Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»

СОДЕРЖАНИЕ: Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол №3 от 18. 10. 2005 г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики


Кафедра « Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса»

И.Ю. Левитина

Экономика предприятия

Методические указания
по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 060800

«Экономика и управление на предприятии

(в сфере сервиса)»

Санкт-Петербург

2006

Одобрены на заседании кафедры «Экономика и управление предприятием сервиса», протокол № 3 от 18.10.2005 г.

Утверждены Методическим Советом по специальности 060800, протокол № 4 от 29.10.2005 г.

.

Экономика предприятия. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006. – 43 с.

Составители: канд. экон. наук, доцент И.Ю. Левитина

Рецензенты: канд. экон. наук, доцент Е.Е. Шарафанова;

канд. экон. наук, доцент Е.В. Ялунер

Научный редактор: д-р экон. наук, профессор В.Н. Соловьев

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2006 г.

Содержание

[1] – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (брэнднэйм). Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. При заключении контракта франшизополучатель должен, как правило, уплатить разовый или вступительный взнос (первоначальный платеж) за франчайзинговый пакет (франшизу), в который входят многочисленные компоненты: услуги по дизайну, право пользования торговой маркой, рекламный оригинал-макет, консультационные услуги, оборудование, мебель, аксессуары, услуги по контролю, учебные и обучающие материалы, вознаграждение за помощь в управлении, меню, диалоговые консультации (оперативные подсказки), справочное руководство, рекламные материалы, плата за возможность продления контракта, программное обеспечение, посуда, плата за услуги предварительного заказа, передача ноу-хау, услуги по организации офиса и др.

Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса, делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти), сумма которых оговаривается во франчайзинговом договоре (контракте). Работая под определенным контролем он, тем не менее, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность и остается независимым участником бизнеса. Франчайзи может быть предпринимателем без образованию юридического лица (ПБОЮЛ) или юридическим лицом.[2]

5.2. Определение суммы инвестиций на создание
нового бизнеса

5.2.1. Определение величины инвестиций
на формирование основных средств предприятия

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды (ОФ) – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество, используемое для производственной деятельности, со сроком службы более 1 года. К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь и прочее.

Расчет необходимых средств для приобретения основных фондов заключается в определении количества необходимого оборудования и составления сметы затрат на его приобретение (см. табл. 4).

Таблица 4

Пример расчета стоимости основных фондов

Вид ОФ

Кол-во, шт.

Цена за 1 шт., тыс. руб.

Стоимость, тыс. руб.

сервер

2

60

120

мини АТС с телефонными аппаратами

1

30

30

персональные ЭВМ

46

25

1150

факс

5

4

20

принтер

4

5

20

сканер

1

5

5

рабочее место

16

5

80

учебное место

30

2

60

машина

1

75

75

оборудование для кухни

1

10

10

Итого

1570

5.2.2. Определение величины инвестиций
на формирование нематериальных активов предприятия

К нематериальным активам относятся авторские права всех видов, приобретенные за плату патенты, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией (в нашем случае – первый взнос за франшизу), земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы (возникающие у учредителей расходы до момента создания предприятия, например, консультационные услуги, юридические, оплата расходов по учреждению и т.п.) и репутация фирмы (возникает при покупке целых действующих предприятий в виде превышения покупной стоимости фирмы над стоимостью ее имущества).

Таблица 5

Пример расчета стоимости нематериальных активов

вид нематериальных активов

стоимость, тыс. руб.

организационные расходы

8+6=14

франшиза

10+10=20

итого

34

5.2.3. Определение величины инвестиций
на формирование оборотных средств предприятия

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятия необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

В элементы ОС входят:

1. Запасы, в том числе:

1.1. Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо, тара, запчасти для ремонта оборудования и т.п.).

1.2. Затраты на незаконченную продукцию (незавершенное производство, т.е. продукция, находящаяся на различных стадиях процесса обработки).

1.3. Расходы будущих периодов (затраты на освоение новых видов продукции и услуг, плата вносимая авансом за коммунальные услуги и аренду, подписку, абонементное обслуживание и пр.).

