Методические указания Составитель: Альшевская З. В., зам директора впк по научно методической работе. 2

СОДЕРЖАНИЕ: В данных методических указаниях определены требования к содержанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (вкр)

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Выборгский педагогический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ выпУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Методические указания


Выборг

2008


СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ выпУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Методические указания

Составитель:

Альшевская З.В., зам. директора ВПК по научно – методической работе.


-2-

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.Требования к содержанию выпускной квалификационной работы…………….4

1.1 Общие требования……………………………………………..……..4

1.2 Титульный лист ………………………………………………………5

1.3 Содержание (оглавление)……………………………………………6

1.4 Введение………………………………………………………………7

1.5 Основная часть……………………………………………………….8

1.6 Заключение ……………………………………………………….….13

1.7 Приложения…………………………………………………………14

2 Требования к оформлению выпускной квалификационной работы …………..15

2.1 Общие положения …………………………………………………..15

2.2 Иллюстрации ………………………………………………………..19

2.3 Таблицы……………………………………………………………...20

2.4 Формулы и уравнения ………………………………………………21

2.5 Правила написания названий и обозначений единиц …………….23

2.6. Ссылки и список использованных источников…………………..24

2.7 Приложения …………………………………………………………25

2.8 Список использованных источников………………………………26

3 Подготовка к защите выпускной квалификационной работы …………………32

Список использованных источников……………..……………………………….35

Приложение А ……………………………………………………………………….37

Приложение Б……………………………………………………………………….39

Приложение В ……………………………………………………………………….41

Приложение Г ……………………………………………………………………….42

Приложение Д……………………………………………………………………….44


-3-

Введение

В данных методических указаниях определены требования к содержанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (ВКР).

Общие требования к структуре и правилам оформления научных и исследовательских работ, в том числе дипломных, курсовых работ, установлены в ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе».

Данные методические указания составлены с учетом положений ГОСТ 7.32, а также требований к текстовым отчетам, библиографическим записям.

Требования к содержанию и оформлению, изложенные в пособии, относятся к курсовым работам, исследовательским работам.

При оформлении конспектов пробных уроков рефератов, тезисов выступлений и публикаций также следует руководствоваться отдельными положениями данного пособия.

-4-

1 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1 Общие требования

Выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР) проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 25.03.03 № 1155), государственными образовательными стандартами и методическими рекомендациями по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по специальности.

Работа над выпускной квалификационной работой включает следующие этапы:

- выбор темы исследования и назначение научного руководителя;

- составление плана исследования, подбор научной литературы, необходимых нормативных документов, актов, а также соответствующего фактического материала;

- преддипломная практика;

- собственно дипломное проектирование;

- обработка и анализ полученной информации с применением современных методов исследования;

- обобщение полученных результатов;

- написание и оформление дипломной работы с формулировкой выводов, предложений и рекомендаций по результатам проведенного исследования;

- подготовка к защите дипломной работы;

- предварительная защита (по решению методического совета);

-45-

10 Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению [Текст] / Н.Н. Светловская//Начальная школа. – 2005. - №4. – С. 8-15

11 Музыкальная шкатулка . [Электронный ресурс] // http://www.1001skazka.com/music.html

12 Шайсламова, Г. З. Упражнения в чтении. Работа с текстом. [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru

13 Copyright © Grammarlady , Inc .– Grammarlady.com - Онлайн ссылка для изучения грамматики, письма, пунктуации (английский язык) http://www.grammarlady.com

14 opyright © CALL, Inc. – CALL.com - Развитие технологии Computer Assisted Language Learning (английский язык) http://www.history-of-call.org

15 opyright © Издательский дом Первое сентября - Фестиваль педагогических идей –Разнообразные уроки и внеклассные мероприятия для школ (русский язык) http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=10


-44-

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп. Г.Вицин, В.Ливанов, О.Анофриев [и др.]. - М.: Экстрафон, 2002. - 1 мк.

2 Голованова, М.В. Родная речь [Текст]: Учебник для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн. 1, Ч. 1/ Сост. М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2002. – 224с.

3 Джежелей, О.В. Чтение и литература. [Текст]: Учебник для учащихся нач. шк. 2кл. Ч.1/ Сост. О.В. Джежелей и др. – М.: Дрофа, 2002. – 235с.

4 Ефросинина, Л.А. Литературное чтение. 2кл. Ч 1/ Сост. Л.А. Ефросинина и др. – М.: Вента-Граф - 1999. – 243с.

