Методика преподавания учебной дисциплины «информатика» студентам заочной формы обучения

СОДЕРЖАНИЕ: Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Короткова Ольга Валерьевна

Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»

студентам заочной формы обучения

Научный руководитель –

кандидат педагогических наук

доцент

М.А. Лейбовский

Москва – 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..

Стр.

3

Глава 1. Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности ……………..

6

1.1. Объективная необходимость появления курса информатики при построении информационного обществ ……………………….

6

1.2. История формирования и современное содержание курса информатики ...……………………………………………………….

11

1.3. Психолого-педагогические аспекты …………………………..

19

Глава 2. Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»

24

2.1. Отличительные особенности преподавания информатики студентам очной и заочной форм обучения ………………………...

24

2.2. Методика преподавания информатики студентам заочной формы обучения ………………………………………………………

28

2.3. Применение технологий дистанционного обучения для изучения информатики ……………………………………………….

39

Заключение …………………………………………………………………

44

Список литературы ………………………………………………………..

46

Приложения ………………………………………………………………...

50

Введение

Прежде чем приступить к освещению вопросов, связанных с методикой пре- подавания информатики в ВУЗе, необходимо остановить внимание на вопросе– какое место занимает информатика в систем общенаучных познаний. С этой целью остановимся на толковании понятия «наука» и рассмотрим объекты ее исследования.

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных данных о действительности. Весь реальный мир, т.е. науки его изучающие, можно классифицировать по четырём общенаучным объектам исследования, которые органически связаны друг с другом (рис.1):

Объекты исследования

1. Неживая природа (Науки: физика, химия, технические науки и др.)

2. Живая природа

(Науки: биология, медицина и др.)

3. Общество (Науки: история, социология и др.)

.

4. Общие закономерности реального мира (Науки: Философия, математика, кибернетика, информатика и др.)


Рис. 1. Объекты исследования и науки, их изучающие.


Следует особо подчеркнуть, что во всех перечисленных объектах имеются общие закономерности, а именно, количественные взаимосвязи, процессы уп -равления и, разумеется, каждый из перечисленных объектов дает соответствую- щую информацию, при помощи которой и постигается сама суть объекта на ос- нове того или иного мировоззрения, присущего определенному обществу. Поэ- тому с полным основанием «общие закономерности реального мира» в настоя- щее время следует отнести к одному из общенаучных объектов исследования. Освоение их основ, прежде всего, необходимо для глубокого проникновения в суть первых трех объектов.

В литературе, в том числе и рекомендованной для студентов высших учеб- ных заведений, встречаются самые различные определения информатики, как науки. Причем, как правило, авторы исходят из частных задач, что в корне про- тиворечит диалектике. Более того, такой подход не позволяет однозначно опре- делить саму предметную область науки. Определение «информатика – это нау- ка о накоплении и обработке информации на компьютере» (приводилось ранее в целом ряде методических пособий) не позволяет определить является ли ком- пьютер в данном случае предметом изучения или средством обучения.

Согласно трактовке Большого энциклопедического словаря, и обратившись к методологии (системе принципов и способов организации и построения тео-ретической и практической деятельности), можно остановиться на таком опре- делении: «информатика – это наука о структуре и общих свойствах информа-ции». В настоящее время в процессе информатизации при переходе к информа-ционному обществу формируется более широкое понятие «информатики»:

Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях ав-томатизации информационных процессов. Она способствует формированию со-временного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников и студентов; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

В современном обществе деятельность отдельных людей, коллективов, орга-низаций все больше зависит от их информативности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Для принятия какого-либо рационально-го решения необходимо провести большую работу по сбору и переработке ин-формации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинуло на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем мес-те могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной ситуации. Формирование рабочих кадров новой формации, в частности управленческих, их овладение экономико-матема-тическими методами и необходимыми знаниями и умениями для реализации сво-их решений в соответствующей информационно-технологической среде является сложной проблемой.

Целью данной выпускной квалификационной работы (ВКР) является разра-ботка методики преподавания учебной дисциплины «информатика» для студен-тов заочной формы обучения, способствующей четкому восприятию и глубоко-му пониманию обучающимися необходимости полученных знаний в данной об-ласти. При компьютеризации и информатизации общества актуальной стала проблема адаптации людей, особенно среднего возраста, к современным усло-виям человеческой деятельности - к повсеместному внедрению компьютеров и средств телекоммуникации, к новым способам получения, обработки информа-ции.

Таким образом, можно выделить следующие задачи данной ВКР :

1. На основе исторических и психолого-педагогических аспектов просле-дить формирование структуры и содержания курса информатики, пока-зать современный подход к обучению данной дисциплине.

2. Разработать методику преподавания информатики для студентов заоч-ной формы обучения, существенно отличающуюся от методики препо-давания этой же дисциплины студентам очной формы обучения.

Одним из важных вопросов ВКР является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения студентов заочной формы, их влияние на качество учебного процесса.

В процессе написания ВКР были использованы следующие эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез, изуче-ние и обобщение педагогического опыта, тестирование, а также наблюдение, изучение учебной документации, анкетирование студентов.

Особое место в работе занимает педагогический эксперимент – исследова-тельская деятельность с целью изучения явлений воспитания и обучения сту-дентов в специально организованных условиях, который проводился в ходе на-писания ВКР над студентами заочной формы обучения Ногинского представи-тельства Российского нового университета (РосНОУ) и Ногинского представи-тельства Современной гуманитарной академии (СГА).

Глава 1.

Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности.

1.1. Объективная необходимость появления курса информатики при построении информационного общества

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX ве-ка. В этом лавинообразном потоке, хлынувшем на человека, не давая ему воз-можности воспринять информацию в полной мере, становилось все труднее ориентироваться. Иногда выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести поиск аналога, созданного ранее.

Образование больших потоков информации связано с быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п.; с постоянно увеличиваю-щимся числом периодических изданий по разным областям человеческой дея-тельности; с появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизи-ческих, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на машин-ных носителях информации.

В результате появления таких массивов информации наступает информаци-онный кризис, выражающийся следующими проявлениями:

- существует большое количество избыточной информации, затрудняющей восприятие полезной для потребителя информации;

- появляются противоречия между ограниченными возможностями челове-ка по восприятию и переработке информации и существующими мощны-ми потоками хранящейся информации;

- возникают определенные экономические, политические и другие соци-альные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Эти причины привели к парадоксальной ситуации – в мире накоплен громад-ный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в пол-ном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение компьюте-ров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в раз-витии человеческого общества – информатизации.

Информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс пере-стройки жизни общества на основе все более полного использования достовер-ного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значи-мых видах человеческой деятельности. Этот процесс включает в себя перест-ройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения новых информационных технологий (НИТ).

Информатизация как материальный процесс состоит в строительстве инфо-сферы – глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации, которая представляет собой в обществе аналог цент-ральной нервной системы* . Информационная оснащенность, масштабы и эф-фективность использования средств вычислительной техники вошли в наше время в число важнейших показателей уровня научно-технического прогресса. Таким образом, переход от индустриального к информационному обществу в процессе информатизации непосредственно связан с компьютеризацией об-щества, при которой основное внимание уделяется развитию и внедрению тех-нической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение резуль-татов переработки информации и ее накопления.

В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатиза-ции. Многие страны имеют национальные программы информатизации с уче-том местных особенностей и условий, в частности программы, дающие основы компьютерной грамотности населению.

Для решения проблемы всеобщей компьютерной грамотности населения не-

_______________

* См. об этом. Концепция информатизации образования//Информатика и образование, 1988. №6. С.5.

обходимо в первую очередь перестроить учебный процесс, начиная со среднего образования и заканчивая высшим. Не менее важным направлением решения этой проблемы является развитие сети переподготовки кадров с широким прив-

лечением российских специалистов в области информатики и вычислительной техники, а также специалистов международных учебных центров.

В качестве критериев развитости информационного общества можно взять три:

- наличие компьютеров;

- уровень развития компьютерных сетей;

- количество населения, занятого в информационной сфере, а также ис-пользующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Принятый в России в 1996 году Закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию как важное новое стратеги-ческое направление деятельности государства. В Законе указано, что государ-ство должно заниматься формированием и реализацией государственной науч-но-технической и промышленной политики в сфере информатизации. Этот За-кон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресур-сам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.

