Международные валютные отношения
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 Международная валютная система и курсы валют 5 Мировая валютная система 5 Валютный курс и факторы, влияющие на его величину 13 Регулирование величины валютного курса 17ПЛАН
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международная валютная система и курсы валют 5
1.1. Мировая валютная система 5
1.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его величину 13
1.3. Регулирование величины валютного курса 17
2. Особенности валютного рынка Российской Федерации 20
2.1. Этапы становления валютного рынка в России 20
2.2. Особенности валютного законодательства Российской Федерации 22
2.3. Валютный контроль в Российской Федерации 24
2.4. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями 26
2.5. Ответственность за нарушение валютного законодательства 27
3. Финансовый кризис в августе 1998 года в Российской Федерации 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Библиографический список
Приложения
Введение
Большое количество промышленно-торговых фирм, банков, правительств и физических лиц осуществляют различные международные валютно-финансовые операции. Эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность деятельности экономических субъектов, в том числе российских, которые в последние годы активно участвуют в международных валютно-финансовых операциях. С эти обстоятельством связана актуальность и практическая значимость изучения международных валютных отношений.
В настоящее время лишь немногие страны не используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов (предприятия, банки, правительства и физических лиц) активно выходить на мировой рынок.
Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке во многом отличаются от принципов его работы на внутреннем рынке. Именно по этому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвекций и договоров.
В главе 1 основное внимание уделяется сущности и структуре мировой валютной системы, причинам ее появления и основным конструктивным элементам, а также движущим силам ее эволюции.
Последовательно рассматриваются все этапы развития мировой валютной системы, начиная с системы «золотого стандарта» и далее Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем. Дана характеристика Европейской валютной системы, как наиболее значительной региональной валютной группировки, оказывающей сильное воздействие на развитие интеграционных процессов во всем мире.
Основной категорией, используемой во внешнеэкономической деятельности, является валютный курс. Основополагающая роль валютного курса связана с необходимостью конвертации одних денежных единиц в другие при совершении международных операций. Именно поэтому в главе 1 рассматриваются вопросы, связанные с определением валютного курса, формированием его величины, раскрываются взаимосвязи между различными процессами, влияющими на величину валютного курса, а также сущность экономических теорий, объясняющих взаимоотношения валют в настоящий момент.
В главе 2 рассматриваются вопросы функционирования валютного рынка Российской Федерации. Анализируются эволюция российского валютного рынка и российское законодательство, определяющее правила «игры» всех участников валютного рынка, а также отражены его отличительные черты и основные направления дальнейшего совершенствования. В данной главе проводится анализ валютного контроля и регулирования экспортно-импортных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также рассматривается ответственность за нарушение валютного законодательства.
В главе 3, по публикациям в периодических изданиях, приводится обзор мнений ученых, предпринимателей и политиков по поводу разразившегося в августе 1998 года в Российской Федерации финансового кризиса. Рассматриваются вопросы причинно-следственного характера, приведшие к данному обвалу финансовой системы и приводятся направления, по которым возможно движение в сторону исправления сложившейся ситуации. Проводится взаимосвязь финансового кризиса в Российской Федерации с мировым финансовым кризисом.
1. Международная валютная система и курсы валют
1.1. Мировая валютная система
Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной международными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и международных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.
МВС включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие:
- Мировой денежный товар и международная ликвидность;
- Валютный курс;
- Валютные рынки;
- Международные валютно-финансовые организации;
- Межгосударственные договоренности.
Мировой денежный товар и международная ликвидность
Мировой денежный товар принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает международные отношения.
Первым международным денежным товаром выступало золото. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги). В настоящее время в этом качестве также распространены композиционные, или фидуциарные (основанные на доверии к эмитенту), деньги. К ним относятся международные и региональные платежные единицы (такие, как СДР и ЭКЮ).
Валюта – это не новый вид денег, а способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.
Различают понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта». Под национальной валютой понимается установленная законом денежная единица данного государства. К иностранной валюте относят иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков.
Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой понимается иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям.
Классификация валют приведена в приложении 1 .
Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные валютные единицы – СДР и ЭКЮ.
СДР – специальные права заимствования (Special Drawing Rights) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Стоимость СДР рассчитывается на основе стандартной «корзины», включающей основные мировые валюты (см. приложение 2 ).
В 1979 году появилась ЭКЮ (European Currency Unit) – валютная единица Европейской валютной системы, существующая в виде безналичных записей по счетам стран-участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза. В отличие от СДР, ЭКЮ обеспечивается не только солидарными обязательствами группы стран, но и фактическими активами (залогом) в форме золота и долларов США (20% золотых и 20% валютных резервов стран-участниц ЕВС). Валютная корзина ЭКЮ представлена в приложении 3 . В декабре 1996 года лидеры Европейского союза приняли решение о переходе на единую валюту стран ЕС – Евро (Euro).
Условная стоимость СДР и ЭКЮ исчисляется в долларах США. Ежедневные котировки публикуются в основных финансовых газетах.
Международная ликвидность – это возможность страны или группы стран обеспечивать свои краткосрочные внешние обязательства приемлемыми платежными средствами. Международная ликвидность связана с обеспечением мировой валютной системы международными резервами, необходимыми для ее нормального функционирования, с порядком их создания и регулирования. Международная ликвидность характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или регионов. Основу внешней ликвидности образуют золотовалютные резервы государства.
Структура международной ликвидности включает в себя:
– Официальные валютные резервы стран;
– Официальные золотые резервы стран;
– Резервную позицию в МВФ;
– Счета СДР и ЭКЮ.
Международная ликвидность выполняет три функции:
– Средство образования ликвидных резервов;
– Средство международных платежей;
– Средство валютной интервенции.
Основную часть международной валютной ликвидности составляют официальные золотовалютные резервы, т.е. запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов страны.
Международные валютно-финансовые организации
Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность международной валютной системы, является Международный валютный фонд (МВФ). В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и т.д.
Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно-кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Банк международных расчетов в Базеле (БМР), Европейский инвестиционный банк, Международную ассоциацию развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.
Межгосударственные договоренности
Для осуществления эффективной международной торговли и инвестиций между странами, упорядочения расчетов и достижения единообразия в толковании правил по проведению платежей принят ряд межгосударственных договоренностей, которых придерживается подавляющее число государств мира. К ним относятся «Унифицированные правила по документарному аккредитиву», «Унифицированные правила по документарному инкассо», «Единообразный вексельный закон», «Единообразный закон о чеках», «О банковских гарантиях», Устав СВИФТ, Устав ЧИПС и другие документы.
