Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ
СОДЕРЖАНИЕ: Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman. Кегель 14. Через полтора интервала. Поля: справа, слева, сверху 5 см; снизу – 3,0 см. Нумерация страниц – сверху, посередине. Сноски внизу страницы. Шрифт сносок Times New Roman. Кегель 12Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский Государственный Университет
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра Философии и религиоведения
Методические указания по написанию
курсовых и дипломных работ
Составитель
П.Е. МАТВЕЕВ
Владимир 2008
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ
И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
И ИХ СПЕЦИФИКА
I . При написании курсовых и дипломных работ
1. Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman . Кегель - 14 . Через полтора интервала. Поля : справа, слева, сверху - 2.5 см ; снизу – 3,0 см . Нумерация страниц – сверху , посередине . Сноски внизу страницы. - Шрифт сносок Times New Roman . Кегель - 12 .
2. Правильно и строго в соответствии с утверждённым списком сформулированная тема курсовой и дипломной работы.
3. Правильно составленный план .
4. Правильно написанные Введение и Заключение (должны быть строго все пункты):
Во введении делается обоснование выбора темы, формулируются объект и предмет исследования, ставится научная проблема , раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы, даётся анализ литературы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты.
Заключение содержит краткую формулировку результатов , полученных в ходе работы, отмечаются перспективы дальнейшей работы
Оптимальный размер введения и заключения - до 10% текста. Все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону.
5. Правильно оформленная библиография (по алфавиту, с указанием места, времени, издательства издания).
6. Правильно оформленные ссылки . Обязательное указание полного названия книг, журналов, статей, сайтов, страниц книг и статей.
7. Используемая литература преимущественно должна быть издана после 2000 г . Избегать учебников, популярных изданий.
8. Обязательно использовать лекции и литературу, изданную во Владимире.
9. Обязательные разделы (параграфы) курсовой работы:
а) анализ литературы (для социологии религии и истории религии );
б) краткое изложение истории религии и её характеристика (для истории религии).
10. Для курсовых и дипломных работ по социологии религии должно быть приложение с конкретно-социологическими данными.
11. Для курсовых и дипломных работ по истории религии должен быть применён историко -сравнительный метод, предполагающий сравнительный анализ разных религий.
12. Должен быть использован обязательный список литературы, составленный совместно с руководителем.
13. Должен присутствовать сравнительный анализ разных точек зрения по исследуемым проблемам.
II . При защите курсовых работ
1. Опрос по источникам , используемых в работе.
2. Опрос по понятиям и терминам, используемых в работе.
3. Опрос по неиспользованной, но важной для темы литературе .
4. Вопросы о перспективах работы над темой.
5. Вопросы о проблемах , которые решались в работе.
6. Вопросы об основных идеях работы.
I. Объём первой курсовой работы (по социологии религии ) –30 п.стр .
Число источников в библиографии – 15 .
Срок сдачи (для дневного обучения) – 15 апреля .
II. Объём курсовой работы (по истории религии ) – 45 п.стр .
Число источников в библиографии – 30 .
Срок сдачи (для дневного обучения) – 20 апреля .
PS . Работа не принимается к защите, если не выполнены отмеченные выше требования.
Работа не получает при защите положительной оценки, если студент не ответит на сформулированные выше обязательные вопросы.
PS . Первая курсовая работа связана в основном с овладением студентами научных методов исследования и научной формы изложения материала.
В курсовой работе по истории религии уже надо продемонстрировать навыки исследовательской работы. Здесь надо не только излагать хорошо общеизвестный материал, но и обратить внимание и исследовать какие-то частности, желательно то, на что до этого не обращалось должного внимания в научной литературе.
III. Объём дипломной работы – 75-80 стр .
Число источников в библиографии – 50.
