Национальная экономика общее основы курса
СОДЕРЖАНИЕ: Тема 1. Национальная экономика: общее основы курса. План: Понятия, сущность, условия возникновения и общие основы национальной экономики. Признаки, субъекты национальной экономики, методология и модели ее развития. Основные экономические показатели национальной экономики. Особенности формирования, современные тенденции и уровень развития национальной экономики Украины.Тема 1. Национальная экономика: общее основы курса.
План:
1. Понятия, сущность, условия возникновения и общие основы национальной экономики.
2. Признаки, субъекты национальной экономики, методология и модели ее развития.
3. Основные экономические показатели национальной экономики.
4. Особенности формирования, современные тенденции и уровень развития национальной экономики Украины.
5. Цели, задачи и предмет изучения курса «Национальная экономика».
1. Понятие, сущность, условия возникновения и общие основы национальной экономики.
Термин «национальнаяэкономика» обозначает, во-первых, научную дисциплину или учебную специальность, во-вторых, объект (предмет), который она изучает, т.е. отрасль экономической науки, в-третьих, экономику конкретной страны, как сложную систему социально-экономического и политико-правового организма национального хозяйства.
Каждое независимое государство заинтересовано в развитии и процветании своей национальной экономики, так как это является основным фактором повышения рейтинга государства в системе мирового хозяйства. Национальная экономика всегда является продуктом продолжительного исторического развития. Она развивается в результате углубления общественного разделения труда, базируется на политическом и экономическом суверенитете и обеспечивает реализацию национальных экономических интересов государства и всего мирового сообщества.
Национальныеэкономики не живут замкнуто и изолированно, а каждая из них является одновременно частью мировой экономики. (акад. Абалкин Л.И., научный руководитель Института экономики РАН).
Национальная экономика представляет из себя скелет, без которого невозможно прогрессивное развитие общества. НЭ оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. И для того, чтобы гигантская пирамида национальной экономики не расшатывалась под влиянием негативных, но неизбежных явлений современности (например, кризисных), необходимо поддерживать стабильное и эффективное функционирование основного ее элемента – предприятий, пропорционального развития регионов и др…
Национальнаяэкономика (НЭ) - единая система конституционно, экономическииорганизационновзаимосвязанных отраслей и сфер деятельностилюдей, котораяхарактеризуетсясоответствующейпропорциональностью, взаимообусловленнымразмещением на ограниченнойгосударственнымиграницамитерритории.
Для возникновенияиразвития НЭ характерны такие условия и факторы :
1) Формированиеиуглублениеобщественного, вчастноститерриториального, разделения труда, которыйоказываетсодействиевозникновениюразнообразныхвидовдеятельности, т.е. специализации данной территорий;
2) Создание и формированиецентрализованного (суверенного) государства и геополитическая ситуация в мире или данном регионе;
3) Особенности исторического и экономгеографического развития страны;
4) Наличие и рациональное размещение производительныхсил:численностьзанятыхработников, объемы основного и привлеченногооборотногокапитала, развитие науки иинновационного производства и др.;
5) Развитие финансовыхотношений: системыналогов, бюджетов, банков, кредитование, стимулированиепроизводстваиработы, скоростьобращенияденег, ресурсовитоваров;
6) Реальноеуправлениеирегулированиянационально-экономическими, региональными, микроэкономическимипроизводственнымиисоциальнымипроцессами в стране и отдельных регионах...
Уровеньразвития НЭ, которыйопределяетееположениевмировойэкономическойсистеме, оцениваетсястепеньюиспользованиянациональногобогатства для обеспечениявысокогоуровнякачестважизнинаселения, национальныйбезопасностииконкурентоспособностистраны на международныхрынкахтоваров, услуг икапиталов.
Сущностьпонятия « национальнаяэкономикастраны» обосновываются тем, чтоорганизацияпроизводства, распределенияиобмена каждойстранырегулируетсяееконституциейи законами . Итак, экономическаяполитикастранывоплощаетсяв законах, которыерегулируютпроцессыформированиянациональныхпроизводительных сил, систему финансов, производства, товарообменаи т.п.Всодержаниипроизводительных сил иследствияхихфункционированиявоплощаютсяособенности «искусстваведенияхозяйства» наций, отдельнойстраны.
Национальнаяэкономика (НЭ) - это социально-экономическая система, объединенная общей территорией, государственным устройством, правовыми институтами, единым рынком, культурой и языком, национальной идеи.
Формирование НЭ – длительный исторический процесс, включающий различные этапы развития. В ходе этого процесса создается единое экономическое пространство, возникают территориальное и отраслевое разделение труда, специализация и кооперация производства, появляются межотраслевые комплексы. Возрастает роль государства, укрепляется его суверенитет. Именно эти процессы сделали зависимыми друг от друга работающие самостоятельно предприятия, отрасли и отдельные регионы, что и привело к образованию национальнойэкономики .
«Н ациональнаяэкономика» , как дисциплина располагается между экономической теорией и прикладными экономическими дисциплинами. Экономическая теория «питает» национальную экономику методологическими положениями, законами, наиболее общими категориями, понятиями, присущими рыночной экономике. В свою очередь она «вооружает» конкретные экономики стратегией, методами достижения высоких темпов экономического развития, снижения уровня безработицы и цен, оптимального соотношения между производством ВВП и чистым доходом ….
Национальнаяэкономика (НЭ) - область экономической науки, котораяизучаетособенностихозяйствованиявотдельнойстране, обосновываетсятеоретическиеположенияимероприятия по усовершенствованиюорганизацииеехозяйственногомеханизмасоответственно требованиямобъективныхэкономическихзаконовиположенийтеориимакроэкономики.
НЭ имеетприкладноеназначениеиосвещаетпреимущественносубъективныйфакторэкономическойсистемы-экономическуюполитикустраны, институциональные основы (собственность, отношениесубъектовуправления, государственное прогнозирование), производство, распределениеипотреблениекваловомувыпуску и валовыхзатрат, внешнеэкономические связи страны в условиях глобализации. Предметом ееизученияестьэкономическиепроцессывотдельномгосударстве, ходкоторыхобусловленположениямиконституцииисоответствующимзаконодательством.
Теоретической основой дисциплины «Н ациональная экономика», являются курсы: «Экономика» (микро- и макроэкономика), «Политическая экономика», «Региональная экономика», «Экономика предприятия», «Международная экономика», «Менеджментом» и др., которые раскрывает объективные экономические законы и категории развития стран, регионов и отдельных предприятий. Курс базируется на положенияхобщеймакроэкономики, еекатегориях, взаимозависимыхфакторовиследствийпроизводстваинациональныхособенностяхорганизацииэкономики, традицияххозяйствования, менталитетенаций, страныи т.п. Дисциплина «НЭ» продолжает изучение теории рыночного равновесия, закона совершенной конкуренции, стандартных принципов взаимодействия различных рынков, макро- и микроуровней национальной экономики.