В целом характер функционирования и стабильность МВС зависят от степени ее соответствия структуре мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX в., валютная система прошла три этапа эволюции: «Золотой стандарт», Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов и Ямайская система плавающих валютных курсов. Кратко охарактеризуем эти этапы эволюции МВС.
Система «Золотого стандарта»
Начало «Золотого стандарта» было положено Банком Англии в 1821 году. Официальное признание эта система получила на конференции, состоявшейся в 1867 году в Париже. Просуществовал «Золотой стандарт» до второй мировой войны. Его основой являлось золото, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. Курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу.
Разновидности «Золотого стандарта»:
- Золотомонетный стандарт (до начала ХХ в.);
- Золотслитковый стандарт (начало ХХ в. – начало I мировой войны);
- Золотовалютный (золотодевизный) стандарт (с 1922г. – Генуэзский).
Достоинства «Золотого стандарта»:
1. Обеспечение стабильности как во внутренней, так и во внешней экономической политике, что объясняется следующим: транснациональные потоки золота стабилизировали обменные валютные курсы и создали тем самым благоприятные условия для роста и развития международной торговли;
2. Стабильность курсов валют, что обеспечивает достоверность прогнозов денежных потоков компании, планирование расходов и прибыли.
Недостатки «Золотого стандарта»:
1. Установленная зависимость денежной массы от добычи и производства золота (открытие новых месторождений и увеличение его добычи приводило к транснациональной инфляции);
2. Невозможность проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем страны.
Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена Бреттон-Вудской.
Бреттон-Вудская валютная система
Вторая валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944г. в городе Бреттон-Вуд (США). Здесь же были основаны Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Целями создания второй МВС явились:
1. Восстановление обширной свободной торговли;
2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов;
3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе.
Вторая МВС базировалась на следующих принципах:
1. Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;
2. Курс ведущей валюты фиксирован к доллару;
3. Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках ±1%) валюте с помощью валютных интервенций;
4. Изменения курсов валют осуществляется посредством девальвации и ревальвации;
5. Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР, которые призваны развивать взаимное валютное сотрудничество стран и помогать в снижении дефицита платежного баланса.
Резервной валютой стал доллар США, так как только он в это время мог быть конвертируемым в золото (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Было установлено золотое соотношение доллара США. Другие страны привязали курсы своих валют к доллару США. Доллар стал выполнять в международном масштабе все функции денег: международного средства обмена, международной счетной единицы, международной резервной валюты и средства сохранения ценности. Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами и поэтому вторая МВС часто называется системой золотодолларового стандарта.
Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. К концу 70-х годов отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.
По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:
1. Эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;
2. Ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.
Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Кризис второй МВС длился 10 лет. Формами его проявления были: валютная и золотая лихорадка; массовые девальвации и ревальвации валют; паника на фондовой бирже в ожидании изменения курсов валют; активная интервенция центральных банков, в том числе и коллективная; активизация национального и межгосударственного валютного регулирования.
После продолжительного переходного периода, в течение которого страны могли испробовать различные модели валютной системы, начала образовываться новая МВС, для которой было характерно значительное колебание обменных курсов.
Ямайская валютная система
Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 года. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
2. Отменен монетный паритет золота;
3. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;
4. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения;
5. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют;
6. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото;
7. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный (см. приложение 4 ).
Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнилось лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных в рамках этой системы. Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих.
На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в МВС.
Европейская валютная система
Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от внешнеторгового оборота. Решение о создании ЕВС вступило в силу 13 марта 1979 года.
Основные цели ЕВС:
1. Создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран-членов Европейского сообщества (ЕС) в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях;
2. Сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменение доллара).
Основные принципы построения ЕВС:
1. Страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;
2. На основе центрального курса к ЭКЮ рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц;
3. Страны-участницы ЕВС обязаны поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валют не мог откланяться более чем на ±2,25% от паритетного, в настоящее время допускается колебание в пределах ±15% от паритета.
Основной инструмент ЕВС – европейская валютная единица – ЭКЮ. Ее стоимость определяют через валютную корзину, состоящую из валюты стран-участниц (см. приложение 3 ).
Благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или змея в тоннеле, - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно других валют, которые не входят в данную валютную группировку.
Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную пере собой задачу. До 1992 года в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987 – 1992 года) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 90-х годов предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу (ВЭС) к 1999 году.
Однако кризисные ситуации в Европе 1992—1993 годах и жесткость требований к показателям, необходимым для перехода к ВЭС, сроки были перенесены на начало 2000-х годов.
1.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его величину
Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковский операций с иностранной валютой является обменный валютный курс.
Валютный курс
Валютный курс – это обменное соотношение между двумя валютами, например 100 йен за 1 доллар США или 18 рублей РФ за 1 доллар США.
Гипотетически существует пять систем валютных курсов: свободное плавание; управляемое плавание; фиксированные курсы; целевые зоны; гибридная система валютных курсов. Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам (см. приложение 5).
Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса.
Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.
er = Ph / Pf * en ,
где er – реальный валютный курс;
Ph – цены на внутреннем рынке;
Pf – цены на зарубежном рынке;
en – номинальный валютный курс.
Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.
Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы (eppp ), имеет сходную природу с реальным валютным курсом. Под ним подразумевается такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс неизменен.
В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание последних на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие» (рис. 1.2.1.)
|
|
|
|
|
Здесь размер спроса на иностранную валюту (D ) определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающими за рубеж, спросом на иностранные финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.
Размер предложения иностранной валюты (S ) определяется спросом резидентов иностранного государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве.
Факторы, влияющие на величину валютного курса
Существует целый ряд факторов, приводящих к изменению фундаментального равновесия обменного курса валют. Они подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).
К структурным факторам относятся: конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение; состояние платежного баланса страны; покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции; разница процентных ставок в различных странах; государственное регулирование валютного курса; степень открытости экономики. Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами. К ним относятся: деятельность валютных рынков; спекулятивные валютные операции; кризисы, войны, стихийные бедствия; прогнозы; цикличность деловой активности в стране.
Темпы инфляции и валютный курс
При прочих равных условиях уровень инфляции в стране обратно пропорционально влияет на величину курса национальной валюты, т.е. увеличение инфляции в стране приводит к уменьшению курса национальной валюты, и наоборот.
