Национальный банк Казахстана

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ..…2 ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ ...3 1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2

ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ…………………………………………...3

1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков….…3

1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков……………...5

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………………………….………………….8

2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана…………………………8

2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан…………………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….…27

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в средствах массовой инфор­мации и экономических из­даниях часто встречаются материалы с положительны­ми отзывами о банковском секторе Казахстана. Дей­ствительно, на постсоветс­ком пространстве бан­ковская система Республики Казахстан заслужива­ет самых высоких оценок. Это признают и многие меж­дународные финансовые организации, независимые экономические эксперты.

Однако, достигнутые ре­зультаты - это только на­чальный этап успешного функционирования всей фи­нансовой системы.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в перспективе все зависит от того, какие меры будут приняты со стороны государства и Национального Банка Республики Казахстан для укрепления устойчивости основного сегмента финан­сового сектора, повышения доверия населения к бан­ковским институтам и стимулирования банков для кредитования реального секто­ра экономики.

Сохраняющиеся пози­тивные тенденции позволя­ют утверждать, что уже в ближайшие годы казахстан­ская банковская система с этапа активного реформиро­вания и перехода к между­народным стандартам может перейти к новому этапу ус­тойчивого развития и совершенствования банковского дела.

Целью данной работы является исследовать банковскую систему Республики Казахстан и дать оценку роли Национального Банка в макроэкономической стабилизации, на основе исследований сделать собственный вывод о проведенной работе Национального Банка в обеспечении стабильной денежной, кредитной и банковской системы.

ГЛАВА 1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ

1.1 Формы организации, функции, задачи и цели центральных банков

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию все­общего кредитного орудия обращения. Такие банки стали назы­вать эмиссионными.

Государство, издавая соответствующие зако­ны, активно способствовало этому процессу, поскольку выпус­кавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае бан­кротства эмитентов.

В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто цент­ральным банком. В этом названии отражается роль банка в кредит­ной системе любой страны. Центральный банк служит осью, цент­ром кредитной системы.


С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на[1] :

- государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);

- акционерные (например, США);

- смешанные — акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в ка­честве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобри­тании, Франции).

Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересо­вано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении эконо­мической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка. Не­зависимо от принадлежности капитала центральный банк явля­ется юридически самостоятельным. Чаше всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, не входит в состав правительства.

Существенная степе­нь независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правитель­ства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов.

Это особенно важно в плане ограничения возможностей прави­тельства использовать ресурсы центрального банка для покры­тия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правитель­ства имеет относительный характер в том смысле, что экономичес­кая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и фи­нансовой политики.

В долгосрочном плане политика центрально­го банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.

Можно выделить основные цели Центральных банков:

- защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Рассматривая функционирование Национальных Банков можно выделить следующие:
- разработка и проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, организации переводов денег между банками и их клиентами и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития государства;
- содействие обеспечению стабильной денежной и кредитной и банковской системы;
- защита интересов кредиторов и клиентов банков, путем принятия нормативно-правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, и осуществления контроля за их осуществлением.

В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

1.2 Зарубежный опыт функционирования центральных банков

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кре­дитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства за­конодательно закреплена эмиссионная монополия только в от­ношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах цент­ральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банк­нотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в роз­ничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной систе­мы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Следует иметь в виду, что монополия на эмиссию банкнот на современном этапе вовсе не означает ее жесткого контроля или увязки с целями денежно-кредитного регулирования. Главная за­дача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила цент­ральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банк­нот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резе­рвом любого коммерческого банка[2] .

Центральный банк не имеет дела непосредственно с пред­принимателями и населением. Его главной клиентурой являют­ся коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались ком­мерческими банками в центральный банк в качестве гарантий­ного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называют обязательными банковскими резе­рвами. Центральный банк устанавливает минимальное соотноше­ние обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммер­ческими банками в центральном банке, последний осуществляет урегулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы[3] .

