Методические указания по проведению практических занятий
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГОУВПО «РГУТиС»
Факультет «Экономический»
Кафедра «Менеджмент»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
д.э.н., профессор
_______________________Новикова Н.Г.
«_____»_______________________200__г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплина ОПД.Ф.04 «Теория организации»
Специальности: 080507 «Менеджмент организации»,
080504 «Государственное и муниципальное управление»,
080505 «Управление персоналом»
Москва 2009г.
Методические указания по проведению практических занятий составлены на основании рабочей программы дисциплины «Теория организации»
Методические указания по проведению практических занятий рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент»
Протокол № ________ «____»_______________200_г.
Зав кафедрой «Менеджмент»
д.э.н., профессор Платонова Н.А.
Методические указания по проведению практических занятий рекомендованы Научно-методической секцией Экономического факультета
Протокол № ____ «___» ___________ 200__г.
Председатель
Научно-методической секции
д.э.н, профессор Морозов В.Ю.
Методические указания по проведению практических занятий одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ___ «___» ___________ 200__г.
Ученый секретарь
Научно-методического совета
к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.
Методические указания по проведению практических занятий разработали:
Преподаватели кафедры «Менеджмент»
к.э.н., профессор Панина З.И.
ст. преподаватель Кулямина О.С.
ассистент Семеновых О.С.
Введение
Теория организации входит в состав дисциплин обязательного профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Наряду с другими учебными дисциплинами общенаучного профиля она образует основу фундаментальной теоретической подготовки менеджеров высшей квалификации.
Цель проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» - закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение навыков работы с учебной и методической литературой, навыков и умений проведения аналитической работы.
Объем практических занятий по темам дисциплины
Наименование тем |
Количество часов занятий |
Введение в теорию организации |
1 |
Тема 1: Понятие и сущность организации |
6 |
Тема 2: Организационные системы |
2 |
Тема 3: Организация и управление |
4 |
Тема 4: Законы организации |
4 |
Тема 5: Принципы организации |
2 |
Тема 6: Коммуникации в организации |
4 |
Тема 7: Организационная культура |
4 |
Тема 8: Организационное проектирование |
4 |
Тема 9: Современные формы организации бизнеса |
2 |
Тема 10: Развитие организационно-управленческой мысли |
1 |
Итого: |
34 |
При разработке содержания практических занятий использованы различные варианты:
• проведение практических и семинарских занятий;
• блиц-опросы;
• круглые столы;
• индивидуальные и групповые аудиторные работы;
• тестирование;
• практикующие упражнения;
• разбор конкретных ситуаций.
Проработав материалы практических занятий, студент должен:
знать: основные теоретические аспекты организации как процесса и как явления, системные признаки организации, законы, по которым организации работают, основы организационного проектирования и организационной культуры, современные формы организации бизнеса;
уметь: анализировать общие и отличительные черты различных типов организаций, практику использования законов организации, различные этапы жизненного цикла организаций, функциональное содержание организаций, виды и структуру коммуникационных процессов, этапы и методы организационного проектирования;
приобрести навыки работы с учебной литературой, составления глоссария основных понятий, разработки логических схем дисциплины и отдельных тем курса, проектирования работ в организации, разработки сценариев проведения совещаний и др.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и метод дисциплины.
2. Место теории организации в системе наук управления.
3. Связь дисциплины «Теория организации» с другими учебными дисциплинами.
4. Эволюция взглядов на теорию организации.
5. Особенности функционирования организаций в современных условиях хозяйствования.
2. Задания для индивидуальной или групповой работы студентов.
Задание 1. Начертите логическую схему «Место теории организации в системе наук», изобразив в центре «Теорию организации», а в окружающих геометрических фигурах – науки, из которых образовалась или с которыми связана данная дисциплина (количество и форму геометрических фигур выбирайте по Вашему усмотрению):
Рис.1. Место теории организации в системе наук управления
Задание 2. Восстановите пропущенные элементы в схеме:
Рис. 2. Подходы к изучению проблем организации
Литература: [1; 6; 7; 9; 11]
ТЕМА 1: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Вопросы для обсуждения:
1. Характеристики организации как процесса.
2. Характеристики организации как явления.
3. Факторы внутренней среды организации.
4. Экономический потенциал организации и его характеристика.
5. Составляющие внешней среды организации.
6. Взаимосвязанность и взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды организации
7. Жизненный цикл организации и его структура.
8. Задачи руководителя на различных этапах жизненного цикла организации.
9. Организационные отношения и их виды.
10. Методы распределения работ в организации.
1.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. Составить вопросы для самоконтроля по теме «Понятие и сущность организации», используя материалы лекций по дисциплине, учебников и учебных пособий, рефератов и др.
Задание 2. Восстановите в схеме пропущенные факторы внешней среды организации (рис. 3):
Рис.3. Факторы внешней среды организации
Задание 3. Восстановите в схеме пропущенные факторы внутренней среды организации (рис. 4):
Рис. 4. Факторы внутренней среды организации
Задание 4. Перечислите основные свойства организации как процесса и как объекта:
Таблица 1.
Свойства организации как процесса и как объекта
Организация как процесс |
Организация как объект |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
… |
… |
… |
… |
Задание 5. Назовите причины, по которым люди создают организации или вступают в уже существующие организации:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Восстановите пропущенные характеристики внешней среды организации:
Таблица 2.
Характеристики внешней среды организации
Наименование характеристики внешней среды |
Содержание характеристики |
1. |
Уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды |
2. Сложность |
|
3. |
Скорость, с которой происходит изменения во внешней среде |
4. Неопределенность |
Задание 7. Восстановите пропущенные элементы в таблице:
Таблица 3.
Группы отношений в организации
Вид отношений |
Характеристики |
Примеры |
1. |
Отношения между руководителем и подчиненными |
|
2. Функциональные |
||
3. Отношения управленческого аппарата |
||
4. |
Межличностные отношения в коллективе |
|
4.1. Коллегиальные |
||
4.2. |
Отношения между работниками, имеющими одинаковый статус, но работающими в различных отделах предприятия |
Задание 8. Восстановите пропущенные составляющие экономического потенциала фирмы:
Рис. 5. Составляющие экономического потенциала организации
1.3. Групповая аудиторная работа.
1.3.1. Анализ влияния факторов деловой среды на организацию
Цель работы: закрепление теоретических знаний по теме «Понятие и сущность организации», приобретение навыков аналитической работы.
Задание: Опишите деловую среду конкретного предприятия или организации с выделением соответствующих факторов прямого воздействия. Приведите характеристику факторов внешней среды (с точки зрения сложности, подвижности, неопределенности внешней среды) для анализируемого объекта. Проведите анализ влияния различных факторов на систему и анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды. При этом следует рассмотреть изменение не менее двух факторов внешней среды и не менее двух факторов внутренней среды организации, как «положительных», так и «отрицательных».
Методические рекомендации к выполнению работы:
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.
Шаг 3. Студенты, работая в течение 30-40 минут в малых группах, формируют факторы внешней среды организации и показывают степень их влияния на результаты деятельности организации, используя при этом таблицу 4.
