Налоги как основной источник доходов государственного бюджета 2
СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная: Налоги: понятие и их роль/Стадии бюджетного процесса 1. НАЛОГИ: ПОНЯТИЕ И ИХ РОЛЬ ...31.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства ... 31.2.Правовое значение объекта налогообложения ..51.3.Принципы построения налоговой системы ..61.4.
Контрольная: Налоги: понятие и их роль/Стадии бюджетного процесса
1. НАЛОГИ: ПОНЯТИЕ И ИХ РОЛЬ...................................................31.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства....................... 31.2.Правовое значение объекта налогообложения..................................51.3.Принципы построения налоговой системы......................................61.4. Основные налоги, взимаемые в ПМР..........................................82.СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА...................................................92.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс...............................92.2. Составление проектов бюджетов...........................................102.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов.....................................122.4. Исполнение бюджетов.....................................................162.5. Утверждение отчета об исполнении бюджета...............................16СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 17
1. НАЛОГИ: ПОНЯТИЕ И ИХ РОЛЬ.
1.1. Сущность налогов и их
роль в экономике государства
Налог – единственно законная (установленная законом) форма отчуждениясобственности физических и юридических лиц на началах обязательности,индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственнымпринуждением, не носящая характер принуждения и контрибуции, с цельюобеспечения платежеспособности субъектов публичной власти
[1]Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляетсячерез их функции.Налоги выполняют три важнейшие функции.1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальнаяфункция);2. Поддержание социального равновесия путем изменениясоотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживаниянеравенства между ними (социальная функция);3. Государственное регулирование экономики (регулирующаяфункция).Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередьвыполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественныхрасходов, прежде всего расходов государства.Все налоги содержат следующие элементы:-
объект налога
– это имущество или доход, подлежащие обложению;-
субъект налога
– это налогоплательщик, т.е. физическоеили юридическое лицо;-
источник налога
– т.е. доход, из которого выплачивается налог;-
ставка налога
– величина налога с единицы объекта налога;-
налоговая льгота
– полное или частичное освобождениеплательщика от налога.Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии определенной частивалового общественного продукта в свою пользу для формированияцентрализованных финансовых ресурсов.Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государствовоздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любоегосударство широко использует налоговую политику в качестве определенногорегулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и всяналоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой вусловиях рынка.Применение налогов является одним из экономических методов управления иобеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческимиинтересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственнойподчиненности, форм собственности и организационно- правовой формыпредприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами,с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налоговрегулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечениеиностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.В условиях перехода от административно-директивных методов управления кэкономическим резко возрастают роль и значение налогов как регуляторарыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Черезналоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемкихпроизводств и ликвидации убыточных предприятий.В понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важныедля понимания сути налогообложения, а именно:1. налог является платежом, связанным с переходом правасобственности на имущество от физических или юридических лиц к публичномусубъекту;2. уплата налогов производится в пользу самих публичных субъектов(а не их органов) с целью формирования финансовых ресурсов этого публичногосубъекта, необходимых последнему для выполнения своих внутренних и внешнихфункций;3. налог является безвозмездным платежом, т.е. налогоплательщик невправе рассчитывать на какую-либо услугу со стороны публичного субъекта,эквивалентную по стоимости уплаченному налогу;4. налог является безвозвратным платежом, т.е. уплаченный налог неподлежит через какое-то время возврату налогоплательщику;5. налог является принудительным платежом, публичный субъектвсегда имеет возможность принудить налогоплательщика выполнить свои налоговыеобязательства и обладает для этого достаточными полномочиями и средствами;6. налог не является наказанием налогоплательщика, посколькуобязанность налогоплательщика уплатить налог не обусловлена неправомернымповедением последнего;7. налог не является компенсацией. Налог выплачиваетсяналогоплательщиком в связи с тем, что такова воля государства, а не в связи снеобходимостью компенсации государству какого-либо нарушенного права.
