Методические указания по подготовке и защите дипломных работ Для студентов всех форм обучения по специальности 060500 Бухгалтерский учёт
СОДЕРЖАНИЕ: Малыхина А. И., д э н., профессор, профессор кафедры финансов Вятской государственной сельскохозяйственной академииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке и защите дипломных работ
Для студентов всех форм обучения по специальности 060500 Бухгалтерский учёт,
анализ и аудит
Киров 2006
Составители:
Брытков М.А., д.э.н, профессор, профессор каф. БУАиА ВятГУ
Головенкин Д.А., к.э.н., доцент, доцент каф. БУАиА ВятГУ
Бякова С.Н., ст. преподаватель каф. БУАиА ВятГУ
Рецензент:
Малыхина А.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры финансов Вятской государственной сельскохозяйственной академии
Методические указания обсуждены на заседании кафедры № ______
___ __________ 2006 __ г.
Заведующий кафедрой М.А. Брытков
Подписано в печать . .2006 г. Усл. печ. л.
Бумага Печать матричная.
Заказ № __ Тираж
610000, г. Киров, ул. Московская, 36.
Оформление обложки, изготовление – ПРИП
Вятский государственный университет, 2006
Права на данное издание принадлежат
Вятскому государственному университету
2 Порядок выполнения дипломной работы.. 6
3 Структура дипломной работы.. 8
4 Требования к оформлению пояснительной записки дипломной работы 12
5 Порядок защиты дипломных работ. 13
6 Разделение обязанностей между участниками дипломного проектирования 16
6.1 Обязанности студента-дипломника. 16
6.2 Обязанности руководителя дипломного проектирования. 16
6.4 Обязанности нормоконтролера. 17
6.5 Обязанности утверждающего. 17
7 Примерные темы дипломных работ. 17
8 Особенности дипломного работ по специальности 0605 Бухгалтерский учет, анализ и аудит. 22
9 Общий план дипломной работы.. 29
10 Основные требования к разделу по учету. 29
11 Основные требования к разделу по анализу. 30
12 Основные требования к разделу по аудиту. 30
13 Основные требования к разделу по автоматизации. 31
Библиографический список источников информации. 35
Введение
Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой законченную разработку комплекса вопросов рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита по избранной теме. Она позволяет наиболее полно реализовать полученные студентом знания, его способности и творческий потенциал, накопленный в процессе обучения. Выпускная квалификационная работа призвана показать глубину усвоения выпускником теоретических и практических знаний по специальности, умение грамотно и аргументировано излагать свои мысли и формулировать конкретные предложения по улучшению ведения учетно-аналитической работы в организациях.
Важная роль и место выпускной квалификационной (дипломной) работы в учебном процессе подготовки дипломированного специалиста предопределяет ее цель и задачи. Целью выпускной квалификационной (дипломной) работы, подводящей определенный итог профессиональному образованию как целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту, является комплексная проверка степени подготовленности студента к самостоятельному решению конкретной экономической задачи по избранной специальности на основе накопленных им теоретических знаний и методов практической работы.
Задачами выпускной квалификационной (дипломной) работы являются:
- теоретическое обоснование актуальности и значимости исследуемой проблемы;
- раскрытие сущности экономических категорий, явлений и проблем рыночной экономики по избранной теме;
- систематизация теоретических знаний и критический подход к действующей практике учетно-аналитических проблем в проведении исследования по теме;
- всесторонний, глубокий анализ и обобщение собранного фактического материала (в том числе полученного в период производственной практики) на основе творческого использования накопленных навыков аналитической работы;
- разработка и обоснование рекомендаций и конкретных практических предложений по совершенствованию (изменению) методологии и техники ведения бухгалтерского учета, методики проведения экономического анализа и аудита.
Решение указанных задач обусловливает соответствующие требования, предъявляемые к выпускной квалификационной (дипломной) работе. Она должна быть написана на высоком теоретическом уровне, отражать глубокое знание отечественных и зарубежных литературных источников, а также нормативно-правовых актов по исследуемой проблеме; освещать дискуссионные вопросы, существующие по ним концепции с обоснованием личной позиции автора (студента-выпускника). Поскольку современная система управления в любой сфере деятельности строится на использовании экономико-математических методов и автоматизированных информационных систем в экономике, то в выпускной квалификационной (дипломной) работе возможности их применения должны найти широкое отражение.
Данная методическая разработка основывается на следующих документах:
Общие требования к оформлению текстовых документов: Стандарт Вятского государственного университета (СТП ВятГУ 101-2004). Киров, 2004;
Общие требования к структуре, оформлению и представлению курсовых проектов и работ: Стандарт Вятского государственного университета (СТП ВятГУ 102-2004). Киров, 2004;
Общие требования к структуре, представлению и оформлению дипломных проектов и работ: Стандарт Вятского государственного университета (СТП ВятГУ 103-2004). Киров, 2004;
Изложенные ниже требования и рекомендации отражают специфику дипломных работ по экономическим специальностям, а также опыт и сложившиеся традиции кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ВятГУ.
1 Общие положения
Дипломная работа являются выпускной, квалификационной, самостоятельной работой студентов в вуз е, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам, профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования, технического творчества или проектирования по определенной теме.
Выбор дипломной работы зависит от профиля подготовки студента в вузе, определяется стандартом на специальность и регламентируется кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Целью выполнения дипломной работы является определение степени готовности студента к самостоятельному решению профессиональных задач.
Выполнение дипломной работы решает задачи систематизации, закрепления, углубления и расширения приобретенных студентом за время обучения в вузе зна ний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.
При выполнении дипломной работы студент должен продемонстрировать способности к таким видам деятельности, как:
самостоятельная оценка актуальности и социальной значимости проблемы, связанной с темой дипломной работы;
сбор и обработка информации по теме дипломной работы;
изучение и критический анализ полученных материалов;
самостоятельная формулировка цели и задач дипломного проектирования;
глубокое и всестороннее исследование проблемы, выработка, расчет, описание и профессиональная аргументация своего варианта решения проблемы;
оформление решения задачи в виде пояснительной записки, графической части, раздаточного материала;
формулировка логически обоснованных выводов, предложений, рекомендаций по внедрению полученных рез ультатов в практику.
Специал ьные или дополнительные требования к выполнению дипломных работ могут быть определены кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита.
2 Порядок выполнения дипломной работы
К дипломному проектированию допускаются студенты, полностью прошедшие весь курс обучения в соответствии с учебным планом специальности (специализации) и успешно сдавшие предусмотренные планом зачеты и экзамены, а также выполнившие курсовые проекты и работы.
Студент выполняет дипломную работу по утвержденной теме в с оответствии с з аданием и планом-графиком под руководством преподавателя, который является его руководителем. В необходимых случаях, кроме руководителя, по специальным вопросам дипломной работы, назначаются консультанты из числа преподавателей или ведущих специалистов в соответствующей области деятельности.
Тем атика дипломных работ должна характеризоваться социальной з начимостью, определяться з аказ ами предприятий и организаций, отражать ре альные потребности в решении актуальных проблем, иметь практический характер.
Допускается выдавать учебные темы, а также темы дипломных работ для подготовки постановки учебного процесса.
Тема дипломной работы – это предмет (или объект) разработки или исследований. Наименование темы должно кратко и однозначно отражать задание и содержание дипломной работы, т.е. должно быть словесной формулой задания и основного информационного содержания работы, обеспечивать правильную информационную классификацию проекта (работы), что необходимо при опубликовании материалов, передаче документов проекта (работы) заказчику, если он имеется, а также для создания фонда дипломных дипломных работ на кафедре или в библиотеке университета.
Студент может выбрать тему дипломной работы из числа предложенных выпускающей кафедрой или выдвинуть ее самостоя тельно с обоснованием.
Тема дипломной работы должна отражать содержание нескольких учебных дисциплин: учет и анализ, учет и аудит и т.п.
Допускается привлечение к выполнению дипломной работы на одну тему коллектива студентов, однако каждый из них должен отвечать з а к онкретную часть, удовлетворяющую вышеназ ванным требованиям.
Т ем ати ка дипломных работ, задания на их выполнение, список студентов-дипломников, руководителей и консультантов утверждаются посл едовательно выпускающей кафедрой, деканатом, приказом по университету.
