Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ

СОДЕРЖАНИЕ: Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman. Кегель 14. Через полтора интервала. Поля: справа, слева, сверху 5 см; снизу – 3,0 см. Нумерация страниц – сверху, посередине. Сноски внизу страницы. Шрифт сносок Times New Roman. Кегель 12

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владимирский Государственный Университет

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра Философии и религиоведения

Методические указания по написанию

курсовых и дипломных работ

Составитель

П.Е. МАТВЕЕВ

Владимир 2008

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ

И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

И ИХ СПЕЦИФИКА

I . При написании курсовых и дипломных работ

1. Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman . Кегель - 14 . Через полтора интервала. Поля : справа, слева, сверху - 2.5 см ; снизу3,0 см . Нумерация страниц – сверху , посередине . Сноски внизу страницы. - Шрифт сносок Times New Roman . Кегель - 12 .

2. Правильно и строго в соответствии с утверждённым списком сформулированная тема курсовой и дипломной работы.

3. Правильно составленный план .

4. Правильно написанные Введение и Заключение (должны быть строго все пункты):

Во введении делается обоснование выбора темы, формулируются объект и предмет исследования, ставится научная проблема , раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы, даётся анализ литературы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты.

Заключение содержит краткую формулировку результатов , полученных в ходе работы, отмечаются перспективы дальнейшей работы

Оптимальный размер введения и заключения - до 10% текста. Все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону.

5. Правильно оформленная библиография (по алфавиту, с указанием места, времени, издательства издания).

6. Правильно оформленные ссылки . Обязательное указание полного названия книг, журналов, статей, сайтов, страниц книг и статей.

7. Используемая литература преимущественно должна быть издана после 2000 г . Избегать учебников, популярных изданий.

8. Обязательно использовать лекции и литературу, изданную во Владимире.

9. Обязательные разделы (параграфы) курсовой работы:

а) анализ литературы (для социологии религии и истории религии );

б) краткое изложение истории религии и её характеристика (для истории религии).

10. Для курсовых и дипломных работ по социологии религии должно быть приложение с конкретно-социологическими данными.

11. Для курсовых и дипломных работ по истории религии должен быть применён историко -сравнительный метод, предполагающий сравнительный анализ разных религий.

12. Должен быть использован обязательный список литературы, составленный совместно с руководителем.

13. Должен присутствовать сравнительный анализ разных точек зрения по исследуемым проблемам.

II . При защите курсовых работ

1. Опрос по источникам , используемых в работе.

2. Опрос по понятиям и терминам, используемых в работе.

3. Опрос по неиспользованной, но важной для темы литературе .

4. Вопросы о перспективах работы над темой.

5. Вопросы о проблемах , которые решались в работе.

6. Вопросы об основных идеях работы.

I. Объём первой курсовой работы (по социологии религии ) –30 п.стр .

Число источников в библиографии – 15 .

Срок сдачи (для дневного обучения) – 15 апреля .

II. Объём курсовой работы (по истории религии ) – 45 п.стр .

Число источников в библиографии – 30 .

Срок сдачи (для дневного обучения) – 20 апреля .

PS . Работа не принимается к защите, если не выполнены отмеченные выше требования.

Работа не получает при защите положительной оценки, если студент не ответит на сформулированные выше обязательные вопросы.

PS . Первая курсовая работа связана в основном с овладением студентами научных методов исследования и научной формы изложения материала.

В курсовой работе по истории религии уже надо продемонстрировать навыки исследовательской работы. Здесь надо не только излагать хорошо общеизвестный материал, но и обратить внимание и исследовать какие-то частности, желательно то, на что до этого не обращалось должного внимания в научной литературе.

III. Объём дипломной работы – 75-80 стр .

Число источников в библиографии – 50.

