Внешний государственный долг
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, сущность и значение внешней задолженности. Особенности формирования и обслуживания внешнего долга России, а также общая характеристика ее основных кредиторов. Анализ и оценка внешней задолженности России, а также рекомендации по ее стабилизации.Содержание
Введение. 2
Глава 1. Определение и значение внешней задолженности. 4
1.1 Определение государственного долга. 4
1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику. 5
Глава 2.Формирование внешнего долга России. 9
2.1 Внешняя задолженность СССР. 9
2.2 Внешняя задолженность России. 10
2.3 Государственный внешний долг РФ на 2007 год. 12
Глава 3. Кредиторы Российской Федерации. 13
3.1 Парижский клуб. 13
3.2 Лондонский клуб. 15
3.3 Международный валютный фонд. 17
3.4 Коммерческие кредиторы.. 18
3.5 Всемирный Банк. 20
Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России. 22
Заключение. 24
Использованная литература. 25
Приложение №1. 27
Приложение №2. 29
Приложение №3. 31
Введение
В любой стране существуют проблемы и трудности, которые необходимо решить и преодолеть, чтобы занять достойное место в мире. Это проблемы экономического, социального, политического, духовного характера, которые очень важны, взаимосвязаны и требуют решения. Однако меня, как будущего экономиста, интересуют больше проблемы экономического характера. Они достаточно разнообразны: проблема занятости, устойчивости экономического роста, поддержания спроса, развития всех сегментов финансового рынка, проблемы платежного баланса, проблема накопленных Россией долгов в результате внешних и внутренних займов и т.д. Я хочу заострить свое внимание на проблеме государственного внешнего долга России, ведь она является одной из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения данной проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, характер поведения всех сегментов финансового рынка.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Экономические события последних лет показали, что вопрос управления государственным долгом переходит в разряд первостепенных, также можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Таким образом, цель моей курсовой работы - показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Глава 1. Определение и значение внешней задолженности
1.1 Определение государственного долга
Для начала, чтобы понять, что такое государственный долг, рассмотрим, что такое бюджетный дефицит, так как эти понятия связаны между собой. Бюджетный дефицит - это величина, на которую государственные расходы превосходят доходы в конкретном году. Государственный долг — это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг регламентируется ст.97 Бюджетного Кодекса РФ от 20 августа 2004г., из которого следует, что государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Государственный долг России может быть в форме [1] :
кредитных отношений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний долг регулируется постановлением правительства от 16 апреля 2003г. N 221 Об утверждении Правил погашения задолженности перед федеральным бюджетом, выраженной в иностранной валюте, государственными ценными бумагами и правами требования по обязательствам Российской Федерации, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации. Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и суммы основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
1.2 Влияние внешней задолженности на российскую экономику
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXIв. Данная ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Большинство государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств происходит по-разному, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, основанная на внешних заимствованиях.
Итак, обозначим причины возникновения государственного долга:
Войны - какая-то часть государственного долга может стать результатом дефицитного финансирования военных действий;
Спады - в периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически уменьшаются, образуется бюджетный дефицит;
Снижение налогов – это может привести к структурному дефициту федерального бюджета, то есть такому дефициту, при котором бюджет не будет сбалансированным;
Недостаток политической воли – хотя политики выступают против бюджетного дефицита, но конкретные предложения сократить расход или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.
Также необходимо рассмотреть характер взаимодействия внешнего государственного долга с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер, что способствует поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России, так как:
усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;
ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;
происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую, что значит, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне зависело от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение правильной, научно обоснованной стратегии управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.
Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены следующие факторы:
финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из заграницы;
цена внешних финансовых ресурсов;
степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.
Глава 2.Формирование внешнего долга России.
Хочу повторить, что проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе. Например, глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.
2.1 Внешняя задолженность СССР
Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991г., так и задолжность СССР, которую взяла на себя правительство России.
Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986г. сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989г. внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Факторами, способствующими нарастанию задолженности, являются:
нарастание кризисных тенденций в экономике страны;
сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках;
либерализация внешнеэкономической деятельности;
применение плавающих процентных ставок по кредитам;
привлечение в больших объемах кредитов в то время.
Еще $30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в период с 1988 – 1991гг., - когда западные государства предоставили СССР ряд много миллиардных кредитов. Следует напомнить, что перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Договор «О правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР» был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР, однако 7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором.
По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991г. $95,1 млрд. Долг иностранным правительствам составлял $57,2 млрд. Половина внешней задолжности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.
