Национальный банк Казахстана
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..…2 ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ...3 1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ…………………………………………...3
1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3
1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков……………...5
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………….………………….8
2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана…………………………8
2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…27
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в средствах массовой информации и экономических изданиях часто встречаются материалы с положительными отзывами о банковском секторе Казахстана. Действительно, на постсоветском пространстве банковская система Республики Казахстан заслуживает самых высоких оценок. Это признают и многие международные финансовые организации, независимые экономические эксперты.
Однако, достигнутые результаты - это только начальный этап успешного функционирования всей финансовой системы.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в перспективе все зависит от того, какие меры будут приняты со стороны государства и Национального Банка Республики Казахстан для укрепления устойчивости основного сегмента финансового сектора, повышения доверия населения к банковским институтам и стимулирования банков для кредитования реального сектора экономики.
Сохраняющиеся позитивные тенденции позволяют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстанская банковская система с этапа активного реформирования и перехода к международным стандартам может перейти к новому этапу устойчивого развития и совершенствования банковского дела.
Целью данной работы является исследовать банковскую систему Республики Казахстан и дать оценку роли Национального Банка в макроэкономической стабилизации, на основе исследований сделать собственный вывод о проведенной работе Национального Банка в обеспечении стабильной денежной, кредитной и банковской системы.
ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ
1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными.
Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.
В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на[1] :
- государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);
- акционерные (например, США);
- смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).
Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).
Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаше всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства.
Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов.
Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.
В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики.
В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.
Можно выделить основные цели Центральных банков:
- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Рассматривая функционирование Национальных Банков можно выделить следующие:
- разработка и проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, организации переводов денег между банками и их клиентами и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития государства;
- содействие обеспечению стабильной денежной и кредитной и банковской системы;
- защита интересов кредиторов и клиентов банков, путем принятия нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, и осуществления контроля за их осуществлением.
В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.
1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков
Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная задача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка[2] .
Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.
В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы[3] .
Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.
Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например, в США, большая часть бюджетных средств помешается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.
От имени правительства центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов, Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях[4] .
Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана
С получением суверенитета в декабре 1990, Казахстан приступил к активному формированию банковской системы. Закон о Национальном банке Республики Казахстан был принят 13 апреля 1993 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва, до того времени, а именно до 7 декабря 1990 года Верховный Совет Казахской ССР Законом Казахской Советской Социалистической Республики О банках и банковской деятельности в Казахской ССР на базе Казахской республиканской конторы Госбанка СССР учредил в республике Государственный банк Казахской ССР.
30 марта 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, О Национальном Банке Республики Казахстан, определяющий задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе государства. Со времени издания Закона в связи с принятием 30 августа 1995 года новой Конституции страны в него неоднократно вносились изменения и дополнения.
Принятая 30 августа 1995 года на референдуме Конституция Республики Казахстан установила полную подотчетность Национального Банка Казахстана Президенту страны, что Казахстан означает:
- назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан сроком на 6 лет Председателя Национального Банка Казахстан; освобождение его от должности[5] ;
- назначение на должность сроком на 6 лет и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана.
- утверждение Президентом Республики Положения о Национальном Банке Казахстана, его структуры, а также годового отчета Национального Банка Казахстана;
- утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты — казахстанского тенге;
представление Национальным Банком Казахстана по вопросам его компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.
Нынешний 2004 год знаменует новый этап в развитии Национального Банка. Для того чтобы дать качественную оценку данного развития, обратимся немного к истории.
Как известно, в начале 90-х годов Национальный Банк был вынужден с целью поддержки производства осуществлять выдачу льготных кредитов. Кроме того, в условиях неразвитой банковской системы имело место прямое обращение предприятий за кредитами в Национальный Банк. Предоставлялись кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита. Все эти функции не соответствовали функциям центрального банка.
В этих условиях Национальный Банк начал проводить реформирование банковской системы с целью содействия их адаптации к рыночным условиям. Одновременно проводилась интенсивная работа по изменению механизма рефинансирования банков. В частности, кредитные ресурсы стали размещаться посредством кредитных аукционов, были прекращены выдача директивных кредитов и прямое кредитование дефицита бюджета. Банки второго уровня стали формировать кредитные ресурсы за счет привлечения временно свободных средств населения и взяли на себя функции кредитования экономики.
