Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение стр. Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании стр. 2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании стр.Оглавление
Введение стр. [1] , а также от опыта проведения подобных мероприятий сотрудниками конкретной турфирмы. Именно в этом смысле этапы автоматизации деятельности туристской компании наиболее полно отражаются в процессе внедрения современной автоматизированной системы бронирования2 (см. Рис.2.1-1 и приложение 16 ).
Осознание потребности | Поиск и оценка информации | Принятие окончательного решения | Планирование | ||||||
Переговоры с поставщиками информационных услуг |
Подключение, установка и эксплуатация |
Контроль изменений и анализ опыта |
Рис.2.1-1 Этапы автоматизации деятельности турфирм на примере АСБ
Процесс внедрения автоматизированной системы бронирования начинается с момента признания высшим менеджментом роли информации и информационных технологий в принятии решений для осуществления туристскими организациями своей финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, руководство компании должно четко осознавать необходимость автоматизации технологических процессов формирования, продвижения и реализации турпродукта, ведения документации и бухгалтерского учета и т.д. От того, насколько руководство турфирмы и остальные сотрудники понимают важность стоящей перед ними проблемы, в значительной степени зависит и весь дальнейший успех предстоящей кампании.
Перед тем как перейти к следующему этапу, необходимо сформулировать цели и задачи проекта для того, чтобы затем четко определить направления возможного усовершенствования. Для этого возможно использование широко применяемого в маркетинге метода коллективной экспертной оценки, позволяющего оценить относительную важность каждого из предлагаемых вариантов по стопроцентной шкале. Не менее часто используются и методы “Дельфи”, “Мозгового штурма”, “Адвоката дьявола”. Что касается целей внедрения современных систем бронирования, то самыми распространенными из них на сегодняшний момент являются:
· замена морально устаревших информационных систем;
· получение конкурентных преимуществ (снижение себестоимости турпродукта, сокращение времени на обработку заказов и т.д.);
· расширение ассортимента предлагаемых услуг и границ рынка сбыта;
· автоматизация работы с партнерами и филиалами;
· автоматизация внутрифирменных процессов и оптимизация управления;
· использование сравнительно недорогих рекламных возможностей (реклама в сети Internet).
Заканчивается первый этап составлением плана основных работ по проекту автоматизации: определение последовательности действий, распределение их во времени и прочие операции, связанные с применением методов построения сетевых моделей, расчета критического пути, составления календарных планов и т.п.
Вторым основным этапом процесса автоматизации является поиск и анализ всей существующей информации о системах бронирования, представленных на российском рынке туристских информационных технологий, описанных в параграфе 1.3 “Анализ рынка систем информационного обеспечения деятельности туристских компаний”. Данный этап подчиняется общепринятым принципам и стандартам проведения маркетинговых исследований и включает в себя сбор и анализ всей информации о функционирующих на рынке системах, их разработчиках и участниках, условиях подключения и эксплуатации. Все ведущие системы бронирования имеют свои представительства в России, развитие же глобальной компьютерной сети Internet позволяет провести недорогие кабинетные исследования и обойтись без крупных денежных расходов, уложившись при поиске необходимой информации в достаточно сжатые сроки. Немало этому способствуют и сами разработчики - большинство из них предоставляют возможности на практике оценить все достоинства и недостатки предлагаемых продуктов посредством бесплатной работы в тренировочных системах и демонстрационных версиях, также бесплатно распространяемых среди потенциальных пользователей.
Кроме этого, на данном этапе необходимо принять решение относительно формы собственности на приобретаемую информационную систему. На сегодняшний день разработчики систем бронирования предлагают для турфирм следующие варианты:
1. создание индивидуальной системы (право владения, пользования и распоряжения);
2. приобретение прав пользования и распоряжения информационной системой, обслуживание которой производится разработчиком;
3. приобретение системы, разработанной для нескольких туристских фирм, обслуживание которой производится самим пользователем.