Дипломная работа оформляется в формате А4 (в эквиваленте машинописного текста, содержащего 64 знака в строке и 37 строк на странице), имеет объем 75-80 страниц и содержит
1. титульный лист (1 страница) – образец прилагается
2. задание для исследования (1 страница) - выдается руководителем исследования
3. аннотацию (1 страница)
4. содержание (план)
5. основную часть (объект, предмет, методы и задачи исследования, обзор литературы, обобщение наиболее существенных положений выполненного научного исследования)
6. заключение (выводы по результатам исследования и его практической значимости)
7. список использованной литературы (не менее 50 наименований текстов - монографий или статей с обязательными сносками на все реферируемые или цитируемые страницы) с обязательным указанием:
1) автора,
2) полного названия книги или статьи,
3) места издания,
4) издательства,
5) года выхода,
6) общего количества страниц,
7) ISBN
III . О СПЕЦИФИКЕ ДИПЛОМНОГО и курсового
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ »
Дипломное проектирование и курсовые работы студентов религиоведов имеет как общие черты с аналогичной работой по другим специальностям, так и особенные. К числу специфических черт, на наш взгляд, можно отнести следующие:
1. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь светский характер. В самом деле, религиоведение является светской наукой и дисциплиной, а не теологической или богословской. Можно сомневаться в существовании Бога, можно вообще отрицать его наличие, но нельзя сомневаться в существовании религии. Это социологический факт, что из шести миллиардов живущих на Земле, пять миллиардов человек являются верующими. Сейчас функционирует около 5000 религий, каждая из которых насчитывает в своих рядах более 100 000 человек. Для дипломников и пишущих курсовые работы по религиоведению это накладывает особые требования. В частности, в дипломах и курсовых работах не должно быть никакой апологетики или богословской критики в адрес какой-либо религии. Здесь должны использоваться, прежде всего, светские источники, а информация, почерпнутая из религиозных источников, критически переработана.
2. Работы по религиоведению, особенно дипломные, а также и курсовые, должны иметь научный , а не публицистический характер. В настоящее время важнейшими недостатками работ на религиоведческие темы считаются дилетантизм , теология и идеализм (См., например: А.Н. Красников . Методология классического религиоведения. - Благовещенск. 2004. С. 142). Это означает, что дипломы и курсовые работы по религиоведению должны отвечать всем требованиям научных работ, в частности, положения, высказываемы в них, должны быть предметными , обоснованными , объективными по содержанию. Для религиоведов особенно важно пользоваться научно проверенной информацией, критически осмысленными источниками, учитывая огромное количество фантастической, дилетантской литературы на религиозно-модные темы.
3. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь собственно религиоведческий характер, а не философский, исторический, культурологический. Это означает, что религиовед должен пользоваться, прежде всего, категориями религиоведческих дисциплин, ставить и решать собственно религиоведческие проблемы , применять собственно религиоведческие методы исследований. Так, философия или теология могут поставить вопрос об истинности той или иной религии, сравнивая её с выработанными в их русле понятиями трансцендентного , Бога, дьявола, сверхъестественных сил и т.п. Для религиоведа такие понятия не являются научными, предметными, поэтому подобные проблемы, исследования не должны входить в его предмет. Но религиовед может и должен, как и другие учёные, пользоваться понятием истины для анализа своих исследований по вере в то же трансцендентное, в того же Бога или дьявола, по определённому отношению к этому трансцендентному и т.д.
4. Это не означает, что в работах на религиоведческие темы нельзя использовать философские, социологические, исторические, культурологические и пр. подходы, методы. Можно и нужно в религиоведческих трудах выявлять и философские, и социологические, и культурологические и др. аспекты изучаемых тем. Современная постнеклассическая наука отличается как раз широким использованием междисциплинарных подходов (См.: С.В. Стёпин . Теоретическое знание. М., 2003. С. 626-628). Но всё это должно быть строго определено и выполнено в светском и научном дискурсе.
5. В религиоведческих работах, в частности, в дипломных и курсовых, следует, прежде всего, использовать научные методы исследований, выработанные самим религиоведением. К числу таких методов относится метод сравнительного анализа , когда сравниваются аналогичные явления разных религий. Религиовед поэтому должен хорошо знать материал по истории религий . В религиоведении действует принцип, сформулированный М. Мюллером: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». К числу религиоведческих методов относятся и метод герменевтический , связанный с анализом текста как первоисточника, и метод феноменологический , направленный на постижение сущности религиозных явлений и др.
