Нижегородская макарьевская ярмарка
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1.Нижегородская ярмарка от становления до сегодняшнего дня 4 1.1.Макарьевская ярмарка 4 1.2.Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде 5
Содержание
Введение 3
1.Нижегородская ярмарка от становления до сегодняшнего дня 4
1.1.Макарьевская ярмарка 4
1.2.Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде 5
2.Налогообложение на Нижегородской ярмарке 8
3.Нижегородская ярмарка в пореформенный период 10
3.1. Управление Нижегородской ярмарки 10
4.География торговых связей и число участников Нижегородской ярмарки 12
4.1.Нижегородская ярмарочная биржа 14
4.2.Нижегородский ярмарочный биржевой комитет 16
5. Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны 17
6. Судьба Нижегородской ярмарки в XX веке 18
7.Нижегодская ярмарка сегодня 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
Введение
Многим из нас в течение жизни приходится бывать в разных городах России, и, когда знакомишься с новыми людьми, одним из первых, как правило, задаётся вопрос: «Из какого Вы города?». Я в ответ на это всегда спрашиваю: «Какой город в прошлом называли карманом России?». Увы, сейчас далеко не каждый способен сразу ответить на этот вопрос. Но те, кто хоть немного знаком с историей нашей страны без труда говорят, что «карманом» России называют Нижний Новгород, и что прозвище такое наш край получил благодаря Нижегородской ярмарке, история которой насчитывает почти пять веков, и которая с давних времён является своеобразной визитной карточкой города. И действительно, изучая историю трудно обойти стороной одну из главных законодательниц торговли того времени, как в России, так и за рубежом нашей Родины. Расположенная на слиянии двух великих рек ярмарка, через которую сбывалось до половины годового производства изделий русских заводов и фабрик, привлекала пристальное внимание не только купцов, но и многих деятелей культуры и искусства.
Как зарождалась Нижегородская ярмарка, как развивалась, как проходила её жизнедеятельность в различные исторические периоды, какое место занимала ярмарка в жизни Нижнего Новгорода и страны в целом и что она представляет собой сейчас? Действительно ли Нижегородская ярмарка в своё время имела такую громадную значимость и способна ли сейчас претендовать на существенную роль в экономике страны? Именно на эти вопросы я попытаюсь ответить в этой работе.
Глава 1. Нижегородская ярмарка от становления до сегодняшнего дня
1.1.Макарьевская ярмарка
Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века на средней Волге сложился, как отмечает автор «Очерков Нижегородской ярмарки» В.П. Безобразов, «коммерческий центр», просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь. Впервые крупная ярмарка проводилась на нижегородской земле во второй половине XIV века. Её история начиналась под Нижним Новгородом. В 1524 году у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великим князем Василием Иоанновичем было учреждено официальное торжище. Подлинное зарождение всероссийской ярмарки происходит в конце первой половины XVII века в нижегородских пределах. В 1641 году ярмарка перебралась ближе к Нижнему под стены монастыря св. Макария, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге и была официально признана с 1651года. Долгое время она так и называлась - Макарьевская. Уже в конце XVII века приобретает международный характер. Сюда тянутся караваны из Бухары и Хивы, Персии, Закавказья.
18 августа 1816г. Гостиный двор Макарьевской ярмарки сгорел. Сильнейший пожар уничтожил практически все торговые строения.
Макарьевская ярмарка прошла сложный путь экономического развития от местного сельского торга до всероссийской ярмарки. Можно выделить три крупных периода ее архитектурно-планировочного формирования.
Первый период: XVII - середина XVIII вв.
Размещение в многочисленных деревянных балаганах, построенных на средства монастыря и разбросанных подле монастырских стен. Каких-либо изображений ярмарки этого периода не сохранилось.
Второй период: середина XVIII в. - 1804 г.
Размещение по-прежнему у монастырских стен, возведение нового гостиного двора (1755г.) и формирование около него разветвленной системы улиц-рядов; значительное увеличение размеров; становится крупным международным торжищем.
Третий период: 1804 - 1816 гг.
Перенос ярмарки на новое место, за пределы г. Макарьева, создание целостного архитектурного ансамбля; главная ярмарка России.
Общий вид центрального корпуса Макарьевской ярмарки.
Гравюра конца XIX в
1.2.Устройство ярмарки в Нижнем Новгороде после ее переноса из Макарьева в 1817 г.
Император Александр I (время правления 1802-1825), признавая за ярмаркой огромное государственное значение, решил отложить перестройку Зимнего дворца, а «ассигнованные на это полтора миллиарда рублей отпустить на ярмарку»[1] . По постановлению Комитета министров ярмарку было решено не возобновлять на старом месте, а перевести в Нижний Новгород в виде опыта на один год, чтобы уже после этого окончательно решить вопрос о ее постоянном месте. Первоначально предполагалось устроить ярмарку в самом Нижнем Новгороде на нагорном берегу Волги, но это место вскоре было забраковано из-за высоты его расположения и слишком большой отдаленности от воды. Тогда для ярмарки было избрано место на луговой стороне реки Оки почти при самом впадении ее в Волгу напротив города, идеальное место для торжища. Отведенная под ярмарку территория представляла собой неправильный четырехугольник площадью 700 тыс. кв. саженей. Здесь находились заливные луга и пастбища, принадлежавшие разным владельцам и частично городу. Земли эти решено было передать в государственную собственность, (они были куплены казной за 27861 руб.)[2] , саму площадь для ярмарки возвысить и уравнять, провести каналы, построить шлюзы и выстроить обширный каменный Гостиный двор.