Таблица 4
Характеристика деловой среды организации
Фактор деловой среды |
Содержание фактора |
Влияние на систему |
1. потребители |
Перечень всех групп потребителей |
Каким образом интересы каждой группы потребителей учитываются: ассортимент предлагаемых товаров (услуг), предоставление дополнительных услуг и т.д. |
2. конкуренты |
Учесть товары-заменители, товары-аналоги, другие возможности удовлетворения потребности |
Предоставление дополнительных услуг, придание товару уникальных свойств и т. д. |
… |
В таблице 5 показан пример проведения такого анализа.
Таблица 5.
Пример анализа внешней среды для предприятия, выпускающего мужскую и женскую верхнюю одежду высокого качества из натуральных тканей.
Фактор деловой среды |
Содержание фактора |
Влияние на систему |
1. потребители |
Женщины различных возрастных групп: - От 18 до 30 - От 30 до 50 - От 50 и старше Мужчины различных возрастных групп: - От 18 до 30 - От 30 до 50 - От 50 и старше С точки зрения приверженности моде: - Поклонницы остромодных тенденций; - Сторонники умеренного использования модных элементов: - Приверженцы классики. По уровню доходов: - Выше среднего; - На уровне среднего; - Ниже среднего. С точки зрения приверженности торговой марки: - Безоговорочные; - Терпимые приверженцы; - Непостоянные приверженцы; - Странники |
Разработка мужского и женского ассортимента; разработка для каждой модели широкой линейки ростов и размеров; выпуск модных новинок к каждому сезону небольшими партиями; производство товаров различных ценовых групп: «бизнес» - более высокого качества по престижным ценам, и «эконом» - для массового потребителя; Использование различных приемов стимулирования сбыта, включая бонусные карты, скидки за повторную покупку, и т.д. |
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Оценка степени влияния факторов макросреды на работу организации
Цель работы: закрепление теоретических знаний по факторам внешней среды организации и приобретение навыков экспертной оценки.
Задание: Оценить степень влияния факторов макросреды на работу организации, используя при этом следующие оценки:
ПЗ – полная зависимость (5 баллов);
ЧЗ – частичная зависимость (4 балла);
ОЗ – относительная зависимость (3 балла);
ВЗ – временная зависимость (2 балла);
НЗ – неявная зависимость (1 балл).
Методические рекомендации к выполнению работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.
Шаг 3. В каждой подгруппе каждый студент выступает в роли эксперта. Работая в течение 20-30 минут, каждый эксперт дает собственную оценку влияния того или иного фактора, затем по каждому фактору определяется средний балл. Данные заносятся в таблицу 6.
Шаг 4. Обсуждение результатов экспертной оценки факторов внешней среды, сравнение степени влияния различных факторов для организаций с различными видами деятельности.
Таблица 6.
Экспертная оценка влияния факторов внешней среды
на __________________________________
наименование предприятия
Факторы макросреды |
Оценки экспертов, балл |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Средняя оценка |
|
1. Международная обстановка |
||||||
2. Политическая обстановка в стране |
||||||
3. Социально-экономические факторы: 3.1. Социальная обстановка в стране и регионе; 3.2. Экономическое развитие страны; 3.3. Экономика региона; 3.4. Развитие объектов инфраструктуры; 3.5. Жизненный уровень населения; 3.6. Платежеспособность юридических и физических лиц; 3.7. Уровень инфляции; 3.8. Стабильность финансовой системы; 3.9. Криминальная обстановка. |
||||||
4. Научно-технические: 4.1. Уровень использования новых информационных технологий; 4.2. Информационные компьютерные системы; 4.3. Телекоммуникационные связи. |
||||||
5. Природные: 5.1. Географические особенности; 5.2. Климатические и сезонные условия; 5.3. Требования экологической безопасности. |
||||||
6. Культурные: 6.1. Уровень культуры населения; 6.2. Традиции и обычаи; 6.3. Нормы общественной жизни; 6.4. Языковые барьеры. |
||||||
7. Форс-мажорные обстоятельства |
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Формирование факторов внутренней среды организации
Цель работы: закрепление теоретических знаний по характеристике факторов внутренней среды организации и приобретение навыков формирования внутренней среды организаций, осуществляющих различные виды деятельности.
Задание: Сформировать внутреннюю среду организации, т.е. представить ее миссию, цели, задачи, параметры экономического потенциала, краткую характеристику технологии производства продукта (товара, услуги, работы) и технологии управления, структуры предприятия и структуры управления.
Методические рекомендации к выполнению работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.
Шаг 3. Студенты, работая в малых группах в течение 30-40 минут формируют и дают описание в произвольной форме факторов внутренней среды организации с определенным конкретным видом деятельности.
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.
Шаг 5. В ходе обсуждения целесообразно выявить общие и отличительные черты организаций с различными видами деятельности.
Шаг 6. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Порядок распределения работ в организации
Цель работы: закрепление теоретических знаний по характеристике организации как управленческого процесса и приобретение навыков формирования видов и объема работ в организации.
Задание: На примере организации, осуществляющей определенный вид деятельности, определить необходимый перечень работ, выполняемых соответствующими работниками из числа персонала предприятия. Выделить управленческие работы, распределить их по уровням управления: высший, средний, низовой.
На основании полученных результатов построить матрицу соответствия сложности и масштабности работы и определить приоритеты в оплате труда по категориям персонала.
Рис. 6. Матрица соответствия сложности и масштабности работы персонала
Сложность работы – степень самостоятельности в принятии решений и степень владения процессом труда.
Масштаб работы – количество задач или операций, которые работник должен выполнить.
Методические рекомендации к выполнению работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.
Шаг 3. Студенты, работая в малых группах в течении 30-40 минут формируют перечень работ и распределяют их по уровням исполнения.
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение работы малых групп в аудитории.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Литература: [1; 6; 8; 9; 11; 12]
ТЕМА 2: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
2.1. Вопросы для обсуждения:
1. Признаки, характеризующие систему.
2. Свойства систем.
3. Особенности биологических систем.
4. Специфика открытых и закрытых систем.
5. Признаки, характеризующие социальную систему.
6. Особенности социально-экономических систем.
7. Особенности жестких и мягких систем.
8. Особенности естественных и искусственных систем.
9. Организация – как открытая система.
10. Хозяйственные организации, их признаки.
11. Характеристика и особенности различных видов продукта хозяйственных организаций.
12. Типология хозяйственных организаций по различным признакам.
13. Преимущества и недостатки различных типов хозяйственных организаций.
14. Состав подсистем предприятия, их характеристика и взаимодействие.
15. Влияние формы собственности и вида юридического лица на деятельность хозяйственных организаций.
2.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. Нарисуйте схему «Система, ее составные части, связи и внешняя среда», изобразив систему в виде большого круга, а другие элементы – различными геометрическими фигурами по Вашему усмотрению.