Ранее, в 1992 году впервые в Российской Федерации был принят Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз дан-ных» (в настоящее время существуют законы «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем»). Предоставляемая настоящим За-коном правовая охрана распространяется на все виды программ для компьюте-ров ( в том числе на операционные системы и программные комплексы), кото-рые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исход-ный тест на языке программирования и машинный код.

Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для компьютеров, в том числе на идеи и принципы органи-зации интерфейса и алгоритма. Закон призван защитить авторские права на программы. Автору программы принадлежит исключительное право осуществ-лять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а так-же осуществлять ее модификацию. В отношении организаций или пользовате-лей, нарушающих авторские права, разработчик может потребовать возмеще-ния причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации в определяе-мой по усмотрению суда сумме. Появление таких законов является одним из показателей формирования информационной культуры общества.

Информационная культура является одной из составляющих общей культу-ры и связана с социальной природой человека. Она является продуктом разно-образных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспек-тах:

- в навыках использования технических устройств;

- в способности использовать в своей деятельности компьютерные информа- ционные технологии;

- в умении извлекать информацию из различных источников;

- в овладении основами аналитической переработки информации;

- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятель-ности.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества можно считать следующие:

1) систему образования, определяющую общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

2) информационную инфраструктуру общества, определяющую возможнос-ти людей получать, передавать и использовать необходимую им инфор-мацию;

3) демократизацию общества, определяющую правовые гарантии людей к доступу необходимой им информации;

4) развитие экономики страны, от которого зависят материальные возмож-ности получения людьми необходимого образования, а также приобрете-ния и использования современных средств информационной техники.

Следовательно, информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и ком-муникационных технологий, что можно также назвать коммуникативной куль-турой человека, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этичес-ких норм и правил.

Таким образом, информационная культура общества непосредственно зави-сит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития. Она вбирает в себя знания их тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория проектирования баз дан-ных, математика, информатика и ряд других дисциплин).

В информационном обществе необходимо начать овладевать информацион-ной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем с привлечением персонального компьютера. Для высших учебных заведений со-циальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конк-ретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информацион-ного направления много времени необходимо уделить компьютерным инфор-мационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сфе-ры деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью за-крепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

1.2. История формирования и современное содержание курса информатики

Тема построения информационного общества с развитой информационной культурой в настоящее время является актуальной для любой экономически и политически развитой страны, в частности России. В странах с развитой инфор-мационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Анг-лию и другие страны Западной Европы, уже давно одним из направлений госу-дарственной политики является направление, связанное с поддержкой и инвес-тициями в инновационную индустрию, в развитие компьютерных систем и те-лекоммуникаций.

В частности, в США в 1980 году сотрудники Научно-исследовательской ор-ганизации по людским ресурсам, учителя и администрация округа Монтгомери штата Мэриленд приступили к совместному проекту по разработке курса ком-пьютерной грамотности1 . Изначально было установлено 40 микрокомпьютеров для обучения фирмы «Apple» - Pet2 . Местные органы образования приступили к планированию своих текущих и долгосрочных потребностей в оборудовании, оценке и приобретению математического обеспечения, подготовке учителей, разработке компьютерного курса обучения.

Это явление, как в зеркале, нашло повсеместное отражение в масштабах всей страны. Педагогический эксперимент имел исключительно благоприятную возможность для проведения благодаря поддержке Беверли Хантер.3

В 70-х гг. шведский Национальный совет по образованию совместно с уни-верситетами и колледжами начал осуществление ряда исследовательских про-

_______________

1 См. Б. Хантер. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 1989. – С.5.

2 Pet в переводе с англ. – любимое домашнее животное. Такое название дала фирма «Коммо-дор Бизнес Машин» ставшему популярным домашнему микрокомпьютеру. – см. там же.

3 директор проекта по разработке рекомендаций по компьютерной грамотности в начальной и неполной средней школе, финансируемого по линии фонда Национального общества по естествознанию – см. там же. С.6.

ектов по использованию компьютера как педагогического средства. Проекты были завершены к началу 80-х гг., и их опыт позволил определить пути исполь-зования компьютеров в обучении1 . Основной вывод состоял в том, что компь-ютер следует рассматривать как один из компонентов целостной системы учеб-ных средств и что «натаскивание» с помощью компьютера не представляет сколько-нибудь значительной ценности, а знания в области программирования не являются необходимой предпосылкой освоение компьютера. В 1983 г. в Швеции была принята программа широкомасштабного внедрения компьютеров в школы, началось их использование в профессиональном образовании.

Информатизация общества в России рассматривается в настоящее время как один из основных элементов государственной политики. Требования к инфор-матизации образования могут быть различными в зависимости от общей кон-цепции развития мирового сообщества. Обратимся к истории: информатизации образования предшествуют тенденции его модернизации2 . Первые попытки ав-томатизации и электронизации образования в СССР относятся к 1962 г., когда академик А.И. Берг организовал проведение работ по программированному обучению, техническим средствам обучения (ТСО) и обучающим машинам. В том же 1962 г. академик В.М. Глушков на первой Всесоюзной конференции по программированному обучению поставил задачу разработки компьютерных методов и средств автоматизации обучения (рис. 2).

В последующие годы в СССР развернулись работы по созданию автомати-зированных обучающих систем (АОС) первого и второго поколения, базирую-щихся на специальных инструментальных средствах – пакетах прикладных программ (ППП). Ведущую роль в координации этих работ сыграли Институт кибернетики АН УССР и НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР. Акти-визация работ по АОС в СССР приходится на первую половину 80-х гг., когда _______________

1 Компьютеры в обучении: шведский путь//Информатика и образование. 1992. №1. С.112.

2 Гриценко В., Довгялло А. Пути развития информатизации образования//Информатика и образование. 1989. №6. С.4.

прикладные и инструментальные учебные средства на базе семейства типовых ППП АОС-ВУЗ получили довольно широкое распространение в учебных заве-дениях страны и за рубежом (в НРБ и ГДР).


Рис. 2. Исторические предпосылки информатизации образования в СССР

В начале 80-х годов была проведена 1-ая (и единственная) академическая конференция по проблемам информатики (в ее подготовке приняли активное участие академики В.А. Мельников и О.М. Белоцерковский). В 1985 г. были приняты известные постановления КПСС и правительства СССР о компьюте-ризации средней и высшей школы, создавшие новую идеологическую и мате-риально-техническую основу для компьютеризации системы образования* . С этого года началась вестись подготовка студентов педагогических институтов и университетов по специальности «Информатика и вычислительная техника». Подготовка осуществлялась как дополнение к специальностям «Математика», «Физика», «Общетехнические дисциплины и труд».

В школах появился курс «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ), для преподавания которого на первых этапах были предприняты «по-жарные» меры по подготовке специалистов – краткосрочные летние курсы при _______________

* О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и мате-риалов. – М., 1984. – С.45.

ИУУ, ускоренные меры в педвузах по корректировке учебных планов выпуск-ных курсов, привлечение в школы людей с инженерными знаниями и т.п. Мож-но сказать, что учитель шел в класс практически безоружным. Идеолог первой программы курса ОИВТ академик А.П. Ершов в то непростое время призывал учителя откровенно говорить ученикам, что он сам ничего не знает и будет учиться вместе с ними. А речь-то шла фактически об овладении «азами» школьного алгоритмического языка и Бейсика.

В 1989г. под непосредственным руководством Главного методического уп-равления высшего образования в НИИ проблем высшей школы и ИК АН УССР был разработан сборник программ по дисциплине «Основы компьютерной тех-нологии обучения» для факультетов повышения квалификации и центров ком-пьютерной технологии обучения. Сборник имел модульную структуру и опре-делял содержание подготовки для разных категорий слушателей, исходя из на-чального уровня компьютерной грамотности и конечной цели подготовки.

В течение 1985 – 1990 гг. в системе образования был пересмотрен перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка специалистов в сред-них специальных и высших учебных заведениях, увеличен выпуск специалис-тов по вычислительной технике, программному обеспечению, автоматизиро-ванным системам. В системе профессионально-технических училищ была нача-та подготовка квалифицированных рабочих по эксплуатации и ремонту средств обеспечения новых информационных технологий (НИТ).