Все это означало, что Национальный Банк стал выполнять специфические для центральных банков функции. Его основной задачей стало обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то есть обеспечение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса.
Вскоре опережающее развитие банковского сектора привело к тому, что через свои дочерние организации банки начали активно осваивать деятельность на других сегментах финансового рынка: на рынке ценных бумаг, страховом рынке, в пенсионной системе. В результате все чаще стали появляться разнопрофильные объединения, оперирующие одновременно в разных сегментах финансового рынка. Это создало определенные трудности регулирования деятельности банков, поскольку регулирование деятельности отдельных сегментов финансового рынка осуществлялось разными надзорными органами.Поэтому Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности компаний по управлению пенсионными активами и банков-кастодианов (2001г.).
Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения(2002г).Кроме того, согласно основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета, в начале 2001 года Национальный Банк был наделен полномочиями для проведения надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.
Таким образом, уже с середины 2002 года Национальный Банк занимал ключевую позицию в регулировании финансовых рынков страны. Но такое положение изначально носило характер подготовительных мероприятий к созданию самостоятельного регуляторного органа, подотчетного Президенту страны, завершихся созданием с 1 января 2004 года Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций.
Данное Агентство осуществляет оперативный и комплексный надзор за всеми финансовыми институтамии защитуправиин-тересов инвесторов. Как показывает мировая практика, такая организация надзора и регулирования наиболее эффективна для развития финансового сектора. Не последнюю роль при этом играет улучшение качества и снижение стоимости финансовых услуг за счет конвергенции финансовых услуги создания условий добросовестной конкуренции.
С передачей всех надзорных функций новому органу. Национальный Банк переходит на следующую ступень качественного развития своей деятельности.
Теперь Национальной Банк будет концентрировать свои усилия на развитии собственно денежно-кредитной политики и валютного регулирования.
Национальный Банк определил на ближайшие годы в качестве приоритетного направления максимальное приближение денежно-кредитной политики к стандартам Европейского союза.
Согласно последним изменениям в Законе Республики Казахстан О Национальном Банке Республики Казахстан», вступившим в силу с 1 января 2004 года, основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для выполнения основной цели на Национальный Банк возложены следующие задачи:
- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;
- обеспечение функционирования платежных систем;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Такая формулировка основной цели и задач Национального Банка более точно отражают объявленный Национальным Банком переход к стандартам Евросоюза и к принципам инфляционного таргетирования.
В частности, новая формулировка основной цели Национального Банка фактически означает смещение акцентов от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен, что является необходимой предпосылкой для введения принципов инфляционного таргетирования.
Главной особенностью принципов инфляционного таргетирования является его «направленность в будущее». Это означает, что основные параметры денежно-кредитной политики на ближайшие годы принимаются с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне-и долгосрочном периоде.
Это, конечно, усиливает ответственность Национального Банка за целевые показатели по инфляции.
Многие страны, использующие принцип инфляционного таргетирования, в условиях усиления ответственности за достижение поставленных целей по инфляции отходят от индексов потребительских цен, как ориентировано инфляции. Взамен рассматриваются такие индексы цен, которые отражают основные направления инфляционных тенденций и нивелируют влияние различного рода токов немонетарного происхождения существует много модификаций индексов, измерящих основные направления инфляционных тенденций. Совокупность таких индексов носит общее название базовые индексы. Разные страны выбирают разные базовые индексы, исходя из критериев их приемлемости к специфике экономических ситуации в стране.
Национальный Банк с 2004 года также устанавливает ориентиры по инфляции исходя из индекса базовая инфляция». В настоящее время Национальный Банк вместе с Правительством и Агентством по статистике работает над методикой расчетов базовой инфляции.
На 2004 год основная цель денежно-кредитной политики сформулирована, какудержэние среднегодовой базовой инфляции- в пределах 4%-6%. Данные ориентиры еще будут скорректированы после утверждения методики расчетов базовой инфляции и проведения по ней уточняющих расчетов.