6. Дипломные и курсовые работы по религиоведению, как и аналогичные работы по другим специальностям, должны иметь актуальный характер. Собственно, учитывая большую роль религии в современной жизни даже работы по «мёртвым » религиям имеют определённую актуальность. Но в настоящее время смещается акцент профессиональных религиоведческих работ в сторону изучения «живых » религий, «новых религиозных движений », новых явлений в жизни «традиционных религий » и т.п. Это должно отразиться как в тематике дипломных и курсовых работ, так и в их содержании.
СПИСОК
тем курсовых работ по предмету
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
1. Проблемы религиозного развития человечества.
2. Религиозные представления палеолита, мезолита и неолита.
3. Мегалитическая религия.
4. Культы древних религий.
5. Библия о религиях древнего мира.
6. М. Элиаде как историк религий и теоретик религиоведения.
7. Религиозные инициации и тайные общества.
8. Миф о вечном возвращении в религиях человечества.
9. Священное и мирское в истории религий.
10. Тотемизм как ранняя форма религии.
11. Анимизм как ранняя форма религии.
12. Анимизм в истории религий.
13. Магия как ранняя форма религии.
14. Религия Древнего Египта, её характерные черты.
15. Учение о богах в Древнем Египте.
16. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте.
17. Культ Древнего Египта и организация его религии.
18. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта.
19. Мифология и религия Древнего Египта.
20. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты.
21. Учение о богах в Древней Месопотамии.
22. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древней Месопотамии.
23. Культ и организация религии Древней Месопотамии.
24. Религии Древней Сирии и Финикии.
25. Религия хеттов.
26. Зороастризм как религия, её характерные черты.
27. Зороастризм и зурванизм.
28. Авеста как первоисточник Зороастризма.
29. Культ и организация зороастризма.
30. Митраизм как религия.
31. Манихейство как религия.
32. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты.
33. Религия Древней Греции: олимпийский период.
34. Пантеон Древней Греции и его особенности.
35. Мистерии Древней Греции.
36. Роль Пифагора и Платона в религии.
37. Религия Древнего Рима: её характерные черты.
38. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты.
39. Культ и организация религии Древнего Рима.
40. Древний Рим и христианство.
41. Религия и государство в Древнем Риме.
42. Религия древних кельтов.
43. Религия древних германцев.
44. Скандинавская мифология и религия.
45. Религия древних славян.
46. Славянская мифология и религия.
47. Язычество в истории Руси.
48. Религии Африки.
49. Религии Месоамерики.
50. Автохтонные религии Северной Америки.
51. Религии Океании и Австралии.
52. Иудаизм : особенности и основные исторические этапы развития.
53. Иудаизм : вероучение и основные направления
54. Иудаизм : культ и этика.
55. Мессианство и иудаизм.
56. Конфуцианство как национальная религия Китая.
57. Даосизм как национальная религия Китая.
58. Ведизм и брахманизм как религии Древней Индии.
59. Индуизм , его вероучение, культ, организация.
60. Пантеон индуизма и его особенности.
61. Кришнаизм в современном мире.
62. Синтоизм как национальная религия Японии.
63. Синто и государство.
64. Буддизм как мировая религия.
65. Этика буддизма.
66. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме.
67. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.
68. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.
69. Джайнизм как религия Индии.
70. Сикхизм как религия Индии.
71. Коран и Сунна как священные книги мусульман.
72. Пророк Мухаммед , его личность, жизнь и историческая роль.
73. Вероучение ислама.
74. Культ ислама.
75. Этика и право ислама.
76. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама.
77. Суфизм и ваххабизм как течения в суннизме.
78. Современный ваххабизм , его характеристика.
79. Исламский традиционализм , его оценка.
80. Ислам в России.
81. Раннее христианство.
82. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль.
83. Патристика , её основные темы, идеи и историческая роль.
84. Православие , католичество и протестантизм , их сравнительный анализ.
85. История западной христианской церкви.
86. История папства .
87. Важнейшие католические ордена , их история.
88. Инквизиция , её деятельность.
89. Протестантизм , его история.
90. Лютеранство , его характеристика.
91. Кальвинизм , его характеристика.
92. Деятельность Ватикана в ХХ веке.
93. Католичество и Россия .
94. Протестантизм и Россия .
95. Крещение Руси. Роль православия в истории России.
96. Русские святые и их место в истории России.
97. Преп. Сергий Радонежский и его историческая миссия.
98. Старообрядчество , его вероучение, культ и этика.
