Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах

СОДЕРЖАНИЕ: План: Введение 2 1. Основные направления региональной политики государства 4 2. Методы проведения региональной политики 9 3. Пространственная организация и специализация хозяйства 15

Тема: Методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах

План:

Введение 2

1. Основные направления региональной политики государства 4

2. Методы проведения региональной политики 9

3. Пространственная организация и специализация хозяйства 15

4. Организация воспроизводственных процессов в регионе 17

5. Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований 19

6. Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития 23

7. Формирование модели региональной рыночной инфраструктуры и систематизация ее основных элементов 30

8. Формирование системы координации развития услуг региональной рыночной инфраструктуры 35

9. Рекомендации по диверсификации услуг в организациях региональной рыночной инфраструктуры 37

Заключение 39

Список использованной литературы 40


Введение

Кризисные явления в экономике переходного периода вызывают, как известно, необходимость коренного изменения устаревшей структуры хозяйства, резкой активизации инновационной и инвестиционной деятельности и т.д. Все это, согласно теории экономики переходного периода, должно обеспечить принципиально более высокий уровень эффективности. Фактически же развивается процесс структурной перестройки “наоборот”, который осуществляется за счет “утяжеления” отраслевой структуры производства, “вымывания” наукоемких производств. Перед страной стоит задача преодоления негативных последствий, вызванных резким обострением депрессивных явлений в регионах с высокой концентрацией производств с устаревшим технологическим укладом и не способных обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности отечественной продукции, особенно в случаях зачастую недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей и отсутствия последовательной государственной политики поддержки отечественного предпринимателя. Одновременно происходит рост безработицы, ухудшение социально-экономического положения населения, возрастает число населенных пунктов и регионов, находящихся в кризисном состоянии.

В этих условиях особо важное значение приобретают инструменты экономической политики, предназначенные для осуществления принципиальных структурных сдвигов в экономике страны в целом, отдельных регионов или населенных пунктов.

Также одной из главных проблем регионов Российской Федерации, характеризующихся высокой концентрацией предприятий тяжелой индустрии и оборонного комплекса, является изменение их промышленной отраслевой структуры и развитие производства потребительских товаров.

Среди множества факторов, определяющих успешное решение данной проблемы, немаловажную роль имеет обеспечение жизнеспособности отечественных предприятий, выпускающих потребительские товары за счет формирования маркетинговых факторов их успеха на рынке. В настоящее время отечественным производителям представился шанс укрепиться на внутренних региональных потребительских рынках, занять ниши, освободившиеся в результате снижения активности инофирм и повышения цен на импортные товары.

1. Основные направления региональной политики государства

Региональная политика (РП) - охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

· определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный сектора экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства);

· соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

· подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;

· национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства);

· проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства. Содержание региональной политики практически во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) имеет общие черты:

· освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;

· децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;

· образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности.

Без осуществления такой политики диспропорции как в региональном плане, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

В современных условиях роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено:

· необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учет отличающихся стартовых условий регионов;

· усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

· незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;

· политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;

· геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;

· экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах. Почти вся территория России относится теперь к разного рода проблемным регионам.

Задачи региональной политики, как правило, имеют долговременный характер и обусловлены следующими обстоятельствами:

1. Изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления.

2. Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации и, вместе с тем, актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.

3. Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественного рыночного регулирования.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:

· реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

· преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российских сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;

· стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, горные районы);

· продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;

· стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;

· переспециализация новых приграничных регионов.

Развитие процессов экономической интеграции создает условия для выхода региональной экономики и на межнациональный уровень.

В рамках региональной экономики исследуются такие проблемы, как:

· региональная политика государства;

· разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития;

· эффективность специализации и комплексного развития региона;

· экономическое районирование;

· районная планировка;

· и другие вопросы, связанные с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов.

Региональная экономика изучает механизм экономического регулирования размещения производства, определения экономической эффективности регионального развития. Особое значение имеет глубокий анализ многих экономических факторов: динамики производительности труда, регионального распределения национального дохода, структуры и эффективности основных фондов, территориальной дифференциации цен и тарифов и т. д.

