Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей: 080105 Финансы и кредит

СОДЕРЖАНИЕ: Финансы и кредит, 080109 – Бухгалтерский учет и аудит, 080507 – Менеджмент организации, 080504 Государственное и муниципальное управление, 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 – «Связи с общественностью»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Калининградский ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

ФАКУЛЬТЕТ экономики и управления

Кафедра экономики

Экономическая теория

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальностей:

080105 – Финансы и кредит,

080109 – Бухгалтерский учет и аудит,

080507 – Менеджмент организации,

080504 Государственное и муниципальное управление,

100103 – «Социально-культурный сервис и туризм»,

030602 – «Связи с общественностью»

Калининград

2010

Методические указания рекомендованы к изданию

кафедрой экономики.

Протокол № 2 от 11 ноября 2009 г.

А.А. Котенко. Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальностей: 080105 – Финансы и кредит, 080109 – Бухгалтерский учет и аудит, 080507 – Менеджмент организации, 080504 Государственное и муниципальное управление, 100103 – «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 – «Связи с общественностью».

СОДЕРЖАНИЕ

[1]

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Индекс потребительских цен, % к пред. периоду

184,4

136.50

120.20

118.60

115.10

112.00

111.70

110.90

109.00

111.90

Денежная база

(широкое определение),

% к пред. периоду[2]

-

-

-

140.10

132.80

155.30

124.30

122.40

141.50

133.70

Денежная масса М2,

% к пред. периоду

-

157.50

161.50

139.70

132.40

150.50

135.80

138.60

148.80

147.50

Рисунки.

Рисунками называется приводимые в курсовой работе чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки.

Рисунки располагаются после текста, в котором они упоминались первый раз. На все рисунки должны быть ссылки в работе.

Все рисунки должны иметь название, которое помещается под ним. Если к рисунку приводится поясняющие данные, то его название указывается под пояснениями.

Перед названием рисунка пишется Рис., ставится номер этого рисунка, а затем его название.

Пример :


Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения оставляется по одной свободной строки.

Формулы и уравнения нумеруются арабскими цифрами в круглых скобках с правой стороны. Нумерация является сквозной в пределах всей курсовой работы.

Значение символов и буквенных обозначений, используемых в формулах, необходимо объяснять непосредственно под формулой, в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где».

Пример :

ИПЦ=IL = (2),

где Pt – цены периода t;

P0 – цены базисного года;

q0 – продукция базисного года.

Цитаты и ссылки

Ссылки на источники даются в том случае, если приводится цитата или пересказывается мысль автора.

Сноски могут оформляться либо указанием номера используемого источника по списку литературы и номера страницы, на которой расположена цитата, например (8, 46); либо приведением ссылки на источник внизу той страницы, на которой содержится цитата. Например: «В России социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись силами юристов и были направлены на приращение научного знания о праве»1 .

______________________________

Лапаева В.В. Социология права. – Москва: Норма, 2000. – С18.

Ссылка на газетную или журнальную статью: Петров В.И. Совершенствование межбюджетных отношений // Финансы. - 2001, №7. С.84. Если же один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, его полные данные приводятся только первый раз, а затем пишется: Там же. – С. 52.

В случае, если приходится цитировать ту же книгу на других страницах курсовой работы, указывается только фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ.соч.». Например: Лапаева В.В. Указ.соч. – С. 25. Если в курсовой работе содержится изложение точки зрения автора без цитирования, то при оформлении сноски перед фамилией автора или названием источника пишут: См.: Лапаева В.В. Указ.соч. – С. 25.

Как правило, нумерация подстраничных сносок является сквозной в пределах всей курсовой работы.

Ссылки на разделы, таблицы и рисунки оформляются указанием на их порядковый номер. Например, в параграфе 2.1., на рис.4, в табл. 6, по формуле (2), в приложении 1.

4. Оценка курсовой работы

Если работа не соответствует основным требованиям, она возвращается без рецензирования.

За курсовые работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Форма отзыва на курсовую работу с оценками представлена в приложении 5. В случае неудовлетворительной оценки студент обязан написать новую работу, либо переделать ее в соответствии с указанием рецензента. К новой работе студент обязан приложить ре­цензию на первую работу и первую работу.

При затруднениях выбора темы и ее изложения рекомендуется использовать консультации преподавателей, место и время проведения которых устанавливаются в соответствии с графиком консультаций.

К числу основных недостатков, которые следует учесть каждому cтуденту, можно отнести:

1.Отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций.

2.Нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечет­кие формулировки, оговорки, грамматические ошибки.

3.Отсутствие четкости в определении основного содержания курсовой работы.

4.Излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями автора.

5.Курсовая работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, пересказ одной-двух журнальных статей.

6.При анализе конкретных социальных явлений в рамках исследуемой проблемы используются лишь крайне полярные оценки, нет серьезной аргу­ментации и логики рассуждений, изложения взгляда автора.

7.Отсутствуют сноски на действующие нормативные акты (если исполь­зуются устаревшие учебники), откуда и переносят эти нормативные акты.