5 Дитрих, А.К. Почемучка [Текст]:/А.К. Дитрих, Г.А. Юршин, Р.В. Кошурникова. – М.: Педагогика Пресс. – 1994. – 384с.

6 Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый) [Текст]: Ред. кол. В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А Гусев и др. – М.: 2000. – 1039с.

7 Леокум, А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» [Текст]: - М.: 1992. – 334с.

8 Новейший словарь иностранных слов и выражений [Текст]: - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ». – 2001. – 976с.

9 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.

-5-

- непосредственная защита на заседании ГАК;

После выбора темы исследования пишется приказ с указанием темы и руководителя (КР) и рецензента (ВКР). Приказ является официальным документом.

Структура и оформление ВКР должны соответствовать требованиями к структуре и оформлению научных отчетов и соблюдением положений стандартов [1–10].

Дипломная (курсовая) работа в соответствии с ГОСТ 7.32 [1] должна включать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть (состоящую из разделов, подразделов и пунктов);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

1.2 Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и содержит наименование министерства (ведомства) или другого структурного образования, в систему которого входит организация-исполнитель, полное наименование организации, имеет гриф утверждения председателем ПЦК, название работы (в строгом соответствии с названием темы в приказе ), вид работы.

-6-

На титульном листе указываются фамилия, имя, отчество (полностью) автора работы, код и название специальности, данные о руководителе (КР и ВКР) + рецензенте ВКР, место и дата.

Подписи и даты подписания должны быть выполнены только черными чернилами или тушью.

Элементы даты пишут арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: дату 3 апреля 2008 г. следует оформлять: 03.04.2008

Наименование КР и ВКР набирают прописными буквами (шрифт 14), вид документа — строчными буквами с первой прописной (шрифт 16)

Образец титульного листа дан в Приложении А

1.3 Содержание (оглавление)

Содержание включает введение, наименование всех разделов (глав), подразделов (параграфов), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.

Пример содержания приведен в приложении Б, а также образцом оформления является содержание данной работы.

Макет дипломной работы с автоматическим оформлением содержания имеется в файле «Maket_20307».

-43-

Ф. И

Знает…фраз приветствия

(теоретически)

Употребляет …

фраз

Употребляет их соответственно ситуации

Средства невербального общения во время приветствия

Таблица 3 – Уровень навыков диалогической речи

Таблица 4 – Физические свойства некоторых металлов

Металл-проводник

Удельное

сопротивление,

10–5 Ом м

Поверхностное

сопротивление

пленки,

Ом / м

Температура

плавления, °С

при

P = 1,3 Па

Адгезия

к стеклянной

подложке,

отн. ед.

Серебро

1,6

0,16

1047

4

Медь

1,7

0,20

1273

15

Золото

2,3

0,27

1465

1


-42-

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Примеры оформления таблиц

Таблица 1 – Решение задач на движение

ФИ

Умение составить краткую запись в таблице

Умение сделать краткую запись в виде чертежа

Знание формул

Самостоятельность выбора действия

Таблица 2 – Результаты обследования культуры речевого общения (приветствие)

Употребляет репродуктивно …фраз

Соблюдение в диалоге грамматических норм

Темп ведения репродуктивного диалога

При изменении темы (творчество) употребляет … фраз

Темп ведения продуктивной формы диалога.

-7-

1.4. Введение

Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель,

задачи исследования, гипотеза). Для обоснования актуальности темы раскрывают следующие моменты: значимость выделенной проблемы и необходимость её разрешения. Следует показать недостатки в обученности или воспитанности учащихся, которые надо устранить; показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к вышеуказанным пробелам. Обосновывая актуальность, необходимо аргументировать, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Ниже во введении даются основные характеристики педагогического исследования:

1. Проблема (Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?)

2. Тема (Как назвать исследование?)

4. Объект исследования (Что рассматривается? Чаще всего это процессы обучения, развития, воспитания в широком смысле или процесс формирования отдельных умений на разных предметах.)

5. Предмет исследования (Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? Предметом исследования могут бать приёмы, пути, средства, которые влияют на рассматриваемый объект)

6. Цель (Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?)

7. Задачи (Что нужно сделать в ходе организации выпускного проектирования, чтобы цель была достигнута?)

-8-

8. Гипотеза. (Предположение о влиянии на объект в ходе применения на практике разработанной программы формирующего эксперимента.