Генеральный план был разработан еще в 1804 году архитектором А. Захаровым. 15 мая 1817 года в Нижнем с крестным ходом и колокольным звоном началась закладка новой ярмарки. Ее по-прежнему продолжали величать Макарьевской. К началу июля 1817г. здесь для торговли за счет казны было выстроено 1323 деревянных балагана. Первая ярмарка была открыта в Нижнем Новгороде 20 июля 1817г. и, несмотря на новизну места, прошла успешно. Если в Макарьев на последнюю ярмарку 1816г. было привезено товаров на 14,5 млн. руб. серебром, то привоз в Нижний Новгород составил 24 млн. руб. Ярмарка 1817г. в Нижнем Новгороде рассматривалась как «пробная». Она должна была практически доказать целесообразность ее перевода в Нижний Новгород, а в Нижнем Новгороде - удобство ее расположения на Стрелке. Пробная ярмарка «положительно» решила оба эти вопроса. Генерал А.А. Бетанкур в своем официальном донесении царю писал, что «новое место для ярмарки в высшей степени удобное. Врачам тут делать нечего, люди не болеют, отсюда легко отправлять товары в обе столицы и за границу, что если это место благоустроить, прорыть каналы, кое-где возвысить площадь, то из этого места можно сделать маленькую Венецию». О преимуществах расположения ярмарки в Нижнем Новгороде П.И. Мельников писал: «...сама природа указала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли». И далее перечисляет эти удобства: «Волга и Каспийское море представляют ему открытый путь на Кавказ, в Персию, в Среднюю Азию и даже в самую Индию. Волга, Дубовская железо-конная дорога и Дон связывают Нижний Новгород и Нижегородскую ярмарку с Турцией, Леваном, Египтом и Южною Европою. Волга и Кама сближают это место с Уральским хребтом и Сибирью, через которую идет открытый путь в Китай. С другой стороны, Волга с водосоединительными каналами соединяет Нижний Новгород с Санкт-Петербургским портом, этим окном России в Европу, а также и с северными губерниями Европейской России. Она соединяет Нижний Новгород с внутренней Россией и сердцем ее - Москвою» [3] ..
Развернулось грандиозное строительство комплекса площадью 500 тыс. кв. метров, которое возглавил выдающейся инженер, председатель столичного Комитета строений генерал Августин Августинович Бетанкур (1758-1824). Он, привлекая к сооружению плеяду талантливых инженеров и строителей, писал: «Слава государства требует даже, чтоб сооружение сие, единственное в Европе, приведено было в то совершенство, которое оно заслуживает» и считал, что ярмарка - «монумент, заслуживающий внимания всех просвещенных народов». А один из ближайших помощников Бетанкура отзывался о Нижегородской ярмарке как о «величайшем предприятии, которому в России подобного не было как по обширности, так и по кратности времени, к постройке употребленного». Всего за четыре года на «стрелке» Оки и Волги вырос ярмарочный город.
Планировочно, он делился на три части. Первая включала в себя Главный дом, сооруженный в стиле классицизма, и боковые административные корпуса: они образовывали центральную парадную площадь. Вторая часть - основная: 48 торговых корпусов были сгруппированы в 12 рядов. Посередине их разделял полукилометровый бульвар «главная улица» ярмарки. Один ее конец заканчивался эффектным портиком Главного дома, другой - Спасским (Староярмарочным) собором. Его здание и четыре корпуса Китайских рядов образовывали Соборную площадь, и все вместе составляли третью часть ярмарочного ансамбля. Инженерные сооружения были спроектированы по последнему слову тогдашней техники. Была выстроена система мостов, интереснейшим из которых был наплавной мост через Оку. Длина его превышала полкилометра, он был самым длинным мостом в России того времени. Гидротехническая система Нижегородской ярмарки соизмерима лишь с подобными сооружениями царских резиденций в Царском Селе и Петергофе. 15 июля 1822 года ярмарка открылась уже не в деревянных корпусах, а в новых каменных сооружениях. Также, кроме Главного дома и каменных корпусов для лавок, на ярмарочной территории было построено большое число зданий для обслуживания нужд ярмарки: трактиры, харчевни, банк, кузницы, цирюльни, кухни, аптеки. Помимо пожарных и воинской команды, для охраны ярмарки на время ее торговли ежегодно присылалась городская полиция и казачья команда из 300 человек (с 1839г. - 571 чел.). Последняя предназначалась для содержания пикетов в окрестностях ярмарки и по большим дорогам в целях охраны товаров, прибывающих на ярмарку сухопутным путем.
Церемония была торжественной, с крестным ходом, водосвятием, поднятием флагов, «пушечной пальбой с купеческих судов». Этот день - 15 июля - стал традиционным днем открытия Нижегородской ярмарки. Основная торговля начиналась с 25 июля - дня празднования памяти св. Макария Желтоводского, покровителя ярмарки. Разгар торга - до 15 августа, Успения пресвятой богородицы. 25 августа торжественно спускались флаги. Это был «день судный»: к нему заканчивались все денежные расчеты. 10 сентября ярмарка закрывалась до будущего года. В правилах Нижегородской ярмарки, изданных в 1864г., фактические сроки ярмарки были закреплены законодательным путем. В §1 этих правил было записано: «Ярмарка открывается 15 июля и продолжается, смотря по ходу торговли, но никак не далее 10 сентября».
В XIX веке ярмарка приобрела значение «уставщицы всей российской торговли». Здесь Запад встречался с Востоком. Ежегодные обороты ярмарки к концу века достигали почти полу миллиарда рублей. Ярмарка, крупнейшая в Европе, и внешне представляла собой европейский «город»: широкие улицы с электрическим освещением, восемь площадей, фонтаны и скверы, бессчетные магазины, маклерские конторы, девять банков, гостиницы, театры и рестораны... А по берегам обеих рек - бесконечные пристани с бесчисленными судами. Ярмарочное «население» доходило до 400 тысяч человек. Ярмарка чутко реагировала на изменения общероссийского и мирового рынка.
Торговля на ярмарке велась как розничная, так и оптовая. В период с 1898 г. до 1914 г. идет сокращение числа оптовиков и напротив увеличивается число торгующих в розницу. В этом процессе нашло отражение изменение характера торговли на ярмарке: монополизация, “уход” с нее целого ряда товаров (хлопка, железа, чая) и в то же время - прилив крестьянского товара. В годы I Мировой войны (1914-1917) наблюдалось резкое сокращение как оптовой, так и розничной торговли. К началу XX века ярмарочный торг в России постепенно приходил в упадок, однако этот процесс не затронул Нижегородскую ярмарку
Глава
2.Налогообложение на Нижегородской ярмарке
До 1864г Нижегородская ярмарка находилась в государственном управлении. Ее делами заведовала ярмарочная контора (она была учреждена в 1804г.), в состав которой входили директор с помощником, архитектор, секретарь, казначей. Главным начальником ярмарки был нижегородский губернатор. В обязанности ярмарочной конторы входило: раздача казенных лавок в аренду торгующим, взимание платы за них и ремонт казенных построек, составление отчета о ходе торговли и торговых оборотах.