Был создан Общесоюзный центр НИТ. При Государственном комитете СССР по народному образованию в 1989 г. организован Общесоюзный научно-методический совет для решения методологических и организационных проб-лем информатизации образования, сконцентрированы усилия ВУЗов по разра-ботке учебного, методического и программного обеспечения в области НИТ.

Разрабатывались вариативные методики преподавания курса информатики по безмашинному и машинному вариантам, обеспеченные учебно-методичес-кими комплексами (УМК), включающими в себя учебник, методическое посо-бие, задачник и программное обеспечение. Само название курса изменялось не один раз – «Основы информатики и вычислительной техники», «Информати-ка», «Информатика и информационные технологии».

В содержании и методике преподавания информатики в разные годы на пер-вый план выходило решение различных задач. Это связано с тем, что информа-тика как наука является достаточно «молодой» отраслью научного познания, поэтому имеет немало различных позиций относительно круга вопросов, сос-тавляющих ее предмет, а также удельного веса каждого из этих вопросов в со-держании этой науки. В частности, были разработаны методика обучения про-граммированию (В.М. Монахов* , И.Н. Антипов, В.В. Щенников, Ю.А. Первин, Г.Л. Звенигородский и др.), методика изучения архитектуры и принципов дей-ствия ЭВМ (В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и др.)

Содержание курса информатики определялось изначально из целей и задач обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, а также с учетом следую-щих принципиальных позиций:

- на первом этапе внедрения курса информатики подавляющее большинство учебных заведений не располагали вычислительной техникой, поэтому пер-вый вариант учебного пособия был ориентирован на безмашинный вариант изучения курса;

- компьютерная грамотность обеспечивается изучением не одного курса ин-форматики, а комплекса учебных дисциплин. Поэтому при разработке со-держания этого курса учитывались функции и вклад в компьютерную гра-мотность других образовательных дисциплин;

- курс основ информатики и вычислительной техники, ставший фундамен-тальной компонентой общего среднего образования, разрабатывался как об-щеобразовательный и доступный для всех, то есть он должен был решать задачи не только подготовки учащихся к практической деятельности, вне-дрения компьютеров в большинство областей народного хозяйства, но и за-

_______________

* Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспек-тивы/ Сост. В.М. Монахов и др. – М.: Просвещение, 1987. – С.5-18.

дачи умственного развития, формирования научного мировоззрения, воспи-тания, применения полученных знаний в дальнейшем обучении (в ПТУ, тех-никумах, ВУЗах);

- курс должен иметь межпредметный характер;

- курс должен сформировать у учащихся совокупность знаний, умений и на-выков, обеспечивающих достижение второй задачи внедрения компьютеров в образование – широкое использование компьютеров в процессе изучения всех учебных дисциплин.

Как любая другая учебная дисциплина, информатика должна не только по-знакомить обучающихся (школьников, студентов) с кругом вопросов, изучае-мых этой наукой, но и сформировать определенный комплекс практических умений и навыков. Обеспечить курс системой задач и упражнений, практичес-ких работ в условиях безмашинного варианта обучения было возможно, лишь сосредоточив основное внимание на его содержании, на формировании алго-ритмической культуры, развитии навыков программирования. Однако такое пе-рераспределение удельного веса в пользу этих компонентов компьютерной гра-мотности было временной мерой, отражающей специфику именно безмашинно-го варианта изучения курса.

Каждая учебная дисциплина отличается своим, только ей присущим набо-ром базовых понятий и технологий. Именно наличие таких базовых понятий и технологий делает обоснованным включение этой дисциплины для изучения студентами и школьниками в учебный план. Долгое время и по сей день содер-жание курса базируется на трех фундаментальных понятиях науки: информа-ция – алгоритм – компьютер.

Именно эта система понятий задает обязательный уровень теоретической подготовки. Причем, умения и навыки алгоритмизации применялись непосред-ственно для программирования, которому отводилась значительная часть вре-мени при работе на компьютере, и как следствие – главенствующая роль в структуре курса.

Практически все зарубежные курсы информатики строились в расчете на ЭВМ. Студентов и школьников с первых же занятий сажали за компьютер и предоставляли возможность самим, на практике усвоить возможности вычис-лительной машины и научиться работать на ней. Такой подход имел как поло-жительные, так и отрицательные аспекты. Ученик довольно быстро учился про-граммировать, но зачастую терял при этом навыки теоретического мышления.

В настоящее время в курсе информатики не ставится задача сделать из обу-чающихся (школьников, студентов) профессиональных программистов, то есть доля времени, отводимого на изучение языков программирования (если только это не профилирующий курс, например подготовка информатиков, программи-стов), существенно снижена, а для некоторых направлений подготовки специа-листов и вообще отсутствует.

В связи с информатизацией образования в настоящее время такой подход к изучению информатики уже не приемлем, поэтому стали появляться предложе-ния по выделения таких трех базовых технологий информатики – создание ал-горитмов, создание информационных моделей, работа с базовым программным обеспечением компьютера – основным инструментом НИТ. Базисность третьей технологии в особых объяснениях не нуждается. Базисность остальных двух объясняется следующим образом. Каждая учебная дисциплина включает в себя изучение алгоритмов решения соответствующих задач (математических, логи-ческих, финансово-экономических, педагогических, стратегических и т.д.).

Существует много общего в составлении этих алгоритмов, то есть существу-ет общая технология создания алгоритмов, которая и конкретизируется в каж-дой учебной дисциплине. Естественно, эта технология должна быть изучена в «чистом» виде. Точно так же каждая наука, а значит и каждая учебная дисцип-лина, занимается составлением информационных моделей жизненных задач. Отличие между науками состоит в различии методов и средств построения мо-делей. В то же время построение моделей во всех науках имеет много общего; существует единая базовая технология составления информационных моделей, которая должна быть изучена отдельно.

Содержание курса информатики в высшей школе предполагает, что студен-ты, опираясь на теоретические знания предмета и практические навыки работы на компьютерах, полученные в средней общеобразовательной школе, должны закрепить свои умения и навыки уже на другом уровне восприятия информа-ции.

Государственный образовательный стандарт по информатике* в высшей школе в настоящее время предполагает следующий образовательный минимум:

- понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;

- технические и программные средства реализации информационных про-цессов;

- модели решения функциональных и вычислительных задач;

- алгоритмизация и программирование, языки программирования высокого уровня;

- базы данных;

- программное обеспечение технологии программирования;

- локальные и глобальные сети ЭВМ;

- основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну, методы защиты информации;

- компьютерный практикум.

При этом в зависимости от направления подготовки специалистов, бакалав-ров, такие блоки как, например «информационные технологии (в экономике, психологии, юриспруденции, в социально-культурном сервисе и туризме)» или «компьютерные системы и сети», или «Интернет-технологии», выделяются из курса информатики и изучаются более основательно как отдельные дисципли-ны.

_______________

* ГОС высшего профессионального образования, утвержден Министерством Образования РФ 14.03.2000г., ЕН.Ф.02.

1.3. Психолого-педагогические аспекты

В процессе преподавания любой учебной дисциплины, включая информати-ку, всегда возникает ряд вопросов, связанных с психологией обучающихся и педагогов, с методами педагогического воздействия в разных ситуациях. В свя-зи с этим нельзя не затронуть основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, особенности обучающихся и педагогов, психологичес-кие характеристики профессионального образования.

Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно раз-ные науки. Одна из них является ветвью психологии, это базовая наука, приз-ванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для со-вершенствования педагогической практики.

Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не столько, как хотелось бы. Вторая пе-дагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и разви-тия в системе обучения. Часто можно встретить ситуацию, когда человек учит-ся, но очень слабо развивается. В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных тре-бований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных пси-хологических знаний.

Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивле-ние индивида педагогическим воздействиям и т.п. Поэтому хороший, заинтере-сованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психо-логом, и он в своей деятельности получает психологический опыт, который яв-ляется обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятель-ности.

В настоящее время педагогическую психологию все больше подразделяют на психологию высшей школы, педагогическую психологию школьного обу-чения и психологию профессионального образования. На современном этапе вопросами педагогической психологии высшего образования занимаются Н.В. Кузьмина (1972г.), М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович (1978г., 1981г.), А.В. Пет-ровский (1986г.), С.Д. Смирнов (1995г.).