Руководитель составляет задание на дипломную работу, осуществляет текущее руководство. Текущее руководство дипломной работой включает систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи студенту, контроль з а выполнением работы в соответствии с планом-графиком, проверку со держания и оформления завершенной работы, подготовку отзыва на нее, периодическое информирование кафедры и деканата о выполнении графика работы студентом-дипломником.
Расписание консультаций можно найти на стенде кафедры.
Задание на выполнение дипломной работы является норма ти вны м документом, устанавливающим границы и гл убину разработки темы, а также срок представления дипломной работы на рецензию в з авершенн ом виде и ориентировочную дату защиты.
Задание на выполнение дипломной работы выполняется на типовом бланке, который обычно выдается на организационном собрании.
Задание составляется в двух экземплярах, подписывается студентом и руководителем.
Один экземпляр з адания выдается студенту, другой хранится на выпускающей кафедре.
Задание включает в себя:
название учредителя учебного заведения;
название учебного заведения;
название выпускающей кафедры;
подпись, инициалы и фамилию заведующего кафедрой, дату утверждения;
надпись: ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ;
фамилию, имя, отчество студента (полностью), номер группы для студентов дневного отделения, номер зачетной книжки, а для студентов заочного отделения - шифр;
тему дипломной работы;
исходные данные к работе (нормативные документы, методическую литературу, бухгалтерскую и статистическую отчетность);
перечень подлежащих разработке вопросов по разделам пояснительной записки;
перечень графической части дипломной работы, а также раздаточного материала для защиты с указанием таблиц, схем, диаграмм, графиков;
данные о руководителе и консультантах по разделам с указанием фамилии, имени, отчества (полностью), звания, степени, должности и места работы;
дату выдачи задания (число, месяц и год);
подпись руководителя проекта, инициалы и фамилию;
слова Задание принял к исполнению, подпись, инициалы и фамилию студента;
календарный график работы над проектом на весь период проектирования с указанием объема выполнения и трудоемкости отдельных этапов по месяцам, дату представления проекта на рецензию, дату защиты;
подпись руководителя (утверждающую график), инициалы и фамилию;
подпись студента (согласие с графиком), инициалы и фамилию.
Изменение задания производится с разрешения заведующего кафедрой по письменному представлению руководителя.
График выполнения дипломной работы.
Объем работы разбивается на четыре-шесть частей в процентах или абсолютном выражении, и указываются сроки представления руководителю выполненных частей работы. Даты подведения итогов утверждаются выпускающей кафедрой до начала дипломного проектирования. В установленные сроки руководитель на бланке задания указывает процент (или объем) выполнения работы, результаты выполнения графика сообщаются на выпускающую кафедру и в деканат.
3 Структура дипломной работы
Структурными элементами дипломных дипломных работ являются: пояснительная записка, графическая часть, слайды, программы или другие результаты (демонстрирующиеся на персональном компьютере) и другой подготовленный студентом-дипломником материал.
Пояснительная записка включает в себя: обложку, титульный лист, задание, реферат, ведомость дипломной работы, список сокращения, содержание, введение, обзор и анализ научно-экономической и нормативной информации, основную часть, заключение, бибилиографический список, приложения.
Основная часть, как правило, содержит следующие разделы:
организационно-экономическая характеристика организации;
учет (по теме дипломной работы);
анализ;
аудит.
Состав пояснительной записки может изменяться выпускающей кафедрой с учетом специфики темы дипломной работы и указывается в задании.
В пояснительную записку вкладываются (не подшиваются) отзыв руководителя и рецензия.
Объем пояснительной записки рекомендуется не более 150 страниц, а графической части не более 14 листов формата А1 по ГОСТ 2.301.
В связи с большим количеством информации, целесообразно графический и другой материал представлять на защие в виде раздаточного материала формата А4. Рекомендуемый объем 6-10 листов.
Комплект раздаточного материала выдается каждому члену аттестационной комиссии.
Титульный лист пояснительной записки дипломной работы должен содержать следующие сведения (Приложение 1):
полные наименования учредителя вуза, вуз а, факультета, кафедры;
слова “Допускаю к защите”, “Заведующий кафедрой” (выпускающей), подпись, инициалы и фамилию. Подпись заведующего выпускающей кафедрой свидетельствует об утверждении дипломной работы и допуске студента к рецензии и защите;
название темы дипломной работы;
наз вание вида документа: “Пояснительная записка дипломного проекта” (“Пояснительная записка дипломной работы”);
обозначение документа (ТПЖА.ХХХХХХ.ХХХ ПЗ);
сведе ния об исполнителе (группа, подпись, Ф.И.О. студента), дату;
сведения о руководителе (ученая степень, ученое звание, подпись, Ф.И.О.), дату. Подпись руководителя свидетельствует о предварительном допуске дипломной работы к защите;
сведения о консультантах по разделам дипломного проекта (дипломной работы) (ученая степень, ученое звание, подпись, Ф.И.О.), дату. Подпись консультанта свидетельствует о том, что соответствующий раздел проекта выполнен в соответствии с заданием и в необходимом объеме;
сведения о нормоконтролере (ученая степень, ученое звание, подпись, Ф.И.О.), дату. Подпись нормоконтролера свидетельствует о соответствии выполненной дипломной работы стандартам.
(Нормоконтроль дипломных работ осуществляется по распоряжению ректората или деканата).
Реферат - изложение гл авных положений и основных выводов дипломного проекта (дипломной работы) (Приложение 3).
Объ ем реферата не должен превышать одну страницу. Реферат включает в себя:
наименование Реферат (центрируется);
библиографическую запись (ГОСТ 7.1 и 7.9); выполняется с отступами от левого и правого поля примерно по 20 мм и выравнивается по ширине. В неё входят: фамилия и инициалы автора, наименование темы работы, код ТПЖА, вид работы, название организации (ВятГУ), наименование кафедры, инициалы и фамилия руководителя, место издания (г. Киров), год издания, объем графической части, количество страниц пояснительной записки, количество таблиц в пояснительной записке, количество источников в библиографическом списке, количество приложений, количество листов технологических документов, количество листов спецификаций, количество листов распечаток программ;
перечень от пяти до пятнадцати ключевых слов или словосочетаний и (или) дескрипторов из текста пояснительной записки. Ключевые слова и (или) дескрипторы приводятся с красной строки прописными буквами в строку через запятые;
текст реферата; составляется по следующему плану: объект исследования и разработки; цель работы; методы проведения работы; основные результаты, выводы, рекомендации и область использования результатов работы.
Если в пояснительной записке (дипломной работы отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то в реферате она не приводится, но сохраняется последовательность изложения.
Изложение материала в реферате должно быть кратким и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических оборотов.
Ведомость дипломной работы содержит перечень всех документов и подписывается студентом (автором дипломного проекта (дипломной работы)), руководителем, нормоконтролером (если назначен по решению деканата или университета) и утверждающим (Приложение 4).
Содержание включает в себя порядковые номера и наименования разделов, подразделов и приложений с указанием их обозначения и заголовков. Содержание размещается на новой странице после ведомости дипломной работы. Слово Содержание пишется с прописной буквы без точки в конце и центрируется.
Наименования структурных элементов Титульный лист, Задание, Реферат, Ведомость дипломного проекта (Ведомость дипломной работы) в содержании не приводятся.
Введение не нумеруется. Слово Введение пишется с прописной буквы без точки в конце и центрируется. Во введении приводится актуальность темы дипломной работы, назначение и область применения проектируемого объекта, степень новизны, значимость и границы разработки, формулируется цель дипломной работы.
Раздел Обзор и анализ научно-экономической и нормативной информации является первым в пояснительной записке дипломной работы и включает в себя не менее двух подразделов.
В разделе приводится классификация регламентирующих документов по уровням регулирования бухгалтерского учета.
Следует избегать простого цитирования (копирования) текстов первоисточников. Необходимо показать значение описаваемого документа, а также отметить наиболее значимые изменения, внесенные в него в последнее время.
Второй подраздел должен раскрывать методическую литературу, использованную в разделе по анализу и аудиту объекта исследования.
Необходимость этого подраздела обусловлена множеством точек зрения по методике анализа (аудита) экономических объектов.
Наименование библиографических источников записывается в библиографический список, а в тексте приводятся только ссылки на источники.
Основная часть делится на разделы, подразделы, пункты и под пункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой закончен ный в смысловом отношении фрагмент дипломной работы.