Многоотраслевое хозяйство этого города содержалось за счет купечества. Ярмарочные налоги к концу ХIХ в. делились на 4 разряда: казенные (собирались ярмарочной конторой), городские (в доход Н.Новгорода), земские (в доход уездного и губернского земства) и добровольные (на содержание ярмарочного хозяйства), всего - 592703 рублей. Львиная доля налогов, которые платили торгующие, приходилась на казенные налоги. Казна, получая большие доходы с ярмарки, сама почти не несла расходов на нее. За 20 лет с 1860 по 1880 гг. ярмарка получила от казны всего 205 тыс. рублей (в 1869г. на строительство водопровода - 112 тыс. руб. и в 1889 г. 103 тыс. руб. - на строительство деревянных бараков для Оренбургского казачьего полка). Добровольные налоги, поступающие на хозяйственные нужды ярмарки в распоряжение ярмарочного комитета, составляли лишь пятую часть всех собираемых налогов с купечества.
К концу XIX в. все отрасли ярмарочного хозяйства переходят в ведение общественного управления. В связи с этим купечество начинает ходатайствовать перед правительством о передаче казенных сборов (кроме поземельного) в его руки, а все остальные сборы (более 17 наименований) заменить одним - на нужды ярмарки. Ярмарочный комитет в это время начинает борьбу за освобождение ярмарки от налогов, отчисляемых городу Нижнему Новгороду, уездному и губернскому земству, а главное - за объявление ярмарочной территории свободной экономической зоной. Основная мотивация ярмарочного комитета при этом - территориальная и хозяйственная самостоятельность ярмарки. Однако, несмотря на многочисленные обращения ярмарочного купечества в Министерство внутренних дел, а с 1906 г. - в Министерство торговли и промышленности, система налогообложения осталась прежней за исключением передачи сбора поземельного налога в руки торгующих с 1901 г. В 1901 г. произошло изменение ярмарочной таксы 1853 г., по которой производилось налогообложение торгующих. В основу новой системы обложения был положен тот же принцип, что и в 1853 г.: 1) размер земельного участка; 2) местоположение торгового заведения на ярмарке; 3) характер торговли. Размеры поземельных сборов с торговых заведений, установленные правилами 1901 г., колебались от 5 коп. до 5 руб. с квадратной сажени в пределах 21 разряда в зависимости от вышеуказанных признаков. При этом ярмарочному комитету предоставлялось право ежегодно видоизменять и совершенствовать систему налогообложения ярмарочных помещений путем перевода их из одного разряда в другой и тем самым налогообложение в какой-то мере приближалось к учету доходности торговых заведений. Однако подоходный налог как наиболее эффективный критерий налогообложения так и не был введен на ярмарке, как впрочем, и в России в целом. Новая налоговая такса вызвала много нареканий со стороны торгующих, которые считали новые налоги завышенными.
В 1915 г. общие сборы с ярмарки составили 792642 руб., т.е. увеличились по сравнению с 1888 г. почти на 200 тыс. руб. Учитывая обороты ярмарки в 1915 г. - 700 млн. руб. в общей сложности (200 млн. руб. - собственно торговый оборот, 350 млн. руб. - обороты 14 отделений различных банков, действующих на ярмарке и 150 млн. руб. - обороты почтово-телеграфной конторы), налогообложение составляло лишь 1% от этой суммы, что свидетельствовало о достаточно щадящем характере ярмарочного обложения (согласно “Положению о государственном промысловом налоге от 8 июня 1898 г.”, налог с капитала составлял в среднем 3 %, с прибыли - 16 %).
Глава
3.Нижегородская ярмарка в пореформенный период
3.1. Управление Нижегородской ярмарки
С отменой крепостного права (1861г.) в ярмарочной жизни произошли существенные изменения. По ходатайству купечества правительство стало продавать торговцам лавки (без земли) в личную собственность, и к 1880 г. почти все строения гостиного двора находились в частном владении.
В 1864 г. был учрежден ярмарочный комитет, состоявший из выборных от купцов. В него входили председатель биржевого комитета и его старшины, местный городской голова, директор Государственного банка, и управляющий ярмарочной конторой. Комитету была передана для ведения большая часть хозяйственных дел ярмарочной конторы. Сама же контора продолжала, заниматься сбором пошлин с земли, расходами по содержанию и ремонту казенных, ярмарочных сооружений.
С 1866 г. на Нижегородской ярмарке начал функционировать еще один орган общественного управления - собрание уполномоченных с широкими правами избрания членов ярмарочного и биржевого комитетов, ходатайства перед правительством, как о нуждах ярмарки, так и всей российской торговли. Деятельность органов ярмарочного самоуправления по защите интересов купечества стала особенно активной в 80 -е гг. XIX в., когда, русская торгово-промышленная буржуазия оформилась в самостоятельный класс. Статус органов ярмарочного управления был закреплен в правилах Нижегородской ярмарки 1864 и 1888 гг.: руководство ярмаркой осуществлял нижегородский, губернатор, на время торга, переезжавший в главный дом, где на, втором этаже разметалась его квартира.
Во главе ярмарочного комитета стояли известные в деловом мире предприниматели и общественные деятели москвичи-мануфактуристы (кроме А.С. Салазкина - касимовского железоторговца). Первым председателем ярмарочного комитета в 1864 г. был избран А.П. Шипов - дворянин, крупный землевладелец (вместе с женой владел 2000 десятинами земли) и в то же время фабрикант, железнодорожный делец. А.П. Шипов был не только лидером ярмарочных протекционистов, но и всего протекционисткого движения в России. Более того, он был его идеологом. Протекционистские идеи А.П. Шипов широко пропагандировал как на ярмарке, так и в “обществе для содействия промышленности и торговли”, а также в своей издательской деятельности (он публиковал на свои средства “Торговый сборник”). После А.П. Шипова (1864-1875) председателями ярмарочного комитета были не менее яркие личности, благодаря которым ярмарка развивалась и процветала. В.П. Мошнин (1875-1881), П.В. Осипов (1882-1891), С.Т. Морозов (1891-1897), К.А. Ясюнинский (1897-1906), П.М. Калашников (1906-1910), А.С. Салазкин (1910-1915).