Задание 2. Объясните, как Вы понимаете следующий тезис: «Система – это всегда нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов»:
________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Приведите различные определения понятия «система» (не менее пяти), дайте их сравнительный анализ. Заполните таблицу 7:
Таблица 7
Основные понятия теории систем
Понятие |
Определение |
Пример относительно конкретной социально-экономической системы (ВУЗ, предприятие и т.д.) |
Элемент |
||
Подсистема |
||
Связи |
||
Отношения |
||
Свойства |
Задание 4. Нарисуйте схему классификации российских организаций (юридических лиц) согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации:
Рис. 7. Классификация организаций (юридических лиц)
Задание 5. Дополните составляющие модели организации как открытой системы:
Рис. 8. Модель организации как открытой системы
Задание 6. Составьте таблицу «Сходство и различие коммерческих и некоммерческих организаций»:
Таблица 8
Сходство и различие коммерческих и некоммерческих организаций
Коммерческие организации |
Некоммерческие организации |
|
Сходные (общие) характеристики |
||
Различные характеристики |
Задание 7. Дополните недостающее в классификации систем:
Таблица 9
Классификация систем
Признак классификации |
Виды систем |
Характеристики |
1. Степень участия человека в создании системы |
1.1. 1.2. |
|
2. |
2.1. Предсказуемые 2.2. Непредсказуемые |
|
3. |
3.1. 3.2. |
Активно реагируют на изменение внешней среды, слабоустойчивы к этим изменениям Устойчивы к воздействиям факторов внешней среды |
4. Степень взаимодействия с внешней средой |
4.1. 4.2. |
Задание 8. Сравните преимущества и недостатки хозяйственных обществ (ООО, АО):
Таблица 10
Преимущества и недостатки хозяйственных обществ
Преимущества |
Недостатки |
|
С точки зрения самого общества и его совладельцев |
||
С точки зрения клиентов и деловых партнеров |
Задание 9. Дополните пропущенные данные таблицы, характеризующие социальные организации:
Таблица 11
Классификация социальных организаций
Признак классификации |
Вид организации |
Характеристики |
1. |
1.1. Правительственные 1.2. Неправительственные |
|
2. Источник финансирования |
2.1. Бюджетные 2.2. Небюджетные |
Работают на самоокупаемости |
3. |
3.1. Формальные 3.2. Неформальные |
Зарегистрированные в установленном законом порядке |
4. |
4.1.Коммерческие 4.2. Некоммерческие |
|
5. Место реализации и потребления продукта |
5.1. Общественные 5.2. Хозяйственные |
Производят продукт для потребления внутри организации Производят продукт для потребления во внешней для организации среде |
Задание 10. Составьте таблицу «Сходство и различие открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ»:
Таблица 12
Сходство и различие открытых (ОАО) и закрытых (ЗАО) акционерных обществ
Характеристики |
Открытые акционерные общества |
Закрытые акционерные общества |
Сходные (общие) |
||
Различные |
Задание 11. На примере конкретного предприятия или организации любой сферы деятельности рассмотрите практическое применение системного подхода.
Представьте организацию в виде системы как совокупности составляющих ее подсистем (1 уровень). Далее в каждой подсистеме выделите элементы (2 уровень), образующие данные подсистемы. Укажите связи между элементами на каждом из рассматриваемых уровнях.
Дайте характеристику объекта как системе с точки зрения поведения, сложности, отношения к внешней среде, структурной неоднородности и т.д.
Задание 12. Дать характеристику организации «Российский государственный университет туризма и сервиса» с точки зрения системного подхода, используя основные признаки классификации социальных систем.
Задание 13. Используя признаки типологии хозяйственных организаций, охарактеризуйте следующие организации:
• Российский государственный университет туризма и сервиса;
• Управление пенсионного фонда Пушкинского района Московской области;
• ЗАО «Радуга» по продаже радиотелевизионной аппаратуры;
• ООО «Наташа» - швейное ателье;
• ОАО завод «Метровагонмаш»;
• ООО туристическая фирма «Триумф»;
• Гостиница «Заря»;
• Средняя школа;
• Гипермаркет «Ашан».
2.3. Групповая аудиторная работа.
2.3.1. Виды социальных организаций
Цель работы: закрепление теоретических знаний по классификации социальных организаций и приобретение практических навыков сравнительного анализа.
Задание: Используя данные конспекта лекций, учебной литературы по определению организации как явления, общей классификации систем и классификации социальных организаций, выявить общие и отличительные черты каждой пары организаций из ниже перечисленных:
- туристское предприятие и гостиница;
- швейное ателье и предприятие химической чистки;
- предприятие по производству автомобилей и предприятие автосервиса;
- ВУЗ и школа;
- ВУЗ и медицинское учреждение;
- ВУЗ и торговое предприятие;
- торговое предприятие и турфирма;
- гостиница и частная клиника;
- школа и технический лицей;
- школа и массовая библиотека.
Методические рекомендации к выполнению работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За каждой подгруппой студентов закрепляется пара организаций для сравнительного анализа.
Шаг 3. В течение 20-30 минут студенты в малых группах обсуждают задание и результаты обсуждения оформляются в виде таблицы 13.
Таблица 13
Сравнительные характеристики общих и отличительных черт организаций
Общие черты |
Отличительные черты |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
… |
… |
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Литература: [1; 3; 5; 6; 7; 10]
ТЕМА 3: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
3.1. Вопросы для обсуждения:
1. Система управления – как сложное образование процессов и явлений.
2. Задачи управления современной деловой организацией.
3. Характеристика подсистем управления организацией.
4. Факторы, влияющие на формирование системы управления организацией.
5. Объекты и субъекты системы управления.
6. Уровни и звенья структуры управления.
7. Функциональное содержание организации.
8. Методы управления организацией.
9. Самоорганизация систем.
10. Основы самоуправления в организации.
3.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. Перечислите положительные и отрицательные стороны экономической деятельности человека, как индивидуального предпринимателя, работника (самозанятого) и как рядового сотрудника или менеджера низового звена крупной организации:
Таблица 14
Характеристика экономической деятельности человека
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
|
Индивидуальный предприниматель или работник |
1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ |
1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ |
Рядовой сотрудник или менеджер низового звена крупной организации |
1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ |
1. __________________ 2. __________________ 3. __________________ |
Задание 2. Рассчитайте количество потенциальных взаимосвязей при количестве работников, подчиненных руководителю, от 1 до 10.
Таблица 15
Расчет количества взаимосвязей
Количество работников |
Количество потенциальных взаимосвязей |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
Задание 3. Восстановите пропущенные элементы в схематическом изображении системы управления организации.
Рис.9. Система управления организацией
Задание 4. Ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на соответствующие вопросы:
Объявления о приглашении на работу менеджеров:
1. Управляющий директор: ...умение общаться с высокой эффективностью... способность максимально использовать ограниченные ресурсы... стратегическое мышление в сочетании с энергичностью и энтузиазмом.
2. Помощник главного менеджера: ...способность управлять различными отделами главного офиса при необходимости заменять главного менеджера. Важнейшими элементами данной работы являются производственные отношения и обмен информацией внутри компании.
3. Менеджер по исследованиям и разработкам: ...требуется осуществлять руководство успешно действующим отделением по исследованиям и разработкам и укрупнить его до большого отдела из примерно 20 ученых, выполняющих задачи по осуществлению проектов в мировом масштабе. Должен быть талантливым руководителем с навыками предпринимателя.
4. Менеджер по планированию производства: ...требуется составление программ текущего производства и управление ими с помощью компьютеров для контроля и регистрации производственной деятельности. Должен также консультировать директора по производству в отношении средств расширения производственных мощностей в будущем.
