Мировые религии. Ислам 2

СОДЕРЖАНИЕ: Слайд 2 Каждая религия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения и развития. Ислам не стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной земле Аравийского полуострова, ислам - как религия, распространился по миру и на данный момент исчисляется почти 1.5 миллиардами приверженцев.

Слайд 2

Каждая религия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения и развития. Ислам не стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной земле Аравийского полуострова, ислам - как религия, распространился по миру и на данный момент исчисляется почти 1.5 миллиардами приверженцев. Но обо всем по порядку.

Ведь прежде чем стать одной из мировых религий, ислам прошел долгий путь к признанию и почитанию. История ислама начинается с момента рождения Мухаммеда, который впоследствии стал великим пророком, вещавшим религиозные истины, ниспосланные Аллахом. О самом Мухаммеде сохранились скупые данные: известно, что он родился в Мекке, что его родители рано умерли и что мальчик долгое время жил с торговцами. Жизнь Мухаммеда практически не отличалась от жизни других жителей Аравии. Однако все изменилось в один миг, когда сорокалетний мужчина во время молитвы услышал голос, призывавший его нести в народ знания, какие проповедовала новая религия - ислам.

Первыми слушателями проповедей Мухаммеда стали его родственники, со временем же круг почитателей нового учения стал расширяться. И ислам, уже религия, начал “растекаться” по территории всего Аравийского полуострова и за его границами. Стоит отметить, что через Аравию в те далекие века пролегали многочисленные торговые дороги, соединявшие Восток и Средиземноморье. А с караванами приходили разные люди, имевшие свои религиозные предубеждения. Именно поэтому возникновение ислама происходило в условиях политеизма. Вообще, возникновение ислама проходило довольно интересно - ислам испытал на себе влияние и язычества, и христианства, и буддизма. Однако нельзя однозначно сказать, что религия ислам подражает другим вероучениям, образовавшимся значительно раньше мусульманства. Ислам в первую очередь самостоятельная и самобытная религия, объединившая в себе знания, накопленные другими верованиями, но в тоже время создавшая свои уникальные законы, следование которым стало смыслом жизни для всех праведных мусульман.

Существует пять непреложных истин, их соблюдение свято чтит ислам. Основополагающим считается исповедание. Признав Аллаха единым Богом, а Мухаммеда его пророком, можно стать правоверным, которому предписаны молитвы, пост, подача милостыни и обязательный хадж к святым местам. Как и в любой другой религии, в исламе существует несколько разветвлений - суннизм и шиизм. Культура ислама многогранна, но в тоже время она, определенно, базируется на вере и религии. Религия ислам диктует правила одежды и поведения в обществе, является советчиком в разрешении любых семейных и правовых споров. Практически все законы ислама высказаны в священной книге мусульман - Коране. Кроме того, культура ислама породила и своеобразную архитектуру. Архитектура ислама нашла свое выражение в уникальных сооружениях - мечетях, призванных стать священным местом для любого мусульманина.

Что такое ислам, порой бывает сложно постигнуть, ведь наряду с понятностью и кажущейся простотой, ислам остается закрытой религией, в которой есть свои тайны и загадки.

Слайд 3

Мухамед

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. чтение).

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно произвольно, когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом правосудия для всех, независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для предстояния перед Аллахом, Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших. Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?

Слайд 4

Само слово «Аллах» в лексикон незнакомых с исламом людей попало, скорее всего, через многочисленные шуточные истории о самих мусульманах, либо из блокбастеров, главными героями которых являются исламские террористы. Однако, Аллах – это не что иное, как имя мусульманского Бога. Если мы с вами задали вопрос христианину, кто такой либо же что такой Господь - скорее всего, получили бы ответ, что Он – начало и конец и есть всё сущее. На аналогичный вопрос мусульманин, скорее всего, ответил бы нам, что Аллах – единый и вечный, и нет у него никакого помощника или товарища. Он вечность – и нет ему начала и конца. Он – живой и бессмертный, он не родил никого и никогда и никем не был и мог быть рождён. В мусульманской (исламистской) космологии Аллах является ни кем другим, как творцом всего существующего в этой реальности видимого человеку, и творцом других реальностей, человеку неведомых и вследствие этого плотно скрытых от его неподготовленного и способного подумать плохое взора. О том, что именно Аллах был тем, кто создал всё - и мир наполненный людьми, и о том, как, при помощи чего он это сделал, в Коране часто и достаточно ясно говорится:

«Поистине, Аллах, – который является Создателем небес и земель в 6 дней, а затем утвердившийся на троне – Господь. Он накрывает ночью день, который непрестанно за нею движется… И солнце, и луну, и звёзды, подчинённые Его власти и мощи! Ему принадлежит и создание власти на земле и сама высшая власть…..» Коран, (7:52 – 54).