В число подготовительных мер по введению инфляционного таргетирования входит усиление регулирующей роли официальных ставок. Начиная с текущего года, переучет векселей будет производиться в соответствии с официальной ставкой рефинансирования, что несомненно будет способствовать повышению ее экономической роли.
Для успешности реализации новых правил денежно-кредитной политики необходимо также принять меры по повышению регулирующих возможностей Национального Банка. Это: расширение регулирования банковской ликвидности операциями открытого рынка, увеличение портфеля ценных бумаг Национального Банка и развитие новых финансовых инструментов.
Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный Банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Соответственно, Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры по обменному курсу тенге. Минимальное присутствие Национального Банка на внутреннем валютном рынке будет осуществляться только при необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.
В области валютного регулирования и валютного контроля приоритетным направлением будет либерализация валютного режима. Это предполагает смягчение режима валютного регулирования и устранение чрезмерных административных преград при осуществлении резидентами операций с иностранными активами.
Ожидается достижение к 2007 году полной либерализацией валютных отношений. Меры по ослаблению валютных ограничений будут способствовать росту отечественного финансового рынка, развитию финансовых инструментов и привлечению дополнительных финансовых ресурсов для реального сектора.
Золотовалютные резервы Национального Банка будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и услуг.
Годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение высоких темпов экономического роста.
Будет продолжена работа по совершенствованию денежно-кредитной статистики и бухгалтерского учета. Планируется составление обзора финансового сектора на консолидированной основе с включением счетов кредитных товариществ и ипотечных компаний.
Особое внимание будет уделено созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек путем внедрения и развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорной технологии.
Дальнейшее развитие финансового рынка будет проводиться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.
Содействие обеспечению стабильности финансовой системы по-прежнему остается в компетенции Национального Банка. При решении данной задачи Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по надзору и регулированию финансовых рынков и финансовых организаций.
В число важных задач развития финансовых рынков входят: дальнейшее совершенствование трехуровневой системы кредитования, ипотечного кредитования, системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, системы государственного регулирования и надзора страховой деятельности. Кроме того, Национальный Банк будет содействовать работе Правительства по развитию системы жилищных строительных сбережений.
Одной из главных задач развития рынка ценных бумаг остается совершенствование механизмов привлечения сбережений населения через коллективные формы инвестирования.
Для совершенствования системы защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг будет осуществляться переход к международным стандартам раскрытия информации.
И, наконец, Национальный Банк намерен активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).
2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан
Переход на принципы инфляционного таргетирования
На период до 2006 года Национальный Банк ставит перед собой задачу снижения среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4-5 % годовых.
Такая постановка задачи обуславливает необходимость перехода Национальным Банком от инструментальных правил к принципам инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании в качестве целевого показателя рассматривается инфляция, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных процентных ставок.
При таргетировании денежно-кредитной политики для возможности обязательного достижения поставленной цели необходимо знать, каким образом изменяются действия оперативного показателя на целевой показатель. Передача управляющих сигналов происходит по различным каналам. Среди них каналы совокупного спроса, совокупного предложения, валютного и процентного паритетов и другие. Совокупность данных каналов передачи и их взаимосвязей между собой носит название трансмиссионного механизма. Таким образом, трансмиссионный механизм - это механизм передачи воздействия управляющих сигналов на целевой показатель.
С переходом к таргетированию инфляции будет создан механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению поставленной цели, что повысит доверие к проводимой денежно-кредитной политике.
В настоящее время в Казахстане имеются некоторые предпосылки для начала подготовки к переходу на принципы инфляционного таргетирования:
- макроэкономическая стабильность и устойчивое состояние бюджета;
- устойчивость валютного курса;
- устойчивое развитие финансовой системы;
- независимость Национального Банка, отказ от финансирования дефицита республиканского бюджета за счет средств Национального Банка;
- официальное закрепление за Национальным Банком функции поддержания низкого уровня инфляции;
- информационная открытость.
Несмотря на это, переход на принципы инфляционного таргетирования сопряжен с некоторыми проблемами политического, экономического и технического характера.
