Методика преподавания учебной дисциплины «информатика» студентам заочной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ: Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенностиРОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ПРОГРАММЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Короткова Ольга Валерьевна
Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»
студентам заочной формы обучения
Научный руководитель –
кандидат педагогических наук
доцент
М.А. Лейбовский
Москва – 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………….. |
Стр. 3 |
|
Глава 1. Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности …………….. |
6 |
|
1.1. Объективная необходимость появления курса информатики при построении информационного обществ ………………………. |
6 |
|
1.2. История формирования и современное содержание курса информатики ...………………………………………………………. |
11 |
|
1.3. Психолого-педагогические аспекты ………………………….. |
19 |
|
Глава 2. Методика преподавания учебной дисциплины «информатика» |
24 |
|
2.1. Отличительные особенности преподавания информатики студентам очной и заочной форм обучения ………………………... |
24 |
|
2.2. Методика преподавания информатики студентам заочной формы обучения ……………………………………………………… |
28 |
|
2.3. Применение технологий дистанционного обучения для изучения информатики ………………………………………………. |
39 |
|
Заключение ………………………………………………………………… |
44 |
|
Список литературы ……………………………………………………….. |
46 |
|
Приложения ………………………………………………………………... |
50 |
Введение
Прежде чем приступить к освещению вопросов, связанных с методикой пре- подавания информатики в ВУЗе, необходимо остановить внимание на вопросе– какое место занимает информатика в систем общенаучных познаний. С этой целью остановимся на толковании понятия «наука» и рассмотрим объекты ее исследования.
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных данных о действительности. Весь реальный мир, т.е. науки его изучающие, можно классифицировать по четырём общенаучным объектам исследования, которые органически связаны друг с другом (рис.1):
Объекты исследования
|
|
|
|
Рис. 1. Объекты исследования и науки, их изучающие.
Следует особо подчеркнуть, что во всех перечисленных объектах имеются общие закономерности, а именно, количественные взаимосвязи, процессы уп -равления и, разумеется, каждый из перечисленных объектов дает соответствую- щую информацию, при помощи которой и постигается сама суть объекта на ос- нове того или иного мировоззрения, присущего определенному обществу. Поэ- тому с полным основанием «общие закономерности реального мира» в настоя- щее время следует отнести к одному из общенаучных объектов исследования. Освоение их основ, прежде всего, необходимо для глубокого проникновения в суть первых трех объектов.
В литературе, в том числе и рекомендованной для студентов высших учеб- ных заведений, встречаются самые различные определения информатики, как науки. Причем, как правило, авторы исходят из частных задач, что в корне про- тиворечит диалектике. Более того, такой подход не позволяет однозначно опре- делить саму предметную область науки. Определение «информатика – это нау- ка о накоплении и обработке информации на компьютере» (приводилось ранее в целом ряде методических пособий) не позволяет определить является ли ком- пьютер в данном случае предметом изучения или средством обучения.
Согласно трактовке Большого энциклопедического словаря, и обратившись к методологии (системе принципов и способов организации и построения тео-ретической и практической деятельности), можно остановиться на таком опре- делении: «информатика – это наука о структуре и общих свойствах информа-ции». В настоящее время в процессе информатизации при переходе к информа-ционному обществу формируется более широкое понятие «информатики»:
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях ав-томатизации информационных процессов. Она способствует формированию со-временного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников и студентов; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо обучающимся как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В современном обществе деятельность отдельных людей, коллективов, орга-низаций все больше зависит от их информативности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Для принятия какого-либо рационально-го решения необходимо провести большую работу по сбору и переработке ин-формации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Высокая потребность в информации для целей управления и бурное развитие информационных процессов выдвинуло на первый план создание компонентов ее инфраструктуры. Сегодня руководитель и исполнитель на своем рабочем мес-те могут практически мгновенно получить исчерпывающую информацию для анализа конкретной производственной ситуации. Формирование рабочих кадров новой формации, в частности управленческих, их овладение экономико-матема-тическими методами и необходимыми знаниями и умениями для реализации сво-их решений в соответствующей информационно-технологической среде является сложной проблемой.
Целью данной выпускной квалификационной работы (ВКР) является разра-ботка методики преподавания учебной дисциплины «информатика» для студен-тов заочной формы обучения, способствующей четкому восприятию и глубоко-му пониманию обучающимися необходимости полученных знаний в данной об-ласти. При компьютеризации и информатизации общества актуальной стала проблема адаптации людей, особенно среднего возраста, к современным усло-виям человеческой деятельности - к повсеместному внедрению компьютеров и средств телекоммуникации, к новым способам получения, обработки информа-ции.
Таким образом, можно выделить следующие задачи данной ВКР :
1. На основе исторических и психолого-педагогических аспектов просле-дить формирование структуры и содержания курса информатики, пока-зать современный подход к обучению данной дисциплине.
2. Разработать методику преподавания информатики для студентов заоч-ной формы обучения, существенно отличающуюся от методики препо-давания этой же дисциплины студентам очной формы обучения.
Одним из важных вопросов ВКР является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения студентов заочной формы, их влияние на качество учебного процесса.
В процессе написания ВКР были использованы следующие эмпирические методы педагогического исследования: теоретический анализ и синтез, изуче-ние и обобщение педагогического опыта, тестирование, а также наблюдение, изучение учебной документации, анкетирование студентов.
Особое место в работе занимает педагогический эксперимент – исследова-тельская деятельность с целью изучения явлений воспитания и обучения сту-дентов в специально организованных условиях, который проводился в ходе на-писания ВКР над студентами заочной формы обучения Ногинского представи-тельства Российского нового университета (РосНОУ) и Ногинского представи-тельства Современной гуманитарной академии (СГА).
Глава 1.
Формирование учебной дисциплины «информатика». Исторические и психолого-педагогические особенности.
1.1. Объективная необходимость появления курса информатики при построении информационного общества
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX ве-ка. В этом лавинообразном потоке, хлынувшем на человека, не давая ему воз-можности воспринять информацию в полной мере, становилось все труднее ориентироваться. Иногда выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести поиск аналога, созданного ранее.
Образование больших потоков информации связано с быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п.; с постоянно увеличиваю-щимся числом периодических изданий по разным областям человеческой дея-тельности; с появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизи-ческих, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на машин-ных носителях информации.
В результате появления таких массивов информации наступает информаци-онный кризис, выражающийся следующими проявлениями:
- существует большое количество избыточной информации, затрудняющей восприятие полезной для потребителя информации;
- появляются противоречия между ограниченными возможностями челове-ка по восприятию и переработке информации и существующими мощны-ми потоками хранящейся информации;
- возникают определенные экономические, политические и другие соци-альные барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Эти причины привели к парадоксальной ситуации – в мире накоплен громад-ный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в пол-ном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Внедрение компьюте-ров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса в раз-витии человеческого общества – информатизации.
Информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс пере-стройки жизни общества на основе все более полного использования достовер-ного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значи-мых видах человеческой деятельности. Этот процесс включает в себя перест-ройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения новых информационных технологий (НИТ).
Информатизация как материальный процесс состоит в строительстве инфо-сферы – глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации, которая представляет собой в обществе аналог цент-ральной нервной системы* . Информационная оснащенность, масштабы и эф-фективность использования средств вычислительной техники вошли в наше время в число важнейших показателей уровня научно-технического прогресса. Таким образом, переход от индустриального к информационному обществу в процессе информатизации непосредственно связан с компьютеризацией об-щества, при которой основное внимание уделяется развитию и внедрению тех-нической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение резуль-татов переработки информации и ее накопления.
В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатиза-ции. Многие страны имеют национальные программы информатизации с уче-том местных особенностей и условий, в частности программы, дающие основы компьютерной грамотности населению.
Для решения проблемы всеобщей компьютерной грамотности населения не-
_______________
* См. об этом. Концепция информатизации образования//Информатика и образование, 1988. №6. С.5.
обходимо в первую очередь перестроить учебный процесс, начиная со среднего образования и заканчивая высшим. Не менее важным направлением решения этой проблемы является развитие сети переподготовки кадров с широким прив-
лечением российских специалистов в области информатики и вычислительной техники, а также специалистов международных учебных центров.
В качестве критериев развитости информационного общества можно взять три:
- наличие компьютеров;
- уровень развития компьютерных сетей;
- количество населения, занятого в информационной сфере, а также ис-пользующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.