В структуре основной части должно быть выделено не менее пяти разделов, а в их составе не менее двух подразделов и т.д.
Наименование, содержание и последовательность размещения разделов в пояснительной записке выполняется в соответствии с заданием на дипломную работу.
Конкретные вопросы разделов дипломной работы формулируются консультантом по этому разделу, а также могут быть предложены руководителем работы и согласованы руководителем с консультантом раздела.
В разделе Заключение подводятся основные итоги дипломного проектирования. Структура Заключения должна соответствовать Заданию на дипломный проект (Заданию на дипломную работу). В содержание заключения включаются:
основные результаты в виде количественных и (или) качественных показателей, параметров и характеристик по каждому разделу дипломной работы и рекомендации по их использованию;
даются оценки полноты решений поставленных задач.
Выводы, содержащиеся в Заключении, являются основой для составления Реферата, а также для подготовки к докладу при защите дипломной работы.
В Заключении не допускается повторения содержания введения и основной час ти, в частности выводов, сделанных по разделам и подразделам.
Оформление приложений осуществляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95, СТП ВятГУ 101-2003.
В приложении оформляется материал, дополняющий содержание дипломной работы.
В приложении или приложениях могут быть:
графические материалы;
таблицы большого формата;
схемы,
авторская справка и т.д.
На все остальные приложения в тексте пояснительной записки обязательно даются ссылки и они располагаются в порядке ссылок на них в тексте пояснительной записки.
Каждое следующее приложение оформляется с новой страницы. Все приложения имеют сквозную с пояснительной запиской нумерацию страниц и должны быть перечислены в содержании пояснительной записки (с указанием их обозначений и названий).
При необходимости в пояснительной записке вводится структурный элемент Определения, обозначения и сокращения, в котором указываются часто используемые слова, термины, исключая общепринятые и стандартные сокращения, обозначения. Перечень определений начинается со слов: В настоящем проекте применяются следующие термины …. Например, ДП – дипломный проект; ПЗ – пояснительная записка; ДДП – ведомость дипломного проекта и т.д.
Каждый термин рекомендуется записывать с новой строки и в порядке упоминания терминов в тексте пояснительной записки.
Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.16, ГОСТ 7.34, ГОСТ 7.40, СТП ВятГУ 101-2004 и должен удовлетворять следующим основным требованиям:
соответствовать теме дипломной работы и полноте отражения всех аспектов ее рассмотрения;
представлять разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, методические, производственные и др.;
не должно быть морально устаревших документов.
Библиографический список составляется в последовательности ссылок на источники по тексту пояснительной записки и нумеруется арабскими цифрами с точкой.
4 Требования к оформлению пояснительной записки дипломной работы
Требования к оформлению текста дипломной работы определяются СТП ВятГУ 101-2004 Общие требования к оформлению текстовых документов и ГОСТ 2.105-95 Общие требования к текстовым документам.
Содержание текстовой части дипломной работы может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций, формул, уравнений и других составляющих. Текст дипломной работы должен отвечать основным формальным требованиям, куда входят:
четкость структуры;
логичность и последовательность;
точность приведенных сведений;
ясность и лаконичность изложения материала;
соответствие изложения нормам русского литературного языка.
Текст дипломной работы может быть выполнен рукописным, или машинописным способом, или с применением печатающих и графических устройств ЭВМ. Его качество должно удовлетворять требованию четкого воспроизведения средствами репрографии.
Страницы текста дипломной работы, в том числе и распечатки ЭВМ, должны соответствовать формату А4 (210х297 мм) в соответствии с ГОСТ 2.301-68. При необходимости допускается применение для некоторых листов форматов, больших А4 (например, для больших рисунков, таблиц или графиков, не помещающихся на меньший формат). Такие листы должны быть вшиты и сложены так, чтобы основная надпись (и номер страницы) оставалась сверху без разворачивания листа.
Текст основной части размещается на одной стороне листа бумаги.
Заглавным листом считается лист Содержание, который одновременно является вторым листом пояснительной записки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ учитываются как страницы текста.
Введение, главы основной части, заключение, приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный с прописной буквы.
Подготовленные в соответствии с вышеуказанными требованиями страницы пояснительной записки дипломной работы вкладываются в папку (или в специальные обложки) и переплетаются.
Требования к оформлению графической части
Графическая часть дипломной работы должна отражать основные ее результаты, наглядно подтверждать изложенный в тексте материал и может быть представлена в виде чертежей, схем, рисунков, графиков, диаграмм, гистограмм, таблиц, карт и др.
5 Порядок защиты дипломных работ
Принятие решения о допуске студента к защите дипломной работы ocyществляется: предварительно руководителем и окончательно утверждающим от выпускающей кафедры.
Допуск студента к защите дипломной работы подтверждается подписью руководителя на титульном листе пояснительной записки с указанием даты допуска и на раздаточном материале.
Руководитель составляет Отзыв о работе выпускника Вятского государственного университета по выполнению дипломного проекта (Приложение), где указывается:
фамилия, имя, отчество студента-дипломника в именительном падеже;
специальность (код и наименование без сокращений);
наименование темы дипломной работы;
объем дипломной работы с точным указанием количества раздаточного материала;
заключение о степени соответствия выполненного проекта заданию;
характеристика качеств, проявленных студентом-дипломником при работе над проектом: самостоятельности, дисциплинированности, умения планировать, других индивидуальных особенностей;
положительные стороны и недостатки дипломной работы;
характеристика общеэкономической и специальной подготовки студента-дипломника;
оценка качества выполнения графической части и пояснительной записки проекта;
общая оценка за проект руководителя, рекомендации о присвоении студенту-дипломнику квалификации соответствующей специальности (специализации);
руководитель, подпись, должность, звание, степень, инициалы и фамилия, дата.
Бланк отзыва руководителя составляется в соответствии с данным стандартом и утверждается выпускающей кафедрой.
Дипломная работа может быть не допущена к защите при невыполнении существенных разделов Задания без замены их равноценными, а также при грубых нарушениях правил оформления.
Дата защиты дипломной работы назначается выпускающей кафедрой и согласуется с деканатом.
Нормоконтроль дипломных работ проводится руководителем дипломной работы или по решению деканата (или приказом по университету) специально назначенным лицом.
Для проведения нормоконтроля привлекаются наиболее опытные и подготовленные преподаватели университета или соответствующие специалисты с предприятий по профилю дипломных проектов (дипломных работ).
Целью нормоконтроля является определение соответствия оформления дипломной работы требованиям стандартов СТП ВятГУ 101-2004 “Общие требования к оформлению текстовых документов”, СТП ВятГУ 103-2004 “Общие требования к структуре, представлению и оформлению дипломных проектов и работ.
При грубых отклонениях от стандартов дипломная работа возвращается автору на доработку. Подписи нормоконтролера в соответствующих графах пояснительной записки свидетельствуют об окончании нормоконтроля и допуске проекта (работы) на утверждение.
Утверждает дипломную работу заведующий выпускающей кафедры или преподаватель, специально назначенный для этого решением кафедры. На утверждение сдается весь подготовленный за время дипломного проектирования материал. Целью утверждения является выяснение соответствия материала дипломной работы заданию, оценка достаточности выполненного объема дипломной работы, соответствие оформления пояснительной записки и графической части стандартам.
Подписи в соответствующих графах на титульном листе пояснительной записки являются свидетельством того, что дипломный проект утвержден и после получения рецензии допускается к защите. Утверждающий дипломный проект выдает направление на рецензию.
При неутверждении дипломного проекта по служебной записке руководителя на имя заведующего выпускающей кафедры решением кафедры создается комиссия из числа преподавателей, а при необходимости и из специалистов с предприятий, работающих по профилю дипломного проекта (дипломной работы), которая принимает решение о допуске работы к защите.