Изменение процентных ставок и валютный курс
Изменение процентных ставок влияет на валютный курс двояко. С одной стороны, их номинальное увеличение внутри страны вызывает уменьшение спроса на национальную валюту, так как предпринимателям становится дорого брать кредит. Взяв же его, предприниматели увеличивают себестоимость своей продукции, что, в свою очередь, приводит к увеличению цен на товары внутри страны. Это сравнительно обесценивает национальную валюту по отношению к иностранной валюте.
С другой стороны, увеличение реальных процентных ставок (т.е. номинальных процентных ставок, скорректированных на темп инфляции) делает при прочих равных условиях размещение средств в данной стране для иностранцев более прибыльным. Именно поэтому в страну с более высокими реальными процентными ставками притекают капиталы, спрос на валюту увеличивается, и она дорожает.
Таким образом, изменение процентных ставок может как прямо, так и обратно пропорционально влиять на величину валютного курса.
Платежный баланс страны и валютный курс
Платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса. Так, активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, поскольку увеличивается спрос на нее со стороны иностранных дебиторов. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как отечественные должники стараются продать ее за иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Размеры влияния платежного баланса на валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. Так, чем выше доля экспорта в ВНП (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по изменению платежного баланса.
Кроме того, на валютный курс влияет экономическая политика государства в области регулирования составных частей платежного баланса: текущего счета и счета движения капитала. На состояние торгового баланса, например, воздействуют изменение пошлин, ограничение импорта, товарные квоты, экспортные субсидии и т.п. При увеличении положительного сальдо торгового баланса возрастает спрос на валюту данной страны, что способствует увеличению ее кура, а при проявлении отрицательного сальдо происходит обратный процесс. Движение краткосрочного и долгосрочного капиталов зависит от уровня национальных процентных ставок, ограничения или поощрения ввоза и вывоза капиталов. Изменение сальдо баланса движения капиталов оказывает определенное влияние на курс национальной валюты, которое по знаку («плюс» или «минус») аналогично торговому балансу. Однако существует и негативное влияние чрезмерного притока краткосрочного капитала в страну на курс ее валюты, так как он может увеличить избыточную денежную массу, что, в свою очередь, может привести к увеличению цен и обесцениванию валюты.
Национальный доход и валютный курс
Национальный доход не является независимой составляющей, которая может изменяться сама по себе. Однако в целом те факторы, которые заставляют изменяться национальный доход, имеют воздействие на валютный курс. Так, увеличение предложения продуктов повышает курс валюты, а увеличение внутреннего спроса снижает ее курс. В долгосрочном периоде более высокий национальный доход означает и более высокую стоимость валюты страны. Тенденция является обратной при рассмотрении краткосрочного интервала времени воздействия увеличивающегося дохода населения на величину валютного курса.
Конъюнктурные факторы изменения валютного курса
Данные факторы могут значительно изменять величину курса национальной валюты на краткосрочных интервалах времени. Так, общеэкономические ожидания относительно перспектив развития экономики, изменения бюджетного и внешнеторгового дефицитов непосредственно влияют на валютный курс. Кроме того, ожидания участников валютного рынка оказывают существенное влияние на величину валютного курса.
К факторам курсообразования относят также спекуляцию на валютных рынка, т.е. игру на неизвестных (предполагаемых) обменных курсах. Эта операция осуществляется участниками финансового рынка с целью получения прибыли на разности валютных курсов.
Наконец, существенное влияние на курс национальной валюты оказывают сезонные пики и спады деловой активности в стране.
1.3. Регулирование величины валютного курса
Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.
Меры государственного воздействия на величину валютного курса:
- Валютные интервенции;
- Дисконтная политика;
- Протекционные меры.
Валютные интервенции
Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.
Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту и, как следствие, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранные валюты. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Масштабы интервенций центрального банка страны являются, как правило, секретной информацией, что отражает стремление властей сохранить конфиденциальность своих действий для того, чтобы обеспечить эффективность осуществляемых мероприятий. Однако многие данные о размере валютных интервенций ЦБ РФ часто публикуются в прессе.
Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением. Помимо официальных резервов, источником средств для интервенций могут быть краткосрочные заимствования и операции «своп». Конкретная интервенционная стратегия определяется общей экономической стратегией данного правительства, а также особенностями положения центрального банка на валютном рынке.
Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».
Чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике ЦБ;
3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких, как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения денежной массы.
Дисконтная политика
Это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала.
В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.
Протекционистские меры
Меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты называются протекционистскими. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются: валютная блокада; запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты; регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг; концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса, используя такие методы, как девальвация и ревальвация.
Девальвация – официальное понижение обменного курса национальной валюты (ниже паритетного) по отношению к иностранным валютам.
Ревальвация – официальное повышение обменного курса национальной валюты (выше паритетного) по отношению к иностранным валютам.
Паритетный курс рассчитывается на основе сопоставления стоимостей корзин товаров, одинаковых по качественным и количественным характеристикам, в двух странах.
Валютный курс как прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.
2. Особенности валютного рынка Российской Федерации
2.1. Этапы становления валютного рынка в России
Валютный рынок Российской федерации находится в стадии формирования. Начало его становления относится к 1986 году, когда валютная монополия государства была разрушена и практически все хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок.
До 1986 года в СССР отсутствовала необходимость в валютном регулировании внешнеэкономической деятельности. Это объяснялось существованием государственной монополии на операции с валютой, которая проявлялась в отсутствии связей между внутренними рынками капитала, товаров и услуг и соответствующими мировыми рынками; полной централизации управления валютными ресурсами государства; минимальном количестве участников внешнеэкономической деятельности. От имени государства на международном рынке выступало несколько крупных внешнеторговых объединений. Валютная выручка от экспорта концентрировалась на счетах Внешторгбанка СССР. Государство в лице Госплана СССР, Минфина СССР и Госбанка СССР осуществляло плановое распределение средств, полученных от привлеченных валютных кредитов и экспортной выручки в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Выделение предприятиям валютных средств осуществлялось в строгом соответствии с размером предоставленных им лимитов. Существовало несколько режимов валютного курса рубля к доллару США. Официальный курс рубля к доллару резко отличался от рассчитанного на основе паритета покупательной способности.
В 1986 году (с появлением Закона РФ «О государственном предприятии») начинается новый этап в формировании валютного рынка на территории СССР. В соответствии с этим Законом почти все субъекты отечественной экономики получили право выхода на внешний рынок. Начался процесс децентрализации внешнеэкономической деятельности. В это время валютные поступления от экспорта делились в определенных пропорциях между государством и непосредственными производителями экспортной продукции: 20% валютной выручки оставалось в пользовании предприятия, 80% продавалось государству по фиксированному курсу. Следует отметить, что в этот период отсутствовал специальный орган валютного регулирования, не был принят закон, регулирующий валютные операции на территории СССР. Источником валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.
