Невербальное проявление эмоциональной экспрессии младших подростков
СОДЕРЖАНИЕ: Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения (А. Пиз, 2007). Иными словами, невербальное общение не менее важно, чем вербальноеГБОУ города Москвы Гимназия №1505
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Реферат
Невербальное проявление эмоциональной экспрессии младших подростков
Автор : ученица 9 класса «Б»
Козлова Анна
Руководитель: Смирнова О.М.
Москва
2012
Оглавление
Глава I. Невербальная эмоциональная экспрессия младших подростков. 7
2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта. 9
3. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии. 11
4. Особенности невербальной экспрессии у младших подростков. 12
5. Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии 14
Заключение. 18
Приложение. 22
Введение
Актуальность. То, что происходит с человеком можно понять по его невербальному поведению: мимике, жестам и позам и др. Больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека (В.А. Лабунская, 1999). Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Рей Бердвиссл провёл аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения (А. Пиз, 2007). Иными словами, невербальное общение не менее важно, чем вербальное.
Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций(В.А. Лабунская, 1999).
Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств (А.Л. Журавлев, 2002). На мой взгляд, более точное и понятное определение у В.А. Лабунской.
Невербальная коммуникация включает следующие основные системы (В.А. Лабунская, 1989):
1) Оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику,
2) Пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность
3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,
4) Визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).
Экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А Лабунская., 1986).
Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга, значительного распространения в профессиональной и учебной практике проектного, группового взаимодействия. Работая в этих областях, отечественные психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сформировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека.
Теоретическая разработанность . На протяжении длительного этапа развития отечественной психологии многими исследователями недооценивалась экспрессия, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения.
«Создать стройную концепцию психологии экспрессивного невербального общения на данном этапе ее развития, учитывая существенный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, чрезвычайно сложно, поскольку психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей присущи все те особенности, которые характерны для всей психологии, и в первую очередь столкновение подходов, сформировавшихся в рамках естественнонаучного и гуманитарного знания, конфликт идей прагматического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий» (В.А. Лабунская, 1999).
Проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербальное общение, — это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела»), это сведение понятия невербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.
Существует тенденция сведения его к комплексу разнообразных движений тела, что выносит за пределы средств невербального общения такие явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В действительности термин «невербальный» может означать значительно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослаться на то, что в самой психологии существует класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что подразумевает не изучение движений тела, а использование с целью диагностики личности цвета, формы, пространства, рисунка, танца и т. д. Но если попытаться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в этом случае появляется необходимость определиться в том, о каких движениях идет речь. Как известно, в психологии и не только в ней изучаются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; танцевальные движения; ритуалы; спортивные движения (например, аэробика), экспрессивные движения и т. д. Современные попытки установить круг движений, имеющих отношение к невербальному общению и, по сути, рассматривающихся, то как средство, то как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других (В. А. Лабунская, 1999).
В работе будут рассматриваться особенности эмоциональной сферы подростков, а также их умение невербально проявлять свои эмоции (эмоциональная экспрессия) и адекватно понимать невербальное проявление эмоций у других людей.
Нельзя отнести интерес психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматическим интересам, возникшим в последнее время. Данная область психологии всегда привлекала внимание, как теоретиков, так и практиков (В.А. Лабунская,1999). Изучение экспрессии как внешнего Я личности есть в работах В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. Имеется целый ряд исследований, посвященных изучению невербальной коммуникации (Ю.А. Алферов, М. Аргайл, Ж.Э. Амбарцумова, В.А. Барабанщиков, A..А. Бодалев, А.А Брудный, И.Н. Горелов (1980), В.Ф. Енгалычев, B.А. Лабунская (1986; 1989; 1999; 2009), А.А. Капнадзе, X.Миккин, Е.А.Петрова (2004), В. П. Панферов, А. Пиз (2007), Д. А. Рамишвили, Р. Хорст (1996). О невербальной коммуникации и эмоциональной экспрессии подробно рассказывается в работах В.А. Лабунской. Эмоциональный интеллект и его диагностика описаны и проанализированы в работах Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина (2004; 2009).
Каждому человеку кроме знаний мимики, жестов, движений и поз необходимо знать некоторые сигналы языка телодвижений. Об этом рассказывается в книге Хорста Рюкле (Х. Рюкле,1996). Подробную информацию о позах можно найти в учебном пособии для вузов (В.Ю. Дорошенко, 1995).