1.2.Правовое значение объекта налогообложения
Согласно 52 статьи Конституции «Каждый обязан платить налоги и местные сборы,установленные законом».Данная статья закрепляет обязанность своевременно и в полном объемеуплачивать установленные законом налоги, пошлины и сборы.Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственнойили муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, чтовзносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа(налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщикуплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последниевзимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот илииной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения.Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такиеобстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода,реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физическиелица и организации не создают их специально, для возникновения налоговогоправоотношения
[2]
, напротив, как известно,у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению отнее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Этонастоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстветех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так,основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что онпорождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, являетсяфактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всегополучают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на доход,земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов,наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователейавтодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливаетнеобходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующихдокументах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налоговогосостава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности(размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики(проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. Вэтом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередьвыражает один из существенных признаков налогов (или принциповналогообложения).Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могутизбираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплатытруда (РУ МЗП), транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость)или лошадиные силы, куб. см (при учете мощности двигателя) и т.д. Врезультате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкойопределяет размер налогового платежа.
1.3.Принципы построения налоговой системы
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смоглосуществовать без налогов.Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определитьосновные принципы налогообложения.Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком,делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особымобразом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы идругие элементы налога, перечисленные выше.В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лицоблагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощаетпланирование финансового результата для предпринимателей.Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.С 2000 года в нашей стране действует новая налоговая система. Общие права иобязанности налогоплательщиков, а также основные принципы построенияналоговой системы построения определил Закон «Об основах налоговой системы вПМР» от 04.04.95 г. в редакции 25.12.02 г. Он установил перечень идущих вбюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определилплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговыхорганов.В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежамипонимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или вовнебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке, размерах, в сроки ина условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов,сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в соответствии с действующимзаконодательством, образуют налоговую систему.
[3]Исключительным правом установления республиканских налогов и сборов и перечняместных налогов и сборов, порядка их взимания и введения, а такжеустановления предельного размера на налогоплательщика обладает ВерховныйСовет ПМР (статья 62 Конституции).Для обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства в ПМРсоздана Государственная налоговая служба (Закон от 14.07.1992 «Огосударственной налоговой службе» в текущей редакции)Государственная налоговая служба Приднестровской Молдавской Республики -единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет и во внебюджетные фонды налогов, сборов и другихобязательных платежей, установленных законодательством ПриднестровскойМолдавской Республики.Единая система Государственной налоговой службы Приднестровской МолдавскойРеспублики состоит из Министерства доходов, входящих в его состав Управленияналоговой милиции и его структурных подразделений по городам и районам,Главного налогового Управления и государственных налоговых инспекций погородам и районам (далее по тексту именуемые налоговыми органами).Государственные налоговые инспекции по городам и районам являютсяюридическими лицами и в своей деятельности подчиняются Министерству доходов иГлавному Налоговому Управлению.Основной задачей Министерства доходов является контроль за соблюдениемзаконодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов идругих платежей, установленных законодательством.
[4]Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы ПМР,решения органов государственной власти, которые изданы на основе Конституциии в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией ПМР.Согласно ст. 52 Конституции ПМР каждый обязан платить налоги установленныезаконом.Понятие «установленный законом» включает в себя и вид правового акта, наосновании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть толькозакон. Конституция ПМР не допускает взимания налога или сбора на основеуказа, постановления, распоряжения и т.п.Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность поуплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налоговогообязательства и порядок его исполнения.Установить налог – значит установить и определить все существенные элементыего конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый периоди т.д.). Согласно ч. 1 ст. 9 Закона «Об основах налоговой системы в ПМР» вцелях определения обязанностей налогоплательщика законодательные актыустанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект иисточник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплатыналога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.Законом «Об основах налоговой системы в ПМР» вводится двухуровневая системаналогообложения
[5]
:1.
Республиканские (общегосударственные) налоги
взимаютсяпо всей территории ПМР.2.
Местные налоги,
из них общеобязателен только 1 –налог на имущество физических лиц.
1.4. Основные налоги, взимаемые в ПМР.
Общегосударственные налоги
- налог на доходы организаций;- акцизы на отдельные группы и виды товаров;- налог на операции с ценными бумагами;- государственная пошлина;- подоходный налог с физических лиц;- земельный налог;- налог с имущества, переходящего в порядке наследования идарения;- таможенная пошлина;- платежи за загрязнение окружающей среды и пользованиеприродными ресурсами;- сбор за регистрацию предприятий, учреждений, организаций;- единый социальный налог (отчисления в ГосударственныйПенсионный фонд и отчисления в Государственный Фонд содействиязанятости и Государственный фонд социального страхования).