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он яв­ляется для коммерческих банков кредитором последней инстан­ции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыноч­ная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала цент­ральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительствен­ных ведомств. В большинстве стран центральный банк осущест­вляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительст­венные расходы. В некоторых странах, например, в США, боль­шая часть бюджетных средств помешается в коммерческие банки. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления го­сударственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и пога­шению займов, организации выплат доходов по ним, по проведе­нию конверсии и консолидации. Центральный банк использует раз­личные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными спо­собами повышает привлекательность государственных обязатель­ств для частных инвесторов.

От имени правительства центральный банк регулирует резе­рвы иностранной валюты и золота, является традиционным хра­нителем государственных золотовалютных резервов, Он осущест­вляет регулирование международных расчетов, платежных ба­лансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капита­лов и золота. Центральный банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях[4] .

Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны. Кре­дитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы стра­ны и, следовательно, регулирования экономики. Функция де­нежно-кредитного регулирования и банковского надзора на со­временном этапе является важнейшей функцией центрального банка.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

2.1 Анализ работы Национального Банка Казахстана

С получением суверенитета в декабре 1990, Казахстан приступил к активному формированию банковской системы. Закон о Национальном банке Республики Казахстан был принят 13 апреля 1993 года на десятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва, до того времени, а именно до 7 декабря 1990 года Верховный Совет Казахской ССР Зако­ном Казахской Советской Социалистической Республики О банках и банковской деятельности в Казахской ССР на базе Казахской республиканской конторы Госбанка СССР учредил в республике Государственный банк Казахской ССР.

30 марта 1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Зако­на, О Национальном Банке Республики Казахстан, опреде­ляющий задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Республики Казахстан, его роль и место в банковской системе государства. Со времени издания Закона в связи с принятием 30 августа 1995 года новой Конституции страны в него неоднократно вносились измене­ния и дополнения.

Принятая 30 августа 1995 года на референдуме Конституция Республики Казахстан установила полную подотчетность Национального Банка Казахстана Президенту страны, что Казахстан означает:

- назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан сроком на 6 лет Председателя Национального Банка Казахстан; освобождение его от дол­жности[5] ;

- назначение на должность сроком на 6 лет и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместите­лей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана.

- утверждение Президентом Республики Положения о Наци­ональном Банке Казахстана, его структуры, а также годового отчета Национального Банка Казахстана;

- утверждение Президентом Республики Казахстан концеп­ции дизайна банкнот и монет национальной валюты — казах­станского тенге;

представление Национальным Банком Казахстана по воп­росам его компетенции информации, запрашиваемой Прези­дентом Республики Казахстан.

Нынешний 2004 год знаменует новый этап в развитии Нацио­нального Банка. Для того чтобы дать каче­ственную оценку данного разви­тия, обратимся немного к истории.

Как известно, в начале 90-х годов Национальный Банк был вынужден с целью поддержки про­изводства осуществлять выдачу льготных кредитов. Кроме того, в условиях неразвитой банковской системы имело место прямое об­ращение предприятий за креди­тами в Национальный Банк. Пре­доставлялись кредиты Прави­тельству на покрытие бюджетно­го дефицита. Все эти функции не соответствовали функциям цент­рального банка.

В этих условиях Нацио­нальный Банк начал проводить ре­формирование банковской систе­мы с целью содействия их адап­тации к рыночным условиям. Од­новременно проводилась интен­сивная работа по изменению ме­ханизма рефинансирования бан­ков. В частности, кредитные ресурсы стали размещаться посред­ством кредитных аукционов, были прекращены выдача директивных кредитов и прямое кредитование дефицита бюджета. Банки второ­го уровня стали формировать кре­дитные ресурсы за счет привле­чения временно свободных средств населения и взяли на себя функции кредитования эко­номики.

Все это означало, что Нацио­нальный Банк стал выполнять спе­цифические для центральных бан­ков функции. Его основной зада­чей стало обеспечение внутрен­ней и внешней устойчивости на­циональной валюты, то есть обес­печение низких темпов инфля­ции и стабильного обменного курса.