Наряду с очевидными плюсами создание индивидуальной системы требует много времени и обходится в десятки раз дороже, особенно, учитывая стоимость ее последующей модернизации. Третий же вариант предполагает наличие в штате высококвалифицированных программистов (уровень заработной платы которых не ниже 800$), что может себе позволить далеко не каждая турфирма. Оптимальным в российских условиях является второй вариант, по которому сегодня работает большинство туристских организаций: кроме приемлемой платы за установку и обслуживание, он предполагает бесплатное обновление эксплуатируемой системы и использование на льготных условиях дополнительных возможностей, предлагаемых ее разработчиками (размещение логотипа и рекламы фирмы на сервере разработчика, участие в электронных выставках и ярмарках, создание и поддержание собственной странички в Интернете и т.д.).
Завершающей “ступенькой” на втором этапе является отбор необходимой системы бронирования из числа альтернативных вариантов. Критерии выбора зависят от потребностей и возможностей фирмы. Наиболее распространенными требованиями при отборе той или иной системы бронирования являются ее стоимость, уровень сервиса (сопровождения), применимость на определенном рынке, оперативность выполняемых действий, функциональные возможности. Последние являются определяющим критерием при выборе, представляя собой совокупность технических требований, которым должна удовлетворять система бронирования мирового класса[2] . С учетом решения как первоочередных, так и перспективных задач, их можно разделить на пять основных групп:
1. Функциональные задачи, к которым, помимо основных выполняемых функций (реализация технологии автоматизированного бронирования услуг, предоставление подробной информации об участниках системы и их продуктах, ведение финансового учета, формирование отчетности и т.д.), относятся учет местных условий, возможность подключения к сети различных абонентов, совместимость с основными системами своего класса, функционирование в среде Windows и в сети Интернет.
2. Требования к режиму функционирования, который должен допускать возможность ввода, приема, передачи и обработки любой информации, а также круглосуточный режим работы и недопустимость длительной блокировки системы вследствие информационных перегрузок, возможность подключения новых и отключения старых, уже установленных, периферийных устройств без нарушения работы сети; информирование участников системы об изменении ее состава и обеспечение целостности и надежности передаваемых и хранимых данных. Кроме этого, система должна соответствовать одному из следующих типов – “гибкому”, предполагающему предоставление пользователям возможностей самостоятельно, без обращения к разработчикам, изменять форматы хранимых данных, формы документов, “горячие” клавиши; или “жесткому”, при котором внесение изменений потребует обязательного обращения к программистам (как показывает практика, более половины пользователей “гибких” систем не использует широкий круг предоставляемых им возможностей, ограничиваясь только стандартным набором функций).
3. Возможность дальнейшего развития и модернизации системы, что должно предусматриваться ее архитектурным решением. Пропускная способность системы должна быть достаточной с точки зрения количества подключенных сетевых ресурсов, разнообразия используемых технологий и протоколов соединения, а используемое оборудование должно обеспечивать переход на высокоскоростные технологии следующего поколения при минимальных затратах. Кроме этого, система должна поддерживать все стандартные интерфейсы и интегрировать различные виды информации (аудио, видео, текст и т.д.). Метод же подключения конкретного пользователя должен определяться индивидуально, исходя из его формы (туроператор, турагент, объект размещения и т.д.), а также требований производительности, стоимости и места расположения абонента.
4. Надежность. Используемое в системе программно-аппаратное решение должно гарантировать сохранность данных и программного обеспечения при отказах отдельных технических средств системы или аварийном отключении электропитания, а также быстрое восстановление системы в случае отказов за счет применения автоматических средств контроля работоспособности.
5. Конфиденциальность и внешние коммуникации, а именно: обеспечение идентификации связывающихся абонентов системы и защиты передаваемой по каналам связи информации, управление разграничением доступа; автоматический контроль нарушения правил доступа в систему (сбор информации о попытках несанкционированного доступа), организация удаленного доступа через средства телекоммуникаций и наличие интерфейсов выхода в основные GDS, а также взаимодействие с отечественными и зарубежными специализированными базами и банками данных.
Для правильной оценки вариантов и выбора системы, удовлетворяющей всем предъявленным в ходе отбора требованиям, на данном этапе возможно применение методов функционально-стоимостного анализа, потребительской оценки, а также метода определения конкурентоспособности ИПУ по техническим и экономическим показателям.
Окончательное решение по вопросу автоматизации принимается после расчета показателей эффективности внедрения информационной системы на объекте (см. Главу [3] (после внесения всех поправок), и, если требуется, дополнительных соглашений.