В региональной экономике используются следующие методы исследования:

· балансовый, заключающийся в составлении региональных балансов. Он позволяет выбрать правильные соотношения между отраслями специализации региона и отраслями, дополняющими территориальный комплекс. Балансы необходимы также для разработки рациональных межрайонных связей;

· картографический, т. е. составление и использование карт, картосхем, картограмм.

Региональная экономика широко опирается на систему технико-экономических показателей. Она применяет различные методы расчетов экономической эффективности регионального развития производительных сил. Это вызывает необходимость широкого использования экономико-математических методов и моделей. Чаще применяются два вида экономико-математических моделей - структурные (балансовые) и оптимизационные.

Региональная экономика применяет в своих исследованиях также и другие методы: статистический, сравнительный, метод систематизации и т. д.


2. Методы проведения региональной политики

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики.

В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.).

Во втором - государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Рассмотрим эти методы подробнее. Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов - осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Развитие рыночной экономки предполагает более широкое применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем:

· проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях;

· привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

· предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т. е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

· установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики;

· введения регионально-дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

· применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления: федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы, прежде всего, должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализации крупных экологических и социальных программ; организации межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.

Успешное проведение экономических реформ требует всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.

В области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах, возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.

Основная цель регионального аспекта социальной политики заключается в недопущении возникновения в регионах острых социальных конфликтов, снятии напряженности в районах повышенной социальной опасности. К таким, требующим постоянного внимания, районам относятся районы нового хозяйственного освоения с суровыми природными условиями, старопромышленные районы со структурной безработицей и общей экономической депрессивностью, аграрным перенаселением (Северный Кавказ), территории с недостаточной финансово-экономической базой для устойчивого социального развития (Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан). Особое внимание намечается уделить также социальному развитию районов проживания малочисленных народов. В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости.

В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народнохозяйственных задач.

Методом стимулирования экономики в условиях экономического кризиса, воздействующим на оживление темпов роста производства, а также осуществления структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций.

Важное место отводится налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.

Важное значение региональный аспект имеет для реформирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в этой сфере создалось такое положение, когда под давлением руководства отдельных республик, областей правительство предоставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой малоупорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалансированность бюджета, осложняется общероссийское регулирование внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создавая примерно равные возможности для всех регионов. Это не означает ущемления прав субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а направлено на обеспечение экономической безопасности России. Исключения должны распространяться главным образом на создаваемые свободные экономические зоны.

Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, необходимо принять специальные законодательные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешнеэкономической деятельности.

Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость государственной поддержки кризисных и слабоосвоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех Регионах (даже независимо от их экономического положения) требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.


3. Пространственная организация и специализация хозяйства

Экономика РФ - народнохозяйственный комплекс, возникший на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции. Национальное хозяйство РФ отличается сложной структурой, в которой можно выделить два основных соотношения: отраслевое и региональное.

Отраслевое отражает соотношение, связи и пропорции между крупными группами отраслей. По сферам деятельности национальное хозяйство можно разделить на следующие направления: производственную сферу, состоящую из промышленного производства (топливно-энергетические комплекс, машиностроительный комплекс, комплекс конструкционных материалов - металлургия, химический и лесной комплексы, комплекс по производству товаров народного потребления), сельскохозяйственного производства, строительства и военно-промышленного комплекса, а также непроизводственной сферы (бюджетники, управление, финансы и кредит и т.п.)

Развитие производства приводит к появлению новых отраслей производства (особенно наукоемких).

Рыночная экономика характеризуется преобладанием отраслей социальной, непроизводственной сферы.

Для современной структуры хозяйства РФ характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства, которые связаны инфраструктурой. Инфраструктура, как производственная, так и социальная играет важнейшую роль в обеспечении комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий.

Размещение отраслей зависит от разнообразных факторов (природно-ресурсных, социально-демографических, экономических, исторических).

Территориальная структура отражает деление национального хозяйства на территориальные ячейки (экон. зоны, экон. районы, федеральные округа, промышленные центры, узлы). Она меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Освоение новых территорий с уникальными природными ресурсами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов (ТПК).

В РФ существует диспропорция в территориальном и отраслевом развитии (Запад - Восток).

