Международное налоговое планирование, что необходимо учитывать
СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Южно-Уральский государственный университет Международный факультетМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Южно-Уральский государственный университет
Международный факультет
Контрольная работа
по дисциплине «Международное налоговое планирование»
Тема: «Международное налоговое планирование, что необходимо учитывать »
Выполнила Чувакова А.Г.
гр. Мн – 667
Проверила Касперт И.Г.
Челябинск, 2010
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
1. Подходы к международному налоговому планированию на предприятии................................................................................... 4
1.1 Подходы к налоговому планированию, уклонение от налогов..................................................................................................... 4
1.2 Налоговое планирование, что необходимо учитывать 5
2. Антиоффшорное регулирование....................................... 10
2.1 Причины антиоффшорного регулирования............. 10
2.2 Альтернатива для антиоффшорного регулирования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 13
Список использованной литературы..................................... 14
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы актуальна, так как в современном мире бизнес приобретает все более интернациональный характер. Транснациональные корпорации существуют уже давным-давно, но в наше время глобализации и сети Интернет на международную арену все больше выходит средний, а то и мелкий бизнес.
И вот тут-то оказывается, что разные страны мира не только обладают весьма отличающимися природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. Причем речь идет не только о ставках, отличаться могут даже сами принципы взимания налогов. Помимо национальных законодательств налоговые вопросы в глобальной коммерции регулируются международными соглашениями, заключенными между отдельными странами.
Вполне естественно желание каждого предпринимателя снизить затраты на производство своей продукции. И в каком-то смысле преимущества национальной налоговой системы некоторой страны оказываются для предпринимателя таким же полезным ресурсом, как дешевая рабочая сила или месторождение полезных ископаемых, ресурсом, притягивающим бизнес со всех концов земли.
Международный бизнес в построении схемы своей работы обязательно учитывает степень налоговой привлекательности стран, где ему предстоит действовать. Более того, в определенных случаях именно налоговые соображения играют определяющую роль для выбора места деятельности тех или иных подразделений компании. Бывает, что корпорация полностью перестраивает свою всемирную структуру, исходя именно из налоговых соображений. Это и есть международное налоговое планирование, то есть легитимная деятельность по минимизации налогов в международном бизнесе.
1. Подходы к международному налоговому планированию на предприятии
1.1 Подходы к налоговому планированию, уклонение от налогов
Не стоит забывать, что само по себе налоговое планирование, в том числе с использованием специальных зарубежных структур (почему собственно его и называют международным), — это в целом легитимная и достаточно распространенная деятельность в большинстве цивилизованных демократических стран мира. С другой стороны, как и во всех сферах жизнедеятельности человека, в сфере МНП тоже встречаются сделки и схемы, выходящие за рамки правового поля и преследуемые не только в административном, но и в уголовном порядке. [1]
Чтобы полноценно описать подходы к налоговому планированию необходимо дать четкие определения.
Уклонение от налогов – это способ минимизации налогов с использованием запрещенных законом способов. Примером может служить декларирование отсутствия деятельности в компании в то время, когда ведется активная экономическая деятельность и т.д.
Налоговое планирование – это использование различных средств и методов ведения бизнеса, проведения хозяйственных операций, позволяющих добиться снижения налогового бремени в рамках возможностей, предоставляемых законодательством.
Принципиальный выбор между налоговым планированием и уклонением от налогов делается прежде всего исходя из того, чего предприниматель желает достичь, а также размера его бизнеса и репутации на рынке. Как правило, метод ухода от налогов используется небольшими предпринимателями, которые только начинают бизнес и хотят попробовать заработать денег на международной торговле. По мере развития бизнеса у них появляется репутация, и предприниматели начинают думать об использовании более сложных и менее рискованных подходов к ведению своего бизнеса, понимая, что уже есть что терять (будь то репутация или сам бизнес (уклонение от налогов является преступлением, сурово наказуемым)). В контексте оптимизации расходов на налоги это означает, что планирование налогов на предприятии становится единственным законным методом. [3]
1.2 Налоговое планирование, что необходимо учитывать
Импорт в небольшом объеме
При небольшом объеме импорта, как правило, финансирование торговой деятельности ведется за счет личных средств предпринимателя. При этом предприниматель пытается максимально снизить все затраты. Лучший вариант международного налогового планирования заключается в открытии компании в «безналоговой гавани», которая или импортирует или экспортирует товар или услуги. Прибыль «оседает» в этой юрисдикции. Примерами компаний «безналоговых гаваней» может быть Белиз, БВО, Панама и т.д. С точки зрения налогового законодательства и принципов раскрытия информации о компаниях между данными юрисдикциями практически нет никакой разницы. Как правило, предприниматели выбирают юрисдикцию по звучности или просто по совету.