5. Менеджер по маркетингу: ...планировать всю деятельность по маркетингу, осуществлять взаимоотношения с родственными зарубежными компаниями, планировать ввод новой продукции на рынок, собирать информацию по состоянию рынка, управлять всей деятельностью по продвижению товара на рынок, оказывать помощь в разработке планов компании.
6. Менеджер по маркетингу. ...отвечать за все аспекты развития бизнеса от составления планов по маркетингу и рекламе до мотивации и контроля в отношении дистрибьюторов в данной области.
7. Менеджер по дистрибьюторской деятельности: ...отвечать за общий контроль над складированием и дистрибьюторской деятельностью в пределах России, а также руководить использованием ресурсов с целью обеспечить эффективную поставку продукции на склады и к пунктам розничной торговли.
8. Менеджер по кадрам: ...отвечать за всю кадровую работу с особым упором на производственные отношения. Особенное значение имеют навыки ведения переговоров и способность быстро реагировать на изменение обстановки.
9. Менеджер по контролю над производством: ...широкая зона ответственности, включающая составление ежемесячных планов производства и согласование регулярных проверок объема запасов, а также поддержание первоклассного взаимодействия между производственным сектором и сектором сбыта.
Перечень вопросов, на которые нужно ответить:
1. У скольких из указанных выше менеджеров есть подчиненные?
2. Сколько из этих менеджеров обязаны принимать решения?
3. Сколько из перечисленных менеджеров должны проводить значительную часть своего времени за составлением планов?
4. Кто из указанных менеджеров будет относиться к организаторам производства, а кто — к организаторам управления?
Задание 5.Охарактеризовать и привести примеры различных методов управления в организации. Данные представить в виде таблицы 16.
Таблица 16
Характеристика методов управления
Наименование метода управления |
Характеристика метода |
Примеры |
1. Организационно-распорядительные |
||
2. Экономические |
||
3. Социально-психологические |
3.3. Групповая аудиторная работа.
3.3.1. Формирование и распределение функций в организации
Цель работы: закрепление теоретических знаний по организации управления предприятием и выработка практических навыков управленческого проектирования.
Задание: используя данные предыдущих практических работ (тема 1, 2) на примере конкретного предприятия сформировать функции, которые ему нужно выполнять для достижения поставленных целей.
Методические указания к выполнению работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.
Шаг 3. Подгруппы студентов в течение 40-50 минут формируют функции по конкретной организации, которая закреплена за этой подгруппой. Результаты заносятся в соответствующую таблицу 17.
Таблица 17
Распределение функций в ____________________________________
наименование предприятия
Наименование функции |
Содержание функции |
Кто выполняет |
1 |
2 |
3 |
1. Производственные функции …. …. ….. …… |
||
2. Функции управления производственными функциями ….. …… …… ……. |
Продолжение табл. 17
1 |
2 |
3 |
3. Функции управления управленческой деятельностью ….. ….. …… ……. |
Шаг 4. В процессе обсуждения результатов работы в подгруппах выявляются общие черты и отличия в составе выполняемых в организациях различных видов функций.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Литература: [1; 2; 3; 4; 6; 11]
ТЕМА 4: законы организации
4.1. Вопросы для обсуждения:
1. Зависимости в организации, их виды, характер действия.
2. Особенности социальных законов.
3. Основополагающие законы и законы организации второго порядка.
4. Закон синергии и его содержание.
5. Закон развития и его действие на различных этапах жизненного цикла организации.
6. Действие закона самосохранения в организации.
7. Содержание закона информированности-упорядоченности.
8. Структура информационных потоков в организации.
9. Анализ и синтез в организации и их проявление в законе единства анализа и синтеза.
10. Закон гармонии (композиции-пропорциональности) и его связь с другими законами организации.
4.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. В чем суть закона синергии, почему его считают основным законом функционирования организации?
Задание 2. Какие меры необходимо применять в организации для реализации положительного синергетического эффекта?
Задание 3. Что такое закон самосохранения, и что общего между самосохранением живых организмов и организаций?
Задание 4. Объясните, в чем состоят наиболее существенные отличия между законами природы (например, в физике) и законами общества, в том числе организационными.
Задание 5. Сформулируйте, при каких условиях (в каких ситуациях) синергетический эффект может быть положительным, а при каких условиях отрицательным. Заполните таблицу 18.
Таблица 18
Условия проявления положительного и отрицательного синергетического эффекта
Положительный синергетический эффект |
Отрицательный синергетический и эффект |
1 |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Задание 6. В чем суть закона развития и что такое жизненный цикл организации? Нарисуйте схему жизненного цикла организации, подпишите названия стадий жизненного цикла.
Задание 7. Приведите примеры:
а) графической зависимости
б) табличной зависимости
в) словесной зависимости
г) формульной зависимости
Задание 8. Приведите примеры различных вариантов воздействия на организацию, стремящуюся к самосохранению, внутренних и внешних, позитивных и негативных факторов. Заполните таблицу 19.
Таблица 19
Примеры вариантов воздействия различных факторов на организацию
Варианты воздействия факторов |
Примеры |
1. Внутренние факторы действуют положительно, внешние - отрицательно |
|
2. Внутренние факторы действуют положительно, часть внешних - положительно, другая часть внешних - отрицательно |
|
3. Внутренние и внешние факторы действуют положительно |
|
4. Часть внутренних факторов действует положительно, часть - отрицательно, внешние факторы действуют положительно |
|
5. Часть внутренних факторов действует положительно, часть - отрицательно, внешние - отрицательно |
|
6. Внутренние и внешние факторы действуют отрицательно |
|
7. Часть внутренних факторов действует положительно, часть — отрицательно, часть внешних - положительно, другая часть внешних - отрицательно |
Задание 9. Найдите в данной условной организации (табл. 20) «слабые звенья» и укажите, что необходимо предпринять для решения проблем (количество продукта указано в условных единицах).
Таблица 20
Пропускная способность стадий производства и продвижения продукции в условной организации
Мощность (пропускная способность) стадии производства и продвижения продуктов: |
||||
Производство |
Складирование |
Транспорт |
Продажа |
|
Продукт 1 |
20 |
30 |
30 |
30 |
Продукт 2 |
50 |
30 |
50 |
50 |
Продукт 3 |
30 |
30 |
30 |
20 |
Продукт 4 |
40 |
40 |
20 |
40 |
Задание 10. Упорядочение потоков информации в некоторых организациях приводит к тому, что руководитель требует ежедневно предоставлять ему полный доклад о внешней и внутренней ситуации на одном листе бумаги. В чем положительные и отрицательные стороны такого подхода? Заполните таблицу 21.
Таблица 21
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Задание 11. Объясните, в чем состоят основные различия между информацией, входящей в организацию (входной) и исходящей (выходной).
Задание 12. Охарактеризуйте законы организации и заполните соответствующие графы таблицы 22:
Таблица 22
Характеристика законов организации
Наименование закона |
Сущность закона |
Пример проявления закона относительно любой социально-экономической системы |
1. Закон синергии |
||
2. Закон развития |
||
3. Закон самосохранения |
||
4. Закон единства анализа и синтеза |
||
5. Закон информированности-упорядоченности |
||
6. Закон гармонии |
Задание 13. Заполните недостающее в таблице 23:
Таблица 23
Характеристики управленческой информации
Характеристика |
Содержание |
Уровни |
1. Объем информации |
1. 2. 3. |
|
2. |
Соотношение между полезной и фоновой информацией |
1. 2. 3. |
3. |
Характеризует степень широты пользователей данной информацией |
1. 2. 3. |
4. Ценность информации |
1. 2. 3. |
|
5. Достоверность |
1. 2. 3. |
Задание 14. Определите связь между законом самосохранения и понятием адаптации организации.