Вскоре опережающее разви­тие банковского сектора приве­ло к тому, что через свои дочер­ние организации банки начали активно осваивать деятельность на других сегментах финансово­го рынка: на рынке ценных бумаг, страховом рынке, в пенсионной системе. В результате все чаще стали появляться разнопрофиль­ные объединения, оперирующие одновременно в разных сегмен­тах финансового рынка. Это со­здало определенные трудности регулирования деятельности банков, поскольку регулирование деятельности отдельных сегмен­тов финансового рынка осуще­ствлялось разными надзорными органами.Поэтому Национальному Банку были последовательно пе­реданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комис­сии по ценным бумагам, осуще­ствлявшей регулирование дея­тельности компаний по управле­нию пенсионными активами и банков-кастодианов (2001г.).

Комитета по регулированию де­ятельности накопительных пенси­онных фондов Министерства тру­да и социальной защиты населения(2002г).Кроме того, соглас­но основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета, в начале 2001 года Национальный Банк был наделен полномочиями для проведения надзора за банковс­кой деятельностью на консолиди­рованной основе.

Таким образом, уже с сере­дины 2002 года Национальный Банк занимал ключевую позицию в регулировании финансовых рынков страны. Но такое положе­ние изначально носило характер подготовительных мероприятий к созданию самостоятельного ре­гуляторного органа, подотчетного Президенту страны, завершихся созданием с 1 января 2004 года Агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций.

Данное Агентство осуществ­ляет оперативный и комплексный надзор за всеми финансовыми институтамии защитуправиин-тересов инвесторов. Как показы­вает мировая практика, такая организация надзора и регулиро­вания наиболее эффективна для развития финансового сектора. Не последнюю роль при этом иг­рает улучшение качества и сни­жение стоимости финансовых услуг за счет конвергенции фи­нансовых услуги создания усло­вий добросовестной конкурен­ции.

С передачей всех надзорных функций новому органу. Нацио­нальный Банк переходит на сле­дующую ступень качественного развития своей деятельности.

Теперь Национальной Банк будет концентрировать свои уси­лия на развитии собственно де­нежно-кредитной политики и ва­лютного регулирования.

Национальный Банк опреде­лил на ближайшие годы в каче­стве приоритетного направления максимальное приближение де­нежно-кредитной политики к стан­дартам Европейского союза.

Согласно последним измене­ниям в Законе Республики Казах­стан О Национальном Банке Рес­публики Казахстан», вступившим в силу с 1 января 2004 года, ос­новной целью Национального Бан­ка является обеспечение стабильности цен в Республике Ка­захстан. Для выполнения основ­ной цели на Национальный Банк возложены следующие задачи:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

- обеспечение функциони­рования платежных систем;

- осуществление валютного регулирования и валютного конт­роля;

- содействие обеспечению стабильности финансовой систе­мы.

Такая формулировка основ­ной цели и задач Национального Банка более точно отражают объявленный Национальным Бан­ком переход к стандартам Евросо­юза и к принципам инфляционно­го таргетирования.

В частности, новая формули­ровка основной цели Националь­ного Банка фактически означает смещение акцентов от ориенти­ров по обменному курсу к обеспе­чению стабильности цен, что яв­ляется необходимой предпосыл­кой для введения принципов ин­фляционного таргетирования.

Главной особенностью прин­ципов инфляционного таргетирования является его «направлен­ность в будущее». Это означает, что основные параметры денеж­но-кредитной политики на бли­жайшие годы принимаются с уче­том прогноза их влияния на инф­ляцию в средне-и долгосрочном периоде.

Это, конечно, усиливает от­ветственность Национального Банка за целевые показатели по инфляции.

