Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «социология коммуникаций» для студентов специальности «Социология» 040201

СОДЕРЖАНИЕ: Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной и очно-заочной форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

__________________________________________________________

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИЙ»

для студентов специальности

«Социология» - 040201

МОСКВА 2007 г.

Составитель

кандидат психологических наук, доцент

О.А. Колосова

Ответственный редактор

заведующий кафедрой социологии и психологии управления

доктор психологических наук, профессор

В.Н. Князев

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры социологии и психологии управления

Протокол от « ___ »_____________ 200__ г., № ___

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Методические указания по выполнению контрольных работ разработаны для студентов специальности «Социология» -020300 очной и очно-заочной форм обучения и предназначены для промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций»

В рамках изучение данной дисциплины предусматривается:

чтение лекций, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов;

проведение семинарских занятий, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач. А также проведения контрольных работ и выполнения домашнего задания (реферата) для оценки качества освоения дисциплины.

Кроме того, непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку домашнего задания (реферата) по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной формы обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 27 часов, для студентов очно-заочной формы обучения – в объеме 18 часов.

Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине «Социология коммуникаций» осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов на понимание материала лекционного курса.

Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).

Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета.

Данное методическое руководство к написанию контрольных работ и домашних заданий (рефератов) ставит своей задачей помочь студентам овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины «Социология коммуникаций». Основной целью изучения данной дисциплины является формирование системных знаний в области социологии коммуникаций и успешно усвоить материал, предусмотренный программой.

Тематика контрольных работ в настоящем руководстве составлена таким образом, что охватывает главные аспекты изучаемой дисциплины.

Эффективное освоение учебной дисциплины «Социология коммуникаций» требует наличия у студентов общих представлений о социологии как науке, ее объекте, предмете, проблемном поле. В силу этого обстоятельства, данная дисциплина базируется на знаниях, которые студены, обучающиеся по специальности «Социология» получили при изучении дисциплины «Общая социология». Кроме того, для адекватного понимания материала, преподаваемого в рамках курса «Социология коммуникаций», студенту необходимо иметь определенные познания в области социальной психологии, основ общей психологии и психологии личности.

При подготовке и выполнению контрольных работ первым и наиболее важным шагом является внимательное изучение тех вопросов, которые затрагиваются в рассматриваемой теме. Поэтому для успешного выполнения контрольного и домашнего задания необходимо, прежде всего, хорошо понять формулировку темы, а затем обратиться к рекомендуемой основной и дополнительной литературе для последующего изучения в рамках самостоятельной работы студента.

Методические указания по выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине «Социология коммуникаций» разработан в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста – социолога.

2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.

Главная цель выполнения контрольной работы заключается в том, чтобы помочь студенту закрепить пройденный материал, приобрести навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения трех письменных контрольных работ, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов). Содержание письменных контрольных работ меняется один раз в семестр.

Так как ответы на контрольные вопросы носят описательный характер, необходимо помнить, что описание должно быть полным, логически построенным и четким. Поверхностное изложение вопроса рассматривается как недостаток работы.

Домашнее задание (реферат) должен состоять из текстовой части и списка литературы. Он должен иметь титульный лист, который оформляется в соответствии с принятыми правилами. Текст размещается на листах стандартного формата (А4), на одной стороне листа, с оставлением полей (25 мм слева, 15 мм справа). Текст должен быть четким и разборчивым. Произвольное сокращение слов не допускается. Все заимствованные данные сопровождаются ссылками на источники (постраничные или концевые сноски с соблюдением библиографических требований). Все цитаты и ссылки на других авторов, использованные в работе должны быть соответствующим образом оформлены. Прямое цитирование «берется» в кавычки, далее в квадратных скобках идет ссылка на источник (номер источника в списке литературы) и указывается номер страницы. Ссылки на исследователей и авторов литературы отмечаются указанием в квадратных скобках номера источника, в которых раскрывается содержание материала.