Юрисдикции «налоговых гаваней» отличает следующее:
1. 0% ставка по налогу на прибыль
2. Нет необходимости вести бухучет и проходить годовой аудит
3. Информация о бенефициарах и директорах хранится только у зарегистрированного агента компании
4. Существует небольшой годовой сбор за то, что компания находится в реестре (это необходимо для получения Good Standing Certificate (сертификат подтверждающий присутствие компании в государственном реестре), запрашиваемый банком)
5. Годовое сопровождение варьируется от $400 до $1,500
У данного варианта есть свои негативные стороны. В первую очередь это относится к сдержанному отношению банков и торговых партнеров. Поэтому по мере роста бизнеса и достижения им определенной стабильности и репутации от этого варианта чаще всего отказываются.
Стабильно растущий импорт (или экспорт)
Финансирование стабильно растущего бизнеса становится трудно осуществлять лишь за счет собственных средств. Поэтому требуется системный подход к международному налоговому планированию , который позволит не только минимизировать налоговое бремя, но и решить вопросы положительного позиционирования бизнеса перед финансовыми институтами, торговыми партнерами и страховыми компаниями. Позитивный имидж бизнеса в глазах зарубежных партнеров, финансовых институтов и страховых компаний позволяет получить конкурентные преимущества в виде товарных кредитов зарубежных поставщиков и более дешевого торгового финансирования.
При решении вопросов налогового планирования в данном случае используются различные юрисдикции, предоставляющие определенные налоговые льготы (полностью уйти от налогов нельзя, но можно значительно снизить налоговое бремя за счет «связывания» различных юрисдикций и использования предоставляемых этими юрисдикциями налоговых льгот).
В частности, используются следующие методы оптимизации планирования налогов на предприятии :
1. Система договоров об избежании двойного налогообложения между различными юрисдикциями
2. Налоговые льготы для торговой деятельности
3. Налоговые льготы от инвестиционной деятельности и для холдинговых компаний
Рассмотрим в качестве примера налоговые льготы, предоставляемые Кипром:
Система договоров об избежании двойного налогообложения
У Кипра существует система договоров об избежании двойного налогообложение с 42-мя странами. Договора об избежании двойного налогообложения регулируют взимание налогов на доходы и капитал, например:
1. Доходы по дивидендам
2. Доходы по процентам
3. Доходы от роялти
Суть договоров об избежании двойного налогообложения состоит в том (на примере договора между Кипром и Россией), что кипрская компания не будет облагаться налогом, если у нее нет постоянного представительства на территории России или будет облагаться по ставкам 5% или 10%. Договором предполагается, что кипрская компания будет выплачивать налоги на Кипре (по ставке 10% или даже 0%) и поэтому налоги на территории РФ не взимаются.
Система налогообложения Кипра для торговых компаний
Ставка налога на прибыль на Кипре составляет 10% с чистой прибыли. При выплате налога на прибыль выплачиваемый налог уменьшается на сумму налогов, выплаченных в других юрисдикциях. Например, если кипрская компания заплатила налог в Казахстане на сумму $10.000, то сумма налогов к уплате на Кипре уменьшается на эту величину.
Стоит также отметить, что в отличие от РФ практически все затраты учитываются для расчета налога на прибыль.
Система налогообложения для инвестиционной деятельности и для холдинговых компаний
Инвестиционная деятельность
Кроме налога на прибыль есть еще и другие налоги. Один из них – это Capital Gain Tax (налог на увеличение стоимости). На Кипре этот налог взимается только с продажи недвижимости и составляет 20%.
Одним из преимуществ налоговой системы Кипра – это нулевая ставка налога при продаже ценных бумаг. Поэтому на Кипре зарегистрировано много инвестиционных фондов, которые оперируют на различных площадках мира.
