Образование Российского централизованного государства
СОДЕРЖАНИЕ: Образование Российского централизованного государства Контрольная работа. Задание №7 27.11.2009 ФГОУ ВПО «Российский Государственный Аграрный Заочный Университет» Экономический факультет, кафедра Экономики
Образование Российского централизованного государства
Контрольная работа. Задание №7
27.11.2009
ФГОУ ВПО «Российский Государственный Аграрный Заочный Университет» Экономический факультет, кафедра Экономики
Томашевская Анастасия
Номер регистрационной карточки 1437
1. Вступление.
2. Княжение Ивана . Свержение ига Золотой Орды.
3. Централизация власти. Боярская дума.
4. Церковь и государство в XIV-XV вв.
5. Вывод.
6. Литература.
1. История государства Российского периода Ивана Третьего привлекает особенно пристальное внимание исследователей. Это поистине крутой ее поворот, определивший на многие годы судьбы народов и Руси, и многих стран Европы и Азии. Его изучение позволяет не только понять дух и природу русского характера, но и постичь логику дальнейших исторических преобразований.
2. Иван Васильевич Третий — великий князь Московский, сын Василия Васильевича Темного и Марии Ярославны, родился 22 января 1440 г., был соправителем отца в последние годы его жизни, вступил на престол в 1462 г. Он продолжал политику своих предшественников, стремясь к объединению Руси под главенством Москвы и уничтожая удельные княжества и независимость вечевых областей, а также ведя борьбу с Литвой из-за присоединившихся к ней русских земель. Действия Иоанна не отличались особой решительностью: осторожный и расчетливый, не обладавший личной храбростью, он предпочитал достигать намеченной цели медленными шагами, пользуясь благоприятно складывавшимися обстоятельствами. Сила Москвы достигла уже значительного развития, тогда как ее соперники заметно ослабели; это придавало широкий размах осторожной политике Иоанна. Отдельные русские княжества были слишком слабы; не хватало средств для борьбы и у великого княжества Литовского, а соединению этих сил мешало установившееся уже в массе русского населения сознание своего единства и враждебное отношение русских к упрочивавшемуся в Литве католицизму.
При Иване III был принят Судебник (1497), положивший начало прикрепления крестьян к земле. Теперь крестьянин мог перейти от одного помещика к другому лишь единожды в году (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября) при условии уплаты пожилого – компенсации землевладельцу за утрату рабочих рук.
При Иоанне Московская Русь, усиленная и сплоченная, окончательно сбросила с себя татарское ярмо. Хан Золотой Орды Ахмат еще в 1472 г. предпринял, по внушениям польского короля Казимира, поход на Москву, но взял только Алексин и не мог перейти Оки, за которой собралось сильное войско Иоанна. В 1476 г. Иоанн отказался платить Ахмату дань, и в 1480 г. последний вновь напал на Русь, но у р. Угры был остановлен войском великого князя. Сам Иоанн и теперь еще долго колебался, и лишь настойчивые требования духовенства, особенно ростовского епископа Вассиана, побудили его лично отправиться к войску и вести переговоры с Ахматом. Всю осень русское и татарское войско простояли одно против другого на разных сторонах р. Угры; когда стала уже зима, и сильные морозы начали беспокоить плохо одетых татар Ахмата, он, не дождавшись помощи от Казимира, отступил 11 ноября; в следующем году он был убит ногайским князем Иваком, и власть Золотой Орды над Русью рухнула окончательно. Вслед затем Иоанн предпринял наступательные действия по отношению к другому татарскому царству — Казани.
