Муниципальный служащий

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1.Основы статуса муниципального служащего 3 Права и обязанности муниципального служащего 4 Регламентирование порядка муниципальной службы 13

Содержание

1.Основы статуса муниципального служащего. 3

2.Практическое задание. 19

Список литературы.. 23

1. Основы статуса муниципального служащего

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»[1] .

Основы статуса муниципального служащего регламентируются ст. 10 данного закона: «1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими».

Основные обязанности муниципального служащего закреплены ст. 12 Закона. Кроме того, статьи об обязанностях муниципальных служащих содержатся в законах субъектов РФ о муниципальной службе.

Обязанности каждого муниципального служащего индивидуализируются в трудовом договоре и должностной инструкции. Должностная инструкция - это документ, в котором регламентируются обязанности по каждой должности и содержатся требования к служащему, замещающему эту должность.

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, выплачиваемых за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не являются муниципальными служащими. Следовательно, на этих лиц не распространяется действие законодательства о муниципальной службе.

На лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не могут быть возложены обязанности муниципального служащего, к ним не применимы запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой. Эти лица не проходят аттестации в порядке, установленном для муниципальных служащих.

Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения этой категории лиц регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Смысл этих норм состоит в разграничении правового статуса лиц, осуществляющих публичные функции, и лиц, таких функций не осуществляющих и состоящих в трудовых отношениях, частноправовых по своей природе.

Права и обязанности муниципального служащего

Муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе.

К таким документам прежде всего относится трудовой договор. В трудовом договоре в обязательном порядке закрепляется трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием). Второй документ - должностная инструкция. Должностная инструкция регламентирует обязанности по каждой должности и содержит требования к служащему, замещающему эту должность.

В п. 2 ст. 11 ФЗ от 2. марта 2007 г. предусматривается право муниципального служащего на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на благоприятные условия, отвечающие особенностям управленческого труда. Эти условия определяются трудовым законодательством, а также специальными актами: положениями, инструкциями, рекомендациями, методическими указаниями.

В п. 3 закреплено право муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Оплата труда муниципального служащего является расходным обязательством соответствующего муниципального образования и финансируется за счет средств местного бюджета.

В п. 4 установлено право муниципального служащего на отдых. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Муниципальные служащие имеют право на все виды отдыха, предусмотренные этим Кодексом: перерывы в течение рабочего дня; ежедневный отдых; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска.

Пункт 5 регламентирует право муниципального служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. В целях реализации этого права муниципальный служащий имеет право запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными способами поиска, хранения и обработки такой информации. С этим правом муниципального служащего корреспондирует обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и организаций предоставлять такую информацию. Для придания этой норме работающего характера необходимо установление порядка запроса и получения информации муниципальным служащим.

В п. 6 речь идет о праве муниципального служащего на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Муниципальный служащий имеет право на информацию о дате, месте и об условиях проведения конкурса, которая подлежит опубликованию в официальных изданиях муниципального образования или обнародованию иным способом; на сообщение о результатах конкурса в письменной форме. Муниципальному служащему не может быть отказано в участии в конкурсе по признаку пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Такой отказ возможен по обстоятельствам, исключающим возможность поступления на муниципальную службу и нахождения на муниципальной службе (ч. 1 ст. 13). Муниципальный служащий участвует в конкурсе по собственной инициативе и независимо от того, какую должность муниципальной службы он занимает в момент проведения конкурса.

Пункт 7 содержит право муниципального служащего на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Это право корреспондирует с принципом профессионализма и компетентности муниципальной службы. Повышение квалификации может быть рекомендовано муниципальному служащему аттестационной комиссией по результатам аттестации.

В п. 8 говорится о праве муниципального служащего на защиту своих персональных данных. Персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Персональные данные по общему правилу относятся к категории конфиденциальной информации[2] .

Пункт 9 предоставляет муниципальному служащему право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений. В процессе реализации этого права муниципальный служащий имеет право изучить свое личное дело в полном объеме, снять копии с документов или сделать необходимые ему выписки. Муниципальный служащий не вправе требовать изъятия каких-либо документов из личного дела. Вместе с тем он может приобщить к личному делу свои объяснения.

Пунктом 10 предусматривается право муниципального служащего объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Это право муниципального служащего базируется на конституционном праве каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ[3] ).

Муниципальный служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством[4] , защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений.

Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[5] .

Соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца - важное средство взаимосвязи этих видов публичной службы.

По действовавшему ранее Федеральному закону от 8 января 1988 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещалось заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 11). В новом Законе такого запрета нет.