Холдинговые компании
На Кипре одно из самых лучших налоговых законодательств для холдинговых компаний (в смысле того, что нет налогов на эти компании). В частности,
1. Нет налогов на консолидированную прибыль или увеличившуюся стоимость активов
2. Нет Controlled Foreign Company rules
3. При продаже акций дочерних компаний нет налогов на увеличившуюся стоимость
Мы очень активно используем кипрские компании в качестве холдинговых компаний и делаем консолидацию на их уровне. В качестве простейшего примера можно привести случай, когда кипрская компания владеет белизской торговой компанией. В Белизе налог на прибыль 0%. При консолидации прибыли в кипрской компании в консолидированной отчетности кипрской холдинговой компании показывается прибыль белизской компании. Такая аудированная отчетность имеет больший вес, чем просто «нарисованная на коленках» отчетность белизской компании.
Другие налоги, которые следует учитывать при международной деятельности
Среди других налогов, которые нужно учитывать при ведении международной торговли следующие:
1. НДС
2. Налоги, удерживаемые у источника происхождения
3. Net worth tax
4. Capital gain tax
Также следует принимать во внимание меры противодействия уходу от налогов:
1. Регулирование трансфертных цен (при торговле между зависимыми или ассоциированными компаниями)
2. Thin capitalization
3. Controlled Foreign Entity rule
Налоговые льготы
Существует множество льгот, которые с успехом можно применять при внешнеторговой деятельности. Среди них принцип налогообложения по территориальному признаку в таких странах как Сингапур и Гонконг. Этот принцип означает, что если нет торговых операций на территории Гонконга и Сингапура (и нет репатриации денег в Сингапур), то эти торговые операции облагаются по ставке 0%. [3]
Изменения в налоговом регулировании
Как показывают данные нового исследования, в 2010 году правительства стран Северной Америки провели наиболее ощутимые снижения корпоративных налогов, составившие в среднем по региону 1,0%. Страны африканского континента снизили свои корпоративные налоги в среднем на 0,41%. В азиатском регионе уровень снижения составил 0,37%. Страны Тихоокеанского региона снизили налоги на 0,2%, и на европейском континенте налоги снизились на 0,18%. Общую тенденцию нарушили лишь страны Латинской Америки, где корпоративные налоги поднялись на 1,05%. Таким образом, наименьший средний уровень корпоративных налогов сложился в странах Тихоокеанского региона — 19%, за ними следуют страны Европы — 22,52%, Азия — 24,44%, Латинская Америка — 27,87%, Африка — 29,36% и Северная Америка — 35%.Глава налоговой службы КПМГ Лафлин Хики отметил, что налоговый климат создает более благоприятные условия для международных корпораций, которые, пользуясь складывающейся налоговой конкуренцией между странами, с большим вниманием относятся к принятию решений о выборе новых регионов для ведения собственного бизнеса. [2]
2. Антиоффшорное регулирование
2.1 Причины антиоффшорного регулирования
При упоминании о международном налоговом планировании многие сразу вспоминают о так называемых оффшорах и оффшорных зонах (offshore, offshore zone). Однако применение оффшорных компаний — всего лишь один из множества инструментов международного налогового планирования. В мире более 180 государств и только немногие из них можно отнести к оффшорам, которые еще часто называют помимо прочего налоговым «убежищем», «оазисом» или «гаванью» (tax shelter, heaven, oasis). Однако при планировании регистрации компании в оффшорной зоне, следует учесть следующее: абсолютно безналоговых стран и компаний, как правило, не бывает. Скорее бывают безналоговые ситуации. Международное налоговое планирование как раз позволяет подобрать оптимальные пути к созданию именно таких безналоговых ситуаций. [1]
В наши дни использование нерезидентных компаний становится нормальной практикой бизнеса. Однако использование этих компаний может быть связано с незаконными операциями. Именно поэтому правительствами государств ведется борьба против оффшоров и их пользователей. [4]
Власти налогооблагаемых стран не очень-то довольны оффшорной деятельностью своих резидентов, направленной на снижение налогов. Однако их возможности по противодействию ей довольно ограничены, так как такая деятельность ведется за пределами их юрисдикции. Тем не менее, определенные «антиофшорные» меры возможны и широко применяются.
Основной прием в борьбе с оффшорами составление «черных списков» подозрительных стран. Компании из таких стран так или иначе дискриминируются, а резиденты, имеющие с ними дело, подвергаются санкциям. Такие списки составляют как национальные правительства, так и международные организации, такие как ОЭСР и ФАТФ.
Кроме того, в национальное налоговое законодательство вводятся положения, препятствующие использованию определенных схем по снижению налогов.
