Налоги в экономической системе общества 2

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5 1.1. Возникновение и развитие налогообложения 5 1.2. Сущность налогов и принципы налогообложения 11

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5

1.1. Возникновение и развитие налогообложения 5

1.2. Сущность налогов и принципы налогообложения 11

1.3. Классификация и роль налогов в экономике 18

Глава 2. Налоговая система России 25

2.1. Необходимость и этапы реформирования налоговой системы России 25

2.2. Влияние налогов на российскую экономику 32

Заключение 38

Список использованной литературы 39

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог­ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно­сти, ди­на­мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т.к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби­рает со своих подданных в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи­нанси­руются государственные и социальные программы, содер­жатся струк­туры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Так же с помощью налогообложения государство может вести экономиче­скую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отно­шению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюд­жет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Нало­говый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граж­дан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором лич­ных доходов населения страны.

Цель моей работы дать общее представление о налогах, об их происхождении и развитии. Рассказать о налоговой системе России, а также реформировании налогов и их влиянии на российскую экономику.

Задачи данной работы: изучить возникновение и развитие налогообложения, сущность налогов и принципы налогообложения. Раскрыть строение налоговой системы и влияние налогов на экономику РФ.

ГЛАВА 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

Д.Г.Черник так определяет сущность налогов: «Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства».[1]

В тоже время, В.Г.Пансков отмечает, что «налог – это обязательное, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[2] .

В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа:

1) От древнего мира до начала средних веков. Государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине.

2) XVI – нач. XIX вв. В ряде стран возникает сеть финансовых учреждений и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов.

3) Современный этап. Государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т.к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Однако, по мнению Майбурова, процесс формирования налогов прошел 6 основных этапов:

1) «Древний мир – роль налогов выполняла дань с побежденного народа;

2) Возникновение первых государств – налоги стали рассматриваться, как необходимое жертвоприношение;

3) Древний Египет – налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей государству;

4) Ранние феодальные государства – налоги рассматривались, как дары и подарки правящему монарху;

5) XVI-XVII века – налог рассматривается, как помощь населения государству;

6) XVIII-XX века – сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание»[3] .

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII века до н. э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии, также во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

В древнегреческих городах – полисах взимались налоги с граждан в размере одной двадцатой части их доходов, а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В древнеримском государстве первоначально в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

«Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис»[4] . Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Черник писал, что «были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи»[5] .

Владелец земли должен был сам оценить свои доходы. Чиновник, контролирующий проведения ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу причин снижалась продуктивность хозяйства. Д.Г.Черник приводил пример, что «если часть виноградных лоз погибала или засохли маслины, то они не включались в сумму налога. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал»[6] . Иначе выкорчеванные растения учитывались в сумме налога.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии, налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

Позже стала складываться налоговая система Руси. Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племён и народностей. Как сообщает историк С.М.Соловьев: «Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»[7] . Под шлягом следует понимать иноземные монеты. «От рала» - с плуга или сохи.

Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

Несколько упорядочена финансовая система была в царствование Алексея Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет. «Были повышены прямые налоги, введен налог на имущество, в 4 раза увеличился акциз на соль. Но солевой налог пришлось отменить из-за народных бунтов в 1648 г.»[8] .

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить спра­ведливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую оче­редь для малоимущих людей.

Майбуров отмечал, что «Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявшее 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налог с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных судов; с продажи съестного; с найма домов»[9] .

Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прес­сованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имели отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку оте­чественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Начало XX века для России ознаменовалось несколькими спадами в развитии экономики и налоговой системы. Так, например, с октября 1917 года, основным источником доходов временной власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счёт контрибуции. Но эти явления не способствовали налаживанию национального хозяйства. Положение улучшилось, после перехода на новую экономическую политику.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев

Итак, налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда.

1.2. Сущность налогов и принципы налогообложения

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Функционирование государства предполагает необходимость существования налогов.

В связи с этим, о налоге можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой его части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства.