Рецензирование дипломных работ осуществляется преподавателями других кафедр (не с кафедры, на которой выполнялась работа) и специалистами с предприятий, работающими в должностях по профилю дипломной работы. Автор работы представляет на рецензию весь объем материала дипломной работы. Рецензия составляется на типовом бланке, утвержденном выпускающей кафедрой, где указывается:
фамилия, имя, отчество студента-дипломника в именительном падеже;
специальность (код и наименование без сокращений);
наименование темы дипломного дипломной работы;
объем дипломной работы с точным указанием количества раздаточного материала, объема пояснительной записки;
заключение о степени соответствия выполненного проекта заданию на дипломное проектирование;
характеристика выполнения каждого раздела дипломной работы, степень использования последних достижений науки и техники;
перечень положительных качеств дипломного проекта и его основных недостатков;
оценка качества выполнения графической части и пояснительной записки;
отзыв о проекте в целом;
общая оценка за выполненный проект и рекомендации о присвоении студенту-дипломнику квалификации соответствующей специальности (специализации);
рецензент, подпись, должность, звание, степень, инициалы и фамилия.
В порядке исключения рецензию на дипломную работу допускается оформлять не на бланке. При этом рецензия должна иметь утвержденную типовую форму и отвечать вышеперечисленным требованиям.
Защита дипломной работы носит публичный характер и включает в себя: доклад студента-дипломника, обсуждение и оценку государственной экзаменационной комиссии.
В докладе студент освещает актуальность и значимость темы, цель и задачи, объект и предмет дипломной работы; раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проделанной работы, намечает перспективы и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность, оценивает экономические аспекты разработки.
Рекомендуемая длительность доклада составляет 10-15 минут.
Порядок обсуждения дипломной работы предусматривает: оглашение отзыва руководителя и рецензента с указанием положительных сторон проекта и выявленных недостатков, ответы студента-дипломника на замечания руководителя и рецензента, вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление руководителя (если необходимо); дискуссию по защищаемому дипломному проекту (дипломной работе).
Решение об оценке дипломной работы принимается членами государственной экзаменационной комиссии по результатам анализа предъявленных материалов дипломной работы, доклада студента-дипломника, отзыва руководителя, рецензии и ответов на вопросы.
Состав государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) представляется выпускающей кафедрой и утверждается приказом по университету. В состав ГЭК входят наиболее квалифицированные преподаватели и ведущие специалисты с предприятий по профилю специальности (специализации).
Решение о присвоении квалификации и выдаче диплома о высшем образовании принимается членами ГЭК, которые ставят подписи в протоколе заседания ГЭК и зачетной книжке студента-дипломника. Решение ГЭК утверждается подписью председателя Государственной аттестационной комиссии (ГАК) по специальности.
6 Разделение обязанностей между участниками дипломного проектирования
6.1 Обязанности студента-д ипломника.
Самостоятельно оценивает актуальность и социальную значимость проблемы, связанной с темой дипломной работы.
Совместно с руководителем составляет задание на дипломное проектирование.
Собирает и обрабатывает информацию по теме работы.
Изучает и практически анализирует полученные материалы.
Самостоятельно формулирует цель и задачи дипломной работы.
Глубоко и всесторонне исследует проблему, разрабатывает предмет, выполняет необходимые расчеты, дает описание и профессиональную аргументацию своего варианта решения проблем.
Принимает самостоятельные решения с учетом мнений руководителя и консультантов.
Оформляет решение задач в пояснительной записке, раздаточном материале.
Формулирует логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.
Несет полную ответственность за содержание дипломной работы, что подтверждается его подписью на титульном листе пояснительной записки и составляющих частях проекта.
6.2 Обязанности руководителя дипломного проектирования.
Формулирует название темы дипломной работы и согласовывает ее с заведующим выпускающей кафедры.
Совместно со студентом- дипломником и на основании предложений консультантов формулирует задание на дипломное проектирование.
Оказывает организационную и научно-методическую помощь через систематические консультации.
Контролирует ход выполнения работы в соответствии с планом-графиком.
Периодически информирует выпускающую кафедру о выполнении графика работы.
Проверяет соответствие составных частей дипломной работы заданию.
Проверяет оформление выполненной дипломной работы.
Готовит отзыв на дипломную работу.
Принимает решение о готовности дипломной работы к защите, что подтверждается соответствующими подписями на составных частях проекта (работы) и титульном листе.
6.3 Обязанности консультанта
По согласованию с руководителем дипломной работы формулирует задание на выполнение соответствующего раздела.
Определяет структуру соответствующего раздела дипломной работы.
Оказывает методическую помощь студенту-дипломнику через консультации.
Проверяет соответствие объема и содержания раздела заданию.
Делает вывод о готовности соответствующего раздела дипломной работы к защите, что подтверждается подписью на титульном листе.
6.4 Обязанности нормоконтролера
Определяет соответствие оформления проекта требованиям стандартов СТП ВятГУ 101-2003 и СТП ВятГУ 103-2004 и методическим указаниям выпускающей кафедры по требованиям к структуре, оформлению и представлению дипломных проектов и работ.
Определяет соответствие выполненного дипломной работы требованиям стандартов по техническому профилю работы.
Нормоконтроль специальных частей проекта должен осуществляться преподавателями профильной кафедры.
При наличии грубых нарушений стандартов и требований к оформлению направлять дипломную работу на доработку.
Делает вывод о соответствии оформления дипломной работы предъявляемым требованиям, что подтверждается подписью на титульном листе и составных частях проекта (работы).
6.5 Обязанности утверждающего
Проверяет соответствие темы дипломной работы приказу на дипломное проектирование.
Выясняет соответствие структуры дипломной работы заданию.
Оценивает достаточность выполненного объема дипломной работы.
При выявлении грубых ошибок по содержанию и оформлению дипломной работы направляет работы на доработку.
Допускает дипломную работу к защите, что подтверждается подписью на титульном листе.
Направляет дипломный проект (дипломную работу) на рецензию.
7 Примерные темы дипломных работ
1. Построение бухгалтерского учета в коммерческой организации.
2. Финансовый и управленческий учет как подсистемы бухгалтерского учета.
3. Международные стандарты финансовой отчетности и гармонизация национальных систем бухгалтерского учета.
4. Учетная политика организации, принцип ее формирования и раскрытия.
5. Учет и анализ формирования уставного капитала.
6. Учет долгосрочных инвестиций и источников их формирования.
7. Учет и аудит наличия и движения основных средств организации.
8. Учет и анализ использования основных средств.
9. Учет и анализ арендных операций.
10. Учет и анализ лизинговых операций.
11. Учетная политика организации в части основных средств.
12. Учет и аудит операций по движению нематериальных активов.
13. Учет и анализ деловой репутации организации.
14. Учет и анализ материалов
15. Учет и анализ оплаты труда и расчетов с персоналом.
16. Учет и аудит операций с подотчетными лицами.
17. Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимости продукции.
18. Учет и анализ формирования информации о доходах и расходах организации.
19. Учет и анализ материальных затрат.
20. Учет и аудит материальных затрат.
21. Учет и анализ управленческих расходов организации,
22. Учет и анализ распределения издержек вспомогательных производств.
23. Учет и анализ непроизводительных расходов и потерь.
24. Учет и аудит незавершенного производства.
25. Система обобщения производственных затрат и ее информационная ценность в управлении производством продукции.
26. Особенности учета и анализа затрат в торговых организациях.
27. Учет затрат по экономическим элементам как прием управленческого учета.
28. Система директ-костинг - основа для принятия управленческих решений по затратам.
29. Учет и анализ затрат предприятия на базе переменных расходов.
30. Позаказный метод учета и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг.
31. Попроцессный метод учета и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг.
32. Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг.
33. Учет и контроль полных затрат на основе нормативной себестоимости.
34. Использование данных управленческого учета для оценки эффективности производственных инвестиций.
35. Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности и функциям производственно-финансовой деятельности.
36. Учетная политика организации в части построения учета затрат на производство.
37. Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности хозяйственных организаций.
38. Учет и анализ расходов предприятия по местам затрат и центрам ответственности.
39. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.
40. Система управленческого учета затрат на предприятии и оценка их эффективности.
41. Учет и аудит наличия и движения готовой продукции.
42. Особенности учета и анализа товаров.
43. Учетная политика организации в части готовой продукций (товаров).
44. Учет и анализ продажи продукции.
45. Особенности учета и анализа продажи товаров.
46. Учет и анализ финансовых результатов деятельности организации.
47. Особенности учета и анализа финансовых результатов деятельности торговой организации.
48. Формирование бухгалтерской информации для управления прибылью организации.
49. Учет и анализ использования прибыли.
50. Учет продаж и анализ формирования портфеля заказов на предприятии.
51. Учет и анализ качества продукции и ее конкурентоспособности.