1.4. Готовая продукция (изделия, законченные производством и сданные на склад готовой продукции, а также товары в пути и товары для перепродажи).

2. Налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета

3. Денежные средства и расчеты – денежные средства в кассе и на счетах в банках,

4. Дебиторская задолженность (то, что должны предприятию покупатели и заказчики и т.п.);

5. Краткосрочные финансовые вложения (приобретение краткосрочных ценных бумаг, вклад денег на краткосрочные депозиты и т.п.).

Для предварительных расчетов и обоснования величины оборотных средств можно оценить экспертно величину каждого элемента оборотных средств исходя из того, сколько средств необходимо потратить до момента получения первых доходов (таблица 7), так как по условия создание запасов определяется в сумме, равной плановому нормативу, необходимо определить нормативы запасов товаров, комплектующих, инструмента, запасных частей (таблица 6).

Норма запаса – это величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов товарно-материальных ценностей. Она обычно устанавливается в днях и показывает, на сколько в среднем дней имеется на складе запаса данного вида.

Норматив запаса – это минимально необходимая сумма денежных средств, необходимая для создания запаса, обеспечивающего нормальный производственный процесс. Нормативы рассчитываются на каждый конкретный период (год, квартал) по каждому элементу нормируемых оборотных средств. После этого определяется суммарный норматив оборотных средств. Норматив фактически показывает стоимость запаса в среднем за период и определяется выражением
Нэ=(Оэ/Т)

где Нэ – норматив элемента оборотных средств, руб.;

Оэ – расход данного элемента запаса за плановый период, руб.

Т – длительность планового периода, дни;

Оэ/Т – среднесуточный расход данного элемента запаса, руб./день;

– норма запаса по данному элементу, дни.

Норма запаса учитывает время пребывания запаса в текущем (Т ), страховом (С ) и прочих видах (П ) запасов:=Т +С +П (5.3.12)

Текущий запас – основной вид запаса. Он определяет величину всей нормы запаса и предназначается для питания производства между двумя очередными поставками. Его величина представляет собой половину среднего интервала между поставками Т=1/2 Твзв , где Твзв – средневзвешенный фактический интервал между поставками.

Страховой (гарантийный) запас – второй по величине вид запаса. Он создается для обеспечения бесперебойного течения производства в случаях возможных задержек поставок. Прочие виды запаса создаются в особых случаях (превышение времени доставки груза над временем доставки платежных документов, необходимость подготовки материалов к производству, если имеется сезонный характер поставок либо сезонный характер потребления).

Таблица 6

Пример расчета норматива запаса

Виз запаса

Расход в год (тыс.руб.)

Интервал между поставками (дни)

Среднедневной расход (тыс. руб)

Норма запаса (дни)

Норматив запаса (тыс.руб.)

товары

720*6=

=4320

60

4320/360=12

60/2+6=36

12*36= =432

комплектующие

10800

30

30

21

630

инструменты и запчасти

5760

180

16

96

1536

итого

2598

Таблица 7

Пример расчета потребности в оборотных средствах:

элемент оборотных средств

стоимость, тыс. руб.

запасы (из таблицы 4.2.3.1.):

2596

дебиторская задолженность (предоплата за аренду помещений)

500+10*6=560

денежные средства:

- ремонт помещений

50+10*10=150

- рекламная компания

(10+6)+(15+10)+5*6=71

- обучение и сертификация персонала

(5+10)*10+6=900

- на непредвиденные расходы

6*2=12

итого

4291

5.3. Формирование баланса предприятия и определение источников финансирования инвестиций

Чтобы начать бизнес, необходимо определить стартовые затраты, необходимые для формирования имущества создаваемого предприятия и источники их формирования.

Активы (имущество предприятия) состоят из 2 частей: оборотный и внеоборотный капитал. Внеоборотный капитал – это имущество предприятия со сроком службы не менее 12 месяцев, он включает в себя нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство. Оборотный капитал показан во втором разделе баланса предприятия. Пассивы (источники формирования имущества предприятия) бывают собственные и заемные. При создании нового предприятия обычно имущество формируется частично за счет взносов учредителей, а недостающая сумма (активы – уставный капитал) – за счет кредиторской задолженности.