Многие страны, использую­щие принцип инфляционного тар­гетирования, в условиях усиле­ния ответственности за достиже­ние поставленных целей по инф­ляции отходят от индексов потре­бительских цен, как ориентировано инфляции. Взамен рассматриваются такие индексы цен, которые отражают основные направления инфляционных тенденций и ниве­лируют влияние различного рода токов немонетарного происхож­дения существует много модифика­ций индексов, измерящих основ­ные направления инфляционных тенденций. Совокупность таких ин­дексов носит общее название ба­зовые индексы. Разные страны выбирают разные базовые индек­сы, исходя из критериев их при­емлемости к специфике экономических ситуации в стране.

Национальный Банк с 2004 года также устанавливает ориен­тиры по инфляции исходя из ин­декса базовая инфляция». В на­стоящее время Национальный Банк вместе с Правительством и Агентством по статистике рабо­тает над методикой расчетов базовой инфляции.

На 2004 год основная цель денежно-кредитной политики сформулирована, какудержэние среднегодовой базовой инфля­ции- в пределах 4%-6%. Данные ориентиры еще будут скорректи­рованы после утверждения методики расчетов базовой инфля­ции и проведения по ней уточня­ющих расчетов.

В число подготовительных мер по введению инфляционно­го таргетирования входит усиле­ние регулирующей роли официальных ставок. Начиная с текущего года, переучет векселей будет производиться в соответствии с официальной ставкой рефи­нансирования, что несомненно будет способствовать повыше­нию ее экономической роли.

Для успешности реализации новых правил денежно-кредитной политики необходимо также при­нять меры по повышению регулирующих возможностей Нацио­нального Банка. Это: расширение регулирования банковской ликвидности операциями открытого рынка, увеличение портфеля цен­ных бумаг Национального Банка и развитие новых финансовых ин­струментов.

Для поддержания ценовой конкурентоспособности казах­станских товаров на внешних рын­ках Национальный Банк намерен сохранить режим плавающего об­менного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предло­жения денег. Соответственно, На­циональный Банк не будет уста­навливать ориентиры по обмен­ному курсу тенге. Минимальное присутствие Национального Бан­ка на внутреннем валютном рын­ке будет осуществляться только при необходимости предотвраще­ния спекулятивных скачков об­менного курса тенге.

В области валютного регули­рования и валютного контроля приоритетным направлением бу­дет либерализация валютного ре­жима. Это предполагает смягче­ние режима валютного регулиро­вания и устранение чрезмерных административных преград при осуществлении резидентами опе­раций с иностранными активами.

Ожидается достижение к 2007 году полной либерализаци­ей валютных отношений. Меры по ослаблению валютных ограниче­ний будут способствовать росту отечественного финансового рын­ка, развитию финансовых инстру­ментов и привлечению дополнительных финансовых ресурсов для реального сектора.

Золотовалютные резервы Национального Банка будут под­держиваться на уровне, обеспечи­вающем покрытие более 3 меся­цев импорта товаров и услуг.

Годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать со­хранение высоких темпов эконо­мического роста.

Будет продолжена работа по совершенствованию денежно-кредитной статистики и бухгалтерс­кого учета. Планируется составле­ние обзора финансового сектора на консолидированной основе с включением счетов кредитных то­вариществ и ипотечных компаний.

Особое внимание будет уде­лено созданию единой национальной сети по обслуживанию пла­тежных карточек путем внедрения и развития Национальной меж­банковской системы платежных карточек на основе микропроцес­сорной технологии.

Дальнейшее развитие фи­нансового рынка будет проводить­ся в соответствии с Концепцией развития финансового сектора в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.

Содействие обеспечению стабильности финансовой систе­мы по-прежнему остается в ком­петенции Национального Банка. При решении данной задачи На­циональный Банк будет тесно ко­ординировать свою деятельность с Агентством Республики Казах­стан по надзору и регулированию финансовых рынков и финансовых организаций.

В число важных задач разви­тия финансовых рынков входят: дальнейшее совершенствование трехуровневой системы кредито­вания, ипотечного кредитования, системы обязательного коллек­тивного гарантирования (страхо­вания) вкладов физических лиц, системы государственного регу­лирования и надзора страховой деятельности. Кроме того, Наци­ональный Банк будет содейство­вать работе Правительства по раз­витию системы жилищных стро­ительных сбережений.