Причины возникновения налогов и их общественное назначение впервые исследованы А.Смитом и Д.Рикардо. Смит является основоположником научной теории налогообложения. Он считал, что налоги- это исключительно источник доходов государства. Рикардо же трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала страны.

«В силу своего многообразия налоги исследуются с различных позиций и именно этим можно объяснить существование различных определений налога. Исходя из разных теоретических воззрений, налог рассматривается как категория: философская, экономическая, финансовая, правовая, политическая и социальная, что характеризует его многогранность»[10] . Налоги, обладая своей внутренней логикой, используется государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога – это единство противоречий, разрешаемых созданием адекватных базису налоговых отношений.

Но все же, что же такое налоги? Налоги – это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроком их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Чепурин отмечает, что: «Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов - их принудительный характер»[11] . Он пояснял это, что физическое или юриди­ческое лицо обязано по закону уплачивать налог, независимо от свое­го желания.

В экономической литературе сложилось два подхода к определению налогов – широкий и узкий. «В рамках широкой трактовки налогов в данное понятие включаются не только собственно налоги в рамках приведенного выше определения, но и сборы, пошлины, парафискалитеты, а также взносы на социальное страхование. В рамках более узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами (и пошлинами) и парафискалитетами.

Парафискалитет – обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации»[12] .

Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?

М.П.Владимирова отмечала, что «экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, созданного в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг»[13] .

Перов же в свою очередь говорил, что «в экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений»[14] .

Принципы, как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы, позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы. И.А.Майбуров утверждал, что «принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения»[15] . Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы.

В различной экономической литературе можно встретить достаточно много вариантов принципов налогообложения, которые можно разделить на две группы:

1) принципы, определяющие отношения субъекта налога к налогообложению вообще;

2) принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

Принципы налогообложения

Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:

· однократность обложения объектов налоговыми платежами;

· всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;

· безвозмездность отчисления части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;

· добровольность уплаты и исчисления налога;

· установление минимума, свободного от обложения налогом;

· возвратность налога субъекту налога;

· территориальность налогообложения;

· умеренность распределения налогов;

· равномерность распределения налогов;

· справедливость налогообложения;

· социальная справедливость налогообложения;

· пропорциональность взимания налога;

· прогрессивность взимания налога;

· дифференцированность взимания налога;

· регрессивность взимания налога;

· самообложение налогом;

· резидентство или территориальность проживания субъекта налога;

· сбалансированность финансовых интересов государства и налогоплательщика;

· минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период.

Принцип всеобщности означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности – налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога, и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный и принудительный характер. Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством.

Принцип возвратности означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.

Принцип территориальности означает, что налогом облагаются только те доходы налогоплательщика, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются.

Принцип справедливости означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода.

Принцип социальной справедливости заключается в том, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее бремя, чем организации и граждане с малыми доходами.

Принцип пропорциональности означает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета налогообложения, т.е. взимание производится в равных долях от дохода.

Принцип прогрессивности означает, что с ростом доходов налогоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная – деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Принцип дифференцированности предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства, места происхождения капитала.

Принцип регрессивности означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода.

Принцип соизмеримости – налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного минимума.

Принцип необходимого минимума заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих функций за счет поступлений налоговых средств в бюджет.

Принципы построения налоговой системы

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения, можно выделить значительное количество. Перечислим основные из них:

· единства или единой законодательной и нормативной базы (все налоги вводятся и отменяются только органами государственной власти);

· стабильности налогового законодательства (предполагает внесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени);

· рациональности и оптимальности налоговой системы (позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума доходы на ее организационное построение, содержание и обеспечение);

· организационно-правового построения и организации налоговой системы (разграничение прав и обязанностей между различными уровнями власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм);

· единоначалия и централизации управления налоговой системы (предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения);

· максимальной эффективности налоговой системы (заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы).