52. Учет и аудит денежных средств организации.
53. Особенности учета и анализа валютных ценностей и операций.
54. Учет и анализ финансовых вложений.
55. Учет и аудит расчетов за продукцию и услуги.
56. Учет и аудит расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
57. Формирование бухгалтерской информации по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью.
58. Учет и аудит займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.
59. Бухгалтерский учет по налогу на добавленную стоимость.
60. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль.
61. Бухгалтерский учет по налогу на доходы физических лиц.
62. Учет операций по исчислению и уплате единого социального налога
63. Учет расчетов по региональным налогам и сборам.
64. Учет расчетов по местным налогам и сборам.
65. Основы построения бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности организаций.
66. Учет и анализ экспортных операций.
67. Учет и анализ импортных операций.
68. Особенности учета и анализа операций перемещения товаров при различных таможенных режимах.
69. Учет и аудит операций по приобретению облигаций в иностранной валюте.
70. Учет и анализ собственного капитала организации.
71. Учет и анализ целевого финансирования.
72. Учет и анализ формирования конечного финансового результата деятельности организации и исчисления нераспределенной прибыли.
73. Концепция бухгалтерской отчетности в России и международной практике.
74. Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения управления деятельности предприятия.
75. Обработка бухгалтерской информации и подготовка финансовой отчетности.
76. Бухгалтерский учет и анализ экономического потенциала коммерческой организации.
77. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.
78. Бухгалтерский баланс и его значение для анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта.
79. Формирование и анализ показателей отчета о прибылях и убытках.
80. Порядок раскрытия и анализ информации о прибыли, приходящейся на акцию.
81. Формирование и анализ показателей отчета о движении капитала и долгосрочной платежеспособности.
82. Формирование показателей отчета о движении денежных средств и контроль за денежными потоками.
83. Бухгалтерский баланс в анализе финансового состояния организации и оценке вероятности ее банкротства.
84. Формирование и анализ информации в пояснительной записи к бухгалтерской отчетности.
85. Сегментарная отчетность и методы ее анализа.
86. Формирование и анализ показателей сводной бухгалтерской отчетности.
87. Формирование и анализ информации об аффилированных лицах.
88. Порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
89. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты.
90. Порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
91. Правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности коммерческих организаций информации о расходах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
92. Правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации о расчетах по налогу на прибыль.
93. Международные стандарты учета и финансовой отчетности и перспективы их внедрения.
94. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
95. Учет при реорганизации и ликвидации юридического лица.
96. Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.
97. Особенности организации и методов проведения аудита на предприятиях малого бизнеса различных организационно-правовых форм.
98. Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями.
99. Бухгалтерский учет и отчетность в некоммерческих организациях.
100. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятиях с участием иностранного капитала.
101. Особенности учета в организациях с длительным производственным циклом работ.
102. Особенности учета в торговле.
103. Сравнительный анализ пакетов прикладных бухгалтерских программ и оценка их эффективности.
104. Специфика бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего аудита в компьютерной среде.
105. Международные стандарты аудиторской деятельности и перспективы их внедрения в РФ.
106. Бухгалтерская информация в стратегическом анализе деятельности организации.
107. Использование результатов анализа бухгалтерской отчетности для прогнозирования развития производства.
108. Учет и анализ издержек обращения в торговле.
109. Учет и аудит финансовых результатов деятельности торговых организаций.
110. Учет, анализ и аудит товарооборота в оптовой торговле,
111. Бухгалтерский учет и анализ в принятии управленческих решений.
112. Аналитические процедуры и их использование в технологии аудита.
113. Анализ и обоснование методов финансового оздоровления организации.
114. Концепция развития финансового контроля в условиях рыночной деятельности.
115. Организация контролинга на предприятии.
116. Бюджетирование и тенденции его развития.
117. Обоснование состава и анализ внутрипроизводственной отчетности.
118. SWOT - анализ как комплексная методика экономической диагностики.
119. Источники получения и порядок использования несистемной информации в аналитических расчетах.
8 Особенности дипломных работ по специальности 0605 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Выпускная квалификационная работа является видом итоговых аттестационных испытаний, входящим в состав итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, и выполняется для квалификации - экономист (дипломированный специалист) по специальности 06.05.00 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в форме дипломной работы.
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита разрабатывает тематику выпускных квалификационных (дипломных) работ, нацеливая студента на самостоятельность и творчество в рамках углубленного изучения теоретических и практических основ избранной профессии.
Избегайте слишком общих тем - учет и анализ расчетов с персоналов по оплате труда на примере такого-то крупного предприятия. Рассматривайте проблему на примере цеха, склада, отдельного производства или вида деятельности. В противном случае тема не будет раскрыта полностью.
Для дипломников заочного и вечернего отделения открыт компьютерный класс 5-418. Время работы с 10.00 до 17.00.
В процессе выполнения самой выпускной квалификационной (дипломной) работы целесообразно выделить три этапа:
- подготовительный;
- написание глав работы и представление их научному руководителю;
- доработка глав работы с учетом замечаний научного руководителя.
Каждый из этих этапов включает различные виды работ, детализирующих содержание соответствующих этапов. Важность и значение конкретных видов работ для успешной и современной подготовки дипломной работы обусловливает их самостоятельное выделение в качестве отдельных позиций (пунктов) в общем графике подготовки и представление выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Подготовительный начинается с подбора и ознакомления с основными литературными источниками по рассматриваемой проблеме и составления предварительного плана дипломной работы. При этом помощь в подборе специальной литературы могут оказать библиографические справочники, каталоги библиотек, справочно-правовые системы, установленные в компьютерном классе 5-418 .
Предварительное ознакомление с литературой позволяет выяснить, насколько содержание того или иного экономического источника соответствует избранной теме, получить более ясное представление о поставленных в выпускной квалификационной (дипломной) работе задачах и проблемах, а также составить обоснованный первоначальный вариант плана.
Значимость этой стадии определяется тем, что в ходе формирования плана работы получает свое конкретное выражение общая направленность в развитии темы, вырисовываются масштабы и глубина исследования, намечаются объекты и источники получения практического материала. Именно в процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение выпускной квалификационной (дипломной) работы в целом.
Конкретное содержание предварительного варианта плана дипломной работы определяется темой исследования. В то же время необходимо учитывать некоторые общие черты. В плане должны быть выделены актуальные вопросы темы. Правильно составленный перечень основных вопросов позволяет осуществить разбивку работы на главы, наметить параграфы внутри глав. Наиболее типичной является такая структура плана, которая включает введение, пять глав и заключение.
Разграничение глав на параграфы является результатом обдумывания содержания каждой главы и определения последовательности вопросов, которые будут рассматриваться в главе.
Важным условием правильности составления плана является отсутствие дублирования названия темы в главах работы, а названия глав в формулировках параграфов.
Составленный студентом предварительный план выпускной квалификационной (дипломной) работы и библиография по теме представляются научному руководителю на согласование.
Важной задачей подготовительного этапа работы является ориентировочная оценка глубины проработки исследуемых проблем в подобранной литературе и изучение возможностей получения дополнительной информации, а также решение вопроса о сборе и обработке первичных фактических данных и статистического материала из имеющихся в распоряжении студента информационных источников.
После того, как изучены и систематизированы литературные источники, собран и обработан фактический материал, формируется окончательный вариант плана выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основой формирования окончательного плана работы является предварительный план. Изменения в предварительном плане могут касаться:
- во-первых, уточнения направления исследования, если студент убедился в необходимости этого после изучения существа проблемы;
- во-вторых, изменения в содержании отдельных глав и параграфов вследствие того, что объем собранного фактического материала недостаточен для освещения намеченных вопросов либо получены новые данные, представляющие теоретический и практический интерес.
Окончательный вариант плана работы должен быть согласован с научным руководителем и дополнен календарным планом написания глав и завершения работы в целом.
Написание глав выпускной квалификационной (дипломной) работы и их представление научному руководителю на проверку составляет содержание следующий стадии подготовки работы.
В процессе этого этапа работы студент должен основательно разобраться в теоретических вопросах избранной темы, проанализировать собранный практический материал, разработать и обосновать предложения, направленные на совершенствование механизма учетно-аналитического работы и аудита в исследуемой области деятельности.