В 1989 году впервые появился официально признанный валютный рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка СССР. Валютные аукционы были организованны на основе конкурса заявок на покупку-продажу иностранной валюты предприятий и организаций, имеющих счета во Внешторгбанке. В ходе аукционов устанавливался текущий рыночный курс рубля к доллару. В этот период валютный рынок не играл значительной роли в экономике страны.
Период децентрализации внешнеэкономической деятельности, характеризующийся почти полным отсутствием государственного регулирования и контроля за движением валютных средств, закончился к 1991 году, когда был принят Закон СССР «О валютном регулировании». Впервые в юридическую практику были введены такие понятия, как валюта СССР, иностранная валюта, валютные ценности, текущие операции с валютой и др. В этот период получают бурное развитие валютные биржи, активно формируется инфраструктура валютного рынка. С распадом СССР и образованием Российской Федерации потребовалась корректировка данного Закона с учетом особенностей валютного рынка РФ и необходимости проведения ею самостоятельной экономической политики, в том числе и валютной.
Вступление в силу закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России. В апреле 1992 года Российская Федерация вступила в МВФ и, следовательно, вышла на международный валютный рынок. В дальнейшем совершенствование валютного регулирования идет по пути ужесточения и централизации контроля за ведением валютных операций субъектами валютного рынка Российской Федерации.
В настоящее время механизм правового регулирования валютных отношений в России включает в себя три структурных элемента:
1. Валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
2. Валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций;
3. Регулирующее воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний и запретов, а также установления мер ответственности в случае их нарушения.
2.2. Особенности валютного законодательства Российской Федерации
Валютное законодательство Российской Федерации представляет собой неоднородный нормативный комплекс, который включает акты, исходящие от государственных органов различных ступеней государственной иерархии (приложение 6 ).
Основными нормативными документами, определяющими специфику валютного законодательства Российской Федерации, являются:
- Закон РФ от 09.10.1992г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Инструкция ЦБ РФ от 29.06.1992г. №7 «О порядке обязательной продаже предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской федерации»;
- Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №19 (1993г.) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров»;
- Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30 (1995г.) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;
- Постановление Правительства РФ от 26.12.1995г. №1267 «О введении единой системы обязательной экспортной оценки количества, качества и цены экспортных товаров»;
- Закон РФ от 18.08.1996г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок».
Правовое Регулирование в Российской Федерации порядка совершения операций с каждым видом валютных ценностей различно. Так, порядок совершения операций с драгоценными металлами и камнями определяется Правительством РФ, в частности Комитетом РФ по драгметаллам и драгкамням. Порядок обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте устанавливает Центральный банк России. К особенностям валютного законодательства Российской Федерации относится необычный перечень документов, относимых к категории ценных бумаг, которые выражены в иностранной валюте. Помимо традиционных видов (акции, облигации, чеки, векселя и сертификаты) в него включены и платежные поручения, гарантийные письма и аккредитивы, которые по своей природе никогда не были ценными бумагами.
Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты Российской Федерации. В основе деления субъектов валютного рынка на резидентов и нерезидентов лежит общепризнанный в международном частном праве критерий «оседлости». Резидентами Российской Федерации признаются юридические лица, созданные в соответствии с ее законодательством, и имеющие в нем местонахождение. При определении круга физических лиц-резидентов принимается во внимание критерий постоянного места жительства, известный в международном частном праве как критерий «домициляции».
По своему содержанию все валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:
1. Операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;
2. Ввоз и пересылку в (из) Российскую Федерацию валютных ценностей;
3. Осуществление международных денежных переводов.
Далее, по порядку осуществления, валютные операции подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся: переводы в (из) Российскую Федерацию иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в (из) Российскую Федерацию процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в (из) Российскую Федерацию, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.п.
Операции, связанные с движением капитала, включают прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и предоставление отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров.
Банки РФ могут иметь три вида лицензий на проведение операции с валютой: внутреннюю, расширенную и генеральную. Внутренняя валютная лицензия позволяет коммерческому банку открывать валютные счета только в банках Российской Федерации. Расширенная лицензия дает возможность открывать до шести счетов в иностранной валюте за границей. Генеральная лицензия дает право на открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и проведение любых операций с валютой на территории Российской Федерации и за ее пределами.
В соответствии с валютным законодательством все российские предприятия независимо от форм собственности (в том числе с иностранными инвестициями) обязаны осуществлять продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки. Оставшаяся сумма в иностранной валюте может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов: поступления в качестве взносов в уставный фонд, а также дивиденды от участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг, а также дивиденды по ценным бумагам; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели; поступления в виде привлеченных кредитов и т.д.
2.3. Валютный контроль в Российской Федерации
Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для экономики России проблемы, связанной с «утечкой» капитала из страны. Сложилась система «бегства» капитала из Российской Федерации, главное место в которой занимают внешнеторговые операции. По оценкам МВЭС РФ, не переводится до 10% выручки от экспорта, что соответствует примерно 4 млрд. долларов ежегодно.
Причинами укрытия российскими предприятиями и гражданами валютной выручки являются: экономический спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата; несовершенство налоговой системы; незащищенность границ. Отсутствие четкого валютного законодательства лишь способствует развитию данного явления.
Основными путями утечки капитала из Российской Федерации являются:
- Занижение экспортной и завышение импортной цены контракта;
- Владение оффшорными компаниями;
- Вывоз товаров на временную переработку и хранение за рубежом с последующим невозвратом на таможенную территорию РФ;
- Использование форм международных расчетов и безвалютных расчетов в режиме товарообмена и т.д.
Для предотвращения данных явлений необходима эффективная система контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются:
1. Центральный банк РФ;
2. Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются:
1. Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;
2. Иные организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (см. приложение 7 ).
Центральный банк, как орган валютного регулирования на территории Российской Федерации, призван реализовывать следующие функции:
- Выдавать лицензии банкам и другим финансовым организациям на проведение операций в валюте;
- Разрабатывать и контролировать выполнение своих приказов, писем и инструкций коммерческим банкам;
- Регулировать валютный курс рубля;
- Участвовать в разработке законодательных документов по финансовому, в том числе и валютному, рынку и др.