99. Русская православная церковь в ХХ веке.
100. «Новые » церкви и религиозные движения в России в ХХ веке.
101. Учение о воскресениях в религиях мира.
102. Христианство и ислам: различие в вероучении.
103. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали.
104. Славянское язычество: история и современность.
105. Мессианство и христианство.
106. Оккультизм и эзотеризм: история и современность.
107. Религиозный экстремизм: история и современность.
СПИСОК Тем дипломных работ
по предмету история религии,
религиозная этика, социология религии
1. Проблемы религиозного развития человечества.
2. Религиозные инициации и тайные общества.
3. Миф о вечном возвращении в религиях человечества.
4. Священное и мирское в истории религий.
5. Анимизм в истории религий.
6. Религия Древнего Египта, её характерные черты.
7. Учение о богах в Древнем Египте.
8. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте.
9. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта.
10. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты.
11. Учение о богах в Древней Месопотамии.
12. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Др. Месопотамии.
13. Религии Древней Сирии и Финикии.
14. Религия хеттов.
15. Зороастризм и зурванизм.
16. Культ и организация зороастризма.
17. Митраизм как религия.
18. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты.
19. Пантеон Древней Греции и его особенности.
20. Мистерии Древней Греции.
21. Религия Древнего Рима: её характерные черты.
22. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты.
23. Древний Рим и христианство.
24. Религия и государство в Древнем Риме.
25. Религия древних кельтов.
26. Пантеон и пандемониум германцев.
27. Космология и эсхатология германцев.
28. Славянская мифология и религия.
29. Язычество в истории Руси.
30. Религии Месоамерики.
31. Иудаизм: особенности и основные исторические этапы развития.
32. Мессианство и иудаизм.
33. Иудаизм: культ и этика.
34. Конфуцианство как национальная религия Китая.
35. Даосизм как национальная религия Китая.
36. Пантеон индуизма и его особенности.
37. Вайшнавизм и Кришнаизм в современном мире.
38. Синтоизм как национальная религия Японии.
39. Синто и государство.
40. Буддистская этика, её основные идеи
41. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме.
42. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности.
43. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности.
44. Джайнизм как религия Индии.
45. Сикхизм как религия Индии.
46. Вероучение ислама.
47. Культ ислама.
48. Этика и право ислама.
49. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама.
50. Исламский традиционализм, его анализ.
51. Ислам в России.
52. Раннее христианство.
53. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль.
54. Христианские моральные ценности, их анализ.
55. Православие в Византии: религиоведческий анализ.
56. История папства.
57. Важнейшие католические ордена, их история.
58. Инквизиция, её деятельность.
59. Лютеранство, его характеристика.
60. Кальвинизм, его характеристика.
61. Протестантизм, его история.
62. Деятельность Ватикана в ХХ веке.
63. Католичество и Россия.
64. Протестантизм и Россия.
65. Культ православия, его особенности.
66. Христианская икона: религиоведческий анализ.
67. Русские святые и их место в истории России.
68. Старообрядчество, его вероучение, культ и этика.
69. Русская православная церковь в ХХ веке.
70. «Новые» церкви и религиозные движения в России в ХХ веке.
71. Учение о воскресениях в религиях мира.
72. Христианство и ислам: различие в вероучении.
73. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали.
74. Славянское язычество: история и современность.
75. Мессианство и христианство.
76. Оккультизм и эзотеризм: история и современность.
77. Религиозный экстремизм: история и современность.
78. Понятие религиозности. Признаки и критерии религиозности.
79. Религиозные объединения и организации, их типы.
80. Современная религиозная ситуация в России.
Работы по текстам:
81. «Книга мёртвых» Древнего Египта: религиоведческий анализ.
82. «Поэма о Гильгамеше», «Поэма Энума Элиш» Древней Месопотамии и их религиоведческий анализ.
83. «Авеста» как первоисточник зороастризма: религиоведческий анализ.
84. Мифы Древней Греции, «Теогония» Гесиода и их религиоведческий анализ.
85. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как памятники религии германцев: религиоведческий анализ.
86. «Пополь Вух», мифы Америки как памятники религии: религиоведческий анализ.
87. «Веды» как священные тексты Древней Индии: религиоведческий анализ.
