Монополии сущность, причины их формирования и регулирование
СОДЕРЖАНИЕ: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Монополии: сущность, причины их формирования и регулирование»
Выполнил:
Студент Iкурса, дневного отделения,
группа № 3511/1-1
Матвиенко Артём Евгеньевич
Руководитель:
Старший преподаватель
Самсонов Р. А.
Барнаул 2009
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития монополий…….5
1.1 Сущность монополии и причины их формирования……………………….5
1.2 Негативные последствия монополизма и антимонопольное регулирование…………………………………………………………………………………13
1.3 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах…………….18
Глава 2. Регулирование монополизма в России.................................................23
2.1. Особенности монополизма в России.............................................................23
2.2. Антимонопольная политика в России……………………………..….........27
Заключение ………………………………………………………………………32
Список использованной литературы ………………………………………... 34
Приложение ……………………………………………………………………...36
2
Введение
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широкие слои населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности, которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР, достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже, действующих на рынке монополий.
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Система государственногорегулированияэкономики,сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше,
3
чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства.
Целью данной курсовой работы являются процессы исследования в монополизации и механизмов их регулирования в экономической системе.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Раскрыть сущности монополии;
2.Перечислить последствия монополии и объяснить необходимость антимонопольного регулирования;
3.Охарактеризовать особенности антимонопольного регулирования зарубежных стран и российской экономики.
Предметом исследования курсовой работы являются социально-экономические отношения, связанные с монополизмом и механизмами регулирования.
Объектом данной курсовой работы являются монополизм и механизмы его регулирования.
4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития монополий
1.1 Сущность монополии и причины их формирования
Несовершенная конкуренция - это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Их сравнительная характеристика приведена в Приложении . В данной работе наибольший интерес для нас представляет такая модель несовершенной конкуренции, как монополия. Рассмотрим ее подробно.
Монополии - это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой, на основе высокой степени концентрации производства и капитала, с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.1
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие
_____________________ 5
1 Борисов Е.Ф., Петров А.А. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 2004.-с. 176
монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.2
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избегать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина монополия. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова моно- один, полно - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма — производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более чистая монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: несовершенный конкурент (П.Самуэльсон), ценоискатель (П.Кейнс).
Монополии, благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов, создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, что-
6
_____________________
2 Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. – Таллинн: 2003. – с. 230
бы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIXстолетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «дети кризиса».
Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния, как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
7
Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIXвеке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.3
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но по содержанию это распределение частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.
Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний и принадлежит
8
3 Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Макроэкономика. Теория и российская практика. – М.: 2004.-c. 99
владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.
Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIXвека и в первые годы XXвека. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии - «Стандарт ойл», в автомобильной - «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).4
Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. В конгломератах, получивших
9
4 Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристь, 2005.- c. 317
развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов - результат усиления с середины XXвека концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала.
Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в обмене технологиями - 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже превосходят их.5
Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что вся большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар, в лучшей степени,
10
5 Корогодин А.О. Общая экономическая теория. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003.- с. 213
удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1.
Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в
отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.6
2.
Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может
окупиться.
3.
Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или
услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции
(услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если, предположим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значитель-
11
6 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - Киров: АСА, 2002.-с. 305
ное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) Природные монополии . Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) Технико-экономические монополии . Так условно можно называть монополии, возникновение которых, продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.7
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энер-
12
7 Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Макроэкономика. Теория и российская практика. - М.: 2004.-с.189
гетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально, это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста, несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.8
1.2 Негативные последствия монополизма и антимонопольное
регулирование
Важное экономическое последствие монополизма состоит в том, что монополист считает более выгодным продавать меньший объем продукции по более высоким ценам. Это означает, что монополия использует ресурсы менее рационально, чем конкурирующая фирма.
Монополия - это, как правило, крупная фирма, поэтому она может добиться низких издержек благодаря положительному эффекту масштаба (мелкие фирмы не получили бы такого эффекта). Но данный эффект не достигается полностью. Монополией трудно управлять, контролировать ее деятельность. Монополист в меньшей степени стремится внедрять новые технологии, чем предприниматель в условиях конкуренции. Поэтому его фактические издержки больше, чем минимальные. Издержки повышаются во многом и благодаря тому, что монополия осуществляет затраты на поддержание барьеров, препятствующих проникновению в отрасль других компаний.
Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффек-
_____________________ 13
8 Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. – М.: ИГЭА, 2003 – с. 108
тивное производство, при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересам потребителя. Выбора-то у потребителя все равно нет.
Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Всевластию же монополиста, в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль, ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей.