Предположения об изменении в развитии, воспитанности, уровне овладения программными умениями).

Поскольку курсовая работа предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то нет необходимости представлять абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.

Во введении также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц машинописного текста (Оптимальный объем введения – 2 страницы).

1.5 Основная часть

Основная часть должна содержать: теоретическую главу и практическую часть.

Теоретическая часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

При написании курсовой работы, кроме книг, следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование»,

-41-

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примеры оформления рисунков

Рисунок 2 – Стокозатворные характеристики полевого транзистора

при различных температурах


-40-

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Технические характеристики датчика электромагнитных колебаний………….5

2 Выбор и обоснование принципа построения датчиков электромагнитных колебаний……………………………………………………………………………..9

2.1 Классификация датчиков электромагнитных колебаний………….....9

2.2 Классификация датчиков электромагнитного поля………………....14

2.2.1 Пути повышения точности датчиков частоты…………..…..15

2.2.2 Пути повышения точности датчиков поля………………..…..18

3 Разработка функциональной схемы датчика электромагнитных колебаний….27

3.1 Электронный датчик электромагнитных колебаний…………...…...27

3.2 Описание и обоснование метода измерения высокочастотных электромагнитных колебаний с помощью электронного датчика………43

4 Технико-экономическое обоснование……………………………………………51

Заключение…………………………………………………………………………..52

Список использованных источников……………………………………………....53

Приложение А - Схема электрическая принципиальная 001 ЭЗ ………………..55

Приложение Б - Перечень элементов ХОПЗ……………………………………...56

-9-

«Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель», и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и др. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

- какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования;

- где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы;

- в чем конкретно они состоят.

Оформлять отобранный материал нужно начинать с определения основного понятия по теме исследования. Многие понятия в педагогике разными авторами могут трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

- толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический). В работе можно дать несколько точек зрения (обязательно указав источники). Однако после этого автору ВКР необходимо остановиться на одном четко определенном значении, которое будет принято за основу в данном исследовании.

Далее автор должен кратко изложить теоретические положения по проблеме. Затем следует дать обзор разработанности данного вопроса разными

-10-

авторами, т. е. краткий обзор изученных источников, в котором фиксируют полученные знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Для написания обзора по теме курсового исследования необходимо использовать не менее 20 источников, а по

теме ВКР – не менее 25.

Вид практической части зависит от типа исследования. Различают 3 типа исследования: практическое, экспериментальное и теоретическое.

В работе теоретического характера чаще излагается опыт работы школы, учителя. Практическая часть должна быть представлена разработками уроков, которые наблюдались. Необходимо проанализировать успехи по инновации или авторской программе, провести сравнительный анализ с традиционной системой.

В работе практического характера практическая часть должна быть представлена авторскими разработками уроков, внеклассных занятий, упражнений, дидактических игр и др. В такой работе гипотеза может не выдвигаться.

В работе экспериментального характера практическая часть строится в виде эксперимента.

-39-

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….........3

Глава 1 Учебно-речевые ситуации в обучении устному общению на уроках иностранного языка

1.1 Учебное общение и роль учебно-речевых ситуаций в нём ………...6

1.2 Структура учебно-речевой ситуации …….…………………………..8

1.3 Виды учебно-речевых ситуаций …………………………………….11

Глава 2 Использование учебно-речевых ситуаций при обучении диалогической речи

2.1 Общие характеристики диалогической формы общения ..…………20

2.2 Особенности использования ситуаций диалогической речи .……...22

2.3 Этапы работы по формированию учебно-речевых действий .……..26

Глава 3 Практическая часть ….………………..……….……………………….....35

Заключение…………………………………………………………….....................51

Список использованных источников ………………………………......................53

Приложения ………………………………………………………………………...55

-38-

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ СПО «ВЫБОРГСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК частных методик,

педагогики и психологии

(подпись) Сарамуд Н.Г.

(дата)

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выпускная квалификационная работа по методике преподавания русского языка

Кузина Анна Владимировна,

специальность 050709

«Преподавание в начальных

классах»,

V курс

Руководитель ВКР (подпись, дата) Альшевская З.В.,

Рецензент ВКР (подпись, дата) Обухова О.И.

Выборг

2008

-11-

Программа эксперимента

Пункт программы

содержание

Вопрос для ответа

1. Педагогическая цель

Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке

Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в знаниях и умениях ученика намерены получить?