2. Признаки, субъекты «Национальной экономики», методология и модели ее развития.
В целом НЭ изучаетэкономикусвоейстраныкакединоецелое, отслеживаетсоциально-психологические, идеологическиепроцессывстране, которыеимеютнезаурядноевлияние на уровеньорганизациииэффективностьфункционированияэкономическойсистемы.
Целью ееисследований является не тольковыяснениясоциально-экономических явлений, происходящихвстране, ноиусовершенствованиевнутреннейивнешнейэкономическойполитики, поскольку, например, кредитно-денежные, бюджетно-налоговыеметодыгосударственногорегулированиямогутвлиять на экономикукакположительно, так иотрицательно.Учитывая то, что не все средства, которые дали положительныйэффектв одной стране, обеспечаттакойсамыйэффектвдругой, НЭ призванная определитьвосприимчивостьилиневосприимчивостьположенийконкретнойтеории для страны при определенныхобстоятельствах на каждомэтапеееразвития.
Поскольку НЭ очень сложная система хозяйствования, то объектом ее исследования является разнообразные природно-хозяйственные, социальные и экономические процессы и явления, которые происходят в ней. Субъектами НЭ является домашние хозяйства, предприятия, фирмы, предпринимательские структуры и само государство. Все они вступают между собойв определенные экономические отношения, которые приобретают форму вертикальных и горизонтальных связей. Любой субъект НЭ является обособленным, но подчиняется экономическим интересам своей деятельность. Вместе с тем деятельность всех экономических субъектов в НЭ должна подчиняться общегосударственным интересам национальной безопасности.
Общим для субъектовкаждогоуровняуправленияирегулирование является принятие решений винтересахгосударства, региона, конкретного производителя. Этимиинтересами являются:
для государства (на макроуровне) – поступление прибылив бюджет государстваиегораспределение (ГБ );
для региона (на мезоуровне) - поступлениев бюджет регионаиегораспределение (ГР );
для производителя(на микроуровне) - получениеприбыли (Г П ) в его бюджет (для рабочего - его заработная плата, для владельца - прирост доходов предприятия) иегораспределение для воспроизводства: для обновления основного капитала, производства новой продукции, повышениеквалификации работников и т.п.
В государственном управлении должны преобладать интересы государственные над частными, в региональном - региональные над частными, для производителя – частные, но с учетом региональных и государственных интересов, все это создает определенные условия решения интересов на государственном и региональном уровне. (См. рис. 1.1).
|
Рис. 1.1. Схема согласования интересов между субъектами национальной экономики
Если на уровне региональном или государственном представители власти будут предоставят преимущество частным интересам, это приведет к аритмичности движения денежных потоков, производства, потребления, и, соответственно, снижению производства, инвестиций, к росту инфляции, безработице, коррупции, криминализации и других отрицательных процессов, которые вызовут снижение уровня жизни населения.
Экономическая система отдельной страны является единым целым, ее целостность обеспечивают национальная конституция, национальное законодательство, которое регулирует отношения в сфере производства, распределения и потребление. Законодательство каждой страны имеет собственные национальные особенности. Страны, которые объединяются в экономические союзы, обязательно унифицируют экономическое законодательство согласно положениям заключенных союзов (например, ЕЭ). Тем не менее, каждая страна ведет учет на основе показателей производства и потребление, поскольку заинтересованнаявукреплениисвоейэкономикииповышенииблагосостояния людей.
НЭ в своем развитии должен опираться на фундаментальные законы теоретической экономики и нормативно-законодательные акты, что является правовой базой ее функционирования, важную роль в этом играет Конституция и Законы Украины. Поэтому предметом НЭ – является система законов и закономерностей, которые регулируют процессы и взаимосвязивсложнойхозяйственной системе государства. Исследование этой сложной системы базируется на методологии.
Методология – это система научных знаний о путях, методах и способы познания истины. Методология НЭ базируется на системе наиболее значительных принципов, методов и способов познания развития экономики Украины. НЭ в широком аспекте является системой знаний о закономерностях и законах функционирования национального хозяйства государства как единого целого. Поэтому применениев ее изучении общенаучных методов дает возможность глубже анализировать макроэкономические процессы, что происходят в реальной жизни.
К общенаучным методам относят:
1. Методы эволюции, диалектики и исторической хронологии
2. Методы логики (логический анализ);
3. Структурно-функциональные методы (программно-целевой метод) ;
4. Методы науки синергетики;
5. Методы индукции и дедукции (метод системного анализа);
6. Метод научной абстракции и теоретического моделирования;
7. Методы математического моделирования (математический и статистический анализ).
Методы эволюции, диалектики и исторической хронологии предусматриваютпознание экономических процессов и явлений в постоянном развитии, научно обосновывая, учитывая эволюционные взаимозависимости и тенденции исторического развития в НЭ.
В исследованиях НЭ широко применяют методы логики , которые дают возможность строить логические схемы взаимосвязей между разными сферами и секторами НЭ, производить логический анализ.
Значительное место в макроэкономическом анализе НЭ принадлежит структурно-функциональному методу , которыйпредусматривает рассмотрение, будь какой компоненты НЭ как системы с обязательным исследованием функции взаимодействующих элементов, с помощью этого метода осуществляется анализ структурных изменений в экономике и определяет системные признаки НЭ, независимо от трансформационных изменений, которые являются временными.
С ним тесно связан ипрограммно-целевой метод, который в условиях формирования рыночных отношений приобретает большое значение для подготовки и разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерности их функционирования, прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.
Методы синергетики как науки, которая изучает условия самоорганизации сложных систем, которые состоят из компонентов разной природы . Именно такой системой является НЭ, котораяв пространственно-временных координатах состоит из природо-хозяйственных и социально-экономических подсистем разного иерархического уровня.
Методы индукции и дедукции можно использовать как такие, что олицетворяют движение мысли (макроэкономического анализа) от единичного к всеобщему, от знания меньшего к знанию большего, а также в обратном направлении – от всеобщего к единичному.
Метод системного анализа включает всестороннее изучение каждой системы, ее связи, рассматривает целостность системы хозяйственного комплекса страны. Анализ и синтез явлений и комплексного развития регионов особенно важен в современных условиях .