Принятый в России в 1996 году Закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию как важное новое стратеги-ческое направление деятельности государства. В Законе указано, что государ-ство должно заниматься формированием и реализацией государственной науч-но-технической и промышленной политики в сфере информатизации. Этот За-кон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресур-сам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.
Ранее, в 1992 году впервые в Российской Федерации был принят Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз дан-ных» (в настоящее время существуют законы «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем»). Предоставляемая настоящим За-коном правовая охрана распространяется на все виды программ для компьюте-ров ( в том числе на операционные системы и программные комплексы), кото-рые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исход-ный тест на языке программирования и машинный код.
Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для компьютеров, в том числе на идеи и принципы органи-зации интерфейса и алгоритма. Закон призван защитить авторские права на программы. Автору программы принадлежит исключительное право осуществ-лять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а так-же осуществлять ее модификацию. В отношении организаций или пользовате-лей, нарушающих авторские права, разработчик может потребовать возмеще-ния причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации в определяе-мой по усмотрению суда сумме. Появление таких законов является одним из показателей формирования информационной культуры общества.
Информационная культура является одной из составляющих общей культу-ры и связана с социальной природой человека. Она является продуктом разно-образных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспек-тах:
- в навыках использования технических устройств;
- в способности использовать в своей деятельности компьютерные информа- ционные технологии;
- в умении извлекать информацию из различных источников;
- в овладении основами аналитической переработки информации;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятель-ности.
Основными факторами развития информационной культуры современного общества можно считать следующие:
1) систему образования, определяющую общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;
2) информационную инфраструктуру общества, определяющую возможнос-ти людей получать, передавать и использовать необходимую им инфор-мацию;
3) демократизацию общества, определяющую правовые гарантии людей к доступу необходимой им информации;
4) развитие экономики страны, от которого зависят материальные возмож-ности получения людьми необходимого образования, а также приобрете-ния и использования современных средств информационной техники.
Следовательно, информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и ком-муникационных технологий, что можно также назвать коммуникативной куль-турой человека, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этичес-ких норм и правил.
Таким образом, информационная культура общества непосредственно зави-сит от важнейших характеристик развития самого общества и поэтому может служить интегральным показателем уровня этого развития. Она вбирает в себя знания их тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, теория проектирования баз дан-ных, математика, информатика и ряд других дисциплин).
В информационном обществе необходимо начать овладевать информацион-ной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем с привлечением персонального компьютера. Для высших учебных заведений со-циальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конк-ретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информацион-ного направления много времени необходимо уделить компьютерным инфор-мационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сфе-ры деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью за-крепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.
1.2. История формирования и современное содержание курса информатики
Тема построения информационного общества с развитой информационной культурой в настоящее время является актуальной для любой экономически и политически развитой страны, в частности России. В странах с развитой инфор-мационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Анг-лию и другие страны Западной Европы, уже давно одним из направлений госу-дарственной политики является направление, связанное с поддержкой и инвес-тициями в инновационную индустрию, в развитие компьютерных систем и те-лекоммуникаций.
В частности, в США в 1980 году сотрудники Научно-исследовательской ор-ганизации по людским ресурсам, учителя и администрация округа Монтгомери штата Мэриленд приступили к совместному проекту по разработке курса ком-пьютерной грамотности1 . Изначально было установлено 40 микрокомпьютеров для обучения фирмы «Apple» - Pet2 . Местные органы образования приступили к планированию своих текущих и долгосрочных потребностей в оборудовании, оценке и приобретению математического обеспечения, подготовке учителей, разработке компьютерного курса обучения.
Это явление, как в зеркале, нашло повсеместное отражение в масштабах всей страны. Педагогический эксперимент имел исключительно благоприятную возможность для проведения благодаря поддержке Беверли Хантер.3
В 70-х гг. шведский Национальный совет по образованию совместно с уни-верситетами и колледжами начал осуществление ряда исследовательских про-
_______________
1 См. Б. Хантер. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 1989. – С.5.
2 Pet в переводе с англ. – любимое домашнее животное. Такое название дала фирма «Коммо-дор Бизнес Машин» ставшему популярным домашнему микрокомпьютеру. – см. там же.
3 директор проекта по разработке рекомендаций по компьютерной грамотности в начальной и неполной средней школе, финансируемого по линии фонда Национального общества по естествознанию – см. там же. С.6.
ектов по использованию компьютера как педагогического средства. Проекты были завершены к началу 80-х гг., и их опыт позволил определить пути исполь-зования компьютеров в обучении1 . Основной вывод состоял в том, что компь-ютер следует рассматривать как один из компонентов целостной системы учеб-ных средств и что «натаскивание» с помощью компьютера не представляет сколько-нибудь значительной ценности, а знания в области программирования не являются необходимой предпосылкой освоение компьютера. В 1983 г. в Швеции была принята программа широкомасштабного внедрения компьютеров в школы, началось их использование в профессиональном образовании.
Информатизация общества в России рассматривается в настоящее время как один из основных элементов государственной политики. Требования к инфор-матизации образования могут быть различными в зависимости от общей кон-цепции развития мирового сообщества. Обратимся к истории: информатизации образования предшествуют тенденции его модернизации2 . Первые попытки ав-томатизации и электронизации образования в СССР относятся к 1962 г., когда академик А.И. Берг организовал проведение работ по программированному обучению, техническим средствам обучения (ТСО) и обучающим машинам. В том же 1962 г. академик В.М. Глушков на первой Всесоюзной конференции по программированному обучению поставил задачу разработки компьютерных методов и средств автоматизации обучения (рис. 2).
В последующие годы в СССР развернулись работы по созданию автомати-зированных обучающих систем (АОС) первого и второго поколения, базирую-щихся на специальных инструментальных средствах – пакетах прикладных программ (ППП). Ведущую роль в координации этих работ сыграли Институт кибернетики АН УССР и НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР. Акти-визация работ по АОС в СССР приходится на первую половину 80-х гг., когда _______________
1 Компьютеры в обучении: шведский путь//Информатика и образование. 1992. №1. С.112.
2 Гриценко В., Довгялло А. Пути развития информатизации образования//Информатика и образование. 1989. №6. С.4.
прикладные и инструментальные учебные средства на базе семейства типовых ППП АОС-ВУЗ получили довольно широкое распространение в учебных заве-дениях страны и за рубежом (в НРБ и ГДР).
Рис. 2. Исторические предпосылки информатизации образования в СССР
В начале 80-х годов была проведена 1-ая (и единственная) академическая конференция по проблемам информатики (в ее подготовке приняли активное участие академики В.А. Мельников и О.М. Белоцерковский). В 1985 г. были приняты известные постановления КПСС и правительства СССР о компьюте-ризации средней и высшей школы, создавшие новую идеологическую и мате-риально-техническую основу для компьютеризации системы образования* . С этого года началась вестись подготовка студентов педагогических институтов и университетов по специальности «Информатика и вычислительная техника». Подготовка осуществлялась как дополнение к специальностям «Математика», «Физика», «Общетехнические дисциплины и труд».
В школах появился курс «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ), для преподавания которого на первых этапах были предприняты «по-жарные» меры по подготовке специалистов – краткосрочные летние курсы при _______________
* О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и мате-риалов. – М., 1984. – С.45.
ИУУ, ускоренные меры в педвузах по корректировке учебных планов выпуск-ных курсов, привлечение в школы людей с инженерными знаниями и т.п. Мож-но сказать, что учитель шел в класс практически безоружным. Идеолог первой программы курса ОИВТ академик А.П. Ершов в то непростое время призывал учителя откровенно говорить ученикам, что он сам ничего не знает и будет учиться вместе с ними. А речь-то шла фактически об овладении «азами» школьного алгоритмического языка и Бейсика.
В 1989г. под непосредственным руководством Главного методического уп-равления высшего образования в НИИ проблем высшей школы и ИК АН УССР был разработан сборник программ по дисциплине «Основы компьютерной тех-нологии обучения» для факультетов повышения квалификации и центров ком-пьютерной технологии обучения. Сборник имел модульную структуру и опре-делял содержание подготовки для разных категорий слушателей, исходя из на-чального уровня компьютерной грамотности и конечной цели подготовки.
В течение 1985 – 1990 гг. в системе образования был пересмотрен перечень специальностей, по которым осуществлялась подготовка специалистов в сред-них специальных и высших учебных заведениях, увеличен выпуск специалис-тов по вычислительной технике, программному обеспечению, автоматизиро-ванным системам. В системе профессионально-технических училищ была нача-та подготовка квалифицированных рабочих по эксплуатации и ремонту средств обеспечения новых информационных технологий (НИТ).