Валютный контроль за движением валютных средств на территории Российской Федерации осуществляют уполномоченные банки совместно с ГТК. Однако их положение в этой системе неодинаково. В частности, уполномоченные банки имеют двойственное положение. С одной стороны, они являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку России и обязанными осуществлять контроль за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими регулирующих актов органов валютного контроля. С другой стороны, в отличие от государственных ведомств (ГТК, Госналогслужба и др.), уполномоченные банки являются коммерческими организациями, заинтересованными в привлечении солидных клиентов, а таковыми и являются экспортеры и импортеры. Это тем более актуально в условиях существующей в крупнейших городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, конкуренции между коммерческими банками. Именно поэтому многим банкам приходится решать сложную проблему совмещения двух полярных задач: осуществления реального валютного контроля и сохранения клиентов.
2.4. Валютный контроль за экспортно-импортными операциями
Основная цель подобного контроля – обеспечение полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а также обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию страны товаров в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.
Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (см. приложение 8 ). Он оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в стандартизованной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).
Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки – лицом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени банка – одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные сделки по валютному контролю от имени банка, как агента валютного контроля. Центральный банк информирует ГТК об уполномоченных банка, банках потерпевших банкротство, подвергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с предоставлением такого паспорта сделки.
Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он предоставляет паспорт сделки для оформления.
Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров – за возврат на указанный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней от даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.
Особенности таможенного оформления экспорта и импорта товаров в связи с осуществлением валютного контроля
Таможенные органы принимают экспортные и импортные товары к таможенному оформлению только в случае предъявления паспорта сделки (ПС) в дополнение к установленным законодательством документам. В ходе таможенного оформления на основании грузовой таможенной декларации (ГТД) составляется другой документ валютного контроля – учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию о перемещении экспортируемых и импортируемых товаров. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры (подробнее см. приложение 9 ).
2.5. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена в Законе РФ от 09.10.1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле». Некоторые положения этого Закона обобщены в таблице 2.5.1.
Таблица 2.5.1.
Основания ответственности (правонарушения) |
Санкции |
1. Совершение недействительных в силу Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» сделок | Взыскание в доход государства (общая сумма санкций) |
2. Необоснованное приобретение не по сделке, а в результате незаконных действий | Взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий |
3. Отсутствие учета валютных операций | Штраф в пределах неучтенной суммы |
4. Ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка | Штраф в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом |
5. Непредставление или несвоевременное предоставление органам или агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п.2 ст.13 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» | Штраф в пределах суммы, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке |
При повторном совершении указанных в настоящей таблице правонарушении, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
1. Взыскания в доход государства сумм, указанных в настоящей таблице (а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм), осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации;
2. Приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.
Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, с физических лиц – в судебном. Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При нарушении порядка зачисления валютной выручки предприятия предусмотрен штраф в размере суммы всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязательной продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ. Под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ.
Помимо этого предприятия несут ответственность за необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки.
За неправильное или несвоевременное осуществление расчетов по обязательной продаже валютной выручки уполномоченные банки несут ответственность в виде штрафа за каждое нарушение требований. Взыскание штрафа производится главным территориальными управлениями ЦБ РФ в бесспорном порядке. К уполномоченным банкам применяются и иные меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на совершение валютных операций.
Экспортер несет ответственность в виде штрафа за каждый день просрочки сверх установленных сроков представления следующей информации в банк:
- за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного ПС;
- дополнений и (или) изменений, которые затрагивают данный ПС (для оформления дополнительного листа ПС);
- за непредставление в банк копии ГТД в установленные сроки;
- за непредставление в указанные в инструкции сроки запрашиваемой банком информации.
Но сумма штрафа не должна превышать суммы по контракту, по которому документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, так и проверок, проведенных таможенными органами, налоговыми органами, а также Федеральной службой валютного и экспортного контроля РФ.
Банк, как агент валютного контроля, несет ответственность за действия экспортера и импортера. Так, при сокрытии экспортером выручки за отгруженные товары на его банк налагается штраф в размере всей сокрытой экспортером выручки. Так же в случае осуществления при расчетах за импортируемые товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без таковой банк импортера несет ответственность в виде взыскания в доход государства всех доходов, полученных от указанной операции. Однако своим письмом от 16 января 1996 года Банк России приостановил действие ряда положений инструкции об импортном валютном контроле (№30). В настоящее время не действуют ни положение о гарантиях валютного контроля, ни даже санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств. Таким образом, банки фактически освобождены от какой-либо ответственности за нарушение валютного законодательства при импорте.
3. Финансовый кризис в августе 1998 года в Российской Федерации
Итак, 17 августа 1998 года в России разразился финансовый кризис. Одним из главных его итогов на валютном рынке стал обвал российского. Паника позади, но курс рубля нестабилен рубля (см. приложение 10 ).
Последние попытки удержать рубль на уровне 6,3 рубля за доллар США стоили Центробанку РФ около 9 млрд. долларов за 7-10 дней. Однако совершенно необъяснимым и непоследовательным выглядит резкий переход от жесткой поддержки курса рубля к его абсолютно свободному плаванию с одновременным объявлением дефолта по ГКО, приведших к финансовой катастрофе. Если уж отпускать рубль, то на 9 млрд. долларов по курсу 20 рублей за доллар можно было бы погасить почти все внутренние государственные ценные бумаги и избежать одностороннего отказа от выполнения государством своих обязательств и связанных с этим кризисом банковской и платежной системы.
Сейчас политика валютного регулирования занимает одно из центральных мест в экономических программах, причем как у отечественных ученых, предпринимателей и политиков, так и у западных экспертов.
Глобальный финансовый кризис
До последнего времени мировая финансовая система практически игнорировала потенциальную нестабильность финансовых рынков, а международные организации не были приспособлены к контролю и регулированию потоков капитала. Разрыв между опасностями, которые таили в себе финансовые рынки, и возможностями их предотвращения и локализации катастрофически быстро увеличивался.
Понадобился самый серьезный за послевоенное время системный финансовый кризис, чтобы после множества лет тотальной и повсеместной либерализации пришло, наконец, осознание того, что реальная экономика отличается от формул одной из ветвей классической теории.
Первый звонок для существующей системы прозвучал в 19995 году, когда разразился мексиканский кризис. Наиболее прозорливые финансисты назвали его первым кризисом новой эпохи глобальных финансов. Тогда же МВФ под давлением США был вынужден выступить в роли пожарного, предоставив Мексике беспрецедентный по тем времена кредит – 40 млрд. долларов. Тот кризис удалось погасить без больших потрясений, но именно поэтому никаких выводов сделано не было. Международная финансовая система сохранилась без изменений.