И.А.Майбуров отмечал, что принципы налогообложения делятся на экономические, юридические и организационные. К экономическим принципам он относил: «принцип справедливости; принцип эффективности; принцип соизмеримости; принцип учета интересов; принцип множественности»[16] . К юридическим: «принцип нейтральности; принцип установления налогов законами; принцип отрицания обратной силы налогового закона; принцип приоритетности налогового законодательства; принцип наличия всех элементов налога в законе»[17] . И к организационным по его мнению относятся: «принцип единства налоговой системы; принцип подвижности (эластичности); принцип стабильности; принцип налогового федерализма; принцип гласности; принцип одновременности обложения»[18] .

В большинстве литературы упоминаются такие принципы, как принцип равенства и справедливости. Американский экономист С.Фишер в своих работах говорил, что «традиционно различают два основных аспекта этого признака: горизонтальный и вертикальный»[19] . К основным принципам также относятся: принцип эффективности, соразмерности налогов, принцип множественности, всеобщности и универсализации и многие другие, которых, на самом деле, существует большое количество.

1.3. Классификация и роль налогов в экономике

Классификация налогов – это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но, прежде всего, практическую направленность и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, таковым являются налоги в общей системе налогообложения.

Анализ многих работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.

В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:

· иерархию уровня власти или уровень управления и власти;

· объект обложения или сферы изъятия;

· полноту прав использования налоговых сумм;

· субъект уплаты налога;

· способ изъятия дохода;

· метод обложения (по ставке);

· способ обложения;

· назначение (функция) налога;

· характер построения налоговых ставок и т.д.

По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

По объекту вложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и д.р.

По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода, выручки, себестоимости продукции и т.д.

По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие.

Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен.

Регулирующий налог – это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденном в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц.

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности налогоплательщика. Прямые налоги можно подразделить на реальные и личные.

В.Г.Пансков отмечал, что «примером прямых налогов в России могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц. В данном случае основанием для налогообложения служат владение и пользование доходами и имуществом»[20] .

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются с источника дохода.

Косвенные налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров, т.е. взимаются в процессе потребления товаров. Их можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

К универсальным налогам относят налог на добавленную стоимость, которым облагают все товары и услуги.

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства.

Монопольные налоги – это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д.

Таможенные пошлины – это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу.

По методу обложения (Майбуров называет его также «классификацией по применяемой ставке»[21] ) М.Н. Чепурин подразделял налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. По его мнению, «прогрессивный налог означает, что ставки растут по мере роста дохода. Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только боль­шую сумму налога в абсолютном выражении, но и большую часть своего дохода. Регрессивный налог означает, что у налогоплательщиков налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов. Пропорциональный налог означает, что налоговая ставка оста­ется неизменной, независимо от размера дохода»[22] . Также в данной классификации И.М.Александров выделял «линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые налоги»[23] .

По способу обложения налоги подразделяют на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные.

По назначению налоги подразделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсии, дорожный, медицинский, страховой и т.д.).

Границы деления признаков условны и поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющих доминирующее значение применительно к данной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку.

«Учетно-экономическая целесообразность изучения налоговой нагрузки на предприятие диктует иную группировку налогов, а именно:

· налоги, относимые на издержки производства и обращения;

· налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

· налоги, относимые на финансовые результаты предприятия;

· налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика»[24] .

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет.

В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и экономическую[25] , полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйственные субъекты.

Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Н.В.Миляков отмечал, что «именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ»[26] .

Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако поскольку взимание налога является прерогативой государства, оно получает возможность воздействовать на социально-экономические процессы с помощью механизма налогообложения, что предопределило разнообразие классической функции налогов.

Пансков говорил, что «наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция»[27] . Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Регулирующая функция или по-другому ее называют экономической, она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Контрольная (или выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительное равенство между налоговыми функциями.

Изменение ставок налогообложения обычно оказывает на экономику многостороннее воздействие. Налоговый мультипликатор позволяет измерить меру этого воздействия. Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ

2.1. Необходимость и этапы реформирования налоговой системы России

В настоящее время налоговая система России находится в кризисе. Одна из основных бед российской налоговой системы заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.

