общее количество экспонатов экспозиции.
Методические указания к работе
Данная работа носит отчасти механический характер, так как состоит из отображения существующей экспозиции. Но такая детальная работа позволяет проследить за всеми источниками информации, за отбором образцов для экспонирования, за соответствием экспозиционного материала при полном раскрытии взятой темы выставки.
Результатом данной работы должно быть небольшое обобщение рассматриваемой экспозиции с возможными предложениями, дополнениями по раскрытию тематики или замечаниями по составлению и оформлению витрины.
Лабораторная работа №3
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИГУ
Лабораторная работа № 4
ТЕМАТИКА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОЛОГО-МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ИРКУТСКГЕОЛОГИИ»
Цель работы: - изучить основные направления регионального геолого-минералогического музея; его принципы организации и перспективы работы.
Порядок выполнения работы
1. Необходимо внимательно изучить темы выставочных экспозиций данного музея.
2. Обратить внимание на отличия в научной концепции, разработанной работниками минералогического музея ИрГТУ и подходе составления геолого-минералогического музея «Иркутск геологии», отвечающей требованиям этого регионального предприятия.
3. Рассмотреть архитектурно-художественное решение в оформлении экспозиционных витрин.
Методические указания к работе
Занятие по знакомству с региональным естественнонаучным музеем проводится во время экскурсии в геолого-минералогический музей «Иркутск геологии».
Результатом работы в данном музее является отчет. Отчет может иметь небольшой объем (2-4 стр.), но в нем должны быть отражены следующие пункты:
- перечень экспозиционных комплексов музея;
- общая оценка по тематической структуре данного регионального музея;
- сравнительная характеристика двух музеев (ИрГТУ и «Иркутск геологии») по составлению систематической коллекции, генетической коллекции, раскрытию таких экспозиций, как “Применение минералов” и “Минеральные богатства регионов и отдельных месторождений”, а также дополнительных тематических витрин;
- специфические черты музея в художественном решении при оформлении витрин и самих экспонатов;
- обобщение по составлению музейных экспозиций данного музея со своими предложениями, дополнениями и возможными замечаниями.
Лабораторная работа №5
ТЕМАТИКА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОЛОГО-МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ «СОСНОВГЕОЛОГИИ»
Цель работы: - изучить основные направления отраслевого геолого-минералогического музея; его принципы организации и перспективы работы; а также провести сравнительную характеристику по организации данного музея и рассмотренных ранее музеев.
Занятие по знакомству с отраслевым естественнонаучным музеем проводится во время экскурсии в геолого-минералогический музей «Сосновгеологии».
Порядок работы в данном музее и методические указания по подготовке отчета аналогичны предыдущей работе (см. лабораторную работу №4).
Лабораторная работа №6
ИЗУЧЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ МИКРОМИНЕРАЛОВ
Цель работы : - познакомиться с частной коллекцией; изучить стимулы и значения коллекционирования, технику коллекционного дела; рассмотреть принципы составления тематической коллекции.
Побудителями для коллекционирования минералов могут являться следующие стимулы:
- жажда знаний;
- красота экземпляров;
- романтика поиска для автора коллекции;
- азарт;
- стоимость коллекции
Коллекционирование имеет большое значение, так как хорошая коллекция всегда является первоисточником музеев. И огромное значение коллекция имеет при сохранении тех элементов природы, которые в реальной жизни могут исчезнуть.
Примером данного лабораторного занятия может служить знакомство с частным коллекционером Георгием Николаевичем Тарновским и его удивительной микроколлекцией.
Данная коллекция была начата в 1945 году с кристаллика золота в виде “слоника”, который в поперечнике составляет до 3 мм. Преимущественные размеры остальных образцов от 1,5 до 0,5 мм. Основной состав коллекции представлен золотом различного вида (редкие кристаллики кубической формы, россыпные окатанные зернышки); самородным серебром из Норвежского месторождения; а также коллекцией минералов Тажиранского массива бухты Уллан-нур.
Порядок выполнения работы
1. Подготовка к работе с микроколлекцией включает: закрепление теоретического материала по морфологии кристаллов и габитусе зерен различных минералов.
