Музыкальная жизнь и театр на Кубани во второй половине 19 века

СОДЕРЖАНИЕ: РЕФЕРАТ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ Музыкальная жизнь и театр на Кубани во второй половине 19 века Работу выполнила: Ершова Александра Алексеевна

РЕФЕРАТ ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ

Музыкальная жизнь и театр на Кубани во второй половине 19 века

Работу выполнила:

Ершова Александра Алексеевна

ученица 8 «А» класса

МОУ СОШ № 55 г.Краснодара

Краснодар, 2011

Одна из замечательных особенностей Кубани - наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта. Приобретался он в процессе пения на сельскохозяйствен­ных работах, в период прохождения военной службы, на ежегодных военных сборах.

Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничных застольях, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено пение на улицах.

Особую роль в музыкальной жизни, в развитии и укреплении певческих традиций играли войсковые пев­ческие и музыкантские хоры.

Наряду с произведениями духовного содержания, сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др. певческий хор исполнял народные песни в обработке кубанских музыкальных деятелей -М. Бибика, Г. Концевича, И. Байдня.

Свыше 14 лет регентом Войскового хора был Григорий Митрофанович Концевич. С 1892 по 1906 г. он - регент хора; с октября 1910 г. - учитель пения и собиратель кубанских казачьих песен.

С 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет уче­ник Концевича Я.М. Тараненко. При нём хор переживает творческий подъём. Выступления перед публикой сделали этот замечательный коллектив знаменитым.

Главенствующее место в деятельности войсковых хоров отводилось церковной музыке.

С Войсковым хором связаны первые шаги в области кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга прина­длежит Г. М. Концевичу. Здесь он собрал и издал в собст­венной обработке более 200 кубанских песен.

Важное место в собирании кубанского песенного фольклора принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю.

Имя знаменитого оперного исполнителя Василия Петровича Дамаева - уроженца станицы Отрадной - было известно не только в России. Не имея материальной воз­можности, Василий Дамаев никогда не смог бы получить музыкального образования. Случайно его пение услышал московский театрал И. Л. Гар. Он заинтересовался судьбой парня, направил Дамаева в Москву - с письмом к своей сестре В. П. Козловской, имеющей отношение к музыкаль­ным училищам.

Три года постижения высот оперного искусства увен­чались блестящим успехом. 30 августа 1908 г. состоялся дебют В. Дамаева. Газета «Русское слово» писала об этом спектакле: «В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию». Голосом певца был восхищён и Ф. И. Шаляпин:

«За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием».

В 1909 г. В. П. Дамаев вместе с Ф. И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне. Париж, Бер­лин, Лондон... Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина» встретили восторженный приём у загра­ничного слушателя. В. П. Дамаев много ездил по стране с гастролями, приезжал и в родную Отрадную, давал кон­церты для земляков.

Театр. Первые театральные спектакли появились на Кубани ещё в сороковых годах XIX в. усилиями любите­лей, странствующих актёров. Но уже во второй половине XIX в. Екатеринодар был известен как город заядлых театралов. Начиная с 80-х годов сюда приезжают на гаст­роли известные театры. Представления проходили в Лет­нем театре городского сада, на ярмарках, в зале городской Думы (ныне помещение Дома офицеров).

Первый спектакль для народа в Екатеринодаре был дан 21 апреля 1894 г.

Организатором спектаклей в городе выступило Екатеринодарское благотворительное общество. Постановки шли по праздникам и в воскресные дни на сцене Дмитри­евского училища.

Значение любительских спектаклей в культурной жизни Кубани трудно переоценить. Они были возможнос­тью для жителей Кубанской области приобщиться к куль­туре, просвещению, театру.

Первые театральные здания в городах региона носили характер деревянных летних построек с керосиновым освещением и печным отоплением. В последнее предреволюционное десятилетие начали возводиться театры каменные, с электрическим освещением, паровым отоплением, с большим залом (1000-2000 мест) и полным набором необходимых подсобных помещений (артистические уборные и проч.), с просторными фойе, буфетами. Антрепренеры и владельцы театральных помещений стремились привести техническое состояние зданий в соответствие с передовыми стандартами тех лет. Театральные помещения, пригодные для спектаклей в зимнее время, строились городскими властями и частными лицами.

Важным элементом являлись помещения, пригодные для театральных постановок (здания народных домов, учебных заведений, различных обществ и собственно здания театров), построенные по распоряжению городских властей или в результате частной инициативы. Налицо было стремление антрепренеров и владельцев театральных помещений совершенствовать техническое состояние зданий, приводя их в соответствие с передовыми стандартами театральных сооружений. Так регион получил первые зимние театры: сначала построен зимний драматический театр в Армавире (1908 г.), год спустя - в Екатеринодаре. Каменный зимний стационарный театр в санаторно-гостиничном комплексе «Кавказская Ривьера» (Сочи) также возведен в 1909 г.

Лушим гастрольным временем был сезон, совпадавший с наплывом курортной публики. Это обусловило преобладание летних театров, которые закрывались с наступлением холодов. Первый летний театр на Черноморском побережье возник в Новороссийске в 1888 г. В конце XIX в. моду на курзалы, предназначенные для увеселения курортной публики, переняли курорты Черноморского побережья (Анапа, Геленджик).

Местные органы власти заботились о достаточно высоком художественном уровне гастролирующих коллективов. Городская Управа в лице специальной структуры - театральной комиссии - ведала городскими театрами, театральным имуществом.

Комиссия контролировала деятельность антрепренеров, утверждала репертуар, следила за качеством исполнения пьес и за выполнением оговоренных в контракте финансовых обязательств перед городом.

Стационарных театральных трупп на Юге, практически, не было. Антрепренеры, заключившие контракт с владельцами помещений или местными властями (когда шла речь об аренде городской собственности), комплектовали труппу, вводя в нее одну-две столичные знаменитости. Возникновение более менее крепких вольных антреприз, строительство новых, вместительных и хорошо оборудованных театральных зданий, а главное, - упрочение у всех слоев городской публики интереса к театру способствовали успеху гастрольной деятельности столичных актеров.

Южные гастроли, особенно в летнее время, были привлекательны для большинства трупп. Однако сравнительно небольшая численность жителей (постоянный состав публики) диктовала необходимость в частой смене не только репертуара, но и исполнителей. Условия для более или менее длительного пребывания трупп в провинциальных городах сложились далеко не сразу, а только со временем.

Скачать архив с текстом документа