Пропорции можно рассматривать как результат производственной специализации регионов или географического разделения труда. Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное развитие населения, обеспеченность трудовыми ресурсами, миграционные процессы, использования природно-ресурсной базы.

В связи со специализацией выделяют следующие группы регионов:

· добывающие;

· регионы, где преобладает обрабатывающая промышленность гражданского назначения;

· регионы, где преобладает обрабатывающая промышленность военного назначения;

· регионы Крайнего Севера и приравненные к ним;

· регионы, где кризисная ситуация, обусловлена неэкономическими причинами (стихийными действиями, техногенными катастрофами, войнами).


4. Организация воспроизводственных процессов в регионе

Управление воспроизводственными процессами в регионе это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмене и потребления, способствующих развитию региона.

При этом учитываются такие воспроизводственные характеристики как:

· произведенный совокупный общественный продукт региона (общий объем производства благ и услуг);

· общая величина ресурсов, используемых для осуществления процесса воспроизводства;

· показатели эффективности регионального процесса производства (материало-, трудо- и фондоемкость).

Особенностью регионального воспроизводства является его двойственность:

1) межрегиональная сторона (вопросы МРТ, распределение государственных инвестиций, межрегиональная интеграция);

2) внутрирегиональная сторона (формирование пропорций между внутренними элементами рег. экономики и управление их развитием).

Региональный воспроизводственный процесс включает:

· общеэкономические показатели;

· структурные пропорции;

· социально-демографические показатели;

· финансово-кредитные показатели;

· экономико-экологические показатели.

Установление взаимосвязей между ними составляет основу управления регионом.

К региональным воспроизводственным циклам относятся:

· воспроизводство трудовых ресурсов;

· воспроизводство финансово-кредитных и денежных ресурсов;

· воспроизводство инвестиционно-строительного процесса;

· воспроизводство продовольственных ресурсов;

· воспроизводство природных ресурсов;

· воспроизводство производственных услуг;

· воспроизводство социально-бытовых услуг;

· воспроизводство информации и знаний.

Они составляют единую систему и находятся в постоянном взаимодействии.

Организация воспроизводственных процессов в регионе заключается во всестороннем контроле и постоянном регулировании этой системы, в соответствии с поставленными в данном обществе политическими и социально-экономическими целями.

5. Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований

Стратегия регионального развития - система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов.

Стратегия социально-экономического развития - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня.

Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития региона и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития региона, региональных и муниципальных целевых программ, планов деятельности министерств и иных органов исполнительной власти, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.

Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учитываются мировые тенденции развития, опыт построения социально-ориентированного общества с устойчивой экономикой развитых стран.

В рамках подготовки Стратегии проводятся исследования, включающие в себя статистический, сценарный и кластерный анализ, анализ пространственного развития на базе комплексных схем планирования развития территорий региона и муниципальных образований, прогнозирование с применением методов моделирования в автоматизированных информационных системах.

Она меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, взаимоотношений государства и регионов, о внешнеэкономической ситуации и т.д.

Коротко цикл стратегического планирования экономического раз­вития региона или города можно представить в следующем виде:

1.Определение целей развития.

2.Анализ внешней среды развития региона или города.

3.Определение сильных и слабых сторон региона или города.

4.Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

5.Разработка концепции развития

6.Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7.Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Стратегические установки опираются на развитие принципиально важных секторов экономики.

В результате перехода к рыночной экономике произошел развал долгосрочного планирования. Основной формой планирования стратегического развития стали годовые планы - бюджет на 1 год (в перспективе - на 3 года) и целевые программы развития с учетом формирования различных форм собственности и региональных товарных рынков продукции.

Функционирование экономики региона в долгосрочной перспективе определяется внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для регионов имеют динамика развития мировой экономики, достижения в научных и производственных областях, вступление России во Всемирную торговую организацию, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относятся следующие факторы:

· активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

· повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

· повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

· стимулирование диверсификации и технологического развития;

· состояние производственных фондов, степень их изношенности;

· развитие сектора общественных услуг;

· ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

· реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

Новые приоритеты социально-экономической политики диктуют изменение содержания и методологии региональной экономики. Необходимо переместить внимание с размещения производительных сил и капитальных вложений на проблемы социального и экономического развития территорий, больше учитывать местные особенности.