Политические проблемы включают определение и формирование законодательной базы, степени ответственности уполномоченных органов за выполнение достижения взятых обязательств и некоторые другие аспекты.
Среди экономических проблем наиболее существенной является недостаточность портфеля ценных бумаг Национального Банка для проведения полномасштабных операций репо в объеме достаточном для поддержки официальных ставок, как основных инструментов регулирования ликвидности.
Техническая проблема включает в себя разработку модели трансмиссионного механизма, объясняющего процесс воздействия денежно-кредитной политики на экономику.
В целях перехода на принципы инфляционного таргетирования предполагается принятие следующих мер:
- по содействию развитию вторичного рынка ценных бумаг;
- по значительному расширению портфеля ценных бумаг Национального Банка;
- по развитию новых финансовых инструментов, которые увеличат регулирующие возможности Национального Банка, повысят гибкость финансового рынка и позволят снизить ряд присущих ему рисков;
- по созданию условий для перехода от регулирования ликвидности нотами Национального Банка к использованию операций репо и официальных ставок как основных инструментов регулирования финансового рынка;
- по разработке методики построения приемлемого в условиях Казахстана вида основной инфляции (core inflation), которая бы снижала шумовую волатильность ценовых индексов, обусловленную немонетарными факторами, и могла быть использована как ориентир для денежно-кредитной политики;
- по разработке модели трансмиссионного механизма и определению операционных процедур достижения целевых уровней;
- по конкретизации общей схемы проведения монетарной политики с использованием принципов инфляционного таргетирования и ее апробация в течение определенного периода.
Совершенствование денежно-кредитной статистики в Республике Казахстан
Денежно-кредитная статистика состоит из комплексного набора данных о запасах (остатках) финансовых и нефинансовых активов и пассивов финансовых организаций страны. С декабря 2001 года аналитическая основа денежно-кредитной статистики в Казахстане отражает концепции и определения, которые в целом соответствуют рекомендациям руководства МВФ по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики.
Данные по денежно-кредитной статистике охватывают счета Национального Банка и банков второго уровня, действующих в Казахстане, на основе которых составляются монетарные обзоры по Национальному Банку, банкам второго уровня и банковской системе. Монетарный обзор Национального Банка содержит данные по всем компонентам денежной базы, которая включает в себя обязательства Национального Банка, лежащие в основе денежных агрегатов страны. Монетарный обзор банков второго уровня включает в себя данные по обязательствам банков, включаемых в национальный показатель денежной массы.
Для составления обзора финансового сектора, который является наиболее широким по институциональному охвату и содержит консолидированные данные по всем институциональным единицам финансового сектора страны планируется расширить охват денежно-кредитной статистики за счет включения счетов кредитных товариществ и счетов остальных финансовых институтов (ломбарды, страховые компании, пенсионные фонды и т. д.). Это необходимо для того, чтобы денежно-кредитная и финансовая статистика могла давать более адекватную картину финансовой деятельности в стране. При составлении обзора финансового сектора денежно-кредитная и финансовая статистика в Казахстане будет охватывать максимально широкий круг инструментов и учреждений для отражения общей картины изменений на финансовом рынке страны.
Либерализация валютных отношений
В настоящее время стабильный приток иностранного капитала в республику, устойчивость платежного баланса и обменного курса позволяют переключить акцент политики валютного регулирования с жесткого контроля над оттоком капитала на задачу повышения эффективности использования финансовых средств, а также развития внутреннего финансового рынка и появления новых финансовых инструментов.
Основные направления и этапы валютной либерализации отражены в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, в соответствии с которой для реализации первого этапа принята Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, определяющая снятие отдельных ограничений в отношении наиболее привлекательных и экономически оправданных валютных операций. В рамках Программы предусмотрены совершенствование информационной базы по валютным операциям, создание эффективного механизма предотвращения масштабных спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке и контроля за краткосрочными потоками капитала, а также систематизация и упрощение процедур валютного контроля. Реализация положений Программы создаст предпосылки для перехода от ограничительного режима валютного регулирования к рыночным формам и методам мониторинга и контроля за масштабными и потенциально дестабилизирующими потоками капитала.