Метод научной абстракции и теоретического моделирования определяет наиболее значимые стороны любого макроэкономического процесса, который дает возможность сначала охарактеризовать каждое из них, в общем, а потом определяются присущие ему разногласия, а дальше рассматриваются конкретные проявления этого явления. Познаниехозяйственной системы должен базироваться на конкретных данных.
Одной из важных проблем методологии НЭ естьобъединения количественного и качественного анализа, который осуществляется с помощью математических и статистических методов:
Методы математического моделирования в исследованиях НЭ должны базироваться на научно-обоснованных теоретических моделях ее развития. Глубокий теоретический анализ на основе оценки соответствия тех или других явлений НЭ объективным экономическим законам является основой для дальнейшего математического моделирования сложных экономических взаимосвязей в государстве. Метод экономико-математического моделирования позволяет рассчитывать варианты поведения систем при различных данных и выбрать оптимальный вариант (минимум затрат при максимуме производства), используются квадратные и прямоугольные матрицы, линейное программирование, построение графиков и др. Моделирование – упрощенное воспроизведение реальности, отражающее в обобщенной форме ее существенные черты и взаимосвязи. В арсенале системного моделирования – логические, блоковые, матричные, картографические и др. модели.
Статистических методы:
Балансовый метод позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов региона, капитальными вложениями, трудовыми затратами и установить необходимые пропорции (в общем виде «приход-расход»). Это прежде всего общий баланс производства и распределения общественного продукта, внешнеторговый или топливно-энергетический балансы и др.
Статистические методы служат для обработки и анализа многообразной количественной информации, характеризующей территориальные и отраслевые аспекты социально-экономических явлений. Позволяют наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику по всей стране, регионам или в сравнении с другими странами, а также оценить надежность и точность выводов, сделанных на основе статистического материала.
Чем больше методов использует специалист (студент) в изучении дисциплины или научных исследовании, тем точнее анализ, т.е. нельзя пользоваться только одним или двумя методами.
Политику можно осуществлять разными методами. Метод (греч. путь к чему-либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В общем понимании метод отвечает на вопрос: «Как, каким образом?». Методами государственного регулирования экономики являются: правовой, экономический, административный и пропагандистский , которые в свою очередь они подразделяются на прямые и косвенные . Наиболее распространена точка зрения о существовании – планового и рыночного методов.
· Правовые методы регулирования экономики осуществляются на основе и в рамках государственного хозяйственного законодательства через систему установленных норм и правил, которые являются обязательными для субъектов права.
· Экономические методы представляют собой совокупность способов и экономических рычагов (финансовых или материальных стимулов) воздействия государства на экономические интересы субъектов хозяйствований, что и обуславливает их развитие.
· Административные методы основываются на использовании силы государственной власти, прямого управления экономикой, то есть способы запрещения, принуждения, разрешения и др.
· Пропагандистские методы используют для реализации влияния государства на формирование гражданского мнения, общественного сознания, экономического мышления и пропаганды правового и экономического пути развития экономики страны.
К прямым методамотносят установление стандартов здравоохранения, экологии, качества товара, конкуренции, а к косвенным методам политика цен и доходов, государственный бюджет, денежная, налоговая и кредитная политика.
Наиболее емким понятием в НЭ представляется понятие «модель» (фр. образец), которая охватывает все многообразие методов, рычагов, форм регулирования и др. Условно понятие модель отвечает на вопросы: «Что есть данное явление?», «Каково оно?»…
Социально- экономический аспект модели заключается в том, что она всегда конкретна, всегда специфична. В мировой практике существует достаточное множество моделей государственного регулирования экономики – американская, французская, японская, шведская, немецкая, южнокорейская и т. д.
Модели развития и управления национальной экономикой:
Американская - либерализованная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент переносится на рыночные регуляторы экономических процессов. Ориентированна на развитие научно-технического прогресса, что позволяет экономить на заработной плате и сформировать предпринимательский менталитет. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредствованных методов с целью создания правил игры и благоприятных условий для развития бизнеса. Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рынка и лидерство страны на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать дополнительные выгоды. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах, а национальные деньги стали выполнять функцию мировых денег. Явное лидерство на рынке технологических достижений, за счет вложений в человека. На «человеческий капитал» приходится 3 /4 национального богатства.
Японская - централизованное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования преимущественно экономических, опосредствованных и неформальных методов государственного регулирования экономикой. Японская структурная политика совместила техническое, технологическое перевооружение экономического потенциала страны и достижения межотраслевого равновесия (структурная сбалансированность). Обновление производства на основе лицензий, активная промышленная политика, подкрепленная новациями эффективного менеджмента, модернизация производства, способствовали успешному освоению мирового рынка и стимулированию товарного экспорта. Дефицит сырьевых ресурсов заставил добиться новаторства в области использования ресурсоэкономных технологий. Система пожизненного найма, доминирующая психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным. Япония нашла способы использования традиций и устоев нации в новом пути развития, но модель развития индустриального типа она уже исчерпала. Необходимо разрабатывать новую стратегию экономического роста.
Шведская - управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание сильной системы социальной защиты населения, доминирование идей равенства и солидарности.
Главное в модели – регулирование социальных и трудовых отношений, не ущемляя при этом интересов каких-либо групп общества, хозяйствующих субъектов и национальной экономики. Реализуется эта цель посредством политики налогообложения (ставки налогов - очень высокие, а налоговая служба - эффективна) и концепции «активной политики в области труда». Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию социального бедствия – безработицы, а не выплата им пособий. При этом доля государственных расходов на социальное обеспечение составляет более 40% ВВП. Швеция вошла в тройку стран мира самым высоким уровнем дохода на душу населения и одним из самых низких уровней неравенства.
Французская – особенностью этой модели является пятилетнее планирование экономики. Планы носят индикативный (рекомендательный) характер. Уже выполнено 12 пятилетних планов и десятки целевых программ. Здесь планируется развитие национализированного сектора; методом программных контрактов страна регулирует производство и денежно-финансовую политику, в том числе процессы накопления динамичной налоговой политики. Сочетая общенациональные цели с тенденциями рыночного спроса Франция программирует обмен и потребление на основе государственного регулирования ценообразования, стимулирует развитие частного капитала и др. Разрабатываются государственные программы общественного воспроизводства интенсивного типа.