Дипломная работа оформляется в формате А4 (в эквиваленте машинописного текста, содержащего 64 знака в строке и 37 строк на странице), имеет объем 75-80 страниц и содержит

1. титульный лист (1 страница) – образец прилагается

2. задание для исследования (1 страница) - выдается руководителем исследования

3. аннотацию (1 страница)

4. содержание (план)

5. основную часть (объект, предмет, методы и задачи исследования, обзор литературы, обобщение наиболее существенных положений выполненного научного исследования)

6. заключение (выводы по результатам исследования и его практической значимости)

7. список использованной литературы (не менее 50 наименований текстов - монографий или статей с обязательными сносками на все реферируемые или цитируемые страницы) с обязательным указанием:

1) автора,

2) полного названия книги или статьи,

3) места издания,

4) издательства,

5) года выхода,

6) общего количества страниц,

7) ISBN

III . О СПЕЦИФИКЕ ДИПЛОМНОГО и курсового

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ »

Дипломное проектирование и курсовые работы студентов религиоведов имеет как общие черты с аналогичной работой по другим специальностям, так и особенные. К числу специфических черт, на наш взгляд, можно отнести следующие:

1. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь светский характер. В самом деле, религиоведение является светской наукой и дисциплиной, а не теологической или богословской. Можно сомневаться в существовании Бога, можно вообще отрицать его наличие, но нельзя сомневаться в существовании религии. Это социологический факт, что из шести миллиардов живущих на Земле, пять миллиардов человек являются верующими. Сейчас функционирует около 5000 религий, каждая из которых насчитывает в своих рядах более 100 000 человек. Для дипломников и пишущих курсовые работы по религиоведению это накладывает особые требования. В частности, в дипломах и курсовых работах не должно быть никакой апологетики или богословской критики в адрес какой-либо религии. Здесь должны использоваться, прежде всего, светские источники, а информация, почерпнутая из религиозных источников, критически переработана.

2. Работы по религиоведению, особенно дипломные, а также и курсовые, должны иметь научный , а не публицистический характер. В настоящее время важнейшими недостатками работ на религиоведческие темы считаются дилетантизм , теология и идеализм (См., например: А.Н. Красников . Методология классического религиоведения. - Благовещенск. 2004. С. 142). Это означает, что дипломы и курсовые работы по религиоведению должны отвечать всем требованиям научных работ, в частности, положения, высказываемы в них, должны быть предметными , обоснованными , объективными по содержанию. Для религиоведов особенно важно пользоваться научно проверенной информацией, критически осмысленными источниками, учитывая огромное количество фантастической, дилетантской литературы на религиозно-модные темы.

3. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь собственно религиоведческий характер, а не философский, исторический, культурологический. Это означает, что религиовед должен пользоваться, прежде всего, категориями религиоведческих дисциплин, ставить и решать собственно религиоведческие проблемы , применять собственно религиоведческие методы исследований. Так, философия или теология могут поставить вопрос об истинности той или иной религии, сравнивая её с выработанными в их русле понятиями трансцендентного , Бога, дьявола, сверхъестественных сил и т.п. Для религиоведа такие понятия не являются научными, предметными, поэтому подобные проблемы, исследования не должны входить в его предмет. Но религиовед может и должен, как и другие учёные, пользоваться понятием истины для анализа своих исследований по вере в то же трансцендентное, в того же Бога или дьявола, по определённому отношению к этому трансцендентному и т.д.

4. Это не означает, что в работах на религиоведческие темы нельзя использовать философские, социологические, исторические, культурологические и пр. подходы, методы. Можно и нужно в религиоведческих трудах выявлять и философские, и социологические, и культурологические и др. аспекты изучаемых тем. Современная постнеклассическая наука отличается как раз широким использованием междисциплинарных подходов (См.: С.В. Стёпин . Теоретическое знание. М., 2003. С. 626-628). Но всё это должно быть строго определено и выполнено в светском и научном дискурсе.

5. В религиоведческих работах, в частности, в дипломных и курсовых, следует, прежде всего, использовать научные методы исследований, выработанные самим религиоведением. К числу таких методов относится метод сравнительного анализа , когда сравниваются аналогичные явления разных религий. Религиовед поэтому должен хорошо знать материал по истории религий . В религиоведении действует принцип, сформулированный М. Мюллером: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». К числу религиоведческих методов относятся и метод герменевтический , связанный с анализом текста как первоисточника, и метод феноменологический , направленный на постижение сущности религиозных явлений и др.

6. Дипломные и курсовые работы по религиоведению, как и аналогичные работы по другим специальностям, должны иметь актуальный характер. Собственно, учитывая большую роль религии в современной жизни даже работы по «мёртвым » религиям имеют определённую актуальность. Но в настоящее время смещается акцент профессиональных религиоведческих работ в сторону изучения «живых » религий, «новых религиозных движений », новых явлений в жизни «традиционных религий » и т.п. Это должно отразиться как в тематике дипломных и курсовых работ, так и в их содержании.