Зимняя И.А. в своих педагогических исследования приводит ряд задач, ко-торые ставятся перед педагогической психологией, а следовательно, и перед пе-дагогами в психологических вопросах управления, изучения процесса обуче-ния, формирования познавательных процессов, теоретического мышления, спо-собностей:

1. Раскрытие механизмом и закономерностей обучающегося и воспитывающе-го воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.

2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социо-культурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в ин-дивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуаци-ях.

3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного раз-вития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воз-действия (сотрудничество, активные формы обучения и др.).

4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельнос-тью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.

5. Изучение психологических основ деятельности педагога.

6. Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обуче-ния, в частности, развития научного, теоретического мышления.

7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, форми-рование операционального состава деятельности на основе процесса реше-ния разнообразных задач.

8. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвое-ния и соотнесения с образовательными стандартами.

9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образо-вательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

При разработке методики преподавания информатики студентам заочной формы обучения во второй главе данной ВКР будут более подробно рассмотре-ны психолого-педагогические особенности этой категории студентов, роль пре-подавателя в процессе обучения.

Специфика учебной дисциплины «информатика» состоит в том, что ее не-возможно на современном этапе развития человечества представить в чисто те-оретическом виде без использования технических средств, а именно компью-терного оснащения процесса обучения с соответствующим программным обес-печением(обучающие и контролирующие программы, текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, сред-ства создания новых программ и т.п.). В связи с этим необходимо заострить внимание на качестве этих программно-педагогических продуктов. Этим воп-росом начали заниматься еще в Советском Союзе в начале 80-х годов XX века (Е.И. Машбиц).

Основной показатель качества программно-педагогических средств – эффек-тивность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность про-граммы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает достижение поставленных целей обучения. Богатейшие возможности компью-тера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо только с педагогической точки зре-ния.

Несмотря на то, что вопрос эффективности того или иного программно-пе-дагогического средства может быть решен лишь только после практической ап-робации, можно наметить ряд психолого-педагогических требований общих для любой обучающей программы:

1. Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики.

2. Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, обусловленного как теоретическими воззрениями разработчиков, так и целя-ми обучения.

3. Стимулировать виды познавательной активности обучающихся, в особен-ности продуктивную, которые необходимы для достижения основных учеб-ных целей.

4. В содержании учебного материала и задач необходимо учитывать уже при-обретенные знания, умения и навыки.

5. Стимулировать высокую мотивацию обучающихся к познанию, причем именно этот аспект не должен развиваться за счет интереса к самому ком-пьютеру.

6. Обеспечить как внешний, так и внутренний диалог.

7. Оказывать содействие при решении учебных задач, обеспечивая педагоги-чески обоснованную помощь, с учетом характера затруднения и модели обу-чаемого, достаточную для того, чтобы не только решить задачу, но и усвоить способ ее решения. Проявлять при этом максимум дружелюбия.

8. Информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяю-щихся ошибок.

9. Учитывать возможность индивидуализации обучения, позволять обучаемо-му принимать решение о стратегии обучения, характера помощи и т.д.

10. Адекватно использовать все способы предъявления информации и не навя-зывать темп ее предъявления.

11. Ввести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, по-зволить последнему задавать вопросы.

12. Позволить обучаемому вход и выход из программы в любой ее точке, обес-печить доступ к ранее пройденному учебному материалу, допускать моди-фикацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельнос-тью.

Эти требования были сформулированы Е.И. Машбицем в институте психо-логии МП УССР еще в 80-х годах прошлого века, но остаются актуальными и в настоящее время.

Сейчас все больше преподавателей в своей педагогической деятельности по разным учебным дисциплинам стали использовать новые информационные тех-нологии во время занятий как для обучения, так и для контроля знаний студен-тов. В литературе прижился термин «обучающая программа», вследствие чего создается впечатление, что при наличии проблемно-ориентированного пакета программ по предмету, компьютер вообще может заменить преподавателя.

В действительность, как показывает опыт, компьютер никогда полностью не заменит человека, а наоборот, по мере широкого внедрения компьютерной тех-ники в обучение и во все сферы человеческой деятельности, роль преподавате-ля, так как он из человека-эффектора, то есть интерпретатора-пересказчика чу-жих знаний, становится человеком творцом, для этого у него высвобождается время для творческой работы с обучающимися.

Таким образом, в первой главе ВКР была обоснована необходимость появле-ния в образовательном процессе такой учебной дисциплины как «информати-ка» при построении в России информационного общества, неотъемлемым пока-зателем которого является информационная культура, ее, в свою очередь, не-возможно представить без компьютерной грамотности населения. Проанализи-рованы этапы формирования курса с учетом опыта зарубежных стран, приведе-на структура современного курса по «информатике» согласно ГОС в высшей школе. Был освещен ряд психолого-педагогических задач, стоящих перед педа-гогом в процессе обучения, а также приведены общие психолого-педагогичес-кие требования, предъявляемые к программно-педагогическим средствам.

Глава 2. Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»

2.1. Отличительные особенности преподавания информатики студентам очной и заочной форм обучения

Первоначально остановимся на самом понятии «студент». Этот термин ла-тинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работа-ющий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями. Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых уни-верситетов в XI – XII вв.

Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладева-ющих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется про-фессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характе-ризоваться с трех сторон (Столяренко Л.Д.):

1. С психологической, которая представляет собой единство психологичес-ких процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологичес-кой стороне – психические свойства (направленность, темперамент, ха-рактер, способности), от которых зависит протекание психических про-цессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качест-ва, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатка-ми, но в известных пределах меняется под влиянием условий жизни.

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его воз-растные и личностные особенности. В высших учебных заведения в настоящее время используются несколько форм обучения студентов – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Важной отличительной особенностью студен-тов очной и заочной форм обучения является именно возраст, и как показывает практика студенты-очники в основной своей массе пришли получать высшее образование сразу после «школьной скамьи», то есть в возрасте 17 – 20 лет.

Студенты-заочники чаще всего люди более зрелые, имеющие работу, собст-венные семьи, а значит большой круг профессиональных и бытовых обязаннос-тей, каждодневную физическую и психологическую загруженность. Возраст студентов-заочников в среднем 28-30 лет. В отличие от студентов юношеско-го возраста, где отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и пере-ключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д., студенты среднего возраста имеют больший период реакции на простые, комбинирован-ные и словесные сигналы, наименьшую пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Таким образом, юношеский студенческий возраст характеризуется достижениями наивысших, «пиковых» результатов, ба-зирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологи-ческого, социального развития.

С другой стороны, если при этом рассматривать личностные особенности студентов, то возраст 17-20 лет – это период наиболее активного развития нрав-ственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и что, особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом свя-зано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, нача-ло трудовой биографии и создание собственной семьи. Другими словами, этот возраст можно считать центральным периодом становления характера и интел-лекта студента.

Студенты среднего возраста (25-35 лет), которые составляют основной кос-тяк студентов заочной формы обучения, уже сформировались как личности, имеющие свою четкую гражданскую позицию, реализовались в профессиональ-ной деятельности. Часто это люди со сложными, самобытными характерами, привыкшие принимать ответственные решения. Максимализм и критичность в суждениях, особенно при изучении нового материала, проявляется достаточно редко, больше можно наблюдать самокритичность студентов.

При этом сохраняются интеллектуальные и познавательные возможности студентов, наряду с сильной жаждой получения знаний. Осознанное решение получить высшее профессиональное образование, тем более второе высшее об-разование, проявляется у студентов-заочников в более серьезном подходе к об-разовательной деятельности.

Результаты специальных исследований* выявили (рис. 3), что большинство студентов (в возрасте 18-25 лет) не умеют слушать и записывать лекции, конс-пектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала). Они не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести спор (18,6%), давать аналитическую оценку проблем (16,3%). На матери-але конкретно-социологического исследования было показано, что 37,5% сту-дентов стремятся хорошо учиться, 53,6% не всегда стараются, а 8% не стремят-ся к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не идет хорошо (рис. 4).

Исходя из собственного педагогического опыта работы со студентами очной и заочной форм обучения, утверждаю, что студенты зрелого возраста умеют внимательнее слушать преподавателя, конспектируя наиболее важную и необ-ходимую ему информацию, проявляют заинтересованность в получении зна-______________

* Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс,2003. - С.166

ний, больше задают вопросов по интересующим их темам в рамках учебной дисциплины, а также могут анализировать поступающую информацию и давать ей собственную оценку. На старших курсах чаще проявляется стремление сту-дентов вести спор с преподавателем или между собой, что обосновано увели-чением багажа знаний студентов и осознанием себя носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.