2. Отбор исследуемого шлиха с помощью магнита (выборка магнетита и некоторых других железосодержащих микроминералов).
3. Исследование микроколлекции при увеличении (под микроскопом).
4. Определение и описание встречающихся микроминералов различного облика.
Лабораторная работа №7
ПОЛЕВАЯ РАБОТА В СБОРЕ КОЛЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
Цель работы: - изучить приемы и особенности собрания коллекционного материала в полевых условиях.
Собрание коллекционного материала в горных областях
Наиболее интересный и богатый сбор сделает коллекционер в местности, богатой скалами. В твердых породах его внимание привлекают отдельные большие вкрапленники различных минералов внутри горных пород, иногда пустоты, заполненные минералами, или прослойки, более обогащенные тем или иным соединением.
В породах вулканического характера мы встречаемся или с большими, так называемыми, порфировыми выделениями отдельных минералов, или с пустотами, миндалинами, жеодами, заполненными различными веществами, иногда оставляющими внутри пустое пространство.
В породах осадочного характера часто можно встретить шарообразные или пластинчатые тела – конкреции, растущие от центра к периферии.
Оба эти типа минеральных образований дают обильную жатву минералогу, который не должен лениться разбивать молотком большие глыбы породы и отдельные конкреции. Нередко именно во внутренних полостях коллекционер находит интересные минералы и хорошо образованные кристаллы.
Но главный интерес минералога вызывается теми образованиями, которые заполняют трещины в различных породах – это жильные породы. По этим трещинам обычно циркулируют водные растворы, горячие, либо холодные, или пары летучих соединений.
- В известняках и мергелях здесь образуются жилы кристаллического известкового шпата и доломита;
- в глинистых сланцах обычно появляются щетки кварца;
- в кристаллических породах получается ряд интереснейших образований, нередко скоплений редких тяжелых металлов и руд.
В некоторых местах такие жилы или жилки образуют большие вздутия – расширения, где может скопиться большое количество минералов, и где внутри жилы остаются пустоты, стенки которых выстланы красивыми кристаллами различных веществ.
Часто жилы с поверхности оказываются сильно разрушенными. В этом случае надо стараться, разламывая породы, добиваться более глубоких и, потому, более свежих частей жилы.
Следующей областью геологических явлений, на которые необходимо обращать внимание при собирании коллекционного материала, являются контакты – места, где соприкасаются две или несколько разных горных пород. В таких местах легче образуются трещины и из водных растворов выкристаллизовываются на стенках какие-либо минеральные вещества. Но, как правило, в зоне контакта одна порода воздействует на другую (например, изверженная на осадочную), благодаря чему как в той, так и в другой породе, образуется ряд новых минералов, часто очень хорошо образованных и интересных. К контактам надо относиться очень внимательно и обращать внимание не только на крупные новообразования, но и на изменения в цвете породы, в величине ее зерна и т.д.
Наконец, иногда сами процессы поверхностного разрушения оказываются интересными. В этих случаях необходимо обращать внимание на их характер и собирать последовательные продукты изменения или разрушения различных минералов, следить за тем, во что превращаются минералы и в какой последовательности происходит это изменение.
Сбор минералов в равнинных областях
Труднее является сбор минеральных тел в местностях с ровной поверхностью, где подавляющая часть пород закрыта сплошным почвенным покровом. В этих местах идут своеобразные процессы разрушения разных пород. Отличаются глины, в которых образуются конкреции, стяжения различных тел. Так, в слоях известняков образуются скопления кремния, жилки кварца и известкового шпата; на дне болот и ручьев осаждаются гидраты окиси железа, болотные руды т.д. В сухом климате на гальках образуются корочки вторичных окислов, называемые “загаром”; в глубинах песков накапливаются слои гипса и т.д.
Совершенно особое значение приобретает собрание коллекционного материала в той местности, где известны добычи каких-либо полезных ископаемых.
Специфические задачи становится перед собирателем минералов в случае присутствия золотоносных песков. В этом случае желательно научиться отмывать пески обычными приемами. В простом ковше отделяют легкие частицы и собирают на дне более тяжелые минералы – шлих. В таком шлихе нередко собираются весьма редкие минеральные виды и ювелирные камни.