4. Заключение договора с провайдером на подключение и абонентское обслуживание в глобальной сети Интернет. При выборе провайдера необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
· репутация провайдера на рынке услуг Интернет;
· скорость связи с сервером (ping) – определяет, насколько быстро приходит от сервера ответ на любой запрос с компьютера. Чем меньше задержка, тем лучше: связь считается хорошей, если задержка составляет менее 200 миллисекунд;
· длина пути – количество промежуточных компьютеров (роутеров), через которые проходят любые данные, прежде чем попасть с компьютера на сервер (и обратно). Желательно, чтобы и этот параметр был минимальным, так как чем длиннее путь, тем больше вероятность того, что один из роутеров по пути будет перегружен и скорость связи снизится;
· скорость обмена данными – количество килобит, передающихся за секунду с сервера на компьютер. Минимальным считается параметр 4,4, максимальное же значение зависит от типа модема и от уровня загрузки сети;
· коэффициент потери пакетов – показывает, сколько процентов данных, посылаемых компьютером на сервер, теряется на просторах Интернет. Поскольку данные не доходят, они автоматически пересылаются повторно – хотя потерь и не происходит, на это тратится время. Поэтому, чем меньше коэффициент, тем лучше;
· стоимость услуг – средства, затраченные на подключение и пользование услугами провайдера. Рассчитываются, исходя из потребности пользователя в Интернете (количества часов в месяц): минимальная потребность – 5-7 часов, умеренная – 25-30 часов, из которых 5часов – в ночное или иное льготное время, а также потребность в неограниченном доступе. Исходя из этого, определяются и тарифные планы – фиксированная или почасовая оплата, неограниченный доступ;
· качество модемной связи – в большей мере зависит от конкретной АТС, с которой звонит пользователь.
Наиболее популярными московскими провайдерами на сегодняшний день являются Cityline, MTU Inform, Demos, Zenon NSP. Результаты тестирования качества предоставляемых ими услуг и некоторые технические характеристики приведены в приложении 18.
5. Заключение договора с банком оператора на открытие и обслуживание транзитного счета - для быстрого получения и автоматического отслеживания платежей, а также, при желании, для оплаты услуг, не покидая офиса.
Процедура переговоров длительна по времени – в зависимости от объемов и качества согласуемых вопросов, а также от степени занятости ответственных за переговоры лиц, она подчас занимает целый месяц.
После подписания всех необходимых соглашений процесс внедрения системы бронирования, а вместе с ней – и новых информационных технологий, начинает двигаться к своему завершению: в течение двух-трех дней провайдер произведет подключение к сети Интернет, а оператор услуг установит в офисе компании, наладит и произведет тестирование необходимого для работы в системе оборудования и программного обеспечения, параллельно проведя обучение сотрудников и, при желании, оказав помощь во внесении в систему первых данных (характерно для туроператоров).
После этого, как и полагается в любой компании, использующей в своей повседневной работе приемы маркетинга, необходим анализ полученного в ходе осуществления проекта опыта, а также контроль и управление происходящими в результате автоматизации изменениями.
При правильном осуществлении всех перечисленных этапов внедрения информационных технологий, а также при удачном стечении обстоятельств, экономический эффект от автоматизации не замедлит сказаться уже в течение двух-трех последующих после завершения проекта месяцев.
[4] , турагентства, туроператоров, объекты размещения и поставщиков услуг (см. Приложение 20), предоставляя им различные возможности по усовершенствованию и автоматизации своей деятельности на рынке туристских услуг России.
Поставщиками услуг (производителями) являются транспортные компании по перевозке пассажиров, экскурсионные бюро, предприятия питания и досуга (см. Приложение 3), а также объекты размещения, составляющие отдельную группу по причине того, что могут самостоятельно формировать свой турпродукт. Работа в системе гарантирует им расширение рынков сбыта, предоставление клиентам достоверной информации об оказываемых ими услугах, автоматизацию работы со сбытовой сетью, отсутствие перепродаж и избежание необходимости квотирования услуг между партнерами, возможность оперативного изменения оказываемых услуг и формирования различной статистической отчетности, оптимизацию управления и автоматическое отслеживание поступивших платежей.