На краткосрочную задолжность приходилось около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы завышались. Заимствования с 1991 – 2000гг. оцениваются на уровне $60 млрд. Из всей суммы долга только 33% задолжности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры.
2.2 Внешняя задолженность России
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992г. $57 млрд. достиг в начале 1993г. $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993г. обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали:
дефицитность государственного бюджета;
заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли;
сокращение экспорта и т.д.
Несмотря на это, в 1993г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия, основанных на сопоставлении:
задолженности и долговых платежей с экспортом – от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза (15-20%), повышенной опасности - в 3 раза (25-30%);
задолженности и долговых платежей с ВВП - основной показатель финансовой устойчивости государства.
По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997г. внешний долг России составлял $123.5 млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998г. внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998г. составил уже - $156,6 млрд., а в 1999г. достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997 – 1998гг. затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
С 2000г. благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России.
2.3 Государственный внешний долг РФ на 2007 год
Глава 3. Кредиторы Российской Федерации
За последние годы инвесторы стали намного выше оценивать надежность России как заемщика благодаря улучшению всех долговых показателей страны, чему способствовали высокие цены на нефть.
Однако основой уверенности кредиторов в способности России исправно обслуживать внешний долг является постоянное увеличение Стабилизационного фонда.
3.1 Парижский клуб
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам.
Интересным моментом выступает подписание первым вице-премьером России А. Чубайсом в сентябре 1997г. в Гонконге Меморандума о взаимопонимании..., определяющего условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. Это означает, что Парижский клуб принял Российскую Федерацию в качестве равноправного партнера, что расценивалось как большое достижение новой российской дипломатии. По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их ВВП на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на $60 млрд. Итак, это был первый итог вступления в этот клуб.
Долг России Парижскому клубу составил на тот момент $38 млрд. и Россия взяла на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около $2,7 млрд. ежегодных выплат Парижскому клубу. Хочу заметить, что даже Советскому Союзу - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.
Другим ущемляющим интересы России фактом Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей.
И, наконец, в соответствии со статьями о равном подходе, включенными во все Соглашения с кредиторами Парижского клуба, Россия фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России двери по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020г. Это второй итог вступления России в Парижский клуб кредиторов.
В мае 2005г. в результате переговоров было подписано Соглашение о досрочном погашении долга. Хотя никаких скидок за досрочное погашение страна не получила (выплатила $15 млрд.), это позволило сэкономить в 2006г. около $6 млрд. Кроме того, благодаря этому соглашению Минфин РФ смог потратить средства Стабилизационного фонда на досрочное погашение внешнего долга. Достичь договоренности с Парижским клубом было непросто, однако в итоге стороны все же пошли на компромисс, соглашение не подписала только Швейцария.
Россия надеется, что в 2007г. ей разрешат досрочно погасить еще $10 млрд. долга. Вероятность этого очень высока, тем более что досрочные погашения становятся для Парижского клуба обычным делом, ведь Парижский клуб заключил соответствующие соглашения с Перу и Польшей.
3.2 Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков. Этот клуб сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского клуба Лондонский занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. На сегодняшний день в него входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет. Банковский консультативный комитет является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель Банковского консультативного комитета - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991г. На тот момент эти долги составляли - $32.3 млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992г. Осенью 1994г. на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей, всего в рамках Лондонского клуба было предоставлено 21 отсрочка.
В ноябре 1995г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали «Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга» ( предполагалось частичное списание долга) бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты. А 6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве Соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам - 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части:
основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN);
проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN).
Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997г. эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства.
В 2001г. долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому Клубу был переоформлен в обязательства Российской Федерации, 30% основной суммы долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того, что некоторые кредиторы по ряду причин не успели обменять принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись $18,3 млрд. и $2,8 млрд. соответственно.
В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям.
3.3 Международный валютный фонд
Международный валютный фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944г. в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
На сегодняшний день Международный валютный фонд:
координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере;
оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом;
консультирует своих членов по различным экономическим вопросам.
Ресурсы Международного валютного фонда состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований. Международный валютный фонд использует несколько механизмов финансовой помощи:
программы обычного кредитования «stand-by»;
программы расширенного кредитования «EFF»,
программы льготного кредитования (механизм расширенного финансирования структурной перестройки «ESAF» и механизм финансирования системных преобразований «STF»);
компенсационное и чрезвычайное кредитование «CCFF»;
дополнительное резервное кредитование «SRF».
Кредиты Международного валютного фонда могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике (на воплощение программы структурной перестройки, разработанной этим Фондом).
Россия уже использовала часть механизмов финансовой помощи Международного валютного фонда с 1992-1998гг., однако кредитование России было приостановлено в 1999 г. С 2000г. отношения России с Фондом вступили на новый этап, отличающийся двумя особенностями:
о значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности;
со стабилизацией валютно-финансового положения России.
Задолженность России Международному валютному фонду на 1 января 2003г. составила $6,5 млрд.
Вступление России в Фонд способствовало стабилизации денежного обращения и перестройке ее экономики, а одним из существенных факторов, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности( Россия подписала соглашение о реструктуризации задолженности как с Парижским, так и с Лондонским клубами кредиторов).
История кредитных отношений России с Международным валютным фондом показала, что консультации и поддержка на уровне экспертов, нередко заканчивались большими проблемами для России и перестав быть заемщиком Фонда, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальной систем с большим учетом своих национально-экономических интересов.
31 января 2004г. Россия полностью погасила долг Международного валютного фонда в размере $3,3 млрд., что сэкономило $204 млн. процентных платежей
3.4 Коммерческие кредиторы
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неeплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 4 января 1992г., оценивается примерно в $4 млрд. (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около $1,8 млрд. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются:
UBS;
AG/Zurich;
HERMES/Hamburg;
GML;
Ltd/London;
Eurobank/Paris;
EKF/Copenhagen;
FIMET/Helsinki;
VOSTOK/Praha;
Mediocredito Centrale/Rome;
Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.
12 апреля 2001г. в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской Федерации с ведущими клубами различных стран, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации.
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1 января 2007г. составила коммерческая $1,1 млрд.
3.5 Всемирный Банк
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон- Вудской конференции в 1944г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.
Наряду с Всемирным Банком группа Международного банка реконструкции и развития включает в себя:
Международную финансовую корпорацию;
Международную ассоциацию развития;
Многостороннее агентство гарантий по инвестициям;
другие международные финансовые организации.
Решения во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и Международном Валютном Фонде определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, США имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран (Большая семерка) в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.
Примечание: В 1996-1998гг. Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.
Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку на 1 января 2006г. составили $5,7 млрд.
Глава 4. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России
В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
1. поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
2. контроль за графиком долговых выплат;
3. минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности;
4. своевременное и полное выполнение обязательств, чтобы избежать начисления штрафов за просрочки;
5. обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств;
6. обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.
Несмотря на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
- отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
- разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
- создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
- согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.
Основным воздействием на эффективность государственной политики по обслуживанию внешнего долга оказывает, как известно, доверие к властям. Если доверие существует, то возникает большой выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а, так называемая, «цена ошибки» минимальна. В России при формировании политики по погашению внешней задолженности «цена ошибки» непомерно высока.
На сегодняшний день в мировой практике не существует примера радикального решения проблемы внешней задолженности. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов:
активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности;
грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с целью повышения благосостояния граждан.
Необходимо вносить корректировки в долговую политику, где важно следующее:
1. продолжение налоговой реформы, предполагающей дальнейшее сокращение налогового бремени и выпадающие доходы бюджетной системы;
2. реформирование межбюджетных отношений;
3. создание стабилизационного фонда, формирующегося за счет части доходов федерального бюджета;
4. проведение широкого спектра структурных реформ, вызывающих дополнительную нагрузку на бюджетные расходы.
Заключение
В своей работе я рассмотрела понятие, сущность, формирование, обслуживание и урегулирование внешнего государственного долга. Показала, что причинами возникновения данного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики. Выяснила, что в условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.
Увеличение платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран и одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Однако следует быть осторожным и контролировать внешние заимствования, чтобы не спровоцировать кризис, как например, более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией.
Что касается Российской Федерации, то положение ее, конечно, сложно, но не безнадежно. Как показывает статистика с 2000г. происходит «оживление экономики», что в свою очередь позволяет производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга. Чтобы устранить долговой кризис необходимо создать систему эффективного управления долгом, может даже создать особое агентство по управлению государственным долгом, а также для «сокращения» уплаты долга в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств.
При проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
Использованная литература
1. Андрианов В. Проблемы внешней задолжности России // Маркетинг. - №3. – 2003. – с.23-27.
2. Андропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – статья от 31.03.03.
3. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2003. – с.26-35.