Немецкая - система управления национальной экономикой с активным использованием рыночных регуляторов, прежде всего конкуренции, и созданием на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан…
Также в НЭ можно выделить такие макромодели (см. табл.. 1)
Таблица 1
Классификация макромоделей национальной экономики
№ п/п | Критерии классификация моделей НЭ | Типы моделей |
1. | По способу выражения исследуемого объекта: | · Логические, · Табличные, · Экономико-математические, · Графические…. |
2. | По продолжительности периода, который подлежит исследованию: | · Краткосрочные, · Долгосрочные… |
3. | По степени открытости экономической системы: | · Закрытые (не учитывают внешних экономических связей), · Открытые (учитывают их) …; · Экологическо - сбалансированные (учитывают требования экологической безопасности окружающие среда) |
4. | По полноте охвата экономических субъектов: | · Простые, · Сложные… |
5. | По характеру отображения фактора времени: | · Статические, · Динамические… |
6. | По критериям анализа достижения конечных результатов: | · Равновесные, · Неравновесные, · Структуралистические (равновесие является результатом перераспределения доходов), · Сбалансированные…. |
7. | По цели исследования: | · Текущие, · Управленческие, · Прогнозно – стратегические… |
3. Основные экономические показатели национальной экономики.
Показатели НЭ можноклассифицировать на такие группы:
1. Показателиобщеэкономической характеристики страны:
o Экономгеографическое положение (ЭГП) и общеполитическая и экономическая характеристика страны - геополитическая и общеэкономическая характеристика; охватывает пространственное размещение страны, ее близких и отдаленных соседей, территориальное и государственное устройство, анализ политической ситуации, количество партий и т.п.; наличие и структура сырьевых ресурсов (количественная, качественная, экономическая оценка ПРП); естественные, климатические, ресурсные особенности страны;
o Характеристику населения - численность населения и его состав (половозрастной, национальный, религиозный), расселение и демографические процессы, территориально-административная деление, наличие трудоспособного населения, количество занятых работников в экономике и по видам хозяйственной деятельности;
o Характеристика экономики - количество и структура предприятий, среднегодовая стоимость основного капитала; среднегодовая стоимость оборотного капитала; количество банков, размер кредитных ресурсов и т.п.
Показатели общеэкономической характеристики страны характеризуют общий экономический потенциал и ожидаемые результаты, если его использовать согласно требованиям объективных экономических и общественных законов. Основными требованиями является продуктивное использование единицы работы и капитала и эффективное (прибыльное) производство единицы продукции.
Обобщающий итог функционирования национальной экономики характеризуется показателем валового внутреннего продукта (ВВП). Он может быть рассчитан на стадии производства и на стадии использования продукции. На стадии производства ВВП рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости (ВДС) и чистых налогов на продукты. Разность между валовым выпуском (X) и промежуточным потреблением (AX) дает показатель валовой добавленной стоимости (V): V= X – AX. На стадии использования продукции ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления, валового накопления (инвестиций) и экспортно-импортного сальдо. Для определения динамики физического объема ВВП его компоненты исчисляются в неизменных ценах определенного периода (квартал, полугодие, год).
Показатели валового внутреннего продукта (ВВП) Украины за 2000 - 2007 гг.
в фактических ценах: от 170 млрд. грн. (2000 г.), 226 (2002 г.), 345 (2004 г.), 544 (2006 г.) до 713 млрд. грн. (2007 г.), в 2008 г. ожидался 810 млрд. грн.
В Украине была зафиксирована максимальная годовая инфляция среди стран СНГ в январе 2009 г. - 22,3% к январю 2008 года. Падение промышленного производства в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года он составило 34,1%. Счетная палата заявляет о снижении ВВП на 21,1% за 1 квартал 2009г.
2. Показателипроизводительныхсил, как основногофакторапроизводства.
Экономический потенциал характеризуют количество и качество задействованных производительных сил, т.е. факторы производства: Т - стоимость привлеченной работы, или Т = ТкЦт, где Тк - количество занятых работников (чел.); Цт - цена труда одного занятого (грн.); К - стоимость задействованного основного капитала или К = КпЦк, где Кп - натуральное количество задействованного основного капитала; Цк - цена единицы задействованного основного капитала (грн.); Ф - стоимость используемого оборотного капитала, т.е. Ф=Ф0 Ц0 , где Ф0 -натуральное количество сырьевых, материальных, энергетических и вторичных ресурсов (тонн, штук, кг и т.д.); Ц0 - цена единицы оборотного капитала (грн.); t - время работы занятых работников (час, неделя, месяц, год).
3. Показателиуровняжизни населения.
Уровень жизни определяют уровнем дохода населения и его платежеспособностью. Величина дохода зависит от объема произведенного ВВП и его распределения между потребителями. Тем не менее, платежеспособность населения зависит не только от динамики цен на потребительские товары и услуги. Если потребительские цены неизменные или возрастают меньшими темпами, чем доходы населения, то уровень жизни населения возрастает. Если цены возрастают быстрее, чем доходы, то уровень жизни снижается.
Важнейшие показатели уровня жизни населения Украины в 2007 г. :
— производство ВВП на душу населения (15,3 тыс. грн);
— уровень заработной платы и средний доход семьи (среднемесячная номинальная заработная плата работника на конец года – 1654 грн.);
— уровень потребительских цен, индекс потребительских цен (116,6% к 2006 г.);
— реальное производство ВВП и реальные доходы (ВВП – 713 млрд. грн., доходы в бюджет 220 млрд. грн., план 2008 г. 310, а реально 250 млрд. грн.);
— стоимость потребительской корзины, или стоимость набора важнейших продовольственных товаров (Сейчас прожиточный минимальный уровень в стране – 626 грн., а стоимость потребительской корзины – 939 грн.! );
— уровень безработицы, инфляции и др. Уровень официально зарегистрированных безработных - 2,3%, количество – 642 тыс., в 2008 г. – 7%, количество до 1,5 млн. чел., по методологии МОТ в 2007 г. 7%, а сейчас более 14%.
Инфляци и – 18-24% в последние месяцы 2008 г. - нач. 2009 г.
4. Развитие международной торговли (торговый баланс)
Торговый баланс - это взаимозависимость между совокупным экспортом и импортом НЭ. Когда страна экспортирует больше чем импортирует она имеет положительное торговое сальдо, а когда импорт превышает экспорт, страна имеет дефицит торгового баланса и должна оплачивать импорт за счет иностранных кредитов, который ставит ее в зависимость от других государств.