Нарекания по поводу слишком частых изменений в налоговом законодательстве примерно один раз в полгода, в принципе, справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно было бы обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагировании со стороны государства - все эти причины требовали, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Пансков приводит пример: «В декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы – принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в России налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны»[28] .

В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ в 2000 г. «Государство Россия. Путь к эффективному государству (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)» отмечаются глубинные причины неустойчивости экономического развития, которые заключаются в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. «Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике… необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике – это, без всяких сомнений, защита экономической свободы»[29] .

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. В ответ на постоянную критику о якобы избыточном, невыносимом налоговом прессе, надо отметить, что налоговая система РФ строилась по образу и подобия западных стран, и в целом величина налогообложения в нашей стране не так уж сильно отличается от зарубежной. Это касается и общего объема налоговых платежей в процентах к валовому внутреннему продукту, и основных налоговых ставок. В некоторых случаях они вообще не отличаются от принятых в других странах. Но в основном проблема состоит в неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Что здесь имеется в виду? В общем, налоговая система построена так, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. Однако весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные группы уходят от уплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании.

Главный недостаток российской налоговой системы состоит в том, что сегодня налоговая система страны не выполняет своей главной функции, а именно, не обеспечивает полноты поступлений в бюджет, поэтому главной целью налоговой реформы, по мнению Панскова, является: «формирование перспективного фискального механизма как основы динамичного социально-экономического развития страны»[30] . Имеется в виду осуществление мер, относящихся к налоговому администрированию и улучшению налогового контроля, цель которого состоит в обеспечении собираемости налогов.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

«В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора, в том числе федеральных – 10, региональных – 3, местных – 2»[31] . Миляков обращает внимание, что «в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог на применение упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности»[32] . Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Говоря об изменениях, Миляков отмечал, что «все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений»[33] .

Налоговая система формируется и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменение и отмена.

Период 1992-1998 гг. охарак­теризовался противоречивыми процессами реформирования на­логового законодательства. Расширение законодательных пол­номочий субъектов РФ породило массу подзаконных актов в налоговой сфере, что было чревато опасными и непредсказуемыми последствиями. Эти сложные проблемы разрешились в Связи с принятием Государственной Думой 16 июля 1998 г. пер­вой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации.

Проект Налогового кодекса России был раз­работан Министерством финансов РФ и в августе 1995 г. направ­лен в Правительство РФ для рассмотрения и последующего вне­сения в Государственную Думу. Проект был отклонен. И практи­чески с 1996 г. Правительство РФ ежегодно направляло переработанные варианты Налогового кодекса РФ в Государственную Думу. 17 июля 1998 г. первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации была одобрена Советом Федерации. В этот период формируется новое налоговое законодательство, созда­ется новая отрасль отечественного права - налоговое право.

Основными направлениями налоговой реформы стали:

. построение единой стабильной налоговой системы;

. сокращение числа налогов;

. консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фон­дов с сохранением их целевого характера;

. формирование понятийного аппарата, необходимого в на­логовых отношениях;

. придание налоговой системе простоты, понятности и справедливости;

. отмена оборотных налогов;

. снижение налогового бремени;

. повышение уровня собираемости налогов;

. развитие налогового федерализма;

. сокращение числа льгот;

. установление процедурных. и процессуальных норм: пра­вил проведения налоговых проверок, предоставления отсрочек по уплате налогов и налоговых кредитов, возврата или зачета излишне уплаченных сумм налогов, обжалование действий на­логовых органов;

. пересмотр состава налоговых правонарушений и ответ­ственности за их совершение, существенное снижение штра­фов;

. внесение изменений в порядок исчисления и уплаты от­дельных налогов;

. перенос центра тяжести в налоговых отношениях с юри­дических лиц на физических;

. отказ от взимания тех налогов, уплату которых сложно контролировать;

. изменение структуры налогов. Необходим постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости и переход к обложению налогами отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и прочего имущества, свиде­тельствующего об успешной хозяйственной деятельности. При этом утрачивается смысл сокрытия доходов при условии укреп­ления тех государственных органов, которые занимаются оцен­кой и регистрацией недвижимости и иных видов собственности;

. перенесение тяжести налоговой нагрузки с менее обеспе­ченных слоев населения на богатую часть населения;

. создание условий, при которых более выгодно платить налоги, а не экономить на их неуплате.