4. Баринов А. Трудности прогнозирования инвестиционных проектов в условиях неопределенности российского рынка // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.119-135.
5. Белоусов Д., Солнцев О. Об использовании ресурсов Стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста // Проблемы прогнозирования. - №4. – 2005. – с.21-27.
6. Белоусов Д. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. - №1. – 2006. – с.3-50.
7. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. - №9. – 2003. – с.8-15.
8. Воронцов Г. Рынок долгов // Рынок ценных бумаг. - №18. – 2005. – с. 20-23.
9. Гнедовнц Д. Кредитные попечители // Профиль. - №11. – 2006. – с. 78-82.
10. Дыкин А., Барановский В. Россия и мир // Профиль. - №1. – 2006. – с. 30-35.
11. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. - №4. – 2005. – с.29-34.
12. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. – 2006. – с. 22-30.
13. Кузнецов Отношения России с МВФ // Мировая экономика и международные отношения. - №7. – 2002. – с.46-52.
14. Панфилов В. Денежно-финансовое обеспечение экономической динамики России // Проблемы прогнозирования. - №3. – 2004. – с.9-18.
15. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. - №1. – 2002. – с.31-33.
16. Третьяков В. Рейтинг относительной кредитоспособности России // Рынок долгов России. - №3. – 2006. – с.53-57.
17. Бюджетный Кодекс РФ (Электронная программа « Система Гарант. Платформа F1»)
18. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www.minfin.ru.
19. Официальный сайт: www.cbr.ru.
20. Официальный сайт: www.eeg.ru.
Приложение №1
Внешняя задолженность в периоды СССР и РФ
Годы |
Внешний долг |
Средне и долгосрочный долг |
Краткосрочный долг |
Отношение задолжности к экспорту, % |
Отношение задолжности к ВВП, %1 |
Коэффициент фактического обслуживания долга 2 |
1985 3 1986 1987 1988 1989 1990 1991 19924 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 |
28,8 33,5 30,7 38,5 38,3 41,5 42,2 45,4 53,8 54,8 59,4 70,3 67,2 96,6 105,8 100,4 112,7 103,9 119,9 108,6 120,4 103,0 125,0 100,8 123,5 91,4 156,6 102,7 167,0 103,5 |
21,4 23,3 29,7 31,0 35,6 47,6 54,4 |
6,9 7,4 8,6 11,2 18,2 11,8 12,8 |
102,9 114,6 122,4 126,3 152,8 176,8 178,2 197,4 189,1 176,6 148,3 141,1 139,9 211,9 212,0 |
3,0 2,8 3,0 3,0 3,7 3,2 2,2 97,0 61,3 43,0 33,7 28,9 29,2 120,5 95,8 |
20 29 28 25 25 56 44 4 5 7 9 8 8 13 13 |
Приложение №2
Внешний долг Российской Федерации в 2000-2004 годах (перед нерезидентами) (млрд. долларов США)
Примечания:
Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Кредиты, полученные от МВФ, до их полного погашения в 1 квартале 2005 года отражались в обязательствах органов денежно-кредитного регулирования.
2 Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.
3 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
Дата последнего обновления: 1 июня 2006 года.
Приложение №3
Внешний долг Российской Федерации в 2005 и 2006гг. (перед нерезидентами) (млрд. долларов США)
Примечание:
Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте.
Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
1 Ранее задолженность перед прочими официальными кредиторами учитывалась в составе прочей задолженности в структуре долга бывшего СССР. Обязательства перед прочими официальными кредиторами не включают просроченные проценты, которые учитываются в прочей задолженности.
2 Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.
3 Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.
4 Включается рыночная стоимость привилегированных акций, находящихся в собственности нерезидентов. Привилегированные акции классифицируются в качестве компонента внешнего долга в связи с обязательством эмитента выплачивать по ним дивиденды, при этом эмитент не несет обязательств выкупать их по рыночной цене.
Дата последнего обновления: 30 марта 2007 года.
[1] Ст. 98 «Формы долга РФ» Бюджетного Кодекса от 20 августа 2004 г.
1 Этот столбец рассчитан исходя из официального курса (до 1991 г. 0.6 руб. = 1 долл.)
2 Процентное отношение суммы обслуживания задолжности к стоимости экспорта.
3 До 1991 г. в первой строке данные Внешэкономбанка, Мирового банка, МВФ, не включающие задолжность странам СЭВ, а во второй - включающие задолжность странам СЭВ.
4 В первой строке общая сумма долга, а во второй - внешний долг СССР.