Экспорт товаров и услуг – 58, импорт – 66 млрд. долл. США, в 2008 г. (план) экспорт 76,6 импорт – 80 млрд. долл. США, торговое сальдо отрицательное – 3,4 млрд. долл. США, а реально – экспорт 78,6, импорт - 92,1, торговое сальдо отрицательное – 13,5 млрд. долл. США
5. Индексы и показатели, которые отображают структуру НЭ
Для более глубокого анализа комплексного развития национальной экономики применяют также ряд индексов и показателей, которые отображают системные сдвиги в структуре национального хозяйства страны. К ним, например, можно отнести; Индекс человеческого развития, Индекс стоимости жизни, Индекс потребительских цен, Индекс промышленных конкурентоспособных компаний, Индекс технологического развития, Индекс человеческого капитала, Индекс инновационных возможностей и т.п..
Индекс человеческого развития (ИЧР) - это специальный показатель, который объединяет трисоставных (ВВП, грамотность и продолжительность жизни) и дает сложную оценку человеческого прогресса. Он модифицирован вдвух своих видах: в показателях образования и доходах (ВВП на душу населения). Считается, что страны с ИЧР меньше 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,6-0,8 - средний; выше 0,8 - высокий уровень развития.
Украина отвечают группе стран со средним уровнем ИЧР и занимает 76 место среди 177 стран.
Индекс человеческого капитала включает уровень грамотности и количество людей, которые имеют среднее образование и количество людей с высшим образованием (в процентах от всего население страны). За расчетами Мирового Банка в Украине данный показатель является довольно высоким - в 2005-2006 гг. он составлял 0,81 или 27 место среди других стран мира, он больше, чем, например, в Германии или Швейцарии. Данный факт связан, в первую очередь с тем, что в Украине соответственно традициям СССР образованиюпредоставляется довольно большое внимание, поскольку человек признается основным фактором инновационного роста. Так, долялиц с высшим образованием в вековой группе 20-29 лет в Украине составляет 12%, в то время как в США этот показатель колеблется на уровне 9-9,3%.
Индекс качества и стоимости жизни - характеризует уровнем изменение цен на товары и услуги, которыми пользуется население. Уровень изменение цен определяется через индексы цен на отдельные группы благ и услуг , сводимые затем в средние индексы цен . На уровне изучения НЭ - это, прежде всего, изменение среднего уровня цен применительно к какому-либо временному периоду (месяц, полугодие, год). Применяется для динамики реальной заработной платы. Сейчас прожиточный минимальный уровень в Украине – 626 грн., минимальная заработная плата с 01.01.2009 г. - 605 грн., с 01.04.09 г. – 625, к концу 2009 г.- 669 грн. Действующий должностной оклад государственного служащего (1 тарифный разряд) – 545 грн. Качество жизни в Украине является одним из самых низких среди проанализированных стран – 98 место в 2005 г. среди 111 стран и 62 место среди 192 стран в 2008 г.
Индекс промышленных конкурентоспособных компаний - показатель относительной конкурентоспособности изделий национальной промышленности, которые экспортируются. Украина занимает 84 место среди 117 стран.
Индекс технологического развития - показатель, который отображает роль техники и науки вразвитии НЭ. Он учитывает количество занятого персонала на НИОКР, количество патентов и научных публикаций врасчете на миллион жителей государства. В Украине этот показатель уменьшился на конец 2005 г. начало 2006 г. на 0,053 единиц в сравнении с 1995 г. и составлял 0,6 (что отвечает 39 месту среди других стран мира), он меньше, чем в Болгарии, Литве, Беларуси.
На низком уровне находится государственное финансирование фундаментальной и прикладной науки в Украине. За последние годы процент его финансирования из бюджета составил всего 0,4%. На 2005-2006 гг. было запланировано 0,6%, вопреки правительственным директивам, по которым его финансирование должно былосоставлятьбольше 6%.
Индекс инновационных возможностей - интегральный показатель, который определяется как сумма Индекса человеческого капитала и Индекса технологического развития наций. Уровень экспорта высокотехнологической продукции Украины составляет 5% от общего количества промышленных товаров страны, тогда как в развитых государствах доля экспорта высокотехнологической продукции превышает 60-80% от общего количества экспорта промышленных товаров. Постоянно снижается уровень инновационной активности отечественных предприятий....(Нац. економ. Круш с. 40 – 46)
Индекс глобальной конкурентоспособности экономики – дает оценку среднесрочных перспектив экономического роста (на 5-8 лет). Позиции Украины среди других стран, по оценке Всемирного экономического форума 73 место среди 131 страны и существенных изменений в ближайшей перспективе не предвидятся, а значит эффективного и устойчивого развития не будет. (Данилишин Б., Веклич О. Украина в международных рейтингах устойчивого развития. Стр.13-23)
4. Особенности формирования, современные тенденции и уровень развития национальной экономики Украины.
Чрезвычайноважным с теоретическойипрактическойстороныпонимания НЭ каксистемывзаимодействующихэлементов , котораяимеет ядро, цельидругие характеристики.Национальноехозяйстводолжносоздаватьорганическуюцелостностьвзаимосвязанныхчастных, коллективныхи государственных типовхозяйств, расположенныхвпределах страны. Без такойцелостностигосударство не будетиметьнадлежащейэкономическойбазы. Экономика государствадолжнабытьсамодовлеющей, иметьвозможностьвыполнятьосновные государственныефункции, а именно, обеспечивать:
1) экономическийрост;
2) занятостьнаселения;
3) экономическуюэффективность;
4) стабильностьцен;
5) экономическую свободу;
6) справедливоераспределениедоходов;
7) благоприятные условияпроживания;
8) экономическийсуверенитет (безопасность) страны. (Злупко, с. 9)
Системностьивзаимосвязанность отраслей ихозяйств - этосущественныйпризнак НЭ, благодарякоторому она отличается от обычногоразмещенияхозяйственныхобъектоввпределахполитическогообразования.Составляющиминациональнойэкономики являются ееотрасли: промышленность , сельскоехозяйство, строительство, транспорт , связь, банковская система, здравоохранение, образование и т. п. Промышленность, в свою очередь, делится на обрабатывающуюидобывающую; обрабатывающая - на тяжелуюилегкуюи др. Соотношениемеждуотдельными отраслями экономикиназываютотраслевойструктурой, которая отражаетобщественноеразделение труда.
Общественноеразделение труда означаетспециализацию на изготовленииопределенныхвидовпродукциииливыполненииотдельныхопераций. Что даетвозможностьэффективнееиспользоватьмастерство людей ипроизводственныересурсы. Различаютразделение труда внутриобществаивнутрипредприятия. Разделение труда внутриобществаоказываетсявсуществованииразных отраслей ипроизводств, т.е.специализации регионов и страны. Внутрипредприятияразделение труда происходитмежду цехами, мастерскимии т.п. Разделение труда на предприятиидаетвозможностьрасчленитьпроцесс на многомелкихспециализированныхоперацийилизадач, что делает их легче и дешевле. (Злупко, с. 10)
Национальнуюэкономическую систему характеризуют :
а) признаканациональногосуверенитета : независимость и национальнаягосударственность; суверенитет:законотворчества,исполнительной власти, хозяйственнойдеятельности, внешнеэкономическойдеятельности. Утверждаютсяконституциейи законами страны, направленными на регулированиеэкономических, социальных, политическихимеждународныхотношений.