Объект. Эмоциональная экспрессия младших подростков.
Предмет. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии младших подростков.
Цель. Изучение невербального проявления эмоциональной экспрессии у младших подростков.
Задачи :
1. Провести теоретический анализ невербальной коммуникации.
2. Провести теоретический анализ эмоциональной экспрессии и понятия эмоционального интеллекта.
3. Охарактеризовать основные особенности эмоциональной и коммуникативной сферы подростков, понимания ими эмоциональной экспрессии.
Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов, учителей, родителей при изучении проявления и понимания эмоциональной экспрессии младшими подростками.
Структура работы. Работа состоит из введения, главы, посвященной рассмотрению невербальной эмоциональной экспрессии младших подростков, а именно невербального общения, эмоциональной экспрессии как проявление эмоционального интеллекта, невербального проявление эмоциональной экспрессии, особенностей невербальной экспрессии у младших подростков и методов изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Невербальная эмоциональная экспрессия младших подростков
1. Невербальное общение
Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций (В.А. Лабунская, 1999).
Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение трудно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение трудно переводится и в любые другие коды.
Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения может наступить ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым» (В.А. Лабунская, 1999).
А.А. Леонтьев отметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Иными словами, отношения партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль (В.А. Лабунская, 1999).
По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы (В.А.Лабунская, 1989).
1) Оптико-кинетическая,
2) Пара- и экстралингвистическая,
3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,
4) Визуальный контакт.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.
Визуальный контакт. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз », имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.
Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
1) дополнение речи;
2) замещение речи;
3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).
2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта
Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Экспрессия толкуется так же, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д.
Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека.
Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я (В.А. Лабунская, 1999).
Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.
Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.
Под выразительными движениями понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению — выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями (В.А. Лабунская, 1986).
Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).
Существует несколько типов выражения:
1. Толкование выражения в широком смысле, ставящее его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях.
2. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.
3. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства или отношения, состояния.
4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности (В.А. Лабунская, 1999).
Понимание эмоциональной экспрессии можно трактовать как проявление эмоционального интеллекта , включающего, по мнению П. Сэловья и Д. Мейера, способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями (Д.В. Ушаков, 2009, с.20). Несмотря на существование разных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Может показаться, что эмоциональный интеллект — частный случай социального интеллекта. Однако нам представляется, что эти два понятия — скорее пересекающиеся множества. Эмоциональный интеллект может направляться человеком как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание собственных эмоций. Именно этот второй его аспект выходит за рамки традиционного понимания социального интеллекта (Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2004, с.6).
Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).
3. Невербальное проявление эмоциональной экспрессии
До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»
В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.
Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном (цит.по В.А. Лабунская, 1999). На основе вышеназванных параметров ими выделены пять типов невербального поведения:
1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;
2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как осознанно, так и неосознанно;
3) «регуляторы» — невербальные коды, поддерживающие общение;
4) «экспрессивные» лицевые знаки;
5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.
Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения (В.А. Лабунская, 1999).
4. Особенности невербальной экспрессии у младших подростков
Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11—12 до 14—15 лет) (О.П. Солодилова, 2004, с.210).
Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости (И.В. Шаповаленко, 2004, с.242).
В этом возрасте ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные . Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника вполне характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).
В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подросткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Данный возраст часто обозначают как младший подростковый (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).
Характерной чертой младших подростков является их склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Для детей на пороге их перехода в новый возраст важным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реорганизацией представления о себе. (К.Н. Поливанова, 2000, с.153).
В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием “подросткового кризиса”. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.
Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам (О.П. Солодилова, 2004, с. 217).
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.
Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития (И.В. Шаповаленко,2004, с.239).
Общение является для подростков очень важным информационным каналом (О.П. Солодилова, 2004, с.234). Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников (О.П. Солодилова, 2004, с.233).
Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права
Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость (О.П. Солодилова, 2004, с.234).
5. Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии
Было установлено, что задачные тесты эмоционального интеллекта коррелируют с общим интеллектом, хотя и не очень сильно (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).
Если рассмотреть с этой точки зрения существующие тесты эмоционального интеллекта, то становится очевидно, что они апеллируют к рефлексии высокого уровня, поскольку сама процедура стандартизированного тестирования отдаляет испытуемого от непосредственного контакта с другим человеком, предоставляя суррогат этого контакта: часто – текст, иногда – фотографию либо рисунок, редко – видео- или звукозапись.