Выполняя функции городской управы, ярмарочный комитет большое внимание уделяет благоустройству ярмарки. В 1868 г. на территории ярмарки и прилегающей к ней Канавинской слободе началось строительство водопровода протяженностью 6,5 верст (при расчете на 100 тыс. чел. населения по 2,5 ведра воды на человека в сутки). Строительство водопровода заняло 10 лет и стоило купечеству 112 тыс. рублей. В 1911 г., в связи с новой вспышкой холерной эпидемии на ярмарке на фильтровальной станции впервые в России была применена стерилизация воды хлором.
После пожаров 1864 и 1872 гг. (каждый раз ярмарка выгорала на 1/3) было решено удалить с ярмарки все легковоспламеняющиеся товары (торговля мочалом и лубом была вынесена на особый остров на Волге, напротив села Бор, который стал называться “Мочальным”), запрещалась постройка деревянных зданий. Благодаря техническим средствам и хорошей организации пожарной охраны, с 1872 г. и вплоть до 1917 г. на ярмарке не произошло ни одного крупного пожара. Локальные загорания происходили ежегодно, но с ними довольно быстро справлялись.
В 1890 г. по проекту архитекторов: К. Треймана, А. фон Гогена и А. Трамбицкого был выстроен новый Главный ярмарочный дом на месте пришедших в ветхость трех административных корпусов, сооруженных А.А. Бетанкуром. Строительство Главного дома началось весной 1889 г. и к ярмарке 1890 г. было закончено. Для строительства Главного дома ярмарочное купечество взяло у государства займ в размере 500 тыс. рублей, на погашение которого шла арендная плата от сдачи торговых помещений пассажа в размере 65 тыс. рублей ежегодно
К концу XIX в. все многоотраслевое ярмарочное хозяйство переходит в руки общественного управления. Городские власти Нижнего Новгорода ассигновывали лишь небольшую часть денег на содержание речной полиции, присылали 40 низших чинов полиции и судебный аппарат.
Глава 4.География торговых связей и число участников Нижегородской ярмарки
Во второй половине XIX - нач. XX в. под влиянием развития капитализма происходит расширение географии торговых связей Нижегородской ярмарки. К 70-ым гг. сфера влияния всероссийского торжища распространяется на Гродно, Ригу, Белосток. Появляются новые пункты отправления товаров из Поволжья, Приуралья, Сибири, Новороссии. Если в 1851 г. торгующих на ярмарке было 2514 чел., то в 1870 г. - 3967 чел., т.е. в 1,5 раза больше[4] .
Бурное строительство железных дорог в 90-е гг. XIX в. в России оказывало неоднозначное воздействие на развитие торговых связей Нижегородской ярмарки. С одной стороны, слабеют, а иногда даже рвутся связи ярмарки с районами, напрямую связанными с крупными экономическими центрами страны и Москвой (Поволжье, Причерноморье, Кавказ, Сибирь, Центрально-черноземный район). С другой стороны, идет процесс упрочения старых (Центрально-нечерноземный район) и установление новых связей (Новгородская, Волынская, Витебская, Уфимская губернии) за счет прилива на ярмарку мелких и средних торговцев под влиянием обширного процесса углубления общественного разделения труда в России к концу XIX в.
Концентрация и монополизация в торговле, а также превращение Нижегородской ярмарки в конце XIX - нач. XX вв. в своеобразную всероссийскую биржу и выставку-продажу приводят к сокращению численности ярмарочных торгующих. Если в 1870 г. их было 3967 чел., в 1890г.-3652 чел., в 1903 г. - 2966 чел., то в 1910 г. - 2811 чел[5] . Центрально-нечерноземный промышленный район на протяжении всего XIX- нач. XX вв. господствовал на Нижегородской ярмарке как по представительности своих торговцев (в 1822 г. - 66%, в 1890 г. - 82%, в 1910 г. - 71% от общего числа торговцев), так и по ценности привоза товаров (в 1822 - 60%, в 1910г. - 82% от общего оборота). При этом Москва и Московская губерния занимали ведущее место не только в ЦПР, но и среди других регионов страны, представленных на Нижегородской ярмарке как по представительству торгующих, так и по привозу товаров. В 1822 г. москвичи, составлявшие 25% (529 человека) от всех ярмарочных торгующих, привезли 30% всего находящегося в продаже товара. В 1870 г. представительство москвичей на ярмарке увеличилось до 30% (1511 человек), а в 1910 г. из Московской губернии и Москвы прибыло 792 торговца, что составило 28% всех торгующих. Что касается привоза товаров из этого региона, то он в нач. XX в. (66 млн. руб.), как и в первой половине XIX в. составлял третью часть всего ярмарочного привоза, что свидетельствовало о прочности торговых связей Московского промышленного района с Нижегородской ярмаркой. Это было обусловлено прямой заинтересованностью московских текстильных фабрикантов в выходе на восточные рынки сбыта через всероссийское торжище. Не менее прочными были также торговые связи Нижегородской ярмарки с Поволжьем в целом и Нижегородской губернией в частности. До 80% торговцев, приезжающих на ярмарку из этих районов, имели эти связи более 10 лет, среди них 15% - свыше 50 лет. Немаловажную роль в торговых связях ярмарки играли также районы Урала и Сибири. Все это говорит о том, что Нижегородская ярмарка в конце XIX- нач. XX вв., несмотря на изменение характера ее торговли, продолжает оставаться наряду с Москвой центром всероссийского рынка.
География внешнеторговых связей Нижегородской ярмарки во второй половине XIX- нач. XX вв. претерпевает, как и география внутренних связей ярмарки, большие изменения. В связи с успешным развитием отечественной промышленности и перемен в таможенной политике (издание протекционистского таможенного тарифа1891г., увеличившего таможенные ставки для иностранных товаров в среднем на 20%в золоте) к концу XIX в. происходит сокращение прямых торговых связей ярмарки с целым рядом государств таких как: США, Голландия, Швеция, Болгария, Финляндия, Италия, Дания, Португалия и Бельгия. Одновременно Нижегородская ярмарка устанавливает торговые связи с Израилем, Турцией, Грецией, еще более упрочиваются связи с Германией и Персией. Общее количество иностранных фирм, торгующих на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX в., сокращается с 300 фирм в 70-80-е гг. до 145 фирм в 90-е гг. В 1914 гг. на ярмарке стало еще меньше иностранных фирм - 103, что составило 4% от общего количества торгующих. Следует отметить, что если торговые связи Нижегородской ярмарки с восточными странами шли напрямую через посредство восточных купцов, то с западноевропейскими странами осуществлялись большей частью через посредников и особенно это было свойственно меховой торговле. Скупщики мехов, шерсти, кожсырья - швейцарские и немецкие евреи, как правило, не имели ни собственных, ни арендованных на ярмарке лавок и размещались в гостиничных номерах, где заключались многомиллионные сделки с продавцами этих товаров.