По мнению М. Бобоева и В. Кашина: «Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих наращиванию инвестиций), а с другой – большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения»[34] .

Попытка сразу построить в Российской Федерации налого­вую систему, характерную для стран с развитой рыночной эко­номикой, не удалась. Для этого необходимо дальнейшее совер­шенствование налоговой системы России. Налоговая политика государства должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики.

С 1 января 2002 г. отменены налоги на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы, платежи за пользование недрами и акциз на нефть, которые включены в новый налог - на добычу полезных ископаемых.

С 1 января 2003 г. отменен налог на пользователей автомо­бильных дорог.

С 1 января 2003 г. также отменен налог на покупку иностранных денежных знаков.

С 1 января 2004 г. отменен налог с продаж.

Внесенные в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации многочисленные поправки, к сожалению, не решили большинства имеющихся в нем проблем, хотя и сняли отдельные противоречия и, несомненно, улучшили его об­щую редакцию.

В начале ноября 2007 г. в Москве впервые прошел Всероссийский налоговый конгресс. Ведущие налоговые специалисты – представители Минфина России, ФНС России, судебных органов и бизнес-сообщества обсудили ключевые проблемы налогообложения, а также перспективы развития налогового права.

«В течение двух дней работы конгресса его участники проанализировали актуальные изменения, внесенные в Налоговый кодекс, обсудили практику применения законодательства о налогах и сборах, в том числе практику проведения налоговых проверок, права налогоплательщиков и такую острую тему, как налоговое планирование. Не остались без внимания и проблемы учетной политики компании в целях налогообложения, трансфертное ценообразование и определение справедливой рыночной цены, аудит налоговых обязательств и системы налогового учета»[35] .

2.2. Влияние налогов на российскую экономику

Важным инструментом регулирования структуры экономики являются налоги. Изучение опыта западных стран показывает, что, несмотря на разные точки зрения на роль налогов, практически везде признается необходимость их применения. Интенсивность фискального регулирования зависит от уровня социально-экономического развития и стадии хозяйственного цикла. Так, в периоды кризиса и резкой дифференциации уровня жизни населения государство, как правило, использует данный инструмент более активно.

Для налогового регулирования экономики в России используются те же инструменты, что и в развитых странах: специальные режимы фискального обложения; пониженные ставки; льготы в виде полного или частичного освобождения от налога определенных категорий плательщиков, отдельных видов деятельности и доходов по ним; перенесение сроков уплаты налогов и сборов на более поздний срок. Однако у нас их применение не дало ожидаемых результатов. Причина в том, что их использование было некомпетентным, в частности, не учитывались состояние экономики и специфика налогов, не определялись последствия реализации тех или иных мер.

В России налоговое регулирование экономики в 1992-1998 гг. не отвечало общепринятым принципам, установленным еще А. Смитом и ставшим аксиомами фискального обложения (соответствие налогов уровню платежеспособности облагаемого субъекта; определенность и экономичность налогов; удобство и простота техники их взимания). Идеей фикс государства было сокращение бюджетного дефицита. Для ее достижения количество налогов и их ставки увеличивали даже в условиях экономического кризиса, вызванного шоковой терапией, т.е. при сокращении объемов производства и собственных оборотных средств у предприятий. Чрезмерное усиление фискального бремени усугубило и без того тяжелое положение предприятий. Финансовый кризис 1997-1998 гг. вскрыл нарушение допустимого предела налогообложения.

С 1999 г. в России концепция налогообложения изменилась. В частности, был осуществлен переход к принципу нейтральности обложения (как и в развитых странах). Однако и этот вариант налоговой реформы не соответствует социально-экономической ситуации и стратегическим целям, провозглашаемым государством.