Изменения предмета и содержания региональной экономики требует совершенствования методов региональных исследований. Возрастает значение программно-целевого, балансового методов. Необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения обусловливает расширение применения маркетинговых исследований. Насущной проблемой становится применение при прогнозировании процессов регионального развития вероятностных методов, построения сценариев социально-экономического развития.


6. Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития

Региональные концепции развития являются в настоящее время самым динамичным участком теоретических исследований в экономике. Цель этих исследований - разработать комплексный механизм решения проблем регионального развития, включающий в себя выравнивание уровней отдельных регионов, создание межрегиональных производственных комплексов, эффективное использование внутренних ресурсов региона.

Классификация региональных программ (по данным Института макроэкономики):

· Уровень значимости: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные.

· Территориальная принадлежность: республиканские, краевые, областные, краевые, автономные образования.

· Функциональная ориентация: научно-технические (инновационные), социально-экономические, производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологические).

· Содержание решаемых проблем (основные назначение): полное и эффективное использование производственного потенциала; формирование ТПК; сглаживание порегиональных различий по показателям уровня развития и условий жизни; создание новых производств и рабочих мест.

· Масштабность программной проблемы: комплексные (многоаспектные), узкоспециализированные (моноцелевые).

· Отраслевая локализация: межотраслевые, отраслевые, подотраслевые.

· Характер возникновения проблемы: планово-прогнозные, экстренные, конъюнктурные.

· Период действия: долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), краткосрочные (до 1 года).

· Источник финансирования: централизованно финансируемые, финансируемые из средств местного бюджета, прочие источники финансирования, смешанное финансирование.

· Эффективность финансирования: самоокупаемые, дотируемые.

· Временной аспект реализации проблемы: перманентные, ограниченные во времени (разовые).

· Приоритетность: первоочередные, временноотложенные.

· Включение внешних связей: внутренние, внешние.

· Статус: государственная, межгосударственная; самостоятельная (местная).

С одной стороны, каждый регион занимает определенное место в системе общественного разделения труда и должен быть нацелен на реализацию общегосударственной стратегии развития, а с другой - разработка эффективной государственной стратегии должна осуществляться исходя как из первоначальной оценки потенциала и перспектив развития регионов, так и из возможностей формирования межрегиональных научно-производственных комплексов. Это позволит решить задачи укрепления экономической целостности страны, снижения степени дифференциации регионов по уровню развития, ускорения межрегиональной интеграции и одновременно создать условия для реализации потенциалов развития отдельных регионов. К числу наиболее успешных программ такого рода следует отнести федеральные целевые программы «Дальний Восток», «Калининград», «Юг России».

Возможно, такой путь построения государственных программ экономического развития представляется более сложным, но затраты времени и средств компенсируются открывающимися возможностями наиболее полного использования квалифицированных кадров на местах, ресурсов региона, совершенствования отраслевой структуры экономики на региональном и, как следствие, на общегосударственном уровне. Благодаря разработке индивидуальных программ отдельных субъектов РФ и их последующей интеграции в общегосударственные появляется также реальная возможность более широкого и детального информационного охвата сложившейся ситуации, получения преимуществ четкой и взаимосвязанной системы государственного программирования.

Разработка регионального аспекта в ходе государственного программирования должна включать шесть этапов:

1-й этап: определяется базовый ресурсный потенциал, сложившийся под влиянием как природно-климатических факторов, так и в результате проведенных политических, социальных и экономических преобразований. Рассматриваются данные о природных, трудовых, инвестиционных ресурсах, а также инновационный потенциал анализируемого субъекта.

2-й этап: выделяются приоритетные отрасли региона, составляющие его специализацию, рассматривается их место и роль в социально-экономическом развитии на региональном и общегосударственном уровнях.

3-й этап: анализируется уровень развития отраслей специализации, их доля в экспортно-импортных операциях, численность занятого трудоспособного населения, влияние на социально-экономическое положение региона и формирование его рыночной инфраструктуры.

4-й этап: в случае если отрасль специализации не является единственной, но в ней занято около 50 % всех трудовых ресурсов региона, целесообразно разработать программу поддержки отрасли в финансовой и научно-технической области, а в случае узкой специализации экономически важно развивать другие направления отраслевой структуры, что позволит не только расширить возможности региона, но и избежать структурного кризиса, тотальной безработицы и, как результат, падения социально-экономического уровня субъекта.