Одно из «открытий» сегодняшнего дня заключается в том, что полное снятие ограничений на движение капитала редко приводит к оптимальному размещению ресурсов. Кроме того, финансовые рынки отличает несовершенство информации, и оставленные на произвол «невидимой руки», они не становятся эффективнее. Напротив, это грозит малым и структурно незрелым экономикам (российская относится именно к таковым, продолжая стремительно уменьшаться с падением цен на сырьевые товары и продукты первого передела) сильными потрясениями.
Однако неверным было бы утверждать, что в мире сложилось нечто необъяснимое. Всего-навсего были нагляднейше проиллюстрированы на практике выводы известной модели Манделла-Флеминга (модели М-Ф).
Еще в начале 60-х годов эти ученые пришли к очень простому выводу: странам не дано одновременно поддерживать фиксированный курс национальной валюты, автономность денежной политики и мобильность капитала. Согласно модели
М-Ф, свободная миграция ликвидности в условиях фиксированного обменного курса сводит на нет все потуги центробанка регулировать уровень насыщенности экономики деньгами. Между тем МВФ неустанно требовал от своих добропорядочных клиентов именно таких упражнений. Исследование экономиста Гарвардского университета Дани Родрик показало, что для развивающихся стран не существует положительной корреляции между либерализацией операций, связанных с движением иностранного капитала, и экономическим ростом, ростом инвестиций и снижения инфляции.
Реформы под диктовку МВФ в первую очередь приводили к притоку «горячих» денег, что дестабилизировало и без того не отличающиеся силой развивающиеся экономики. При этом нужно учитывать, что если на внутренних рынках развитых стран нестабильность в той или иной мере сглаживалась органами управления, то механизмов регулирования международных рынков капитала просто нет.
С октября с.г. МВФ, похоже, начал предпринимать попытки преодолеть идейный кризис. На прошедшей в сентябре в Вашингтоне годовой сессии МВФ и Мирового банка обсуждался новый механизм помощи странам, стоящим на пороге финансового кризиса. «Новые принципы помощи МВФ позволят странам с фундаментальными проблемами в экономике убедить международных инвесторов в том, что они в состоянии отвечать по своим долговым обязательствам до того, как инвесторы потеряют доверие к ним», - заявил министр финансов США Роберт Рубин. По замыслу авторов новой схемы, кредиты фонда уже не будут столь дешевыми, как раньше, и не будут направляться на реструктуризацию долга заемщика.
Похожую программу готовит сейчас Мировой банк, который в рамках новой схемы, скорее всего, будет действовать совместно с МВФ. По словам президента Мирового банка Джеймса Вулфенсона, в основе механизма кредитования кризисных стран будет лежать система экстренных займов, которые «будут выдаваться на пять лет и под высокую процентную ставку».
Капитальный контроль
Прошли времена, когда свободные трансграничные потоки капитала олицетворяли всеобщее процветание. Среди экономистов и политиков растет интерес к мерам, способным ограничить или смягчить болезненные нокдауны, которые наносит неожиданный уход горячих денег с рынков развивающихся стран.
Контроль за движением капитала – отнюдь не новая идея. Он был нормой по всему миру вплоть до конца 70-х годов. Во Франции и Италии он существовал до конца 80-х. Китай и Индия используют капитальный контроль до сих пор. Наиболее известна история контроля за движением капитала в Чили, введенного после банковского кризиса 80-х годов. Малайзия ввела ряд решительных мер по реанимации контроля за движением капитала в сентябре 1998 года.
Капитальный контроль развязывает правительству руки в проведении экономической политики, соответствующей текущим внутренним интересам страны, без оглядки на реакцию иностранных инвесторов. Так, жесткие капитальные ограничения и ограниченная конвертируемость китайского юаня позволяют властям весь последний год проводить политику снижения процентных ставок для стимулирования экономического роста без негативных эффектов в виде оттока спекулятивного капитала из страны. Китайский юань – одна из немногих в развивающемся мире валют, избежавших панической девальвации за полтора года азиатского кризиса. Кроме того, любую реструктуризацию финансового сектора удобнее проводить в стабильной обстановке, когда потоки капитала внутрь и извне страны находятся под контролем.
Возможность осуществления контроля за капитальными операциями предусматривается не только уставом МВФ, но и документами ОСЭР, сообщества наиболее экономически продвинутых стран. Кроме того, некоторые формы госконтроля присутствуют в банковском регулировании или налоговом праве многих стран.
Мнения отечественных ученых, предпринимателей и политиков по поводу
финансового кризиса
Одним из первых было опубликовано открытое письмо ученых Отделения экономики РАН Президенту, Федеральному Собранию и Правительству РФ. В нем ученые предлагают следующие меры, направленные на стабилизацию валютного рынка страны:
Главная идея – сокращение оттока валютных средств из страны и их мобилизация для обеспечения валютной платежеспособности государства.
1. Ввести обязательную 100-процентную продажу валютной выручки Центральному банку на период стабилизации валютного рынка.
Ужесточить порядок использования иностранной валюты. Она должна продаваться в первую очередь под импортные контракты и обязательства по погашению задолженности.
Существенно ограничить число коммерческих банков, имеющих право осуществлять валютные операции.
2. Правительству и Центральному банку РФ (как основному органу валютного контроля) сократить сроки обязательной репатриации валютной выручки по экспорту (за исключением высокотехнологичной продукции) и погашения авансов по импорту, провести другие меры по ужесточению валютного контроля.
3. С целью сохранения конвертируемости рубля по текущим операциям временно скорректировать технологию торговли валютой в торговой системе ММВБ и обеспечить дополнительные ограничения на заявки по покупке валюты.
4. С целью сокращения налично-долларового оборота и пополнения валютных ресурсов государства разместить государственные валютный заем у населения. Для увеличения привлекательности такого займа решить вопрос о легализации доходов населения через этот заем без каких-либо ограничений на сумму вложений. Освободить доходы по данному займу от налогов.
5. Восстановить институт спецэкспортеров по стратегическим товарам. Централизовать валютные потоки и счета по торговле стратегическими товарами в уполномоченных государственных банках, прежде всего во Внешторгбанке.
Под этим письмом подписались: академики Львов Д.С., Абалкин Л.И., Богомолов О.Т., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Петраков Н.Я. и др.