СПИСОК

тем курсовых работ по предмету

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

1. Проблемы религиозного развития человечества.

2. Религиозные представления палеолита, мезолита и неолита.

3. Мегалитическая религия.

4. Культы древних религий.

5. Библия о религиях древнего мира.

6. М. Элиаде как историк религий и теоретик религиоведения.

7. Религиозные инициации и тайные общества.

8. Миф о вечном возвращении в религиях человечества.

9. Священное и мирское в истории религий.

10. Тотемизм как ранняя форма религии.

11. Анимизм как ранняя форма религии.

12. Анимизм в истории религий.

13. Магия как ранняя форма религии.

14. Религия Древнего Египта, её характерные черты.

15. Учение о богах в Древнем Египте.

16. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте.

17. Культ Древнего Египта и организация его религии.

18. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта.

19. Мифология и религия Древнего Египта.

20. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты.

21. Учение о богах в Древней Месопотамии.

22. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древней Месопотамии.

23. Культ и организация религии Древней Месопотамии.

24. Религии Древней Сирии и Финикии.

25. Религия хеттов.

26. Зороастризм как религия, её характерные черты.

27. Зороастризм и зурванизм.

28. Авеста как первоисточник Зороастризма.

29. Культ и организация зороастризма.

30. Митраизм как религия.

31. Манихейство как религия.

32. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты.

33. Религия Древней Греции: олимпийский период.

34. Пантеон Древней Греции и его особенности.

35. Мистерии Древней Греции.

36. Роль Пифагора и Платона в религии.

37. Религия Древнего Рима: её характерные черты.

38. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты.

39. Культ и организация религии Древнего Рима.

40. Древний Рим и христианство.

41. Религия и государство в Древнем Риме.

42. Религия древних кельтов.

43. Религия древних германцев.

44. Скандинавская мифология и религия.

45. Религия древних славян.

46. Славянская мифология и религия.

47. Язычество в истории Руси.

48. Религии Африки.

49. Религии Месоамерики.

50. Автохтонные религии Северной Америки.

51. Религии Океании и Австралии.

52. Иудаизм : особенности и основные исторические этапы развития.

53. Иудаизм : вероучение и основные направления

54. Иудаизм : культ и этика.

55. Мессианство и иудаизм.

56. Конфуцианство как национальная религия Китая.

57. Даосизм как национальная религия Китая.

58. Ведизм и брахманизм как религии Древней Индии.

59. Индуизм , его вероучение, культ, организация.

60. Пантеон индуизма и его особенности.

61. Кришнаизм в современном мире.

62. Синтоизм как национальная религия Японии.

63. Синто и государство.

64. Буддизм как мировая религия.

65. Этика буддизма.

66. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме.

67. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.

68. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.

69. Джайнизм как религия Индии.

70. Сикхизм как религия Индии.

71. Коран и Сунна как священные книги мусульман.

72. Пророк Мухаммед , его личность, жизнь и историческая роль.

73. Вероучение ислама.

74. Культ ислама.

75. Этика и право ислама.

76. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама.

77. Суфизм и ваххабизм как течения в суннизме.

78. Современный ваххабизм , его характеристика.

79. Исламский традиционализм , его оценка.

80. Ислам в России.

81. Раннее христианство.

82. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль.

83. Патристика , её основные темы, идеи и историческая роль.

84. Православие , католичество и протестантизм , их сравнительный анализ.

85. История западной христианской церкви.

86. История папства .

87. Важнейшие католические ордена , их история.

88. Инквизиция , её деятельность.

89. Протестантизм , его история.

90. Лютеранство , его характеристика.

91. Кальвинизм , его характеристика.

92. Деятельность Ватикана в ХХ веке.

93. Католичество и Россия .

94. Протестантизм и Россия .

95. Крещение Руси. Роль православия в истории России.

96. Русские святые и их место в истории России.

97. Преп. Сергий Радонежский и его историческая миссия.

98. Старообрядчество , его вероучение, культ и этика.