2.Цель эксперимента

Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания педагогической действительности

Что вы хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться программа, концепция, методика и т.д.?

3. Гипотеза

Логически обоснованное предположение

Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?

-12-

4. Диагностический инструментарий

Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков

С помощью чего будет осуществляться контроль результатов? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?

5. Критерии оценки ожидаемых результатов

Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки

С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в сознании учащихся?

Порядок проведения и описания эксперимента в ВКР

1. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества.

2. Освещаются методы, исследования, которые использовались в ходе эксперимента.

3. Описывают констатирующий эксперимент:

- Определяют задачи.

-37-

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ СПО «ВЫБОРГСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПЦК английского языка

(подпись) Леонтиди И. С.

(дата)

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Выпускная квалификационная работа по методике обучения иностранному языку

Авдеев Сергей Васильевич,

специальность 050303

«Иностранный язык»,

V курс

Руководитель ВКР (подпись, дата) Леонтиди И. С.,

Рецензент ВКР (подпись, дата) Николаева В. Б.

Выборг

2008

-36-

7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82; введен 2004–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2004. – 164 с.

10 ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов [Текст]. – Введен 2002–07–01. – Минск.

11 http://ftf.kubsu.ru/htmlfiles/dip/Maket_260307.rtf

-13-

- Характеризуют материал, используемый в опытной работе (тексты, тесты, карточки, рисунки…), его описание включают в текст работы, реже в приложение (если материал объёмный).

- Описывают весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым.

- Описывается способ обработки полученных данных.

- Результаты фиксируют в сводной таблице при помощи слов или кодировки.

- Результаты анализируют, т.е. не только говорят о фактическом уровне ЗУН, но и пытаются выявить причину, чтобы перейти к задачам формирующего эксперимента.

4. Описывают задачи, конкретный материал и ход формирующего эксперимента.

5..Проводят контрольный эксперимент (он проводится по такой же методике, как констатирующий, но на другом сходном материале)

6. Результаты фиксируют и анализируют (можно провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента). Вывод

* Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д.

* Все результаты подтверждаются работами детей, протоколами, аудио и видеозаписями, которые помещаются в приложение.

1.6 Заключение

Заключение должно содержать выводы по каждому этапу (задаче исследования) выполненной в работе, выводы по работе в целом и оценку

-14-

эффективности. Следует подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. Необходимо подчеркнуть научную, практическую ценность результатов работы, степень внедрения, дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы, технологии, метода.

1.7 Приложения

В приложения следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты изложения результатов, например:

- детские работы;

- дидактические пособия;

- тексты программ;

- руководства, технологические инструкции;

- протоколы наблюдений, результаты тестирования и т. д.

-35-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 ГОСТ 7.32–2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.32–91; введен 2002–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 16 с.

2 ГОСТ 2.105–95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Взамен ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 2.906–71; введен 1996–07–01 – М.: Изд-во стандартов, 1996. – 37с.

3 ГОСТ 2.106-96. ЕСКД. Текстовые документы [Текст]. – Взамен ГОСТ 2.106-68, ГОСТ 2.108-68, ГОСТ 2.112–70; введен 1997–07–01. 01. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

4 ГОСТ 8.417–2002. ГСИ. Единицы величин [Текст]. – Взамен ГОСТ 8.417–81; Введен 2003–09–01. – М.: Изд-во стандартов, 2003. – 28 с.

5 ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке [Текст]. – Введен 1995–07–01. – 16 с.

6 ГОСТ 7.11–2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках [Текст]. – Взамен ГОСТ 7.11–78; введен 2005–05–01.

7 ГОСТ 2.743–91 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы цифровой техники [Текст].

8 ГОСТ 2.759–82 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы аналоговой техники [Текст]. – Введен 1983–07–01. – М.: Изд-во стандартов, 1988.

9 ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Взамен ГОСТ

-34-

степени его самостоятельности в разработке темы и умения ориентироваться в вопросах специальности.

По окончании вопросов научным руководителем оглашается отзыв о работе.

Далее оглашается рецензия. Исполнителю дипломной работы предоставляется возможность согласиться с замечаниями рецензента или корректно обосновать свое несогласие (если оно имеется).

С разрешения председателя ГАК выступают члены ГАК и желающие выступить из числа присутствующих на защите.

В конце защиты заключительное слово предоставляется студенту.