Таблица 8

Структура баланса предприятия

Актив

Сумма, тыс. руб.

Пассив

Сумма, тыс. руб.

1.Внеоборотные активы

1604

3. Капитал и резервы

2804

Нематериальные активы

34

Уставный капитал

2804

Основные средства

1570

Добавочный капитал

Незавершенное

Резервный капитал

Строительство

Фонды специального

Доходные вложения в

назначения

материальные ценности

Целевые

Долгосрочные

финансирование и

финансовые вложения

поступления

Прочие внеоборотные активы

Нераспределенная прибыль

2. Оборотные активы

4291

Непокрытый убыток

Запасы

2598

Дебиторская задолженность

260

Краткосрочные финансовые вложения

4. Долгосрочные обязательства

2659

Денежные средства

1133

5. Краткосрочные

432

Прочие оборотные активы

обязательства

Баланс

5895

Баланс

5895

В нашем случае уставный капитал формируется за счет взносов 2 учредителей – первый дает основные фонды, второй деньги. (2804 тыс.руб.)

Пример расчета потребности в заемном капитале:

Нематериальные активы – 34 тыс.руб.

Основные фонды – 1570 тыс.руб.

Оборотные средства – 2491 тыс.руб.

Итого активы создаваемого предприятия – 5895 тыс.руб.

Пассивы создаваемого предприятия = активам = 5895 тыс.руб.

Уставный капитал – 2804 тыс.руб.

Кредиторская задолженность 5895-2804=3091 тыс.руб.

Так как по условию закупка товаров осуществляется на условиях товарного кредита со сроком 1 месяц, то краткосрочная кредиторская задолженность составит 432 тыс.руб. Следовательно в банке необходимо просить 3091-432=2659 тыс.руб.

5.4. Расчет экономической эффективности.

Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.

Под словами Вложение капитала понимают вложения средств в:

1. Основные фонды предприятия (покупка оборудования, земли, строительство).

2. Нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки).

3. Долгосрочные финансовые вложения (вложения в другие предприятия – покупка акций, займы, в развитие дочерних фирм).

4. Увеличение величины оборотного капитала (увеличение запасов, расходы на подготовку и освоение нового производства, увеличение дебиторской задолженности).

Вложения средств в увеличение величины оборотного капитала необходимо отличать от единовременных затрат, финансируемых из свободного остатка денежных средств без увеличения общей величины оборотного капитала. Эти затраты являются текущими затратами на производство.

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение между затратами и результатами, рассчитанными исходя из целей его участников. Различают “Эффект” и “Эффективность”. Эффект – это производственный или социальный результат расходования ресурсов, полученный в течение определенного периода. Эффективность – это величина результата на единицу осуществленных затрат.

Существуют разные методы оценки эффективности инвестиций: статический, динамический (с учетом времени поступления доходов и расходов), сравнительный (на основе сравнения приведенных затрат).

В данном случае нам необходимо использования статический метод оценки. Его используют для грубой и быстрой оценки (без учета изменения стоимости денег во времени) на ранних стадиях разработки и выбора проектов. Определяют следующие показатели:

- чистый доход ЧД= ЧП-К

где ЧП – чистая прибыль (net benefit) от реализации данного проекта за период эксплуатации проекта (если проект реализуется на действующем предприятии, то это прирост прибыли, связанный с данным проектом);

К – сумма капитальных вложений, инвестиций (investment).

- индекс доходности (коэффициент benefit cost ratio ) – количество рублей прибили, полученное на 1 рубль вложенных инвестиций

ИД = ЧП / К,

- срок окупаемости (pay back) т.е. число лет от момента получения первых доходов от продаж, необходимых для того, чтобы чистая прибыль сравнялась с величиной инвестиций

Ток = К / ЧП ср.год

где ЧПср.год = ЧП / Т – среднегодовая чистая прибыль (yearly net benefit),

Т – Число лет эксплуатации проекта.

Пример расчета:

Таблица 9

Расчет финансовых результатов, тыс.руб.

