Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «социология коммуникаций» для студентов специальности «Социология» 040201
СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной и очно-заочной форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций»ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
__________________________________________________________
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ»
для студентов специальности
«Социология» - 040201
МОСКВА 2007 г.
Составитель
кандидат психологических наук, доцент
О.А. Колосова
Ответственный редактор
заведующий кафедрой социологии и психологии управления
доктор психологических наук, профессор
В.Н. Князев
Обсуждена и одобрена
на заседании кафедры социологии и психологии управления
Протокол от « ___ »_____________ 200__ г., № ___
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной и очно-заочной форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций»
В рамках изучение данной дисциплины предусматривается:
чтение лекций, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов;
проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. А также проведения контрольных работ и выполнения домашнего задания (реферата) для оценки качества освоения дисциплины.
Кроме того, непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку домашнего задания (реферата) по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной формы обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 27 часов, для студентов очно-заочной формы обучения – в объеме 18 часов.
Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций» осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса.
Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).
Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета.
Данное методическое руководство к написанию контрольных работ и домашних заданий (рефератов) ставит своей задачей помочь студентам овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Социология коммуникаций». Основной целью изучения данной дисциплины является формирование системных знаний в области социологии коммуникаций и успешно усвоить материал, предусмотренный программой.
Тематика контрольных работ в настоящем руководстве составлена таким образом, что охватывает главные аспекты изучаемой дисциплины.
Эффективное освоение учебной дисциплины «Социология коммуникаций» требует наличия у студентов общих представлений о социологии как науке, ее объекте, предмете, проблемном поле. В силу этого обстоятельства, данная дисциплина базируется на знаниях, которые студены, обучающиеся по специальности «Социология» получили при изучении дисциплины «Общая социология». Кроме того, для адекватного понимания материала, преподаваемого в рамках курса «Социология коммуникаций», студенту необходимо иметь определенные познания в области социальной психологии, основ общей психологии и психологии личности.
При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного и домашнего задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента.
Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Социология коммуникаций» разработан в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста – социолога.
2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Главная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы помочь студенту закрепить пройденный материал, приобрести навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения трех письменных контрольных работ, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов). Содержание письменных контрольных работ меняется один раз в семестр.
Так как ответы на контрольные вопросы носят описательный характер, необходимо помнить, что описание должно быть полным, логически построенным и четким. Поверхностное изложение вопроса рассматривается как недостаток работы.
Домашнее задание (реферат) должен состоять из текстовой части и списка литературы. Он должен иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с принятыми правилами. Текст размещается на листах стандартного формата (А4), на одной стороне листа, с оставлением полей (25 мм слева, 15 мм справа). Текст должен быть четким и разборчивым. Произвольное сокращение слов не допускается. Все заимствованные данные сопровождаются ссылками на источники (постраничные или концевые сноски с соблюдением библиографических требований). Все цитаты и ссылки на других авторов, использованные в работе должны быть соответствующим образом оформлены. Прямое цитирование «берется» в кавычки, далее в квадратных скобках идет ссылка на источник (номер источника в списке литературы) и указывается номер страницы. Ссылки на исследователей и авторов литературы отмечаются указанием в квадратных скобках номера источника, в которых раскрывается содержание материала.
Объем реферата - не менее 1,2 печатного листа, т.е. 18 машинописных страниц через полтора интервала (или 20 - 30 страниц рукописного текста в зависимости от почерка). Желательно, чтобы реферат был выполнен на компьютере.
Домашняя работа (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.
Завершается подготовка домашнего задания (реферата) защитой, которая производится в присутствии учебной группы. В устном выступлении (10-20 минут) студент излагает суть своей работы и основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой, на которые требуется дать аргументированные ответы.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В соответствии с программой учебной дисциплины «Социология коммуникаций» в рамках текущего контроля знаний студентов, предусматривается проведение трех контрольных работ и обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.
Контрольное задание №1 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №1 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»:
· Тема 2. Социологические доминанты коммуникации. Системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы).
· Тема 3. Коммуникативное пространство и его организация.
· Тема 4. Типология коммуникаций. Межгрупповая и массовая коммуникации.
· Тема 5. Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации.
Образец письменной контрольной работы приводится ниже.
Контрольное задание №1.
Вариант 7
1. Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли.
2. Какие из истоков социальной коммуникации представляют непосредственный интерес для социологии коммуникации?
3. Укажите общие и отличительные черты в естественных и искусственных коммуникативных системах.
4. Понятие коммуникативного пространства и его организация
5. Понятие «ключевой коммуникатор». Укажите общие характеристики ключевого коммуникатора.
Контрольное задание №2 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №2 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»:
· Тема 6. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития
· Тема 7. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляций сознанием
· Тема 8. Информационные и психологические войны в системе массовой коммуникации. Инструментарий воздействия.
Образец письменной контрольной работы приводится ниже.
Контрольное задание №2.
Вариант 4
1. Каковы основные проблемы формирования информационного общества в России?
2. Каковы закономерности формирования аудитории СМИ?
3. Назовите специфические особенности INTERNET как средства массовой коммуникации.