Нейтральность налогообложения предполагает высокий уровень развития экономики. Суть данного принципа обложения в том, чтобы не оказывать влияния на мотивы поведения предпринимателя, выбор вида деятельности и соответственно вложение капитала. При сегодняшней слабости и неустойчивости отечественной экономики, а также необходимости ее структурных преобразований провозглашение указанного принципа является стратегически поспешным и экономически не обоснованным решением.

Рост совокупного уровня налогообложения в 1992-1998 гг. сопровождался утверждениями, что он в России примерно такой же, как в развитых странах. Для сравнения использовался показатель доли налогов и сборов в ВВП. Но во внимание не были взяты резкое сокращение собственных оборотных средств и низкая платежеспособность отечественных предприятий, в то время как финансовое положение западных предпринимателей гораздо устойчивее. А ведь предельная граница обложения зависит от финансового положения налогоплательщика и не может быть у нас такой же, как в развитых странах.

Действительно, для экономики в целом тяжесть фискального бремени общепринято определять по доле налогов и сборов в ВВП. В России страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды до 2001 г. не входили в систему налогов и соответственно в расчет фискального бремени.

Для устранения данного недостатка и приведения к сопоставимости налоговой нагрузки российских организаций был произведен ее расчет с учетом отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные социальные фонды, которые по своей сущности являются налогами и уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предпринимателей.

Реальная налоговая нагрузка по отраслям экономики неравномерна и по России, и по регионам. В наиболее выгодных условиях находятся финансовая сфера, торговля и обслуживание, поскольку у них срок оборота капитала меньше и окупаемость затрат быстрее.

Д. Козлов говорил, что «немаловажную роль в проведении эффективной политики играют соблюдение последовательности намеченных преобразований, а также четкое определение всех налогов, их налогооблагаемой базы и списка льгот и вычетов. Эти меры позволят избежать манипуляций с налогооблагаемой базой и предотвратить полулегальные способы ухода от уплаты налогов»[36] .

С 2001 г. снизилась совокупная фискальная нагрузка на предприятия в результате отмены (снижения) налогов с оборота, фонда оплаты труда и относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). При введении этих мер рассчитывали, что при условии стабильности экономики за счет увеличения базы возрастут поступления по налогу на прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий. Но в последние годы наметилась тенденция на сокращение количества льгот по видам налогов и отраслям экономики. Уменьшились также льготы по регионам, в том числе для закрытых административно-территориальных образований. Как отмечал Пансков, что «льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное фискальное давление для других. Кроме того, многие из действовавших налоговых льгот были недостаточно эффективны и зачастую не достигали тех адресатов, для которых они вводились»[37] . Существование данных льгот способствовало созданию недобросовестным налогоплательщикам возможностей для ухода от налогообложения. По экспертным оценкам, ежегодно в «консолидированный бюджет»[38] недопоступает примерно 20-30% налогов.

С 1 января 2002 г. ставка налога на прибыль снизилась до 24%, но одновременно были отменены льготы. Думается, что результат от данной акции не будет таким же эффективным, как в 1999-2000 гг., потому что в предыдущие годы льготы позволяли уменьшать сумму выплат по этому налогу на 50%. Это равносильно ставкам 15-17% при действовавших в зависимости от региона 30-35%.

Пансков отмечал, что «к 2002 г., когда были достигнуты наивысшие показатели собираемости налогов, резко возросла и доля ВВП, перераспределяемого через налоговую систему страны. В 2003 г., когда собираемость налогов уже практически не росла и в то же время продолжалось проведение крупных мероприятий по снижению налогового бремени, показатели доли ВВП немного снизились и остановились на отметке 33,9%»[39] .

Анализ влияния реформы налогообложения на основные отрасли экономики и предпринимательскую деятельность позволил сделать следующие выводы.

1. Реформа налоговой системы не обеспечила структурной перестройки экономики ни по России в целом, ни в регионах. Увеличение объема фискальных поступлений (в абсолютных суммах) в 1992-1998 гг. было в значительной мере обусловлено инфляцией, а не экономическим ростом.