Решение об оценке ВКР принимается Государственной аттестационной комиссией на закрытом заседании простым большинством голосов. При оценке работы учитываются:

- качество доклада и ответов на поставленные вопросы и замечания рецензента;

- качество представленной ВКР, включая актуальность темы, степень проработки материала, оригинальность и новизну результатов, качество оформления и т.п.;

- мнения рецензента и руководителя, изложенные в рецензии и отзыве;

- академическая успеваемость в процессе освоения образовательной программы;

- практическая значимость результатов работы;

- наличие актов о внедрении или справок о применении результатов выполненной работы; дипломов участия автора с работой в конкурсах и конференциях; наличие публикаций по теме работы и др.

Студентам, не защитившим дипломную работу по уважительной причине (документально подтвержденной), срок обучения может быть продлен до следующего периода работы ГАК.

-15-

2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1 Общие положения

Текст работы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32- 2001 [1], ГОСТ 2.105 [2], ГОСТ 2.106 [3].

Рекомендуется при компьютерном оформлении использовать редакторы: Microsoft Word, Open Office Writer или издательские системы LaTeX, MiKTeX.

Текст дипломной (курсовой) работы в 1 экземпляре должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на белой односортной бумаге формата А 4 на одной стороне листа через полтора интервала с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Для печатного текста должны использоваться стандартные легко читаемые шрифты. Цвет шрифта должен быть черным. Предпочтительно использовать 14 шрифт Times New Roman . Основной текст следует выравнивать по ширине . Абзацный отступ 1,2 см.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Объем дипломной работы – не менее 50 страниц машинописного текста (не считая приложений), из них 1/3 составляет теоретическая часть.

Дипломная работа должна быть оформлена в твердом переплете .

Объем курсовых работ 25-30 страниц машинописного текста, не считая приложений.

-16-

Работа должна быть представлена единым документом и скреплена в твердой папке. Допускается папка-скоросшиватель, в которой каждая страница помещена в отдельный прозрачный файл. Вписывать в текст дипломной (курсовой) работы отдельные слова, формулы и условные знаки допускается только черной пастой, тушью или чернилами чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304. При оформлении в печатном виде рекомендуется использовать редактор формул .

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. При наличии на странице более 3 исправлений она должна быть переделана. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Страницы дипломной (курсовой) работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в общую нумерацию (считается первым), но не нумеруется. На последующих страницах (начиная со второй) номер страницы проставляется внизу по центру без точки.

Основная часть дипломной (курсовой) работы состоит из разделов (глав), которые нумеруют арабской цифрой без точки после цифры и без точки в конце заголовка. Разделы делятся на подразделы (параграфы), которые начинаются после абзацного отступа. Точкой разделяется номер раздела от номера подраздела, точка же после цифры подраздела не ставится, например:

-33-

- Выводы (1 мин)

Основную часть слайдов должны занимать не текст, а графики, формулы, структурные, функциональные, принципиальные схемы, таблицы, диаграммы и краткие пояснения. В слайдах можно использовать эффекты: появление, выделение, смена рисунков, формул, пояснений и т.п. Не желательны быстрые, яркие эффекты, вылеты, вращения, мигания, появление текста по буквам, смена оформления от одного слайда к другому, применение одновременно нескольких ярких цветов и т. п.

Текст в слайдах желательно набирать стандартным шрифтом. Нестандартный шрифт может неправильно отобразиться на другом компьютере при проектировании. Рекомендуется шрифт Times New Roman, размер для текста 24, заголовков 28 – 32.

Допускается защита с демонстрационными плакатами. На демонстрационные плакаты выносятся основные материалы работы (4 – 6 плакатов формата А 1).

Накануне или в день защиты не позднее, чем за 40 минут до начала работы ГАК презентацию доклада представить лаборанту для записи и проверки.

На защите обязательно присутствие руководителя ВКР и желательно присутствие рецензента. В ходе защиты необходимо стоять лицом к комиссии так, чтобы экран с чертежами и плакатами находились справа (слева) от докладчика. При защите дипломной работы разрешается пользоваться кратким планом доклада или тезисами к нему. Не рекомендуется читать текст доклада.

После доклада автору дипломной работы задают вопросы члены ГАК и присутствующие на защите. Докладчику может быть задан любой вопрос по содержанию работы, а также вопросы общего характера с целью выяснения

-32-

3 ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа, в твердой обложке , подписанная руководителем и председателем ПЦК, представляется в методический кабинет на административный контроль в соответствии со сроками графика. К работе прилагаются отзыв руководителя (2 экземпляра), электронная версия работы .

Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию. Рецензент назначается заранее приказом. Рецензент оценивает дипломную работу по форме и содержанию, пишет на неё рецензию (2 экземпляра) в сроки, указанные в графике ВКР.

Отзыв научного руководителя и рецензия должны содержать оценки, выраженные словами: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Отрицательный отзыв или рецензия не являются основанием для отказа в защите . Право на окончательную оценку работы принадлежит ГАК.

К защите может быть заранее подготовлена презентация (9 – 14 слайдов)

Рекомендуемое время доклада: 8 – 10 минут.

Рекомендуемая структура доклада :

- Название темы, руководитель

- Актуальность изучения проблемы (1-2 мин) (Цель, задачи, объект и предмет исследования на слайде, читать не нужно)

- Гипотеза

- Теоретические положения (2 – 3 мин)

- Описание эксперимента или практической части (5 мин)

-17-

1 ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

1.1. Первый подраздел первого раздела

Заголовки структурных элементов дипломной (курсовой) работы (главы) СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТЕЙ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ) печатаются с нового листа (страницы) прописными буквами в середине строки и отделяются от текста двойным интервалом .

Заголовки, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами с первой прописной, не подчеркивая, без точки в конце и также отделять от текста двойным интервалом.

Можно заголовки выделять полужирным шрифтом, а в заголовках подразделов (параграфов) увеличивать высоту букв на 1-2 пункта.

При компьютерном наборе строки, содержащие заголовки структурных элементов работы можно форматировать как многоуровневые списки встроенными стилями Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3 и т.д. с последующим внесением (в случае необходимости) изменений в параметры стиля.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 2.3.1.1, 2.2.1.2 и т.д.

-18-

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис (короткая черта). Перечисления печатают с абзаца. В конце каждого перечисления ставят точку с запятой. Перечисления также возможно оформлять в виде списка (формат, список).

При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления, вместо дефиса, ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв ё, з, о, ч, ь, й, ы, ъ ), после которых ставится скобка.

Примечание следует помещать в дипломной (курсовой) работе, если нужно пояснить содержание текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.

Если примечание одно, то оно не нумеруется. После слова Примечание ставится тире (тире набирается сочетанием клавиш Ctrl + дефис), и текст примечания печатается с прописной буквы:

Примечание Все эксперименты проводились на перемене.

Несколько примечаний следует нумеровать арабскими цифрами без проставления точки:

Примечания

1 Измерения проводились при комнатной температуре.

2 Сплошная кривая соответствует стандартному образцу.

В работе следует пользоваться наименованиями, обозначениями, определениями и правилами применения физических величин и их единиц в соответствии с ГОСТ 8.417 [4].

-31-

В аналитическом описании статьи из газеты область количественной характеристики (страница) указывается, если газета имеет более 8 страниц.

Библиографическое описание документа из Internet или электронного носителя

Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». - ( www .philosophy .ru /edu /ref /enc /k .htm)

Музеи России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Рос. сеть культур. наследия, cop. 1996–2005. – Режим доступа : http://www.museum.ru/

Rick Cowles. Industry Gridlock. February 27, 2006 // (Engl.). – URL: www.y2ktimebomb.com/PP/RC/rc9808.htm

Encyclopedia Britanica Cd97 [Electronic resource]. – Version 1.1. – Electronic data. – [S. l.] : Encyclopedia Britanica Inc., 1997. – 1 electronic optical disk (CD-ROM).

Примечания.

1.Требования к составлению списков использованных источников вы найдёте на сайте http://liber.rsuh.ru/section.html?id=1128

2. Набор элементов библиографического описания может быть расширенным и сокращенным. В сокращенном варианте, рекомендуемом для курсовых работ, допускается не указывать издательство. Например:

Арнольд, О.В. Психологический коктейль для дам / О.В.Арнольд. - М, 2000.-288 с.

-30-

Видеоиздания

От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес; в ролях: К.Тарантино, Х.Кейтель, Дж.Клуни; Paramount Films. — М.: Премьер-видеофильм, 2002. - 1 вк.

Составная часть документов.

Статья из...

...собрания сочинений

Локк, Дж. Опыт о веротерпимости / Дж. Локк // Собр. соч.: в 3 т. -М.,1985.-Т.3.-С. 66-90.

...книги, сборника

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н.В.Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. - 2-е изд., доп. иперераб. - М, 2000. - Гл. 13. - С. 347-366.

