Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей: 080105 Финансы и кредит
СОДЕРЖАНИЕ: Финансы и кредит, 080109 – Бухгалтерский учет и аудит, 080507 – Менеджмент организации, 080504 Государственное и муниципальное управление, 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 – «Связи с общественностью»САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Калининградский ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ФАКУЛЬТЕТ экономики и управления
Кафедра экономики
Экономическая теория
Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальностей:
080105 – Финансы и кредит,
080109 – Бухгалтерский учет и аудит,
080507 – Менеджмент организации,
080504 Государственное и муниципальное управление,
100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»,
030602 – «Связи с общественностью»
Калининград
2010
Методические указания рекомендованы к изданию
кафедрой экономики.
Протокол № 2 от 11 ноября 2009 г.
А.А. Котенко. Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей: 080105 – Финансы и кредит, 080109 – Бухгалтерский учет и аудит, 080507 – Менеджмент организации, 080504 Государственное и муниципальное управление, 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 – «Связи с общественностью».
СОДЕРЖАНИЕ
[1]
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Индекс потребительских цен, % к пред. периоду |
184,4 |
136.50 |
120.20 |
118.60 |
115.10 |
112.00 |
111.70 |
110.90 |
109.00 |
111.90 |
Денежная база (широкое определение), % к пред. периоду[2] |
- |
- |
- |
140.10 |
132.80 |
155.30 |
124.30 |
122.40 |
141.50 |
133.70 |
Денежная масса М2, % к пред. периоду |
- |
157.50 |
161.50 |
139.70 |
132.40 |
150.50 |
135.80 |
138.60 |
148.80 |
147.50 |
Рисунки.
Рисунками называется приводимые в курсовой работе чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки.
Рисунки располагаются после текста, в котором они упоминались первый раз. На все рисунки должны быть ссылки в работе.
Все рисунки должны иметь название, которое помещается под ним. Если к рисунку приводится поясняющие данные, то его название указывается под пояснениями.
Перед названием рисунка пишется Рис., ставится номер этого рисунка, а затем его название.
Пример :
Формулы и уравнения
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строки.
Формулы и уравнения нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках с правой стороны. Нумерация является сквозной в пределах всей курсовой работы.
Значение символов и буквенных обозначений, используемых в формулах, необходимо объяснять непосредственно под формулой, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где».
Пример :
ИПЦ=IL = (2),
где Pt – цены периода t;
P0 – цены базисного года;
q0 – продукция базисного года.
Цитаты и ссылки
Ссылки на источники даются в том случае, если приводится цитата или пересказывается мысль автора.
Сноски могут оформляться либо указанием номера используемого источника по списку литературы и номера страницы, на которой расположена цитата, например (8, 46); либо приведением ссылки на источник внизу той страницы, на которой содержится цитата. Например: «В России социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись силами юристов и были направлены на приращение научного знания о праве»1 .
______________________________
Лапаева В.В. Социология права. – Москва: Норма, 2000. – С18.
Ссылка на газетную или журнальную статью: Петров В.И. Совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. - 2001, №7. С.84. Если же один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, его полные данные приводятся только первый раз, а затем пишется: Там же. – С. 52.
В случае, если приходится цитировать ту же книгу на других страницах курсовой работы, указывается только фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ.соч.». Например: Лапаева В.В. Указ.соч. – С. 25. Если в курсовой работе содержится изложение точки зрения автора без цитирования, то при оформлении сноски перед фамилией автора или названием источника пишут: См.: Лапаева В.В. Указ.соч. – С. 25.
Как правило, нумерация подстраничных сносок является сквозной в пределах всей курсовой работы.
Ссылки на разделы, таблицы и рисунки оформляются указанием на их порядковый номер. Например, в параграфе 2.1., на рис.4, в табл. 6, по формуле (2), в приложении 1.
4. Оценка курсовой работы
Если работа не соответствует основным требованиям, она возвращается без рецензирования.
За курсовые работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Форма отзыва на курсовую работу с оценками представлена в приложении 5. В случае неудовлетворительной оценки студент обязан написать новую работу, либо переделать ее в соответствии с указанием рецензента. К новой работе студент обязан приложить рецензию на первую работу и первую работу.
При затруднениях выбора темы и ее изложения рекомендуется использовать консультации преподавателей, место и время проведения которых устанавливаются в соответствии с графиком консультаций.
К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому cтуденту, можно отнести:
1.Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.
2.Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.
3.Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.
4.Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.
5.Курсовая работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей.
6.При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргументации и логики рассуждений, изложения взгляда автора.
7.Отсутствуют сноски на действующие нормативные акты (если используются устаревшие учебники), откуда и переносят эти нормативные акты.
8. Не следует подчеркивать слова и выражения, выделяя их другим шрифтом, использовать разноцветные фломастеры, разукрашивать обложки и страницы делать виньетки и рисунки.