5-й этап: на основе обработки полученных на предыдущих этапах данных разрабатывается программа социально-экономического развития субъекта, предусматривающая привлечение как государственных, так и частных капиталовложений.

6-й этап: определяются механизм и инструментарий реализации региональной программы развития.

Применительно к региону речь идет о четырех этапах создания условий его устойчивого развития и экономического роста.

1. Преодоление недооценки перспектив экономического развития региона отечественными и иностранными инвесторами. Такая ситуация возникает в случае, когда власти региона уделяют недостаточно внимания пропаганде его достижений и возможностей.

2. Повышение привлекательности региона за счет реализации внутрирегиональных программ реформирования. Такие программы могут, например, включать:

· проведение мер по минимизации бюджетных расходов и предоставлению на этой основе налоговых льгот наиболее выгодным инвесторам;

· анализ структуры хозяйственного комплекса региона и выделение в нем экономически полезных (производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных (производящих отрицательную добавленную стоимость) предприятий с целью последующего принятия мер по быстрейшей реструктуризации или ликвидации последних;

· анализ сильных и слабых сторон хозяйственного комплекса региона, а также возможностей и угроз его развитию, создаваемых внешней средой (SWOT-анализ), с тем чтобы на этой базе найти реальные схемы формирования в регионе «кластеров развития» или групп взаимодополняющих предприятий, способных совместно производить конкурентоспособную продукцию;

· осуществление мер по повышению информационной прозрачности региона для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и инвесторов;

· ускорение подготовки и переподготовки управленческих кадров для региона.

3.Улучшение условий для развития региона за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

4.Оптимизация бюджетной системы региона и его подготовка к привлечению средств на инфраструктурные проекты с помощью инструментов денежного рынка.

Развитие инфраструктуры региона значительно повышает его привлекательность для инвесторов и создает основу для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и регионального бюджета.

Каждый регион в силу специфичности природных, экономических и социальных условий обладает собственными экономическими интересами, понимаемыми как совокупность экономических интересов населения, проживающего на его территории. Они выражают сложную, многоуровневую систему экономических отношений, в которые вступает регион (как субъект) с другими субъектами внутри и вне региональной системы по поводу удовлетворения потребностей функционирования и развития всех субъектов Федерации.

При разработке программ экономического развития правительство интересуют обычно депрессивные территории с одинаково низким доходом, то есть гомогенные регионы. Решить проблему таких регионов обычно пытаются путем создания «общего экономического пространства».

Главной предпосылкой формирования обоснованных программ регионального развития служит качественное социально-экономическое прогнозирование. Экономическими органами регионов, исходя из осмысления текущего состояния и возможного изменения условий протекания воспроизводственных процессов в экономике, разрабатываются прогнозы отраслевых показателей и показателей развития сфер экономической деятельности, проводится содержательный анализ ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, выявляются пути решения ключевых проблем.

В современных условиях, когда экономический рост во многом зависит от интенсификации производства на базе внедрения новейшей техники, резко возрастают требования к научной обоснованности выбора наилучшего сценария экономического и социального развития из огромного числа допустимых вариантов. Поэтому необходимо выделение ряда закономерностей, свойственных программному механизму в настоящее время:

· Программирование территориального развития стало главной формой реализации региональной социально-экономической политики практически всех развитых и развивающихся стран.

· Каждый программный механизм формально признает задачу регионального развития как совместную, согласованную ответственность всех звеньев управления, - но каждое звено играет ту конкретную роль, для которой у него имеются лучшие средства.

· Разрабатываемые программы предусматривают привлечение ресурсов многих участников на достижение общих программ экономического развития. Вливание ресурсов дает возможность наднациональному и национальному уровням власти влиять на региональное развитие.

· Разработка программ должна гарантировать равные в экономическом и социальном отношении права участвующих региональных субъектов (предприятий, организаций, регионов), т.е. должно быть соблюдено соответствие целей и средств реализации программ экономическим интересам задействованных сторон.

· Целью программ должно стать обеспечение максимально возможного в планируемом периоде повышения благосостояния населения при данных объективно существующих ограничениях.