б) ресурсно - производственныепризнаки : трудовой и природно-ресурсныйпотенциал; научныйитехнико-технологическийпотенциал и национальнаясобственность. Показываютоценкупроизводительных сил черезфизически-качественныеиэкономическиекритерии.
в) хозяйственно-организационныепризнаки: национальнаяфинансово-кредитная система, особенно денежнаяединица; собственная таможенная и транспортная системы; национальная система управленияирегулирование; производственная и социальная инфраструктура. Этипризнакивоплощаютсявнациональнойсистемеоборотаэлементовпроизводительных сил, национальномэкономическомуправленииирегулировании. Национальную систему оборотаэлементовпроизводительных сил образовываюттакиесистемы:
— денежная - национальнаяденежнаяединица, система денежногообращения;
— финансовая - финансыгосударства, предприятий, население;
— кредитная - кредитныеучреждения, кредитныересурсы, правовоеиэкономическоеусловиякредитования. (Заблоцкий, с. 115)
Национальноеэкономическоеуправлениеирегулированияобразовывают:
- макроэкономическое - процессынародонаселения, объеми структура производстванациональногопродукта, пропорциинационально-хозяйственногокомплекса, индексыцени курс национальнойденежнойединицы;
- региональное - процессызанятости, деятельностьместныхбюджетныхучреждений жилищно-коммунальнойинфраструктуры;
- микроэкономическое - процессыформированияобъемовиструктурыпроизводства, обеспечениеэффективностииспользования основного, трудового иоборотногокапиталов, реализациипродукции, получениеприбылейивыполнениеобязательств перед государственнымиирегиональными бюджетами.
г) товарообменныепризнаки: внутренниерынкитоваров, ценныхбумаг,работи услуг; систем выхода на мировыерынки. Оказываютсявсоциальнойзначимостипродукта; способностиудовлетворятьнуждычеловека; качестватоварови услуг; ценеединицытоварови услуг; конкурентоспособноститоварови услуг на их сегментах рынка; соотношенииспросаипредложения на тоили инойсегмент рынка.
Пересчитанныепризнаки НЭ, и ихпоказателиопределяютсостояниеэкономическойсистемыстраны. (Заблоцький, с. 116)
Для обеспеченияэффективногофункционированиянациональнойэкономическойсистемыважным является осознанияииспользованиемеханизмадействияобъективныхэкономическихзаконов - товаропроизводства, товарооборотаихозяйственнойсбалансированности .
Закон товаропроизводства требуетсозданияпродуктаQц, стоимостькоторогообеспечивалабывозмещениематериальныхзатратQп цп иполучениедополнительногопродукта, или валового внутреннегопродукта: Qц = Qn цn + dQц
СовокупныйпоказательВВП = dQц обозначаетстоимостьтоварови услуг, произведенных отраслями национально-хозяйственногокомплексаипредназначенных для конечногопотребления.
Закон товарообмена определяетотношенияотносительнообменасозданногопродуктамеждупродавцом (предложение) ипокупателем (полученныйденежный доход илиспрос): Q = Г/ ц. ВаловойвыпускQц распределяют на промежуточноепотреблениемеждусубъектамипроизводствакакполу фабрикатный для изготовленияконечногопродукта относительно его потребления.
ВВПраспределяют на фонд потребления, которыйреализуется в соответствии нужд потребительскогорынка, по потребительскимценам, и на фонд накопления, которыйреализуется по потребностям черезрынок, по соответствующимценам.
Закон хозяйственнойсбалансированности отображаетсостояниеравновесиямеждупредложениемQц испросомnд Д м , гдеnд — коэффициентоборотностиденежноймассы Д м : Qц = nд / Д м
Этот закон требуетсоответствияколичестваикачествапроизводительных сил страны нуждам обществаотносительносозданияипотреблениянациональногопродукта. Структуреобщественных нужд должнаотвечать структура общественногопроизводства, т.е.соотношениемеждуего отраслями, которыевыражаютхозяйственныепропорцииисостояниеобщественногоразделения труда. Структура национальногопроизводстваопределяетсянатуральнымиистоимостнымипоказателями - ВВП, Тк цт , Кп цк , Ф0 Ц0 идр.(Заблоцький, с. 117)
Онихарактеризуютсяопределеннымипропорциями, систематизировавкоторые, можновыделитьтакиегруппы:
- воспроизведенные - междупроизводствомсредствпроизводстваипредметовпотребления, междупотреблениеминакоплением при распределениисозданногопродукта;
- отраслевые - соотношениемеждуразными областями НЭ;
- территориальные - размещениепроизводствавотдельныхэкономических районах;
- внешнеэкономические - вывозпродукцииизразныхрегионовивывозпродукцииразных областей ирайоноввзарубежныестраны.
Количественныепоказателиуказанныхпропорцийопределяют структуру экономическойсистемывообщеипроизводствавчастности.Ониявляютсяосновойформированияэкономическойполитикистраны, поискаресурсов для усовершенствованияпроизводственныхпроцессов.
Усовершенствованиеструктурыпроизводствапредусматривает:
- совершенствованиесоциально-экономическойструктурыэкономики, котораяохватываетоптимизациюпроизводстваи форм собственности на средствапроизводства, созданный продукт, т.е.установлениецелесообразныхпропорциймеждучастнойиобщейсобственностью, созданиепредпосылокреализациичастных, коллективныхигосударственныхинтересов;
- усовершенствованиеорганизационно-экономическойструктурынациональнойэкономики, т.е.оптимизациюразных форм организациипроизводства, вчастностималых, средних, большихпредприятий, ихобъединенийи т.п.;
- усовершенствованиепроизводственно-технологическойструктурыэкономики, внутреннейорганизациипродуктивных сил, т.е.установлениепропорциймеждусферойматериального производстваисферой услуг, промышленностьюисельскимхозяйством, производствомсредствпроизводстваипредметовпотребление, добывающимииобрабатывающими отраслями, высокозатратнимиималозатратнимипроизводствами.
НЭимеетотраслевую систему организациипроизводстваиуправление.