Для реализации права заниматься иной оплачиваемой работой муниципальный служащий должен соблюсти ряд условий:

-письменно уведомить представителя нанимателя о своем намерении;

-выполнять иную оплачиваемую деятельность только во внерабочее время;

-не допускать возникновения конфликта интересов.

К обязанностям муниципального служащего относятся следующие положения: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение базируется на конституционной основе.

Исполнение должностных обязанностей составляет основное содержание профессиональной деятельности муниципального служащего. Эти должные обязанности связаны с обеспечением исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Муниципальный служащий должен действовать строго в пределах своих полномочий, которые закрепляются в должностной инструкции и в трудовом договоре. Должностные обязанности муниципального служащего различаются в зависимости от органа, в котором осуществляется его деятельность, и от замещаемой должности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине служебных обязанностей рассматривается как дисциплинарный проступок (ст. 27). Злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий могут образовать составы уголовных преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ[6] .

Соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций корреспондирует с одним из основных принципов муниципальной службы - приоритету прав и свобод человека и гражданина. Эта обязанность означает, что права и законные интересы граждан и организаций определяют смысл и содержание деятельности местного самоуправления и муниципальной службы.

Важное направление реализации данной обязанности - работа с обращениями граждан. Этому вопросу посвящен Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[7] .

Обязанность соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией означает воздержание от совершения запрещенных этими локальными актами действий. Правила внутреннего трудового распорядка - это нормативный документ, которым регулируется внутренний трудовой распорядок в организации. Порядок работы со служебной информацией также часто закрепляется нормативно.

Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, корреспондирует с принципом профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Правовые основы системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки муниципальных служащих устанавливаются в законах субъектов РФ о муниципальной службе.

Муниципальный служащий обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Если исполнение должностных обязанностей муниципального служащего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то ему необходимо пройти процедуру допуска (ст. 21).

Муниципальный служащий обязан также не разглашать сведения, касающиеся частной жизни граждан или затрагивающие их права. Эта обязанность вытекает из статьи 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1).

Обязанность муниципального служащего беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, предполагает, что любые действия с этим имуществом должны быть разумными, экономными и эффективными. Эта обязанность тесно связана с запретом использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество.

Муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). Речь идет о сведениях, отражаемых в личном деле муниципального служащего. Непредставление установленных сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относится к числу обстоятельств, исключающих возможность для муниципального служащего находиться на муниципальной службе.

Муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства. Формулировка этой обязанности не представляется корректной, поскольку она не учитывает то обстоятельство, что на муниципальной службе могут состоять граждане иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.

Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Законом № 25-ФЗ и другими федеральными законами. Несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой относится к числу оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим (п. 3 ч. 1 ст. 19).

Муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего в комментируемом Законе понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, лиц, с которыми он состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Закрепление этой обязанности призвано способствовать очищению муниципальной службы от негативных наслоений, борьбе с коррупцией.

По действовавшему ранее Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» права и обязанности муниципальных служащих не детализировались. В Законе содержалась лишь отсылочная норма о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с этим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ (ст. 10).

Муниципальному служащему запрещается выполнять неправомерные поручения. Неправомерными следует считать поручения, предполагающие совершение действий, нарушающих законы или иные нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, муниципальные правовые акты, а также действий, выходящих за пределы должностных полномочий муниципального служащего.

Муниципальный служащий обязан письменно обосновать неправомерность поручения и в случае подтверждения поручения руководителем письменно отказаться от его выполнения.

Если в результате выполнения неправомерного поручения муниципальный служащий совершил уголовное преступление, административное правонарушение или дисциплинарный проступок, то он привлекается к соответствующему виду юридической ответственности.

Данное положение включено в Закон о муниципальной службе впервые. Действовавший ранее Федеральный закон не регулировал эти отношения.

Регламентирование порядка муниципальной службы

Профессиональная служебная деятельность муниципального служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента муниципального органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему соответствующую должность, а также к образованию, стажу государственной или муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность муниципального служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом муниципального органа, задачами и функциями структурного подразделения муниципального органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности муниципальной службы;

3) перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с муниципальными служащими того же муниципального органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом муниципального органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности муниципального служащего.

Результаты исполнения муниципальным служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы или включении муниципального служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению муниципальной службой.