Объектам размещения сотрудничество с СКА, кроме уже вышеупомянутых возможностей, обеспечивает снижение затрат на междугородние переговоры, проведение широкой рекламной кампании в сети Интернет и бесплатное участие в различных выставках. Дополнительно предлагается комплекс программ “Alean Tour System”, предназначенный для автоматизации деятельности санаториев, пансионатов и гостиниц.
Клиентами СКА являются потребители туристских услуг - частные лица и корпоративные клиенты. Для них обеспечивается сервис самого высокого уровня – предоставление актуальной и довольно обширной информации по интересующим направлениям, позволяя клиенту еще до приобретения путевки быть уверенным в качестве предоставляемых услуг; возможность выбора из широкого ассортимента услуг, бронирование, подтверждение и оформление всего за 5-10 минут, а также при договоре с банком “Платина” - оплата забронированных услуг, не выходя из дома или офиса.
Для туроператоров СКА предоставляет весь спектр услуг, которые только можно получить при пользовании автоматизированной системой бронирования международного класса, а именно:
· доступ к обширной информации, предлагаемой участниками туррынка;
· автоматизация технологических процессов (работа с сетью агентств, управление продажами и реализация турпродуктов 24 часа в сутки, самостоятельное описание и ввод продаваемых туров, регулирование цен, квот, комиссий и т.д.);
· доступ сотрудников к информации только в соответствии с должностными инструкциями (например, сотрудники, отвечающие за формирование и реализацию турпродукта, могут самостоятельно вносить изменения в описания туров, в то время как доступ к финансовой документации им запрещен);
· система безопасности, имеющая несколько степеней защиты информации от несанкционированного доступа в комплексе с возможностью регулирования ее полноты в системе (например, отдельный корпоративный клиент, имеющий доступ в СКА, получает только информацию, заранее определенную туроператором);
· снижение затрат как минимум в 20 раз по сравнению с использованием аналогичной системы на собственной технологической базе;
· дополнительная реклама, снижение затрат на прямую почтовую рассылку;
· адаптация сотрудников к использованию современных информационных технологий за счет простого и достаточно удобного в обращении меню (подготовка неопытных пользователей к работе в системе всего за несколько часов);
· возможность работы с другими туроператорами, контроль за их ценовой и продуктовой стратегиями;
· автоматизация документооборота, получение и анализ статистической информации (списки заезжающих, объем продаж по различным критериям, списки наиболее популярных объектов размещения, активных клиентов и т.д.),
· контроль за поступлением платежей и расчет с поставщиками, не выходя из офиса (при договоре с банком “Платина”).
Турагентства также получают свои преимущества при работе с СКА:
· сотрудничество с туроператорами, объектами размещения и клиентами в режиме on-line, доступ к информации о поступлении оплаты на счет продавца турпродукта;
· бронирование услуг и немедленное оформление необходимых документов в случае подтверждения, оплата забронированных услуг, не выходя из офиса;
· расширение собственного ассортимента предлагаемых продуктов за счет предложения услуг туроператоров и производителей, а также получение комиссии в размере 10% от стоимости их реализованных услуг;
· круглосуточная работа в системе, решающая проблему разницы часовых поясов между агентством и туроператором, и отсутствие сложного телефонного дозвона до туроператора, особенно в разгар сезона.
Как уже упоминалось, комплекс состоит из двух систем – ИПС и СБП, из которых последняя представляет наибольший интерес для пользователей услуг компании “Алеан”. Ее структура отображена на нижеследующем рисунке.
![]() |
Системный Комплекс Алеан | |||||||||||
ИПС | СБП | |||||||||||
Информационно-поисковая Система | Система бронирования и продаж |
|||||||||||
Системный блок №1 | Системный блок №2 | Системный блок №3 | ||||||||||
Производитель (поставщик) услуг | Оператор услуг, администратор продаж | Покупатель услуг |
Договора, квоты ус-луг и бронирование, списки заезжающих, акты сверки | Объекты размеще-ния, договора, кво-ты услуг и брониро-вание, счета и опла-та брони, акты све-рок и отчеты | Квоты мест и бронирование, состояние заявок, заявки и счета |
Рис. 2.2-1 Структурное построение СКА и системных блоков СБП
Системный блок №1, предназначенный для производителя услуг, отвечает за формирование условий тура и передачу квоты услуг оператору для обеспечения контроля за их реализацией, а также для получения отчетов.