Смуты, начавшиеся в Казани по смерти хана Ибрагима между его сыновьями, Али-ханом и Мухаммед-Аминем, дали Иоанну случай подчинить Казань своему влиянию. В 1487 г. изгнанный братом Мухаммед-Амин явился к Иоанну, прося помощи, и вслед затем войско великого князя осадило Казань и принудило Али-хана к сдаче; на его место был посажен Мухаммед-Амин, фактически сдавшийся в вассальные отношения к Иоанну. В 1496 г. Мухаммед-Амин был свергнут казанцами, признавшими ногайского князя Мамука; не ужившись с ним, казанцы опять обратились за царем к Иоанну прося только не присылать к ним Мухаммед-Амина, и Иоанн послал к ним незадолго перед тем пришедшего к нему на службу крымского царевича Абдыл-Летифа. Последний, однако, уже в 1502 г. был низложен Иоанном и заточен на Белоозеро за непослушание, а Казань получила опять Мухаммед-Амин, который в 1505 г. отложился от Москвы и начал войну с ней нападением на Нижний Новгород. Смерть не позволила Иоанну восстановить утраченную власть над Казанью. С Крымом и Турцией Иоанн поддерживал мирные отношения. Крымский хан Менгли-Гирей, сам угрожаемый Золотой Ордой, был верным союзником Иоанна как против нее, так и против Литвы; с Турцией не только производилась выгодная для русских торговля на Кафинском рынке, но с 1492 г. были завязаны и дипломатические сношения при посредстве Менгли-Гирея. Характер власти московского государя при Иоанне подвергся значительным изменениям, зависевшим не только от фактического его усиления, с падением уделов, но и от появления на подготовленной таким усилением почве новых понятий.
3. В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство. Необходимо отметить, что эта политика оказалась чрезвычайно удачной. В начале правления Ивана Московское княжество было окружено землями других русских княжеств; умирая, он передал своему сыну Василию страну, объединившую большую часть этих княжеств.
Новгородцы, опасаясь за свою самостоятельность, решили было искать защиты у Литвы, хотя в самом Новгороде сильная партия была против этого решения. Но литовская партия, руководимая семьей Борецких, окончательно взяла верх. Новгород отдался под власть Литвы, с условием сохранения новгородских обычаев и привилегий. Тогда Иоанн выступил в поход, собрав многочисленное войско, в котором были вспомогательные отряды трех его братьев, Твери и Пскова. Казимир не подал помощи новгородцам, и их войска, 14 июля 1471 г., потерпели решительное поражение в битве у р. Шелони от воеводы Иоанна, князя Данила Дмитриевича Холмского; Потери новгородцев составили 12 тысяч человек, около двух тысяч человек попало в плен; Дмитрий Борецкий и ещё трое бояр были казнены. Несколько позже другая рать новгородская была разбита на Двине князем Василием Шуйским. Новгород просил мира и получил его, под условием уплаты 15500 рублей, уступки части Заволочья и обязательства не вступать в союз с Литвой. После того, однако, началось постепенное стеснение новгородских вольностей.
В 1475 г. Иоанн посетил Новгород и судил здесь суд по старине, но затем жалобы новгородцев стали приниматься и в Москве, где по ним и творили суд, вызывая обвиняемых за московскими приставами, вопреки привилегиям Новгорода. Новгородцы терпели эти нарушения своих прав, не давая предлога к полному их уничтожению. В 1477 г. такой предлог явился, однако, у Иоанна. Новгородские послы, Подвойский Назар и вечевой дьяк Захар, представляясь Иоанну, назвали его не «господином», как обыкновенно, а «государем». Напрасны были ответы новгородского веча, что оно не давало своим посланникам подобного поручения; Иоанн обвинил новгородцев в запирательстве и нанесении ему бесчестия и в октябре выступил в поход на Новгород и осадил его. 15 января 1478 г. последовала присяга новгородцев Иоанну на новых условиях, после чего он въехал в город и, захватив вождей враждебной ему партии, отослал их в московские тюрьмы. Новгород не сразу примирился с своей участью: в следующем же году в нем произошло восстание, поддержанное внушениями Казимира и братьев Иоанна — Андрея Большого и Бориса. Иоанн принудил Новгород покориться, казнил многих виновников восстания, заточил владыку Феофила, выселил из города в московские области более 1000 семей купеческих и детей боярских, переселив на их место новых жителей из Москвы. В том же году Иоанн присоединил непокорный Новгород, отменив вече и посадив своего наместника.