99. Русская православная церковь в ХХ веке.

100. «Новые » церкви и религиозные движения в России в ХХ веке.

101. Учение о воскресениях в религиях мира.

102. Христианство и ислам: различие в вероучении.

103. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали.

104. Славянское язычество: история и современность.

105. Мессианство и христианство.

106. Оккультизм и эзотеризм: история и современность.

107. Религиозный экстремизм: история и современность.

СПИСОК Тем дипломных работ

по предмету история религии,

религиозная этика, социология религии

1. Проблемы религиозного развития человечества.

2. Религиозные инициации и тайные общества.

3. Миф о вечном возвращении в религиях человечества.

4. Священное и мирское в истории религий.

5. Анимизм в истории религий.

6. Религия Древнего Египта, её характерные черты.

7. Учение о богах в Древнем Египте.

8. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте.

9. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта.

10. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты.

11. Учение о богах в Древней Месопотамии.

12. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Др. Месопотамии.

13. Религии Древней Сирии и Финикии.

14. Религия хеттов.

15. Зороастризм и зурванизм.

16. Культ и организация зороастризма.

17. Митраизм как религия.

18. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты.

19. Пантеон Древней Греции и его особенности.

20. Мистерии Древней Греции.

21. Религия Древнего Рима: её характерные черты.

22. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты.

23. Древний Рим и христианство.

24. Религия и государство в Древнем Риме.

25. Религия древних кельтов.

26. Пантеон и пандемониум германцев.

27. Космология и эсхатология германцев.

28. Славянская мифология и религия.

29. Язычество в истории Руси.

30. Религии Месоамерики.

31. Иудаизм: особенности и основные исторические этапы развития.

32. Мессианство и иудаизм.

33. Иудаизм: культ и этика.

34. Конфуцианство как национальная религия Китая.

35. Даосизм как национальная религия Китая.

36. Пантеон индуизма и его особенности.

37. Вайшнавизм и Кришнаизм в современном мире.

38. Синтоизм как национальная религия Японии.

39. Синто и государство.

40. Буддистская этика, её основные идеи

41. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме.

42. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.

43. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.

44. Джайнизм как религия Индии.

45. Сикхизм как религия Индии.

46. Вероучение ислама.

47. Культ ислама.

48. Этика и право ислама.

49. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама.

50. Исламский традиционализм, его анализ.

51. Ислам в России.

52. Раннее христианство.

53. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль.

54. Христианские моральные ценности, их анализ.

55. Православие в Византии: религиоведческий анализ.

56. История папства.

57. Важнейшие католические ордена, их история.

58. Инквизиция, её деятельность.

59. Лютеранство, его характеристика.

60. Кальвинизм, его характеристика.

61. Протестантизм, его история.

62. Деятельность Ватикана в ХХ веке.

63. Католичество и Россия.

64. Протестантизм и Россия.

65. Культ православия, его особенности.

66. Христианская икона: религиоведческий анализ.

67. Русские святые и их место в истории России.

68. Старообрядчество, его вероучение, культ и этика.

69. Русская православная церковь в ХХ веке.

70. «Новые» церкви и религиозные движения в России в ХХ веке.

71. Учение о воскресениях в религиях мира.

72. Христианство и ислам: различие в вероучении.

73. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали.

74. Славянское язычество: история и современность.

75. Мессианство и христианство.

76. Оккультизм и эзотеризм: история и современность.

77. Религиозный экстремизм: история и современность.

78. Понятие религиозности. Признаки и критерии религиозности.

79. Религиозные объединения и организации, их типы.

80. Современная религиозная ситуация в России.

Работы по текстам:

81. «Книга мёртвых» Древнего Египта: религиоведческий анализ.

82. «Поэма о Гильгамеше», «Поэма Энума Элиш» Древней Месопотамии и их религиоведческий анализ.

83. «Авеста» как первоисточник зороастризма: религиоведческий анализ.

84. Мифы Древней Греции, «Теогония» Гесиода и их религиоведческий анализ.

85. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как памятники религии германцев: религиоведческий анализ.

86. «Пополь Вух», мифы Америки как памятники религии: религиоведческий анализ.

87. «Веды» как священные тексты Древней Индии: религиоведческий анализ.