Изложение вопросов избранной темы в работе должно быть последовательным и логичным. В этой связи для написания дипломной работы, рекомендуется составить так называемый подробный рабочий план, детализирующий отдельные разделы, следуя которому студент добивается последовательного раскрытия вопроса и логического перехода от одного вопроса к другому.
Изложение должно быть конкретным и опираться на действующую практику. При этом важно не просто описание, а критический разбор организации учетно-аналитической работы на базовом предприятии.
Иллюстрируя отдельные положения дипломной работы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, а также цитируя или свободно пересказывая принципиальные положения других авторов, необходимо делать ссылки на соответствующие источники. Наличие подобных ссылок не только не умоляет заслуг студента, но подчеркивает его научную добросовестность, придает работе более убедительный характер. Неоговоренные заимствования мыслей тех или иных авторов снижают качество работы, превращают ее из формы творчества в продукт компиляции.
Современные требования, предъявляемые к дипломной работе, исходя из того, что выпускник должен владеть навыками исследовательской работы, предполагают наличие элементов исследования является обязательным в работе.
Для того, чтобы дипломная работа носила исследовательский характер, в ней, во-первых, должна раскрываться социально-экономическая природа изучаемых явлений и излагаться собственная позиция студента по спорным теоретическим вопросам; во-вторых, должен содержаться глубокий и всесторонний анализ действующей практики организации и методологии бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита; в-третьих, выдвигаться обоснованные предложения, разработанные на конкретном фактическом материале.
Раскрывая вопросы темы, следует широко использовать знания, полученные в области статистики, экономико-математического моделирования, технологии и методов обработки экономической информации и других смежных дисциплин для того, чтобы более умело обрабатывать и излагать материал. Применение в изложении материала формул, схем, графиков, диаграмм, таблиц является средством формализации характеристик объекта исследования и самого процесса исследования, а также позволяет в лаконичной форме отразить полноту изучения студентом исследуемых вопросов.
Изложение вопросов избранной темы работы должно вестись в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии индивидуальных подходов к написанию работы в этом процессе можно выделить типичные структурные положения с довольно четко очерченным содержанием.
Наиболее оптимальной, как уже отмечалось, является такая структура работы, которая включает: введение, пять глав, с разбивкой их на параграфы, и заключение. Композиция дипломной работы может быть и иной. Различие, как правило, касается количества глав, увеличение или уменьшение которых зависит от темы исследования.
В разделе Обзоре и анализ научно-экономической информации документы следует расположить в разрезе четырех уровней регулирования бухгал-терского учета:
а) законодательный;
б) нормативный;
в) методический;
г) локальный.
Следует отметить изученные статьи, в которых отражены наиболее существенные изменения по бухгалтерскому учету по рассматриваемой проблеме. Также следует указать применяемую литературу по экономическому анализу.
Во введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются задачи работы. Здесь же оговаривается объект исследования, и даются отдельные пояснения к содержанию выпускной работы, например, чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов, на каких фактических материалах строится работа и т.д. Объем введения, как правило, не превышает пяти страниц машинописного текста.
Если в дипломной работе не выделяется специальный параграф, посвящённый автоматизации учетно-аналитических работ, то при изложении вопросов второй и третьей глав следует органически увязать их с использованием компьютерной техники и новейших информационных технологий.
Заключение является своеобразным итогом всей выпускной квалификационной (дипломной) работы. Оно должно быть четким и лаконичным по форме. Содержать основные выводы и предложения, направленные на улучшение учетио-аналитической работы хозяйствующего субъекта. При этом выводы и предложения должны непосредственно вытекать из решения тех вопросов и проблем, которые рассмотрены в тексте работы.
Список использованной литературы приводится после основной части работы. В него включают все использованные источники в следующем порядке:
- законодательные акты;
- постановления Правительства;
- нормативные документы;
- статистические материалы;
- научные и литературные источники в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Законченные главы дипломной работы в установленные сроки должны сдаваться руководителю на проверку. Сроки представления отдельных глав и всей работы в целом устанавливаются руководителем для каждого студента индивидуально.
Руководитель, проверив главу, может вернуть ее студенту для доработки со своими письменными замечаниями.
Доработка выпускной квалификационной (дипломной) работы, на основе замечаний научного руководителя, составляет содержание третьего этапа работы, в ходе которого студент углубляет исследование отдельных вопросов, четче формирует свою позицию по спорным и дискуссионным проблемам, усиливает аргументацию выводов и предложений, выдвинутых в работе и т.д.
На этой стадии подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы происходит также апробация результатов, полученных в ходе исследования.
Апробация может осуществляться в разных формах. Одной из них является подготовка студентом научного доклада, с которым он может выступить на заседании кафедры, на научной студенческой конференции. Если дипломная работа выполняется по специальному заказу, то формой ее апробации может выступать получение письменного согласия заказчика (организации) с результатами проведенного исследования. Формой апробации выводов и практических предложений, содержащихся в дипломной работе, может служить также публикация материалов исследования во внутривузовских сборниках научных трудов, в периодических изданиях (еженедельниках, журналах).
В графике подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы и предоставление ее к защите должны найти отражение все этапы и виды работ, выполняемые студентом. К основным из них относится:
- подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
- составление предварительного варианта плана дипломной работы;
- изучение отобранной литературы, сбор и обработка фактического материала;
- составление окончательного плана выпускной квалификационной (дипломной) работы;
- написание текста работы;
- оформление выпускной квалификационной (дипломной) работы и представление ее на кафедру.
В приведенном перечне указаны укрупненные этапы работы - общие для всех студентов. В зависимости от содержания и направленности в раскрытии темы названные этапы работы могут быть детализированы с уточнением сроков их выполнения.
Составленный график подготовки и предоставления работы научному руководителю и на кафедру позволяет студенту планомерно организовать выполнение работы и рационально распределить время между отдельными этапами работы. Соблюдение графика дает возможность автору выпускной квалификационной (дипломной) работы сосредоточиться на исследовании важнейших вопросов избранной темы, полнее и глубже раскрыть ее содержание, сформулировать обоснованные выводы, выдвинуть аргументированные предложения.
Диплом пишется для того, чтобы его оценили в отзыве и рецензии, конечная оценка ставится за защиту.
На защите обычно спрашивают по выступлению и раздаточному материалу. Вы должны уметь пояснить все, что в нем отражено. Вопросы обычно задают либо по выступлению, либо по раздаточному материалу.
Примерный перечень раздаточного материала представлен в Приложении 4, образец оформления в Приложении 5.
Рамку с шифром можно наложить, выполнив повторную распечатку этой же страницы на принтере.
Члены экзаменационной комиссии оценивают работы, исходя из степени раскрытия темы, самостоятельности и глубины изучения проблемы, обоснованности выводов и предложений, а также определяют уровень навыков и умений студента самостоятельно организовывать свой труд.
Отлично - доклад структурирован, раскрывает причины выбора и актуальность темы, цель работы и ее задачи, предмет, объект и хронологические рамки исследования, логику выведения каждого наиболее значимого вывода; в заключительной части доклада показаны перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, освещены вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику. Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с целевой установкой, отвечает предъявляемым требованиям и оформлена в соответствии со стандартом. Ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят четкий характер, раскрывают сущность вопросов, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломных работ, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. Выводы в отзыве руководителя и в рецензии на выпускную квалификационную работу без замечаний. Заключительное слово краткое, но емкое, по сути. Широкое применение и уверенное использование новых информационных технологий, как в самой работе, так и во время доклада.
Хорошо - доклад структурирован, допускаются одна-две неточности при раскрытии причин выбора и актуальности темы, целей работы и ее задач, предмета, объекта и хронологических рамок исследования, допускается погрешность в логике выведения одного из наиболее значимого вывода, но устраняется в ходе дополнительных уточняющихся: вопросов; в заключительной части нечетко начертаны перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику. Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с целевой установкой, отвечает предъявляемым требованиям и оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней. Ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят расплывчатый характер, но при этом раскрывают сущность вопроса, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломной работы, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. Выводы в отзыве руководителя и в рецензии на выпускную квалификационную работу без замечаний или имеют незначительные замечания, которые не влияют на полное раскрытие темы. Заключительное слово краткое, но допускается расплывчатость сути. Несколько узкое применение и сдержанное использование новых информационных технологий, как в самой работе, так и во время доклада.