Новые заговоры и волнения в Новгороде вели только к новым репрессивным мерам. Особенно широко применял Иоанн к Новгороду систему выселений: за один 1488 г. было выведено в Москву более 7000 житьих людей. Путем таких мер окончательно сломлено было свободолюбивое население Новгорода. Вслед за падением новгородской самостоятельности пала и Вятка, в 1489 г. принужденная воеводами Иоанна к полной покорности. Из вечевых городов только Псков сохранял еще старое устройство, достигая этого полной покорностью воле Иоанна, изменявшего, впрочем, исподволь и псковские порядки: так, наместником, избираемым вече, заменили здесь назначаемые, исключительно великим князем; отменены были постановления веча о смердах, и псковичи вынуждены были согласиться с этим.Начиная с 1470-х годов деятельность, направленная на присоединение остальных русских княжеств, резко усиливается. В 1472 году умер князь Дмитровский Юрий Васильевич, брат Ивана. Дмитровское княжество перешло к великому князю.
После присоединения Новгорода политика «собирания земель» была продолжена. При этом действия великого князя были более активны. В 1463 г. присоединен был Ярославль, путем уступки своих прав тамошними князьями; в 1474 г. ростовские князья продали Иоанну оставшуюся еще за ними половину города. В 1481 году, после смерти вологодского князя Андрея Меньшого, бездетного брата Ивана III, весь его надел перешёл к великому князю. 4 июня 1485 года, после смерти матери великого князя, княгини Марии (в иночестве Марфы), в состав великокняжеских владений вошёл и её удел, в том числе половина Ростова.
Потом очередь дошла до Твери. Князь Михаил Борисович, опасаясь возраставшей силы Москвы, женился на внучке литовского князя Казимира и заключил с ним в 1484 г. союзный договор. Иоанн начал войну с Тверью и вел ее удачно, но по просьбе Михаила дал ему мир, на условии отречения о самостоятельных сношений с Литвой и татарами. Сохранив самостоятельность, Тверь, как раньше Новгород, подверглась ряду притеснений; особенно в пограничных спорах, тверичи не могли добиться правосудия на москвичей, захватывавших их земли, вследствие чего все большее число бояр и детей боярских переходило из Твери в Москву на службу великого князя. Выведенный из терпения, Михаил завел сношения с Литвой, но они были открыты, и Иоанн, не слушая просьб и извинений, в сентябре 1485 г. подступил к Твери; большинство бояр передалось на его сторону, Михаил бежал к Казимиру, и Тверь была присоединена.
В том же году Иоанн получил Верею по завещанию князя Михаила Андреевича, сын которого, Василий, еще раньше, испугавшись опалы Иоанна, бежал в Литву. Внутри Московского княжества также уничтожались уделы, и падало значение удельных князей перед властью Иоанна.
В 1472 г. умер брат Иоанна, князь Дмитровский Юрий, или Георгий; Иоанн взял себе весь его удел и ничего не дал другим братьям, нарушая тем старые порядки, по которым выморочный удел должен был идти в раздел между братьями. Братья поссорились было с Иоанном, но помирились, когда он дал им некоторые волости. В 1486 году Иван III заключил новые договоры со своими братьями— Борисом и Андреем. Помимо признания великого князя «старейшим» братом, новые договоры признавали его также «господином», и использовали титул «великий князь всея Руси». Тем не менее, положение братьев великого князя оставалось крайне шатким. Через несколько лет князя Андрея и его детей заточили в тюрьму, где он вскоре скончался.
К 1520 году, со взятием москвичами в плен рязанского князя Ивана Ивановича, фактически Рязанское княжество окончательно превращается в удельное княжество в составе Российского государства. Отношения с Псковской землёй, оставшейся в конце правления Ивана III практически единственным независимым от Москвы русским княжеством, также проходили в русле постепенного ограничения государственности. Так, псковичи теряют последние возможности влиять на выбор князей – великокняжеских наместников. Впрочем, несмотря на все разногласия, Псков оставался верным союзником Москвы.
К 1500 году к Московскому государству были присоединены Пермские земли и бассейны Печоры и верхней Вычегды.
Значительные перемены в системе государственного управления произошли в ходе завершения процесса образования Российского государства в конце XV – начале XVI века. Взаимодействие классов-сословий и классовая борьба также оказали воздействие на перестройку государственного строя и законодательную деятельность государства.
Княжеская власть с течением времени всё более укрепляется. Первоначально свои законодательные, административные, судебные функции великий князь мог осуществлять в пределах своего княжества. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властителем всей территории государства. Но власть монарха ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой.