1 год

2 год

3-5 год

Доход

(2+10)*1000

=12000

12000*(1+

(6+1*5)/100)

=16200

16200

Расход

10*1000+558,5=

10558,5

13000+558,5

=13558,5

10*1000*

(1+6*5/100)=13000

Превышение доходов над расходами

12000-10558,5=

1441,5

2641,5

3200

ЕНВД

15%*1441,5=216,2

396,2

480

Чистая прибыль

1441,5-216,2=1225,3

2245,3

2720


Так как по условию задачи предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то оно платит единый налог на вмененный доход по ставке 15% от суммы превышения доходов над расходами. В расходы первого и второго года работы включаются проценты по кредиту (15+6)% *2659=558,5 тыс.руб.

ЧП ср.год.=(1225,3+2245,3+2720*3)/5=2326,1 тыс.руб в год

Т = 5 лет

К = 5895 тыс.руб.

ЧД = 2326,1*5-5895=5735,6 тыс.руб.

ИД = 2326,1*5/5895=2 руб./руб.

Ток = 5895/2326,1= 2,5 года

5.5. Определение текущих расходов

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновение обязательств. Расходы предприятия можно классифицировать по различным признакам:

1. По влиянию на формирование прибыли:

1.1. Выплачиваемые из выручки (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

1.2. Включаемые в себестоимость продукции по элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда (включая ЕСН – единый социальный налог), амортизация, прочие затраты); их общую величину необходимо определить исходя из списка затрат;

1.3. Относимые на финансовые результаты

1.3.1. операционные расходы (связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, предоставлением за плату прав на использование интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, расходы на оплату услуг кредитных организаций и т.п.); в нашем случае отнесем к ним расчетно-кассовое обслуживание банка;

1.3.2. внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных другим убытков, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы дебиторской задолженности по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы и суммы уценки активов, некоторые налоги); в нашем случае отнесем к ним прочие налоги и сборы;

1.3.3. проценты к уплате; его рассчитаем исходя из величины планируемого кредита и установленной процентной ставки;

1.4. Налог на прибыль и аналогичные платежи; в нашем случае это будет единый налог по упрощенной системе налогообложения;

1.5. Расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли.

Эта классификация необходима для правильного определения величины чистой прибыли (см. п. 4.7)

2. По принадлежности к определенному виду продукции

2.1. Прямые (четко идентифицируются с конкретным видом продукции);

2.2. Косвенные (нельзя точно сказать к какому изделию и какая часть этих расходов относится, поэтому их распределение либо вовсе не производится, либо производится пропорционально некоторому выбранному за основу показателю, например, пропорционально прямым расходам, зарплате, трудоемкости и т.п.).

Эта классификация необходима для составления калькуляции и определения себестоимости единицы товара (продукта, услуги).

Себестоимость продукции (п 2.2 классификации) – представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для определения полных затрат на производство и реализацию продукции составляют смету по элементам затрат. Состав элементов затрат одинаков для всех предприятий, однако его можно детализировать за счет деления элементов на более мелкие:

- материальные затраты (сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов; покупные изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо; энергия; затраты на закупку товаров для перепродажи и т.п.);

- затраты на оплату труда (основная и дополнительная заработная плата, а также ЕСН – единый социальный налог и отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев);

- амортизация;

- прочие расходы.

Амортизация – это постепенный перенос стоимости амортизируемых основных фондов (ОФ) и нематериальных активов на стоимость готовой продукции. Амортизируемыми являются ОФ, которые используются для производства продукции, работ, услуг, стоимостью более установленной суммы (на 2004 г – 10 тыс. руб.), остальные ОФ полностью амортизируются при передаче их в эксплуатацию. Существуют разные способы начисления амортизации, однако самый распространенный линейный

Агод лин = ОФбалн = ОФбал * На

где Агод – годовая сумма амортизации; ОФбал – балансовая стоимость ОФ; Тн – нормативный срок службы; На – норма амортизации

Пример расчета смет прямых, управленческих, коммерческих затрат и итоговой сметы затрат приведен в таблице 4.5.1.

3. По зависимости от объемов производства

3.1. Условно-переменные (растут пропорционально выпуску продукции, однако в расчете на 1 шт. не изменяются);

3.2. Условно-постоянные (не изменяются с ростом объемов производства, поэтому при увеличении количества в расчете на одну штуку уменьшаются).