8. Не следует подчеркивать слова и выражения, выделяя их другим шрифтом, использовать разноцветные фломастеры, разукрашивать обложки и страницы делать виньетки и рисунки.

9. Не следует писать текст от первого лица: «Я думаю…». Текст пишется либо от второго лица множественного числа (мы думаем, мы проанализировали), либо безлично (было проанализировано…, показано…, и т.п.). Личное же мнение автор может изложить при устной защите курсовой работы.

5. Порядок защиты курсовой работы

Получив письменную рецензию или отзыв, обучающийся должен внима­тельно изучить ее и подготовиться к защите работы. Оценка за рабо­ту выставляется после защиты.

Зашита курсовой работы обучающимся проводится в установленные сроки. Сама защита подразделяется на несколько этапов. Вначале обучающийся должен изложить, (в течение 5-7 минут) содержание работы, охарактеризовать использованную литературу, сформулировать основные вы­воды по теме. Затем он должен дать полные и обоснованные ответы на все замечания руководителя и заданные ему вопросы. Оценка за курсо­вую работу выставляется с учетом ее качества и результатов ее защиты.

Обучающиеся, не предоставившие в установленный срок курсовые рабо­ты или не защитившие их по неуважительной причине считаются не допущенными до сдачи экзаменов.

Приложение 1

Тематика курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»

1. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

2. Развитие форм стоимости и появление денег.

3. Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования.

4. Формы конкуренции: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.

5. Практическое применение теории эластичности.

6. Теории фирмы.

7. Сущность, факторы и показатели экономического роста.

8. История первоначального накопления капитала в разных странах.

9. Сущность и виды издержек.

10. Человеческий капитал фирмы.

11. Макроэкономическая теория: зарождение, эволюция, современное состояние

12. Система национального счетоводства: теоретические основы, принципы построения, формы счетов, российские счета

13. ВВП и ВНП: реальные и номинальные, динамика, показатели эффективности (на примере России)

14. Предложение денег и банковская мультипликация: теория, система мультипликаторов, их расчет для современной России

15. Анализ динамики денежных агрегатов, скорости обращения денег и мультипликаторов денежной системы России

16. Современные инфляционные процессы в России

17. Теоретический анализ социально-экономических последствий инфляции и антиинфляционная политика

18. Модель открытой экономики Манделла-Флеминга и ее практическое использование

19. Основы теоретического анализа налогообложения: основные принципы, налоговые теории, современные проблемы

20. Финансовая система: сущность, структура, функции, финансовые инновации

21. Финансовые активы, финансовые рынки и финансовые посредники: сущность, функции, инновации.

22. Современные демографические проблемы и экономическая теория

23. Устойчивое развитие в меняющемся мире как проблема экономической теории

24. Проблема бедности в современной экономической теории

25. Теоретический анализ безработицы

26. Стратегия инновационного прорыва: теория, факторы и сценарии инновационного развития России на перспективу

27. Экономический рост, ресурсосбережение и экология

28. Национальные модели смешанных экономик: сравнительный анализ.

29. Частная собственность: преимущества и недостатки. Тенденция и перспективы ее развития в России.

30. Преобразование собственности при переходе к рыночной экономике.

31. Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.

32. Изменение функций коммерческих банков под влиянием изменений конъюнктуры российской экономики.

33. Динамика ссудного процента и факторы ее определяющие.

34. Принцип «невидимой руки» и государственного вмешательства: сравнительный анализ.

35. Общественные блага: особенности спроса и предложения.

36. Структурная динамика сбережений населения в экономике России.

37. Потребление в национальной экономике.

38. Инвестиционный процесс в современной России.

39. Банковская система и регулирование рынка

40. Особенности современной денежно-кредитной политики в России

41. Финансово-кредитные кризисы: сущность, причины, последствия.

42. Государственный долг: причины, структура, последствия

43. Особенности становления и развития российского рынка ценных бумаг

44. Инфраструктура государственного регулирования занятости

45. Макроэкономическая политика в условиях кризисной экономики

46. Структура налоговой системы: национальные особенности и тенденции развития

47. Бюджетный дефицит и инфляционный налог

48. Экономические границы государственного вмешательства в систему регулирования рыночных связей

49. Регулирование дифференциации, структуры и уровня доходов

50. Анализ платежного баланса в России

Приложение 2

Калининградский институт экономики

Факультет экономики и социального управления

Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Экономическая теория»

На тему : «Экономический рост: сущность,

показатели и факторы»

Выполнил:

Студент 1 курса, дневного отделения,

группа № _______

Архипов Евгений Дмитриевич

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук

Котенко А.А.

Калининград

2009

Приложение 3

Примерный план курсовой работы на тему

«Современные инфляционные процессы в экономике России»

Содержание

Введение............................... Ошибка! Закладка не определена.

Глава 1. Методологические и теоретические основы исследования понятия инфляции............................................ 5

1.1. Теории инфляции в истории экономической мысли........................... 5

1.2. Сущность, виды и измерение инфляции Ошибка! Закладка не определена.