2. Уровень налогообложения предпринимателей зависел от сферы деятельности, так как по отдельным видам налогов федеральными законами были установлены отраслевые льготы. Степень влияния фискального обложения обусловлена отраслевой особенностью структуры и объемом затрат, скоростью оборота капитала. Наиболее высок уровень налоговой нагрузки в промышленности, самый низкий - в банковской сфере. В сельском хозяйстве, несмотря на наличие льгот, он был выше, чем в торговле. Наибольший удельный вес в затратах на уплату налогов и сборов имеют промышленность, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, а наименьший - торговля и общественное питание.

3. Различия в уровне налогообложения основных отраслей экономики отразились на динамике малых и убыточных предприятий. В среде малого бизнеса преобладают предприятия торговли и общественного питания, причем их доля ежегодно увеличивается. В то же время наблюдается негативная тенденция по ежегодному сокращению числа крестьянских (фермерских) хозяйств, резкому увеличению количества убыточных сельскохозяйственных предприятий.

4. Последствия фискального обложения зависят от эффективности производства. Тяжесть такой нагрузки определяется не только величиной совокупного налогового изъятия, но и финансовым состоянием организаций. «Уменьшение фискального давления должно обеспечить дальнейшее стимулирование развития предпринимательской активности и расширение платежеспособного спроса населения и роста на этой основе поступления налогов»[40] . Следует отметить, что снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей осуществлялось в условиях серьезных бюджетных ограничений.

5. Индикаторами допустимого предела налогообложения является динамика: ВВП и ВДС (в сопоставимых ценах); объема производства (в сопоставимых ценах) по отраслям; размера суммы налоговых платежей, объема задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему и ее удельного веса в общей сумме начисленных налогов и сборов;
числа малых и убыточных (прибыльных) предприятий по отраслям.
Превышение допустимого предела налогообложения в 1996 и 1998 гг. подтверждают резкое сокращение объемов производства (в сопоставимых ценах), снижение налоговых доходов и увеличение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему.

6. Для стимулирования предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях необходимо достижение эффективности использования налоговых инструментов. При определении предела обложения следует учитывать совокупное фискальное бремя и платежеспособность различных категорий хозяйствующих субъектов. Тяжесть последствий налогов и сборов во многом зависит от источника их уплаты. При прогнозировании влияния предполагаемых изменений экономически обосновано определять уровень фискальной нагрузки по отношению к добавленной стоимости.

7. Реализация принципа нейтральности налогообложения фактически оказывает неодинаковое влияние на финансовое положение предприятий различных отраслей. Сохраняется зависимость благосостояния России от сырьевого сектора и мировых цен на нефть и газ. Для осуществления структурных преобразований экономики и развития предпринимательства в ключевых и важных для общества сферах деятельности должен доминировать принцип эффективности налогообложения. Следует целенаправленно использовать систему дифференцированных налоговых льгот для приоритетных отраслей. При реформировании налоговой системы необходимо учитывать отраслевые особенности последствий фискального обложения.

Заключение

Проделав работу на данную тему, была достигнута установленная цель путем выполнения поставленной передо мной задачи. Я многое узнала о самих налогах, а также о налоговой системе нашей страны.

Проанализировав ряд научной литературы, для меня открылась история происхождения и развития налогов, их становление и эволюция. Как на протяжении множества веков вводились новые, реформировались и усовершенствовались уже устоявшиеся ранее налоги.

В своей работе я раскрыла главную экономическую сущность налогов. Они взимаются государством для формирования единого фонда денежных средств и для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг. Также здесь можно найти большое количество видов налогов, классифицируемых по различным определенным признакам, причем в основе каждой классификации лежит какой-то один определенный признак.

Говоря о роли налогов, следует отметить, что налоги выступают главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Именно налоги способны регулировать экономические и социальные отношения в обществе, а также создавать финансовый бюджет страны.

Я рассмотрела структуру налоговой системы России. Проследила основные реформы и преобразования в области российского налогообложения. Проблем в данной сфере накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. А так как налоговые реформы продолжаются, и по сей день, то данная тема остаётся актуальной и сегодня, когда и сама экономика России начинает стабилизироваться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аукуционек С., Батяева А. Какие налоговые реформы выгодны государству // Вопросы экономики. – 2001. - №9. – С. 59-72.