Задание 15. Определите связь между понятием жизненного цикла организации и действием закона самосохранения.
4.3. Групповая аудиторная работа.
4.3.1. Источники информации
Цель работы: закрепление теоретических знаний по законам организации и приобретение навыков работы с различными источниками информации.
Задание: охарактеризовать возможности использования различных источников информации в организации.
Методические указания к проведению работы
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Например: туристская фирма, промышленное предприятие по производству обуви, ВУЗ, школа, медицинское учреждение и т.д.
Шаг 3. Работая в малых группах, студенты в течение 30-40 минут характеризуют источники информации, которые могут быть использованы соответствующей организацией. Данные могут быть занесены в соответствующую таблицу 24.
Шаг 4. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Таблица 24
Источники информации______________________________________
наименование предприятия
Наименование источника информации |
Характеристика источника информации |
Виды информации, которые дает источник |
1. Переговоры |
||
2. Выставки |
||
3. Презентации |
||
4. Интернет |
||
5. Радио, телевидение |
||
6. Печатная продукция |
4.4. Круглый стол по проблеме «Практика реализации основополагающих законов организации».
Цель работы: Закрепление теоретических знаний по законам организации и приобретение практических навыков по подбору материалов для сообщений и ведению дискуссий.
Предлагаемые темы для обсуждения:
- Основные составляющие синергетического эффекта в организации и пути их достижения.
- Основные направления обеспечения самосохранения организации.
- Возможные пути развития организации при данных условиях.
Методические указания к проведению круглого стола.
Шаг 1. По желанию студентов (по рекомендациям преподавателя) из учебной группы выбираются (назначаются) основные докладчики, которые делают сообщения по соответствующим законам.
Шаг 2. По каким-либо конкретным организациям, деятельность которых студенты уже анализировали в ходе выполнения практических работ по предыдущим темам курса, готовятся содоклады, выступления с конкретными рекомендациями.
Шаг 3. В течение 8-10 минут делаются основные доклады, преподаватели и студенты задают вопросы докладчику, затем в виде прений по основным докладам выстраиваются выступления содокладчиков и всех желающих в аудитории.
Шаг 4. Преподаватель (либо кто-то из основных докладчиков) подводя итоги круглого стола должен показать взаимосвязь основополагающих законов в организации, т.е. как законы могут работать развивая и дополняя друг друга, либо противоречить.
Шаг 5. Оценка работы осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Литература: [1; 7; 9; 11]
ТЕМА 5: Принципы организации.
5.1. Вопросы для обсуждения:
1. Принципы статической и динамической организации.
2. Принципы приоритета в статике организации.
3. Механизм реализации принципа приоритета цели.
4. Механизм реализации принципа приоритета персонала.
5. Принципы приоритета в динамике организации.
6. Основные этапы, процедуры и операции, входящие в состав процесса организации.
7. Принципы соответствия.
8. Механизм обеспечения непрерывности процесса организации.
9. Устойчивость организации и ее динамика.
10. Принципы рационализации.
5.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Цель работы: закрепление теоретических знаний по теме, выработка навыков анализа положительных и отрицательных сторон различного состояния организации в течение ее жизненного цикла.
Задание 1. Составить вопросы для самоконтроля по теме «Принципы организации», используя материалы лекций по дисциплине, учебников и учебных пособий, рефератов и др.
Задание 2. Составить глоссарий основных понятий по теме, используя материалы лекций, учебников и учебных пособий.
Задание 3. Перечислите положительные и отрицательные стороны динамических организаций, заполнив таблицу 25:
Таблица 25
Положительные и отрицательные стороны динамических организаций
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Задание 4. Перечислите положительные и отрицательные стороны статических организаций, заполнив таблицу 26:
Таблица 26
Положительные и отрицательные стороны статических организаций
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
Задание 5. Дополните недостающее в таблице:
Таблица 27
Характеристика принципов соответствия
Наименование принципа |
Содержание принципа |
1 |
2 |
1. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами |
|
2. |
У каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных |
3. |
Для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами |
4. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления |
|
5. Принцип прямоточности |
|
6. Принцип ритмичности |
|
7. |
Производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания |
8. |
Среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. |
Литература: [1; 7; 8; 9; 11]
ТЕМА 6: Коммуникации в организации.
6.1. Вопросы для обсуждения:
1. Коммуникация как явление и как процесс.
2. Характеристика элементов коммуникационного процесса.
3. Основные направления управленческих коммуникаций в организации.
4. Причины возникновения «шумов» в коммуникационном процессе.
5. Внутренне оперативные и внешне оперативные коммуникации.
6. Виды коммуникаций в организации и их классификация.
7. Коммуникация в малой группе и общественная коммуникация: общие и отличительные черты.
8. Характеристика ступеней противоречий.
9. Противоречия в организации и возможности возникновения конфликтов.
10. Противоречия в организации и их влияние на результаты деятельности.
6.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. Построить схему коммуникационного процесса между руководителем отдела маркетинга и специалистами по товарной политике и рекламе и показать, какие информационные потоки присутствуют в этом процессе.
Задание 2. Охарактеризовать достоинства и недостатки устной и письменной коммуникации. Данные занести в таблицу 28.
Таблица 28
Положительные и отрицательные характеристики устной и письменной коммуникации
Вид коммуникации |
Достоинства |
Недостатки |
Устная |
1. 2. 3. … |
1. 2. 3. … |
Письменная |
1. 2. 3. … |
1. 2. 3. … |
Задание 3. Составить деловое письмо-приглашение к партнерству.
Задание 4. Составить рекламное объявление о реализации товара (услуги).
Задание 5. Составить отчет о проделанной работе (торгового, рекламного агента, менеджера по реализации товара и т.п.).
Методические рекомендации к выполнению заданий 3-5:
При разработке документов следует акцентировать внимание на:
1. эмоциональном воздействии па пользователя;
2. краткости изложения;
3. сочетании тестов, графиков, таблиц и формул;
4. указании срока жизненного цикла документа;
5. идентификации документа;
6. соответствии документа организационной структуре, в которой он обрабатывается;
7. соответствии уровня изложения уровню потребителя документа;
8. наличии механизма обработки и ответа.
Задание 6. Восстановите пропущенные элементы в таблице классификации типов коммуникаций.
Таблица 29
Типы коммуникаций в организации
Наименование типа коммуникации |
Характеристика |
1. Внутриличностная коммуникация |
|
2. |
Небольшое количество людей собирается вместе для обсуждения какой-либо проблемы |
3. Межличностная коммуникация |
|
4. |
Посылающий информацию передает послание аудитории |
5. |
Структурированная коммуникация в пределах организации, непосредственно направленная на достижение целей организации |
6. |
Задание 7: Восстановите пропущенное в схеме коммуникаций.
Рис. 10. Направления коммуникаций в организации
6.3. Групповая аудиторная работа.
6.3.1. Практикующее упражнение «Оценка снизу вверх»
Цель работы: попрактиковаться в умении давать обратную связь своему преподавателю и понаблюдать за динамикой через коммуникационные барьеры. Дать возможность обучающемуся потренироваться и продемонстрировать технику активного слушания. Получить конструктивную обратную связь по читаемому курсу.
Процедура выполнения работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. Малые группы в отсутствии преподавателя формулируют (по состоянию на сегодняшний день) проблемы, вопросы и свои интересы, имеющие отношение к преподаванию изучаемого курса, и те, которые они хотели бы коммуницировать преподавателю (15-20 мин.).
Шаг 3. Малые группы выделяют из своего состава по одному выступающему и по одному наблюдателю для проведения общего обсуждения сформулированных проблем, вопросов и интересов. Выступающие вместе с наблюдателями докладывают результаты работы малой группы непосредственно преподавателю, без присутствия других ее членов (10-15 мин.).
Шаг 4. Пока представители малых групп, докладывают, остальные их участники обсуждают, как следовало бы провести обсуждение выдвинутых ими проблем и вопросов в классе, готовят себя к беспристрастному восприятию того, что может произойти в ходе общей дискуссии (10-15 мин.).
Шаг 5. Проводится общее обсуждение проблем в присутствии преподавателя. Выделенные от малых групп наблюдатели должны будут сделать свой комментарий после дискуссии (20-30 мин).
6.3.2. Деловое совещание как форма устной коммуникации
Цель работы: закрепление теоретических знаний по проблеме коммуникаций в организации и приобретение практических навыков проектирования работ и коммуникационных процессов в организацию
Задание: разработать сценарий проведения совещания.
Методические рекомендации к выполнению работы.
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются организации (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя), осуществляющие различные виды деятельности. Каждой подгруппе дается отдельное задание для разработки сценария. Например: совещание по итогам работы за прошедший год, по плану работы на будущий год и т.п.
Шаг 3. Студенты, работая в течение 30-40 минут в малых группах, определяют количество участников совещания, должности приглашенных, программу, регламент, время и место проведения совещания.
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Литература: [1; 3; 6; 9; 11; 12]
ТЕМА 7: Организационная культура.
7.1. Вопросы для обсуждения:
1. Организационная культура и порядок ее формирования
2. Идеальная и материальная культура организации.
3. Функции организационной культуры.
4. Проблемы, возникающие у руководителя при управлении коллективом с низкой организационной культурой.
5. Сильные и слабые культуры.
6. Статические и динамические культуры.
7. Влияние организационной культуры на регулирование организационных отношений на предприятии.
8. Факторы, влияющие на формирование организационной культуры компании.
9. Характеристика основных типов организационной культуры.
10. Потребности членов коллектива и их связь с культурой организации.
7.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Цель работы: закрепление теоретических знаний по проблеме организационной культуры и приобретение навыков оценки состояния культуры на основе психологических тестов.
Задание 1. Объясните, что такое «организационная культура»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Объясните, что такое «организационное поведение»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Перечислите ценности, исходя из которых действуют современные организации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4: Дополните недостающее в таблице 30.
Таблица 30.
Классификация организационных культур
Признак классификации |
Тип культуры |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1. Сила культуры |
1.1. 1.2. |
|
2. |
2.1. 2.2. |
Культуры, способные к быстрым и существенным изменениям |
3. |
3.1. 3.2. |
Динамичность культуры обусловлена только внешними импульсами |
4. Степень ориентированности |
4.1.Целенаправленные 4.2. |
|
5. |
5.1. 5.2. |
Культуры, обладающие способностью осуществлять культурный обмен |
Продолжение табл. 30
1 |
2 |
3 |
6. |
6.1. Конформистские 6.2.Конфронтационные |
|
7. Приоритетность интересов |
7.1. 7.2. |
|
8. |
8.1.Бюрократическая 8.2. Инновационная |
|
9. |
9.1.Интровертная 9.2. |
Задание 5: Используя данные психологического теста оценить культуру организации.
Тест
1. Когда Вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли Вы спросить прямо, без «обиняков»?
А. Да.
Б. Да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка.
В. Об этом не может быть и речи.
2. Часто ли Вы занимаетесь выяснением отношений в коллективе?
А. Да.
Б. Нет такой необходимости.
В. Никогда — выяснение отношений бесполезно.
3. Считаете ли Вы, что Ваши коллеги многое умалчивают из того, что Вам следовало бы знать?
А. Да.
Б. Не имею представления.
В. Я в курсе всех проблем.
4. Можете ли Вы откровенно говорить со своими коллегами о серьезных вещах?
А. Да.
Б. Не всегда, нужно выбрать подходящий момент.
В. В большинстве случаев нет.
5. Следите ли Вы в разговоре с коллегами за тем, чтобы Ваши формулировки были точными?
А. Да, я обдумываю свои слова.
Б. Нет, мы говорим прямо то, что думаем.
В. Высказываю свое мнение, но прислушиваюсь к чужому.
6. Когда Вы делитесь с коллегами своими проблемами, нет ли у Вас чувства, что тем самым Вы обременяете их?
А. Да, так часто бывает.
Б. Они, как правило, не вникают в мои проблемы.
В. Они всегда проявляют участие.
7. Принимаете ли Вы важные решения, касающиеся всего коллектива, не советуясь с другими?
А. Случается и так.
Б. Мы все обсуждаем, но последнее слово остается за мной.
В. Мы решаем и обдумываем все вместе.
8. Вы предпочитаете чаще делиться производственными проблемами с родными и близкими, чем с коллегами по работе?
А. Иногда это случается.
Б. Нет, свои производственные проблемы я обсуждаю с коллегами по работе.
В. С родными и близкими мы лучше понимаем друг друга.
9. Бывает ли так, что коллега разговаривает с Вами о делах, а Вы в это время думаете о чем-то другом?
А. Бывает и так.
Б. Нет, я всегда слушаю внимательно.
В. Если я чувствую, что рассеян, я стремлюсь сосредоточить свое внимание.
10. Пытаетесь ли Вы в разговоре прежде всего высказаться сами?
А. Непременно.
Б. Обычно даю возможность коллеге высказать все, что он хочет сказать.
В. Считаю, что диалог должен быть конструктивным.
Посчитайте количество набранных Вами баллов в зависимости от выбранных Вами вариантов ответа в соответствии с приведенной ниже таблицей:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
Б |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
В |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Если вы набрали от 10 до 15 очков, то у Вас не очень хороший микроклимат в коллективе и весьма натянутые отношения с коллегами. Нужно что-то изменить в Вашем окружении или в своем поведении, чтобы повысить организационную культуру?
Если у Вас от 16 до 22 очков, то Ваши отношения с коллегами по работе неплохие, обстановка достаточно благоприятная, но постарайтесь все-таки улучшить организационную культуру, чтобы закрепить достигнутое.
Если в Вашем активе от 23 до 30 очков, то у Вас в коллективе здоровая атмосфера и прекрасные отношения. Постарайтесь и впредь поддерживать организационную культуру в Вашей организации на том же уровне.
7.3. Групповая аудиторная работа студентов.
Практикующее упражнение « Организационная культура учебной группы»
Цель работы: научить студентов подмечать и формулировать составляющие содержания организационной культуры для ее описания в соответствующих терминах.
Процедура выполнения работы:
Шаг I. В течение 15—20 мин студенты индивидуально заполняют прилагаемую форму «Организационная культура».
Шаг II. В течение 30—40 мин в малых группах студенты составляют общий согласованный перечень позиций по каждому из пяти разделов прилагаемой формы.
Шаг III. В аудитории под руководством преподавателя обсуждаются и обобщаются позиции малых групп и в течение 15—20 мин. вырабатывается сводное для всей группы описание ее культуры.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
I. Важные разделяемые верования и предположения
1. ______________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________
И. Разделяемые вещи материального мира
1. ______________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________
III. Разделяемые выражения
1. ______________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________
IV. Разделяемые действия
1. ______________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________
V. Разделяемые мысли и чувства
1. ______________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________
Примечание. Сформулированные пп. 1—5 разделов I—V должны, с одной стороны, быть разделяемы большинством членов учебной группы и должны, с другой стороны, отличать данную группу от других, ей подобных.
Литература: [4; 6; 8; 11]
ТЕМА 8: Организационное проектирование.
8.1. Вопросы для обсуждения:
1. Значение и задачи организационного проектирования.
2. Стадии процесса организационного проектирования.
3. Методы организационного проектирования.
4. Основные параметры, определяющие выбор типа организационной структуры.
5. Основные методологические принципы проектирования.
6. Критерии оценки эффективности организационных решений.
7. Основные этапы организационного проектирования.
8. Этапы и методы процесса реорганизации.
9. Основные факторы, определяющие необходимость реорганизации предприятия.
10. Эффективность организационных изменений.
8.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1: Представьте в виде схемы последовательность и структуру выполняемых работ при проектировании организации, используя предложенные исходные данные:
1. Предпроектная подготовка.
2. Технический проект.
3. Внедрение организационного проекта.
4. Обоснование окончательного комплекса организационных решений при проектировании системы.
5. Проектирование организационной системы.
6. Обучение и психологическая подготовка персонала.
7. Разработка полного комплекта рабочей документации.
8. Проведение экспертизы проекта.
9. Ведение в действие новых положений об отделах и должностных инструкций.
10. Введение новых систем стимулирования труда.
11. Рабочий проект.
12. Внесение изменений в структуру предприятия и организационную структуру управления.
13. Комплексное обследование объекта проектирования.
14. Анализ внутренней среды организации.
15. Анализ деловой среды организации.
16. Анализ макроокружения предприятия.
Задание 2: Дайте характеристику основных этапов в развитии организации (табл. 31).
Таблица 31.
Основные этапы в развитии организации
Наименование этапа |
Характеристика этапа |
1. Будущее состояние |
|
2. Настоящее состояние |
|
3. Переходное состояние |
Задание 3: Перечислите конкретные ситуации, которые вызывают необходимость реформирования организационных систем (табл. 32).
Таблица 32.
Ситуации, вызывающие необходимость реформирования организационных систем
Наименование ситуации |
Описание основных положений и параметров ситуации |
1. |
|
2. |
Задание 4: Дополните недостающее в таблице 33.
Таблица 33.
Методы организационного проектирования
Наименование метода |
Характеристика метода |
1. Метод аналогий |
|
2. Экспертно-аналитический |
|
3. |
Выработка системы целей и подцелей организации и последующий анализ организационной системы с позиций их соответствия системе целей |
4. |
Разработка формализованных математических, графических моделей организационной системы |
Задание 5: Дополните недостающие элементы в схеме:
Рис. 11. Группы целей при проектировании организаций
8.3. Групповая аудиторная работа студентов.
8.3.1. Практикующее упражнение « Факторы проектирования организации »
Цель работы: приобрести практические навыки и умения по выявлению влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации.
Задание: Провести анализ внешнего окружения организации и ответить на следующие вопросы:
1. Какие компоненты внешней для организации среды необходимо исследовать?
2. Какие из этих компонентов являются наиболее и наименее важными?
3. Как исследуемые компоненты характеризуются с точки зрения предлагаемых заданием переменных?
4. Какая степень неопределенности среды больше соответствует анализируемой организации?
5. Какие типы организационной реакции соответствуют данной степени неопределенности внешней среды?
6. Что должно быть перепроектировано в организации для наиболее адекватного реагирования на существующее внешнее окружение?
Варианты задания:
а) группы исследуют одну и ту же организацию, обсуждаются и сравниваются их разные решения;
б) группы исследуют разные организации и затем сравнивают разные ситуации;
в) группы исследуют очень разные по природе и целям организации и затем разъясняют свои решения друг к другу.
Для работы используется прилагаемая матрица (рис. 12).
Методические рекомендации к выполнению работы:
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. Преподаватель предлагает малым группам одну и ту же или каждой группе разные организации для анализа. Возможен вариант, когда малые группы сами могут сделать выбор.
Шаг 3. В малых группах проводится анализ внеорганизационного окружения с точки зрения перемен, представленных в предлагаемой матрице (рис. 12). Обсуждается относительная важность каждого из компонентов внешней среды и степень ее неопределенности. Малые группы оформляют свое решение письменно.
Примечание. Анализируя динамику (как меняются факторы и компоненты внешней среды) и сложность (как много разных факторов и компонентов внешней среды влияют на организацию) внешней среды по числу, схожести и изменяемости факторов ее воздействия, студенты выбирают тот квадрант матрицы, в котором оказались отмеченными все три позиции. Соответственно низкая степень неопределенности среды будет требовать простых структурных решений, а высокая - наоборот, сложных. В умеренном варианте возможны структурные решения средней сложности.
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории и подводится итог занятию.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Рис. 12. Матрица степеней неопределенности внешней среды организации.
8.3.2. Практикующее упражнение «Совершенствование организационной структуры»
Цель работы: закрепление и углубление теоретических знаний по теме и выработка навыков анализа организационных структур управления организациями.
Задание: Провести сравнительный анализ существующего и предлагаемого вариантов организационных структур предприятия по следующим направлениям:
- тип структуры;
- распределение структурных подразделений по функциям управления;
- количество уровней управления;
- руководители высшего уровня управления (директор и его заместители): изменение общей численности, появление новых должностей, ликвидация должностей;
- закрепление структурных подразделений и отдельных работников за руководителями высшего уровня управления: количество подразделений в непосредственном подчинении; переподчинение подразделений и отдельных работников;
- общее количество структурных подразделений и численности отдельных работников;
- ликвидированные структурные подразделения;
- вновь созданные структурные подразделения.
Методические рекомендации к выполнению работы:
Шаг 1. Преподаватель формирует в учебной группе подгруппы по 3-5 человек для совместной работы.
Шаг 2. За подгруппами студентов закрепляются различные организации для анализа (либо по выбору студентов, либо по заданию преподавателя). Варианты заданий (существующий и предлагаемый вариант организационной структуры) приведены в приложении.
Шаг 3. Студенты, работая в течение 30-40 минут в малых группах, анализируют схемы существующей и предлагаемой организационных структур управления предприятиями и заполняют таблицы 34-36.
Шаг 4. Представители студенческих подгрупп докладывают результаты своей работы и совместно с преподавателем, другими студентами проводится обсуждение в аудитории. На основе проведенного анализа выделяются основные направления совершенствования организационных структур.