Местные налоги
- налог на имущество физических лиц;- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью;- сбор за право торговли;- налог на рекламу;- сбор за право проведения местных аукционов, распродаж,- конкурсных распродаж и лотерей;- сбор за парковку автотранспорта;- сбор за право использования местной символики.;- сбор со сделок, совершаемых на биржах и брокерских фирмах(конторах), за исключением сделок, предусмотренных законодательными актамио налогообложении операций с ценными бумагами;- налог на содержание жилищного фонда, объектовсоциально-культурной сферы и иные цели;- сбор за привлечение и использование иностранной рабочей силы.Конкретные права и обязанности налогоплательщиков по отдельным налогамустанавливаются отдельными нормативными актами- Законамиa) О едином социальном налоге № 344-3 от 30 сентября 2000 г.;b) О подоходном налоге с физических лиц от 28 декабря 2001 г. N 87-З-III;c) О налоге на доходы организаций от 28 декабря 2001 г. N 86-ЗИД-III;d) О налоге на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения от30 сентября 2000 г. №346-3;e) О налогах на имущество физических лиц от 7 декабря 1993 г.;f) О плате за землю от 30 сентября 2000 г. N 334-З и др.
2.СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Бюджетное планирование
и бюджетный процесс
Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета наочередной финансовый год и перспективного финансового плана.В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объемфинансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете на очередной финансовый год,источники поступлений средств, объем и направления расходов, величинадефицита бюджета, объемы и источники внешних и внутренних заимствований дляего покрытия, величина государственного долга и расходы на его обслуживание.Бюджетное планирование во многом предопределяет распределительные процессы вэкономике. В частности, определяются масштабы и пропорции перераспределениячистого дохода предприятий различных форм собственности, секторов и отраслейэкономики, оказывается воздействие на размеры их накоплений, доля подоходногоналога в доходах населения, доля участия предприятий и населения вформировании поступлений в бюджет.Одной из острых проблем финансовой политики и бюджетного планированияявляется определение пропорций республиканского бюджета и местных бюджетов вобщем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.Перспективный финансовый план в ПМР формируется на основе прогноза социально-экономического развития и содержит прогнозные оценки возможностей бюджета помобилизации доходов и привлечению средств для финансирования дефицитабюджетов.Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс,представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, егорассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и егоутверждению.Бюджетный процесс в ПМР регламентируется Законом «О бюджетной системе в ПМР»от 24 февраля 1997 г. N 35-З, в котором определены участники бюджетногопроцесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, егорассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения иисполнения отчета об исполнении и финансового контроля.
2.2. Составление проектов бюджетов
Бюджетный процесс - регламентированная законами деятельность органов властипо составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.Участниками бюджетного процесса являются: президент ПМР, органызаконодательной власти, органы исполнительной власти, финансовые органы,органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, органы кредитно-денежногорегулирования, органы финансового контроля, государственные внебюджетныефонды и распорядители бюджетных средств. Получателями бюджетных средствявляются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарныепредприятия, другие организации, а также кредитные организации, выполняющиеотдельные операции с бюджетными средствами.Президент ПМР не позднее 15 мая представляет на утверждение Верховному СоветуПМР концепцию бюджетной и налоговой политики на предстоящий бюджетный год,которая содержит и закрепляет:а) основные принципы бюджетной политики государства на будущий финансовый год:- определение приоритетных социальных сфер для государственной помощи;- фиксирование расходов из государственного бюджета на финансированиезаконодательных и иных нормативных актов, которые содержат положения огосударственной поддержке (социальные льготы, выплаты, компенсации и пр.);- определение особенностей межбюджетных отношений на будущий финансовый год(исходя из необходимости исполнения социальных нормативов бюджетнойобеспеченности);- предельный размер расходов на содержание государственного управления;б) основные принципы налоговой политики государства на будущий финансовый годи определение общего объема доходной части государственного(консолидированного) бюджета, в том числе:- предложения по определению общей величины налоговой нагрузки нахозяйствующих субъектов и иные виды налогоплательщиков;- предложения по установлению предельной величины налоговых ставок по всемвидам налогов;- прогнозируемый объем доходной части государственного бюджета;в) приоритетные отрасли и виды деятельности, подлежащие финансированию либоиной форме государственной поддержки, в том числе:- определение отраслей и групп предприятий, имеющих право на государственнуюподдержку или государственное поощрение;- закрепление приоритетных сфер деятельности, отраслей в области льготногоналогообложения, принципы льготного налогообложения и установление предельныхобъемов налоговых освобождений;г) основные показатели исполнения бюджета текущего года и фактическиепоказатели исполнения на момент представления документа в Верховный СоветПМР;д) предложения по изменению положений бюджета на текущий год (в том числесеквестр), если для этого есть законные предпосылки.