...журнала

Мартышин, О.В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 5-12.

Трепавлов, В.В. «Непоколебимый столп»: образ России XVI - XVIII вв. в представлении ее народов / В.В.Трепавлов // Вопросы истории. -2005.-№8.-С. 36-46.

... газеты

Петров, В.Г. Богато то общество, в котором дороги люди: монолог о главном [Текст] / В.Г. Петров // Липецкая газета. - 2004. - 7 апр.

-19-

2.2 Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы) выполняются черными чернилами, тушью или пастой.

Разрешается выполнять иллюстрации в любых цветах на цветном принтере, обеспечивающем хорошее качество печати.

Иллюстрации могут располагаться либо на странице непосредственно в тексте, либо на отдельных листах, в том числе и несколько иллюстраций на одном листе и находиться в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте дипломной (курсовой) работы.

Кроме формата А 4, для иллюстраций (включая таблицы) разрешается использовать бумагу большего формата. Такой лист складывается соответствующим образом до формата А 4 и при нумерации учитывается как одна страница.

Иллюстрации должны иметь название, при необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). После номера рисунка ставится тире. Слово «Рисунок» (не сокращая слово) и его наименование помещают после поясняющих данных, располагают посередине строки следующим образом:

Рисунок 1 – Схема посадки по группам

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей дипломной (курсовой) работы.

Примеры оформления рисунков даны в приложении В.

-20-

2.3 Таблицы

Окончательные результаты исследования рекомендуется оформлять в виде таблицы.

Заголовок таблицы следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей слева, вровень с её вертикальной линией, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире (ГОСТ 7.32).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы. Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1». Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

При переносе части таблицы на другую страницу название таблицы помещают только над ее первой частью, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например, «Продолжение таблицы 1».

Допускается применять внутри таблицы размер шрифта и межстрочный интервал меньший, чем в тексте.

Таблицы и иллюстрации, которые расположены на отдельных страницах дипломной (курсовой) работы, включают в общую нумерацию страниц. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки граф диагональными линиями не допускается.

Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

-29-

Законодательные материалы

Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Приор, 2001. - 32 с. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР [Текст]: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]: офиц. текст: по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Маркетинг, 2001. - 159 с.

Изоиздания

Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал]: календарь: 2002/ Торговый дом «Медный всадник»; вступ. ст. С.Кудрявцевой. — СПб.: П-2, 2001.-24 с: цв. ил.

Нотные издания

Бойко, Р.Г. Петровские звоны [Ноты]: (Юность Петра): муз. ил. к рус. истории времен Петра Первого: ор. 36 / Ростислав Бойко. - Партитура. - М.: Композитор, 2001. - 96 с.

Аудиоиздания

Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп. Г.Вицин, В.Ливанов, О.Анофриев [и др.]. - М.: Экстрафон, 2002. - 1 мк.

Роман (иеромон.). Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. - СПб.: Центр духов. Просвещения, 2002. - 1 электрон, опт. диск. -(Песнопения иеромонаха Романа; вып. 3)

-28-

2 автора:

3 Нуркова, В.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высш. образование. - 2005. - 464 с.

4 Кузовлев, В.П. Философия активности учебной деятельности учащихся [Текст]: монография / В.П. Кузовлев, А.В. Музальков. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2004. - 219 с.

3 автора:

5 Максимов, Н.В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Инфра - М, 2005.-512 с.

Книга под заглавием.

Описание книги дается на заглавие, если книга написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.

История России [Текст]: учебник / А.С.Орлов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 520 с.

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б.А.Эренгросс [и др.]. - М.: Высшая школа, 2005. - Т.2. - 511 с.

Теория и практика дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.Ю.Бухаркина [и др.]; под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

-21-

Допускается располагать таблицу вдоль длинной стороны листа. При компьютерном наборе в этом случае устанавливается альбомная ориентация страницы .

Пример оформления таблиц приведен в приложении Г

2.4 Формулы и уравнения

В соответствии с ГОСТ 7.32 все формулы, если их более одной, следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей дипломной (курсовой) работы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Формулы следует выделять из текста отдельной строкой . Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки, например:

. (1)

При необходимости пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия , например:

-22-

(5)

где Е – кинетическая энергия, Дж;

m – масса материальной точки, кг;

v – скорость движения точки, м/с.

Если уравнение не вмещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (x), и деления (:), причем знак в начале следующей строки повторяют .