Объем реферата - не менее 1,2 печатного листа, т.е. 18 машинописных страниц через полтора интервала (или 20 - 30 страниц рукописного текста в зависимости от почерка). Желательно, чтобы реферат был выполнен на компьютере.

Домашняя работа (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.

Завершается подготовка домашнего задания (реферата) защитой, которая производится в присутствии учебной группы. В устном выступлении (10-20 минут) студент излагает суть своей работы и основные выводы. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с его работой, на которые требуется дать аргументированные ответы.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В соответствии с программой учебной дисциплины «Социология коммуникаций» в рамках текущего контроля знаний студентов, предусматривается проведение трех контрольных работ и обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.

Контрольное задание №1 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №1 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»:

· Тема 2. Социологические доминанты коммуникации. Системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы).

· Тема 3. Коммуникативное пространство и его организация.

· Тема 4. Типология коммуникаций. Межгрупповая и массовая коммуникации.

· Тема 5. Социальные и социально-психологические функции массовой коммуникации.

Образец письменной контрольной работы приводится ниже.


Контрольное задание №1.

Вариант 7

1. Как проявляются в реальной коммуникации категории социального статуса и коммуникативной роли.

2. Какие из истоков социальной коммуникации представля­ют непосредственный интерес для социологии коммуникации?

3. Укажите общие и отличительные черты в естественных и искусственных коммуникативных системах.

4. Понятие коммуникативного пространства и его организация

5. Понятие «ключевой коммуникатор». Укажите общие характеристики ключевого коммуникатора.


Контрольное задание №2 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №2 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»:

· Тема 6. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития

· Тема 7. Манипулятивный потенциал СМИ. Технологии манипуляций сознанием

· Тема 8. Информационные и психологические войны в системе массовой коммуникации. Инструментарий воздействия.

Образец письменной контрольной работы приводится ниже.


Контрольное задание №2.

Вариант 4

1. Каковы основные проблемы формирования информационного общества в России?

2. Каковы закономерности формирования аудитории СМИ?

3. Назовите специфические особенности INTERNET как средства массовой коммуникации.

4. Какие основные суггестивные технологии, применяются в ходе информационной войны?

5. Пропаганда, как один из методов ведения психологической войны.


Контрольное задание №3 проводится в письменной форме и предлагается в десяти вариантах , в зависимости от численного состава учебной группы. В состав контрольной работы №3 вошли основные вопросы по следующим ключевым темам дисциплины «Социология коммуникаций»:

· Тема 9. Понятие коммуникативной личности. Уровни организации коммуникации.

· Тема 10. Семиотический, лингвистический и металингвистический уровни организации коммуникации.

· Тема 11. Паралингвистический и синтетический уровни организации коммуникации.

· Тема 12. Современные технологии. Инструментарий воздействия.

Образец письменной контрольной работы приводится ниже.


Контрольное задание №3.

Вариант 6

1. Какие виды коммуникативных систем представлены на синтетическом уровне?

2. В чем суть двухступенчатой модели коммуникационной личности?

3. Каковы критерии оценки коммуникативной личности как социального феномена?

4. Как понимается соотнесенность намеренного — ненаме­ренного, сознательного — бессознательного в невербальной коммуникации?

5. Каковы частные функции фонационных и кинетических средств?


4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.

В соответствии с программой учебной дисциплины «Социология коммуникаций» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.

Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.

Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.

В случае необходимости, студенты также могут воспользоваться представленным ниже перечнем примерных тем домашних заданий:

1. Влияние средств массовой информации на современное общество.

2. Основные аспекты теории социальной коммуникации.

3. Основные направления исследований массовой коммуникации.

4. Коммуникация в современном обществе.

5. Формирование российской системы СМИ.

6. Эффективность средств массовой коммуникации.

7. Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций.

8. Механизмы воздействия на массовое сознание.

9. Средства массовой информации. Специфика передаваемой информации.

10.Политическая коммуникация в информационном обществе.

11.Особенности имиджа власти в России.