Верховный Совет ПМР рассматривает и до 25 июня принимает решение по концепциибюджетной и налоговой политики.До 5 июля Президент ПМР выносит на рассмотрение Верховного Совета ПМР проектызаконодательных актов, вносящих изменения и дополнения в действующееналоговое законодательство, и не позднее 1 октября представляет нарассмотрение Верховного Совета ПМР проект закона о бюджете на следующий год.До 1 августа Президент ПМР представляет на рассмотрение Верховного СоветаПрогноз социально-экономического развития на предстоящий бюджетный год.До 1 сентября центральный банк представляет в Верховный Совет ПМР проектОсновных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
[6]
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов
Верховный Совет ПМР рассматривает и до 20 сентября принимает изменения идополнения в налоговые законы.В случае, если проект закона о бюджете на следующий бюджетный год непредставлен в установленный срок, за исключением причин, не зависящих отПрезидента ПМР, подтвержденных решением Верховного Совета ПМР, то наближайшем заседании сессии Верховного Совета ПМР может рассматриваться вопросо вынесении Президенту ПМР представления в отношении руководителейисполнительных органов государственной власти, ответственных за разработкуреспубликанского бюджета о ненадлежащем исполнении либо неисполнении имисвоих обязанностей.Представленный Президентом ПМР проект закона о бюджете рассматривается всемикомитетами Верховного Совета ПМР.Результаты рассмотрений законопроекта о бюджете в комитетах Верховного СоветаПМР обобщаются профильным комитетом, который готовит соответствующеезаключение и перечень поправок, и после рассмотрения Президиумом ВерховногоСовета ПМР вместе с законопроектом передает их на рассмотрение ВерховногоСовета ПМР.Верховный Совет ПМР рассматривает проект Закона о республиканском бюджете наочередной финансовый год в трех чтениях.При рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете предметом первогочтения являются основные характеристики республиканского и консолидированногобюджета, к которым относятся:а) общий размер доходов консолидированного бюджета, республиканского бюджетаи общий объем доходов местных бюджетов на очередной финансовый год;б) общий объем расходов консолидированного бюджета, республиканского бюджетаи общий объем расходов местных бюджетов на очередной финансовый год;в) дефицит консолидированного и республиканского бюджета, дефициты местныхбюджетов в абсолютных цифрах и в процентах к расходам консолидированного иреспубликанского бюджета, местных бюджетов соответственно на очереднойфинансовый год;г) источники покрытия дефицита республиканского бюджета, а также местныхбюджетов и их предельный размер;д) доходы консолидированного бюджета, республиканского бюджета и сводногообъема доходов местных бюджетов в разрезе по кодам разделов бюджетнойклассификации;е) расходы консолидированного бюджета, республиканского бюджета и сводногообъема расходов местных бюджетов в разрезе по кодам основной группыфункциональной классификации расходов бюджетной классификации;ж) информацию о размерах:1)внешнего государственного долга ПМР, его структуре и источниках погашения;2) внутреннего государственного долга ПМР, его структуре и источниках погашения;з) проекты законов ПМР:1) о бюджете Государственного фонда содействия занятости ПМР;2) о бюджете Пенсионного фонда ПМР;3) о бюджете Фонда социального страхования ПМР;и) проекты программ формирования и расходования средств целевых бюджетныхфондов:к) проекты программ республиканского значения, предлагаемых к рассмотрениювместе с проектом закона ПМР о республиканском бюджете на соответствующийфинансовый год.При принятии в первом чтении основных характеристик республиканского бюджетаВерховный Совет ПМР имеет право в последующих чтениях вносить в них своиизменения, если за эти изменения проголосовало не менее двух третей от общегочисла депутатов Верховного Совета ПМР.При рассмотрении проекта Закона о республиканском бюджете на очереднойфинансовый год во втором чтении принимаются:а) доходы республиканского бюджета по кодам параграфов классификации доходовбюджета бюджетной классификации ПМР;б) расходы республиканского бюджета по кодам групп функциональнойклассификации расходов бюджетной классификации ПМР (в пределах общего объемарасходов республиканского бюджета, утвержденного в первом чтении);в) распределение фонда финансовой поддержки территорий (государственнаяпрограмма предоставления дотаций и размер дотаций городам и районам);г) размер сумм, направляемых на погашение государственного долга;д) текстовая часть законопроекта.