Был создан Общесоюзный центр НИТ. При Государственном комитете СССР по народному образованию в 1989 г. организован Общесоюзный научно-методический совет для решения методологических и организационных проб-лем информатизации образования, сконцентрированы усилия ВУЗов по разра-ботке учебного, методического и программного обеспечения в области НИТ.
Разрабатывались вариативные методики преподавания курса информатики по безмашинному и машинному вариантам, обеспеченные учебно-методичес-кими комплексами (УМК), включающими в себя учебник, методическое посо-бие, задачник и программное обеспечение. Само название курса изменялось не один раз – «Основы информатики и вычислительной техники», «Информати-ка», «Информатика и информационные технологии».
В содержании и методике преподавания информатики в разные годы на пер-вый план выходило решение различных задач. Это связано с тем, что информа-тика как наука является достаточно «молодой» отраслью научного познания, поэтому имеет немало различных позиций относительно круга вопросов, сос-тавляющих ее предмет, а также удельного веса каждого из этих вопросов в со-держании этой науки. В частности, были разработаны методика обучения про-граммированию (В.М. Монахов* , И.Н. Антипов, В.В. Щенников, Ю.А. Первин, Г.Л. Звенигородский и др.), методика изучения архитектуры и принципов дей-ствия ЭВМ (В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и др.)
Содержание курса информатики определялось изначально из целей и задач обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, а также с учетом следую-щих принципиальных позиций:
- на первом этапе внедрения курса информатики подавляющее большинство учебных заведений не располагали вычислительной техникой, поэтому пер-вый вариант учебного пособия был ориентирован на безмашинный вариант изучения курса;
- компьютерная грамотность обеспечивается изучением не одного курса ин-форматики, а комплекса учебных дисциплин. Поэтому при разработке со-держания этого курса учитывались функции и вклад в компьютерную гра-мотность других образовательных дисциплин;
- курс основ информатики и вычислительной техники, ставший фундамен-тальной компонентой общего среднего образования, разрабатывался как об-щеобразовательный и доступный для всех, то есть он должен был решать задачи не только подготовки учащихся к практической деятельности, вне-дрения компьютеров в большинство областей народного хозяйства, но и за-
_______________
* Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспек-тивы/ Сост. В.М. Монахов и др. – М.: Просвещение, 1987. – С.5-18.
дачи умственного развития, формирования научного мировоззрения, воспи-тания, применения полученных знаний в дальнейшем обучении (в ПТУ, тех-никумах, ВУЗах);
- курс должен иметь межпредметный характер;
- курс должен сформировать у учащихся совокупность знаний, умений и на-выков, обеспечивающих достижение второй задачи внедрения компьютеров в образование – широкое использование компьютеров в процессе изучения всех учебных дисциплин.
Как любая другая учебная дисциплина, информатика должна не только по-знакомить обучающихся (школьников, студентов) с кругом вопросов, изучае-мых этой наукой, но и сформировать определенный комплекс практических умений и навыков. Обеспечить курс системой задач и упражнений, практичес-ких работ в условиях безмашинного варианта обучения было возможно, лишь сосредоточив основное внимание на его содержании, на формировании алго-ритмической культуры, развитии навыков программирования. Однако такое пе-рераспределение удельного веса в пользу этих компонентов компьютерной гра-мотности было временной мерой, отражающей специфику именно безмашинно-го варианта изучения курса.
Каждая учебная дисциплина отличается своим, только ей присущим набо-ром базовых понятий и технологий. Именно наличие таких базовых понятий и технологий делает обоснованным включение этой дисциплины для изучения студентами и школьниками в учебный план. Долгое время и по сей день содер-жание курса базируется на трех фундаментальных понятиях науки: информа-ция – алгоритм – компьютер.
Именно эта система понятий задает обязательный уровень теоретической подготовки. Причем, умения и навыки алгоритмизации применялись непосред-ственно для программирования, которому отводилась значительная часть вре-мени при работе на компьютере, и как следствие – главенствующая роль в структуре курса.
Практически все зарубежные курсы информатики строились в расчете на ЭВМ. Студентов и школьников с первых же занятий сажали за компьютер и предоставляли возможность самим, на практике усвоить возможности вычис-лительной машины и научиться работать на ней. Такой подход имел как поло-жительные, так и отрицательные аспекты. Ученик довольно быстро учился про-граммировать, но зачастую терял при этом навыки теоретического мышления.
В настоящее время в курсе информатики не ставится задача сделать из обу-чающихся (школьников, студентов) профессиональных программистов, то есть доля времени, отводимого на изучение языков программирования (если только это не профилирующий курс, например подготовка информатиков, программи-стов), существенно снижена, а для некоторых направлений подготовки специа-листов и вообще отсутствует.
В связи с информатизацией образования в настоящее время такой подход к изучению информатики уже не приемлем, поэтому стали появляться предложе-ния по выделения таких трех базовых технологий информатики – создание ал-горитмов, создание информационных моделей, работа с базовым программным обеспечением компьютера – основным инструментом НИТ. Базисность третьей технологии в особых объяснениях не нуждается. Базисность остальных двух объясняется следующим образом. Каждая учебная дисциплина включает в себя изучение алгоритмов решения соответствующих задач (математических, логи-ческих, финансово-экономических, педагогических, стратегических и т.д.).
Существует много общего в составлении этих алгоритмов, то есть существу-ет общая технология создания алгоритмов, которая и конкретизируется в каж-дой учебной дисциплине. Естественно, эта технология должна быть изучена в «чистом» виде. Точно так же каждая наука, а значит и каждая учебная дисцип-лина, занимается составлением информационных моделей жизненных задач. Отличие между науками состоит в различии методов и средств построения мо-делей. В то же время построение моделей во всех науках имеет много общего; существует единая базовая технология составления информационных моделей, которая должна быть изучена отдельно.
Содержание курса информатики в высшей школе предполагает, что студен-ты, опираясь на теоретические знания предмета и практические навыки работы на компьютерах, полученные в средней общеобразовательной школе, должны закрепить свои умения и навыки уже на другом уровне восприятия информа-ции.
Государственный образовательный стандарт по информатике* в высшей школе в настоящее время предполагает следующий образовательный минимум:
- понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
- технические и программные средства реализации информационных про-цессов;
- модели решения функциональных и вычислительных задач;
- алгоритмизация и программирование, языки программирования высокого уровня;
- базы данных;
- программное обеспечение технологии программирования;
- локальные и глобальные сети ЭВМ;
- основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну, методы защиты информации;
- компьютерный практикум.
При этом в зависимости от направления подготовки специалистов, бакалав-ров, такие блоки как, например «информационные технологии (в экономике, психологии, юриспруденции, в социально-культурном сервисе и туризме)» или «компьютерные системы и сети», или «Интернет-технологии», выделяются из курса информатики и изучаются более основательно как отдельные дисципли-ны.
_______________
* ГОС высшего профессионального образования, утвержден Министерством Образования РФ 14.03.2000г., ЕН.Ф.02.
1.3. Психолого-педагогические аспекты
В процессе преподавания любой учебной дисциплины, включая информати-ку, всегда возникает ряд вопросов, связанных с психологией обучающихся и педагогов, с методами педагогического воздействия в разных ситуациях. В свя-зи с этим нельзя не затронуть основные проблемы педагогической психологии: психологические аспекты образовательной деятельности, педагогической и учебной деятельности, особенности обучающихся и педагогов, психологичес-кие характеристики профессионального образования.
Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно раз-ные науки. Одна из них является ветвью психологии, это базовая наука, приз-ванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для со-вершенствования педагогической практики.
Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не столько, как хотелось бы. Вторая пе-дагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и разви-тия в системе обучения. Часто можно встретить ситуацию, когда человек учит-ся, но очень слабо развивается. В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных тре-бований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных пси-хологических знаний.
Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивле-ние индивида педагогическим воздействиям и т.п. Поэтому хороший, заинтере-сованный в эффективности своей работы педагог поневоле обязан быть психо-логом, и он в своей деятельности получает психологический опыт, который яв-ляется обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педагогические принципы и способы педагогической деятель-ности.
В настоящее время педагогическую психологию все больше подразделяют на психологию высшей школы, педагогическую психологию школьного обу-чения и психологию профессионального образования. На современном этапе вопросами педагогической психологии высшего образования занимаются Н.В. Кузьмина (1972г.), М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович (1978г., 1981г.), А.В. Пет-ровский (1986г.), С.Д. Смирнов (1995г.).