· Максимальный рост благосостояния населения объективно ограничен рядом ресурсов и потребностей, которые должны учитываться при разработке программ.

· Региональные программы, так или иначе, вписываются в систему национальных приоритетов, происходит их ранжирование и иерархическое выстраивание, ставятся барьеры безудержной и бесконтрольной экспансии государственных расходов под маркой программирования.

· Разрабатываемые программы должны носить комплексный характер. Все задания в ней являются искомыми и взаимозависимыми. Они не разделяются по степени важности, поскольку ни одно из них не может быть исключено из программы без нарушения ее целостности.

· Разрабатываемые в программном механизме мероприятия планируются на несколько лет, и это придает определенную степень стабильности для хозяйствующих субъектов в условиях финансирования и других вопросах.


7. Формирование модели региональной рыночной инфраструктуры и систематизация ее основных элементов

На основе изучения сущностных рыночных основ и существующих трактовок считаю целесообразным использовать следующее расширительное определение понятия: рыночная инфраструктура - это сложная экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства.

Основным продуктом функционирования рыночной инфраструктуры являются услуги. Спектр услуг, предоставляемых организациями региональной рыночной инфраструктуры, необычайно широк и зависит от многих объективных условий и субъективных местных обстоятельств. К общему перечню видов деятельности региональной рыночной инфраструктуры относятся следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе
программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; услуги по подбору и расстановке персонала; экологические; услуги по охране юридических и физических лиц; аутсорсинговые услуги и др. Каждая из вышеназванных групп услуг (которых свыше пятидесяти) имеет соответствующие виды, разновидности, отдельные детальные наименования конкретных услуг (работ, процедур), что позволяет говорить о множестве услуг (свыше 3 тысяч наименований), выполняемых организациями рыночной инфраструктуры для различных субъектов рыночной экономики.

Рыночную инфраструктуру целесообразно изучать на основе системного подхода, позволяющего определять основные элементы системы, наиболее существенные связи и взаимозависимости между ними, выявлять процессы, тенденции, противоречия и проблемы функционирования системы в целом.

Рыночная инфраструктура имеет в основном отчетливо выраженный территориальный характер функционирования, поскольку организации, входящие в ее состав, расположены большей частью в рамках одного региона (хотя могут быть исключения) и обслуживают хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия, компании, индивидуальных предпринимателей) и население определенной территории (города, района, региона). Наиболее оптимальной и завершенной рыночной инфраструктурой, с точки зрения полноты ее элементов и выполняемых ими функций, является региональная масштабность и соответствующая ей конфигурация. Очевидно, что большинство элементов рыночной инфраструктуры имеет региональное предназначение и ориентацию на рыночную среду регионального хозяйства. Поэтому в диссертации исследовалась рыночная инфраструктура как система регионального масштаба, то есть региональная рыночная инфраструктура.

На основе исследований региональной рыночной инфраструктуры (как сложной разветвленной системы) можно обозначить её модель, в которой выделены четыре подсистемы:

· структурная - включает в себя различные организации (фирмы, предприятия, компании); индивидуальных предпринимателей; подразделения общественных, некоммерческих и государственных учреждений; центры, агентства, биржи; подразделения ВУЗов, НИИ, КБ; оптовые и розничные сети; технопарки; бизнес-инкубаторы; бизнес-сети; подразделения торгово- промышленных палат и профессиональных ассоциаций;

· функциональная - её укрупненные составляющие: сервисная; торговая; маркетинговая; экспертно-аналитическая; обучающая; организационная; кадровая; информационная; консультационная; экономическая; финансовая; юридическая; посредническая; аутсорсинговая;

· информационно-коммуникационная - предусматривает такие составляющие как: накопление и передача рыночной информации; мобильная связь; бизнес-клубы; интернет-ресурсы; электронная почта; электронная торговля; выставки; ярмарки; демонстрации; презентации и др.;

· интеллектуализации и динамизации развития - составляющими этой подсистемы должны являться: генерация и адаптация новых знаний; повышение научного профессионального уровня персонала на основе новых знаний; развитие творчества персонала хозяйствующих субъектов - создающие основу для научного обоснованного маркетингового управления, сервисного менеджмента, непрерывного совершенствования, использования и распространения разнообразных инноваций, освоения и внедрения новых видов услуг.