Полной либерализации валютного режима, то есть перехода от разрешительного к регистрационному, уведомительному порядку проведения валютных операций и конвертируемости национальной валюты по текущим и капитальным операциям (второй и третий этапы либерализации) предполагается достичь к 2007 году. Для реализации этой цели будет подготовлена соответствующая Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы, закладывающая принципы полной конвертируемости национальной валюты. При этом за Правительством и Национальным Банком сохранится право введения ограничений в случае возникновения кризисных явлений.
Платежная система
Важной задачей государства в развитии платежной системы являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов.
Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане.
Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.
В настоящее время платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются и повышаются.
Так, последние разработки в странах Европейского союза направлены на развитие систем платежных карточек на основе микропроцессорных технологий. В этой связи, в рамках мероприятий по приближению платежных систем Казахстана к стандартам Европейского союза, Национальный Банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Казахстане.
Первый шаг в направлении внедрения платежных карточек на основе микропроцессорных карточек уже сделан принята Программа развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Республике Казахстан. Предусмотренное Программой использование платежных карточек на основе микропроцессорных карточек позволит в будущем создать единое платежное пространство по обслуживанию населения, торгово-сервисных предприятий, независимо от того в каком банке они обслуживаются.
Развитие системы платежных карточек на территории Республики Казахстан будет способствовать расширению безналичного денежного оборота, снижению расходов на эмиссию и обслуживание наличных денег, а также перейти от менее эффективных платежных инструментов (как, например чеки) к новым более эффективным видам платежных инструментов.
Для этих целей по инициативе Национального Банка создана специальная организация Национальной межбанковской системы платежных карточек акционерное общество Процессинговый центр (далее - процессинговый центр), на которую возложены функции по обработке транзакций по платежным карточкам, маршрутизации и клирингу платежей, осуществленных с использованием платежных карточек, в том числе и платежных карт международных платежных систем.
Деятельность процессингового центра также предполагается развивать в области создания и развития на базе микропроцессорных карт систем электронной коммерции (E-Commerce), предоставления услуг по электронной коммерции коммерческим организациям, корпоративным и частным клиентам, государственным учреждениям; оказания услуг по социальным вопросам: страхование, идентификация граждан, выписки по остаткам в накопительных пенсионных фондах и т.д.
Долгосрочные стратегические цели внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям.
Для внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная реализация следующих мероприятий:
- формирование правовых отношений, связанных с созданием системы;
- определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих) организаций принимать к оплате платежные карточки;
- определение методов предотвращения потенциальных преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и потенциальные риски для держателей платежных карточек.
Кроме того, в развитии платежной системы страны важную роль играет Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), деятельность которого предполагается развивать в следующих основных направлениях:
- участие в построении единой межгосударственной платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры);
- подготовка и предложение странам СНГ и другим странам услуг по продаже платежной системы;
- дальнейшее развитие SWIFT {1} сервисного бюро с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов;
- интеграция транспортной системы SWIFT с платежной системой Казахстана для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через SWIFT;
- развитие новых финансовых инструментов в межбанковской системе перевода денег и клиринге КЦМР;
- интеграция действующей платежной системы Казахстана и финансовой автоматизированной системы транспорта информации (далее - ФАСТИ) с системой управления ключевой информацией (PKI);
- интеграция транспортной системы ФАСТИ с платежной системой для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через ФАСТИ;
- дальнейшее развитие ФАСТИ с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов.
Активизация мониторинга предприятий реального сектора
Основная цель это совершенствование применения инструментов денежно-кредитной политики и принятия согласованных мер денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленных на создание условий для неинфляционного экономического роста и предотвращения резких спадов в экономике.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- оперативное выявление, анализ и прогнозирование колебаний экономической конъюнктуры и основных факторов, обусловивших эти колебания;
- отслеживание и анализ эффективности каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики.