Отрасль экономики - совокупностьпредприятийиорганизаций, объединенныхобщностьюфункций, которыеонивыполняютвсистеметерриториальногоразделения труда. Отраслевая структура экономикиотображаетпроцессобщественногоразделения труда, указывая на функциональныеотличиямеждуотдельными отраслями.Этодаетвозможностьанализироватьмежотраслевыепропорцииисвязи, эффективностьидинамикупроизводства.(Заблоцкий, с. 118)
Сферыдеятельностииотраслипроизводстваобъединяютвгруппы:
а) сфера производства:
o промышленность, сельскоехозяйство, строительство - процессапроизводства;
o транспорт исвязь, обслуживание натурального производства, т.е.обеспечение доставки материальныхценностейпотребителям;
o торговля, материально-техническоеснабжение, общественноепитание, заготовка, т.е.продолжениепроцессапроизводстваисозданиеприростадобавленнойстоимости;
б) сфера услуг:
o жилищно-коммунальноехозяйствоибытовоеобслуживаниенаселение;
o образование, здравоохранение, культура иискусство, наука инаучноеобслуживание;
o органыуправленияиобороны;
o кредитование, страхованиесоциальногообеспеченияизащитамалообеспеченных.
Анализотраслевойструктурыэкономикидаетвозможностьоптимизироватьисбалансироватьпропорции всей экономики. (Заблоцкий, с. 119)
Эффективностьфункционирования НЭ - удовлетворениенасущных нужд общества, накоплениенационального богатстваисостояниеокружающей среды - решающеймерой зависят вот типаэкономическойсистемы . (Злупко, с. 11)
Секторная структура. Обобщенно рыночная экономика может быть изображена в виде институциональных секторов, взаимодействие между которыми характеризует важнейшие экономические пропорции, связанные с производством, распределением и перераспределением доходов, между производством товаров и услуг, между реальным и финансовым секторами, между производством и потреблением и т.п. Методологической основой секторного деления экономики является Система национальных счетов (СНС), принятая международными организациями в 1993 г. (См. схему )
Экономическая система - этоспособорганизации НЭ . Основнымиэлементамиэкономическойсистемы является, во-первых, способсогласованиядеятельностисубъектовхозяйства, илиспособрешенияосновных проблем организацииэкономики; во-вторых, собственность на производственныересурсыиизготовленныежизненные блага.
Хозяйство (хозяйственный комплекс) любого обществапредусматриваетсогласованиеирешениемножества проблем.Среди их естьтри, которыеназываютосновными, илифундаментальными , проблемами организацииэкономики:
Чтовырабатывать?Каквырабатывать? Для кого вырабатывать? (Злупко, с. 12)
Чтовырабатывать? Которые блага ивкакомколичествевырабатывать? Сколькокаждоготоварадолжновырабатыватьсяэкономикаисколькокаждойиз услуг следуетпредложить?Икогдаэтосделать? Чтосейчасследуетвырабатывать - одеждуилиобувь, немноговысококачественных дорогих рубашекилимногодешевых? Вырабатыватьмногопредметовпотребленияинемноготоваровпроизводственногоназначения, или наоборот?
Какследуетвырабатывать блага? Какиефирмыимеютэтоделать? Какиетехнологиииресурсыследуетиспользовать для производствапродуктов?Изчеголучшевырабатыватьэлектроэнергию - изнефтиилиизугля?Ктодолжныобрабатывать землю, а кто - учитучениковистудентов? Какцелесообразнеевырабатывать блага - спомощью машин имеханизмовилиручнойработы? На частных (приватизированных) илигосударственныхпредприятиях?
Для кого вырабатывать блага? Кемпользоваться плодами экономическихусилий, т.е.какраспределятьизготовленные блага междуразнымииндивидамиидомохозяйствами?Какоемыхотимиметьобщество: где много богатыхимногобедных, иливкоторомпреобладаетсреднийкласс, а богатыхибедныхмало?
Вразныхэкономических системах используютразныеспособырешенияэтихтрех проблем организацииэкономики.Экономическиесистемыразличаются не только за этимипризнаками, а и за тем, ктовладеетэкономическими ресурсами; ктоявляетсявладельцемземлиизаводов, угольных шахт илесов; ктовладеет домами иотелями, продуктивным скотом иавтомобильнымипутями. Вэкономике, котораяосновывается на частнойсобственности, экономическими ресурсами ипроизведенными продуктами распоряжаютсябольшейчастьючастныелицаифирмы, которыеимпринадлежат.Тем не менее, вовсехстранахсчастнойсобственностьюгосударствовладеетзначительными активами, которыевключают землю, леса, транспортнуюсеть, жилые и стратегические объектыи т.п.
Каждой НЭ присущиесвоиособыечерты, тем не менее, различают два типаэкономических систем: традиционное, илинатуральное, хозяйство итоварноехозяйство. Товарноехозяйство, в свою очередь, можетбытьрыночнымилиадминистративно-командным .Экономикимногихстранявляютсяпереходными , т.е. одну экономическую систему изменяетдругая.
Формированиеукраинскойэкономикисовпалос переходом от командно-административнымкрыночнымотношениям.Созданиесоциально-рыночнойэкономики - этостратегический курс Украины, реализациякоторогосвязана, прежде всего, сутверждениемчастнойсобственности. (Злупко, с. 13)
Состояние НЭ влияет на политическийклиматвстране, социальноеиморальноесамочувствие людей. Поэтомуцелью теории НЭ является не тольковыяснение, объяснение и состояниеэкономической системы,представленнойвстране, но иформированиенаучныхосновусовершенствованиянациональнойэкономической,политикииэкономическойсистемы в целом. (Заблоцкий, с. 8)
5. Цели, задачи и предмет изучения курса «Национальная экономика».
Основная литература курса :
1. Градов А. П. Национальная экономика. - Спб.: Питер- Пресс, 2007. - 240 с.
2. Гринів Л. С., Кічурчак М. В. Національна економіка. Навчальний посібник. - Львів: «Магнолія 2006», 2008. - 464 с.
3. Заблоцький Б.Ф. Розміщення продуктивних сил України: Національна макроекономіка: Посібник.- К.: Академвидав, 2002.- 368 с.
4. Злупко С. М. Перехідна економіка: сучасна Україна: Навчальний посібник. - К.: Знання, 2006.- 324 с.
5. Національна економіка: Підручник./За ред. П.В. Круша.- К.: Каравела; Піча Ю.В., 2008.-416 с.
6. Національна економіка: Тексти лекцій / О.П. Тищенко, А.Є. Никифоров, Т.Ф. Куценко та інші / За ред. А. Г. Савченка. – К.: КНЕУ, 2007. – 464 с.