Удовлетворительно - доклад структурирован, допускаются неточности при раскрытии причин выбора и актуальности темы, целей работы и ее задач, предмета, объекта и хронологических рамок исследования, допущена грубая погрешность в логике выведения одного из наиболее значимых выводов, которая при указании на нее устраняется с трудом; в заключительной части слабо показаны перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику. Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с целевой установкой, но не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, оформлена небрежно. Ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят поверхностный характер, не раскрывают до конца сущности вопроса, слабо подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломной работы, показывают недостаточную самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. Выводы в отзыве руководителя и в рецензии на выпускную квалификационную работу указывают на наличие замечаний, недостатков, которые не позволили студенту полно раскрыть тему. В заключительном слове студент не до конца уяснил допущенные им ошибки в работе. Недостаточное применение и неуверенное использование новых информационных технологий, как в самой работе, так и во время доклада.
Неудовлетворительно - доклад не полностью структурирован, слабо раскрываются причины выбора и актуальность темы, цели работы и ее задачи, предмет, объект и хронологические рамки исследования, допускаются грубые погрешности в логике выведения нескольких из наиболее значимых выводов, которые при указании на них не устраняются; в заключительной части слабо отражаются перспективы и задачи дальнейшего исследования данной темы, вопросы практического применения и внедрения результатов исследования в практику. Выпускная квалификационная работа выполнена с нарушением целевой установки и не отвечает предъявляемым требованиям, в оформлении имеются отступления от стандарта. Ответы на вопросы членов экзаменационной комиссии носят поверхностный характер, не раскрывают его сущности, не подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из дипломной работы, показывают отсутствие самостоятельности и глубины изучения проблемы студентом. В выводах в одном из документов или обоих документах (отзыв руководителя, рецензия) на выпускную квалификационную работу имеются существенные замечания. В заключительном слове студент продолжает плавать в допущенных им ошибках. Слабое применение и использование информационных технологий, как в самой работе, так и во время доклада.
По результатам зашиты выпускная квалификационная (дипломная) работа может быть рекомендована к публикации.
Студент, подготовивший работу и показавший наклонности к научным исследованиям, может быть рекомендован для поступления в аспирантуру.
9 Общий план дипломной работы
Введение
Обзор и анализ научно-экономической информации
1 Общеэкономическая характеристика организации
1.1 Организационно-правовая форма организации
1.2 История создания
1.3 Характеристика экономического окружения предприятия
1.4 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации.
1.5 Характеристика трудовых ресурсов
1.6 Структура бухгалтерской и аналитической службы организации.
1.7 Форма бухгалтерского учета, состояние автоматизации на исследуемом предприятии
2. Учет (ОС, НМА, МПЗ и т.п.)
3. Анализ (ОС, НМА, МПЗ и т.п.)
4. Аудит (ОС, НМА, МПЗ и т.п.)
5. Автоматизация учетных и аналитических задач
5.1 Необходимость и задачи автоматизации учета, анализа и аудита
5.2 Состояние автоматизации на исследуемом предприятии
5.3 Анализ результатов автоматизации
5.4 Рекомендации по повышению эффективности автоматизации (приобретению программ)
Заключение
Библиографический список источников информации
Приложение 1
Приложение 2
За основу более детального плана можно взять последовательность изложения материала в учебнике или методическом издании.
План, самостоятельно составленный студентом, должен быть согласован с руководителем.
10 Основные требования к разделу по учету
Желательно, чтобы приводимые примеры учета хозяйственных операций содержали следующие данные: дата, первичный документ, дебет и кредит (с учетом аналитики), содержание операции, сумма.
Дипломную работу можно рассматривать как развернутый отчет по преддипломной практике. Поэтому основное внимание следует уделить особенностям учета на исследуемом предприятии. Приводимые примеры иллюстрируются первичной документацией в приложениях к дипломной работе.
Пример
В августе 2003 года ООО Вяткалессервис реализовал 300 литров молока по цене 7 рублей 20 копеек ОАО Кировский молочный завод. В этот же день была выписана счет-фактура № 289 от 18.08.2003 года (приложение 36) и накладная на отпуск продукции со склада (приложение 37). Счет-фактуру зарегистрировали в Книге продаж (приложение 32). Поступление денег в кассу ООО Вяткалессервис было оформлено приходным кассовым ордером, подписанным главным бухгалтером и кассиром (приложение 38). Схема движения счет-фактуры представлена в приложении 33.
В бухгалтерии ООО Вяткалессервис были сделаны следующие записи.
1. Отгружена продукция покупателю Д-т 62 К-т 90-1 2376 руб.
2. Начислен НДС по проданной продукции Д-т 90-3 К-т 68 216 руб.
3. Списана себестоимость проданной Д-т 90-2 К-т 43 1950 руб.
4. Поступил платеж от покупателя Д-т 50 К-т 62 2376 руб.
5. Выявлен финансовый результат Д-т 90-9 К-т 99 210руб.
Вы также можете привести список хозяйственных операций в виде таблицы, содержащей следующие колонки: дата, содержание, документ, сумма, дебет, кредит.
Такие таблицы проще переносить в раздаточный материал.
11 Основные требования к разделу по анализу
Анализ должен быть проведен по данным за три последние года.
В разделе обязательно должен быть представлен факторный анализ. Причем в такой форме, чтобы в таблице было наглядно показаны исходные данные, порядок и результаты расчета.
Табличная форма предпочтительна, так как позволяет легко переносить информацию в раздаточный материал.
В учебных пособиях по финансовому анализу часто используют термин балансовая прибыль. В дипломе и раздаточном материале это понятие лучше не применять, так как оно отсутствует в современном отчете о прибылях и убытках. Под балансовой прибылью обычно понимается прибыль (убыток) до налогообложения.
Более конкретные требования устанавливаются руководителем (консультантом).
12 Основные требования к разделу по аудиту
Если название темы содержит слово аудит, то в приложениях к дипломной работе должны быть приведены первичные документы, учетные регистры, содержащие ошибки, а в содержании дипломной работы проведен анализ этих ощибок, включая их влияние на бухгалтерскую и налоговую отчетность, рассчитаны суммы налоговых санкций.
Более подробно требования к разделу описаны к методических указаниях, которые можно получить в библиотеке (методическом кабинете) либо у методиста.
13 Основные требования к разделу по автоматизации
В целях повышения результативности своей будущей деятельности современный выпускник по специальности бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита должен быть компетентен в вопросах их автоматизации, уметь обосновывать выбор определенной информационно-правовой, учетной и аналитической компьютерной программы. В связи с этим в дипломной работе обязательно должны быть освящены вопросы, связанные с ведением автоматизированной формы бухгалтерского учёта.
Весь материал должен быть представлен в привязке к предприятию-объекту исследования дипломной работы.
Теоретические аспекты необходимо свести к минимуму.
При описании применяемой программы нужно чётко показать автоматизацию участка учёта, анализа, аудита, исследуемого в теме дипломной работы с приложением сформированных печатных форм первичных документов.
В разделе желательно привести скриншоты программы (рисунок 1).
Для получения картинки нажмите в бухгалтерской программе клавиши Alt+PrintScr. Картинку можно вставить в MS Word через команду Правка (меню) - Вставить .
Необходимо рассмотреть следующие вопросы:
необходимость автоматизации бухгалтерского учета (анализа, аудита) на предприятии;
задачи автоматизации учета, анализа и аудита и ее состояние на исследуемом предприятии;
характеристика используемой на предприятии бухгалтерской компьютерной программы, аналитической, справочно-правовой.
анализ результатов автоматизации учета, анализа и аудита на предприятии;
Рисунок 1 – Скриншот программы 1С:Предприятие
рекомендации по повышению эффективности использования действующей компьютерной системы (либо предложения по ее замене новой на основе анализа рынка программных продуктов).
При обзоре возможностей прикладных компьютерных программ, используемых на предприятии, следует описать их особенности, достоинства и недостатки.
Необходимо ответить на следующие вопросы:
какие существуют способы регистрации хозяйственных операций?
как выполняется ввод первичных остатков?
каким образом представлен и как настраивается план счетов?
каким образом настраиваются константы?
как настраивается и ведется аналитический учет?
какие основные печатные формы позволяет формировать программа?
какие создаются отчетные формы?