Системный блок №2 создан для оператора услуг (субъекта туррынка, получающего или владеющего квотой) и администратора продаж (участника СБП, наделенного дополнительными правами по регулированию продаж в СКА) и предназначен для приема квоты услуг, подготовленных с помощью первого блока, формирования цен и предложений для покупателей услуг, составления списков заезжающих клиентов с автоматической передачей их производителю, сверок по расчетам за реализованные услуги, формирования нового пакета услуг и его корректировки.
Системный блок №3, предназначен для покупателя услуг. С его помощью осуществляется бронирование квоты услуг, выставленной на продажу оператором, контроль процесса прохождения у него заявки, просмотр и печать заявок, а также выписка счетов.
Все системные блоки имеют набор функций, использование которых зависит от уровня доступа конкретного пользователя СКА. Например, каждому работнику турфирмы присваивается персональный пароль, обеспечивающий ему доступ к информации того отдела, сотрудником которого он является (администрации, бухгалтерии, отдела по работе с клиентами и т.д.). Примерно также обстоит дело и с корпоративными клиентами.
Так как на туристском рынке практически все участники на сегодняшний день выполняют несколько функций (одновременно и производителя, и оператора, и покупателя), то каждый участник системы бронирования в зависимости от решаемых задач имеет возможность использовать как любой из блоков отдельно, так и их совокупность. Например, объект размещения формирует тур и предоставляет квоту услуг туроператору (блок №1) или напрямую частным клиентам и турагентам (блок №2). Для того же, чтобы отправить свой персонал в командировку, руководство объекта использует блок №3 (варианты использования блоков представлены в приложении 21).
На сегодняшний день, в виду сложившейся экономической ситуации, одной из основных проблем, связанных с деятельностью автоматизированных систем бронирования на российском рынке туристских услуг, является осуществление взаиморасчетов между участниками системы. В СКА способы осуществления платежей между производителем услуг, оператором и покупателем определяются договорами (см. Рис.2.2-2). Так, расчеты оператора с производителем услуг ведутся согласно заключенному между ними прямым договором, система же только формирует акт сверки, показывая суммы задолженностей.
Оператор услуг | Агентский договор | Покупатель услуг | ||||||
Туроператор | Туроператор | |||||||
![]() |
Ск Алеан | |||||||
Продукт | Брониро- | |||||||
![]() ![]() |
вание | Турагент | ||||||
Корпоративный клиент | ||||||||
![]() |
Объект размещения | Оплата | ||||||
![]() |
||||||||
Оплата | РКЦ “Алеан” | Оплата | ||||||
![]() |
||||||||
Компания “Алеан” | ||||||||
![]() ![]() |
Договор на обслуживание | Договор на обслуживание |
Рис. 2.2-2 Схема осуществления платежей между участниками системы
Заявка на забронированные услуги хранится в системе в течение трех дней, по истечении которых она либо переходит в разряд реализованных (при оплате), либо аннулируется с предварительным уведомлением продавца, который, при наличие прямого договора с СКА, вправе продлить ее. Кроме этого, система предполагает аннуляцию таким образом, чтобы избежать удаления той брони, по которой оплата произведена, но информация об этом в систему еще не внесена. При отсутствии же прямого договора между оператором и покупателем система автоматически аннулирует заявки по истечении срока бронирования.