Верховный Совет ПМР при рассмотрении в третьем чтении указанногозаконопроекта рассматривает следующие показатели республиканского бюджета:а) распределение расходов республиканского бюджета по статьям и по подстатьямэкономической классификации и по кодам организационной классификации расходовбюджета;б) расходы (сметы) на государственные целевые программы, в том числе поцелевым бюджетным фондам;в) распределение субвенций (конкретной отрасли народного хозяйства) исубсидий (конкретному учреждению);г) проекты программы государственных внешних заимствований ПМР и размеровгосударственных кредитов на финансовый год;д) бюджет развития ПМР, в том числе:- проект государственной адресной инвестиционной программы на финансовый годв пределах расходов, утвержденных по разделам функциональной классификациирасходов бюджета во втором чтении;- проекты программ предоставления государственных гарантий ПМР на финансовыйгод;- проекты программ предоставления средств республиканского бюджета навозвратной основе по каждому виду расходов;е) распределение между кредиторами сумм, направляемых на погашениегосударственного долга;ж) принимает законопроект в целом.Общая сумма ассигнований по каждому разделу бюджетной классификации расходовреспубликанского бюджета с учетом принятых поправок не должна превышать суммурасходов по соответствующему разделу, утвержденную во втором чтении проектаЗакона.Бюджет составляется в рублях ПМР.В случае высокого уровня инфляции бюджет составляется в условных денежныхединицах, устанавливаемых Верховным Советом ПМР. В этом случае предприятиявсех форм собственности представляют в налоговые инспекции и управления постатистике отчеты, с выделением в них отдельными строками данных вприднестровских рублях и условных денежных единицах.Финансовый (бюджетный) год на территории ПМР устанавливается в 12 месяцев - с1 января по 31 декабря.В случаях, когда бюджеты до начала бюджетного года не утверждены, то втекущем периоде до их утверждения финансирование плановых мероприятийосуществляется в размерах, установленных соответствующим органомисполнительной власти, не превышающих суммы предыдущего года засоответствующий период.Принятый Верховным Советом Закон передается на подпись Президенту ПМР.В случаях, когда бюджеты до начала календарного года не утверждены, до ихутверждения органы государственной власти, исполняющие республиканскийбюджет, правомочны осуществлять расходование бюджетных средств на цели,определенные законом ПМР о республиканском бюджете на предыдущий финансовыйгод, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственныхконтрактов, оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований ПМРпри условии, что из республиканского бюджета на предыдущий финансовый год наэти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой фактическихассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более однойдвенадцатой - в расчете на месяц).Распределение средств на оказание финансовой помощи местным бюджетам ПМРосуществляется в порядке, предусмотренном законом ПМР о республиканскомбюджете на предыдущий финансовый год, но не более одной четвертойассигнований предыдущего года в расчете на квартал (но не более однойдвенадцатой - в расчете на месяц).Подписанный Президентом ПМР Закон О республиканском бюджете ПМР публикуетсядля всеобщего сведения.Сбалансированность республиканского и местных бюджетов является главной цельюбюджетно-финансовой политики законодательной и исполнительной власти.Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличиидефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы посоциально-защищенным статьям, включаемые в бюджет текущих расходов.Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается.Основными формами покрытия бюджетного дефицита являются формированиегосударственной задолженности, как правило, за счет государственных займовили использования кредитных ресурсов, формы и размер которых определяются приутверждении бюджета.Республиканский бюджет обеспечивает необходимыми средствами финансированиемероприятий в области экономического, социального и культурного развития,имеющих общереспубликанское и межгосударственное значение. Черезреспубликанский бюджет осуществляется перераспределение части финансовыхресурсов между территориями и городами республиканского подчинения в видесубвенций и дотаций, с целью обеспечения их социально-культурного развитияпри недостаточности собственных доходов на покрытие расходов по минимальнымнормативам.Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется Верховным СоветомПМР, Счетной палатой ПМР и иными уполномоченными на то органами.Уполномоченный исполнительный орган государственной власти ПМР не позднее 20числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Верховный СоветПМР для сведения укрупненную информацию о текущем исполнении бюджета подоходам-расходам.