Зимняя И.А. в своих педагогических исследования приводит ряд задач, ко-торые ставятся перед педагогической психологией, а следовательно, и перед пе-дагогами в психологических вопросах управления, изучения процесса обуче-ния, формирования познавательных процессов, теоретического мышления, спо-собностей:
1. Раскрытие механизмом и закономерностей обучающегося и воспитывающе-го воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социо-культурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в ин-дивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуаци-ях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного раз-вития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воз-действия (сотрудничество, активные формы обучения и др.).
4. Определение особенностей организации и управления учебной деятельнос-тью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.
5. Изучение психологических основ деятельности педагога.
6. Определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обуче-ния, в частности, развития научного, теоретического мышления.
7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, форми-рование операционального состава деятельности на основе процесса реше-ния разнообразных задач.
8. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвое-ния и соотнесения с образовательными стандартами.
9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образо-вательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
При разработке методики преподавания информатики студентам заочной формы обучения во второй главе данной ВКР будут более подробно рассмотре-ны психолого-педагогические особенности этой категории студентов, роль пре-подавателя в процессе обучения.
Специфика учебной дисциплины «информатика» состоит в том, что ее не-возможно на современном этапе развития человечества представить в чисто те-оретическом виде без использования технических средств, а именно компью-терного оснащения процесса обучения с соответствующим программным обес-печением(обучающие и контролирующие программы, текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, сред-ства создания новых программ и т.п.). В связи с этим необходимо заострить внимание на качестве этих программно-педагогических продуктов. Этим воп-росом начали заниматься еще в Советском Союзе в начале 80-х годов XX века (Е.И. Машбиц).
Основной показатель качества программно-педагогических средств – эффек-тивность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность про-граммы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает достижение поставленных целей обучения. Богатейшие возможности компью-тера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо только с педагогической точки зре-ния.
Несмотря на то, что вопрос эффективности того или иного программно-пе-дагогического средства может быть решен лишь только после практической ап-робации, можно наметить ряд психолого-педагогических требований общих для любой обучающей программы:
1. Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики.
2. Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, обусловленного как теоретическими воззрениями разработчиков, так и целя-ми обучения.
3. Стимулировать виды познавательной активности обучающихся, в особен-ности продуктивную, которые необходимы для достижения основных учеб-ных целей.
4. В содержании учебного материала и задач необходимо учитывать уже при-обретенные знания, умения и навыки.
5. Стимулировать высокую мотивацию обучающихся к познанию, причем именно этот аспект не должен развиваться за счет интереса к самому ком-пьютеру.
6. Обеспечить как внешний, так и внутренний диалог.
7. Оказывать содействие при решении учебных задач, обеспечивая педагоги-чески обоснованную помощь, с учетом характера затруднения и модели обу-чаемого, достаточную для того, чтобы не только решить задачу, но и усвоить способ ее решения. Проявлять при этом максимум дружелюбия.
8. Информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяю-щихся ошибок.
9. Учитывать возможность индивидуализации обучения, позволять обучаемо-му принимать решение о стратегии обучения, характера помощи и т.д.
10. Адекватно использовать все способы предъявления информации и не навя-зывать темп ее предъявления.
11. Ввести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, по-зволить последнему задавать вопросы.
12. Позволить обучаемому вход и выход из программы в любой ее точке, обес-печить доступ к ранее пройденному учебному материалу, допускать моди-фикацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельнос-тью.
Эти требования были сформулированы Е.И. Машбицем в институте психо-логии МП УССР еще в 80-х годах прошлого века, но остаются актуальными и в настоящее время.
Сейчас все больше преподавателей в своей педагогической деятельности по разным учебным дисциплинам стали использовать новые информационные тех-нологии во время занятий как для обучения, так и для контроля знаний студен-тов. В литературе прижился термин «обучающая программа», вследствие чего создается впечатление, что при наличии проблемно-ориентированного пакета программ по предмету, компьютер вообще может заменить преподавателя.
В действительность, как показывает опыт, компьютер никогда полностью не заменит человека, а наоборот, по мере широкого внедрения компьютерной тех-ники в обучение и во все сферы человеческой деятельности, роль преподавате-ля, так как он из человека-эффектора, то есть интерпретатора-пересказчика чу-жих знаний, становится человеком творцом, для этого у него высвобождается время для творческой работы с обучающимися.
Таким образом, в первой главе ВКР была обоснована необходимость появле-ния в образовательном процессе такой учебной дисциплины как «информати-ка» при построении в России информационного общества, неотъемлемым пока-зателем которого является информационная культура, ее, в свою очередь, не-возможно представить без компьютерной грамотности населения. Проанализи-рованы этапы формирования курса с учетом опыта зарубежных стран, приведе-на структура современного курса по «информатике» согласно ГОС в высшей школе. Был освещен ряд психолого-педагогических задач, стоящих перед педа-гогом в процессе обучения, а также приведены общие психолого-педагогичес-кие требования, предъявляемые к программно-педагогическим средствам.
Глава 2. Методика преподавания учебной дисциплины «информатика»
2.1. Отличительные особенности преподавания информатики студентам очной и заочной форм обучения
Первоначально остановимся на самом понятии «студент». Этот термин ла-тинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работа-ющий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями. Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых уни-верситетов в XI – XII вв.
Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладева-ющих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется про-фессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характе-ризоваться с трех сторон (Столяренко Л.Д.):
1. С психологической, которая представляет собой единство психологичес-ких процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологичес-кой стороне – психические свойства (направленность, темперамент, ха-рактер, способности), от которых зависит протекание психических про-цессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.
2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качест-ва, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.
3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатка-ми, но в известных пределах меняется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его воз-растные и личностные особенности. В высших учебных заведения в настоящее время используются несколько форм обучения студентов – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Важной отличительной особенностью студен-тов очной и заочной форм обучения является именно возраст, и как показывает практика студенты-очники в основной своей массе пришли получать высшее образование сразу после «школьной скамьи», то есть в возрасте 17 – 20 лет.
Студенты-заочники чаще всего люди более зрелые, имеющие работу, собст-венные семьи, а значит большой круг профессиональных и бытовых обязаннос-тей, каждодневную физическую и психологическую загруженность. Возраст студентов-заочников в среднем 28-30 лет. В отличие от студентов юношеско-го возраста, где отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и пере-ключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д., студенты среднего возраста имеют больший период реакции на простые, комбинирован-ные и словесные сигналы, наименьшую пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Таким образом, юношеский студенческий возраст характеризуется достижениями наивысших, «пиковых» результатов, ба-зирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологи-ческого, социального развития.
С другой стороны, если при этом рассматривать личностные особенности студентов, то возраст 17-20 лет – это период наиболее активного развития нрав-ственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и что, особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом свя-зано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, нача-ло трудовой биографии и создание собственной семьи. Другими словами, этот возраст можно считать центральным периодом становления характера и интел-лекта студента.
Студенты среднего возраста (25-35 лет), которые составляют основной кос-тяк студентов заочной формы обучения, уже сформировались как личности, имеющие свою четкую гражданскую позицию, реализовались в профессиональ-ной деятельности. Часто это люди со сложными, самобытными характерами, привыкшие принимать ответственные решения. Максимализм и критичность в суждениях, особенно при изучении нового материала, проявляется достаточно редко, больше можно наблюдать самокритичность студентов.
При этом сохраняются интеллектуальные и познавательные возможности студентов, наряду с сильной жаждой получения знаний. Осознанное решение получить высшее профессиональное образование, тем более второе высшее об-разование, проявляется у студентов-заочников в более серьезном подходе к об-разовательной деятельности.
Результаты специальных исследований* выявили (рис. 3), что большинство студентов (в возрасте 18-25 лет) не умеют слушать и записывать лекции, конс-пектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала). Они не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести спор (18,6%), давать аналитическую оценку проблем (16,3%). На матери-але конкретно-социологического исследования было показано, что 37,5% сту-дентов стремятся хорошо учиться, 53,6% не всегда стараются, а 8% не стремят-ся к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67,2% случаев учеба не идет хорошо (рис. 4).