Согласно всё тому же Корану, мир сотворённый был сразу же «одушевлен» - его душой, и, кстати, первыми жителями были джины и ангелы (это не совсем верная трактовка, но самая приближённая к христианизированному миропониманию). Джины населяли землю, а ангелы делили место проживания с Аллахом. Так шло время, и однажды появился наместник Аллаха на земле – первый человек. Аллах обучил человека названию всего сущего на земле, ранее это было неведома и ангелам и, осознав величие и могущество человека, добрые духи пали ниц перед ним, кроме одного – Иблиса, который не хотел признаваться, что есть кто-то лучше, нежели он сам. Иблис был изгнан и обречён на жизнь среди людей. Прототипом этой истории является христианская история об изгнании Люцифера. Иблис не простил Аллаху такого позорного гонения и в отместку решил внушить первым людям дурные помыслы и искусить их и заставить сотворить то, чего они сотворить никогда ранее бы не осмелились. И в итоге первые люди согрешили. Однако после своего изгнания из царства Аллаха были прощены и Аллах дал обещание руководить ими, не оставлять и посылать пророков.

Слайд 5

Коран (араб. — al-Qurn ) — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

Этимология

Существует несколько точек зрения относительно этимологии слова Коран:

  1. Слово «Коран» является обычным арабским отглагольным существительным, то есть масдаром, от глагола «кара’» — «читать»[1] .
  2. По мнению других учёных это слово происходит от глагола «карана» — «связывать, соединять» и также является масдаром от этого глагола. По мнению богословов аяты и суры Корана связаны между собой и текст самого Корана представлен в рифмованном поэтическом слоге.[источник не указан 63 дня ]
  3. По мнению современных исследователей, слово «Коран» происходит от сирийского «керьяна», что означает «чтение, урок Писания»[1] . Сирийский язык, также как арабский, относится к семитской группе языков.

Происхождение

  • В светских источниках авторство Корана приписывается Мухаммеду, либо Муххамеду и группе лиц, занимавшихся кодификацией Корана.(хотя доказать это не смогли ,за весь период существование Кораничесого текста)
  • В исламской традиции откровения эти воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммада для пророческой миссии. Согласно хадисам сам Муххамед отвергал его человеческое происхождение (соответственно и своё авторство).

Составление Корана

Основная статья : Кодификация Корана

Коран

Коран как единая книга была составлена после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде отдельных сур как написанных на бумаге, так и выученных наизусть сподвижниками.

По решению первого халифа Абу-Бакра были собраны все записи, все стихи Корана, но в виде отдельных записей.

Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада.В том порядке ,в котором завещал сам пророк Мухаммед.

Собранные воедино, сведённые в один список, в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом. Многие попытки, на протяжении полутора тысячи лет, внести изменения в священный текст Корана претерпели неудачу.Первый Коран хранится в Ташкенте,в первозданном виде,доказано по Днк крови на Коране ,оставленной халифом Османом,убитым за чтением Корана.[2]

Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.

Содержание

Коран состоит из 114 сур — глав (см. список сур Корана) и около 6500 аятов. В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты.

Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…» (по-арабски: « (Бисми-Ллахи-Р-рахмани-Р-рахим…)»).

Согласно общепринятому исламскому представлению, опирающемуся на достоверные хадисы, то есть, высказывания самого пророка Мухаммеда и его сподвижников, Коран был ниспослан Мухаммеду за 23-летний период. Первое откровение снизошло, когда ему было 40 лет, а последнее — в год его смерти, в 63 года. Суры были ниспосланы в разных местах, в разных ситуациях и в разное время.

Всего в Коране 77 934 слова. Самая длинная сура, 2-я, насчитывает 286 аятов, самые короткие — 103, 108 и 110-я — 3 аята. В аятах от 1 до 68 слов.

Первая сура Корана (автор Хаттат Азиз Эфенди)

Самый длинный аят — 282 аят 2-й суры (Аят про долг).

В Коране пересказываются истории главных персонажей и некоторые события христианских и иудейских религиозных книг (Библия, Тора), хотя детали часто отличаются. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус упомянуты в Коране, как Пророки Единобожия (Ислама).

Выдающиеся художественные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабской словесности.[3] Однако многие из них теряются при буквальном переводе.

Кроме Корана, мусульмане признают и другие Священные Писания [4] , однако традиционно считают, что они были искажены в ходе истории, а также утратили свою роль после начала ниспослания Корана, который является последним из Писаний и будет последним Писанием до Судного Дня.

Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат (Тору) и Инджил (Евангелие), (Коран, 3:3)

Скажи: «Если соберутся люди и джинны для того, чтобы создать что-либо подобное сему Корану, то они не создадут ничего, ему подобного, даже если одни из них будут другим помощниками» (Коран. Сура «аль-Исра’» 17:88)

Этот Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения. (Коран, 10:37)

По мнению некоторых исследователей, Коран не оригинален, а скорее показывает влияние других религий на его происхождение.

В Коране имеются данные, которые не были описаны в книгах какой-либо из религий. Детали обрядов поклонения (пост, закят и хадж) и способы их совершения по мнению некоторых апологетов ислама не имеют аналогов в прежних религиях [5] . Однако, в хадисах приводятся ясные свидетельства о церемониях доисламсого периода, вошедших затем в священную практику мусульман [6] .