Так, для борьбы с трансфертным ценообразованием власти могут определять таможенную стоимость товара не по его контрактной стоимости, а по существующим рыночным ценам на данный товар, взятым из справочников, каталогов и т.д.
Помимо этого, для предотвращения манипулирования контрактными ценами при сделках между «родственными» фирмами в законодательство многих стран, а также в международные налоговые договоры вводится «принцип вытянутой руки». Это значит, что в случае искусственного перераспределения прибыли между связанными компаниями эта прибыль для целей налогообложения пересчитывается таким образом, как если бы компании были независимы (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Это относится как к торговым сделкам, так и к выплате роялти, процентов и т.д.
Для борьбы с получением своими резидентами доходов на оффшор в безналоговом режиме власти большинства развитых стран вводят так называемое законодательство о контролируемых иностранных компаниях. Суть его состоит в том, что доходы оффшора, контролируемого резидентом, принудительно включаются в налогооблагаемый доход этого резидента. Впрочем, в России такого законодательства пока нет.
Для того чтобы получить информацию об оффшорах, контролируемых своими резидентами, развитые страны заключают договоры с оффшорными зонами по обмену налоговой информацией. Кроме того, на оффшорные юрисдикции оказывается давление с целью изменения их законодательства в сторону большей прозрачности банковской системы и корпоративных структур. Оффшорные зоны вынуждены идти на сотрудничество под угрозой включение в упомянутые черные списки ОЭСР («нечестная налоговая конкуренция») и ФАТФ («отмывание денег»). [6]
2.2 Альтернатива для антиоффшорного регулирования
Траст полезен прежде всего как средство обезопасить свои активы, как способ уменьшить налоги и как альтернатива завещанию. Известно, что первые две функции с успехом могут выполняться и более простыми структурами - оффшорными компаниями: в этом случае активы не передаются доверительному собственнику, а находятся в собственности компании, зарегистрированной в одной из безналоговых (или низконалоговых) юрисдикций. На счет такой компании поступают и доходы, которые нужно вывести из-под налогообложения. Во многих случаях этот путь проще и дешевле, чем создание траста, но в большинстве развитых стран существует специальное антиоффшорное законодательство, имеющее целью так или иначе свести на нет налоговые преимущества, получаемые пользователями таких компаний: например, доход этой компании может быть принудительно включен в налогооблагаемый доход ее фактического владельца. Траст же в некоторых случаях позволяет легальным образом обойти такое антиоффшорное законодательство.
Преимущества ТРАСТА:
- траст позволяет выделить часть имущества его учредителя в отдельную структуру, обезопасив тем самым это имущество от притязаний кредиторов и государственных органов;
- траст позволяет законным образом снизить налогообложение; Активы передаются под профессиональное управление, что может повысить эффективность их использования;
- траст может выполнять функции завещания, отличаясь от последнего большей степенью гибкости и конфиденциальности. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы:
- Налоговое планирование это сложный процесс, состоящий из различных элементов, проходящий во множество этапов и имеющий законодательные ограничения.
- Основные принципы налогового планирования показали, что налоговое планирование это не механическое уменьшение налога или налогов, а финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
- Для каждого предприятия должны быть установлены свои способы минимизации с учетом индивидуальных особенностей.
- Использование всех возможных законных путей минимизации налоговых обязательств.
Задачей международного налогового планирования является: учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.), изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов (в том числе и на репатриацию доходов), эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения, максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени. Особенностью корпоративного международного налогового планирования является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.
Каждое предприятие обязано осуществлять налоговое планирование для достижения наибольшего его финансового процветания. Профессионально выполненное налоговое планирование – важный шаг к процветанию предприятия.
Список использованной литературы
1. AmondSmith ltd. Международное налоговое планирование. – http://www.amondsmith.ru/taxplanning/
2. AmondSmith ltd. Корпоративные налоги падают, косвенные налоги растут. – 2010. - http://www.amondsmith.ru/news/1133/
3. Eltoma Holdings Limited. Международное налоговое планирование. – http://www.eltoma-offshore.com/pages/international-tax-planning-description.html
4. FBS OFFSHORE. «Антиоффшорное» регулирование. – 2010. – http://www.fbs-offshore.com/antioffshornoe-regulirovanie/
5. Kremlin Corporation. Оффшорные компании. Трастовые компании. – http://www.kremlinco.su/solutions/trastovie-kompanii
6. ROCHEDUFFAY: Международное налоговое планирование. – http://www.roche-duffay.ru/international/international_tax.htm