Рис. 3. Результаты специальных исследований студентов в возрасте 18-25 лет

Рис. 4. Отношение студентов к учебе (результаты социологического исследования)

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что студентам заочной формы обучения целесообразно несколько поменять принятую структуру и со-держание курса по «информатике», делая акцент на те темы, изучение которых поможет студентам в их настоящей и будущей профессиональной деятельнос-ти, даст осознание практического использования полученных знаний.

2.2. Методика преподавания информатики студентам заочной формы обучения

В связи с постоянным ростом качества информационных технологий перед современным высшим учебным заведением стоит актуальная задача постоян-ной корректировки как самого учебного процесса в области изучения информа-тики, так и развитие информационно-технического обеспечения всей учебно-организационной деятельности ВУЗа.

Таким образом, опираясь на вышеизложенный материал, можно выделить несколько параметров, которыми необходимо руководствовать при разработке методики преподавания информатики студентам заочной формы обучения:

1. Государственный образовательный стандарт в области изучения инфор-матики.

2. Появление новых информационных технологий.

3. Личностные и возрастные особенности студентов заочной формы обу-чения.

При этом главной особенностью учебной дисциплины «информатика», отли-чающей её от многих других, является динамичность, что требует от препода-вателя компетентности, постоянного повышения квалификации, только в этом случае можно ожидать повышения качества преподавания.

Необходимо четко понимать, что курс информатики в вузе базируется на знаниях, полученных студентами при изучении информатики в средней школе. Проанализировав учебные программы учителей информатики Ногинского рай-она и руководствуясь ГОС в средней общеобразовательной школе, можно сде-лать вывод, что большинство преподавателей наибольшее количество часов от-водят на изучение следующих тем: «Информация, способы представления в компьютере», «История ЭВМ», «Архитектура ЭВМ», «Алгоритмизация и про-граммирование»; практически одинаковое распределение часов в значительно меньшем объеме отводится на темы: «Текстовый процессор MS Word», «Гра-фический редактор Paint», «Табличный процессор MS Excel», «Разработка компьютерных презентаций в Power Point».

Такой подход является наиболее привычным для школ, используется науч-но-технократическая парадигма, в основе которой лежит представление об ис-тине, доказанной конкретным научно обоснованным знанием. Ценностью явля-ется знание, отношения между участниками образовательного процесса носят субъектно-объектный характер. Причем, 8-10 лет назад с учетом слабой осна-щенности компьютерной техникой образовательных учреждений, указанные ранее практические темы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и средствами мультимедиа не рассматривались вооб-ще.

Учитывая возрастную категорию студентов-заочников, можно предполо-жить, что их знания в области информатики и информационных технологий практически равны нулю, если их работа не связана с использованием компью-терных технологий или если они не занимаются самообразованием в этой об-ласти. При опросе студентов заочной формы обучения было выявлено, что в своей работе они используют такие компьютерные программы, как MS Word и MS Excel (90% опрошенных), причем знания их поверхностные и сводятся к набору и редактированию текста, вставки таблиц с элементарными функциями.

В процессе написания ВКР был проведен педагогический эксперимент со студентами заочной формы обучения двух представительств ВУЗов в г.Ногинс-ке – Современной гуманитарной академии (СГА) и Российского нового универ-ситета (РосНОУ). В эксперименте участвовали 4 группы студентов первого курса 2005 года набора (60 человек) с разным изначальным образовательным уровнем и, соответственно, сроками обучения: две группы из СГА (1 гр., сфор-мированная на базе среднего полного образования, и 1 гр. с профильным сред-не-специальным образованием) и две группы из РосНОУ, сформированные по такому же принципу. Необходимо сделать оговорку, что в представительстве РосНОУ в г.Ногинске по всем образовательным программам ведется подготов-ка специалистов, а в представительстве СГА в г. Ногинске – подготовка бака-лавров.

Педагогический эксперимент протекал в естественных условиях, так как ор-ганизация учебного процесса в ВУЗах на данном этапе существенно отличается (это отражено в таблице). Учебная дисциплина «информатика» преподавалась и в настоящее время преподается автором ВКР в обоих представительствах, но в работе используются разные формы и методы обучения.

Сравнительная характеристика образовательного процесса ВУЗов

СГА

РосНОУ

Наличие раздаточных учебных пособий для студентов (юниты)

Наличие раздаточных учебных пособий для студентов (модули)

Теоретические знания по учебным дисциплинам на занятиях студенты полностью получают из видео- и слайдлекций

Теоретические знания по учебным дисциплинам на занятиях студенты получают от преподавателя1

Аудиторные лекции преподавателя отсутствуют; проводятся коллективные тренинги, на которых преподаватель выполняет роль тьютора2

Преподаватель проводит консультации (лекции, семинары) со студентами

После изучения каждой юниты методистом проводится тестирование, в конце – итоговое тестирование (всегда проводит методист)

В период изучения проводятся модульные тестирования (проверяет преподаватель), в конце – итоговое тестирование (перед экзаменом проводит методист)

Зачет выставляет методистом по результатам всех видов тестирования

Зачет проводится в традиционной форме или в форме тестирования и выставляется преподавателем

Экзамен проводится либо методистом, либо преподавателем (присутствие необязательно) в письменной форме, проверка осуществляется в Москве, в головном ВУЗе

Экзамен в устной или письменной форме проводится и оценивается преподавателем в представительстве

_______________

1 Видеолекции и слайдлекции дополняют консультации преподавателя, а не заменяют их. –

Прим. автора.

2 tutor в пер. с англ. – наставник, проводник. - Прим. автора.

Продолжение

СГА

РосНОУ

Студенты могут самостоятельно изучать дисциплины в компьютерном классе в отведенное время, используя соответствующие обучающие программы, затем проходят компьютерное тестирование

Студенты могут получать консультации по электронной почте на возникающие вопросы от преподавателей с соответствующих распределенных кафедр

Технология проведения модульного и итогового тестирования в представи-тельствах имеет много общего: форма проведения, бланки вариантов с тестовы-ми заданиями (Приложение № 6), содержание вопросов и т.п. В представитель-стве РосНОУ студенты заносят свои ответы в специальный контрольный лист (Приложение № 5).В настоящее время идет подготовка к переходу на электрон-ную систему автоматического комплектования вариантов и осуществления кон-троля правильности выполнения тестов (Приложение № 7) в представительстве СГА – электронная обработка результатов тестирования при занесении данных в компьютер.

Анализируя результаты модульного и итогового тестирования студентов разных представительств, можно сделать вывод, что показатели модульного тестирования, т.е. промежуточного тематического контроля знаний, не отли-чаются в представительствах – средний балл 3,2, а показатели за итоговое тес-тирование (рис. 5), при котором происходит охват всех изученных тем, на-много выше у студентов РосНОУ.


Рис. 5. Средний балл итогового тестирования студентов по информатике

В группах на базе профильного среднего профессионального образования кроме итогового тестирования по данной учебной дисциплине проводился экза-мен, результаты которого также показы-вают преимущество методики обуче-ния, применяемой преподавателем в РосНОУ (рис. 6). Качество знаний в наб-людаемых группах на экзамене по ин-форматике у студентов РосНОУ – 94%, а у студентов СГА – 50%.


Рис. 6. Средний балл студентов за экзамен по информатике

Общие вопросы методики преподавания информатики в значительной сте-пени давно понятны и сформулированы, но существует ряд подходов и методик преподавания разных конкретных тем в зависимости от степени их сложности и актуальности. Для студентов заочной формы обучения не зависимо от направ-ления подготовки предлагаю более подробно останавливаться при подаче мате-риала на следующих темах:

1. Информация. Кодирование информации.

(Информация, ее виды, свойства и способы сбора, хранения, поиска, исполь-зования, преобразования, распространения; количество информации как ме-ра уменьшения неопределенности знаний, единицы измерения количества информации; системы счисления, двоичное кодирование информации).

2. Компьютер и программное обеспечение (ПО).