2.4. Исполнение бюджетов
Ответственность за исполнение бюджета возлагается на соответствующиеисполнительные органы государственной власти.Исполнительный орган государственной власти, обеспечивающий разработкубюджета и его исполнение, несет ответственность за невыполнение илиненадлежащее выполнение возложенных на него задач, в том числе за состояниеучета поступлений и расходов бюджетных средств в целом по республике, ипредставляет информацию по кварталам и годовой отчет Президенту ПМР длядальнейшего представления в Верховный Совет ПМР.Исполнительный орган государственной власти, обеспечивающий исполнениебюджета, представляет на рассмотрение Верховного Совета отчет об исполнениигосударственного бюджета в разрезе республиканского и местного бюджетов,внебюджетных фондов за истекший квартал в срок до 20 числа месяца, следующегоза отчетным кварталом.Отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый годПрезидент ПМР представляет в срок до 15 марта текущего бюджетного года.
2.5. Утверждение отчета об исполнении бюджета
Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики на основе докладаисполнительного органа государственной власти, обеспечивающего исполнениебюджета, заключения и содоклада профильного комитета Верховного СоветаПриднестровской Молдавской Республики рассматривает и утверждает отчет обисполнении республиканского бюджета.Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики поотчету об исполнении республиканского бюджета в десятидневный срокпубликуется для всеобщего сведения.Именно бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главнымсредством аккумулирования финансовых средств, дает политической властиреальную возможность осуществления властных полномочий, дает государствуреальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет,являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью властии утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксируетизбранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет поотношению к осуществляемой властью экономической политике являетсяпроизводным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развитияобщества и самостоятельной роли не играет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Финансовое право. Под ред. Н.И. Химичева – М.: Издательство БЕК,1995.- 525 с.;2. Основы налогового права: Учебное пособие/Под ред С.Пепеляева.М., 1995стр.24.;3. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. – 672 с.4. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М,1999. –293 с.;5. Закон «Об основах налоговой системы в ПМР» от 04.04.95 г. в редакции25.12.02 г.;6. Указ Президента ПМР от 26 марта 2002 г. N 213 «О Министерстведоходов ПМР и структуры Министерства доходов ПМР»7. Закон ПМР от 04.04.95 г. в редакции 25.12.02 г «Об основахналоговой системы в ПМР»;8. Закон ПМР № 344-3 от 30 сентября 2000 г «О едином социальном налоге»;9. Закон ПМР от 28 декабря 2001 г. N 87-З-III «О подоходном налоге сфизических лиц»;10. Закон ПМР от 28 декабря 2001 г. N 86-ЗИД-III «О налоге на доходыорганизаций»;11. Закон ПМР от 30 сентября 2000 г. №346-3 «О налоге на имущество,переходящее в порядке наследования и дарения»;12. Закон ПМР от 7 декабря 1993 г «О налогах на имущество физических лиц»;13. Закон ПМР от 30 сентября 2000 г. N 334-З «О плате за землю»14. Закон ПМР от 24 февраля 1997 г. N 35-З, «О бюджетной системе в ПМР».15. Закон ПМР от 08.01.2003 № 223-З–III «О республиканском бюджете ПМР на2003 год»;16. Постановление Верховного совета ПМР от 25.12.2002 №886 «Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 год»;17. Постановление Верховного совета ПМР от 31.07.2001 №207 «Об утвержденииКонцепции бюджетной и налоговой политики Приднестровской МолдавскойРеспублики на 2002 год».
[1]
Основы налогового права: Учебноепособие/Под ред С.Пепеляева.М., 1995 стр.24.
[2]
Правоотношения
– общественныеотношения, урегулированные правом.
Теория государства и права. Курс лекций
/ Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
[3]
Закон «Об основах налоговой системы вПМР» от 04.04.95 г. в редакции 25.12.02 г.
[4]
П.1. Гл. II Указа Президента от26 марта 2002 г. N 213 «О Министерстве доходов ПМР и структурыМинистерства доходов ПМР»
[5]
п.1 ст. 14 Закона «Об основах налоговойсистемы в ПМР» от 04.04.95 г. в редакции 25.12.02 г
[6]
Постановление Верховного совета от25.12.2002 №886 «Основные направления единой государственной денежно-кредитнойполитики на 2003 год»
Скачать архив с текстом документа