Боярская дума являлась высшим государственным учреждением, выросшим из совета при князе. Это был совещательный орган, с которым князь должен был считаться. После образования централизованного государства состав Думы расширился, и она стала приобретать характер постоянного верховного органа. Функции Боярской думы трудно отделить от функций великого князя. Она участвует в обсуждении и разрешении хозяйственных, судебных, внешнеполитических и других вопросов. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно. Его решения должны одобрить бояре.
4. С татарским разорением Руси центр государственной жизни из Киева перемещается на север, в земли Суздаля и Владимира. Туда же переходит и центр митрополии. В XIV веке начинается «собирание земли Русской» вокруг Москвы, где решающим фактором оказывается союз московских князей и иерархов Русской Церкви. Выбор митрополитом Петром и его преемниками Москвы вызван желанием поддержать единство Руси, соединив церковный центр с центром государственным. Протоиерей Александр Шмеман весьма нелицеприятно оценивает результат такого выбора. Он утверждает, что, поддержав линию государства к собиранию и единству Русской земли, «Церковь незаметно сама оказалась во власти этой линии, поставила себя ей на службу, перестала быть «совестью» государства, чтобы превратиться постепенно в опору и почти инструмент Московского империализма». Заметим, что это всего лишь частное мнение одного из церковных писателей.
В 1472 году Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора, и двуглавый орёл Ромейской Империи зареял над Москвой. 1480 год стал годом окончательного освобождением от татар. Подтверждалась схема византийских историков о странствующем Царстве. Церковь сформулировала новую монархическую идею о преемстве византийской теократии. Кратко суть идеи «Москва – Третий Рим» выражена в словах старца Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: «Яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти».
В XIV – XV веках отношения с Византией, находились в состоянии перманентного кризиса. По словам Георгия Флоровского, это был «кризис, связанный с государственным ростом Москвы, с пробуждением национального политического самосознания, с потребностью в церковно-политической независимости от Константинополя». Была и обеспокоенность о вере, в связи с подписанием в 1439 году на Флорентийском соборе унии с католичеством. Создалась реальная угроза, как Православию, так и русскому национальному государству. Падение Константинополя в 1453 году произвело гнетущее впечатление и убедило Русь в правильности своих выводов. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины Православия. С падением Ромейской империи, давшей Руси веру и поставляющей на русскую кафедру пастырей, «рухнуло мерило, авторитет, нечто абсолютное, бывшее гарантией Православия». Положение усугублялось предательством митрополита Исидора, грека, участвовавшего в соборе и подписавшего унию.
Представление о России как единственном православном государстве неизбежно «влекло за собой и византийское представление о русском государе как полноправном хозяине в делах своей церкви». В этом убеждении присутствовала огромная опасность для Русской Церкви. Ибо теократическое царство знает только неограниченную власть. Теория «Третьего Рима» была извращена официальной идеологией. Подверглось выхолащиванию ее духовное содержание, и всё сведено было, по словам Г. Флоровского, в «теорию официозного хилиазма», в панегирик, в восхваление государственной власти, в избранничество России, но не духовное, а имперское, земное. По такой трактовке теории «Третьего Рима» – русское государство не продолжает духовные традиции Византии, а заменяет империю во времени.
Протоиерей А. Шмеман, видимо, небезосновательно полагал, оценивая идеологию «Третьего Рима», что этот религиозный «мессианизм», это «торжество теократической мечты, этот взлет национально-религиозного сознания» обернулся торжеством самодержавия и стал подлинной трагедией для Русской Церкви. Идея была пленена русским государственным чиновничеством, заземлена, выхолощена, превращена в лозунг, попросту извращена. В итоге, произошла разбалансировка во взаимоотношениях Церкви и государства. Со временем такой трагический дисбаланс в отношениях между Церковью и государством сыграл существенную роль в крушении Российской империи….
В лице единого централизованного государства Церковь обрела крепкую опору. Но сильная гражданская власть не нуждалась в церковном авторитете, и проявления прямого вмешательства в дела Церкви стали нормой. С митрополита Ионы все предстоятели Русской Церкви были русскими по национальности. Но, освободившись от влияния греков, Церковь оказалась под властью своего национального государства. Великий князь, без оглядки на Константинополь и удельных князей, имел определяющее влияние на постановку митрополитов и рассчитывал на взаимную лояльность. Так, при Иване III митрополитами были поставлены Филипп I, Геронтий, Зосима и Симон. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, возрастает в своих пределах. Однако, с усилением московского князя, постепенно слабеет авторитет московского митрополита. Власть государственная перестаёт нуждаться в поддержке и руководстве церковной власти.