Представим себе, однако, что государственные органы пытаются решить проблему демонополизации «в лоб», путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм. Это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм. Малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек. Напомним: малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили всарайчике нельзя добиться столь же низких издержек, как на сбо-
14
9 Основы экономической теории. Под ред. Камаева В. Д. – М.: Вдладос, 2004 – с. 227
рочном конвейере АвтоВАЗа.
И это далеко не частный случай. Можно говорить о невозможности превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже, если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся не конкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты.
В силу названных причин, прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики - не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений. Какими же методами удается «укротить» монополистов? Этотвопрос особенно важен по отношению к естественным монополиям. 10
Ряд экономистов считают, что отсутствие конкуренции и желания монополиста полностью использовать имеющееся оборудование ослабляют стимулы к научно-техническому прогрессу, нововведениям, разрушают рыночную систему. Другие полагают, что, имея огромные финансовые средства, монополия располагает большими возможностями вести научные исследования, внедрять достижения науки и техники.
Негативные последствия монополизма приводят к искусственному образованию дефицита продукции и взвинчиванию цен; создают угрозу конкуренции, а, следовательно, и эффективности производства; возводят барьеры, препятствующие вхождению в отрасль, что при отсутствии конкуренции может привести к задержке научно-технического прогресса. Поэтому государство во всех странах проводит антимонопольную политику.
Антимонопольное регулирование - специфическая формагосударственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уров-
______________________ 15
10 Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2005. - с. 58
ня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики. Его можно определить, как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.
Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограниченной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными соглашениями (ЕС, ВТО).11
Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, впервые принятое в конце XIXв. в Канаде и США.
В настоящее время антимонопольное регулирование представляет собой гибкую систему постоянно действующих и мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности. Так, объединение фирм (вертикальное, горизонтальное, конгломеративное) нельзя считать заведомо отрицательным явлением, так как оно может повысить эффективность производства за счет снижения издержек путем роста масштабов производства и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.д.), способствовать решению финансовых проблем участников соглашения, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок и т.д.
16
11 Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2005.-с.77
Некоторые виды и формы монополий современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая захватывает значительную долю рынка путем выпуска уникального товара или внедрения новой технологии.
Правительства многих стран, учитывая достоинства и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства.
С усилением международной конкуренции и нарастанием глобализации чисто конкурентные цели антимонопольного регулирования в отношении слияний и поглощений начинают уступать место другой задаче — способствовать крупномасштабным слияниям в странах, чтобы сделать продукцию их национальных компаний более конкурентоспособной на глобальных рынках. По этому пути идут Япония, Европейский Союз и ряд других стран. Этот принцип, например, оказался решающим для ЕС в законе о слияниях, вступившем в силу в 1990 году. Согласно закону, слияния между высокоприбыльными и высокоэффективными европейскими фирмами являются способом повышения их конкурентоспособности на глобальных рынках. В этой связи некоторые исследователи рассматривают данный закон не как метод конкурентной политики, а скорее даже как инструмент промышленной политики ЕС в целом.12
Особенности и проблемы монополизма в нашей стране обусловлены, по мнению многих экономистов, тем, что наша страна долгое время жила в чисто монополизированной государством экономике. Именно поэтому ей так сложно было выйти из кризиса 90-х годов и приспособится к рыночным механизмам. Сейчас в нашей стране практически полностью монополизированы такие отрасли, как электроэнергетика, ЖКХ, добыча нефти и газа. В то время, как многие более развитые страны идут по пути смешанных систем, а не чистых монополий, и достигают достаточно показательных результатов.
17
12 Тотьев К. Государственная и естественная монополии. - СПб.: Питер, 2004.-с. 116
Многие экономисты выделяют несовершенство государственной политики в отношении монополий в нашей стране, в том числе и естественных. Все попытки реформирования зачастую являются импульсивными, недостаточно обоснованными, носят хаотический характер. Основная проблема здесь - несовершенство законодательной базы. Многие формулировки в законах не вполне корректны и допускают неоднозначную трактовку. Не установлены границы монополий, нет четкой политики ценового регулирования, задействованы далеко не все эффективные механизмы, направленные на оптимизацию экономического поведения естественной монополии .13
Несмотря на сложности, возникающие в процессе осуществления реформ в данной сфере, радует, что предпринимаются попытки для ее совершенствования. Например, проводятся преобразования на рынке электроэнергетики в пользу повышения конкуренции на нем. При этом было бы неплохо обращаться к опыту других стран и к теориям различных экономистов. Сложно дать строгие рекомендации и найти стандартные приемы в таких вещах, как управление и регулирование. Тут, как правило, приходится идти методом проб и ошибок. Но важно при этом научиться не наступать дважды на одни и те же грабли, что так часто, к сожалению, происходит в российской экономике.
1.3 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система, помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное
18
13 Экономическая теория. Под ред. Базылева. - СПб.: Нева, 2005.- с. 125
положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации
прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельностьпредпринимателей. 14
В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия
19
14 Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. - М.: Экономика, 2003.- с. 150
на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции. 15
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать вето. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по
20
15 Авдашева С.Б., Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учеб. пособ. - М.:2002. - С. 158
монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.
Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.
Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных методах правового регулирования, пресечения недобросовест-
21
ной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестнойконкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечениянедобросовестной конкуренции (Великобритания, США). 16
Основные документы государственного регулирования монополий зарубежных стран представлены в таблице 1.1
Страна | Законодательный акт | Правовые средства регулирования | Орган регулирования |
Великобритания | Закон о монополиях и контроле за ограничительной практикой (1948г), Закон о конкуренции (1980г) | Критерии общественных интересов, запрет антиконкурентных слияний и приобретений акций | Генеральный директорат по справедливой торговле |
Германия | Закон против ограничений конкуренции (1957г) | Запрет действий ведущих к ограничению конкуренции (по горизонтали, вертикали и т.п.) | Федеральная служба картелей |
ЕЭС | Римский договор (1957) |
Запрет договоров и индивидуальных злоупотреблений господствующим положением | Европейская комиссия |
Канада | Закон о конкуренции (1986г) | Попытки монополизации запрещаются в любой форме | Конкурентный Трибунал |
США | Закон Шермана (1890), Закон Клейтона (1914), Закон о ФТК (1914) | Запреты на вступление в договор (соглашение) или сговор, ограничивающие торговлю с целью монополизации | ФТК, Министерство юстиции |
Франция | Закон № 7 - 806, Декрет Правительства от 11.12.1986г. | Запрет ограничительной практики, регулирование цен лишь в отдельных сферах | Комиссия по конкуренции |
Япония | Закон против монополий (1947) с последующими поправками | Запрет монополизации частного бизнеса, дискриминации злоупотреблений рыночной властью | Комиссия по справедливой торговле |
Таблица 1.1 – Зарубежное законодательство о конкуренции
22
16 Экономика. Под ред. А.Н. Архипова. - М.: Проспект, 2003.- с.189
Глава 2. Регулирование монополизма в России
2.1. Особенности монополизма в России
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.17
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно - два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
23
17 Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- с. 218
Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли снизу в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались сверху и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создаватьконкурентную среду, проявляя политическую волю.18
Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законода-
24
18 Сухотин Ю.В., Богачев В.Н.; Монополизм и антимонопольная политика. - М.: Дело, 2003. - с. 85
тельство.
Сегодня, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц, федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития. 19
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже
операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих
25
19 Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. - Ростов-на-Дону: 2006.-c. 156
предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:
- наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
- ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
- совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды;
- согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.20
26
20 Колесов А.И., Исаенко Е.В., Рынок и антимонопольное регулирование. - М: 2001.- с. 6
2.2. Антимонопольная политика в России
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.
Первый в России антимонопольный нормативный акт - Закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства. Этот закон устанавливал, что:
1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;
2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;
3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и
фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;
27
4) при нарушении требований законодательства, Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.21
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 г. Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.
9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.
28
21 Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Макроэкономика. Теория и российская практика. - М.: 2004.- c. 137
Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. Однако, определяя роль государства в условиях развития рыночных отношений, необходимо учитывать и важнейший постулат рынка – способность его к саморегулированию.
Исторически в России сложилась ситуация активного вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность субъектов рынка. Органы исполнительной власти и местного самоуправления далеко не всегда могут найти адекватные рыночной экономике пути взаимоотношений с хозяйствующими субъектами. Они компенсируют это тем, что принимают акты и решения, осуществляют комплекс управленческих действий, направленных на ограничение, устранение или ущемление конкуренции как в целом на рынке, так и в отношении отдельных предпринимателей.22
8 июля 2006 года принят Государственной Думой Федеральный закон «О защите конкуренции».Этот Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
29
22 И.В. Князева: Антимонопольная политика в России.- М.: Омега-Л, 2006. - c. 275
13 мая 2007 года вступил в силу Федеральный закон №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, речь идет о введении «оборотных» штрафов за злоупотребление доминирующим положением, за картельный сговор и недобросовестную конкуренцию.
Теперь за грубые нарушения антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением на рынке или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию) недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15 % от выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение. Кроме того, «оборотные» штрафы будут применяться за недобросовестную конкуренцию, связанную с введением в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Также впервые в российское законодательство внесены положения, предусматривающие отмену наказания для компаний, которые добровольно прекращают свое участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях и сотрудничают антимонопольным органом в расследовании таких правонарушений.