88. «Бхагават Гита» как источник индуизма: религиоведческий анализ.
89. «Тибетская книга мёртвых»: религиоведческий анализ.
90. «Кодзики» и «Нихон сёки» как памятники синто: религиоведческий анализ.
91. «Библия» как первоисточник иудаизма: религиоведческий анализ.
92. «Талмуд» как источник иудаизма: религиоведческий анализ.
93. «Коран» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ.
94. «Сунна» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ.
95. «Библия» как первоисточник христианства: религиоведческий анализ.
96. «Священное Предание» в христианстве: религиоведческий анализ.
Темы дипломных работ
по философии и феноменологии религии
1. Предмет и основные понятия религиоведения, философии и феноменологии религии
2. Восточная (древнеиндийская или древнекитайская) философия об основах бытия, божественном и духовном.
3. Античная философия и теология (досократики \\ Сократ \\ Платон \\ Аристотель \\ неоплатонизм) о божественности, природе и человеке.
4. Формирование христианской философии и теологии.
5. Средневековая теология и философия: проблема души.
6. Средневековая теология и философия: проблема бытия Бога.
7. Философия и теология позднего средневековья и Возрождения о человеке и религиозности.
8. Философия и теология Реформации (Лютер, Кальвин).
9. Философия и теология деизма Нового Времени (Р. Декарт\\Б.Паскаль\\Б.Спиноза)
10. Проблема естественной религии в философии и теологии Просвещения Англии и Франции.
11. Философия и теология Просвещения Германии (И.Гете \\ И. Кант \\ Г.Гегель \\ Л.Фейербах)
12. Философия марксизма о природе религии и религиозности (К.Маркс \\Ф.Энгельс \\ Э.В.Ильенков).
13. Позитивизм О.Конта и религия гуманизма.
14. Философия жизни о природе религии (Шопенгауэр\\Нищце\\Дильтей\\Бергсон)
15. Неопозитивизм Л.Витгенштейна и проблема истинности теологического языка.
16. Феноменология религии Э.Гуссерля.
17. Философия религии М. Хайдеггера.
18. Феноменология и философия религии в экзистенциализме (Ж-П.Сартр \\ К.Ясперс \\ М.Шелер \\ А.Камю).
19. Неофрейдизм К.Юнга и проблема архетипичности религии.
20. Религиозно-эзотерическая философия (Е.Блаватския\\Р.Штайнер\\Рерихи).
21. Русская религиозная философия и философия религии (П.А.Флоренский \\ С.Н.Булгаков \\ С.Л.Франк \\ Н.А.Бердяев \\ И.А.Ильин).
22. Трансперсональный подход к пониманию сущности религии Е.А.Торчинова.
23. Структуралистский подход к пониманию сущности религии К.Леви-Стросса
24. Функционалистский подход к пониманию сущности религии (Э.Дюркгейм \\ Б.Малиновский)
25. Теолого-феноменологический подход к пониманию религии (Р. Бультман \\ Дж.Робинсон \\ К.Барт\\)
Работы по текстам:
26. Платон. Федон
27. Платон. Тимей
28. Аристотель . О душе
29. Нагорная проповедь
30. Августин. Исповедь
31. Н.Кузанский. О скрытом Боге. Об искании Бога.
32. Б. Спиноза. Богословско-политический трактат
33. Д.Юм. Естественная история религии
34. Дж.Локк. О толерантности
35. И.Кант. Религия в пределах разума
36. Г.Гегель. Лекции по философии религии
37. К.Маркс. К критике гегелевской философии права
38. Д.П.Шантепи де ля Соссей Феноменология религии
39. В.Дильтей. Типы мировоззрения
40. Р. Отто. Идея святого
41. М.Хайдеггер. Слова Ницше «Бог мертв»
42. Н.Бердяев. О назначении человека
43. М.Бубер. Затмение Бога
44. З.Фрейд. Будущее одной иллюзии
45. М.Элиаде. Священное и профанное
46. М.Элиаде. Аспекты мифа
47. А.Тарковский. Сталкер
48. Ж.Ваарденбург. Неофеноменология религии
49. Антоний (Сурожский). Религия и религиозность
50. А.Мень. Религия в духовной культуре
г. Владимир (П.Е. Матвеев )
Для заметок: