Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «этносоциология» для студентов специальности «Социология» 020300
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Этнососциология» / Сост. С. А. Гришаева; гуу. – М., 2005. 9 сФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»
для студентов специальности
«Социология» - 020300
Москва - 2005 г.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
_______________________________________________________________________
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Утверждено
первым проректором ГУУ
проф. Ю.Л.Старостиным
____________________________
« » ________________ 200__ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»
для студентов специальности
«Социология» - 020300
МОСКВА 2005 г.
УДК
6Н1
Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Этнососциология» / Сост. С.А.Гришаева; ГУУ. – М., 2005. - 9 с.
С о с т а в и т е л ь
кандидат психологических наук, ассистент
С.А. Гришаева
О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р
заведующий кафедрой социологии и психологии управления
доктор психологических наук, профессор
В.Н. Князев
Р е ц е н з е н т
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной формы обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Этносоциология»
В рамках изучение данной дисциплины предусматривается:
чтение лекций, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов;
проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. А также проведения контрольных работ и выполнения домашнего задания (реферата) для оценки качества освоения дисциплины.
Кроме того, непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку домашнего задания (реферата) по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной формы обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 15 часов.
Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине «Этносоциология» осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса, а также в процессе проведения семинарских занятий в форме разбора конкретных ситуаций по обсуждаемой тематике.
Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).
Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета.
Данное методическое руководство к написанию контрольных работ и домашних заданий (рефератов) ставит своей задачей помочь студентам овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Этносоциология».
Основной целью изучения данной дисциплины является формирование системных знаний в области этносоциологии, формирование навыков проведения этносоциологических исследований, разрешения межэтнических конфликтов и навыков успешного межэтнического взаимодействия.
Тематика контрольных работ в настоящем руководстве составлена таким образом, что охватывает главные аспекты изучаемой дисциплины.
Освоение учебной дисциплины «Этносоциология» предполагает наличие общих представлений о социологии как науке, ее объекте, предмете, проблемном поле. В силу этого обстоятельства, данная дисциплина базируется на знаниях, которые студены, обучающиеся по специальности «Социология» получили при изучении дисциплины «Общая социология». Кроме того, для адекватного понимания материала, преподаваемого в рамках курса «Этносоциология», студенту необходимо иметь определенные познания в области социальной психологии, основ общей психологии и психологии личности, а также социологии культуры и социологии организаций. В то же время, знания, полученные студентом в рамках изучения курса «Этносоциология» могут пригодиться при изучении таких дисциплин, как: «Социология управления» и «Психология управления».
При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного и домашнего задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента.
Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Этносоциология» разработаны в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста – социолога.
2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Главная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы помочь студенту закрепить пройденный материал, приобрести навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения письменной контрольной работы, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).
Так как ответы на контрольные вопросы носят описательный характер, необходимо помнить, что описание должно быть полным, логически построенным и четким. Поверхностное изложение вопроса рассматривается как недостаток работы.
Домашнее задание (реферат) должен состоять из текстовой части и списка литературы. Он должен иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с принятыми правилами. Текст размещается на листах стандартного формата (А4), на одной стороне листа, с оставлением полей (25 мм слева, 15 мм справа). Текст должен быть четким и разборчивым. Произвольное сокращение слов не допускается. Все заимствованные данные сопровождаются ссылками на источники (постраничные или концевые сноски с соблюдением библиографических требований). Все цитаты и ссылки на других авторов, использованные в работе должны быть соответствующим образом оформлены. Прямое цитирование «берется» в кавычки, далее в квадратных скобках идет ссылка на источник (номер источника в списке литературы) и указывается номер страницы. Ссылки на исследователей и авторов литературы отмечаются указанием в квадратных скобках номера источника, в которых раскрывается содержание материала.
Объем реферата - не менее 0,5 печатного листа, т.е. 5 машинописных страниц через полтора интервала (или 20 - 30 страниц рукописного текста в зависимости от почерка). Желательно, чтобы реферат был выполнен на компьютере.
Домашняя работа (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.
Завершается подготовка домашнего задания (реферата) защитой, которая производится в присутствии учебной группы. В устном выступлении (3-5 минут) студент излагает суть своей работы и основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой, на которые требуется дать аргументированные ответы.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В соответствии с программой учебной дисциплины «Этносоциология» в рамках текущего контроля знаний студентов, предусматривается проведение контрольной работы и обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.
Контрольное задание проводится в письменной форме по теме: «Этносоциальные исследования и становление этносоциологии».
Образец письменной контрольной работы приводится ниже.
Контрольное задание.
Вариант 4
1. Л.Гумплович, Г.Лебон и Э.Фромм о национальном характере
2. «Инструменталистская» концепция нации
3. Какими путями, по Фрейду, шел процесс формирования коллективной национальной психологии?
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.
В соответствии с программой учебной дисциплины «Этносоциология» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.
Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.
Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.
В случае необходимости, студенты также могут воспользоваться представленным ниже перечнем примерных тем домашних заданий:
1. Основные сущностные черты этнократии.
2. Типы этнократии: человеконенавистнические (расизм, шовинизм), превращенные (национализм, сепаратизм, фундаментализм), латентные (этнизм, этнонигилизм, «национальный спазм».
3. Феномен национализма, источники национализма, типы национализма.
4. Проблема национализма в работах Н. Бердяева и И. Ильина.
5. Постсоветская российская научная мысль (Л. Дробижева, В Коротеева, А. Миллер).
6. Типы национализма, проявившие себя в России.
7. Сущность и формы межэтнических контактов.
8. Теории этнокультурного взаимодействия.
9. Причины и типология межэтнических конфликтов.
10. Стратегии предупреждения и разрешения межэтнических конфликтов.
11. Понятие толерантности.
12. Роль и функции толерантности в межэтническом взаимодействии.
13. Этническая идентичность и толерантность.
14. Проблемы взаимодействия культур.
15. Язык как этнический символ.
16. Историко-психологические предпосылки формирования русской народности.
17. Миграции русского этноса.
18. Российский менталитет и национальный характер.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. М., 2005
2. Арутюнян Ю.В. Испытание устойчивости нового политического сознания русских (этносоциологическое исследование), Этнографическое обозрение, 1994 г., №3, М., Наука
3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации, М., Юнити, 2002 г.
5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь, М., АСТ, 2003 г.
6. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2003
7. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах, под ред. Олкотт М.Б., Тишкова В.А. и Малашенко А., М., Моск. центр Карнеги, 1997 г.
8. Ионин Л.Г. Социология культуры, М., Логос, 1996 г.
9. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002
10. Лурье С.В. Историческая этнология, М., «Аспект – пресс», 1998 г.
11. Матвеева С.Я., Шляпентох В. Э., Страхи в России в прошлом и настоящем, Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2000 г.
12. Мнацаканян М.О. Нации и национализм: социология и психология национальной жизни, М., Юнити, 2004 г.
13. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии, С.-П., Речь, 2003 г.
14. Садохин А.П. Этнология. М., 2002
15. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности, М., Смысл, 1998 г.
16. Социально-культурный облик советских наций (по материалам этносоциологического исследования), М., «Наука», 1986 г.
17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003