Важным вопросом эффективного функционирования финансовой системы, по мнению директора Центра изучения конъюнктуры цен и рынка (ЦЕНАКОР) В.Шпрыгина, является определение валютного паритета рубля. Рубль должен быть конвертируемой валютой. Однако в настоящее время существуют резкие различия между региональными экономиками в стране, неразвиты рыночные отношения. Поэтому говорить о свободной конвертируемости рубля в таких условиях преждевременно.
По данным ЦЕНАКОР, до финансового кризиса рыночный курс доллара в зависимости от региона колебался по отношению к рублевой массе как 1:3,5. Резкие различия в дифференциации цены доллара наблюдались и на товарных рынках. По непродовольственным товарам длительного пользования на 1 июня с.г. соотношение доллара к рублю составляло 1:23 при обменном курсе 1:6, что делало выгодным их импорт в Россию, а по продукции машиностроения и основным продовольственным товарам (без мясной продукции) - 1:4.
Проведенные ЦЕНАКОР оценки доллара по сопоставимым потребительским корзинам (включающим основные продовольственные товары, стоимость проживания и оплату коммунальных услуг) показали, что цена доллара в июне с.г. составляла в Москве 5,3 рубля, в Черноземной полосе России – 3,2 рубля, в Воркуте 14 рублей при официальном курсе в 6 рублей.
Приведенные оценки доллара в определенной степени носят условный характер и не претендуют на истину последней инстанции. Но, по мнению В.Шпрыгина, они дают достаточно оснований для следующих выводов:
1. Складывающийся на рынках курс доллара более 10 рублей является завышенным.
2. Доллар в России стал товаром, цена которого подвержена конъюнктурным колебаниям спроса и предложения, часто носящим спекулятивный характер и не отражающим реальные изменения в реальной экономике.
В связи с этим доллар в настоящее время не может выступать объектом жесткой привязки рубля. Его курс должен корректироваться государством.
3. Стоимостное содержание рубля должно определяться стоимостью произведенной в стране товарной массы, то есть реальным состоянием цен российской экономики.
Проводимая в последние годы политика либерализации цен привела к полному отрыву ценовых пропорций от их основы – общественно необходимых затрат труда, что создает неверные стоимостные ориентиры в развитии отраслей.
Мы – банкроты? Именно такой тезис высказывает директор института экономики РАН, академик Л. Абалкин. Он следующим образом комментирует свою мысль.
Долларизация экономики вызывает тревогу более серьезную, чем это может показаться на первый взгляд.
Существует стандарт, предусмотренный известными европейскими Маастрихтскими соглашениями: если объем долга превышает 60 процентов годового ВВП, то страна является банкротом.
Данные об объеме ВВП за первое полугодие – 2180 млрд. рублей. Объем внешнего долга оценивается в 140 млрд. долларов. В оценке по курсу рубля 1 к 6, долг – 840 млрд. рублей. Если принять совокупный ВВП России за 2400 млрд. рублей, то внешний долг составит порядка 35 процентов. А если курс 1 к 20, то те же 140 млрд. долларов равняются уже 100 процентам. Этот пересчет не имеет под собой каких-либо серьезных экономических причин. Долларизация ставит Россию в положение страны, утратившей независимость в разработке экономической политики.
Во многих публикациях, появившихся после августовского обвала финансовых рынков, припоминается в этой связи «золотой» червонец первых лет советского НЭПа. Этот экономический инструмент позволил тогда покончить с финансовым хаосом, унаследованным страной от военного коммунизма и гражданской войны.
В чем, собственно, заключается задача? Надо предложить взамен доллара такое средство сбережения, которое бы вызвало доверие и в то же время позволяло использовать отложенные средства для инвестиций в промышленность. Как раз для этих целей лучше всего и подошел бы червонец – уже не советский, не совсем «золотой». Словом, российский червонец.
Но при соблюдении ряда обязательных условий:
1. Прежде всего, такой червонец должен быть обеспечен совокупностью драгоценных металлов – золотом, палладием, платиной. «Привязать» его одновременно к нескольким металлам нужно затем, чтобы увеличить мощность эмиссии и сделать новую валюту более стабильной. Золото по мере увеличения его мировой добычи дешевеет, но платина и палладий, применение которых в технике XXI века расширяется, становятся дороже;
2. Золотой номинал может быть обозначен на банкноте с высокой степенью защиты и в специальном банковском счете. Но для тех, кто не раз обжигался и на вкладах Сбербанка, и на «мавродиевках», можно выпустить и монеты, только такие, чтоб их номинал соответствовал реальной стоимости.
Встав между рублем и СКВ, российский червонец примет на себя всю тяжесть внешнеторговых отношений страны, оградив домашний рубль от капризов погоды на валютной бирже.
Представляется логичным определить для него три (и только три) сферы применения:
1. Покупка и продажа свободно конвертируемой валюты;
2. Операции с драгоценными металлами (и банк, и юридическое лицо, и любой гражданин могут их купить только за червонец);
3. Обслуживание внешнеторговых операций – таможенные пошлины платятся только в червонцах.
· Организация внешнего валютного рынка
· Институты внешнего валютного рынка
· Средства обмена
· Обменный валютный курс
· Учет платежей по международным операциям
· Импорт и экспорт товаров
· Неторговые операции
· Счет движения капитальный средств
· Избирательный эффект
· Влияние обменных валютных курсов на совокупный спрос
· Механизм «Валютной интервенции»
· Валютная интервенция на внешнем валютном рынке
· Свободный флоатинг
· Фиксированные валютные курсы
· Переход к управляемому флоатингу
· Вмешательства государства в систему валютных курсов
· Влияние обменных валютных курсов на совокупное предложение
· Стерилизация
· Другие средства и методы воздействия на обменный валютный курс
D Международное кредитование и финансирование развивающихся стран
D Основные формы кредитования развивающихся стран
D Официальное финансирование развития на двухсторонней основе
D Официальное финансирование развития на многосторонней основе
D Официальная помощь развитию стран, не входящих в ОСЭР
$ Валютные риски и методы их страхования
$ Защитные оговорки
$ Валютные опционы
$ Форвардные валютные сделки
$ Валютные фьючерсы
$ Межбанковские операции «Своп»
- Международный валютный фонд (МВФ)
- МВФ и платежные балансы участвующих в нем стран
- Банк международных расчетов (БМР)
- Доллар – орудие американской экспансии
- Кеннеди – поиски спасения
- Россия в международных валютных отношениях
- Положение российского рубля на мировом валютном рынке
- Платежный баланс России
Литература
1. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю
«Экономикс», 2т., М., «Республика», 1993
2. Питер С.Роуз, «Банковский менеджмент», М., «Дело ЛТД», 1995
3. «Курс экономической теории», под ред. Чепурин М.Н. Киселева Е.А., Киров, 1993
Библиографический список
1. Закон РФ от 09.10.92 №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»
2. Инструкция ЦБ РФ от 29.06.92 №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ»
3. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р. экономических наук, профессор В.В. Круглов. - М.:
ИНФРА-М, 1998.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
5. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1993.