Эта классификация необходима для планирования расходов при увеличении выпуска продукции.

Пример: в данной задаче переменная часть расходов совпадает с суммой прямых расходов (см. табл.4.5.1) и равна 18675,2 тыс.руб. Остальные 23113,9-18675,2=4438,7 тыс.руб. не зависят от количества изделий и являются условно-постоянными. При планируемом увеличении выпуска продукции на 15% общая сумма расходов составит 18675,2+18675,2*15%+4438,7=26115,2 тыс.руб.


Таблица 10

Смета текущих расходов на базовый год, тыс.руб.*

Элементы
затрат

Прямые расходы

РСЭО

Цеховые
расходы

Управленческие расходы

Коммерческие расходы

Итого

1. материальные, в т.ч.

11360,0

186,0

10,8

192,0

15,1

11763,9

- материалы

4880,0

76,0

4956,0

- комплектующие

6480,0

6480,0

- запчасти

110,0

110,0

- топливо

192,0

192,0

- электроэнергия

10,8

15,1

25,9

2. оплата труда, в т.ч.

7315,2

137,2

213,4

426,7

731,5

8824,0

- основная зарплата

4800,0

108,0

168,0

336,0

576,0

5988,0

-дополнительная

960,0

960,0

- ЕСН

1497,6

28,1

43,7

87,4

149,8

1806,5

- обяз. страхование

57,6

1,1

1,7

3,4

5,8

69,5

3. амортизация

24,0

201,6

225,6

4. Прочие, в т.ч.

0,0

0,0

511,2

79,2

1910,0

2500,4

- аренда

240,0

1440,0

1680,0

- коммунальные

31,2

216,0

247,2

- реклама

240,0

38,0

278,0

- ремонт

216,0

216,0

- остальное

79,2

79,2

Итого

18675,2

323,2

759,4

697,9

2858,2

23313,9

Примечание: расчет приведен для В=6, Г=10. В коммерческих расходах учтено содержание приемных пунктов и затраты на реализацию. Услуги банка в себестоимость не включаются, а входят в состав прочих расходов.

5.6. Калькулирование себестоимости
и определение цен на товары и услуги

Для определения себестоимости отдельного вида продукции используется группировка по статьям калькуляции. Эта группировка отражает состав расходов в зависимости от места их возникновения и их направления (производство или обслуживание). Номенклатура и содержание статей калькуляции зависит от технологических и экономических особенностей конкретного производства, места структурного подразделения предприятия в системе управления, особенностей планирования и учета на данном предприятии.

Структура калькуляции:

1) прямые материальные затраты;

2) прямые затраты на оплату труда;

3) прочие прямые расходы;

4) управленческие расходы (с делением по месту их возникновения, например, на расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые, заводские расходы);

5) коммерческие расходы.

Для торговли к прямым расходам относятся только затраты на закупку продаваемого товара. Остальные расходы считаются коммерческими.

Основным видом доходов является выручка от реализации, которую можно оценить по формуле:

,

где Цi – цена i-го вида продукции, Кi - количество реализованной продукции i –го вида.

Существуют разнообразные методы определения цен на товары (более подробно – в курсах «Маркетинг» или «Ценообразование»). Исходя из того, что берется за основу цены, их можно разделить на 3 группы: исходя из цен конкурентов, исходя из потребительской стоимости товара, исходя из затрат на производство и реализацию данного товара (калькуляционный подход). Однако при любом подходе целесообразно использовать как ориентир последний метод, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того получение прибыли. Если рассчитанная цена будет выше сложившейся на рынке или определенной другим методом, то надо искать пути снижения затрат или отказаться от производства данного вида продукта или услуги.

Себестоимость

Прибыль

оптовая цена производителя

Оборотные налоги

отпускная цена предприятия-производителя

Наценка

себестоимость (для торговой организации)

Оборотные налоги

Издержки обращения

Прибыль торговли

розничная цена на продукцию (работу, услугу)

Рис. 1. Порядок формирования цен на товары и услуги

Пример расчетной калькуляций на условную услугу приведен в таблице 11. Пример расчета цены на условную услугу – в таблице 12.