88. «Бхагават Гита» как источник индуизма: религиоведческий анализ.

89. «Тибетская книга мёртвых»: религиоведческий анализ.

90. «Кодзики» и «Нихон сёки» как памятники синто: религиоведческий анализ.

91. «Библия» как первоисточник иудаизма: религиоведческий анализ.

92. «Талмуд» как источник иудаизма: религиоведческий анализ.

93. «Коран» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ.

94. «Сунна» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ.

95. «Библия» как первоисточник христианства: религиоведческий анализ.

96. «Священное Предание» в христианстве: религиоведческий анализ.

Темы дипломных работ

по философии и феноменологии религии

1. Предмет и основные понятия религиоведения, философии и феноменологии религии

2. Восточная (древнеиндийская или древнекитайская) философия об основах бытия, божественном и духовном.

3. Античная философия и теология (досократики \\ Сократ \\ Платон \\ Аристотель \\ неоплатонизм) о божественности, природе и человеке.

4. Формирование христианской философии и теологии.

5. Средневековая теология и философия: проблема души.

6. Средневековая теология и философия: проблема бытия Бога.

7. Философия и теология позднего средневековья и Возрождения о человеке и религиозности.

8. Философия и теология Реформации (Лютер, Кальвин).

9. Философия и теология деизма Нового Времени (Р. Декарт\\Б.Паскаль\\Б.Спиноза)

10. Проблема естественной религии в философии и теологии Просвещения Англии и Франции.

11. Философия и теология Просвещения Германии (И.Гете \\ И. Кант \\ Г.Гегель \\ Л.Фейербах)

12. Философия марксизма о природе религии и религиозности (К.Маркс \\Ф.Энгельс \\ Э.В.Ильенков).

13. Позитивизм О.Конта и религия гуманизма.

14. Философия жизни о природе религии (Шопенгауэр\\Нищце\\Дильтей\\Бергсон)

15. Неопозитивизм Л.Витгенштейна и проблема истинности теологического языка.

16. Феноменология религии Э.Гуссерля.

17. Философия религии М. Хайдеггера.

18. Феноменология и философия религии в экзистенциализме (Ж-П.Сартр \\ К.Ясперс \\ М.Шелер \\ А.Камю).

19. Неофрейдизм К.Юнга и проблема архетипичности религии.

20. Религиозно-эзотерическая философия (Е.Блаватския\\Р.Штайнер\\Рерихи).

21. Русская религиозная философия и философия религии (П.А.Флоренский \\ С.Н.Булгаков \\ С.Л.Франк \\ Н.А.Бердяев \\ И.А.Ильин).

22. Трансперсональный подход к пониманию сущности религии Е.А.Торчинова.

23. Структуралистский подход к пониманию сущности религии К.Леви-Стросса

24. Функционалистский подход к пониманию сущности религии (Э.Дюркгейм \\ Б.Малиновский)

25. Теолого-феноменологический подход к пониманию религии (Р. Бультман \\ Дж.Робинсон \\ К.Барт\\)

Работы по текстам:

26. Платон. Федон

27. Платон. Тимей

28. Аристотель . О душе

29. Нагорная проповедь

30. Августин. Исповедь

31. Н.Кузанский. О скрытом Боге. Об искании Бога.

32. Б. Спиноза. Богословско-политический трактат

33. Д.Юм. Естественная история религии

34. Дж.Локк. О толерантности

35. И.Кант. Религия в пределах разума

36. Г.Гегель. Лекции по философии религии

37. К.Маркс. К критике гегелевской философии права

38. Д.П.Шантепи де ля Соссей Феноменология религии

39. В.Дильтей. Типы мировоззрения

40. Р. Отто. Идея святого

41. М.Хайдеггер. Слова Ницше «Бог мертв»

42. Н.Бердяев. О назначении человека

43. М.Бубер. Затмение Бога

44. З.Фрейд. Будущее одной иллюзии

45. М.Элиаде. Священное и профанное

46. М.Элиаде. Аспекты мифа

47. А.Тарковский. Сталкер

48. Ж.Ваарденбург. Неофеноменология религии

49. Антоний (Сурожский). Религия и религиозность

50. А.Мень. Религия в духовной культуре

г. Владимир (П.Е. Матвеев )

Для заметок:

Скачать архив с текстом документа