Важнейшие суры и стихи Корана

  • Сура 1. Самая известная сура «Фатиха» («Открывающая Книгу»), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв, как и во всех необязательных. Считается, что эта сура включает в себя смысл всего Корана.
  • Сура 2, аят 255, называемый Стихи о Троне . Одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что он создал. И хотя сура Фатиха очень ценится мусульманами, именно этот стих, по словам Мухаммеда, стоит в Коране на первом месте:

Убайй б. Кааб сказал: «Посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?“ Я ответил: „Аллах и Его посланник знают лучше“. Он сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?“ Я сказал: „Аллах — нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно“. Затем он ударил меня в грудь и сказал: „Пусть знания будут для тебя радостны, Абу-л-Мунзир“» [7] .

  • Сура 24, аят 35, Стихи о Свете , мистический стих, описывающий славу Божию, который высоко ценили суфии.

Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее готово воспламенится, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приводит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!

  • Сура 36. Йа-Син . Её название составлено по двум буквам (йа и син), которые никак не объясняются. В каллиграфии первые стихи этой суры вырисовывают с особым художественным мастерством. В учении ислама эта сура является сердцем Корана, а все прочитавшие её прочитали Коран десять раз. Йа-Син входит в мусульманские молитвенники, и зачастую ее печатают как отдельную молитву. [8]
  • Сура 112. Очень короткая глава Ихлас является своеобразным символом веры ислама. Её название значит Чистое исповедание .

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!

Мухаммад говорил, что эта сура равнозначна одной трети всего Корана. [9] , поэтому мусульмане читают ее регулярно. Однажды пророк задал своим последователям вопрос, смог бы хоть один из них прочесть треть Книги за ночь, и после того, как они выразили ему недоумение, еще раз повторил, что эта сура «равнозначна одной трети всего Корана» [10] .

  • Суры 113 и 114. Суры-заклинания , произнося которые, мусульмане ищут защиты Аллаха. Сура 113 Фаляк взывает к Господину Рассвета от колдунов и завистников. Сура 114 («Люди»), ищет убежища у Аллаха как Господина Людей, от зла джинов (бесов) и людей.

Айша, одна из жен Мухаммеда, рассказывала, что тот каждую ночь после прочтения этих двух сур, складывал руки в виде чаши и подув над ними, трижды растирал руками все части тела, до которых мог дотянуться, сверху-донизу. При болезни он читал эти суры еще раз и дул на свое тело, а Айша тоже повторяя суры, руками растирала его тело, надеясь на благословение [11] .

Источники рассказов Корана

Некоторые исследователи[12][13][14] Корана выделяют несколько источников[источник? ] , из которых, по их мнению, Мухаммед мог черпать свои истории:

  • Ветхий и Новый Завет в пересказе иудеев и христиан. Известно, что в Мекке иудеи не жили, а до начала пророчества Мухаммед выезжал из Мекки только три раза в жизни - в 6 лет ездил в Медину со своей матерью, примерно в 9-12 лет с дядей совершил торговую поездку в Сирию, и в 25 лет водил караван Хадиджы в Сирию. Встречи с христианами и иудеями были случайны и кратковременны. Вместе с тем город пророка Медину (Ятриб) населяли целых три еврейские общины [15] . Считается, однако, что ниспослание Корана началось в Мекке и значительная его часть была ниспослана до хиджры (переселения) в Медину.
  • Арабские племенные предания, которые пополнялись из иудейского и христианского фольклора [16] . Что касается пророков до Авраама, то арабы, как его потомки через Исмаила, могли сохранять в виде фольклора часть достоверных преданий восходящих к самому пророку Аврааму.

Неарабские слова в Коране

Артур Джефри (1892-1959), профессор семитологии из Австралии в своём словаре приводит 317 ключевых слов Корана, имеющих неарабское происхождение.[источник? ] .

  • «Коран» — глагол «караа» от которого происходит название книги не найдено в доисламских арабских письменных источниках. Зато слово «кериана» употреблялось в Сирии со значением «чтение (священного текста, назидание)», откуда, по всей видимости, и взято Мухаммедом.
  • Имена пророков (Ильяс, Йунус) — имеют сирийское произношение[источник? ]
  • В Коране одно из слов для обозначения понятия «весы» — кистас (сура 17:35), не имеющее арабских корней[источник? ] . Мусульманские ученые ас-Суйути, ас-Саалиби и ас-Сиджистани нашли, что оно пришло из греческого языка.

Иудейский фольклор в Коране

  • Неоднократно повторяемая Кораном история с сатаной, который отказался от поклонения Адаму за что был проклят Богом (суры 15:26-35; 18:48; 38:71-79) имеет первоисточником апокриф - Жизнь Адама и Евы [17] [18]
  • Убийство Каином Авеля. Уильям Ст. Клэр-Тисдалл считает это прямым заимствованием[источник? ] из Библии, Мидраша[19] и из Мишны: «И вот послал Бог ворона ему, который стал рыть землю, чтоб показать ему, как скрыть всю неприглядность (трупа) его брата» (Сура 5:31).
  • Разрушение идолов Авраамом. Здесь Коран повторяет [20] повествование иудейского Мидраша, где говорится, что Авраам разбил всех идолов отца, кроме самого большого, в руки которого вложил посох. Когда же от Авраама потребовали отчёта в происшедшем, тот рассказал, что поставил перед идолами блюдо с мукой, и те не поделив приношение затеяли драку, в которой победил самый большой идол.
  • В Коране пересказано[источник? ] предание о том, как царь Соломон послал к царице Савской удода с письмом, которое побуждает ту отправить Соломону подарок, а затем и приехать самой (сура 27:20-42). То же самое событие красочно описывает «Таргум Шени» к «Книге Эсфирь».