Исходя из собственного педагогического опыта работы со студентами очной и заочной форм обучения, утверждаю, что студенты зрелого возраста умеют внимательнее слушать преподавателя, конспектируя наиболее важную и необ-ходимую ему информацию, проявляют заинтересованность в получении зна-______________
* Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс,2003. - С.166
ний, больше задают вопросов по интересующим их темам в рамках учебной дисциплины, а также могут анализировать поступающую информацию и давать ей собственную оценку. На старших курсах чаще проявляется стремление сту-дентов вести спор с преподавателем или между собой, что обосновано увели-чением багажа знаний студентов и осознанием себя носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью.
Рис. 3. Результаты специальных исследований студентов в возрасте 18-25 лет
Рис. 4. Отношение студентов к учебе (результаты социологического исследования)
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что студентам заочной формы обучения целесообразно несколько поменять принятую структуру и со-держание курса по «информатике», делая акцент на те темы, изучение которых поможет студентам в их настоящей и будущей профессиональной деятельнос-ти, даст осознание практического использования полученных знаний.
2.2. Методика преподавания информатики студентам заочной формы обучения
В связи с постоянным ростом качества информационных технологий перед современным высшим учебным заведением стоит актуальная задача постоян-ной корректировки как самого учебного процесса в области изучения информа-тики, так и развитие информационно-технического обеспечения всей учебно-организационной деятельности ВУЗа.
Таким образом, опираясь на вышеизложенный материал, можно выделить несколько параметров, которыми необходимо руководствовать при разработке методики преподавания информатики студентам заочной формы обучения:
1. Государственный образовательный стандарт в области изучения инфор-матики.
2. Появление новых информационных технологий.
3. Личностные и возрастные особенности студентов заочной формы обу-чения.
При этом главной особенностью учебной дисциплины «информатика», отли-чающей её от многих других, является динамичность, что требует от препода-вателя компетентности, постоянного повышения квалификации, только в этом случае можно ожидать повышения качества преподавания.
Необходимо четко понимать, что курс информатики в вузе базируется на знаниях, полученных студентами при изучении информатики в средней школе. Проанализировав учебные программы учителей информатики Ногинского рай-она и руководствуясь ГОС в средней общеобразовательной школе, можно сде-лать вывод, что большинство преподавателей наибольшее количество часов от-водят на изучение следующих тем: «Информация, способы представления в компьютере», «История ЭВМ», «Архитектура ЭВМ», «Алгоритмизация и про-граммирование»; практически одинаковое распределение часов в значительно меньшем объеме отводится на темы: «Текстовый процессор MS Word», «Гра-фический редактор Paint», «Табличный процессор MS Excel», «Разработка компьютерных презентаций в Power Point».
Такой подход является наиболее привычным для школ, используется науч-но-технократическая парадигма, в основе которой лежит представление об ис-тине, доказанной конкретным научно обоснованным знанием. Ценностью явля-ется знание, отношения между участниками образовательного процесса носят субъектно-объектный характер. Причем, 8-10 лет назад с учетом слабой осна-щенности компьютерной техникой образовательных учреждений, указанные ранее практические темы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и средствами мультимедиа не рассматривались вооб-ще.
Учитывая возрастную категорию студентов-заочников, можно предполо-жить, что их знания в области информатики и информационных технологий практически равны нулю, если их работа не связана с использованием компью-терных технологий или если они не занимаются самообразованием в этой об-ласти. При опросе студентов заочной формы обучения было выявлено, что в своей работе они используют такие компьютерные программы, как MS Word и MS Excel (90% опрошенных), причем знания их поверхностные и сводятся к набору и редактированию текста, вставки таблиц с элементарными функциями.
В процессе написания ВКР был проведен педагогический эксперимент со студентами заочной формы обучения двух представительств ВУЗов в г.Ногинс-ке – Современной гуманитарной академии (СГА) и Российского нового универ-ситета (РосНОУ). В эксперименте участвовали 4 группы студентов первого курса 2005 года набора (60 человек) с разным изначальным образовательным уровнем и, соответственно, сроками обучения: две группы из СГА (1 гр., сфор-мированная на базе среднего полного образования, и 1 гр. с профильным сред-не-специальным образованием) и две группы из РосНОУ, сформированные по такому же принципу. Необходимо сделать оговорку, что в представительстве РосНОУ в г.Ногинске по всем образовательным программам ведется подготов-ка специалистов, а в представительстве СГА в г. Ногинске – подготовка бака-лавров.
Педагогический эксперимент протекал в естественных условиях, так как ор-ганизация учебного процесса в ВУЗах на данном этапе существенно отличается (это отражено в таблице). Учебная дисциплина «информатика» преподавалась и в настоящее время преподается автором ВКР в обоих представительствах, но в работе используются разные формы и методы обучения.
Сравнительная характеристика образовательного процесса ВУЗов
СГА |
РосНОУ |
Наличие раздаточных учебных пособий для студентов (юниты) |
Наличие раздаточных учебных пособий для студентов (модули) |
Теоретические знания по учебным дисциплинам на занятиях студенты полностью получают из видео- и слайдлекций |
Теоретические знания по учебным дисциплинам на занятиях студенты получают от преподавателя1 |
Аудиторные лекции преподавателя отсутствуют; проводятся коллективные тренинги, на которых преподаватель выполняет роль тьютора2 |
Преподаватель проводит консультации (лекции, семинары) со студентами |
После изучения каждой юниты методистом проводится тестирование, в конце – итоговое тестирование (всегда проводит методист) |
В период изучения проводятся модульные тестирования (проверяет преподаватель), в конце – итоговое тестирование (перед экзаменом проводит методист) |
Зачет выставляет методистом по результатам всех видов тестирования |
Зачет проводится в традиционной форме или в форме тестирования и выставляется преподавателем |
Экзамен проводится либо методистом, либо преподавателем (присутствие необязательно) в письменной форме, проверка осуществляется в Москве, в головном ВУЗе |
Экзамен в устной или письменной форме проводится и оценивается преподавателем в представительстве |
_______________ 1 Видеолекции и слайдлекции дополняют консультации преподавателя, а не заменяют их. – Прим. автора. 2 tutor в пер. с англ. – наставник, проводник. - Прим. автора. |
|
Продолжение |
|
СГА |
РосНОУ |
Студенты могут самостоятельно изучать дисциплины в компьютерном классе в отведенное время, используя соответствующие обучающие программы, затем проходят компьютерное тестирование |
Студенты могут получать консультации по электронной почте на возникающие вопросы от преподавателей с соответствующих распределенных кафедр |
Технология проведения модульного и итогового тестирования в представи-тельствах имеет много общего: форма проведения, бланки вариантов с тестовы-ми заданиями (Приложение № 6), содержание вопросов и т.п. В представитель-стве РосНОУ студенты заносят свои ответы в специальный контрольный лист (Приложение № 5).В настоящее время идет подготовка к переходу на электрон-ную систему автоматического комплектования вариантов и осуществления кон-троля правильности выполнения тестов (Приложение № 7) в представительстве СГА – электронная обработка результатов тестирования при занесении данных в компьютер.
Анализируя результаты модульного и итогового тестирования студентов разных представительств, можно сделать вывод, что показатели модульного тестирования, т.е. промежуточного тематического контроля знаний, не отли-чаются в представительствах – средний балл 3,2, а показатели за итоговое тес-тирование (рис. 5), при котором происходит охват всех изученных тем, на-много выше у студентов РосНОУ.
Рис. 5. Средний балл итогового тестирования студентов по информатике
В группах на базе профильного среднего профессионального образования кроме итогового тестирования по данной учебной дисциплине проводился экза-мен, результаты которого также показы-вают преимущество методики обуче-ния, применяемой преподавателем в РосНОУ (рис. 6). Качество знаний в наб-людаемых группах на экзамене по ин-форматике у студентов РосНОУ – 94%, а у студентов СГА – 50%.
Рис. 6. Средний балл студентов за экзамен по информатике
Общие вопросы методики преподавания информатики в значительной сте-пени давно понятны и сформулированы, но существует ряд подходов и методик преподавания разных конкретных тем в зависимости от степени их сложности и актуальности. Для студентов заочной формы обучения не зависимо от направ-ления подготовки предлагаю более подробно останавливаться при подаче мате-риала на следующих темах:
1. Информация. Кодирование информации.
(Информация, ее виды, свойства и способы сбора, хранения, поиска, исполь-зования, преобразования, распространения; количество информации как ме-ра уменьшения неопределенности знаний, единицы измерения количества информации; системы счисления, двоичное кодирование информации).
2. Компьютер и программное обеспечение (ПО).