(Функциональное устройство компьютера; обмен информацией между уст-ройствами компьютера, производительность компьютера; санитарно-гигие-нические и эргономические требования при работе на компьютере, к рабо-чему месту; программное управление работой компьютера – операционная система, виды ПО, обзор – системное, прикладное, системы программирова-ния).

3. Компьютерный практикум.

(Работа с текстовым и табличным процессорами; умение создавать файлы, копировать, удалять, архивировать, проверять на наличие компьютерных вирусов и т.п.).

4. Моделирование и формализация.

(Моделирование как метод познания, виды моделей, система как целостная совокупность объектов; построение формальных моделей).

5. Алгоритмизация и программирование.

(Понятие алгоритма, свойства и виды алгоритмов, способы записи; языки программирования высокого уровня, обзор – алфавит языка, основные типы и структуры данных, разработка программ методом последовательной дета-лизации).

Остановимся более подробно на каждой из предложенных тем. При изуче-нии темы №1 лучше использовать следующие формы занятий:

- лекция (вводная, информационная и по методу – проблемная – обращаясь к Громковой М.Т: «разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли получилось?»* );

- семинар с аудиторно-практической работой (например, подготовить задания на определение количества информации, разбить студентов на группы и предложить в течение определенного времени решить их, мож-но с использованием компьютера).

На тему «системы счисления» (в рамках первой темы) отвести минимальное количество времени, дать обзорно, общие представления. Как показывает опыт,

_______________

* М.Т. Громкова. Педагогические основы образования взрослых. – М.:МСХА, 1993. – С.63

данная тема воспринимается студентами заочной формы обучения тяжело, при-

чем студенты не видят в ней практического применения (за исключением сту-дентов, обучающихся по направления «прикладная информатика»).

При изучении темы №2 лучше всего использовать такой метод, как беседа, диалог, предполагающий обмен мнениями между людьми при системе управ-ляющий вопросов, ведущих обучаемого к заранее намеченной преподавателем цели. Метод в основном теоретический, но может и, чаще, опирается на опере-дившую практику. Проблемная форма изложения проявляется в том, что сту-денты делают микрооткрытия субъективно новых знаний.

Тема №3 предполагает у студентов некоторых изначальных навыков работы на компьютере. Как показывает практика, 10% студентов-заочников на первом курсе не имеют таких навыков, 50% студентов имеют слабые представления о возможностях текстовых и 80% о возможностях табличных процессоров. Наб-людения совпадают с результатами опроса студентов, представленными в виде диаграммы (рис. 7).

Рис.7. Результаты опроса студентов 1 курса заочной формы обучения

На этом этапе необходимо сразу выявить степень знания студентов группы для последующей дифференциации обучения. Например, в начале занятий сту-дентам предлагается заранее подготовленный раздаточный материал с заданием (Приложения №№ 8, 9, 10), по результатам выполнения которого можно произ-вести разделение группы на подгруппы с разной степенью сложности изложе-ния материала, либо использовать индивидуальный подход (такой способ редко используется при работе с заочниками особенно в группах с большой наполняе-мостью), либо применить способ работы студентов в паре, когда к более подго-товленному студенту прикрепляется менее осведомленный (такой подход, в случае грамотного формирования пар преподавателем с учетом психологичес-ких особенностей студентов, дает высокие показатели при последующем оце-нивании).

Для изучения темы №4 подачу материала лучше осуществить в форме об-зорной лекции, обеспечивающей научность и информативность на современ-ном уровне. Можно использовать при этом такие методы обучения, как диалог, диспут, деловая игра, имитирующая те или иные практические ситуации с уче-том профессиональной деятельности, социальной направленности.

Тема №5 в настоящее время преподавателями высшей школы дается студен-там заочникам в малом объеме, особенно в части программирования. Хотя ал-горитмизация – один из важнейших элементов структуризации любой челове-ческой деятельности, именно при изучении этой темы можно сделать акцент на развитие логики мышления, творческого подхода к решению задач, в том числе профессиональных. Уже стала традицией разработка обучаемым (студентом, школьником) алгоритма «с нуля» под руководством преподавателя, с опорой на некоторые примеры.

Необходим адекватный метод обучения – поэтапное формирование умствен-ных действий. В отличие от внешней деятельности умственные действия сту-дентов скрыты, их выполнение проявляется только через результаты деятель-ности, в данном случае – алгоритм. Существующие методы обучения – рутин-ная разработка «с нуля» алгоритмов (и программ) с ветвлением, циклом, про-цедурой и т.д. – обеспечивают перенос полученных знаний и умений в близкую обстановку, а чаще лишь репродукцию знаний на однотипных примерах, но не уровень творчества.

В основе предполагаемого метода лежит понятие открытой программы. В своем учебном пособии по методики преподавания информатики Бочкин А.И. пишет: «Под открытой программой (ОП) понимается модель, представляющая некоторый класс программ и предназначенная для передачи обучаемым знаний об их структуре и назначении; для присвоения обучаемым опыта творческой деятельности разработки программ – задач этого класса»* .

При этом методе обучения: использовать программы с подробными коммен-тариями (встречаются в хороших учебниках по программированию), тем самым обучение происходит на примерах; можно задавать упражнения с пропусками в программах, которые могут в ОП заполняться неоднозначно. Итоговая простота и понятность ОП чаще являются результатом значительных усилий педагога-разработчика.

Таким образом, при изучении последней темы №5 качество знаний и заинте-ресованность можно повысить за счет акцента на алгоритмизацию, а в качестве языка программирования целесообразно выбрать объектно-ориентированный язык с применением принципа открытой программы.

В предложенном выше списке тем по объективным причинам отсутствуют следующие:

- основы логики и логическое устройство компьютера (эта тема дается в школьном курсе информатики и имеет актуальность только для студен-тов, получающих высшее образование с квалификацией информатик, программист и т.п.);

- компьютерные сети;

- базы данных.

Последние две темы в настоящее время изучаются студентами как отдель-ные учебные дисциплины (например, «компьютерные системы и сети», «Интер-нет-технологии») или в качестве одной из ее составляющих (например, созда-ние БД и работа с СУБД рассматриваются в учебных дисциплинах «информа-ционные технологии в экономике», «информационные технологии в СКСиТ. _______________

* Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – С.145.

Оргтехника» и т.д.).

В своей книге по методике преподавания информатики Бочкин А.И. подчер-кивает, что при постоянной открытости информатики всему новому неизбежно ставится более сложная и важная задача – «научить студента самостоятельной разработке методик, методическому творчеству путем передачи ему не только определенных знаний и умений в области методики информатики, но и опыта подобной творческой деятельности»* .

Важным критерием эффективности преподавания информатики, на настоя-щий момент, следует считать использование гуманистического подхода в обу-чении, который влияет на развитие фактора «переключаемости» (интеллекту-альной лабильности). Исторически раньше технократической парадигмы нача-ла складываться гуманитарная. Центром этой парадигмы является процесс по-знания, главная ценность - личность обучаемого. Отношения между участни-ками образовательного процесса носят при этом субъектно-субъектный харак-тер.

В ходе исследования и апробации методики было замечено, что необходимо использовать вышеперечисленные методы обучения, стимулирующих мотива-ционную направленность учебной деятельности, это является важным дидакти-ческим условием реализации гуманизации компьютерного обучения.

Выделим, какие можно поставить гуманистические задачи при изучении раз-ных тем информатики:

- подчеркнуть значимость информации в жизни человека и животного мира, важности ее объективности;

- показать историческое развитие средств работы с информацией в жизни об-щества;

- подчеркнуть личный вклад ученых в этой области;

- показать историческое развитие аппаратного и программного обеспечения;

_______________

* Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск:Высшая школа, 1998. – С.10.

- сформировать навыки работы с профессиональным программным обеспече-нием;

- развитие творческой активности и т.д.

Перечислим еще раз методы обучения, которые необходимо использовать: беседу, рассказ, иллюстрацию, демонстрацию, упражнения, проблемное изло-жение, дифференцированные задания, самостоятельную работа с книгами, творческие задания, лабораторный практикум, эмоциональное стимулирование, повышение мотивации.

При заочной форме обучения мы сталкиваемся с проблемой перегрузки сту-дентов (работа, учеба, причем в распространенном в настоящее время режиме – режиме выходного дня), с подавлением творческого начала, с психологическим дискомфортом студентов и преподавателей. Выходом из сложившегося поло-жения должна являться такая организация образования, при которой студент был бы не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем.