4. Какие основные суггестивные технологии, применяются в ходе информационной войны?
5. Пропаганда, как один из методов ведения психологической войны.
Контрольное задание №3 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №3 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»:
· Тема 9. Понятие коммуникативной личности. Уровни организации коммуникации.
· Тема 10. Семиотический, лингвистический и металингвистический уровни организации коммуникации.
· Тема 11. Паралингвистический и синтетический уровни организации коммуникации.
· Тема 12. Современные технологии. Инструментарий воздействия.
Образец письменной контрольной работы приводится ниже.
Контрольное задание №3.
Вариант 6
1. Какие виды коммуникативных систем представлены на синтетическом уровне?
2. В чем суть двухступенчатой модели коммуникационной личности?
3. Каковы критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена?
4. Как понимается соотнесенность намеренного — ненамеренного, сознательного — бессознательного в невербальной коммуникации?
5. Каковы частные функции фонационных и кинетических средств?
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.
В соответствии с программой учебной дисциплины «Социология коммуникаций» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.
Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.
Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.
В случае необходимости, студенты также могут воспользоваться представленным ниже перечнем примерных тем домашних заданий:
1. Влияние средств массовой информации на современное общество.
2. Основные аспекты теории социальной коммуникации.
3. Основные направления исследований массовой коммуникации.
4. Коммуникация в современном обществе.
5. Формирование российской системы СМИ.
6. Эффективность средств массовой коммуникации.
7. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.
8. Механизмы воздействия на массовое сознание.
9. Средства массовой информации. Специфика передаваемой информации.
10.Политическая коммуникация в информационном обществе.
11.Особенности имиджа власти в России.
12. Методы психологической оценки влияния СМИ (газеты, журнала, программы и т.д.) на аудиторию.
13.Социально-психологический анализ влияния СМИ на имидж политика.
14.Международный опыт перехода к информационному обществу.
15.Пропаганда как специфический информационный процесс.
16.Стереотипы в общественном сознании.
17.Психологические эффекты СМИ.
18.Стереотип как средство распространения общественного мнения.
19.Пропаганда и манипуляция.
20. НЛП – технологии. Принципы эффективного общения.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.
2. Бландел Р. Эффективные бизнес - коммуникации: теория и практика в эпоху информации. Спб., 2000.
3. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
5. Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986
6. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 1998.
7. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб, 2001.
8. Гриняев С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999.
9. Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство -- путь к успеху. --СПб., 1997
10. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1996.
11. Дубицкая В. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М., 1998.
12. Душин И. и др. Выборы: технологии избирательных компаний. Харьков 1998.
13. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., 1997.
14. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. — М., 1997
15. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998
16. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб., 1997
17. Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия. М., 2000.
18. Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М., 1994
19. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997
20. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/д., 1986.
21. Межличностное общение. Учебник для Вузов . СПб, 2001.
22. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. — М., 1996
23. Михалъская А.К. Основы риторики. — М., 1996
24. Мицич П. Как проводить деловые беседы М., 1987.
25. Мухин А.А. Информационная война в России. М., Центр политической информации.2000.
26. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.
27. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М., 1990.
28. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2001.
29. Почепцов Г.Г. Информационные войны. — Киев, 1999
30. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века . киев, 2000
31. Почепцов Г.Г. Психологические/информационные операции. Киев, 1999
32. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.
33. Прикладная психология. Учебное пособие для Вузов. СПб, 2000.
34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология общения. СПб., 1999.
35. Реклама. Внушение и манипуляция. Самара. «БАХРАХ-М», 2001.
36. Сопер П. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 1995
37. Социология средств массовой информации. Под., ред. Буданцева Ю.П. М., 1991.
38. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! — М., 1996
39. Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. Ростов н/д.,. 1997.
40. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1984.
Дополнительная литература.
1. Айсмонтас Б.Б. Психология общения. М., 1996.
2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению. М., 1997.
3. Браим М.Н. Этика делового общения. Минск, 1996.
4. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1991.
5. Добрович Л. Общение: наука и искусство. М., 1996.
6. Доценко ЕЛ Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.
7. Искусство деловой презентации. Челябинск, 1998.
8. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 1993.
9. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
10. Курбатов В.И. Искусство управления общением. Ростов н/Д, 1997.
11. Курбатов В.И. как успешно провести переговоры. Ростов н/д., 1997.
12. Миримский Л.Ю., Мозговой А.М., Пашкевич Е.К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. Симферополь, 1996.
13. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. М., 1999.
14. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000.
15. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996.
16. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своих целей. Воронеж, 1991.
17. Рузевич Н.В. Логика и аргументация. М., 1997.
18. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М., 2000.
19. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. В кн.
20. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., СПбГУ, 1997.
21. Фишер Р. Подготовка к переговорам. М., 1996.
22. Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд. М., 1998.
23. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. М., 1992.
24. Чалдани Р. Психология влияния. Санкт-Петербург, 2000.
25. Честара Д. Деловой этикет. М.,1997.
26. Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.,2000.
27. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.
28. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992.
29. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса (пер., с анг). М., 1994.