В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства:
проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
30
проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях».
В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет. 23
31
23 www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба
Заключение
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю.
Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны, наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.
Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности».
Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в РФ была создана Федеральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления.
Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной кон-
32
курентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста.
Проведя исследования в данной области можно сделать общие выводы о необходимости существования Федеральной антимонопольной службы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящая вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Без (ФАС) рынок не смог бы выполнять, возложенные на него, функции товарообмена. Он является фундаментом конкурентности рыночной системы любого государства.
В заключении необходимо отметить, что результаты работы антимонопольных органов свидетельствуют о том, что проявления нарушений со стороны органов местного самоуправления не сокращаются и представляют более серьезную угрозу для конкуренции и развития предпринимательства даже по сравнению с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов. Одним из важнейших компонентов обеспечения социально-экономической стабильности и стратегии развития любого муниципального образования является активная деятельность субъектов малого предпринимательства и недискриминационная политика со стороны органов местного самоуправления в отношении доступа предприятий на рынок и обеспечение со стороны органов власти равных условий их функционирования.
33
Список использованной литературы:
1. Борисов Е.Ф., Петров А.А. Экономика. - М: Финансы и статистика, 2004. - 441с.
2. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. - Таллинн: 2003. - с. 230
3. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Макроэкономика. Теория и российская практика. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - с. 389
4. Булатов А.С. Экономика.- М.: Юристь, 2005. - с. 601
5. Корогодин А. О. Общая экономическая теория. - Воронеж: Издательство
Воронежского государственного университета, 2003. - с. 303
6. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - Киров: АСА,
2002. - с. 339
7. Основы экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос,
2004. - с. 416
8. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.:
Логос, 2005. - с. 402
9. Экономическая теория. Под ред. Базылева. - СПб.: Нева, 2005. - с. 338
10. Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. - М.:
Экономика, 2003. - с. 298
11. Экономика. Под ред. А.Н. Архипова. - М.: Проспект, 2003. –-с. 406
12. Тотьев К. Государственная и естественная монополии. - СПб.: Питер,
2004. - с. 289
13. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2004. - с. 312
14. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - с. 302
15. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Маркетинг, 2004. - с. 402
16. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. – М.: ИГЭА, 2003 - с. 108
34
17. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа. - М: 2001. - с. 148
18. Курс экономической теории. Под ред. Свирилова Д.А. - Киров: АСА,
2005. - с. 277
19. Колесов А.И., Исаенко Е.В., Рынок и антимонопольное регулирование. - М: 2001. - с. 68
20. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н.; Монополизм и антимонопольная политика. - М.: Дело, 2003. - с. 85
21. Экономическая теория. Под. Ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. - СПб.: Питер, 2004, - с. 118
22. И. В. Князева: Антимонопольная политика в России.- М.: Омега-Л, 2006. - c. 275
23. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба
35
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 - Характеристика различных форм рынков
Параметры (признаки рынка) | Формы рынков | |||
Совершенная | Монополистическая | Олигополия | Монополия | |
конкуренция | конкуренция | |||
Количество | много | много, но товар | мало (2 - 8) | один |
производителей | каждого из них | |||
(продавцов) | имеет существенные | |||
отличия | ||||
Количество | много | то же | два и более | один или |
покупателей | несколько | |||
Сила | очень сильная | сильная | слабая | отсутствует |
конкуренции | ||||
Доли на рынке | малые | малые | большие | весь рынок |
Доступ к рынку | открыт | затруднен | затруднен | блокирован |
Объем продаж | определяется | определяется | определяется | определяется |
конкурентоспосо- | конкурентоспособ- | конкурентоспо- | спросом | |
бностью и спро- | ностью, спросом и | собностью, | ||
сом на товар | сговором участников | спросом и | ||
сговором | ||||
участников | ||||
Политика | на основе закона | на основе спроса и | на основе | определяется |
ценообразования | спроса и | конкурентоспособнос- | спроса к | производителем |
предложения | ти | конкурентоспо- | лем | |
собности | (продавцом) | |||
Роль качества и | очень высокая | очень высокая | высокая | определяется |
конкуренции | ситуацией | |||
Роль рекламы в | высокая | высокая | очень высокая | определяется |
продвижении | ситуацией | |||
товара | ||||
Норма прибыли | незначительная | 2 - 8% | 8 - 20% | более 20% |
производителя | ||||
(ориентировочно) | ||||
Эффективность | очень высокая | высокая | средняя | низкая |
использования | ||||
ресурсов |
36