Тем временем в русской церкви зародились и получили некоторое распространение два течения, по-разному относившиеся к вопросу о церковной собственности. Последователи Нила Сорского, получившие наименование «нестяжателей», выступали за добровольный отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. Их оппоненты, получившие наименование «иосифлян» («осифлян», по имени Иосифа Волоцкого), напротив, отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Вместе с тем, иосифляне выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности.
В 1484 году Иван III назначил новгородским епископом своего давнего сторонника Геннадия Гонзова. Вскоре новоназначенный епископ забил тревогу: по его мнению, в Новгороде появилась и широко распространилась ересь (получившая в исторической литературе название «ересь жидовствующих»). Геннадий начал активную борьбу против неё, однако здесь он натолкнулся на непредвиденные обстоятельства: Попытки Геннадия на основании показаний арестованных в Новгороде еретиков добиться ареста московских сторонников ереси не дали результата; Иван III не склонен был придавать делу о ереси большого значения.
В мае 1489 года архиепископ Геннадий стал старшим иерархом церкви , а через год умер наследник престола княжич Иван Иванович, женой которого была покровительница еретиков Елена Стефановна, в результате чего выросло влияние приверженцев ревнительницы ортодоксального православия Софьи Палеолог и княжича Василия. Тем не менее, 26 сентября 1490 года новым митрополитом стал недруг архиепископа Геннадия, Зосима, также осуждаемый в ереси. В итоге было решено собрать церковный собор.
Хотя результатом Собора 1490 года было осуждение ереси, он не привёл к полному ее уничтожению. В последующие годы противники еретиков вели значительную просветительскую работу. Помимо антиеретических идей получили широкую известность, в частности, и мысли о недопустимости конфискации земель церкви: так, около 1497 года в Новгороде по поручению архиепископа Геннадия католическим монахом-доминиканцем Вениамином на эту тему был составлен трактат.
В августе-начале сентября 1503 года был созван новый церковный собор. В его ходе были приняты важные решения, значительно менявшие повседневную церковную практику: в частности, были полностью отменены пошлины за поставление на церковные должности. Также на обсуждение был поставлен вопрос о том, достойно ли монастырям владеть вотчинами. В ходе разгоревшейся дискуссии нестяжателям и иосифлянам не удалось прийти к единому мнению. В конечном итоге, попытка нестяжателей убедить иерархов церкви в своей правоте провалилась, несмотря на явную симпатию великого князя идее секуляризации земель.
Собор 1503 года, занятый прежде всего внутрицерковными проблемами, не решил окончательно вопрос о ереси; вместе с тем, к этому времени положение еретиков на княжеском дворе было как никогда шатким, так как и сам Иван III наконец прислушался к мнению духовенства. В 1504 году в Москве был созван еще один церковный собор, осудивший видных деятелей ереси на смерть. 27 декабря 1504 года в Москве были сожжены главные еретики; казни прошли также в Новгороде. Столь жестокая расправа вызвала неоднозначную реакцию, в том числе и среди духовенства; Иосиф Волоцкий был вынужден выступить со специальным посланием, подчёркивавшим законность произошедших казней.
5. Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель. Умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз большие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается. Россия превращается в сильное государство, способное проводить независимую политику в своих интересах.
Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей.
6. Литература
1) Алексеев Ю. Г. Походы русских войск при Иване III. — СПб.: СПбУ, 2007. — 1000 экз.
2) Борисов Н. С. Иван III. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 644 с. — (ЖЗЛ; вып. 776).
3) Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М.: Мысль, 1991. — 10 000 экз.
4) Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982. — 50 000 экз.
5) Ключевский В. О. Курс русской истории.
6) Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. — СПб.: 1994.
7) Скрынников Р. Г. Иван III. — М.: 2006.
8) Скрынников Р. Г. У истоков самодержавия // История Российская. IX—XVII вв. — Весь мир, 1997.