2. Батяева А. Что мешает платить налоги // Вопросы экономики. – 2001.- №9. – С. 72-81.

3. Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. – 2002. - №7. – С. 54-69.

4. Бухвальд Е., Трухов А. Налогово-бюджетные проблемы муниципального уровня // Экономист. – 2006. – №10. – С.58-62.

5. Горский И. К оценке налоговой политики // Вопросы экономики.– 2002. - №7. – С. 70-78.

6. Епихин Н. Заглянуть в налоговое будущее России: все не так уж плохо! // Российский налоговый курьер. – 2007. – №23.- С. 8-10.

7. Козлов Д. Налоговая политика: какой путь выбрать // Вопросы экономики. – 2002. - №7. – С. 79-82.

8. Курс экономической теории/Под ред. М.Н.Чепурин, Е.А.Киселева. – Киров: «Аса», 2007. – 848 с.

9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 509 с.

10. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600-экономика/ Александров И.М. – М.: Дашков и К, 2004. – 314с.

11. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 655 с.

12. Новикова З.Т. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. – М.:Академический проект, 2005. – 367с.

13. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

14. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 670 с.

15. Черевань Ю. Налоговый механизм стимулирования экспорта // Вопросы экономики. – 2007. - №3. – С.137-142.

16. Черник Д.Г. Налоги: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика», специальностям «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет и аудит». – М.: Финансы и статистика, 1999. – 652 с.


[1] Черник Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 5.

[2] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 16.

[3] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», «Мировая экономика»/под ред. И.А.Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 6-7.

[4] Черник Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 6.

[5] Там же. – С. 6.

[6] Черник Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 7.

[7] Соловьев С.М. Соч. – Книга II. – М.:Мысль, 1988. – С. 11.

[8] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», «Мировая экономика»/под ред. И.А.Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 21.

[9] Там же. – С. 21.

[10] Налоги и налогообложение: учебное пособие/под ред. О.В.Качур. – М.:КНОРУС, 2007. – С. 7.

[11] Курс экономической теории / под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. – Киров: Аса, 2007. – С. 543.

[12] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600-экономика / под ред. И.М.Александров. – М.:Дашков и К, 2004. – С. 16.

[13] Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. М.П.Владимировой. – М.: КНОРУС, 2005. – С.25.

[14] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С.32.

[15] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», «Мировая экономика»/под ред. И.А.Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 97.

[16] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», «Мировая экономика»/под ред. И.А.Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 98.

[17] Там же. – С. 98.

[18] Там же. – С. 98.

[19] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. - М.: Дело, 2001. – С. 380.

[20] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 43.

[21] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский анализ, учет и аудит», «Мировая экономика»/под ред. И.А.Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 114.

[22] Курс экономической теории / под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. – Киров: Аса, 2007. – С. 572.

[23] Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600-экономика и экономическая специальность/под ред. И.М.Александрова. – М.:Дашков и К, 2004. – С. 19.

[24] Черник Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 42.

[25] Некоторые ученые, выделяя две функции, вместо термина «экономическая» употребляют термин «регулирующая» или «распределительная», закладывая в них то же содержание.

[26] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.41.

[27] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 25.

[28] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 123.

[29] Послание Президента РФ Федеральному собранию. – М.: Полиграфическое производственное объединение «Известия», 2000. – С. 17.

[30] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 66.

[31] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.53.

[32] Там же. – С.53.

[33] Там же. – С. 59.

[34] Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. - 2002. - №7.- С. 64.

[35] Епихин Н. Заглянуть в налоговое будущее России: все не так уж плохо!// Российский налоговый курьер. -2007. - №23.- С. 9.

[36] Козлов Д. Налоговая политика: какой путь выбрать?//Вопросы экономики. - 2002. - №7. – С. 80.

[37] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 142.

[38] Там же. – С. 155.

[39] Там же. – С. 156.

[40] Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 143.

Скачать архив с текстом документа