Внешняя торговля как форма ВЭД необходимость, структура, регулирование

СОДЕРЖАНИЕ: Внешняя торговля как форма ВЭД: необходимость, структура, регулирование. (внешнеэкономическая деятельность) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

1.

2. Внешняя торговля как форма ВЭД:

необходимость, структура, регулирование.

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Внешняя торговля является одним из видов ВЭД.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг, осуществляемая преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.

Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Преимущества участия в международной торговле:

· интенсификация воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах является следствием усиления специализации, создания возможности для зарождения и развития массового производства, повышения степени загруженности оборудования, роста эффективности внедрения новых технологий;

· увеличение экспортных поставок влечёт за собой повышение занятости;

· международная конкуренция вызывает необходимость совершенствования предприятий;

· экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.

Структура внешней торговли

Экспорт (export) в экономике — вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

Импорт (от importo — ввозить, привозить, вводить) — ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % — до $735 млрд (по данным Федеральной таможенной службы)[1] . Положительное сальдо составило $201,2 млрд.

Экспорт из России:

Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, продовольствие.

Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %.

Крупнейший импортёр товаров из России — Нидерланды ($36,3 млрд, 2009).

Продукция ТЭКа

В 2006 году Россия экспортировала через морские порты 84,0 млн тонн нефтепродуктов, из них 26,1 млн тонн через порты соседних стран, в том числе 21,2 млн тонн через эстонские порты.

По итогам 2009 года Россия находилась на втором месте в мире по экспорту нефти и на первом месте в мире по экспорту природного газа.

В 2009 году из России было экспортировано 17,9 млрд квт*ч электроэнергии на сумму $789 млн.

Вооружения

Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доле США (32 %).

В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей ($8,8 млрд). Согласно данным СИПРИ, доля поставок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составила для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений.

1 марта 2007 года указом президента России В. В. Путина единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции.

Динамика экспорта пшеницы из России в 1996—2009 годах, в млн тонн

Динамика экспорта машин и оборудования из России в 1994—2009 годах, в $млрд

Динамика экспорта из России программного обеспечения и услуг по его разработке в 2002—2008 годах, в $млрд

По итогам 2009 года, объём экспорта вооружений из России составил $7,4 млрд, портфель заказов «Рособоронэкспорта» за этот год вырос с $22 до $32 млрд.

Пищевая и табачная продукция

В 2006 году Россия экспортировала 30 тыс. тонн икры минтая на сумму около $350 млн.

С октября 2008 года по март 2009 года из России было экспортировано 785 тыс. тонн кукурузы. По итогам 2009 года было экспортировано 1,4 млн тонн кукурузы. Основные покупатели российской кукурузы: Египет, Турция, Сирия, Иран, Испания.

В 2006 году Россия экспортировала 9,7 млн тонн пшеницы и меслина на сумму $1,37 млрд. За 2009 год из России было экспортировано 16,8 млн тонн пшеницы на сумму $2,7 млрд. По данным на начало 2010 года, Россия находится на 3-м месте в мире по экспорту зерновых (после США и Евросоюза) и на 4-м месте в мире по экспорту пшеницы (после США, Евросоюза и Канады). Управляющий Amundi Funds Global Agriculture Николя Фрагно прогнозирует, что в 2010 году Россия по экспорту зерна может вплотную приблизиться к Евросоюзу.

В 2009 году из России было экспортировано водки на сумму $121 млн. В 2009 году из России было экспортировано около 20 млрд сигарет.

Российская пивоваренная компания Балтика экспортирует свою продукцию в 46 стран мира.

Машины и оборудование

В 2009 году из России было экспортировано машин и оборудования на $17,9 млрд, в том числе в страны за пределами СНГ — $11,8 млрд, в страны СНГ — $6,1 млрд. С 1999 по 2009 год суммарный экспорт машин и оборудования из России увеличился в 2,3 раза, их экспорт в страны за пределами СНГ — 2,0 раза, в страны СНГ — в 3,2 раза.

Автомобили

В 2008 году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму $1,7 млрд.

Большая часть физического объёма экспортируемых из России грузовых автомобилей поставляется в страны СНГ.В 2009 году стоимостный объём экспорта грузовых автомобилей за пределы СНГ ($201 млн) впервые с 2002 года превысил объём их экспорта в СНГ ($189 млн). С 2004 года большая часть физического и стоимостного объёмов экспортируемых из России легковых автомобилей поставляется в страны СНГ.

Авиация

В 2007 году был подписан твёрдый контракт на поставку армянской авиакомпании Armavia двух российских самолётов Sukhoi Superjet 100.

В 2010 году был подписан твёрдый контракт на поставку малайзийской авиакомпании Crecom Burj Berhad 50 российских самолётов МС-21.

В 2010 году был подписан твёрдый контракт на поставку индонезийской авиакомпании Kartika Airlines 30 самолётов Sukhoi Superjet 100.

Химическая продукция

В 2009 году из России было экспортировано 3,1 млн тонн аммиака на сумму $626 млн, 814 тыс. тонн метанола на сумму $156 млн, 22 млн тонн минеральных удобрений на сумму $5,6 млрд, 702 тыс. тонн синтетического каучука на сумму $1,2 млрд.