В условиях нестабильной российской экономики, а также по ряду некоторых объективных причин (например, задержки платежа банком на срок более 3-х дней), опасности автоматического аннулирования заявки в равной мере подвергаются как организации, заключившие прямые договора с СКА, так и компании, у которых они отсутствуют. Во избежание подобной ситуации “Алеан” предлагает всем своим клиентам использовать собственный расчетно-кассовый центр. В этом случае, при поступлении средств покупателя на счет РКЦ “Алеан” сам вносит в систему информацию об оплате и переводит ее на расчетный счет оператора (см. Рис. [5]
Как видно из таблицы, наименее затратной является отечественная система, обладающая, к тому же, еще одним преимуществом: расходы на подключение к ее западным аналогам возрастают с увеличением числа используемых терминалов, в то время как затраты на подключение к Ск Алеан остаются неизменными (растут лишь затраты, связанные с приобретением дополнительного оборудования). Размер годовой экономии денежных средств при этом составил порядка 67000 долларов, что по курсу Центрального Банка Российской Федерации на 24 апреля 1999 года примерно равно 1650 тысячам рублей. Показатели же экономии использования зарубежных компьютерных систем бронирования несколько ниже и колеблются в пределах 40-65 тысяч долларов (см. Табл. 3-4). Расчет показателей эффективности также приведен в нижеследующей таблице, где общая сумма экономии увеличена на размер средств, поступивших в результате ликвидации оборудования в конце сроков проекта. Оценка производилась в размере 50% от объема первоначальных инвестиций, что, соответственно, в среднем составило 500, 510 и 375 долларов.
Табл. 3-4 Расчет средних показателей годовой экономии
и эффективности внедрения компьютерных систем бронирования
Наименование АСБ | Расчет | |||
Годовая экономия, $ (3-2) | Эффективность внедрения (3-1) | |||
Amadeus | 69240-(23225+33665)/2 | 40795 | 40795/(23225+33665)/2 | 1.45 |
Galileo | 69240-(2250+6800)/2 | 64715 | 64715/(2250+6800)/2 | 14.41 |
Ск Алеан | 69240-(1530+3100)/2 | 66925 | 66925/(1530+3100)/2 | 29.07 |
Основываясь на расчетах и данных экономико-математической главы дипломной работы, можно сделать выводы, что:
1. Предварительный анализ издержек туристской фирмы, способных оказать существенное влияние на финансовую осуществимость проекта внедрения информационных и компьютерных технологий, является неотъемлемым условием принятия решения руководством организации относительно видов и сроков автоматизации процессов создания и реализации туристских услуг.
2. Особенности анализа показателей эффективности в данной главе состоят в их расчете с точки зрения расходов: эффективность представляет собой отношение реальной экономии денежных средств, полученной в результате внедрения АСБ, и расходов по ее достижению.
3. Наименее затратным проектом оказалось внедрение отечественной системы бронирования – системного комплекса “Алеан”. Эффективность внедрения при этом превысила показатели аналогичных западных систем Amadeus и Galileo в 20 и 2 раза и в процентах составила 2907 (145 и 1441% соответственно).
4. Экономия средств при использовании СКА, показанная на примере 20 заявок на бронирование в день, составила в год около 67 тысяч долларов. При увеличении объемов бронирования на 10 заявок размер экономии увеличивается примерно на 50%.
Заключение
Туризм как часть услуг является наиболее привлекательной с экономической точки зрения и динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства, на долю которой приходится до 7% от мирового экспорта, что в абсолютном выражении сравнимо с доходами от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Данный бизнес характеризуют небольшие стартовые инвестиции, минимальный срок окупаемости, высокий уровень рентабельности и постоянно растущий спрос на туристские услуги как со стороны населения, так и организаций. По прогнозам российских экспертов, в ближайшие 10-15 лет туризм, при определенных сопутствующих условиях, мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов.
У кризиса, негативно отразившегося на всех без исключения предприятиях российской индустрии туризма, существует одна положительная сторона: несмотря на падение спроса на услуги в целом, сокращение штата квалифицированных сотрудников и снижение расходов на оплату труда и маркетинговую деятельность, заметно повысился интерес россиян к внутреннему туризму. Подтверждением тому служит прошедшая в марте 1999 года международная туристическая выставка Mitt’99, на которой отмечались активизация деятельности многих российских регионов и стабильный интерес к отечественному рынку со стороны зарубежных компаний. Выставка также показала готовность российского рынка к весенне-летнему сезону.
В условиях продолжающегося кризиса многие турфирмы вынуждены искать нетрадиционные варианты и методы решения своих проблем, одной из которых является проблема информатизации. Результаты исследования рынка туристских информационных технологий и анализ деятельности ряда туристских компаний, входящих в структуру холдинга ВАО Интурист, показали, насколько Россия отстает от стран, наиболее продвинувшихся в области информатизации турбизнеса.