Таблица 11

Калькуляция на условное изделие

Статьи калькуляции

Годовая программа,
тыс.руб.

Калькуляция
на 1 усл.изд. (руб.)

сырье

4880

610

комплектующие

6480

810

основная зарплата

4800

600

дополнительная зарплата

960

120

ЕСН

1497,6

187,2

обяз. страхование

57,6

7,2

Итого прямых

18675,2

2334,4

РСЭО

323,16

40,40

цеховые расходы

759,36

94,92

управленческие расходы

697,92

87,24

коммерческие расходы

2858,24

357,28

Итого косвенных

4638,68

579,84

Всего

23313,88

2914,24

Таблица 12

Определение цены условной услуги

показатель

значение

полная себестоимость

2914,2

рентабельность

31%

прибыль

903,4

оптовая цена

3817,6

оптовая цена (округленная)

3818,0

НДС

687,2

отпускная цена

4505,2

5.7. Определение доходов предприятия и финансвых результатов его деятельности

Реализованная продукция в оптовых ценах называется объемом реализации, т.е. Объем реализации (нетто-выручка)= брутто-выручка без оборотных налогов. К оборотным налогам могут относиться: НДС, акцизы (это особый налог на предметы роскоши), таможенные пошлины (начисляющихся при экспорте товаров) и т.п. Реализация товара в розничных ценах называется товарооборотом торговой организации. Пример такого расчета приведен в таблице 13.

Прибыль – экономическая категория, характеризующая эффект (финансовый результат) хозяйственной деятельности предприятия, которая характеризует превышение доходов предприятия над его расходами. Порядок расчета чистой прибыли предприятиями в России:

1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг – НДС, акцизы и подобные платежи = объем реализации (нетто-выручка).

2. Объем реализации – себестоимость реализованной продукции (без коммерческих и управленческих расходов) = валовая прибыль.

3. Валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы = прибыль/убыток от продаж.

4. Прибыль/убыток от продаж + прочие доходы – прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), где:

прочие доходы = проценты к получению + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы + прочие внереализационные доходы

прочие расходы = проценты к уплате + прочие операционные расходы (расчетно-кассовое обслуживание) + внереализационные расходы (прочие налоги).

5. Прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), скорректированный согласно главе 25 Налогового кодекса РФ = налогооблагаемая прибыль. При расчете налогооблагаемой прибыли не включаются льготируемые доходы и доходы, которые не облагаются налогом на прибыль, но в расходы включаются только принимаемые для целей налогообложения.

6. Балансовая прибыль – налог на прибыль (исчисленный от налогооблагаемой прибыли) и другие обязательные платежи = прибыль/убыток от обычной деятельности.

7. Прибыль/убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы – чрезвычайные расходы = чистая прибыль/непокрытый убыток.

Таблица 13

Определение финансовых результатов, тыс.руб.*

показатель

базовый год

плановый год

количество усл. изд.

8000

9200

выручка-брутто

36041,9

41448,2

НДС

5497,9

6322,6

объем реализации

30544,0

35125,6

себестоимость без управленческих и коммерческих расходов

19757,7

22559,0

валовая прибыль

10786,3

12566,6

управленческие расходы

697,9

697,9

коммерческие расходы

2858,2

2858,2

прибыль от реализации

10786,3

12566,6

прочие расходы, в т.ч.:

196,3

212,5

- налог на имущество

49,2

49,2

- транспортный налог

7,0

7,0

- услуги банка

140,1

156,3

балансовая прибыль

10590,0

12354,1

налог на прибыль

2541,6

2965,0

чистая прибыль

8048,4

9389,1

рентабельность продукции,%

54,6%

55,7%

рентабельность расчетная, %

30,9%

36,5%

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Экономика предприятия: Учебник. Издание 3-е./ Под ред. проф.О.И.Волкова. – М.: Инфра. – М, 2003.

2. Гаврильчак И.Н., Левитина И.Ю. Экономика предприятия. Практикум. – СПб:СПбГАСЭ, 2003.

Законодательные и нормативно-правовые документы:

3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Официальное издание. 1994 г.