7. Пухтаєвич Г. О. Аналіз національної економіки: Навчальний посібник. - К.: КНЕУ, 2005.- 254 с.
8. Юсупов К.Н., Янгиров А.В., Таймасов А.Р. Национальная экономика: Учебное пособие / Под общ. ред. К.Н. Юсупова.- М.: КНОРУС, 2008.- 288 с.
Цель дисциплины заключается в том, чтобы предоставить студентам теоретические знания и методические привычки по вопросам, которые отображают условия и результаты функционирования и развития хозяйственного комплекса страны. Изучение закономерностей и особенностей функционирования НЭ сравнительно с экономиками других стран. При этом в центре находятся показатели, которые отображают потенциал и структуру НЭ, институционные системы и организационные механизмы государственного управления экономикой, социальные, экологические и внешнеэкономические аспекты функционирования НЭ. Рассмотрение современного состояния и основных направлений регионального развития экономики в условиях рыночных отношений.
Задачи дисциплины НЭ:
- Рассмотрение современного состояния экономики Украины, перспектив ее развития, причин и следствий экономической политики.
- Характеристики НЭ с помощью таких категорий как экономический потенциал страны и структурные параметры НЭ.
- Изучение закономерностей и особенностей функционирования НЭ сравнительно с экономиками других стран.
- Усвоение экономических теорий развития НЭ.
- Освещение роли государства в экономической системе страны, методов и инструментов ее влияния на экономику.
- Характеристика финансовой системы страны, которая охватывает государственные финансы, банковскую систему и небанковские учреждения.
- Определение социальных результатов экономического развития страны и разногласия между экономическим развитием и экологией.
- Рассмотрение современного состояния и основных направлений регионального развития экономики.
- Определять и обосновываться приоритеты и задачув сферах структурной, региональной, социальной, экологической и внешнеэкономической политики на прогнозный период.
- Раскрытие места НЭ в мировом хозяйстве и вопросов, связанных с международной конкурентоспособностью.
После изучения дисциплины «Национальная экономика» студенты:
-понимают : теоретические основы функционирования и развития НЭ; ключевые показатели, которые характеризуют параметры реальной экономики и ее эффективность; особенности региональных отличий НЭ, социальные, экологическое и внешнеэкономическое следствия функционирования НЭ.
-знают : основные инструменты, нормы и правила, которые регулируют процессы функционирования и развития НЭ; условия и факторы размещения хозяйства страны; главные проблемы экономической системы и причины их возникновения.
- используют приобретенные знания при анализе современного состояния НЭ и тенденций ее развития, формирования межотраслевых комплексов и регионов Украины, а также экологических и внешнеэкономических факторов в условиях глобализации. Изучать и применять передовой опыт зарубежных стран в формировании стратегии развития разных направлений социально-экономической политики.
-применяют полученные навыки самостоятельного изучения учебной и научной литературы, картографического и фактического материалов при анализе современного состояния НЭ, прогнозирование ее будущего и осуществлять мониторинг визменениях структурной, бюджетной, налоговой, региональной, социальной, экологической и внешнеэкономической политики Украины.
-владеют методами анализа и оценки эффективности социально-экономического развития страны и контроля за выполнением нормативно-правовых актов государственных органов и программ социально-экономического развития НЭ.
Дисциплина «НЭ» ориентирует студентов на практическую деятельность в экономической сфере, которая будет оказывать содействие подготовке специалистов, способных решать сложные макроэкономические проблемы трансформационной экономики Украины. Дисциплина «НЭ» принадлежит к нормативным, обязательным,дисциплинам, которые призваны обеспечивать функциональную экономическую подготовку бакалавров всех специальностей.
Итоговый контроль – экзамен, который проходит в письменной форме.
Согласно учебным планам общий объем часов, который выделяется для изучения дисциплины «НЭ» для студентов всех форм обучения, составляет 180 ч. Но их структура по формам обучения имеет существенные отличия. Для студентов дневной формы обучение предусмотрено: лекций 34 ч., семинарских занятий - 34 ч., индивидуальных занятий - 10 ч., самостоятельной работы студентов - 102 часов. На заочной форме обучения: индивидуальные занятия составляют 20 ч., объем аудиторных занятий резко уменьшается: лекции до 16 ч., семинарские занятия - 4 ч., а объем самостоятельной студентов увеличивается до 140 часов. В соответствии, современной концепции организации учебного процесса (кредитно-модульной системы образования), основным средством овладения учебным материалом является самостоятельная работа, что увеличивает студентам время, свободное от обязательных занятий и дает возможность более эффективно обучаться.
Структура курса НЭ. Курс НЭ состоит из двух разделов (модулей) по которым читается 12 тем: 6 тем (18 часов- лекций и 16 часов семинарских и практических занятий) в 1 модуле и 6 тем (16 часов - лекций и 18 часов семинарских и практических занятий) во 2 модуле.
Первый модуль (раздел) НЭ включает основные направления познания предмета, раскрывающие, в целом, не только, конкретные проявления, но и научные основы комплексного изучения НЭ, а именно:
· Раскрываются понятия, сущность, условия возникновения и общие основы национальной экономики.
· Освещается роль государства в экономической системе страны, методы и инструменты, влияющие на экономику.
· Показываются особенности формирования, современные тенденции и уровень развития национальной экономики Украины, перспектив ее развития, причин и следствий экономической политики.
· Анализируются основные экономические теории развития НЭ.
· Изучаются закономерности и особенности функционирования НЭ сравнительно с экономиками других стран.
· Дается характеристика экономического потенциала страны и структурные параметры НЭ.
· Показываются аспекты функционирования и анализа институциональных факторов развития экономики, особенно комплексной оценки конкурентоспособности национальной экономики.
· Освещается роль теневой экономики страны и экономическая, социальная и экологическая безопасность.
Второй модуль (раздел) НЭ включает достаточно большой и важный раздел о государственности и государственном управлении экономики, рассматривается современное состояние и основные направления регионального развития страны. Определяются и обосновываются приоритеты в сферах структурной, региональной, социальной, экологической и внешнеэкономической политикинациональной экономики. В этом модуле освещается:
· Роль государства в национальной экономике, система органов государственного управления национальной экономикой и их функции.
· Приоритетные направления государственной политики развития национальной экономики вразвитииструктурно-инвестационой, инновационной политики, бюджетно-фискальной и денежно-кредитной политики.
· Показываются роль демократии, экономической свободы и порядка.
· Анализируются основные формы интеграции Украины в мировое хозяйство и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на современном этапе и в стратегической перспективе.