Христианский фольклор в Коране

Ниже указаны истории Корана которые также распространены в христианском фольклоре.

  • История о детстве Девы Марии, её жизни при михрабе (Святом святых) Храма, пища, чудесным образом посылаемая ей от Бога (сура 3:32), бросание о ней жребия Иосифом (сура 3:39) взяты [21] из Протоевангелия Иакова.
  • Чудесные истории из детства Христа, когда Младенец Иисус оживляет глинянных птиц и говорит как взрослый уже с колыбели (сура 3:43-44; 5:108-111) восходят к Арабскому евангелию детства, [22] написанному в VI веке [23] . В христианском мире подобные сказания появились приблизительно во II веке (самые старые рукописи восходят к V веку) [24] .
  • История о «спящих отроках» (сура 18:9-26). Источник [25] сказания якобы — сирийские деяния святых, написанные в 521 году Иаковом Саругским. В предании говорится, что семеро бежавших от преследования христиан, спрятались в пещере в окрестностях города Эфеса, где заснули чудесным сном на 300 лет и 9. Когда юноши проснулись, то, выйдя в город, поразились великому торжеству христианства. Затем, почили. Коран опускает подробности, но оставляет само чудесное событие, которое видимо[источник? ] , произвело впечатление на Мухаммеда.

Слайд 6

В плане запретов и ограничений Коран довольно жёстко определяет всю человеческую жизнь. Это и бесконечные посты, и другие ограничения. Также священная мусульманская книга довольно чётко прописывает, как должны строиться взаимоотношения мужчин и женщин. Что касается взглядов на это в европейской цивилизации, потеря девственности не лишает возможности женщины выйти замуж за другого мужчину, либо же вообще возможности осуществить замужество. В исламских странах дело обстоит именно так, девочки после достижения ими половой зрелости, тщательно контролируются, и их стремятся как можно ранее отдать для вступления брак. Что касается запретов сугубо религиозных, то тут мы начнем по порядку и, скорее всего, развеем множество сказочек и небылиц придуманных на эту тему. Харам и халяла – то, что можно и что нельзя мусульманину (говоря о запретах, нужно признать, что сами мусульмане отчаянно не признают того, что что-то им кем-либо запрещается; они воспринимают эти запреты как предостережение Аллаха для них). Считается, что пропись этих норм в Коране помогла мусульманам избежать большого количества крайностей, на самом деле не являющихся хорошими для человека. В исламской культуре нет монастырей, и монашеский образ жизни более того совсем и не приветствуется. Кроме пороков, Аллах даровал людям радость, так почему бы с умом и при помощи веры ею не воспользоваться? Арабы очень скептически относятся и к своей собственной истории доисламского периода, принято считать, что до принятия правил и запретов людьми руководили джины и повергали их на совершение всяческих неугодных и неприемлемых с точки зрения Аллаха дел: убийство, пьянство, язычество, беспорядочные связи и т.д. Аллах помог навести порядок в этой хаотической системе ценностей, люди поняли, что им дозволен весь прекрасный, созданный Аллахом мир, однако кроме этого, есть и запреты, которые для их блага наложил Аллах.

Мусульманам категорически воспрещается:

Употреблять алкоголь, заниматься нечестной торговлей, употреблять в пищу «грязное» мясо – свинину, женщинам строго настрого запрещены аборты.

Большим грехом с позиции ислама также считается «перемазывание» запрещённого и выдача его за разрешённое. Так, например, заменив название упомянутого в Коране алкогольного напитка, некоторые не совсем правильные мусульмане позволяют себе, к примеру, пиво – т.к. про него ничего не сказано в Коране, однако же, это большой грех.

Слайд 7

Исламское миропонимание и мироощущение разниться с мироощущением христианским. Нельзя сказать, хорошее оно, или же дурное – так как они в корне разные и направленные на развитие в личности различных качеств. Это связано и с историей возникновения этих религий, и с психологией адептов – т.е. верующих придерживающихся норм определённой религии. Для христиан – мир это сказочно красивое место, но наполненное неприметной болью и страданием, для мусульманина – мир это скорее поле боя на котором он как бравый рыцарь будет бороться с грехом. Для человека принявшего ислам, многие «мирские» ценности также становятся и второстепенными. Это, например, излишества в пищи, одежде, отношениях противоположных полов – сексе и т.д. Когда однажды у профессора по религиоведению и духовному воспитанию спросили о том, в чём суть исламского мировоззрения и исламского видения реальности, то получили очень неожиданный ответ – суть всего этого в притче об Ибрахиме. Именно эту притчу мы охотно перескажем вам: Однажды Ибрахим разочаровался в идолах и стал пристально искать себе других богов : « И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Аллах!», однако, когда звезда закатилась, он гневно вскрикнул: «Не люблю я закатывающихся богов!» Когда он увидел месяц, история точно такая же повторилась с ним снова. И он снова и снова блуждал в поисках бога, находя его в разнообразных идолах, снова не находил – уже приходя в исступление кричал он: «Аллах, если ты сам не найдёшь меня, я стану худшим из заблудившихся сынов человеческих!» Притчу до этого момента следует понимать как многочисленные искания арабского народа в религиозной сфере. « Последней точкой в исканиях Ибрахима было то, что за своего бога он принял солнце – оно было большим и горячим. Однако же и оно зашло. И тогда Аллах сам нашёл ищущего его и заложил в голову мысль о том, что Господь это то, кто всё это создал. Тогда Ибрахим понял, наконец что искал и сказал, что теперь он познал неведомый ранее смысл и не считает себя одним из многобожников!» Так Ибрахим (и позже весь арабский народ) убедился в том, что существует только один Творец, который сделал и небо, и звёзды, и солнце, и что именно он заслуживает похвалы, молитвы и намаза.