Одной из главных задач раз­вития рынка ценных бумаг оста­ется совершенствование меха­низмов привлечения сбережений населения через коллективные формы инвестирования.

Для совершенствования си­стемы защиты прав и интересов инвесторов на рынке ценных бу­маг будет осуществляться пере­ход к международным стандартам раскрытия информации.

И, наконец, Национальный Банк намерен активно участвовать в работе межгосударственных и межведомственных групп по фор­мированию Единого экономичес­кого пространства (ЕЭП).

2.2 Новые направления деятельности Национального Банка Республики Казахстан

Переход на принципы инфляционного таргетирования

На период до 2006 года Национальный Банк ставит перед собой задачу снижения среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4-5 % годовых.

Такая постановка задачи обуславливает необходимость перехода Национальным Банком от инструментальных правил к принципам инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики. При инфляционном таргетировании в качестве целевого показателя рассматривается инфляция, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных процентных ставок.

При таргетировании денежно-кредитной политики для возможности обязательного достижения поставленной цели необходимо знать, каким образом изменяются действия оперативного показателя на целевой показатель. Передача управляющих сигналов происходит по различным каналам. Среди них каналы совокупного спроса, совокупного предложения, валютного и процентного паритетов и другие. Совокупность данных каналов передачи и их взаимосвязей между собой носит название трансмиссионного механизма. Таким образом, трансмиссионный механизм - это механизм передачи воздействия управляющих сигналов на целевой показатель.

С переходом к таргетированию инфляции будет создан механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению поставленной цели, что повысит доверие к проводимой денежно-кредитной политике.

В настоящее время в Казахстане имеются некоторые предпосылки для начала подготовки к переходу на принципы инфляционного таргетирования:

- макроэкономическая стабильность и устойчивое состояние бюджета;

- устойчивость валютного курса;

- устойчивое развитие финансовой системы;

- независимость Национального Банка, отказ от финансирования дефицита республиканского бюджета за счет средств Национального Банка;

- официальное закрепление за Национальным Банком функции поддержания низкого уровня инфляции;

- информационная открытость.

Несмотря на это, переход на принципы инфляционного таргетирования сопряжен с некоторыми проблемами политического, экономического и технического характера.

Политические проблемы включают определение и формирование законодательной базы, степени ответственности уполномоченных органов за выполнение достижения взятых обязательств и некоторые другие аспекты.

Среди экономических проблем наиболее существенной является недостаточность портфеля ценных бумаг Национального Банка для проведения полномасштабных операций репо в объеме достаточном для поддержки официальных ставок, как основных инструментов регулирования ликвидности.

Техническая проблема включает в себя разработку модели трансмиссионного механизма, объясняющего процесс воздействия денежно-кредитной политики на экономику.

В целях перехода на принципы инфляционного таргетирования предполагается принятие следующих мер:

- по содействию развитию вторичного рынка ценных бумаг;

- по значительному расширению портфеля ценных бумаг Национального Банка;

- по развитию новых финансовых инструментов, которые увеличат регулирующие возможности Национального Банка, повысят гибкость финансового рынка и позволят снизить ряд присущих ему рисков;

- по созданию условий для перехода от регулирования ликвидности нотами Национального Банка к использованию операций репо и официальных ставок как основных инструментов регулирования финансового рынка;

- по разработке методики построения приемлемого в условиях Казахстана вида основной инфляции (core inflation), которая бы снижала шумовую волатильность ценовых индексов, обусловленную немонетарными факторами, и могла быть использована как ориентир для денежно-кредитной политики;

- по разработке модели трансмиссионного механизма и определению операционных процедур достижения целевых уровней;

- по конкретизации общей схемы проведения монетарной политики с использованием принципов инфляционного таргетирования и ее апробация в течение определенного периода.