Металлургическая продукция

Динамика экспорта продукции чёрной и цветной металлургии из России в 2000—2007 годах, в $млрд

По данным на 2007 год, Россия занимает 3 место в мире (после Китая и Японии) по экспорту стальной продукции (27,6 млн тонн в год). По данным на 2008 год, Россия занимает 1-е место в мире по экспорту алюминия и экспорту никеля.

В России действует Союз экспортёров металлопродукции России.

Алмазы

В 2006 году из России было экспортировано 35 млн каратов алмазов на сумму $1,7 млрд.Основные импортёры российских алмазов: Евросоюз, Израиль, Объединённые Арабские Эмираты.

Программное обеспечение

В 2008 году объём экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке из России составил $2,65 млрд, что в 7,5 раз превышает показатель 2002 года.

Импорт в Россию

Импорт в Россию в 2008 году увеличился по сравнению с 2007 годом на 33,6 % и составил $266,9 млрд.

Крупнейший импортёр товаров в Россию — Германия ($21,2 млрд, 2009).

Импорт электроэнергии в Россию сократился с 12,2 млрд кВт*ч в 2004 году до 3,1 млрд кВт*ч в 2009 году.

Пищевая и табачная продукция

В 2000—2002 годах объём импорта пищевых продуктов в Россию превышал объём их экспорта из России. Аналогичная ситуация наблюдалась практически во всех европейских странах, за исключением Франции, Швеции и Германии.

С 2006 года абсолютные объёмы импорта мяса птицы в Россию почти постоянно сокращаются: с 1,33 млн тонн в 2005 году до 0,99 млн тонн в 2009 году. Удельный вес импортной продукции на российском рынке мяса птицы уменьшился с 65 % в 1997 году до 28 % в 2009 году.

Регулирование внешней торговли:

Министерство внешних экономических связей РФ (МВЭС) участвует в формировании внешнеэкономической политики контроле за её реализацией разработке механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, подготавливает предложения о заключении международных договоров, обеспечивает их реализацию, осуществляет оперативное нетарифное регулирование ВЭД: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, и др.

Министерство экономики Российской Федерации разрабатывает экономическую и внешнеэкономическую стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностранных инвестиций, осуществление совместных программ и проектов, использование иностранных кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет руководство валютными резервами страны.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет валютный контроль и определяет правила валютных операций.

Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации участвует в разработке и реализации таможенной политики России: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру ВЭД, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины, проводит таможенное оформление и др.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю Российской Федерации координирует межотраслевые вопросы контроля над ВЭД: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников ВЭД.

Внешэкономбанк ведет учет по активам и пассивам всех внешних и внутренних долгов России и осуществляет их реструктуризацию, занимается укреплением дисциплины международных расчетов.

Российский экспортно-импортный банк является банком - агентом Правительства РФ и осуществляет функции но финансированию экспорта.

Представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о происхождении товаров.

3. Государственные органы и методы регулирования

внешней торговли.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.

Фритредерство - это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.

Таможенно-тарифные методы

Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации О государственном регулировании внешнеторговой деятельности предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы.
Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе Российской Федерации О таможенном тарифе.

Таможенный тариф - это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с I января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Нетарифные методы регулирования

Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, Количественные ограничении могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаше всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Нетарифные методы, т. е, различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья люден, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др., используются в той или иной степени всеми странами мира, хотя ГААТ, а затем и ВТО поставили задачу максимально упразднить такие меры и перейти к регулированию внешней торговли только тарифными методами.

Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензии. Лицензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством.

Лицензии бывают разовыми и генеральными. Последние оформляются сроком на 1 календарный год. Предприятие для получения лицензии обращается к уполномоченному МВЭС в регионе, который в соответствии с установленной процедурой рассматривает заявление и принимает соответствующее решение.

При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии па экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.

Количественный контроль - это контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или стоимости (квоты).

Существует несколько видов количественных ограничений. Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование - это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. Например, торговля текстилем и одеждой подлежит количественному регулированию на многосторонней основе.

Распределение квот осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить конкуренцию между участниками ВЭД.

Контроль за качеством товаров, ввозимых на территорию России, должен соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям России. Для ряда товаров в соответствии с Законом Российской Федерации О защите прав потребителей введена обязательная сертификация товаров и услуг, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. Перечень товаров, требующих подтверждения качества и безопасности, утверждается Госстандартом совместно с ГТК. В него входят продукты питания, товары для детей, парфюмерно-косметические и туалетные средства, бытовая техника и др.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта могут вводиться как защитные меры, т. е. отступление от принципов свободной торговли, диктуемое необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.

В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др.

Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а, следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

4. Задача.

Определите сальдо платежного баланса государства по текущим счетам:

«Экспорт товаров» - 120 млрд долл.;

«Импорт товаров» - 150 млрд долл.;

«Чистые денежные переводы» - 25 млрд долл.;

«Экспорт услуг» - 35 млрд долл.;

«Импорт услуг» - 10 млрд долл.;

«Чистые доходы от инвестиции за рубежом» - 15 млрд долл.;

«Экспорт капитала» - 13 млрд долл.;

«Импорт капитала» - 26 млрд долл.

Решение:

Сальдо платёжного баланса — разность между поступлениями из-за границы и платежами за границу.

(150+25+10+26) – (120+35+15+13) = 211 – 183 = 28

Положительное сальдо платёжного баланса означает превышение всех платежей в страну над платежами из страны.

Скачать архив с текстом документа