Это означает, что целью образования должно являться не просто запомина-ние готовых знаний, а их поиск, открытое и активное усвоение, воспитание творческого мышления. Это, в свою очередь, приводит к необходимости модер-низации учебных программ, учебных пособий, методик, новым подходам к про-верке результатов обучения.

Таким образом, сегодня создается новая педагогическая парадигма, опираю-щаяся на идеи гуманизации. Она охватывает все стороны образовательного процесса: его социально-психологическое, методическое и материально-техни-ческое обеспечение. Одним из важных способов реализации гуманистического подхода является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в обучении. Достоинствам, недостаткам и перспективам развития дис-танционного обучения будет посвящен следующий параграф ВКР.

2.3. Применение технологий дистанционного обучения для изучения информатики

Одно из наметившихся сегодня противоречий состоит в несоответствии тра-диционных методов и форм обучения и воспитания инновационным тенденци-ям развития системы образования. Классно-поурочная, лекционно-семинарская система не может обеспечивать того уровня обучения, которое требует наше время, и, безусловно, ее альтернативой является дистанционное обучение (ДО).

Мировоззренческий аспект развития дистанционного образования связан с необходимостью изменения стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. Задача, следовательно, состоит в осмыслении как глобальных перемен, происходящих в обществе и требующих адекватного реа-гирования на них всей системе образования, так и обобщения накопленного на сегодняшний день опыта, его осмысления и создания новых педагогических технологий.

Дистанционное образование в силу объективных потребностей развития общества призвано сыграть важную роль в сохранении и развитии единого об-разовательного пространства в России. Назрела необходимость в реформирова-нии отечественной средней и высшей школы, в создании нового облика и ин-фраструктуры образовательной сферы России. На основе интенсивного внед-рения ДО возможно создание конкурирующего рынка образовательных услуг.

Стратегическая цель дистанционного образования – обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте проживания при профес-сиональной деятельности. Одна из возможных моделей дистанционного учеб-ного процесса предполагает наличие в нем трех субъектов процесса: преподава-теля, тьютора-лаборанта и слушателя. В такой модели обучение осуществляет-ся на базе синтеза двух сетевых технологий: Web-сайта, электронной почты.

Дистанционное обучение, в таком случае, должно строится на основе соче-тания различных организационных форм занятий:

а) самостоятельной работы по подготовке развернутого электронного письма- ответа на поставленные преподавателем вопросы;

б) самостоятельной работы с гипертекстовой информацией или глоссарием1 ;

в) участие в телематической электронной дискуссии слушателей;

г) участие в дистанционных олимпиадах, телевикторинах, телеконференциях и т.д.

Учебно-познавательная деятельность слушателя, включенного в дистанци-онный процесс обучения, может строиться по индивидуальному план-графику, который целесообразно устраивать по блочно-модульному принципу, что по-зволит обучающемуся четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Как и любой педагогической технологии, так и блочно-модульной, обеспечива-ющей эффективность ДО, должны быть присущи такие существенные призна-ки, как: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмизуемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректи-руемость, визуализация.

Основной организационной формой учебной деятельности слушателя при ДО является самостоятельная работа над информацией, которая представляет совой мультимедиа-занятия2 . Учитывая, что чтение информации с экрана мони-тора не столь безобидно для зрения, следует предусмотреть в мультимедийных занятиях анимацию и звуковое сопровождение некоторой части учебного мате-риала. Анимация очень важна, в частности, при обучении компьютерной графи-ке и в тех случаях, когда основным элементом обучения является графический образ.

Сегодня парадигма предметно-ориентированного обучения сменяется лич-ностноориентированной, которая предполагает реализацию множественных об-разовательных траекторий. Последнее требует от создателя электронных учеб-_______________

1 от латинского слова glossarium – словарь терминов. – Прим. автора .

2 см. об этом. Далингер В.А. От классно-урочного обучения к дистанционному// Одиннадца-тая Междун. конф. «Применение новых технологий в образовании» - Троицк: Фонд Байтик, 2000. – С.100-101.

ников, мультимедийных уроков и т.д., принципиальной возможности обучаю-щегося изменять ход процесса обучения, используя для этого различные режи-мы интерактивного компьютеризированного обучения (Полат Е.С.). Другими словами, образовательная среда, которая обеспечивает ДО, должна быть спо-собна активно адаптироваться к индивидуальным характеристикам обучаемого, то есть она должна быть ориентирована не на среднего ученика, а на персони-фицирован-ную модель ученика. Ресурсы и сервисы пространства Internet поз-воляют реализовать высказанную идею, ибо в нем имеются дружественный и интеллектуальный интерфейсы, экспертные системы, гипертексты и пр.

Современные инновационные технологии, которые позволяют осуществлять ДО, должны обеспечивать активную поддержку множественности образова-тельных траекторий при изучении одной и той же учебной дисциплины. Эти технологии позволяют проводить самостоятельный поиск информации в прост-ранстве Internet, а это, в свою очередь, создает широкие возможности для реа-лизации диалогового вариативного режима общения преподавателя и обучаю-щегося, что и является основой множественности образовательных траекторий.

Дистанционное обучение, наряду с традиционными конспектами лекций, сборников задач, предполагает наличие их электронных версий, наличие новых поколений тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, специально разработанных методических пособий, учитывающих спе-цифику такого обучения.

Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации дистанционно-го спецкурса «Информационные технологии в обучении», проводившейся в те-чение 1998-1999 учебного года среди студентов пятого курса очной формы обу-чения на физико-математическом факультете ТГУ им. Г.Р.Державина* , показа-ли, что у студентов, обучавшихся дистанционно, выше показатели сформиро- _______________

* См. об этом. Чванова М.С., Вислобокова М.В. Результаты формирования компонентов готовности к профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения//Десятая Междун. конф. «Применение новых технологий в образовании» - Троицк: Фонд Байтик, 1999. – С.235-236.

ванности эмоционально-волевого компонента. Сами студенты аргументировали это «самостоятельностью в приобретении знаний».

Безусловно, за дистанционным обучением будущее, об этом свидетельству-ют все вышеперечисленные достоинства и перспективы развития дистанцион-ного образования. Но в настоящий период, этап формирования, становления, апробации технологии ДО можно говорить о неготовности студентов-заочни-ков к такой форме обучения. В период с января по октябрь 2006 года было про-ведено анкетирование студентов заочной формы обучения разных представи-тельств ВУЗов в г. Ногниске – СГА и РосНОУ (Приложения №№ 1, 3).

Анализируя результаты этого анкетирования можно сделать следующие вы-воды (Приложения №№ 2, 4):

- у большинства студентов работа не связана с использованием информа-ционных технологий или только частично, при этом 100% опрошенных согласились, что знание компьютера и многих компьютерных программ необходимо для современного человека;

- материал в учебных пособиях (модулях, юнитах) помогает в понимании основ информатики (14,3% студентам СГА и 21% студентам РосНОУ), но трудно воспринимается и лучше разъяснения преподавателя (в среднем 62% опрошенных);

- аудиторных часов с преподавателем достаточно 57% студентам РосНОУ и 27,3% студентам СГА; недостаточно – 22,7% студентам СГА и 7% сту-дентам РосНОУ; достаточно, но хотелось бы больше – 36% студентам РосНОУ и 50% студентам СГА;

- форма занятий с преподавателем в виде лекции ближе 50% опрошенных (в среднем), в виде семинара – 40% опрошенных; 20% опрошенных из РосНОУ указали другой вид занятий – практику, а 6,7% опрошенных из СГА – индивидуальные занятия;

- для увеличения качества знаний студенты разных представительств пред-лагают увеличить количество практических занятий (53% студентов РосНОУ), количества аудиторных часов с преподавателем (57% студен-тов СГА).

В ответах студентов из представительства СГА на открытый вопрос, что по их мнению будет способствовать увеличению качества знаний, часто можно было увидеть ответы – «личный контакт с преподавателем», «увеличение коли-чества часов на предмет», «больше лекций и общения с преподавателем».

Напомню, что образовательный процесс в СГА базируется на использовании дистанционных образовательных технологий, имеет УМК по многим учебным дисциплинам, материал преподается студентам 100% в форме видеолекций и слайдлекций, которым студенты предпочитают (по результатам анкетирования) «живую» лекцию, с конкретным преподавателем.