На основе теоретического анализа региональной рыночной инфраструктуры, изучения и систематизации предоставляемых ею услуг, с учетом современных движущих сил, можно выделить следующие научные принципы дальнейшего развития услуг исследуемой инфраструктуры, которые формулируются следующим образом.

Первый принцип – обязательная сопряженность развития рыночной инфраструктуры с развитием экономики региона (скорость развития рыночной инфраструктуры не должна отставать от темпов прогрессивных изменений в региональной экономической системе).

Второй принцип – систематический маркетинговый анализ спроса на различные инфраструктурные услуги, изучение происходящих изменений и полноценный их учет в планировании и совершенствовании практической деятельности.

Третий принцип – блоки (группы услуг) ввиду своей неоднородности и специфики нуждаются в использовании отличающихся, нешаблонных подходов в процессе обновления инфраструктуры.

Четвертый принцип – только последовательная тотальная активизация инновационной деятельности, освоение, внедрение и диффузия организационных, технологических, финансовых и социальных инноваций способны обеспечить ускоренную модернизацию рыночной инфраструктуры и системы услуг.

Пятый принцип – безотлагательный переход к стадии многосторонней масштабной диверсификации видов деятельности, услуг и форм обслуживания, в том числе с применением аутсорсинга.

Шестой принцип – постоянное и неуклонное повышение качества предоставляемых услуг на основе создания современной материально-технической базы и взаимовыгодных организационно-экономических условий для более полного удовлетворения запросов потребителей.

Седьмой принцип – формирование благоприятной среды для стабильного разностороннего роста профессионального, квалификационного и делового уровня персонала с использованием новых знаний информационно-коммуникационных технологий и эффективного стимулирования.

Системное применение указанных принципов предполагает формирование координационного подхода, ориентированного на комплексную реализацию организационного, экономического и интеллектуального потенциалов региональной рыночной инфраструктуры, что позволит обеспечить её устойчивое ускоренное развитие и предоставляемых ею услуг в соответствии с современными тенденциями и процессами в национальной экономике.


8. Формирование системы координации развития услуг региональной рыночной инфраструктуры

Сегодня практическая реализация назревших разноплановых мер по стимулированию, поддержке и развитию всего многообразия услуг региональной рыночной инфраструктуры сдерживается проблемами организационно-управленческого характера. В регионах фактически некому увязывать те или иные вопросы. В большинстве случаев основная проблема состоит в том, что в системе органов государственного управления вопросами анализа, учета видов деятельности и организаций, а также комплексного развития рыночной инфраструктуры практически никто не занимается.

В целях совершенствования рассматриваемой деятельности разработана целостная система координации развития региональной рыночной инфраструктуры, которая представлена на рис. 1

Система координации развития региональной рыночной инфраструктуры включает в себя четыре основных компонента:

· принципы координации, в т.ч.: поддержка конкуренции; стимулирование диверсификации деятельности и услуг; поддержка инновационной активности; открытость, прозрачность, информативность координационных действий; сочетание участия государства и предпринимательских структур;

· функции обеспечения координации: нормативно-правовые; организационные; методические; финансовые; информационные; общественно-политической поддержки;

· методы координации развития, к которым относятся: программно-целевые; проектные; прогнозные; маркетинговые; организационные (профессиональные объединения, союзы);

· координационные инструменты: новое структурное подразделение в системе органов регионального управления; целевая программа; софинансирование целевой программы и различных проектов; консолидация бизнес-сообщества; частно-государственное партнерство.

Формирование и функционирование данной системы способно обеспечить динамичное и сбалансированное развитие разнообразных услуг рыночной инфраструктуры в регионе.

Рис.1. Схема формирования системы координации развития региональной рыночной инфраструктуры.


9. Рекомендации по диверсификации услуг в организациях региональной рыночной инфраструктуры

Современные конкурентные условия ставят во главу угла практической деятельности необходимость полноценного использования эффективных маркетинговых средств. Предпринятые на основе научного подхода маркетинговые действия способны сломать сложившиеся стереотипы рыночного поведения компании и привести к значительным организационно-структурным преобразованиям в ней.