Неудивительно, что построенные таким способом тесты, с одной стороны, не исследуют способностей человека, отличных от интеллекта, а с другой – мало что добавляют в плане предсказания его социальной эффективности (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).
Опросники эмоционального интеллекта с общим интеллектом почти не коррелируют. Однако они, в отличие от задачных тестов, значимо коррелируют с личностными чертами (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).
В то же время опросниковые тесты тоже не являются радикальным решением проблемы, поскольку, как уже отмечалось, передают измеряемое свойство, переломленное через призму самооценки и самопрезентации испытуемого (Д.В. Ушаков, 2009, с.28).
Все это означает, что двух связанных между собой способов оценки эмоционального интеллекта не существует. Опросники и задачные тесты не измеряют одну и ту же способность (Д.В. Ушаков, 2009, с.22).
Следовательно, ключ к решению проблемы эмоционального интеллекта следует искать в анализе живой эмоциональности (Д.В. Ушаков, 2009, с.29).
«Методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова упоминают о ней, как о методике «Адекватность интерпретации невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова, 2004, с.84)) (В.А. Лабунская, 1999) состоит из восьми задач, которые предлагаются испытуемым для решения и основаны на адекватности понимания состояний и отношений человека в оценке (цит. по Д.В. Ушаков, 2004, с.144):
•его позы (предъявляются 6 схематических изображений фигуры человека в определенной позе, необходимо определить, какому состоянию они соответствуют);
•его мимики (предъявляются 6 фотографий человека, необходимо определить его эмоциональное состояние);
•его интеллектуально-волевых состояний (предъявляются 6 рисунков, изображающих человека с характерным выражением лица и жестами, испытуемый определяет интеллектуально-волевое состояние персонажа);
•невербальной интеракции (предъявляются 6 рисунков с изображением поведения группы людей, необходимо определить отношения между ними, а также их социальный статус);
•различных элементов невербального поведения (предъявляются 8 изображений позы человека и фотографии людей (по 3 к каждой позе), выражающих с помощью мимики определенное эмоциональное состояние; нужно подобрать соответствующее позе выражение лица);
•регуляции отношений между людьми в эмоционально-отрицательную сторону (предъявляется картинка, на левой стороне которой изображена конфликтная ситуация из теста Розенцвейга, на правой — фото человека, выражающего определенную эмоцию; испытуемый выбирает то выражение лица, которое усиливает конфликт);
•регуляции отношений между людьми в эмоционально-положительную сторону (используется тот же стимульный материал, но испытуемому нужно выбрать то выражение лица, которое способствует разрешению конфликтной ситуации);
•установления связей между вербальным и невербальным поведением человека (необходимо подобрать к предъявляемым выражениям лица соответствующую им фразу).
Оценка параметров осуществляется по трехбалльной шкале.
Близким к социальному интеллекту является понятие эмоционального интеллекта, для оценки которого также были разработаны различные тесты. Наиболее известный из них — Многофакторную шкалу эмоционального интеллекта — разработали Саловей и Майер (Mayer, Salovey, 1997). Тест направлен на выявление четырех основных типов способностей (Д.В. Ушаков, 2004, с.144).
Резюме. Невербальное общение не менее важно, чем вербальное. Невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов. Ее основные знаковые системы:
1) Оптико-кинетическая,
2) Пара- и экстралингвистическая,
3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,
4) Визуальный контакт.
Экспрессия - предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.
Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.
Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).
Понимание эмоциональной экспрессии можно трактовать как проявление эмоционального интеллекта , включающего способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями. Эмоциональный интеллект может направляться человеком, как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание собственных эмоций.
Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы.
Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости.
В этом возрасте человек овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные. Тем не менее, для младшего подростка могут быть характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений.
Предподростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и, позже, самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия.
Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. В этот период подростки хотят показать свою взрослость.
Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Уже сверстникам подростки доверяют все свои тайны, связи с родителями ослабевают.
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на «взрослость».
Заключение
Несмотря на то, что невербальное общение зачастую остается незамеченным, оно отражает истинную сущность человека и является одним из главных способов взаимодействия с собеседником и передачи большого количества информации, но для ее принятия и понимания нужно учиться ее «раскодировать».