(Функциональное устройство компьютера; обмен информацией между уст-ройствами компьютера, производительность компьютера; санитарно-гигие-нические и эргономические требования при работе на компьютере, к рабо-чему месту; программное управление работой компьютера – операционная система, виды ПО, обзор – системное, прикладное, системы программирова-ния).
3. Компьютерный практикум.
(Работа с текстовым и табличным процессорами; умение создавать файлы, копировать, удалять, архивировать, проверять на наличие компьютерных вирусов и т.п.).
4. Моделирование и формализация.
(Моделирование как метод познания, виды моделей, система как целостная совокупность объектов; построение формальных моделей).
5. Алгоритмизация и программирование.
(Понятие алгоритма, свойства и виды алгоритмов, способы записи; языки программирования высокого уровня, обзор – алфавит языка, основные типы и структуры данных, разработка программ методом последовательной дета-лизации).
Остановимся более подробно на каждой из предложенных тем. При изуче-нии темы №1 лучше использовать следующие формы занятий:
- лекция (вводная, информационная и по методу – проблемная – обращаясь к Громковой М.Т: «разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму: для чего? что? как? что получилось? то ли получилось?»* );
- семинар с аудиторно-практической работой (например, подготовить задания на определение количества информации, разбить студентов на группы и предложить в течение определенного времени решить их, мож-но с использованием компьютера).
На тему «системы счисления» (в рамках первой темы) отвести минимальное количество времени, дать обзорно, общие представления. Как показывает опыт,
_______________
* М.Т. Громкова. Педагогические основы образования взрослых. – М.:МСХА, 1993. – С.63
данная тема воспринимается студентами заочной формы обучения тяжело, при-
чем студенты не видят в ней практического применения (за исключением сту-дентов, обучающихся по направления «прикладная информатика»).
При изучении темы №2 лучше всего использовать такой метод, как беседа, диалог, предполагающий обмен мнениями между людьми при системе управ-ляющий вопросов, ведущих обучаемого к заранее намеченной преподавателем цели. Метод в основном теоретический, но может и, чаще, опирается на опере-дившую практику. Проблемная форма изложения проявляется в том, что сту-денты делают микрооткрытия субъективно новых знаний.
Тема №3 предполагает у студентов некоторых изначальных навыков работы на компьютере. Как показывает практика, 10% студентов-заочников на первом курсе не имеют таких навыков, 50% студентов имеют слабые представления о возможностях текстовых и 80% о возможностях табличных процессоров. Наб-людения совпадают с результатами опроса студентов, представленными в виде диаграммы (рис. 7).
Рис.7. Результаты опроса студентов 1 курса заочной формы обучения
На этом этапе необходимо сразу выявить степень знания студентов группы для последующей дифференциации обучения. Например, в начале занятий сту-дентам предлагается заранее подготовленный раздаточный материал с заданием (Приложения №№ 8, 9, 10), по результатам выполнения которого можно произ-вести разделение группы на подгруппы с разной степенью сложности изложе-ния материала, либо использовать индивидуальный подход (такой способ редко используется при работе с заочниками особенно в группах с большой наполняе-мостью), либо применить способ работы студентов в паре, когда к более подго-товленному студенту прикрепляется менее осведомленный (такой подход, в случае грамотного формирования пар преподавателем с учетом психологичес-ких особенностей студентов, дает высокие показатели при последующем оце-нивании).
Для изучения темы №4 подачу материала лучше осуществить в форме об-зорной лекции, обеспечивающей научность и информативность на современ-ном уровне. Можно использовать при этом такие методы обучения, как диалог, диспут, деловая игра, имитирующая те или иные практические ситуации с уче-том профессиональной деятельности, социальной направленности.
Тема №5 в настоящее время преподавателями высшей школы дается студен-там заочникам в малом объеме, особенно в части программирования. Хотя ал-горитмизация – один из важнейших элементов структуризации любой челове-ческой деятельности, именно при изучении этой темы можно сделать акцент на развитие логики мышления, творческого подхода к решению задач, в том числе профессиональных. Уже стала традицией разработка обучаемым (студентом, школьником) алгоритма «с нуля» под руководством преподавателя, с опорой на некоторые примеры.
Необходим адекватный метод обучения – поэтапное формирование умствен-ных действий. В отличие от внешней деятельности умственные действия сту-дентов скрыты, их выполнение проявляется только через результаты деятель-ности, в данном случае – алгоритм. Существующие методы обучения – рутин-ная разработка «с нуля» алгоритмов (и программ) с ветвлением, циклом, про-цедурой и т.д. – обеспечивают перенос полученных знаний и умений в близкую обстановку, а чаще лишь репродукцию знаний на однотипных примерах, но не уровень творчества.
В основе предполагаемого метода лежит понятие открытой программы. В своем учебном пособии по методики преподавания информатики Бочкин А.И. пишет: «Под открытой программой (ОП) понимается модель, представляющая некоторый класс программ и предназначенная для передачи обучаемым знаний об их структуре и назначении; для присвоения обучаемым опыта творческой деятельности разработки программ – задач этого класса»* .
При этом методе обучения: использовать программы с подробными коммен-тариями (встречаются в хороших учебниках по программированию), тем самым обучение происходит на примерах; можно задавать упражнения с пропусками в программах, которые могут в ОП заполняться неоднозначно. Итоговая простота и понятность ОП чаще являются результатом значительных усилий педагога-разработчика.
Таким образом, при изучении последней темы №5 качество знаний и заинте-ресованность можно повысить за счет акцента на алгоритмизацию, а в качестве языка программирования целесообразно выбрать объектно-ориентированный язык с применением принципа открытой программы.
В предложенном выше списке тем по объективным причинам отсутствуют следующие:
- основы логики и логическое устройство компьютера (эта тема дается в школьном курсе информатики и имеет актуальность только для студен-тов, получающих высшее образование с квалификацией информатик, программист и т.п.);
- компьютерные сети;
- базы данных.
Последние две темы в настоящее время изучаются студентами как отдель-ные учебные дисциплины (например, «компьютерные системы и сети», «Интер-нет-технологии») или в качестве одной из ее составляющих (например, созда-ние БД и работа с СУБД рассматриваются в учебных дисциплинах «информа-ционные технологии в экономике», «информационные технологии в СКСиТ. _______________
* Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск: Высшая школа, 1998. – С.145.
Оргтехника» и т.д.).
В своей книге по методике преподавания информатики Бочкин А.И. подчер-кивает, что при постоянной открытости информатики всему новому неизбежно ставится более сложная и важная задача – «научить студента самостоятельной разработке методик, методическому творчеству путем передачи ему не только определенных знаний и умений в области методики информатики, но и опыта подобной творческой деятельности»* .
Важным критерием эффективности преподавания информатики, на настоя-щий момент, следует считать использование гуманистического подхода в обу-чении, который влияет на развитие фактора «переключаемости» (интеллекту-альной лабильности). Исторически раньше технократической парадигмы нача-ла складываться гуманитарная. Центром этой парадигмы является процесс по-знания, главная ценность - личность обучаемого. Отношения между участни-ками образовательного процесса носят при этом субъектно-субъектный харак-тер.
В ходе исследования и апробации методики было замечено, что необходимо использовать вышеперечисленные методы обучения, стимулирующих мотива-ционную направленность учебной деятельности, это является важным дидакти-ческим условием реализации гуманизации компьютерного обучения.
Выделим, какие можно поставить гуманистические задачи при изучении раз-ных тем информатики:
- подчеркнуть значимость информации в жизни человека и животного мира, важности ее объективности;
- показать историческое развитие средств работы с информацией в жизни об-щества;
- подчеркнуть личный вклад ученых в этой области;
- показать историческое развитие аппаратного и программного обеспечения;
_______________
* Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Минск:Высшая школа, 1998. – С.10.
- сформировать навыки работы с профессиональным программным обеспече-нием;
- развитие творческой активности и т.д.
Перечислим еще раз методы обучения, которые необходимо использовать: беседу, рассказ, иллюстрацию, демонстрацию, упражнения, проблемное изло-жение, дифференцированные задания, самостоятельную работа с книгами, творческие задания, лабораторный практикум, эмоциональное стимулирование, повышение мотивации.
При заочной форме обучения мы сталкиваемся с проблемой перегрузки сту-дентов (работа, учеба, причем в распространенном в настоящее время режиме – режиме выходного дня), с подавлением творческого начала, с психологическим дискомфортом студентов и преподавателей. Выходом из сложившегося поло-жения должна являться такая организация образования, при которой студент был бы не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем.