Несмотря на то, что существующий рынок информационных технологий предоставляет на выбор более 30 вариантов специализированных программных продуктов для автоматизации работы турфирм, уровень технической оснащенности последних весьма низок. Этому сопутствует непонимание важности информации и возможностей информационных и компьютерных технологий как инструментов создания, продвижения и реализации турпродукта, а также стихийный характер управления ходом информатизации российской индустрии туризма – отсутствие разумного государственного регулирования сферы информационных технологий в туризме (что показал анализ существующего российского законодательства) и неразвитость национальных информационных сетей и систем, обеспечивающих взаимодействие всех участников рынка туристских услуг. Недостаточно внимания уделяется изучению состояния информатизации туристского бизнеса в наиболее развитых странах и анализу зарубежных программ внедрения информационных компьютерных технологий, автоматизирующих деятельность туристских фирм.
Проведенное исследование также показало, что центральное место среди современных информационных и компьютерных технологий в туризме занимают автоматизированные системы бронирования, интегрированные с сетью Интернет. В последнее время на смену традиционным лидерам в этой области - западным глобальным системам резервирования туристских услуг Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre - приходят отечественные разработки СКА, ТОС, Ключ, Тур Резерв, отличающиеся от зарубежных аналогов приемлемыми ценами, доступными как крупным компаниям, так и частным предпринимателям, а также учетом национальных особенностей регионального, финансового и законодательного характера, что делает их особо привлекательными для фирм, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме.
В ходе разработки во второй части дипломной работы методики внедрения информационных технологий на предприятиях отечественной индустрии туризма было экспериментально доказано, что внедрение данных систем автоматизации деятельности офисов туристских компаний позволяет повысить качество продукта и сократить затраты на поиск, сбор и обработку информации, обеспечить взаимодействие в режиме реального времени с участниками рынка, расширить ассортимент услуг, а также автоматизировать процессы ведения документации, отчетности, бухгалтерского учета. При этом эффективность внедрения российских систем в несколько раз превышает показатели западных аналогов.
В целом, анализ состояния рынка информационных технологий на примере одной лишь отрасли российской экономики - туризма, а также попытки разработать маркетинговые аспекты информатизации предприятий отечественного турбизнеса предоставили достаточные доказательства того, что пока еще рано говорить о переходе России к информационному типу общества, отличительными чертами которого являются становление и распространение современных информационных технологий во всех сферах деятельности, превращение информации в важнейший стратегический и экономический ресурс, становление рынка информационных продуктов и услуг, интеллектуализация общества в целом, развитие глобальных и появление национальных компьютерных информационных сетей и систем, а также свободный доступ населения к информационным источникам и ресурсам.
На фоне падения темпов производства, долларизации и криминализации отечественной экономики, неразвитости транспортной системы и средств связи, отсутствии стабильной политической и социальной ситуации в стране говорить о переходе России к информационному типу общества невозможно. Существующие на данный момент предпосылки, характерные лишь для Москвы и Санкт-Петербурга, требуют коренной реорганизации традиционных механизмов науки, производства, образования и управления. Создание на их базе информационной экономики, выдвижение на первый план сферы телекоммуникаций и производства информации становятся условием и одновременно следствием развития всей индустрии информатики. Что же касается сферы туристских продуктов и услуг, то будущее принадлежит системам автоматизации, ориентированным на внутренний туризм, обеспечивающим независимость в работе, высокую степень защиты информации и надежность хранимых данных, обмен информацией, бронирование туруслуг в режиме on-line, а также интеграцию с аналогичными западными и отечественными системами в национальные и глобальные сети.
Библиографический список использованной литературы
1. Автоматизированная система обслуживания турбюро. – Лондон: Leasco Systems Research, [1] Информационные продукты и услуги
2 Дальнейшее моделирование этапов автоматизации работы турфирм опирается на существующую практику внедрения АСБ (примечание автора)
[2] В разрозненном виде все основные приведенные требования содержатся в разных главах данной дипломной работы (примечание автора)
[3] Типовая форма договора приведена в приложении 17
[4] В данном случае имеются в виду индивидуальные туристы (частные лица) и корпоративные клиенты – пользователи информационных услуг компании “Алеан”
[5] Из расчета бронирования 20 сегментов в день (600 – в месяц)