Совершенствование денежно-кредитной статистики в Республике Казахстан

Денежно-кредитная статистика состоит из комплексного набора данных о запасах (остатках) финансовых и нефинансовых активов и пассивов финансовых организаций страны. С декабря 2001 года аналитическая основа денежно-кредитной статистики в Казахстане отражает концепции и определения, которые в целом соответствуют рекомендациям руководства МВФ по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики.

Данные по денежно-кредитной статистике охватывают счета Национального Банка и банков второго уровня, действующих в Казахстане, на основе которых составляются монетарные обзоры по Национальному Банку, банкам второго уровня и банковской системе. Монетарный обзор Национального Банка содержит данные по всем компонентам денежной базы, которая включает в себя обязательства Национального Банка, лежащие в основе денежных агрегатов страны. Монетарный обзор банков второго уровня включает в себя данные по обязательствам банков, включаемых в национальный показатель денежной массы.

Для составления обзора финансового сектора, который является наиболее широким по институциональному охвату и содержит консолидированные данные по всем институциональным единицам финансового сектора страны планируется расширить охват денежно-кредитной статистики за счет включения счетов кредитных товариществ и счетов остальных финансовых институтов (ломбарды, страховые компании, пенсионные фонды и т. д.). Это необходимо для того, чтобы денежно-кредитная и финансовая статистика могла давать более адекватную картину финансовой деятельности в стране. При составлении обзора финансового сектора денежно-кредитная и финансовая статистика в Казахстане будет охватывать максимально широкий круг инструментов и учреждений для отражения общей картины изменений на финансовом рынке страны.

Либерализация валютных отношений

В настоящее время стабильный приток иностранного капитала в республику, устойчивость платежного баланса и обменного курса позволяют переключить акцент политики валютного регулирования с жесткого контроля над оттоком капитала на задачу повышения эффективности использования финансовых средств, а также развития внутреннего финансового рынка и появления новых финансовых инструментов.

Основные направления и этапы валютной либерализации отражены в Концепции либерализации валютного режима в Республике Казахстан, в соответствии с которой для реализации первого этапа принята Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы, определяющая снятие отдельных ограничений в отношении наиболее привлекательных и экономически оправданных валютных операций. В рамках Программы предусмотрены совершенствование информационной базы по валютным операциям, создание эффективного механизма предотвращения масштабных спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке и контроля за краткосрочными потоками капитала, а также систематизация и упрощение процедур валютного контроля. Реализация положений Программы создаст предпосылки для перехода от ограничительного режима валютного регулирования к рыночным формам и методам мониторинга и контроля за масштабными и потенциально дестабилизирующими потоками капитала.

Полной либерализации валютного режима, то есть перехода от разрешительного к регистрационному, уведомительному порядку проведения валютных операций и конвертируемости национальной валюты по текущим и капитальным операциям (второй и третий этапы либерализации) предполагается достичь к 2007 году. Для реализации этой цели будет подготовлена соответствующая Программа либерализации валютного режима на 2005-2007 годы, закладывающая принципы полной конвертируемости национальной валюты. При этом за Правительством и Национальным Банком сохранится право введения ограничений в случае возникновения кризисных явлений.

Платежная система

Важной задачей государства в развитии платежной системы являются полное приближение платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, внедрение и развитие новых видов платежных инструментов.

Также необходимы создание и развитие Национальной системы платежных карточек с целью концентрации услуг по обслуживанию платежных карточек в Казахстане.

Кроме того, важным направлением являются построение общей платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры), основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени, а также популяризация платежной системы Казахстана в СНГ и за рубежом.

В настоящее время платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются и повышаются.

Так, последние разработки в странах Европейского союза направлены на развитие систем платежных карточек на основе микропроцессорных технологий. В этой связи, в рамках мероприятий по приближению платежных систем Казахстана к стандартам Европейского союза, Национальный Банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Казахстане.

Первый шаг в направлении внедрения платежных карточек на основе микропроцессорных карточек уже сделан принята Программа развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек в Республике Казахстан. Предусмотренное Программой использование платежных карточек на основе микропроцессорных карточек позволит в будущем создать единое платежное пространство по обслуживанию населения, торгово-сервисных предприятий, независимо от того в каком банке они обслуживаются.