Описывая справочно-правовые системы, нужно дать краткую характеристику:
интерфейса (и описать его удобства);
системы поиска;
системы обновления и пополнения базы данных;
сервисных функций.
В дипломной работе должны найти отражение следующие вопросы.
Функциональная полнота системы.
Она должна уметь выполнять все основные операции учета либо анализа на предприятии, а также, возможно, некоторые специфические операции, характерные для конкретных типов предприятий (торговых, страховых, посреднических и т.д.).
Является ли система понятной и доступной для понимания конкретного пользователя (бухгалтера или другого специалиста)?
Если автоматизация конкретного участка учета либо анализа на собственном примере при помощи выбранной системы идет успешно и технология выполнения операций не вызывает трудностей, можно считать, что система в целом понятна для пользователя. При характеристике этого критерия следует привести схему ввода первичных документов, используемых при автоматизации конкретного участка учета.
Удобен ли интерфейс для пользователя?
При анализе этого критерия необходимо определить, пользователь какой специальности и квалификации будет работать с программой и в соответствии с этим оценить степень удобства автоматизированной системы (выбрать либо простую и понятную систему, а сложную работу выполнять вручную, либо выбрать пусть и сложную в эксплуатации систему, зато с большими функциональными возможностями).
Надежность системы.
При рассмотрении этого критерия следует ответить на вопросы:
Отслеживает ли система случайные ошибки, нарушающие ведение учета?
Предусмотрены ли средства защиты от случайной или намеренной порчи информации (система обязана информировать о возможности потери информации, либо отказаться от выполнения запрещенной операции; желательны средства от несанкционированного доступа)?
Устойчива ли к сбоям и поломкам оборудования (автоматическое сохранение базы данных, архивная копия, восстановление БД)?
Адекватность системы.
При рассмотрении данного критерия следует показать, каким образом автоматизированная система адаптируется к изменениям в правилах ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Это может быть либо замена версий (действующей на новую), либо система изначально разрабатывается как легко адаптируемая, мобильная и гибкая, либо используются другие способы адаптации.
Кроме того, студентом могут определяться и другие дополнительные вопросы, связанные с качеством программного продукта.
В качестве результата автоматизации учета необходимо описать и привести:
набор печатных форм входных документов;
набор печатных форм выходных документов;
печатные формы отчетов;
разработанные дипломником новые документы;
текст процедуры (фрагмент, разработанный дипломником) на внутреннем языке;
типовой расчет и заполненную выходную форму;
возможности настройки программного обеспечения для отражения особенностей учетных процедур на предприятии.
Кроме того, в данном пункте раздела следует указать, кто является потенциальным пользователем информации, получаемой в процессе автоматизации учета, анализа и аудита: бухгалтер, экономист, главный бухгалтер, финансовый менеджер, руководитель предприятия (организации), внешние пользователи (деловые партнеры, специалисты КРУ, инспекция налоговой службы и др.).
В качестве рекомендаций по автоматизации анализа на предприятии можно предложить модуль финансового анализа в MS Excel или специализированную программу Audit Expert, БЭСТ Ф, Project Expert и т.п.
При сдаче раздела на проверку необходимо указывать тему дипломной работы, поток и фамилию дипломника.
При написании раздела можно воспользоваться демонстрационными роликами.
Для фирм-производителей демонстрационный ролик это реклама, для Вас - содержательная лекция с картинками и анимацией длительностью от 15 до 50 минут. Демонстрационные ролики позволяют в определенной степени восполнить недостаток практического опыта.
Эффект такой же, как если бы с Вами рядом сидел опытный бухгалтер и подробно объяснял как правильно отразить операцию по расчетному счету, кассе и т.п. Ролики могут быть полезны и профессионалам, применявшим ранее исключительно бумажный вариант журнально-ордерной или мемориально-ордерной форм бухгалтерского учета.При применении ролика в учебных целях не забывайте нажимать на кнопку Пауза.
В первую очередь, рекомендуется ознакомиться с демороликами по 1С:Предприятию 8.0:
Управление производственным предприятием,
Управление торговлей,
Управление персоналом.
Скриншоты (см. выше) можно сделать и при просмотре демонстрационных роликов.
Библиографический список источников информации
1. Общие требования к оформлению текстовых документов: Стандарт Вятского государственного университета (СТП ВятГУ 101-2004). Киров, 2004.
2. Общие требования к структуре, оформлению и представлению курсовых проектов и работ: Стандарт Вятского государственного университета (СТП ВятГУ 102-2004). Киров, 2004.
3. Общие требования к структуре, представлению и оформлению дипломных проектов и работ: Стандарт Вятского государственного университета (СТП ВятГУ 103-2004). Киров, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вятский государственный университет
ВЕЧЕРНЕ-ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Допущена к защите
Зав. кафедрой БУАиА
______________ М.А. Брытков
____________________2006 г.
УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛЕ
(на примере ООО Бирюса)
Пояснительная записка дипломной работы
ТПЖА.0605.02.112-01 ПЗ
Разработал студент
группы 1-05-ЭКБу ___________ Н.И. Студентова _________
Руководитель к.э.н, доцент ____________ Н.Т. Смирнова _________
Консультанты:
по организационно-
управленческим
вопросам д.э.н, профессор ___________ М.А. Брытков _________
по анализу к.э.н ___________ А.А. Иванова _________
по аудиту к.э.н, доцент ___________ Н.Л. Петрова _________
по бухгалтерским
компьютерным программам ___________ Н.М. Кузнецова _________
Нормоконтролер к.э.н. ___________ М.В. Ивонина _________
(подпись) (дата)
Киров
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ,
ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ
В настоящей дипломной работе приняты следующие обозначения, сокращения и определения:
ДР – дипломная работа;
ПЗ – пояснительная записка;
ВДР – ведомость дипломной работы;
ООО – общество с ограниченной ответственностью;
ФНС РФ – Федеральная налоговая служба РФ;
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации;
ПБУ – положения по бухгалтерскому учету;
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;
НДС – налог на добавленную стоимость;
МРОТ – минимальный размер оплаты труда;
ФОТ – фонд оплаты труда;
БКП – бухгалтерская компьютерная программа;
СПС – справочно-правовая система.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
РЕФЕРАТ
Студентова Н.И. Учет и налогообложение в розничной торговле. Дипл. работа / ВятГУ, каф. БУАиА; рук. Н.Т. Смирнова – Киров, 2006. РМ 4, Ф А4, ПЗ 110, 5 рис., 14 табл., 30 источников, 32 прил.
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, УЧЕТ ТОВАРОВ, ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, РАСХОДЫ НА ПРОДАЖУ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ,
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД, АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Объект исследования – ООО Бирюса с численностью персонала 20 человек, занимающееся розничной торговлей.
Цель работы – рассмотреть особенности учета и расчетов в розничной торговле.
В дипломной работе рассмотрен порядок приема и продажи товаров, организация складского учета, документальное оформление и отражение товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.
Рассмотрены особенности учета расходов на продажу на розничных предприятиях (отнесение на себестоимость нормируемых затрат, распределение транспортных расходов).
Изучены особенности налогообложения:
- раздельный учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам;
- исчисление и уплата единого налога на вмененный доход.
Рассмотрены особенности учета и налогообложения в ООО Бирюса при переходе предприятия на единый налог на вмененный доход.
Предложено совершенствование автоматизации бухгалтерского учета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВЕДОМОСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ТПЖА. 0605.03.112-01 ВДР
Номер строки |
Формат документа |
Обозначение документа |
Наименование документа |
Кол-во листов |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
А4 А4 А4 А4 А4 А4 А4 А4 |
ТПЖА.0605.03.112-01 ПЗ ТПЖА.0605.03.112-01 РМ ТПЖА.0605.03.112-02 РМ ТПЖА.0605.03.112-03 РМ ТПЖА.0605.03.112-04 РМ ТПЖА.0605.03.112-05 РМ ТПЖА.0605.03.112-06 РМ ТПЖА.0605.03.112-07 РМ |
Пояснительная записка Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО Бирюса Расчет торговой наценки Порядок расчета единого налога на вмененный доход для рознично – торгового предприятия Бирюса Сравнение ведения учета торговыми предприятиями, использующих разные системы налогообложения Анализ торговых операций План аудиторской проверки Результаты аудиторской проверки |
109 1 1 1 1 1 1 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО АТП-2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТПЖА.0605.02.330 – 01 РМ |