4.1.Нижегородская ярмарочная биржа
Изменения в характере торговли на Нижегородской ярмарке во второй половине XIX - нач. XX вв. главное из которых было превращение ярмарки во всероссийскую биржу, привело к уменьшению привоза товаров на нее и к сокращению числа ее участников. По данным полиции в 1869-1880 гг., население Нижегородской ярмарки за один день во время ее пика в конце июля - начале августа имело тенденцию к сокращению. Если в 1860-е годы оно равнялось в среднем 250 тыс., чел., то в конце Х1Х-нач. ХХ вв. -180 тыс. чел.
Временная биржа на Нижегородской ярмарке была учреждена 26 января 1848 г. Это была пятая по счету биржа в России после Петербургской (1703 г.), Одесской (1796 г.), Московской (1837 г.) и Рыбинской (1842 г.). Необходимость биржи диктовалось потребностями возрастающих товарооборотов ярмарки в связи с развитием капитализма в России, требующих такой формы организации оптового рынка, которая обеспечивала бы постоянную связь между торговцами и покупателями. Необходимость создания биржи на Нижегородской ярмарке определялась также существованием на ней своеобразной биржи - так называемого “справочного стола”, устроенного у ярмарочного моста, где совершали сделки хлебные торговцы и судопромышленники.
Биржа была размещена в Главном ярмарочном доме, где проходили ежедневные собрания, не исключая воскресных и праздничных дней, с 6 до 8 часов вечера. Биржа мало посещалась торговцами, поскольку была отдалена от мест оптовой продажи товаров. В 1878 г. биржевые маклеры обращаются в биржевой комитет с просьбой о неотложной постройке на Нижегородской ярмарке общественного здания для биржи, которое и было выстроено в 1900 г. на Нижегородской улице у плашкоутного моста. Центральными фигурами биржи были маклеры - торговые посредники между покупателями и продавцами. Кроме того, ярмарочный биржевой маклер должен был собирать сведения о количестве привезенных на ярмарку товарах и ценах на них. По этим данным составлялись прейскуранты цен на товары и ежегодные отчеты старшего маклера. Маклер был обязан также присутствовать как свидетель экспертизы при определении санкции за нарушение условий торговых сделок.
«Ярмарочные биржевые обороты в 1867-1896 гг. имели тенденцию к увеличению, хотя и незначительному (с 2,8 млн. руб. до 4 млн. руб.). Рост количества торговых сделок (с 59 до 290) и объема биржевых операций к 1896 году был обусловлен возрастанием авторитета биржи на Нижегородской ярмарке и начавшимся промышленным подъемом в стране.
В 1900-1913 гг. биржевые обороты увеличиваются с 5 млн. руб. до 7,5 млн. руб. Характерной особенностью биржевых операций этого периода было сокращение общего количества биржевых сделок с одновременным увеличением их размера.»[6]
Биржевые обороты не играли существенной роли в торговых ярмарочных оборотах (3% в среднем от ярмарочного оборота). Составитель ярмарочного отчета за 1900 г. сетует: ”...хотя биржа и существует в ярмарке в данное время, но совершенно не посещается ярмарочными торговцами. Были сделки по фрахтам, по продаже хлеба, но сделки с собственными ярмарочными товарами здесь по-прежнему отсутствовали”. Такое отношение купечества к бирже можно объяснить его “традиционализмом”, трудно принимавшим всякие нововведения в торговле, живучестью патриархальных приемов заключения торговых сделок в трактирах, страхом торговцев перед сообщением каких-либо сведений о своей торговле из-за боязни новых налогов. Это в свою очередь свидетельствовало о довольно низком уровне развития рыночных отношений и сохранении феодальных пережитков в экономике страны.
В целом же характер ярмарочной торговли становится все более выставочным и биржевым. Каждый предприниматель, если он хотел, чтобы его товар сделался предметом широкого спроса, должен был показать его на Нижегородской ярмарке. Съезжавшиеся на ярмарку со всех концов России купцы привозили сведения о том, как идет торговля на местах и каковы виды на урожай хлебов в текущем году (ярмарка проходила в период созревания и сбора хлебов), от чего напрямую зависела покупательная способность основной части населения страны - крестьянства. Характер биржи ей придавала торговля по образцам и особенно система расчетов. Здесь устанавливались цены на предметы широкого народного потребления на целый год. В увеличении продажи по образцам большую роль сыграло открытие движения по Сибирской железной дороге. Так, в 1896 г. одна из крупных торговых фирм торговала набивными ситцами с Сибирью исключительно по образцам. Продажа металлов по образцам в этом году составила четвертую часть привоза, чая - седьмую часть. В 1901 г. по образцам продавалась уже четвертая часть всего привезенного на ярмарку чая. Биржевой характер торговли на Нижегородской ярмарке усиливается в связи с расширением почтово-телеграфной службы, позволявшей оперативно передавать сведения о ценах и заказах на товары. В 1904 г. в ярмарочном телеграфном отделении было принято 57940 телеграмм, касающихся торговых сделок, из них 2,5 тысячи международных. Обороты 14 представленных на ярмарке банков доходили до 350 млн. рублей при ярмарочном товарообороте в 190 млн. рублей. Если учесть общую сумму переводов, оплаченных и полученных ярмарочными почтово-телеграфными службами (в 1904 г. - 105,5 млн. руб.), то будет совершенно очевидно, что Нижегородская ярмарка являлась не только крупнейшим торговым центром, где заключались миллионные сделки, но и местом финансовых расчетов для всего внутреннего рынка страны.