12. Методы психологической оценки влияния СМИ (газеты, журнала, программы и т.д.) на аудиторию.

13.Социально-психологический анализ влияния СМИ на имидж политика.

14.Международный опыт перехода к информационному обществу.

15.Пропаганда как специфический информационный процесс.

16.Стереотипы в общественном сознании.

17.Психологические эффекты СМИ.

18.Стереотип как средство распространения общественного мнения.

19.Пропаганда и манипуляция.

20. НЛП – технологии. Принципы эффективного общения.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.

2. Бландел Р. Эффективные бизнес - коммуникации: теория и практика в эпоху информации. Спб., 2000.

3. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

5. Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986

6. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М., 1998.

7. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб, 2001.

8. Гриняев С.Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999.

9. Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство -- путь к успеху. --СПб., 1997

10. Добрович А. Общение: наука и искусство. М., 1996.

11. Дубицкая В. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М., 1998.

12. Душин И. и др. Выборы: технологии избирательных компаний. Харьков 1998.

13. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., 1997.

14. Зарецкая Е.Н. Логика речи для менеджера. — М., 1997

15. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуника­ции. — М., 1998

16. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга ме­неджера PR. — СПб., 1997

17. Кабаченко Т.С. «Методы психологического воздействия. М., 2000.

18. Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М., 1994

19. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997

20. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/д., 1986.

21. Межличностное общение. Учебник для Вузов . СПб, 2001.

22. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффек­ты. — М., 1996

23. Михалъская А.К. Основы риторики. — М., 1996

24. Мицич П. Как проводить деловые беседы М., 1987.

25. Мухин А.А. Информационная война в России. М., Центр политической информации.2000.

26. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.

27. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека – как книгу. М., 1990.

28. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 2001.

29. Почепцов Г.Г. Информационные войны. — Киев, 1999

30. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века . киев, 2000

31. Почепцов Г.Г. Психологические/информационные операции. Киев, 1999

32. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

33. Прикладная психология. Учебное пособие для Вузов. СПб, 2000.

34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология общения. СПб., 1999.

35. Реклама. Внушение и манипуляция. Самара. «БАХРАХ-М», 2001.

36. Сопер П. Основы искусства речи. — Ростов-на-Дону, 1995

37. Социология средств массовой информации. Под., ред. Буданцева Ю.П. М., 1991.

38. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! — М., 1996

39. Фрюминг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата. Практикум делового общения. Ростов н/д.,. 1997.

40. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1984.

Дополнительная литература.

1. Айсмонтас Б.Б. Психология общения. М., 1996.

2. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению. М., 1997.

3. Браим М.Н. Этика делового общения. Минск, 1996.

4. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1991.

5. Добрович Л. Общение: наука и искусство. М., 1996.

6. Доценко ЕЛ Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

7. Искусство деловой презентации. Челябинск, 1998.

8. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 1993.

9. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.

10. Курбатов В.И. Искусство управления общением. Ростов н/Д, 1997.

11. Курбатов В.И. как успешно провести переговоры. Ростов н/д., 1997.

12. Миримский Л.Ю., Мозговой А.М., Пашкевич Е.К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. Симферополь, 1996.

13. Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми. М., 1999.

14. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000.

15. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. М., 1996.

16. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своих целей. Воронеж, 1991.

17. Рузевич Н.В. Логика и аргументация. М., 1997.

18. Самоукина Н.В. Экстремальная психология. М., 2000.

19. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. В кн.

20. Психологические проблемы самореализации личности. СПб., СПбГУ, 1997.

21. Фишер Р. Подготовка к переговорам. М., 1996.

22. Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд. М., 1998.

23. Франс К. Аргументация, коммуникация и ошибки. М., 1992.

24. Чалдани Р. Психология влияния. Санкт-Петербург, 2000.

25. Честара Д. Деловой этикет. М.,1997.

26. Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.,2000.

27. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.

28. Шмит Р. Искусство общения. М., 1992.

29. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса (пер., с анг). М., 1994.

Скачать архив с текстом документа