Слайд 8

Первой ассоциаций человека не сведущего и далекого от исламской культуры со словом «намаз» - это намазывание чего-либо на что-либо. Возможно не очень удачная шутка, однако довольно точно отражающая количество заблуждений витающих вокруг ислама. На самом деле в исламе «намаз» - это очень важная вещь, сами мусульмане считают её второй по важности после принятия единым почитаемым богом – Аллаха. Если найти какой-нибудь самый близкий термин в христианстве, скорее всего это будет молитва, но скажу вам ещё раз, что проводить тут такую прямую параллель было бы наверно не совсем правильно и адекватно. Итак, вернёмся. Любой мусульманин совершает намаз, не только по каким-то религиозным торжествам, его совершение также не является целиком и полностью порывом души, желающей ещё раз приблизиться к Аллаху. Намаз – это обязательство перед Аллахом, данное всеми мусульманами в лице Мухаммеда. Это действо правоверные мусульмане обязаны совершать 5 раз в день, для этого они должны стать на колени и прочитать суры, которые полагается исполнять именно в этот, определенный промежуток дня. Достаточно интересным фактом является то, что намаз – или, вернее, его практическая часть неизменна на протяжении уже многих тысячелетий, если опять же провести параллель с христианством, то получится, что христианство, хоть его история и является более долгой, в своей ритуально-обрядовой части претерпело большее количество изменений, нежели ислам, это касается всех его ветвей. Мусульмане всех стран совершают этот древний обряд ровно так же, как когда-то очень-очень давно совершал его всеми гонимый и отвергаемый пророк Мухамед (Да, говоря о Муххамеде или же Аллахе мусульмане даже в приватной беседе обязательно должны воздать им устные почести и хвалу, а при желании и поклониться). Согласно Корану, Аллах тщательно следит за выполнением его предписанием, поэтому намаз надлежит каждому выполнять тщательно и тратить на его выполнение ровно столько времени, сколько полагается согласно писанию. Если же верующий закончил намаз ранее положенного или же, что ещё хуже, не сделал его на ночь или утром и в этот момент Аллах пришёл его проконтролировать, это считается большим грехом. От исполнения намаза освобождаются тяжелобольные, вернее сказать, они должны совершать его, но в мягкой форме, как и женщины, когда они находятся в состоянии беременности.

Слайд 9

О положении женщины в исламе всегда говорилось, и говориться по сей день множество различных слов, пишутся книги, снимаются телевизионные проекты. На взгляд многих, абсолютно очевиден тот момент, что если женщина не захочет такого тотального контроля со стороны мужчины, она просто не будет его позволять. Таким образом, можно сделать вывод о том, что из поколения в поколения передаётся на психологическом плане именно такой тип взаимоотношений, значит, именно он и является приемлемым для обеих сторон. Говоря о статусе женщины в исламской стране и женщине в исламе в целом, необходимо, конечно же, упомянуть тот факт, что все предписания относительно того, какое положение в обществе и какие функции должна выполнять исламская женщина, записаны в Коране. Согласно преданиям, записанным Мухаммедом со слов Аллаха, он создал женщину как логичное продолжение мужчины, т.е. она теоретически не может нести ни какой функции отличной от мужчины. Аллах не приветствовал занятия женщины ни какими другими делами кроме рождения и воспитания детей и других домашних исконно женских обязанностей.

В раннем периоде развития ислама, и даже в его «Золотой век» женщина в исламском государстве была настолько сильно ущемлена в правах и лишена возможностей к получению профессии, образования, что вскоре верховные имамы оценили ситуацию и поняли, что такое положение дел действительно не может принести пользы. Ибо малограмотная женщина, невежественная по своей сути не может дать хорошего достойного воспитания, в том числе и религиозного. После того, как главы исламской церкви пришли к этому выводу, женщинам было разрешено получать образование. С начало это была только частичная и условная практика, но также она могла затронуть только женщин и девушек, живущих в богатых семьях. Затем, образование стало всесословным, хотя это и сейчас произошло не во всех исламских странах, в Саудовской Аравии, к примеру, женщина из низшего сословия и по сей день не имеет право обучаться вместе с представителями интеллигентно – религиозного сословия.

Кроме ущемления в социальной сфере, женщина в исламе должна выполнять ряд предписаний, на который её настраивают с самого детства, она должна знать, что единственная возможность выжить в мире мужчин, это мужчине подчиниться. Женщины также обязаны одеваться особым образом, так чтобы не открывать никому свой аорт – части тела, которые Аллах признал недоступными для показа другим мужчинам. В целом, положении женщины в исламе должно быть имеет тенденции к улучшению, сохраняя при этом много старинных, самобытных правил.