1.3. Причины и последствия инфляции...................................................... 15

Глава 2. Современные инфляционные процессы в экономике России.............................................................................. 20

2.1. Анализ монетарных факторов инфляции.......................................... 20

2.2. Анализ немонетарных факторов инфляции...................................... 25

Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики................................................................................................... 30

3.1. Сущность и инструменты антиинфляционной политики................. 30

3.2. Основные направления снижения уровня инфляции в России....... 35

Заключение.............................................................................................. 40

Список литературы........................................................................... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… . 43

Приложение 4

Введение

В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. – в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономике. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к гиперинфляции.

Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. на потребительские товары они увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада (стагнации) при высоком уровне инфляции.

В 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфля­ции до 21,9%, а в 1997 г. – до 11%. В дальнейшим предполагалось уменьшить ее до 9,1% к 1998 г., до 7,2 – к 1999 г. и до 6,6% – к 2000 г. Однако финансовый кризис в августе 1998 г. привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.

В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последовательной поли­тики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция по снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. В 2006г. денежным властям впервые за весь период реформ удалось достичь «однозначной» величины инфляции на уровне 9%. Однако в 2007г. значение инфляции увеличилось (11,9%) по сравнению с предыдущим годом – впервые после 1998 г. В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, является ли рост инфляции в прошлом году единичным фактом или это изменение тенденции, ставящее под сомнение осмысленность выбора «таргетирования инфляции» в качестве основной цели денежно-кредитной политики? Во-вторых, каковы причины, факторы, механизмы ускорения роста цен в России? В-третьих, какие меры антиинфляционной политики нужно реализовать и насколько они отличаются от фактически осуществляемых или предлагаемых органами государственного управления?

В этих условиях несомненный научный и практический интерес вызывает необходимость теоретического изучения такого экономического явления как инфляция, выявления причин, вызывающих рост цен в экономике, обоснования мероприятий управления инфляционными процессами в России.

Сложность и многоплановость исследуемой проблемы, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и анализа предопределили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Основной целью курсовой работы является изучение современных инфляционных процессов в России, а также формулирование институциональных мер борьбы с инфляцией.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:

- проследить эволюцию взглядов на процесс инфляции в экономической науке;

- изучить сущность понятия инфляции и методы ее измерения;

- рассмотреть факторы инфляционных процессов;

- исследовать социально-экономические последствия инфляции;

- проанализировать динамику современных инфляционных процессов в России и выявить их причины;

- выработать общеэкономические и институциональных рекомендации по совершенствованию государственного регулирования и ограничения инфляционного роста цен в России.

Предмет исследования составляют причины, виды, последствия проявления инфляции в России.

Объектом исследования является инфляция как социально-экономическое явление.

Теоретической основой настоящего исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, публикации периодических и специализированных изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров, посвященные проблемам инфляции, а также программные документы Правительства РФ.

Эмпирическую базу исследования составили материалы Федеральной службы статистики РФ, Министерства Финансов, Министерства экономического развития и торговли РФ, данные академических научно-исследовательских институтов, периодической печати.

В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также статистические методы. В совокупности они позволили обеспечить достоверность экономического анализа и обоснованность выводов.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Приложение 5

ОТЗЫВ

на курсовую работу студента

Ф.И.О. студента ___________________________________группа___________

Тема ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка курсовой работы

Качественные характеристики работы

Макс. балл

Факт. балл

I

Оценка работы по формальным критериям:

5,0

1.

Соблюдение сроков сдачи работы

0,7

2.

Наличие правильно оформленного плана

0,7

3.

Наличие в тексте сносок и гиперссылок

0,7

4.

Правильность цитирования

0,7

5.

Наглядность и качество иллюстративного материала

0,7

6.

Правильность оформления основного содержания работы

0,8

7.

Правильность оформления списка литературы

0,7

II

Оценка работы по содержанию:

5,0

1.

Актуальность проблематики

0,4

2.

Логическая структура работы и ее отражение в плане

0,4

3.

Глубина рубрикации и сбалансированность разделов

0,4

4.

Качество введения (указание предмета, цели, задач, базы, методов исследования)

0,6

5.

Соответствие содержания заявленной теме, раскрытие темы

0,8

6.

Логическая связь между разделами

0,4

7.

Степень самостоятельности в изложении, творческий подход к рассматриваемой проблеме

1,0

8.

Качество заключения (умение делать выводы)

0,6

9.

Использование новейшего фактологического и статистического материала

0,4

III

Оценка защиты курсовой работы:

5

1.

Выступление: обоснование выбора темы, ее актуальность; обзор и характеристика использованных источников; краткое изложение содержания работы в соответствии с ее планом; выводы и рекомендации; соответствие регламенту.

3

2.

Верные ответы на основную часть вопросов

2

Итоговая оценка представляет собой среднее арифметическое из трех выше представленных оценок.

Оценка за Курсовую работу _____________________________________________________

«____» ______________200__ года к.э.н. Котенко Алена Анатольевна


[1] Составлено на основе данных Госкомстата – www.gsk.ru, Центрального банка – www.cbr.ru

[2] Официальные данные об объеме денежной базы в широком определении публикуются с 2001 г.

Скачать архив с текстом документа