Шаг 5. Оценка работы в малых группах осуществляется преподавателем по 10-бальной системе с учетом детальности проработки вопроса, ясности изложения материала, точности формулировок и т.п.
Таблица 34
Характеристика организационной структуры управления предприятия
(сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)
Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) и непосредственно подчиненных им подразделений и работников |
|
Существующий вариант структуры |
Предлагаемый вариант структуры |
1. |
|
1.1. |
|
1.2. |
|
… |
|
2. |
|
2.1. |
|
2.2. |
|
… |
Таблица 35
Распределение подразделений предприятия между руководителями высшего уровня управления (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)
№ |
Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) |
Количество непосредственно подчиненных им подразделений и работников |
Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) |
Количество непосредственно подчиненных им подразделений и работников |
Существующий вариант структуры |
Предлагаемый вариант структуры |
|||
1. |
||||
2. |
||||
… |
||||
Всего |
Таблица 36
Функциональное распределение подразделений предприятия (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)
№ |
Наименование функций |
Количество должностей руководителей (директор и его заместители), подразделений и работников |
|
Существующий вариант структуры |
Предлагаемый вариант структуры |
||
1. |
Управление предприятием |
||
2. |
Маркетинг и продажи (сбыт) |
||
3. |
Управление производством |
||
4. |
Производство |
||
5. |
Экономика, финансы и бухгалтерия |
||
6. |
Управление персоналом |
||
7. |
Вспомогательные службы |
||
8. |
Другое |
Примечание: строка 1 «Управление предприятием» включает в себя руководителей всех уровней управления; строка 2 «Маркетинг и продажи (сбыт)» включает в себя функции, связанные с закупками и поставками; строка 3 «Управление производством» включает в себя функции, связанные непосредственно с планированием и управлением производственной деятельностью и процессами; строка 4 «Производство» включает в себя функции исследований, разработок, технологического сопровождения, обеспечения и собственно производства; строка 5 «Экономика, финансы и бухгалтерия» включает в себя функции проведения экономического анализа планирования, финансовых расчетов и бухгалтерского учета; строка 6 «Управление персоналом» включает в себя все функции, связанные с наймом, увольнением, обучением, социальным обеспечением персонала; строка 7 «Вспомогательные службы» включает в себя все функции внешнего и внутреннего обеспечения, непосредственно не связанные с процессом производства.
Литература: [1; 2; 6; 7; 10; 11]
ТЕМА 9: Современные формы организации бизнеса.
9.1. Вопросы для обсуждения:
11. Понятие интеграции организационных форм.
12. Современные формы организаций.
13. Вертикальная интеграция бизнеса.
14. Горизонтальная интеграция бизнеса.
15. Виды корпоративных организаций.
16. Финансово-промышленные группы.
17. Транснациональные компании.
18. Многомерные организации.
19. Интеллектуальные организации.
20. Формы интеграции науки с производством.
21. Достоинства транснациональных компаний.
22. Характерные признаки совместных предприятий.
23. Сетевые организации
24. Опыт Японии по созданию кейрэцу – эффективной формы интеграции бизнеса.
25. Опыт зарубежных стран по созданию, функционированию и развитию технополисов.
9.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. Перечислите причины роста числа организаций в России в 1990-е-2000-е гг.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 2. Перечислите причины интеграции организаций в более крупные структуры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Задание 3. Нарисуйте схему вертикально интегрированной компании
Рис. 13. Схема вертикально интегрированной компании
Задание 4. Дайте характеристику основных различий между вертикально интегрированной компанией и конгломератом.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 5. Перечислите основные свойства организации будущего.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 6. Объясните, что такое «организация с внутренними рынками».
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 7. Составить глоссарий основных понятий по теме, используя материалы лекций, учебников, учебных пособий.
Задание 8. Составить контрольные тесты для проверки знаний по теме, используя материалы лекций, учебников, учебных пособий.
Задание 9. Дополните недостающее в таблице 37.
Таблица 37
Виды корпоративных организаций
Вид организации |
Характеристика организации |
1. Холдинг |
|
2. Концерн |
|
3. |
Объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность |
4. Конгломерат |
|
5. |
Объединение технологически связанных между собой предприятий, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для другой |
6. Картель |
|
7. |
Объединение, выпускающее однородную продукцию, созданное для контроля над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли |
Задание 10.Охарактеризуйте виды сетевых организаций (табл. 38).
Таблица 38
Виды сетевых организаций
Вид организации |
Характеристика организации |
1 |
2 |
1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов |
Продолжение табл.38
1 |
2 |
2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами |
|
3.Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему |
|
4. Стратегические альянсы |
Литература: [1; 2; 6]
ТЕМА 10: Развитие организационно-управленческой мысли.
10.1. Вопросы для обсуждения:
1. Тенденции развития мировой экономической системы.
2. Развитие и совершенствование организационных систем.
3. Сущность контроллинга.
4. Виды и объекты контроллинга.
5. Понятие аудита организации.
6. Принципы аудита.
7. Объекты организационного аудита.
8. Основные принципы организационного аудита.
9. Технология проведения организационного аудита.
10. Особенности организационного аудита.
10.2. Задания для индивидуальной аудиторной работы студентов.
Задание 1. Дополните недостающее в схеме классификации видов аудита по уровням полноты (рис. 14).
Рис. 14. Классификация видов аудита по уровням полноты.
Задание 2. Составить контрольные вопросы для проверки знаний, используя материалы учебников, учебных пособий.
Задание 3. Составить кроссворд, используя основные термины и понятия данной темы дисциплины.
Задание 4. Дополните недостающее в схеме классификации видов аудита по направлению (рис. 15).
Рис. 15. Классификация видов аудита по направлению.
Задание 5. Дополните недостающее в таблице 39.
Таблица 39
Особенности проведения отдельных видов контроллинга
Виды контроля |
Параметры проведения контроля |
||||
Объект контроля |
Субъект контроля |
Связь с циклом основного производства |
Отношение к стандартам |
Направление контроля |
|
Административный |
Организация в целом |
Косвенная |
|||
Технологический |
Непосредственная |
Основа |
|||
Ревизия |
Финансово-хозяйственная деятельность организации |
На прошлые результаты |
|||
Аудит |
Система управления и производства |
Косвенная |
На прошлые результаты |
Литература: [6; 7; 8; 11]
Список литературы
1. Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367с.
2. Бондарь Н.П., Васюхин О.В., Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой (современная теория и практика). С-Пб.: Бизнес пресса, 2001 - 414с.
3. Большаков А.С. Менеджмент: Учебное пособие. С-Пб.: «Издательство «Питер», 2000. – 160с.
4. Дж.К. Лафта. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. М.: Русская Деловая литература, 1999. – 320с.
5. Менар Клод. Экономика организаций. Пер с франц. Под ред. А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 2000. - 160с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. – 558с.
7. Подлесных В.И. Теория организации: Учебник для вузов. С-Пб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. – 336с.
8. Пшеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. Курс лекций. М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2006. – 282 с.
9. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 320с.
10. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие (серия «Вопрос-ответ»). М.: ИНФРА-М, 2002. - 248с.
11. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2005. – 374с.
12. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003 – 128с.