9. Не следует писать текст от первого лица: «Я думаю…». Текст пишется либо от второго лица множественного числа (мы думаем, мы проанализировали), либо безлично (было проанализировано…, показано…, и т.п.). Личное же мнение автор может изложить при устной защите курсовой работы.
5. Порядок защиты курсовой работы
Получив письменную рецензию или отзыв, обучающийся должен внимательно изучить ее и подготовиться к защите работы. Оценка за работу выставляется после защиты.
Зашита курсовой работы обучающимся проводится в установленные сроки. Сама защита подразделяется на несколько этапов. Вначале обучающийся должен изложить, (в течение 5-7 минут) содержание работы, охарактеризовать использованную литературу, сформулировать основные выводы по теме. Затем он должен дать полные и обоснованные ответы на все замечания руководителя и заданные ему вопросы. Оценка за курсовую работу выставляется с учетом ее качества и результатов ее защиты.
Обучающиеся, не предоставившие в установленный срок курсовые работы или не защитившие их по неуважительной причине считаются не допущенными до сдачи экзаменов.
Приложение 1
Тематика курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»
1. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.
2. Развитие форм стоимости и появление денег.
3. Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования.
4. Формы конкуренции: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.
5. Практическое применение теории эластичности.
6. Теории фирмы.
7. Сущность, факторы и показатели экономического роста.
8. История первоначального накопления капитала в разных странах.
9. Сущность и виды издержек.
10. Человеческий капитал фирмы.
11. Макроэкономическая теория: зарождение, эволюция, современное состояние
12. Система национального счетоводства: теоретические основы, принципы построения, формы счетов, российские счета
13. ВВП и ВНП: реальные и номинальные, динамика, показатели эффективности (на примере России)
14. Предложение денег и банковская мультипликация: теория, система мультипликаторов, их расчет для современной России
15. Анализ динамики денежных агрегатов, скорости обращения денег и мультипликаторов денежной системы России
16. Современные инфляционные процессы в России
17. Теоретический анализ социально-экономических последствий инфляции и антиинфляционная политика
18. Модель открытой экономики Манделла-Флеминга и ее практическое использование
19. Основы теоретического анализа налогообложения: основные принципы, налоговые теории, современные проблемы
20. Финансовая система: сущность, структура, функции, финансовые инновации
21. Финансовые активы, финансовые рынки и финансовые посредники: сущность, функции, инновации.
22. Современные демографические проблемы и экономическая теория
23. Устойчивое развитие в меняющемся мире как проблема экономической теории
24. Проблема бедности в современной экономической теории
25. Теоретический анализ безработицы
26. Стратегия инновационного прорыва: теория, факторы и сценарии инновационного развития России на перспективу
27. Экономический рост, ресурсосбережение и экология
28. Национальные модели смешанных экономик: сравнительный анализ.
29. Частная собственность: преимущества и недостатки. Тенденция и перспективы ее развития в России.
30. Преобразование собственности при переходе к рыночной экономике.
31. Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.
32. Изменение функций коммерческих банков под влиянием изменений конъюнктуры российской экономики.
33. Динамика ссудного процента и факторы ее определяющие.
34. Принцип «невидимой руки» и государственного вмешательства: сравнительный анализ.
35. Общественные блага: особенности спроса и предложения.
36. Структурная динамика сбережений населения в экономике России.
37. Потребление в национальной экономике.
38. Инвестиционный процесс в современной России.
39. Банковская система и регулирование рынка
40. Особенности современной денежно-кредитной политики в России
41. Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия.
42. Государственный долг: причины, структура, последствия
43. Особенности становления и развития российского рынка ценных бумаг
44. Инфраструктура государственного регулирования занятости
45. Макроэкономическая политика в условиях кризисной экономики
46. Структура налоговой системы: национальные особенности и тенденции развития
47. Бюджетный дефицит и инфляционный налог
48. Экономические границы государственного вмешательства в систему регулирования рыночных связей
49. Регулирование дифференциации, структуры и уровня доходов
50. Анализ платежного баланса в России
Приложение 2
Калининградский институт экономики
Факультет экономики и социального управления
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине « Экономическая теория»
На тему : «Экономический рост: сущность,
показатели и факторы»
Выполнил:
Студент 1 курса, дневного отделения,
группа № _______
Архипов Евгений Дмитриевич
Научный руководитель:
Кандидат экономических наук
Котенко А.А.
Калининград
2009
Приложение 3
Примерный план курсовой работы на тему
«Современные инфляционные процессы в экономике России»
Содержание
Введение............................... Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования понятия инфляции............................................ 5
1.1. Теории инфляции в истории экономической мысли........................... 5
1.2. Сущность, виды и измерение инфляции Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Причины и последствия инфляции...................................................... 15
Глава 2. Современные инфляционные процессы в экономике России.............................................................................. 20
2.1. Анализ монетарных факторов инфляции.......................................... 20
2.2. Анализ немонетарных факторов инфляции...................................... 25
Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики................................................................................................... 30
3.1. Сущность и инструменты антиинфляционной политики................. 30
3.2. Основные направления снижения уровня инфляции в России....... 35
Заключение.............................................................................................. 40
Список литературы........................................................................... 42
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… . 43
Приложение 4
Введение
В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. – в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономике. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к гиперинфляции.
Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. на потребительские товары они увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада (стагнации) при высоком уровне инфляции.
В 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9%, а в 1997 г. – до 11%. В дальнейшим предполагалось уменьшить ее до 9,1% к 1998 г., до 7,2 – к 1999 г. и до 6,6% – к 2000 г. Однако финансовый кризис в августе 1998 г. привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.
В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция по снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. В 2006г. денежным властям впервые за весь период реформ удалось достичь «однозначной» величины инфляции на уровне 9%. Однако в 2007г. значение инфляции увеличилось (11,9%) по сравнению с предыдущим годом – впервые после 1998 г. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, является ли рост инфляции в прошлом году единичным фактом или это изменение тенденции, ставящее под сомнение осмысленность выбора «таргетирования инфляции» в качестве основной цели денежно-кредитной политики? Во-вторых, каковы причины, факторы, механизмы ускорения роста цен в России? В-третьих, какие меры антиинфляционной политики нужно реализовать и насколько они отличаются от фактически осуществляемых или предлагаемых органами государственного управления?
В этих условиях несомненный научный и практический интерес вызывает необходимость теоретического изучения такого экономического явления как инфляция, выявления причин, вызывающих рост цен в экономике, обоснования мероприятий управления инфляционными процессами в России.
Сложность и многоплановость исследуемой проблемы, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа предопределили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.
Основной целью курсовой работы является изучение современных инфляционных процессов в России, а также формулирование институциональных мер борьбы с инфляцией.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
- проследить эволюцию взглядов на процесс инфляции в экономической науке;
- изучить сущность понятия инфляции и методы ее измерения;
- рассмотреть факторы инфляционных процессов;
- исследовать социально-экономические последствия инфляции;
- проанализировать динамику современных инфляционных процессов в России и выявить их причины;
- выработать общеэкономические и институциональных рекомендации по совершенствованию государственного регулирования и ограничения инфляционного роста цен в России.
Предмет исследования составляют причины, виды, последствия проявления инфляции в России.
Объектом исследования является инфляция как социально-экономическое явление.
Теоретической основой настоящего исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, публикации периодических и специализированных изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященные проблемам инфляции, а также программные документы Правительства РФ.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы статистики РФ, Министерства Финансов, Министерства экономического развития и торговли РФ, данные академических научно-исследовательских институтов, периодической печати.
В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также статистические методы. В совокупности они позволили обеспечить достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Приложение 5
ОТЗЫВ
на курсовую работу студента
Ф.И.О. студента ___________________________________группа___________
Тема ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оценка курсовой работы
№ |
Качественные характеристики работы |
Макс. балл |
Факт. балл |
I |
Оценка работы по формальным критериям: |
5,0 |
|
1. |
Соблюдение сроков сдачи работы |
0,7 |
|
2. |
Наличие правильно оформленного плана |
0,7 |
|
3. |
Наличие в тексте сносок и гиперссылок |
0,7 |
|
4. |
Правильность цитирования |
0,7 |
|
5. |
Наглядность и качество иллюстративного материала |
0,7 |
|
6. |
Правильность оформления основного содержания работы |
0,8 |
|
7. |
Правильность оформления списка литературы |
0,7 |
|
II |
Оценка работы по содержанию: |
5,0 |
|
1. |
Актуальность проблематики |
0,4 |
|
2. |
Логическая структура работы и ее отражение в плане |
0,4 |
|
3. |
Глубина рубрикации и сбалансированность разделов |
0,4 |
|
4. |
Качество введения (указание предмета, цели, задач, базы, методов исследования) |
0,6 |
|
5. |
Соответствие содержания заявленной теме, раскрытие темы |
0,8 |
|
6. |
Логическая связь между разделами |
0,4 |
|
7. |
Степень самостоятельности в изложении, творческий подход к рассматриваемой проблеме |
1,0 |
|
8. |
Качество заключения (умение делать выводы) |
0,6 |
|
9. |
Использование новейшего фактологического и статистического материала |
0,4 |
|
III |
Оценка защиты курсовой работы: |
5 |
|
1. |
Выступление: обоснование выбора темы, ее актуальность; обзор и характеристика использованных источников; краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом; выводы и рекомендации; соответствие регламенту. |
3 |
|
2. |
Верные ответы на основную часть вопросов |
2 |
Итоговая оценка представляет собой среднее арифметическое из трех выше представленных оценок.
Оценка за Курсовую работу _____________________________________________________
«____» ______________200__ года к.э.н. Котенко Алена Анатольевна
[1] Составлено на основе данных Госкомстата – www.gsk.ru, Центрального банка – www.cbr.ru
[2] Официальные данные об объеме денежной базы в широком определении публикуются с 2001 г.