Развитие системы платежных карточек на территории Республики Казахстан будет способствовать расширению безналичного денежного оборота, снижению расходов на эмиссию и обслуживание наличных денег, а также перейти от менее эффективных платежных инструментов (как, например чеки) к новым более эффективным видам платежных инструментов.

Для этих целей по инициативе Национального Банка создана специальная организация Национальной межбанковской системы платежных карточек акционерное общество Процессинговый центр (далее - процессинговый центр), на которую возложены функции по обработке транзакций по платежным карточкам, маршрутизации и клирингу платежей, осуществленных с использованием платежных карточек, в том числе и платежных карт международных платежных систем.

Деятельность процессингового центра также предполагается развивать в области создания и развития на базе микропроцессорных карт систем электронной коммерции (E-Commerce), предоставления услуг по электронной коммерции коммерческим организациям, корпоративным и частным клиентам, государственным учреждениям; оказания услуг по социальным вопросам: страхование, идентификация граждан, выписки по остаткам в накопительных пенсионных фондах и т.д.

Долгосрочные стратегические цели внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек заключаются в сохранении за Национальным Банком способности эффективно управлять находящейся в обращении денежной массой, ограничении системного и других рисков, которые могут создать угрозу для стабильности финансовых рынков или подорвать доверие к платежной системе, развитии новых эффективных, мало рискованных, недорогих и удобных методов оказания платежных и финансовых услуг потребителям.

Для внедрения Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек необходима последовательная реализация следующих мероприятий:

- формирование правовых отношений, связанных с созданием системы;

- определение спроса потребителей, готовности торговых (обслуживающих) организаций принимать к оплате платежные карточки;

- определение методов предотвращения потенциальных преступлений с использованием платежных карточек, а также последствия и потенциальные риски для держателей платежных карточек.

Кроме того, в развитии платежной системы страны важную роль играет Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР), деятельность которого предполагается развивать в следующих основных направлениях:

- участие в построении единой межгосударственной платежной системы стран СНГ (ЕврАзЭС или другой структуры);

- подготовка и предложение странам СНГ и другим странам услуг по продаже платежной системы;

- дальнейшее развитие SWIFT {1} сервисного бюро с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов;

- интеграция транспортной системы SWIFT с платежной системой Казахстана для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через SWIFT;

- развитие новых финансовых инструментов в межбанковской системе перевода денег и клиринге КЦМР;

- интеграция действующей платежной системы Казахстана и финансовой автоматизированной системы транспорта информации (далее - ФАСТИ) с системой управления ключевой информацией (PKI);

- интеграция транспортной системы ФАСТИ с платежной системой для предоставления пользователям дополнительной возможности приема и передачи сообщений в платежную систему через ФАСТИ;

- дальнейшее развитие ФАСТИ с подключением как казахстанских, так и зарубежных финансовых институтов.

Активизация мониторинга предприятий реального сектора

Основная цель это совершенствование применения инструментов денежно-кредитной политики и принятия согласованных мер денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики, направленных на создание условий для неинфляционного экономического роста и предотвращения резких спадов в экономике.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

- оперативное выявление, анализ и прогнозирование колебаний экономической конъюнктуры и основных факторов, обусловивших эти колебания;

- отслеживание и анализ эффективности каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики.

На основе Концепции мониторинга предприятий реального сектора экономики в системе Национального Банка, утвержденной постановлением Совета директоров Национального Банка от 18 марта 2000 года N 103, с 4 квартала 2000 года организованы обследования предприятий, проводимые на добровольной основе в регулярном ежеквартальном режиме, результаты которых обеспечивают получение оценок текущего и прогнозируемого экономического состояния и тенденций в экономике страны, регионах и базовых отраслях.