Слайд 10

Для такого, что бы начать разговор о ритуалах ислама, давайте для начала разберемся собственно с тем, что такое ритуал. У многих наших постсоветских соотечественников слово ритуал ассоциируется с чем-то странным, первобытным и даже магическим. На самом деле, ничего подобного слово ритуал не обозначает. Ритуалом принято называть действие, которое человек (или же группа каких-то людей выполняет с периодичностью). Ритуальными можно назвать для христиан освещение булок и пирогов на Пасху. Для мусульман, имея в виду особенности развития исламского общества, ритуальность характерна во всём… Это и культура, архитектура, общественный уклад, и, конечно же, это религиозные традиции. В исламе их не так уж много. Есть смысл поговорить подробно о каждом и разобраться, что несут эти ритуалы. Не устарели ли они по сей день, ведь были указаны ещё в Коране много тысяч лет тому назад. Первый из них:

- подаяние милостыни не имущим (христианский эквивалент – десятина, установленная католической церковью). По–арабски это звучит – закят. Смысл этого ритуала в том, что имущие люди обязаны делиться доходами с неимущими и малоимущими людьми. Если у человека, например, нет денег, но обширное сельское хозяйство, он обязан поделиться плодами своего труда с людьми, которые беднее его.

– паломничество. Суть ритуала паломничества в том, что каждый верующий в Аллаха за свою жизнь хотя бы раз должен был бы посетить некие святые места – обычно имеют в виду Мекку и Медину. Для нас это во многом может быть и кажется странным, но для мусульман это так естественно, что даже если спросить маленького ребёнка о том, о чём он мечтает, то, неудивительным будет ответ о том, что он очень хотел бы посетить Мекку, к примеру. Эти паломничества отличаются от экскурсии и совершаются преимущественно пешком. Во многом в этом кроется тайный смысл – усмирение своих желаний ради Аллаха.

Третий не менее важный для мусульманина ритуал – молитва. Мусульманская молитва очень напоминает христианскую, с той лишь разницей, что христиане во время молитвы обычно встают на колени, приемлемой же для салята – исламской мольбы к Аллаху – является «поза ниц». Молитва также имеет ритуальную часть – намаз, которая должна выполняться мусульманами пять раз каждодневно (подробности смотрите в разделе Намаз).

Четвёртый ритуал исламского мира – пост. Тут всё практически аналогично христианских постам, разница лишь в сроках и священных праздниках.

Слайд 11

На данном этапе большинство исламских стран по сей день не отказывается от специфической одежды для женщин и мужчин. Эти одеяния во многом были предопределены очень жарким и засушливым климатом. С другой же стороны убранство и одежда мусульман также основана на запретах и предписаниях, которые имеют место быть в Коране. Женская одежда исламской женщины с точки зрение европейского человека сочетает в себе три категории: закрытость, аскетизм и асексуальность. Для мусульманского человека это, конечно же, не так. Внешний платья исламских красавиц напоминают собой индийские сари, однако они более закрыты, и сквозь них можно увидеть только половинку лица прекрасной его обладательницы. Такая специфическая женская одежда носит название аурт. Хотя изначально ауртом назывались и женские и мужские одеяния, показанные Аллахом людям для ношения. Если буквально перевести слова аурт – то мы получим что-то вроде закрытой зоны, которую нельзя никому демонстрировать. У женщины это всё кроме глаз, у мужчин обязательно от посторонних глаз должен быть спрятан пупок и мужские признаки. Смотреть на то, как одет другой человек в исламе считается грехом, независим от того смотрят на друг друга люди обоего пола или же разных полов (женщина смотрит на женщину, или же на женщину смотрит мужчина.). Если вы, к примеру, попали в исламскую страну и по привычке, или же по случайности на кого-то засмотрелись – знайте, взгляд, который брошен случайно, грехом не является, единственное чего вам не стоит делать, это повторять столь пристальный взгляд снова, т.к. скорее всего вы будете поняты не правильно.

Как уже говорилось выше к допустим для «просмотра» другими людьми частей тела относятся лицо и руки, т.к. для работающих женщин совершенно не возможно работать не при помощи рук. Несмотря на все эти запреты, женщина в любой стране остаётся, прежде всего, женщиной и ей очень трудно (да, наверно и практически невозможно) запретить пользоваться косметикой и красиво одеваться. Мода на одежду существует и среди исламских женщин, правда у них это понимается в большей степени под красотой и дороговизной тканей, из которых та или иная одежда сделана.

Слайд 12

Арабские цифры – это как раз те цифры, которыми пользуемся мы с вами для счёта, изображения нумерации квартир, домов, поездов, даже номера сотовых телефонов и те бедняги состоят из арабских цифр. Конечно, ради торжества справедливости скажем вам, что цифры о которых шла речь выше, и кстати пойдёт далее, не являются воплощением креативной идеи арабского народа, они были созданы и разработаны в Древней Индии, а арабами были переработаны и переосмыслены. Однако, Европу этим цифрам удалось увидеть при помощи арабов, которые их туда и привезли. В честь того, что арабы продемонстрировали и подарили миру сие прекрасное изобретение человеческого ума – они получили имя «арабские» и теперь говоря об одних , будут непременно вспоминать других и наоборот.