4. Налоговый кодекс РФ, ч.1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

5. Налоговый кодекс РФ, ч.2 от 29.12.00 г. № 166-ФЗ.

6. Положение по бухгалтерскому учету Учетная политика предприятий ПБУ 1/98, утвержденное приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98 г.

7. ПБУ 4/96 Бухгалтерская отчетность организации (приказ МФ РФ от 08.02.96 г. №10).

8. ПБУ 5/98 Учет материально-производственных запасов (приказ МФ РФ от 15.06.98 г. № 25н).

9. ПБУ 6/97 Учет основных средств (приказ МФ РФ от 03.09.97 г. № 65н).

10. ПБУ 9/99 Доходы организации (приказ МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н).

11. ПБУ 10/98 Расходы организации (приказ МФ РФ от 06.05.99 г. № 33н).

Дополнительная литература:

12. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М.и др. Экономика предприятия. Учебник для ВУЗов по специальности Экономика и управление на предприятии. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996 г.

13. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для ВУЗов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1997.

14. Ивасенко А.Г. Лизинг: экономическая сущность и перспективы развития. Новосибирск, 1996.

15. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Учебник для ВУЗов – М.: БЕК, 1997.

16. Справочник директора предприятия./под ред. Лапусты М.Г. – М.:Инфра-М,1998.

17. Стоянова Е.С и др. Управление оборотным капиталом. Учебно-практическое пособие. – М.: Перспектива, 1998.

18. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1998.

19. Шим Д.К., Сигел Д.Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат. – М.: Филинъ, 1996.

20. Я.С. Мелкумов. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ ДИС, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного лист а

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу Экономика предприятия

Тема: Источники образования и пополнения имущества предприятия [3]

допущен к защите

дата

подпись

оценка

Выполнил студент

специальности 0608

группа 731

Иванов В.А

Руководитель проекта

Левитина И.Ю.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2005

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец задания на курсовую работ у

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА

Задание на курсовую работу

по курсу Экономика предприятия

студенту заочного[4] отделения специальности 0608 группа Э-5

Иванову Петру Егоровичу

Тема курсовой работы:

Содержание работы:

1. Введение.

2. Теоретическая часть (реферат по теме работы).

3. Практическая часть.

Задача 1. На основании исходных данных (В=5, Г=5) необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения:

1) Определить величину инвестиций на создание предприятия

- определить потребность в основных фондах;

- определить потребность в запасах и величину оборотного капитала.

2) Определить величину уставного капитала.

3) Сформировать плановый баланс предприятия на момент начала его работы, определить источники финансирования инвестиций.

4) Рассчитать финансовые результаты деятельности предприятия на первый и последующие 4 года работы

5) Рассчитать показатели экономической эффективности создания предприятия

Задача 2.

На основании исходных данных (В=5, Г=5) рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ.

1) Составить смету затрат на производство.

2) Составить калькуляцию на 1 условное изделие.

3) Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов.

4) Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности.

5) Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность продукции и расчетную.

6) Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Цену оставить прежней, однако себестоимость продукции планового года пересчитать.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Оглавление.

Задание выдал _____________________________

(число и подпись руководителя)


Левитина Ирина Юрьевна

Экономика предприятия

Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»

Подп. к печати 01.02.2006 г.

Формат 6084 1/16

Усл. печ. л. 1,56

Уч.-изд. л. 2,75

Тираж 1300 экз.

Изд. № 001

Заказ № 0800

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1

Лицензия ИД № 05598 от 14.08.2001 г.


[1] Более подробно см. http://rarf.ru/aboufrbook/appendix.asp

[2] формы организации и ведения предпринимательской деятельности – см. Часть1 Гражданского Кодекса РФ.

3 Текст, написанный курсивом индивидуален для каждого студента. Тема работы соответствует теме реферата.

[4] Текст, написанный курсивом индивидуален для каждого студента. Тема работы соответствует теме реферата. При формировании подпунктов пункта 2 задания можно ориентироваться на раздел 3 данных методических указаний. При формировании подпунктов пункта 3 задания можно ориентироваться на раздел 4 данных методических указаний.

Скачать архив с текстом документа