На основе Концепции мониторинга предприятий реального сектора экономики в системе Национального Банка, утвержденной постановлением Совета директоров Национального Банка от 18 марта 2000 года N 103, с 4 квартала 2000 года организованы обследования предприятий, проводимые на добровольной основе в регулярном ежеквартальном режиме, результаты которых обеспечивают получение оценок текущего и прогнозируемого экономического состояния и тенденций в экономике страны, регионах и базовых отраслях.
В то же время возможность полноценного использования результатов мониторинга в вышеназванных целях зависит от репрезентативности предприятий-участников мониторинга, т.е. от того, в какой степени предприятиями представлена отраслевая структура экономики страны и регионов. В настоящее время в мониторинге участвует более 1000 предприятий всех базовых отраслей экономики. Вместе с тем, это преимущественно крупные и средние предприятия промышленности - отрасли, с которой мониторинг начинал свои первые шаги. Поэтому усилия Национального Банка и его региональных филиалов направлены на привлечение к обследованию в большей степени предприятий других отраслей.
Реализации поставленных задач будут служить:
1) создание системы опережающих индикаторов для определения стадии делового цикла в экономике, краткосрочных колебаний ВВП;
2) улучшение оценок состояния и ожидаемых изменений экономических процессов в реальном секторе экономики на основе:
- повышения репрезентативности предприятий-участников мониторинга;
- разработки обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики;
- совершенствования опросных анкет с целью упрощения их заполнения предприятиями и обеспечения возможности отслеживания основных каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики.
Анализ направления и величины колебаний ВВП даст более точные ориентиры для их сглаживания путем своевременного воздействия на факторы спроса в экономике согласованными мерами денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики.
Проведение мониторинга будет способствовать также решению проблемы дальнейшего сближения реального и финансового сектора экономики путем преодоления непрозрачности предприятий, что окажет положительное влияние на реализацию долгосрочной государственной политики по индустриальному и инновационному развитию[6] .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования дают возможность сделать вывод, что Национальный Банк Казахстана на сегодняшний день проводит активную политику по укреплению национальной валюты, по оздоровлению банковской системы в целом, развитию экономики страны. Как известно за три последних года экономический рост в нашей стране составил порядка 45 %.
Согласно, официальным статистическим данным, за последних два года – с конца 2001 года по январь 2004 год – объем денежной массы в Казахстане вырос на 82,3 %, а в абсолютном выражении на 592,0 млрд. тенге. Отсюда, легко сделать вывод о том, что деньги в нашу экономику поступают ударными темпами, значительно опережающими ВВП, в чем значительная заслуга принадлежит Национальному Банку и банковской системе в целом.[7]
В целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговле Национальным Банком предполагается продолжение работы по созданию национальной платежной системы и обеспечению функционирования единого процессингового центра платежных карточек.
Кроме того, Национальным Банком осуществляется работа по усовершенствованию нормативной правовой базы деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, ломбардов и кредитных товариществ (в том числе - сельских) (далее - небанковские организации), деятельность которых направлена на обслуживание субъектов малого и среднего бизнеса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы. Жетi Жаргы. 1995 г
2. Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года.
3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Жетi Жаргы. 1995 г
4. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года;
5. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ. 1997 г.
6. Коробкова Г. Г. Банковское дело – М.: Юрист, 2002;
7. Колесников В. И. Банковское дело - М: Финансы и статистика, 1995
8. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки - М.: Финансы и статистика, 1998;
9. Лаврушина О. А. Банковское дело- М.: Банковский и биржевой научно – консультационный центр. 1992;
10. Итоги года и планы на будущее// Банки Казахстан №2. 2004 г.
11. Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за I полугодие 2004 года и текущей ситуации на финансовом рынке//Банки Казахстана №8, 2004
[1] Колесников В. И. Банковское дело - М: Финансы и статистика, 1995
[2] Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ. 1997 г.
[3] Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки - М.: Финансы и статистика, 1998
[4] Коробкова Г. Г. Банковское дело – М.: Юрист, 2002
[5] Конституция Республики Казахстан. Алматы. Жетi Жаргы. 1995 г
[6] Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за I полугодие 2004 года и текущей ситуации на финансовом рынке//Банки Казахстана №8, 2004
[7] Итоги года и планы на будущее //Банки Казахстан №2. 2004 г.