Для младших подростков общение со сверстниками важная часть взросления, благодаря которой они как раз и учатся «читать» невербальную экспрессию, более умеренно выражать свои эмоции, в особенности негативные. Нельзя не упомянуть о подростковом кризисе, который связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой «взрослости».
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Общение оказывается настолько увлекательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, становятся все тоньше и тоньше. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель – изучить невербальное проявление эмоциональной экспрессии у младших подростков достигнута.
В работе было обработано множество источников информации, так или иначе дающих ответ на вопросы понимания и адекватной реакции на экспрессивное поведение человека в социуме. Многие из них наглядно объясняли, почему люди реагирует на те или иные действия по-разному, основываясь, зачастую, на инстинктивно построенных действиях, связанных с реакцией на мимику, выражение лица и позу, через которую субъект получал невербальную информацию. Чаще всего реакция на весьма инстинктивные действия, совершаемые в повседневной жизни, заранее известна, ибо подсознательно мы поступаем почти всегда одинаково. Мы не способны принимать не свойственные позы, заранее не думая их изменять, при выполнении и/или осмыслении событий.
Очень мало авторов пишут про невербальную эмоциональную экспрессию у младших подростков. Эта тема еще малоизученна, но очень важна, ведь именно в предподростковом возрасте воспитываются моральные чувства, подросток учиться общаться с людьми разного возрастного, социального, ролевого статуса, учитывать свои психологические особенности и партнёра по общению. Поэтому очень важно и нужно научить младших подростков невербальному проявлению их эмоциональной экспрессии и «раскодированию» невербального поведения.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 1980.
3. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 160 с.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.
6. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций [Текст] / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
7. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.- 64 с.
8. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности [Текст] / Е.А. Петрова, А.А. Родина// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 81 - 84.
9. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007 г. – 107 с.
10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184с.
11. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. [Текст] / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с.
12. Социальная психология: учебное пособие [Текст] / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).
13. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков// — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с. (Труды Института психологии РАН)
14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. — 176 с. (Труды ИП РАН) – с. 141-161.
15. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. [Текст] / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).
16. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 1996. с. 417.
17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В. Шаповаленко// — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний (В.А. Лабунская, 2009).
Части и элементы лица |
Мимические признаки эмоциональных состояний |
Экспрессивное Я личности |
|||||
Гнев |
Презрение |
Страдание |
Страх |
Удивление |
Радость |
||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот закрыт |
|||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
|||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или припущены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или раскрыты |
|||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза блестят |
|||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
|||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
|||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
Таблица 2.
Психологические и социально-психологические характеристики субъектов успешно-неуспешно интерпретирующих экспрессию другого человека (В.А. Лабунская, 2009).
Характеристики |
Лучше, точнее, адекватнее распознают экспрессию |
Хуже, не точно, менее адекватно распознают экспрессию |
пол |
женщины |
мужчины |
когнитивные навыки |
умение экстериоризизовать графическим и вербальным способами эталоны экспрессии, когнитивно-сложные |
умение экстериоризизовать вербальным способом эталоны экспрессии, когнитивно-простые |
интеллект |
невербальный интеллект, художественный тип, социальный интеллект |
вербальный интеллект, мыслительный тип |
личностные качества |
сензитивные, тревожные, эмоционально-неустойчивые, самоуверенные, социально-зрелые, с личностной экспрессивностью, общительные, с высокой саморегуляцией экспрессии, с внутренним локусом контроля |
эмоционально-устойчивые, эгоцентричные с высоким уровнем притязаний, с низкой сензитивностью, социально-незрелые, необщительные.с низкой саморегуляцией экспрессии |
отношения к другим |
заинтересованные, доброжелательные, дружелюбные, стремление к эмоциональной близости, к принятию |
агрессивные, враждебные, подозрительные, дистантность, эмоциональная холодность, непринятие других |
социальный статус в группе |
популярные, лидеры, социально-компетентные |
непопулярные, отвергаемые, социально-некомпетентные |
субъект-ность |
субъекты незатрудненного общения |
субъекты затрудненного общения |
Таблица 3.
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
I Невербальное поведение человека динамическое прикосновение (В.А. Лабунская, 1999).
Рис 1 Структурная схема невербального поведения человека 1 — ведущие системы отражения невербального поведения человека, 2 — структуры; 3 — подструктуры,
4 — компоненты; 5 — элементы