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случаях, указанных в ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Данная статья предусматривает условия, ограничивающие прием на муниципальную службу и нахождение на ней. Данные ограничения устанавливаются для достижения следующих целей:

-предупредить злоупотребление муниципальными служащими своим должностным положением;

-обеспечить наиболее эффективное исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей;

Достижению первой цели способствуют следующие условия, ограничивающие прием на муниципальную службу и нахождение на ней:

- муниципальными служащими не могут быть лица, осужденные к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

- не допускается совместное прохождение муниципальной службы, при условии наличия подчиненности лицами, находящимися в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- условием, исключающим прием или нахождение на муниципальной службе, является прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

- условием, исключающим прием или нахождение на муниципальной службе, является наличие гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

- гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

- гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Лишение права занимать должности муниципальной службы - мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в запрещении занимать должности в органах местного самоуправления. Данный вид наказания применяется на срок: а) от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания; б) от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В последнем качестве лишение права занимать определенные должности может быть назначено (в отличие от штрафа) и в том случае, если оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления (в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью) и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности. Если данное наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК как одно из основных видов наказания, то оно не может быть применено в качестве дополнительного.

Если муниципальные служащие не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность, уголовно-исполнительная инспекция направляет в их адрес представление. Если и после этого данное наказание не исполняется, то уголовно-исполнительная инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

Новый закон о муниципальной службе предусматривает исчерпывающий перечень родственников и свойственников, совместное прохождение муниципальной службы которыми не допускается. К их числу относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов.

Муниципальными служащими, если иное не предусмотрено международными договорами, могут быть только российские граждане. Более того, установлено ограничение для лиц, имеющих двойное гражданство, они также не могут быть приняты и находиться на государственной службе.

Особо следует подчеркнуть то, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а также находиться на ней в случаях:

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

- непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные ограничения связаны с тем, что органы местного самоуправления должны обладать необходимой информацией о личности муниципального служащего, состоянии его здоровья, профессиональной подготовке, а также имущественном положении.

Вторая цель достигается путем установления следующих ограничений:

- граждане не могут быть муниципальными служащими в случае их признания недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

- гражданин не может находиться на муниципальной службе в случае его отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

- гражданин не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- гражданин подлежит увольнению с муниципальной службы при достижении им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Необходимыми условиями эффективности деятельности гражданина в качестве муниципального служащего являются его возраст, профессиональная подготовка и состояние здоровья.

На муниципальную службу могут быть приняты лица в возрасте от 18 до 65 лет.

При этом не допускается прием на муниципальную службу недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. Гражданин признается судом недееспособным, если страдает психическим заболеванием, которое препятствует осознанию им значения и последствий своих действий. Суд признает гражданина недееспособным, если гражданин злоупотребляет алкогольными, наркотическими или психотропными средствами, но только при условии, что такое злоупотребление ставит в тяжелое материальное положение его семью.

2. Практическое задание

1. Законспектировать ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8] устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

В главе 1. раскрываются общие положения закона: дается понятие местного самоуправления, раскрывается право граждан на осуществление местного самоуправления и др.

Федеральный закон существенно меняет концепцию местного самоуправления. В наибольшей степени изменениям подвергаются территориальные основы местного самоуправления (гл 2).

Новый Федеральный закон предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом территории городских и сельских поселений входят в состав территории муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление.

Каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа (гл. 3).

Закон в главе 4 регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы, регулирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Закон в главе 5 расширяет перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, включая в него многие формы, существующие и в настоящее время, но не нашедшие отражения в федеральном законодательстве. К этим формам относятся следующие: местный референдум, муниципальные выборы, сход жителей муниципального образования, отзыв выборных лиц местного самоуправления, голосование жителей по выявлению мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление и др.

Закон очень подробно регулирует систему органов местного самоуправления вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации (гл. 6).

Закон предусматривает особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, городах-наукоградах, на приграничных территориях (гл. 11).

3. Составить схемы


правовая и социальная защищенность муниципальных служащих

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей

внепартийность муниципальной службы


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197-ФЗ// Рос. газета. – 2001. – 31 дек.

3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2.03.2007. № 25-ФЗ // Российская газета. – 2007. – 7 марта.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.

6. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.

7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: ФЗ от 15.02. 2001. № 166-ФЗ// Рос. газета. – 2001. - 20 дек.

8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2.05.2006. № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 19. - Ст. 2060.

9. Козбаненко В.А. Публично-правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3. – С. 3-7.

10. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. А.Н. Козырина // СПС «Консультант Плюс», 2007.

11. Мокрый В.С. Развитие федерального законодательства о муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 2. – С. 11-15.


[1] О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2.03.2007. № 25-ФЗ // Российская газета. – 2007. – 7 марта.

[2] О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.

[3] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.

[4] Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197-ФЗ// Рос. газета. – 2001. – 31 дек.

[5] О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: ФЗ от 15.02. 2001. № 166-ФЗ// Рос. газета. – 2001. - 20 дек.

[6] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

[7] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2.05.2006. № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 19. - Ст. 2060.

[8] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.

Скачать архив с текстом документа