В то же время возможность полноценного использования результатов мониторинга в вышеназванных целях зависит от репрезентативности предприятий-участников мониторинга, т.е. от того, в какой степени предприятиями представлена отраслевая структура экономики страны и регионов. В настоящее время в мониторинге участвует более 1000 предприятий всех базовых отраслей экономики. Вместе с тем, это преимущественно крупные и средние предприятия промышленности - отрасли, с которой мониторинг начинал свои первые шаги. Поэтому усилия Национального Банка и его региональных филиалов направлены на привлечение к обследованию в большей степени предприятий других отраслей.

Реализации поставленных задач будут служить:

1) создание системы опережающих индикаторов для определения стадии делового цикла в экономике, краткосрочных колебаний ВВП;

2) улучшение оценок состояния и ожидаемых изменений экономических процессов в реальном секторе экономики на основе:

- повышения репрезентативности предприятий-участников мониторинга;

- разработки обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики;

- совершенствования опросных анкет с целью упрощения их заполнения предприятиями и обеспечения возможности отслеживания основных каналов воздействия денежно-кредитной политики на реальный сектор экономики.

Анализ направления и величины колебаний ВВП даст более точные ориентиры для их сглаживания путем своевременного воздействия на факторы спроса в экономике согласованными мерами денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики.

Проведение мониторинга будет способствовать также решению проблемы дальнейшего сближения реального и финансового сектора экономики путем преодоления непрозрачности предприятий, что окажет положительное влияние на реализацию долгосрочной государственной политики по индустриальному и инновационному развитию[6] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования дают возможность сделать вывод, что Национальный Банк Казахстана на сегодняшний день проводит активную политику по укреплению национальной валюты, по оздоровлению банковской системы в целом, развитию экономики страны. Как известно за три последних года экономический рост в нашей стране составил порядка 45 %.

Согласно, официальным статистическим данным, за последних два года – с конца 2001 года по январь 2004 год – объем денежной массы в Казахстане вырос на 82,3 %, а в абсолютном выражении на 592,0 млрд. тенге. Отсюда, легко сделать вывод о том, что деньги в нашу экономику поступают ударными темпами, значительно опережающими ВВП, в чем значительная заслуга принадлежит Национальному Банку и банковской системе в целом.[7]

В целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрач­ности операций в розничной торговле Национальным Банком предполагается продолжение работы по созданию нацио­нальной платежной системы и обеспечению функциони­рования единого процессингового центра платежных кар­точек.

Кроме того, Нацио­нальным Банком осуществ­ляется работа по усовершенствованию нормативной правовой базы деятельнос­ти организаций, осуществ­ляющих отдельные виды банковских операций, ломбардов и кредитных товари­ществ (в том числе - сельс­ких) (далее - небанковские организации), деятельность которых направлена на обслуживание субъектов мало­го и среднего бизнеса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы. Жетi Жаргы. 1995 г

2. Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года.

3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Жетi Жаргы. 1995 г

4. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года;

5. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ. 1997 г.

6. Коробкова Г. Г. Банковское дело – М.: Юрист, 2002;

7. Колесников В. И. Банковское дело - М: Финансы и статистика, 1995

8. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки - М.: Финансы и статистика, 1998;

9. Лаврушина О. А. Банковское дело- М.: Банковский и биржевой научно – консультационный центр. 1992;

10. Итоги года и планы на будущее// Банки Казахстан №2. 2004 г.

11. Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за I полугодие 2004 года и текущей ситуации на финансовом рынке//Банки Казахстана №8, 2004


[1] Колесников В. И. Банковское дело - М: Финансы и статистика, 1995

[2] Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ. 1997 г.

[3] Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки - М.: Финансы и статистика, 1998

[4] Коробкова Г. Г. Банковское дело – М.: Юрист, 2002

[5] Конституция Республики Казахстан. Алматы. Жетi Жаргы. 1995 г

[6] Об отчете Национального Банка Республики Казахстан за I полугодие 2004 года и текущей ситуации на финансовом рынке//Банки Казахстана №8, 2004

[7] Итоги года и планы на будущее //Банки Казахстан №2. 2004 г.

Скачать архив с текстом документа