Это означает, что целью образования должно являться не просто запомина-ние готовых знаний, а их поиск, открытое и активное усвоение, воспитание творческого мышления. Это, в свою очередь, приводит к необходимости модер-низации учебных программ, учебных пособий, методик, новым подходам к про-верке результатов обучения.
Таким образом, сегодня создается новая педагогическая парадигма, опираю-щаяся на идеи гуманизации. Она охватывает все стороны образовательного процесса: его социально-психологическое, методическое и материально-техни-ческое обеспечение. Одним из важных способов реализации гуманистического подхода является использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в обучении. Достоинствам, недостаткам и перспективам развития дис-танционного обучения будет посвящен следующий параграф ВКР.
2.3. Применение технологий дистанционного обучения для изучения информатики
Одно из наметившихся сегодня противоречий состоит в несоответствии тра-диционных методов и форм обучения и воспитания инновационным тенденци-ям развития системы образования. Классно-поурочная, лекционно-семинарская система не может обеспечивать того уровня обучения, которое требует наше время, и, безусловно, ее альтернативой является дистанционное обучение (ДО).
Мировоззренческий аспект развития дистанционного образования связан с необходимостью изменения стереотипов на образование как устоявшуюся и вечно неизменную систему. Задача, следовательно, состоит в осмыслении как глобальных перемен, происходящих в обществе и требующих адекватного реа-гирования на них всей системе образования, так и обобщения накопленного на сегодняшний день опыта, его осмысления и создания новых педагогических технологий.
Дистанционное образование в силу объективных потребностей развития общества призвано сыграть важную роль в сохранении и развитии единого об-разовательного пространства в России. Назрела необходимость в реформирова-нии отечественной средней и высшей школы, в создании нового облика и ин-фраструктуры образовательной сферы России. На основе интенсивного внед-рения ДО возможно создание конкурирующего рынка образовательных услуг.
Стратегическая цель дистанционного образования – обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте проживания при профес-сиональной деятельности. Одна из возможных моделей дистанционного учеб-ного процесса предполагает наличие в нем трех субъектов процесса: преподава-теля, тьютора-лаборанта и слушателя. В такой модели обучение осуществляет-ся на базе синтеза двух сетевых технологий: Web-сайта, электронной почты.
Дистанционное обучение, в таком случае, должно строится на основе соче-тания различных организационных форм занятий:
а) самостоятельной работы по подготовке развернутого электронного письма- ответа на поставленные преподавателем вопросы;
б) самостоятельной работы с гипертекстовой информацией или глоссарием1 ;
в) участие в телематической электронной дискуссии слушателей;
г) участие в дистанционных олимпиадах, телевикторинах, телеконференциях и т.д.
Учебно-познавательная деятельность слушателя, включенного в дистанци-онный процесс обучения, может строиться по индивидуальному план-графику, который целесообразно устраивать по блочно-модульному принципу, что по-зволит обучающемуся четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Как и любой педагогической технологии, так и блочно-модульной, обеспечива-ющей эффективность ДО, должны быть присущи такие существенные призна-ки, как: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмизуемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректи-руемость, визуализация.
Основной организационной формой учебной деятельности слушателя при ДО является самостоятельная работа над информацией, которая представляет совой мультимедиа-занятия2 . Учитывая, что чтение информации с экрана мони-тора не столь безобидно для зрения, следует предусмотреть в мультимедийных занятиях анимацию и звуковое сопровождение некоторой части учебного мате-риала. Анимация очень важна, в частности, при обучении компьютерной графи-ке и в тех случаях, когда основным элементом обучения является графический образ.
Сегодня парадигма предметно-ориентированного обучения сменяется лич-ностноориентированной, которая предполагает реализацию множественных об-разовательных траекторий. Последнее требует от создателя электронных учеб-_______________
1 от латинского слова glossarium – словарь терминов. – Прим. автора .
2 см. об этом. Далингер В.А. От классно-урочного обучения к дистанционному// Одиннадца-тая Междун. конф. «Применение новых технологий в образовании» - Троицк: Фонд Байтик, 2000. – С.100-101.
ников, мультимедийных уроков и т.д., принципиальной возможности обучаю-щегося изменять ход процесса обучения, используя для этого различные режи-мы интерактивного компьютеризированного обучения (Полат Е.С.). Другими словами, образовательная среда, которая обеспечивает ДО, должна быть спо-собна активно адаптироваться к индивидуальным характеристикам обучаемого, то есть она должна быть ориентирована не на среднего ученика, а на персони-фицирован-ную модель ученика. Ресурсы и сервисы пространства Internet поз-воляют реализовать высказанную идею, ибо в нем имеются дружественный и интеллектуальный интерфейсы, экспертные системы, гипертексты и пр.
Современные инновационные технологии, которые позволяют осуществлять ДО, должны обеспечивать активную поддержку множественности образова-тельных траекторий при изучении одной и той же учебной дисциплины. Эти технологии позволяют проводить самостоятельный поиск информации в прост-ранстве Internet, а это, в свою очередь, создает широкие возможности для реа-лизации диалогового вариативного режима общения преподавателя и обучаю-щегося, что и является основой множественности образовательных траекторий.
Дистанционное обучение, наряду с традиционными конспектами лекций, сборников задач, предполагает наличие их электронных версий, наличие новых поколений тренажеров, автоматизированных обучающих и контролирующих систем, специально разработанных методических пособий, учитывающих спе-цифику такого обучения.
Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации дистанционно-го спецкурса «Информационные технологии в обучении», проводившейся в те-чение 1998-1999 учебного года среди студентов пятого курса очной формы обу-чения на физико-математическом факультете ТГУ им. Г.Р.Державина* , показа-ли, что у студентов, обучавшихся дистанционно, выше показатели сформиро- _______________
* См. об этом. Чванова М.С., Вислобокова М.В. Результаты формирования компонентов готовности к профессиональной деятельности в системе дистанционного обучения//Десятая Междун. конф. «Применение новых технологий в образовании» - Троицк: Фонд Байтик, 1999. – С.235-236.
ванности эмоционально-волевого компонента. Сами студенты аргументировали это «самостоятельностью в приобретении знаний».
Безусловно, за дистанционным обучением будущее, об этом свидетельству-ют все вышеперечисленные достоинства и перспективы развития дистанцион-ного образования. Но в настоящий период, этап формирования, становления, апробации технологии ДО можно говорить о неготовности студентов-заочни-ков к такой форме обучения. В период с января по октябрь 2006 года было про-ведено анкетирование студентов заочной формы обучения разных представи-тельств ВУЗов в г. Ногниске – СГА и РосНОУ (Приложения №№ 1, 3).
Анализируя результаты этого анкетирования можно сделать следующие вы-воды (Приложения №№ 2, 4):
- у большинства студентов работа не связана с использованием информа-ционных технологий или только частично, при этом 100% опрошенных согласились, что знание компьютера и многих компьютерных программ необходимо для современного человека;
- материал в учебных пособиях (модулях, юнитах) помогает в понимании основ информатики (14,3% студентам СГА и 21% студентам РосНОУ), но трудно воспринимается и лучше разъяснения преподавателя (в среднем 62% опрошенных);
- аудиторных часов с преподавателем достаточно 57% студентам РосНОУ и 27,3% студентам СГА; недостаточно – 22,7% студентам СГА и 7% сту-дентам РосНОУ; достаточно, но хотелось бы больше – 36% студентам РосНОУ и 50% студентам СГА;
- форма занятий с преподавателем в виде лекции ближе 50% опрошенных (в среднем), в виде семинара – 40% опрошенных; 20% опрошенных из РосНОУ указали другой вид занятий – практику, а 6,7% опрошенных из СГА – индивидуальные занятия;
- для увеличения качества знаний студенты разных представительств пред-лагают увеличить количество практических занятий (53% студентов РосНОУ), количества аудиторных часов с преподавателем (57% студен-тов СГА).
В ответах студентов из представительства СГА на открытый вопрос, что по их мнению будет способствовать увеличению качества знаний, часто можно было увидеть ответы – «личный контакт с преподавателем», «увеличение коли-чества часов на предмет», «больше лекций и общения с преподавателем».
Напомню, что образовательный процесс в СГА базируется на использовании дистанционных образовательных технологий, имеет УМК по многим учебным дисциплинам, материал преподается студентам 100% в форме видеолекций и слайдлекций, которым студенты предпочитают (по результатам анкетирования) «живую» лекцию, с конкретным преподавателем.