Контрольные вопросы к работе
1. В каких геологических условиях образуются крупные кристаллы минералов?
2. Какова специфика работы на осыпях, отвалах и рыхлых отложениях при сборе коллекционного материала?
3. Как должна происходить отработка полостей при сборе коллекционного материала?
4. Какие инструменты необходимы коллекционеру при полевых работах?
5. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при полевых работах?
6. Каковы правила сохранения природных материалов при разработке жильных залежей?
7. Какие коллекционные материалы можно обнаружить в равнинных областях с сухим климатом?
8. Какова специфика работы при сборе россыпного вещества в руслах рек и в прибрежной местности?
Лабораторная работа № 8
Оформление коллекционного материала
Список рекомендуемой литературы
Анастасенко Г.Ф . История одной минералогической коллекции. Спб.: изд.СпбГУ, 1993, 160с.
Античные камеи в собрании Эрмитажа: каталог./Сост. О.Я. Неверов. Л.: искусство, 1988, 191с.
Вахромеева Л.Д. Экспозиция минералогического музея (методическое пособие). Иркутск: изд. ИПИ, 1990, 38 с.
Ефимова Е.М. Русский резной камень в Эрмитаже. Л.: изд-во гос. Эрмитаж, 1961, 135с.
Кантор Б.З. Коллекционирование минералов. 2-е издание. М.: недра, 1991, 187 с.
Киевленко Е.Я., Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные коллекционные материалы. М.: Недра, 1987, 223 с.
Брюшкова Л.П. Коллекция геологических музеев как часть культурного наследия /РАН, Гос.геол.музей им. В.И. Вернадского. М.: Наука, 1993, 92 с.
Кантор Б.З. Минералы: полка коллекционера. М.: Хоббинкнига: Аст-Пресс, 1995, 192 с.
Калининградский музей янтаря. Путеводитель. Калининград
Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.науч.тр./НИИ культуры. М, 1989, 221 с.
Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч.тр./Ассоц. музеев России. Спб.: ТОО «Терция», 1995, 116 с.
Ферсман А.Е. Путешествие за камнем. М.: изд.АН СССР, 1960, 392с.
Ферсман А.Е. Краткое руководство к собиранию минералов. Петроград, 1920, 43с.
Выполнение курсовой работы
Задачей курсовой работы является проектирование экспозиционной тематической витрины. Автор работы должен проявить творческий подход к созданию и оформлению самой витрины, но в тоже время необходима и научная разработка при подборе экспонатов, их описании и представлении в экспозиции.
План работы
над созданием экспозиции
1. Начинать проектирование экспозиции необходимо, прежде всего, с определения размера витрины. Здесь нужно собрать информацию по витринам тех музеев, которые посещали во время занятий и самостоятельно.
Большинство витрин по размерам встречается в одном из трех вариантов:
· Большая пристенная витрина (120x180см), имеющая 4-6 полок (пример, витрина “Дальнегорское” музей ИрГТУ);
· Напольная витрина (120x90см), имеющая 3 полки
(пример, витрина “Экология” музей ИрГТУ);
· Средняя между первой и второй (100x120см), имеющая 4-5 полок (пример, витрина “Кристаллы” музей ИРГТУ).
2. Дать общее название экспозиции, согласно которому составить ее описание. Если тематика витрины подразумевает конкретный регион или месторождение, то можно вынести карту, схему, либо геологический разрез представляемого района с легендой и дополнительными пояснениями. В оформлении витрины могут быть использованы фотографии с пейзажем местности.
3. Экспозицию витрины необходимо разбить на подразделы, обусловленные общей тематикой. Такие подразделы будут соответствовать отдельным полкам витрины. К каждому небольшому разделу соответственно составляется свое краткое описание.
4. Определить количество образцов, которое может быть представлено в экспозиции и наиболее полно отразит ее тематику. В зависимости от числа полок и от выбранной темы, количество образцов может варьировать в среднем от 30 до100 штук.
5. Кроме текстов с пояснительными записками и самих образцов, В витрине, либо рядом с ней могут располагаться графики или схемы, помогающие раскрыть данную тему экспозиции. (пример, графики с линиями спектров поглощения некоторых ювелирных камней; рисунки сингоний для наглядного представления морфологии кристаллов и т.п.).