4.2.Нижегородский ярмарочный биржевой комитет
Одновременно с ярмарочной биржей в 1848 г. был образован Нижегородский ярмарочный биржевой комитет. Основной обязанностью биржевого комитета являлся сбор через биржевых маклеров сведений о количестве привезенных и проданных на ярмарке товаров и ценах на них, разбирательство жалоб на маклеров и возникающих споров между торговцами и покупателями, выполняя тем самым роль третейского суда
В компетенцию биржевого комитета с 50-х годов начинают входить посреднические отношения между ярмарочным купечеством и правительством не только по важнейшим хозяйственным и организационным вопросам, касающихся ярмарки, но и вопросам, затрагивающим интересы всей торговли и промышленности России в целом.
Правящие круги царской России были вынуждены прислушиваться к голосу купечества Нижегородской ярмарки, выражающего интересы нарождающейся российской торгово-промышленной буржуазии. Они не только рассматривают ходатайства ярмарочного купечества и принимают их к сведению, но и сами, в свою очередь советуются с ним по отдельным вопросам экономической политики. Так, в 1861 году правительство разрабатывает проект вексельного устава и передает его на обсуждение на Нижегородскую ярмарку. В 1911 г. Нижегородский ярмарочный биржевой комитет принял предложение Российской экспортной палаты принять участие в организации особой комиссии по пересмотру торгового договора России с Германией и Австрией. Для его обсуждения была образована в Н.Новгороде комиссия из представителей биржевого и ярмарочного комитетов, ведомств и учреждений города во главе с председателем ярмарочного биржевого комитета А.С. Салазкиным.
С марта 1909 г. Нижегородский ярмарочный биржевой комитет стал действительным членом Русско-английской Торговой Палаты в Санкт-Петербурге. Это способствовало дальнейшему развитию внешнеторговых связей Нижегородской ярмарки, поскольку через Палату стало возможным “завязывать торговые контакты непосредственно с английскими комиссионерами и промышленниками как по закупке русских различных, продуктов, так и по ввозу в Россию английских”. При участии ярмарочного биржевого комитета шли закупки товаров для нужд русской армии во время русско-японской войны и первой мировой войны.
Мы видим, что Нижегородская ярмарка играла существенную роль в экономической жизни России. Через ярмарку сбывалось до половины годового производства изделий русских заводов и фабрик. Она несколько раз в течение века меняла приоритеты: здесь устанавливались мировые цены на главнейшую продукцию (хлеб, железо, другие товары). Громким званием торговой столицы государства и метким прозвищем «карман России» Нижний Новгород обязан именно ярмарке.
Глава 5.Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны
Стечение на ярмарку огромного количества людей и удаленность ее от центра города сделали необходимым создание развлекательных и зрелищных сооружений. Значительную роль в культурной жизни ярмарки играл театр, котором до конца 30-х годов XIX века выступала крепостная труппа князя Шаховского - основателя нижегородского театра. Как отмечает современник, «...все лучшие артисты обеих столиц, особенно Москвы, ежегодно посещали ярмарку, начиная со Щепкина, Шумского, Мартынова и других».
В 1840 - 1850-е годы наблюдался особый подъем концертной деятельности. Концерты проходили в зале Главного дома. Там в 1855 году концертировал молодой нижегородец - композитор М.А. Балакирев, в программу которого входили сочинения М.И. Глинки.
Во второй половине XIX века общественно-культурная жизнь Нижегородской ярмарки активно входит в общий процесс развития культуры России. С 1860-х годов становится традицией выступление здесь не отдельных артистов, а гастрольных, особенно оперных и балетных трупп. В 1868 году зрители слушали оперы «Севильский цирюльник». «Риголетто», «Фауст» в исполнении итальянских певцов.
Зрелищно-развлекательная зона занимала значительную территорию по Нижегородской улице, которая в народе называлась «веселая самокатная». Но центр развлекательной зоны был в районе цирка, где располагались «азиатский» квартал, сад для гуляний и две Самокатные площади. На площадях сосредоточились балаганные зрелища, и здесь вырос целый городок временных сооружений с расписными фасадами и заманивающей рекламой. В различных павильонах были собраны всевозможные развлечения и чудеса-новинки культуры: механические и электрические театры - первые русские кинотеатры. Трудно переоценить значение Нижегородской ярмарки в деле популяризации фотографии в России. С ярмаркой была связана деятельность замечательных мастеров фотографии второй половины XIX - начала XX века: А.С. Муренко, К.И. Иванова, А.О. Карелина и М.П. Дмитриева.
В период проведения ярмарки выпускались газеты «Нижегородский ярмарочный справочный листок» (1865 -1872 гг.) и «Нижегородская почта» (1883 -1903 гг.), в которых печатались новости дня и разные рекламные объявления. В конце XIX - начале XX века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки. В их издании главная роль принадлежит нижегородцу В.И. Виноградову.
Развитию культурной жизни на Нижегородской ярмарке во многом способствовало купечество, в среде которого были распространены меценатство и благотворительность. Такими купцами были Третьяковы, Морозовы, Боткины, Рябушинские и другие. Можно сказать, купечество на рубеже XIX - XX веков способствовало не только расцвету культурной жизни на ярмарке, но и обеспечивало благополучие всей русской культуры.
Глава 6.Судьба Нижегородской ярмарки в XX веке
В советское время ярмарка проводилась в 1922 - 1929 гг. В это время она имела еще достаточно большие обороты: с 1922-го, но 1928 год товарооборот вырос почти в десять раз - с 31 млн. рублей до 300 млн. рублей. Нижегородская ярмарка налаживала свои международные связи, приобрела всесоюзный характер и старта единственным в своем роде центральным рынком по торговле кустарными изделиями. Во главе ярмарки стоял С.В. Малышев - председатель ярмарочного комитета, которого также называли «красным купцом».
С годами лицо ярмарки постепенно менялось, и одним из характерных для развития процессов стало быстрое превращение прежней товарной ярмарки в ярмарку-выставку образцов. Это позволяло наглядно сравнивать качественные достижения различных районов, содействовать более широкому производству товаров лучшего качества и использованию опыта передовых регионов.
На ярмарке получили широкое развитие все секторы торговли, и в особенности секторы кустарных товаров, местной промышленности и стран Востока. В ярмарке 1928 года приняло участие более 2500 различных фирм. Не было ни одного района СССР, который бы не был представлен на всесоюзном торжище. Торговлю вели страны Востока: Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. О масштабе ярмарки в это время говорит тот факт, что выставку промкооперации с 1 августа по 17 сентября посетило более 350 человек.