6. П. Быков, А. Ивантер Мозговой штурм // Эксперт. 1998. №39
7. В. Ржаницкий Коротким деньгам вход воспрещен! // Эксперт. 1998. №42
8. Львов Д.С., Абалкин Л.И., Богомолов О.Т. и др. Открытое письмо ученых Отделения экономики РАН Президенту, Федеральному собранию и Правительству РФ // Экономика и жизнь. 1998. №37
9. Н. Петраков, А. Годзинский И с долгами расплатиться и производство оживить // Экономика и жизнь. 1998. №39
10.В. Шпрыгин Спекулятивный доллар лихорадит экономику // Экономика и жизнь. 1998. №39
11.А. Мовсесян На распутье // Экономика и жизнь. 1998. №39
12. Л. Абалкин Неплатежи: «зри в корень» // Экономика и жизнь. 1998. №42
13. В. Фролов, В. Лукьянин «Золотой» против «зеленого» // Экономика и жизнь. 1998. №45
Приложение 1
Классификация валют
Критерий | Виды валют |
1. По статусу валюты | Национальная Иностранная Международная Региональная Евровалюта |
2. По отношению к валютным запасам страны | Резервная Прочие валюты |
3. По режиму применения | Свободно конвертируемая Частично конвертируемая Неконвертируемая |
4. По видам валютных операций | Валюта цены контракта Валюта платежа Валюта кредита Валюта клиринга Валюта векселя |
5. По отношению к курсам других валют | Сильная (твердая) Слабая (мягкая) |
6. По материально-вещественной форме | Наличная Безналичная |
7. По принципу построения | «Корзинного» типа Обычная |
Приложение 2
Специальные права заимствования – СДР
С 1 января 1981 года в стандартную «корзину» валют входят 5 валют. Состав и веса отдельных валют пересматриваются каждые 5 лет. Веса валют в этой «корзине» отражают относительную роль каждой из пяти валют в мировой торговле и платежах, оцениваемую по стоимости экспорта товаров и услуг каждой их этих стран, а также по величине активов в данной валюте, которые использовались странами-участницами МВФ в качестве резервов на протяжении предшествующего 5-летнего периода.
В настоящее время «корзина» валют СДР включает:
- доллар США 39%
- немецкая марка 21%
- японская йена 18%
- французский франк 11%
- английский фунт стерлингов 11%
Приложение 3
ЭКЮ
В 1995 году в валютную «корзину» ЭКЮ входили:
- немецкая марка 30,53%
- французский франк 19,43%
- английский фунт стерлингов 12,06%
- итальянская лира 9,95%
- голландский гульден 9,54%
- бельгийский франк 7,83%
- испанская песета 5,18%
- датская крона 2,53%
- ирландский фунт стерлингов 1,12%
- португальское эскудо 0,78%
- греческая драхма 0,77%
- люксембургский франк 0,31%
В корзину ЭКЮ еще не введены валюты Финляндии, Швеции и Австрии.
Европейская комиссия каждый день рассчитывает стоимость ЭКЮ в различных валютах стран-членов ЕС на основе обменных курсов. Пересмотр состава валютной корзины проводится один раз в 5 лет, а также по требованию страны, курс к ЭКЮ валюты которой изменился больше, чем на 25%.
Приложение 4
Режимы валютного курса в 1995 году
Режим курса валюты | Количество стран | Страны |
Фиксированные курсы | 67 | |
К доллару США | 23 | Аргентина, Сирия, Литва, Ирак, Панама, Туркменистан, Венесуэла, Нигерия, Оман и др. |
К французскому франку | 14 | Африканские страны, входящие в зону франка |
К другим валютам | 7 | Намибия, Лесото, Свазиленд (ранд ЮАР), Эстония (марка Германии), Таджикистан (рубль РФ) |
К СДР | 4 | Ливия, Мьянма, Руанда, Сейшельские острова |
К корзине валют | 20 | Кипр, Исландия, Кувейт, Чехия, Бангладеш, Венгрия, Марокко и др. |
Плавающие курсы | 98 | |
С учетом заданных параметров | 3 | Чили, Эквадор, Никарагуа |
Регулируемое плавание | 36 | Израиль, Турция, Ю. Корея, Россия, Китай, Малайзия, Польша, Словения, Сингапур и др. |
Свободное плавание | 59 | США, Италия, Швейцария, Индия, Украина, Канада, Филиппины, Норвегия, Великобритания, Азербайджан и др. |
Смешанное плавание | 14 | |
К одной валюте (доллару) | 4 | Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ |
К группе валют | 10 | Страны ЕВС |
Приложение 5
Классификация видов валютного курса
Критерий | Виды валютного курса |
1. Способ фиксации | Плавающий Фиксированный Смешанный |
2. Способ расчета | Паритетный Фактический |
3. Вид сделок | Срочных сделок Спот-сделок Своп-сделок |
4. Способ установления | Официальный Неофициальный |
5. Отношение к паритету покупательной способности валют | Завышенный Заниженный Паритетный |
6. Отношение к участникам сделки | Курс покупки Курс продажи Средний курс |
7. По учету инфляции | Реальный Номинальный |
8. По способу продажи | Курс наличной продажи Курс безналичной продажи Оптовый курс обмена валют Банкнотный |
Приложение 6
Государственные органы, эмитирующие акты валютного законодательства
Органы, издающие акты валютного законодательства (институциальный аспект) | Акты валютного законодательства (нормативный аспект) |
I. Органы общей компетенции | |
1. Федеральное собрание РФ | Федеральные законы |
2. Правительство РФ | Постановления |
3. Президент РФ | Указы |
II. Органы специальной компетенции | |
1. Центральный банк РФ | Положения, инструкции, приказы, письма, разъяснения |
2. Министерство финансов РФ | Положения, инструкции, приказы |
3. ГТК РФ | Положения, инструкции, приказы |
4. Комитет РФ по драгметаллам и драгкамням | Положения, инструкции, приказы |
Приложение 9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|