6. Все надписи, тексты, представленные в витрине и подписи образцов необходимо продумать и представить на двух языках: русском и английском, либо русском и немецком.
7. На последнем этапе творческой работы нужно продумать место для образцов. Это могут быть различные подставки, либо часть образцов будет представлено в пробирках и т.д.
Содержание курсовой работы
1. Введение. Указать содержание задания на курсовую работу. Пояснить выбор темы экспозиции, ее значение и особенности.
2. Общий план витрины со схемой вынесения на нее наглядных материалов (рисунков, карт и т.д).
3. Описание каждого раздела экспозиции. Данные описания должны содержать и источники выставляемых образцов. Это могут быть конкретные месторождения; образцы могут быть изготовлены по заказу; если данная экспозиция предполагается как временная, для образовательных целей, то экспонаты могут быть позаимствованы из каких-либо известных автору музеев.
4. Перечень образцов с предполагаемыми подписями на двух языках.
5. Сопроводительный текст, пояснительные записки, которые будут вынесены на витрину, либо рядом с экспозицией.
6. Схемы, карты, рисунки сопровождающие экспозицию. В курсовой работе эти наглядные материалы предоставляются в меньшем масштабе, чем предполагается на выставке.
7. Баланс экспонатов. Заключительная таблица, где подведено количество образцов в каждом подразделе и общее количество экспонатов экспозиции.
8. Литературные источники, которые были использованы при составлении данной курсовой работы.
Примерные темы курсовых работ
1. Минералы побережья озера Байкал.
2. Минералы Слюдянского района.
3. Минералы Восточного Саяна.
4. Мало-Быстринское местоорождение лазурита.
5. Саввинское месторождение магнезита.
6. Минералы карстовых пещер Прибайкалья.
7. Минералы, открытые иркутскими исследователями.
8. Минералы и породы, названные по сибирским географическим понятиям.
9. Мраморы Прибайкалья.
10. Полевые шпаты Прибайкалья и природа их окраски.
11. Разноактивные минералы Сибири.
12. Природные кристаллы Прибайкалья.
13. Халцедоны и агаты Сибири.
14. Нефриты и жадеиты Сибири.
15. Чароит и другие минералы Мурунского щелочного массива.
16. Этапы развития ограночного искусства.
17. Природа окраски ювелирных камней.
18. Ювелирные камни миароловых пегматитов Забайкалья.
19. Минералы группы турмалинов.
20. Поделочные камни используемые в мелкой пластике.
Список литературы
Анастасенко Г.Ф . История одной минералогической коллекции. Спб.: изд.СпбГУ, 1993, 160с.
Вахромеева Л.Д. Экспозиция минералогического музея (методическое пособие). Иркутск: изд. ИПИ, 1990, 38 с.
Барский Л.А. “Принцы” и “нищие” в царстве минералов. М.: Наука, 1988, 158 с.
Кантор Б.З. Коллекционирование минералов. 2-е издание. М.: недра, 1991, 187 с.
Киевленко Е.Я., Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные коллекционные материалы. М.: Недра, 1987, 223 с.
Брюшкова Л.П. Коллекция геологических музеев как часть культурного наследия /РАН, Гос.геол.музей им. В.И. Вернадского. М.: Наука, 1993, 92 с.
О`Донохью М. Путеводитель по минералам для начинающих. Л.: изд. Наука, 1985, 207 с.
Кантор Б.З. Минералы: полка коллекционера. М.: Хоббинкнига: Аст-Пресс, 1995, 192 с.
Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.науч.тр./НИИ культуры. М, 1989, 221 с.
Рогозина О. Праздник геологов и ювелиров. //Ювелирный мир, 1998, №2, с.54-56.
Сакк А., Кононова Я. Не продается вдохновение. // Ювелирный мир, 1998, с.42-44
Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч.тр./Ассоц. музеев России. Спб.: ТОО «Терция», 1995, 116 с.
Ферсман А.Е. Путешествие за камнем. М.: изд.АН СССР, 1960, 392с.