Таким образом, во второй главе были изложены основные принципы мето-дики преподавания информатики студентам заочной формы обучения с учетом возрастных и личностных особенностей студентов, основываясь на результатах проведенного педагогического эксперимента. При этом подчеркивается необхо-димость изменения структуры образовательного процесса в связи с развитием общества, перехода на дистанционное обучение, являющееся перспективным по сравнению с традиционными методами и формами обучения.

Но этот переход должен осуществляться поэтапно, в связи с неготовностью в настоящее время студентов заочной формы обучения к полному дистанцион-ному образованию, в частности при обучении информатики. Целесообразнее, учитывая динамичность учебной дисциплины «информатика», применять дис-танционные образовательные технологии частично, делая акцент на личност-ный контакт с преподавателем, который, в свою очередь, должен постоянно по-вышать квалификацию и быть компетентным в появляющихся новых информа-ционных технологиях.

Заключение

Роль информации в современном обществе становится все более значи-мой. Постепенный переход к автоматизации обработки данных, принятию оп-тимальных решений в процессе диалога пользователя и вычислительной систе-мы, к обмену информацией через компьютерные сети заставляет общество из-менить подход к образовательной системе в стране, делая акцент на развитие компьютерной грамотности населения при появлении новых информационных технологий.

Главная задача современного государства при построении информационного общества в процессе информатизации – обеспечить человека знаниями и уме-ниями в области информационных и коммуникационных технологий, сформи-ровать навыки сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распро-странения информации, а также осуществить знакомство с юридическими и этическими нормами в этой сфере. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются тре-бования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому при информатиза-ции следует особое внимание уделить информатизации образования как нап-равления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.

Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информа-ции, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить бу-дущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные зна-ния в области информатики, но и необходимый уровень информационной куль-туры. Учитывая динамичность учебной дисциплины «информатика», необходи-мо разработать методику ее преподавания, которая могла бы повысить качество знаний студентов, увеличить их заинтересованность при получении новых зна-ний и дать практическую направленность использования современных инфор-мационных технологий.

Предложенная в данной выпускной квалификационной работе методика пре-подавания информатики студентам заочной формы обучения разрабатывалась с учетом педагогического опыта автора работы, основываясь на уже имеющихся методиках обучения информатики. Рассматривая возрастные и личностные осо-бенности студентов заочной и очной форм обучения с точки зрения педагогики и психологии, используя нара-ботки и исследования в этой области таких авто-ров, как И.А.Зимняя, М.Т.Гром-кова, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий и др., соб-ственный педагогический опыт, можно сделать вывод о необходимости диффе-ренцированного подхода при по-даче материала в области информатики сту-дентам заочной формы обучения, предлагая индивидуальный график изучения тем с учетом компьютерной гра-мотности каждого конкретного студента.

При разработке методики были учтены результаты педагогического экспе-римента, проведенного в Ногинских представительствах двух ВУЗов – Совре-менной гуманитарной академии (СГА) и Российского нового университета (РосНОУ), а также данные, полученные при анкетировании и опросе студентов этих представительств. После апробации методики в представительстве г.Но-гинска качество знаний студентов повысилось. Методика при практическом ис-пользовании требует дальнейшей корректировки с учетом появления новых технических и программных средств, а также с учетом региональных особен-ностей структурных подразделений в сфере компьютерного и программного ос-нащения, уровня компьютерной грамотности населения и т.п.

В работе подчеркнута необходимость использования дистанционных образо-вательных технологий в обучении информатики (ДОТ), но в настоящее время нельзя перегружать образовательный процесс ДОТ особенно для студентов за-очной формы обучения, в связи с их неготовностью к полному дистанционному обучению. Как показывают наблюдения, полный переход на ДО в сфере инфор-матики негативно сказывается на качестве знаний студента по разным темати-кам, особенно в области применения новых информационных технологий. В представительстве РосНОУ в г.Ногинске рекомендуется использовать предло-женный подход к изучению учебной дисциплины «информатика» студентам за-очной формы обучения с учетом компьютерного оснащения представительства, обеспеченности его ДОТ и с учетом контингента обучающихся.

Список литературы

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания дис-сертаций и рефератов: основы научной работы и оформление результатов науч-ной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.

3. Анциз Б.И. Рекомендации по подготовке и защите выпускных квалифи-кационных работ. – М., 2005. – 32 с.

4. Большой энциклопедический словарь (БЭС) – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. – 1456 с.

5. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск.: Высшая школа,1998. - 431 с.

6. Волкова И.В., Симонова И.В. Гуманизация методической поддержки ин-форматизации в районе (практический аспект) / Под общ.ред. И.В.Симоновой. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - 71 с.

7. Гриценко В., Довгялло А. Пути развития информатизации образования //Информатика и образование. – 1989. - №6.- С. 3-12.

8. Громкова М.Т. «Педагогические основы образования взрослых» – М.: МСХА, 1993. – 164 с.

9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.– М.:Советский спорт,1995.– 64 с.

10. Дистанционное обучение /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.

12. Каймин. В. К концепции информатизации образования в СССР// Информа-тика и образование. – 1989. - №1. – С 115-116.

13. Концепция информатизации образования//Информатика и образование. – 1990. – №1. – С. 3-9.

14. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соис-кателей ученой степени. – 5-е изд., доп., - М.: «Ось-89», 2000. – 224 с.

15. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обу-чения. - М.: Педагогика, 1988. - 192с.

16. Монахов В.М. и др. Изучение основ информатики и вычислительной тех-ники в средней школе: опыт и перспективы. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.

17. Нарыкова И., Струкова Л. Советско-американский симпозиум// Информа-тика и образование. – 1991. - №2. – С 126-127.

18. Применение новых технологий в образовании: Информатизация в совре-менном ВУЗе. Одиннадцатая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 2000. – 240 с.

19. Применение новых технологий в образовании: Информационные техно-логии в системе университетского педагогического образования. Десятая Меж-дунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1999. – 413 с.

20. Применение новых технологий в образовании: Личностно-деятельностный подход при реализации модульной технологии обучения. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

21. Применение новых технологий в образовании: Некоторые проблемы про-ектирования центра дистанционного обучения. Седьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1996. – 232 с.

22. Применение новых технологий в образовании: Новые информационные технологии в учебном процессе, дистанционное обучение и Интернет. Десятая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1999. – 413 с.

23. Применение новых технологий в образовании: О некоторых новых воз-можностях повышения эффективности обучения при использовании компью-тера. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

24. Применение новых технологий в образовании: Опыт и перспективы ис-пользования возможностей компьютерных телекоммуникаций для проведения дистанционных курсов. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

25. Применение новых технологий в образовании: Организация работы фили-алов довузовской подготовки центра дистанционного обучения Томского Госу-дарственного университета. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.

26. Применение новых технологий в образовании: От классно-урочного обу-чения к дистанционному. Одиннадцатая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Бай-тик, 2000. – 240 с.

27. Применение новых технологий в образовании: Психологическая поддер-жка разработки курсов дистанционного обучения: задействование всех сенсорных модальностей обучаемого. Седьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1996. – 232 с.

28. Ратинский М.Г. Информатика. – М., 1988. – 135 с.

29. Рингборг Е. и др. Компьютеры в обучении: шведский путь// Информатика и образование. – 1992. - №1. – С. 112-117.

30. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педаго-гических учебных заведений – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

31. Старов М.И., Чванова М.С., Вислобокова М.В. О некоторых психолого-педагогический аспектах дистанционного обучения//Весник Тамбовского уни-верситета. - 1998. - Выпуск 3.

32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.

33. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. – М.: Лабора-тория Базовых Знаний, 2001. – 464 с.

34. Угринович Н. Преподавание курса «Информатика и информационные тех-нологии». Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 96 с.

35. Федюшин Д. Парадигмы программирования// Информатика и образование. – 1991. - №4. – С 11-15.

36. Филинкова Е.В. Гуманитарная информатика //Информатика и образова-ние. – 1996. – №1 - С.51-57.

37. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.

38. Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования// Ин-форматика и образование. – 1989. - №5. – С 3-9.

39. Волкова И.В., Симонова И.В. Педагогические публикации/ Гуманизация методической поддержки информатизации в районе. 2003. Петровский портал. http://www.socspb.ru

Скачать архив с текстом документа