711 год – можно считать годом открытия этих цифр на территориях ближнего Востока, в Европу они, конечно же, попали гораздо позже. Почему именно Ближнего востока? Что ж, вполне законный вопрос. Дело в том, что замечательный город Бахда – или как мы привыкли называть его - Багдад в те времена был довольно привлекательным местом для ученых. Там было открыто множество научный и псевдонаучных школ, в которых, тем не менее, шёл обмен полученными знаниями и умениями. В 711 туда попал трактат о звёздах и заодно, о цифрах. Сейчас трудно сказать, были ли прогрессивными взгляды на цифры того индийского учёного представившего миру астрономический доклад, но вот то, что мы при его помощи сейчас обладаем арабскими цифрами поистине не забываемо и заслуживает премногой благодарности. В то время в науке пользовались в основном тремя системами исчисления чисел: римское, греческое и египетско– персидское. В принципе, они были достаточно удобны для ведения небольшого хозяйства скажем одного человека, но записывать при их помощи большие числа было весьма трудно, хотя древнегреческие философы и математики назвали свою систему счёта и записи цифр чуть ли ни самой совершенной в мире. Это по большому счёту, конечно, было не правда. Способ, придуманный индийцами и принесённый в мир арабами, был более удобный и экономичный, так можно было экономить не только ресурсы для письма (будь-то папирус, бумага или даже что-то другое) но и своё собственное время, которого людям во все времена катастрофический не хватало.

Если вы относитесь к числу тех недальновидных славянофилов, которые без разбору ругают всех подряд, то составляя какую-нибудь очередную фразу из серии: «№ ..Да, что они эти арабы и т.д..». Не спешите продолжать, а лучше задумайтесь о том, что арабы помимо средств гигиены, душа и туалета (классического в нашем понимании, с наличием унитаза) принесли всему миру очень мудрую религиозную систему и кроме того письменность. Арабская графика, начиная с века 7-8 и по наши дни, является одной из распространенных графических отображений письменности во всём мире. Многие исследователи часто называют арабский язык языком, на котором говорит и пишет сам Аллах. Конечно же, это шутка, в каждой из которой, на самом деле, есть доля правды. Всё дело тут вот в чём, Коран написан на арабском, и имамы имеют право исполнять богослужения только на этом языке, осуществлять молитвы и намаз также рекомендуется на арабском, в какой стране вы бы не жили при этом. Интересным является и тот чисто исторический момент, что в тех исламских странах, в которых по ряду веских причин ислам прижился, а вот арабский язык нет, очень часто пользуются просто арабской графикой – или же так называемым арабским письмом.

Для примера можно привести такие страны как Афганистан, Пакистан, некоторые африканские страны, и большое количество государств ближних к Арабским Эмиратам. Прародиной арабского языка можно считать территории современного государства Иордания – правда, иорданский язык к этому не имеет уже абсолютно никакого отношения. Но об определённого рода сходстве арабского языка с семитскими, конечно, говорить можно.

Классический арабский алфавит насчитывает в среднем приблизительного двадцать восемь символом – и плюс минус три – шесть букв в алфавитах Пакистана и Ирана, в основу которых лёг арабский алфавит. Странностью и особенностью этого алфавита является отсутствие гласных букв, однако это не означает, что при процессе говорения не существует гласных звуков – конечно, что – то похожее на гласный звук существует, но это не что иное, как плавный или редукативный согласный неполного образования. Арабское письмо отличается от латинки (латинской графики, характерной практически для всех европейских языков) ещё и тем, что требует написания ни с лева в право, а с право в лево.

Слайд 14

Исламская архитектура и искусство очень тесно связаны с религией культовыми ценностями. Отчасти это, скорее всего, произошло по тому, что арабское общество до принятия арабами ислама представляло собой традиционное кочевое общество. Именно такое общество легче всего подчинить и заставить развиваться по законам той или другой религии. Если говорить об исламской архитектуре в целом, сообщим вам одну вещь, которая может быть покажется вам странной и невероятной – но как ни крути – это чистая правда. Все арабские города строятся по образу и подобию возведения Мекки и Медины. С 7го века и по век 21 именно такая тенденция преобладает в построении исламских городов.

В центре такого города обязательно должна строиться мечеть, которая более того должна смотреть в определённую сторону горизонта – т.е. быть повёрнутой свои «лицом» - фасадом в сторону Мекки, где пророчествовал Мухаммед. Омар Первый, один из правителей арабского халифата даже заставлял строить все дороги города так, чтобы в конечном счёте все они приводили к Мекке. Это достаточно проблематичная задача, так как согласитесь, нужны дороги, которые должны привести к дому, магазину и т.д. Выход из этого положения, конечно, был найден, но он видится таким же лишённым рациональности, как и многое в исламском учении. Выходом из положения стало то, что других дорог, которые не выводили из города, просто не было, и местным жителям приходилось самим прокладывать себе пути к своим домам и т.д.