Основным содержанием диверсификации в региональной рыночной инфраструктуре выступает организационно-экономическая деятельность, направленная на расширение номенклатуры предоставляемых услуг различным категориям потребителей путем освоения новых видов услуг, использования современных технологий, внедрения прогрессивных методов обслуживания, проникновения в разные сектора экономики и незанятые рыночные ниши.

Бесспорно, большое значение при этом имеет методическая обеспеченность работы по освоению и внедрению новой услуги, которые зачастую проводятся без требуемой подготовки, неорганизованно, бессистемно.

Формы продвижения инфраструктурных услуг на внутреннем и внешнем рынках: 1) расширение выставочно-ярмарочных услуг, обеспечение максимально возможного присутствия организаций республики на международных и межрегиональных выставках, презентациях, бизнес-встречах, конференциях и других мероприятиях, способствующих укреплению благоприятного имиджа республики на внешнем рынке; 2) более широкое представление инвестиционных проектов и соответствующих услуг за рубежом и в регионах России; 3) определение наиболее перспективных направлений внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества и оформление стратегического партнерства с конкретными странами, регионами (по отраслям, компаниям, по актуальным видам продукции и услуг); 4) реализация маркетингового плана действий, предусматривающего использование эффективных способов поставки услуг (или их комбинаций); 5) совместно с зарубежными специалистами совершенствование структуры экспорта путем увеличения доли конечной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг; 6) развитие системы внешнеэкономического консультирования, способствующей адресной поддержке предприятий республики, выпускающих экспортно-ориентированную продукцию и предоставляющих различные услуги; 7) расширение взаимодействия крупных международных компаний с малыми предприятиями, часто выступающие в качестве субподрядчиков; 8) совместная с зарубежными специалистами подготовка, обучение, переподготовка управленческих кадров по внешнеэкономической деятельности в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию; 9) создание эффективных форм торгово-сервисной инфраструктуры, в том числе путем создания совместных предприятий с зарубежными партнерами, включающих в частности: системное информационное обеспечение; маркетинговые центры (для совместных анализов и оценки состояния рынков, товаров и услуг); транспортно-складские терминалы; лизинговые фирмы; страховые компании и т.п. 10) применение разнообразных форм рыночного взаимодействия, в том числе: расширение торговли по фьючерсным и форвардным контрактам; использование залоговых операций; выработка механизма взаимосвязанного кредитования и государственных гарантий; открытие межгосударственных кредитно-расчетных линий и специальных счетов, обслуживающих поставки товаров и услуг по совместным проектам и определенным соглашениям. Полноценная реализация названных мероприятий предполагает использование ряда форм организационного взаимодействия.


Заключение

90-е годы прошли под знаком интенсивного восстановления интереса к региональным исследованиям прикладного и теоретического характера. Это естественно, так как после некоторой эйфории относительно всемогущества псевдолиберальных макроэкономических схем пришло осознание того простого факта, что в столь пространственно неоднородной стране, как Россия, макроэкономические параметры национальной экономики определяются в результате взаимодействия мезо-экономических параметров - результатов и процессов регионального уровня.

Таким образом, в современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы, гиперурбанизация, серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития.

На базе ранее действовавших экономических комплексов с учетом геополитических интересов России считаю возможным ассоциировать Кемеровскую область как часть Западно-Сибирского экономического района, а также считаю целесообразным решение следующих задач:

· Необходимо использовать временное преимущество развитого нефтегазового комплекса для всестороннего развития района.

· Целесообразно сохранить потенциал угледобычи в Кемеровской области. Угольная промышленность необходима для металлургии.

· Важно сохранить научную базу Новосибирска.

· Необходимо поддерживать хотя бы минимальный уровень самообеспеченности в сельском хозяйстве.

Список использованной литературы

1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., Владос, 2003.

2. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления. — М.: 2001, 1994.

3. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 2003.

4. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М, Экономика, 2003.

5. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. М., Экономика, 2003.

6. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М., ДиС, 2003.

7. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. — М., 1997.

8. Третьяк В.П. Индустриальная политика и результативность функционирования отраслевых рынков// Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы. М., МГУ, 2002

9. Управление и организация в сфере услуг // Вестник Русского экономического общества, № 114, 06.02.04.

10. Шерер Ф.М., Росс Д. «Структура отраслевых рынков», Москва: ИНФРА-М, 2003.

11. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2004.

Скачать архив с текстом документа