Допускается выполнение формул рукописным способом черными чернилами.

-27-

цифр и т. п. Рекомендуется между инициалами и фамилией автора всегда ставить неразрывный пробел (Ctrl+Shift+пробел).

Библиографические описания электронных документов следует давать в соответствии с ГОСТ 7.82. Ссылки на электронные ресурсы в информационных сетях должны содержать следующие элементы:

- автор/создатель, заглавие, выходные сведения (место издания, издатель, год издания), объем публикации (если есть);

- название сайта – краткое описание информационного ресурса или документа (не более 30 слов);

- указать язык публикации;

- месторасположение – адрес сайта (URL);

- [дата просмотра].

Книга под фамилией автора

Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех.

1 автор:

1 Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. -416 с.

2 Борисова, Н.В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М.Пришвина [Текст]: учеб. - метод, пособие / Н.В. Борисова. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2004. - 227 с.

-26-

2.8 Список использованных источников

ГОСТ 7.1 -2003

Межгосударственный стандарт

Библиографическая запись. Библиографическое описание:

Общие требования и правила составления

Дата введения 01-07-2004

Библиографическое описание: новый государственный стандарт.

Прежние нормы составления библиографического описания изменились в связи с введением нового государственного стандарта - ГОСТ 7.1- 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Этот ГОСТ утвержден в качестве межгосударственного стандарта для стран - членов СНГ и в качестве национального для РФ.

Таким образом, в настоящее время именно этим документом следует руководствоваться при составлении списков литературы.

В списке использованных источников сначала следует литература на родном языке, затем литература на иностранном языке, потом электронные источники. Всё в алфавитном порядке.

В соответствии с ГОСТ 7.1 cведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами без точки и начинать с абзацного отступа . В конце библиографического описания каждого источника ставится точка.

В списке использованных источников при переносах на другую строку не допускаются: разделение инициалов авторов, обозначения числа страниц и

-23-

2.5 Правила написания названий и обозначений единиц

Наименования и обозначения физических величин должны соответствовать ГОСТ 8.417 [4]. Допускается применять либо международные, либо русские обозначения единиц.

Обозначения единиц следует применять после их числовых значений. Между последней цифрой числа и обозначением единицы следует оставлять пробел (100 кВт, 70 %, 340 Ом). Не допустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах. Для этого при компьютерном наборе между последней цифрой числа и единицей измерения физической величины ставится неразрывный пробел (Ctrl+Shift+пробел). Исключения составляют обозначения в виде знака, поднятого над строкой, перед которыми пробел не ставят, например: 30о , 26, .

При обозначении интервала значений рекомендуется использовать слова «от» и «до»: от 100 до 300 К.

При указании произвольной единицы, состоящей из двух и более единиц, не допускается комбинировать буквенные обозначения и наименование единиц. Правильная запись – 80 км/ч или 80 километров в час; неправильная запись – 80 км/час, 80 км в час.

Математические знаки № (номер), % (процент), (меньше или равно), (больше или равно), # (не равно) не допускается писать без цифр.

Применение сокращенных обозначений вместо полных наименований единиц в тексте (без числового значения величин) не допускается. Следует

-24-

писать: расстояние выражается в километрах. Нельзя писать: расстояние выражается в км.

2.6. Ссылки и список использованных источников

Ссылки в тексте на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников.

Если материал чужого исследования излагается свободно (своими словами), то указывают только номер источника, который заключают в квадратные скобки, например:

В работе [23] авторы Соловейчик М.К. и Кузьменко Н. С. показали, как…..

При использовании прямого цитирования в ссылке указывают порядковый номер источника и номер(а) страниц, откуда взята цитата. Ссылка также заключается в квадратные скобки, например:

В пособии автор поясняет, что «с……….» [12,156].

Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в круглых скобках, например, «… в формуле (4) …». При ссылках на иллюстрации и таблицы следует писать «… в соответствии с рисунком 2 …» или «… из таблицы 3 видно …»

-25-

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылках писать «на рисунке 1», «в таблице 1», «по формуле 1», «в уравнении 1», «в приложении 1».

2.7 Приложения

Приложение оформляют как продолжение работы, а если приложений несколько, то каждое следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначение (ГОСТ 7.32). Приложение должно иметь заголовок.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, кроме букв I и O. Образцом оформления приложений являются приложения В и Г данной работы.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки.

Скачать архив с текстом документа