В границах халифата – это конечно же проблемой не являлось и вскоре весь город ( и другие города построенные по такому типу) были «изрезаны» дорогами, протоптанными местными жителями. Однако, это конечно не самое необычное, чем может удивить и порадовать нас исламская архитектура. Города в странах исламского мира не похожи на наши, это касается офисной части и части городов, в которых уютно располагаются спальные жилые районы. Дело в том, что район объединяет в себя несколько кварталов (именно так, кстати, устроен Пакистанский город Лахор) и все эти кварталы обнесены забором и являются охраняемой территорий. В этих «презервациях» есть свои магазины, кафе и, конечно же, в центре каждой должна располагаться своя мечеть. Интересным является и тот факт, что в исламских больших городах практически нет общественного транспорта, а женщины не имеют право выйти на улицу без разрешения мужа. Правда, второй вопрос: нужно ли им это право?

Слайд 15,16,17,18,19

Мечети

Мечеть - молитвенный дом мусульман, первоначально арабское название для монотеистических храмов. Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине. Это была площадь для молитвы, обнесенная оградой с навесом.

Современный облик мечети был оформлен к началу 9 века. Требования, предъявляемые к ритуальной чистоте, определяют необходимость наличия помещения для омовений. С этой же целью перед входом обязательно должна быть снята обувь, поэтому пол всегда покрыт коврами или циновками. Почти всегда к зданию мечети пристроены один или несколько минаретов - башен для первого призыва на молитву. Мечети бывают как соборные (пятничные) вмещающие всю общину, так и квартальные, домашние, относящиеся к медресе. Мечеть – это религиозное построение у мусульман. Мечеть похожа на христианскую церковь, однако существует ряд существенных отличий, так, например, у неё нет копалов в классическом понимании нами этого слова, однако есть башни. Число этих самых башен не должно превышать девяти – объяснений этому явлению в построении мечети существует много. Во-первых, именно на девятом месяце года ангел решил говорить с пророком и поведал ему волю Аллаха относительно арабского народа. Во – вторых, число девять можно считать символичным опираясь на то, что именно такое количество месяцев женщина во чреве своём носит малыша, которому Аллах подарил душу и физическое воплощение. Не превышать это число девяти должны ещё и от того, что именно столько башен в главной исламской святыни, мечети, которая имеет своё географическое положение в Мекке.

Мечеть очень редко имеют внутренние дворики, не принято в этих дворах, если даже вдруг они имеются устраивать палисадники и т.д. Не характерна для мечетей и большая околохрамная территория. Так как учитывая особенности архитектуры исламских городов, мечеть находится практически всегда в центре города и если бы территория около неё было слишком большой, думается это затрудняло бы и передвижение людей, и движение в городе.

Что касается внутреннего убранства мечети, оно совершенно отличается от православного или даже католического храма. Из самого ближайшего в нашем восприятии, мечеть, скорее всего, напоминает протестантский молитвенный дом. На стенах мечетей невозможно встретить какие-либо изображения – иконы, фрески и что–нибудь подобное. Дело в том, что изображать Бога, ангелов, пророка и т.д. в исламе просто напросто считается грехом. Так как считается, что кроме Мухаммеда Аллаха никто не видел и поэтому не имеет никакого право изображать его. В отличии от Библии, в Коране нет ни строчки о том, что аллах сотворил человека по своему образу и подобию. Следовательно, тут невозможно сделать вывод о каком-то пусть даже отдалённом сходстве с человеком. Кроме того, неизвестно принимал ли Аллах вообще когда-нибудь человеческое обличие. Если в случае с Христом это абсолютно очевидно, то тут совершенно не правомерно делать такое обобщение. Совершенно неизвестно, как собственно выглядит Аллах, Если Аллах это вселенная – то самым наглядным портретом этого являются снимки из космоса. Однако из вышесказанного не стоит делать вывод, что космос и Аллах это одно и то же.

Слайд 20,21

Мекка (араб. Макка , также Макка ал-Муккаррама ) — город в западной Саудовской Аравии , около 100 км от Красного моря . Является центром паломничества для мусульман (см. Хадж ). Немусульманам в Мекку въезд запрещён.

Мекка — священный город мусульман. В 630 г., усилив свою позицию, мусульмане мединской общины во главе с пророком Мухаммедом вошли в Мекку, город сдался без боя, жители признали ислам. Мекка со священной Каабой была превращена в религиозный центр, и мусульмане стали молиться лицом в сторону Мекки, где бы они ни находились.

В центре Мекки находится Мечеть Аль-Харам .

Немногим из тех, кто не исповедует ислам, посчастливилось увидеть священные красоты Мекки. Все мусульмане стремятся к ней, влекомые зовом древней святыни. Теперь и Вы можете посетить этот город и познакомиться с духовным феноменом, который больше четырнадцати веков хранит в своих стенах великая Мекка.

Узнайте, какие испытания и духовные богатства ждут трех паломников, присоединившихся к двум миллионам собратьев-мусульман во время великого хаджа – священного странствия в Мекку. Познакомьтесь с важнейшими архитектурными реликвиями исламского мира и с древними ритуалами, которые редко удается увидеть представителям других конфессий.

Откройте для себя богатую духовную историю Мекки и узнайте о главенствующей роли этой святыни в самой быстроразвивающейся и, возможно, самой непонятой религии в мире.

Скачать архив с текстом документа