В 1929 году на ней работала 171 торговая фирма, в том числе 34 государственных, 19 кооперативных, 18 иностранных фирм и 6 акционерных обществ. Это был последний год проведения ярмарки. В советское время она уже не достигала уровня своего дореволюционного развития и не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома. В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий.
Несмотря на всю важность Нижегородской ярмарки, нашлось много противников продолжения ярмарочной практики. Первое, о чем они говорили, — это уменьшение ярмарочного оборота. В 1924 г. он составил 0,6 % всего оборота СССР. Дискуссия о судьбе Нижегородской ярмарки началась еще в 1922 г., а кульминации достигла в 1924 г.
6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.
Закрытие ярмарки стало одной из последних акций по уничтожению НЭПа. Ярмарка была ликвидирована как социально враждебное явление. Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода.
В 1930-е годы город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.
Глава 7.Нижегородская ярмарка сегодня
Прекратившая свое существование в послереволюционные годы, возрождающаяся Нижегородская ярмарка сегодня уже набирает свой былой вес для нижегородских производителей товаров.
Сейчас Нижегородская ярмарка – это крупный выставочный центр России, где ежегодно проходят международные форумы, национальные и специализированные выставки, среди которых: Всероссийский научно-промышленный форум «Россия Единая», Международный форум «Великие Реки/ICEF», «Города-Побратимы и Партнеры», «Автофорум», «Всероссийский Туристический Форум» и другие.
С 1991 года ярмарка стала набирать обороты, и если раньше мы могли представить себе Нижний Новгород без неё, то сейчас она стала его лицом, визитной карточкой, по которой люди из всех уголков России и зарубежья узнают наш город.
На сегодняшний день основными акционерами ВЗАО «Нижегородская ярмарка» являются:
- Министерство имущественных отношений Правительства Нижегородской обл. 67,12 %
- Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами г. Н.Новгорода 7,6%
- ОАО «Волго-Вятский банк Сберегательного банка РФ» 4,3%
- ОАО «ГАЗ» 3,3% [7]
В 1991 году учредителями Всероссийского Акционерного Общества «Нижегородская ярмарка», среди которых были Министерство внешнеэкономических связей РСФСР, Центральный Банк России, около 40 нижегородских организаций, в том числе административно-управленческие структуры города и области, ведущие производственные объединения, которые «постановили:
1. Учредить Всероссийское акционерное общество «Нижегородская ярмарка» на базе имущества и трудового коллектива Исполнительной дирекции Нижегородской ярмарки. Организационно-правовой формой акционерного общества считать акционерное общество закрытого типа…
2. Утвердить «Устав Всероссийского акционерного общества Нижегородская ярмарка» и уставный капитал в размере 27 500 тысяч рублей…»[8]
За последующие пять лет ВАО «Нижегородская ярмарка» утвердила свои позиции на российском рынке выставочных услуг, о чем свидетельствуют следующие факты. Прежде всего, необходимо отметить, что 1996 год стал ключевым в развитии ВАО «Нижегородская ярмарка» - он был годом празднования 100-летнего юбилея Всероссийской промышленной и художественной выставки. Весь цикл юбилейных мероприятий настраивал на то, что концепция возрождения ярмарки верна. Общее количество выставочных мероприятий в 1996 году составило – 32 проекта, их посетило свыше 645 тыс. посетителей и специалистов, по ряду основных показателей выставочной деятельности ярмарка выходит на второе место в России, после Москвы, с которой, в связи с длительным перерывом в работе Нижегородской ярмарки нам сейчас крайне тяжело конкурировать. В данное время Москва готовится к всемирной выставке “Экспо-2010”. Выделяет она для этого 1 млрд. 300 млн. долларов. Специалисты совершенно верно, на мой взгляд, определили, что на этот миллиард они получат прибавку в 2 или даже 3 миллиарда. Немалыми возможностями обладает и Нижегородская ярмарка. К сожалению, используются они далеко не полностью.
Несомненно, что сегодня ВАО «Нижегородская ярмарка» - это действительно современный выставочный центр, располагающий всем, что необходимо для проведения выставок, конгрессов и конференций. Территория Нижегородской ярмарки является таможенной зоной, на ней действует таможенный пост и располагаются склады временного таможенного хранения. Ярмарка владеет достаточным запасом европейского выставочного оборудования, современными средствами коммуникации и связи. В распоряжении Ярмарки находятся шесть выставочных павильонов, пять конференц-залов, в том числе великолепный Гербовый зал, принимавший гостей самого высокого уровня. К услугам гостей - Ярмарочный банк, гостиница, рестораны, кафе, казино и торговый Пассаж и охраняемая автостоянка на 80 машин. Главы областной и городской администраций ориентируют на то, что ярмарка должна быть ближе простым нижегородцам, планируется ряд мероприятий в интересах города, которые будут проводиться параллельно с основными. Например, есть проекты, связанные с шахматами, с боксом (это уровень чемпионов мира), с детскими олимпиадами, чтобы в межвыставочный период задействовать площади.
В обычные повседневные дни мы видим, что территория ярмарки является местом продажи огромного количества различных товаров, но всё же это не может превратить её в барахолку. Политики и бизнесмены едут на ярмарку не потому, что она Мещерский рынок, а потому, что является выставочным центром. Поэтому основная сфера деятельности ВАО «Нижегородская ярмарка» - это выставочный бизнес. Обладая всей необходимой инфраструктурой, отлаженными связями и высоким профессиональным опытом, Нижегородская ярмарка проводит около 50 специализированных выставок в год, принимает тысячи фирм и около полумиллиона посетителей. Ежегодно в Нижний, на Ярмарку, на Всероссийские Форумы съезжаются самые высокопоставленные государственные, политические и общественные деятели, крупнейшие промышленники и бизнесмены. На конгрессах, которые сопровождают форумы, вырабатываются документы, имеющие большое значение для экономической и политической самооценки России. За последние годы на базе Нижегородской ярмарки прошли мероприятия знаковые, как для города и области, так и для России в целом. Важнейшие из них – Всероссийское совещание работников оборонно-промышленного комплекса Нижегородской области при участии и.о. Президента РФ Путина В.В.; региональное совещание по проблемам развития энергетики с участием министров Российской Федерации, губернаторов, руководства РАО «ЕЭС России» Чубайса А.Б.; пресс-конференция лидера фракции «Яблоко» Явлинского Г.А. Ярмарочный комплекс посетили официальные делегации: Китая во главе с заместителем Премьера Госсовета КНР, Нидерландов во главе с Полномочным и Чрезвычайным послом, Японии во главе с Полномочным и Чрезвычайным послом, а также Италии и Индии. Гостями города и Нижегородской ярмарки стали – известный путешественник Тур Хейердал, Королева Нидерландов Беатрикс, президент команды Кусто Франсин Кусто и другие.