Таким образом, во второй главе были изложены основные принципы мето-дики преподавания информатики студентам заочной формы обучения с учетом возрастных и личностных особенностей студентов, основываясь на результатах проведенного педагогического эксперимента. При этом подчеркивается необхо-димость изменения структуры образовательного процесса в связи с развитием общества, перехода на дистанционное обучение, являющееся перспективным по сравнению с традиционными методами и формами обучения.
Но этот переход должен осуществляться поэтапно, в связи с неготовностью в настоящее время студентов заочной формы обучения к полному дистанцион-ному образованию, в частности при обучении информатики. Целесообразнее, учитывая динамичность учебной дисциплины «информатика», применять дис-танционные образовательные технологии частично, делая акцент на личност-ный контакт с преподавателем, который, в свою очередь, должен постоянно по-вышать квалификацию и быть компетентным в появляющихся новых информа-ционных технологиях.
Заключение
Роль информации в современном обществе становится все более значи-мой. Постепенный переход к автоматизации обработки данных, принятию оп-тимальных решений в процессе диалога пользователя и вычислительной систе-мы, к обмену информацией через компьютерные сети заставляет общество из-менить подход к образовательной системе в стране, делая акцент на развитие компьютерной грамотности населения при появлении новых информационных технологий.
Главная задача современного государства при построении информационного общества в процессе информатизации – обеспечить человека знаниями и уме-ниями в области информационных и коммуникационных технологий, сформи-ровать навыки сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распро-странения информации, а также осуществить знакомство с юридическими и этическими нормами в этой сфере. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются тре-бования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому при информатиза-ции следует особое внимание уделить информатизации образования как нап-равления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека.
Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информа-ции, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить бу-дущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные зна-ния в области информатики, но и необходимый уровень информационной куль-туры. Учитывая динамичность учебной дисциплины «информатика», необходи-мо разработать методику ее преподавания, которая могла бы повысить качество знаний студентов, увеличить их заинтересованность при получении новых зна-ний и дать практическую направленность использования современных инфор-мационных технологий.
Предложенная в данной выпускной квалификационной работе методика пре-подавания информатики студентам заочной формы обучения разрабатывалась с учетом педагогического опыта автора работы, основываясь на уже имеющихся методиках обучения информатики. Рассматривая возрастные и личностные осо-бенности студентов заочной и очной форм обучения с точки зрения педагогики и психологии, используя нара-ботки и исследования в этой области таких авто-ров, как И.А.Зимняя, М.Т.Гром-кова, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий и др., соб-ственный педагогический опыт, можно сделать вывод о необходимости диффе-ренцированного подхода при по-даче материала в области информатики сту-дентам заочной формы обучения, предлагая индивидуальный график изучения тем с учетом компьютерной гра-мотности каждого конкретного студента.
При разработке методики были учтены результаты педагогического экспе-римента, проведенного в Ногинских представительствах двух ВУЗов – Совре-менной гуманитарной академии (СГА) и Российского нового университета (РосНОУ), а также данные, полученные при анкетировании и опросе студентов этих представительств. После апробации методики в представительстве г.Но-гинска качество знаний студентов повысилось. Методика при практическом ис-пользовании требует дальнейшей корректировки с учетом появления новых технических и программных средств, а также с учетом региональных особен-ностей структурных подразделений в сфере компьютерного и программного ос-нащения, уровня компьютерной грамотности населения и т.п.
В работе подчеркнута необходимость использования дистанционных образо-вательных технологий в обучении информатики (ДОТ), но в настоящее время нельзя перегружать образовательный процесс ДОТ особенно для студентов за-очной формы обучения, в связи с их неготовностью к полному дистанционному обучению. Как показывают наблюдения, полный переход на ДО в сфере инфор-матики негативно сказывается на качестве знаний студента по разным темати-кам, особенно в области применения новых информационных технологий. В представительстве РосНОУ в г.Ногинске рекомендуется использовать предло-женный подход к изучению учебной дисциплины «информатика» студентам за-очной формы обучения с учетом компьютерного оснащения представительства, обеспеченности его ДОТ и с учетом контингента обучающихся.
Список литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
2. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания дис-сертаций и рефератов: основы научной работы и оформление результатов науч-ной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.
3. Анциз Б.И. Рекомендации по подготовке и защите выпускных квалифи-кационных работ. – М., 2005. – 32 с.
4. Большой энциклопедический словарь (БЭС) – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1999. – 1456 с.
5. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск.: Высшая школа,1998. - 431 с.
6. Волкова И.В., Симонова И.В. Гуманизация методической поддержки ин-форматизации в районе (практический аспект) / Под общ.ред. И.В.Симоновой. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. - 71 с.
7. Гриценко В., Довгялло А. Пути развития информатизации образования //Информатика и образование. – 1989. - №6.- С. 3-12.
8. Громкова М.Т. «Педагогические основы образования взрослых» – М.: МСХА, 1993. – 164 с.
9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.– М.:Советский спорт,1995.– 64 с.
10. Дистанционное обучение /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.
12. Каймин. В. К концепции информатизации образования в СССР// Информа-тика и образование. – 1989. - №1. – С 115-116.
13. Концепция информатизации образования//Информатика и образование. – 1990. – №1. – С. 3-9.
14. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соис-кателей ученой степени. – 5-е изд., доп., - М.: «Ось-89», 2000. – 224 с.
15. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обу-чения. - М.: Педагогика, 1988. - 192с.
16. Монахов В.М. и др. Изучение основ информатики и вычислительной тех-ники в средней школе: опыт и перспективы. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
17. Нарыкова И., Струкова Л. Советско-американский симпозиум// Информа-тика и образование. – 1991. - №2. – С 126-127.
18. Применение новых технологий в образовании: Информатизация в совре-менном ВУЗе. Одиннадцатая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 2000. – 240 с.
19. Применение новых технологий в образовании: Информационные техно-логии в системе университетского педагогического образования. Десятая Меж-дунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1999. – 413 с.
20. Применение новых технологий в образовании: Личностно-деятельностный подход при реализации модульной технологии обучения. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.
21. Применение новых технологий в образовании: Некоторые проблемы про-ектирования центра дистанционного обучения. Седьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1996. – 232 с.
22. Применение новых технологий в образовании: Новые информационные технологии в учебном процессе, дистанционное обучение и Интернет. Десятая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1999. – 413 с.
23. Применение новых технологий в образовании: О некоторых новых воз-можностях повышения эффективности обучения при использовании компью-тера. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.
24. Применение новых технологий в образовании: Опыт и перспективы ис-пользования возможностей компьютерных телекоммуникаций для проведения дистанционных курсов. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.
25. Применение новых технологий в образовании: Организация работы фили-алов довузовской подготовки центра дистанционного обучения Томского Госу-дарственного университета. Восьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1997. – 237 с.
26. Применение новых технологий в образовании: От классно-урочного обу-чения к дистанционному. Одиннадцатая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Бай-тик, 2000. – 240 с.
27. Применение новых технологий в образовании: Психологическая поддер-жка разработки курсов дистанционного обучения: задействование всех сенсорных модальностей обучаемого. Седьмая Междунар. конф. – Троицк: Фонд Байтик, 1996. – 232 с.
28. Ратинский М.Г. Информатика. – М., 1988. – 135 с.
29. Рингборг Е. и др. Компьютеры в обучении: шведский путь// Информатика и образование. – 1992. - №1. – С. 112-117.
30. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педаго-гических учебных заведений – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
31. Старов М.И., Чванова М.С., Вислобокова М.В. О некоторых психолого-педагогический аспектах дистанционного обучения//Весник Тамбовского уни-верситета. - 1998. - Выпуск 3.
32. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
33. Угринович Н. Информатика и информационные технологии. – М.: Лабора-тория Базовых Знаний, 2001. – 464 с.
34. Угринович Н. Преподавание курса «Информатика и информационные тех-нологии». Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 96 с.
35. Федюшин Д. Парадигмы программирования// Информатика и образование. – 1991. - №4. – С 11-15.
36. Филинкова Е.В. Гуманитарная информатика //Информатика и образова-ние. – 1996. – №1 - С.51-57.
37. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. – М.: Просвещение, 1989. – 224 с.
38. Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования// Ин-форматика и образование. – 1989. - №5. – С 3-9.
39. Волкова И.В., Симонова И.В. Педагогические публикации/ Гуманизация методической поддержки информатизации в районе. 2003. Петровский портал. http://www.socspb.ru