Осваивая международный выставочный рынок, Ярмарка регулярно проводит на своей территории национальные выставки различных стран, и успешно осуществляет крупные зарубежные экспозиционные проекты в Европе.
Каждый год в выставочных мероприятиях Нижегородской ярмарки участвует более пяти тысяч экспонентов практически из всех российских регионов и многих стран мира. Ярмарка ежегодно принимает около полумиллиона посетителей. Ярмарочная площадь помнит и президентов, и премьеров, и губернаторов, и светил отечественного бизнеса, науки и искусства.
Уделяя огромное внимание развитию и совершенствованию профессиональной деятельности, Ярмарка продолжает развиваться как центр общественно-политической и культурной жизни города и региона. Это заметно отличает ее от других российских выставочных структур. Следуя прежним историческим традициям ярмарочной благотворительности, на территории выставочного комплекса начал работу Молодёжный Культурный Центр, сферой деятельности которого стало проведение городских праздников, театрализованных представлений, художественных выставок. На Ярмарке действует детский городок с непрерывно обновляемой программой аттракционов.
Нижегородская ярмарка, обладая заслуженным международным авторитетом в среде профессионалов и пользуясь вниманием и любовью множества россиян, продолжает активно развиваться и совершенствоваться. В календаре выставок Нижегородской ярмарки появятся перспективные, уникальные названия, обретут жизнь новые выставочные проекты.
Если говорить о просто физических деньгах, которые приносит ярмарка, то ситуация выглядит примерно так. Порядка 20 млн. рублей передаётся в бюджет как от действующего хозяйственного субъекта в виде налогов. Около 250 млн. рублей город получает только за счет того, что на ярмарку приезжает почти 100 тысяч человек в год.
Кроме всего, в планах руководства Нижегородской ярмарки - развитие тематических выставок и форумов и расширение их списка. К регулярно проводимым выставкам «Россия Единая», «Великие реки» и «Автофорум» добавятся «Леспроминдустрия», и «Российский салон малой авиации». Большое значение руководство Нижегородской ярмарки придает развитию совместных проектов с известными выставочными компаниями Финляндии, Китая, Германии, с которыми уже ведутся переговоры.
История возрождения Нижегородской ярмарки – это, в первую очередь, отражение российской истории. И важно, что Нижегородская Ярмарка сыграла в этой истории не последнюю роль. Благодаря деятельности Ярмарки, город стал открытым для всего мира, ему было возвращено исконное название, а сама Нижегородская область вновь стала экономически привлекательным регионом.
Одним словом мы видим, что Нижегородская ярмарка становится общественным центром, открывающим для России и мира новые технологии в промышленности, медицине и других отраслях человеческого знания.
Заключение
Так какие же выводы можно сделать из всего сказанного выше? «Всё не так уж однозначно» – скажете вы, и я с вами соглашусь. Вся история, как нашего края, так и России в целом далеко не однозначна. Всякий взгляд на происходящее будет сравнительно справедлив лишь с точки зрения человека принимающего участие в том или ином событии. В своё время, когда городам стали возвращать их исторические имена (в том числе и нашему городу), у меня, как и у многих в то время, возникал вполне справедливый вопрос: «Для чего всё это, зачем тратить такие деньги на столь несущественные (как мне тогда казалось) изменения?». За то было крайне обидно за великого писателя. Когда закрыли детский мир, для устройства там Нижегородской ярмарки, это также не нашло понимания в моём разуме. Но сейчас по прошествии более пятнадцати лет, изучая историю России и нашего Нижегородского края, начинаешь смотреть на происходящие вещи совершенно иначе. Осознаешь, что нельзя построить полноценного настоящего и будущего, не учитывая опыта и традиций прошлого, и, понимая какой вес в мировом сообществе Нижегородская ярмарка имела в былые времена, сердце переполняется гордостью за свою Родину. Начинаешь не только одобрять все действия по развитию ярмарки, но более того, хочется и самому внести посильный вклад в её процветание во славу нашего города и всей России, чтобы как до сих пор, так и во все времена было актуальным выражение, бытовавшее в ту пору: «Петербург - голова России, Москва - ее сердце, а Нижний Новгород - карман».
Список используемой литературы
1. Сергей Шумилкин. «Нижегородская ярмарка».
2. Богородицкая Н.А. «Нижегородская ярмарка. «Нижний Новгород, 1991
3. Богородицкая Н.А. «Ярмарка в пореформенный период. Нижегородский край: Факты, события, люди» Нижний Новгород, 1997.
4. Филиппов Ю.Д. «Биржа» СПБ.,1912.
5. «Справочная книжка для приезжающих на Нижегородскую ярмарку на 1903г.» Н.Новгород, 1903
6. Богородицкая Н.А. «География торговых связей, состав торгующих и число участников Нижегородской ярмарки», «Макарьевско-Нижегородская ярмарка» Н.Новгород,1997.
7. Официальный сайт Нижегородской ярмарки http://www.yarmarka.ru/
8. Официальный сайт городской администрации http://www.admgor.nnov.ru/
9. НТА Приволжье http://www.nta-nn.com/
[1] Официальный сайт Нижегородской ярмарки http://www.yarmarka.ru/
[2] Официальный сайт Нижегородской ярмарки http://www.yarmarka.ru/
[3] Богородицкая Н.А. «Нижегородская ярмарка. «Нижний Новгород, 1991
[4] Богородицкая Н.А. «География торговых связей, состав торгующих и число участников Нижегородской ярмарки»
[5] Богородицкая Н.А. «География торговых связей, состав торгующих и число участников Нижегородской ярмарки»
[6] Филиппов Ю.Д. «Биржа» СПБ.,1912.
[7] Официальный сайт Нижегородской ярмарки
[8] Выписка из протокола Общего собрания учредителей Всероссийского акционерного общества “Нижегородская ярмарка” от 5 декабря 1991 г.