Общая характеристика ПО БелАЗ, анализ организационной структуры управления и выпускаемой продукции
СОДЕРЖАНИЕ: Организационно-управленческая структура ПО БелАЗ. Полномочия генерального директора, техническое руководство, возглавляемое техническим директором, директором по производству и директором научно-технического центра. Решение коммерческих вопросов.БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУП БелАЗ,
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
МИНСК, 2009
Содержание
История развития, форма собственности. 3
Организационно-управленческая структура предприятия. 4
Характеристика выпускаемой продукции и ее рынков сбыта. 13
Литература. 20
История развития, форма собственности
Республиканское унитарное производственное предприятие “Белорусский автомобильный завод” является предприятием, основанным на государственной форме собственности, находящимся в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь и расположенного по адресу: 222160, г. Жодино, Минской области, ул.40 лет Октября, 4.
Завод в своей деятельности руководствуется Законами Республики Беларусь, указами Президента Республики Беларусь, приказами Министерства промышленности Республики Беларусь, другими нормативными актами и уставом завода РУПП “Белорусский автомобильный завод”.
Основными видами деятельности являются: гарантийное и фирменное обслуживание продукции БелАЗ (самосвалов, погрузчиков и др.), организация и ремонт узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запасных частей для ремонтно-эксплуатационных нужд и др.
Предыстория Белорусского автомобильного завода связана с первой послевоенной пятилеткой. Летом 1947 г. невдалеке от железнодорожной станции Жодино и автострады Минск-Москва началось строительство завода торфяного машиностроения, преобразованного в 1951 г. в завод дорожных и мелиоративных машин Дормаш, на базе которого через семь лет и был создан Белорусский автомобильный завод по производству большегрузных автосамосвалов.
Слово БелАЗ родилось в 1958 г. С развитием предприятия небольшому рабочему поселку Жодино суждено было вырасти в город, стать вторым центром автомобилестроения в Беларуси.
В течение семи лет, с ноября 1958 г. по сентябрь 1965 г. с конвейера Белорусского автомобильного завода сходили 25-тонные самосвалы. Первый автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т был собран 5 ноября 1958 г.
В конце 60-х годов завод приступил к созданию нового автосамосвала БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 т, в конструкции которого был применен ряд новых технических решений.
Коллектив завода создает новые перспективные автосамосвалы. Так в 1977 г. изготавливаются опытные образцы автосамосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 т, в 1979 году - опытный образец 180-тонного автосамосвала БелАЗ-7521.
Сегодня автосамосвалы с маркой БелАЗ пользуются большим спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. Их покупают более чем 30 стран мира. Технический уровень машин высок. Конструкция автомобилей защищена 30 авторскими свидетельствами.
Завод славится высококвалифицированными кадрами. В коллективе выросли 2 Героя Социалистического Труда, 11 лауреатов Государственной премии СССР.
Организационно-управленческая структура предприятия
В состав производственного объединения БелАЗ входит республиканское унитарное производственное предприятие Белорусский автомобильный завод, филиал Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова, республиканское производственно-сервисное унитарное предприятие БелАЗ-сервис.
В структуре Белорусского автомобильного завода находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления карьерной техники, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг.
В состав завода входят управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.
Изготовление деталей и узлов автосамосвалов осуществляется по прогрессивной технологии с использованием высокопроизводительного и высокоточного оборудования. На заводе имеются цех и участки программных станком с системой централизованного обслуживания, участок лазерной обработки, автоматические и поточные линии. Идут работы по внедрению манипуляторов и роботов на технологических линиях, созданию гибких автоматизированных производств. Завод имеет свои экспериментальный цех научно-технического центра и управление информационных систем.
Функции и задачи по организации и управлению производством на республиканском унитарном производственном предприятии БелАЗ закреплены соответствующими положениями за конкретными подразделениями и должностными инструкциями их руководителей.
Генеральный директор производственного объединения:
организует всю его работу и несет полную ответственность за деятельность объединения;
представляет интересы производственного объединения в учреждениях, организациях, распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, определенных контрактом;
открывает в банках расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников объединения;
руководит дирекцией объединения и непосредственно главной бухгалтерией и группой спецработ.
Техническое руководство, возглавляемое техническим директором, директором по производству и директором научно-технического центра, обеспечивает выполнение следующих функций:
Обеспечивает жизнедеятельность объектов производственного и социально-культурного назначения.
Обеспечение постоянного повышения уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных финансовых и трудовых затрат на производство продукции, работ.
Обеспечение эффективность проектных решений своевременной и качественной подготовки производства, достижения высокого уровня качества продукции в процессе ее разработки и производства.
Осуществление управления производственными цехами и отделами предприятия.
Обеспечение ритмичного выпуска качественной продукции всеми цехами предприятия.
Организация разработки мероприятий по совершенствованию оперативного планирования, текущего учета производства и механизации диспетчерской службы, внедрение технических средств передачи информации и диспетчерского управления.
Контроль своевременного и качественного выполнения производственных планов основного производства и договоров.
Управление коммерческой деятельностью. Организацией экономически выгодной реализации продукции руководит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам. Ему подчинены управления маркетинга и сбыта, управление технического сервиса, склады запчастей и товаров народного потребления, цех монтажа и технического обслуживания, управление материально-технического снабжения и комплектации, участок заготовки шихты, транспортный цех, отдел анализа материально-технического снабжения, товаропроводящая сеть и юридический отдел. Координирует вопросы относительно организации коммерческой деятельности на республиканском унитарном производственном предприятии БелАЗ, а также работы сбытовых представительств и дистрибьюторов. Рассматривает и принимает решения по текущим и перспективным вопросам, обеспечивающим выполнение месячных, годовых планов, разовых заданий и заказов.
Решаемые вопросы:
изучение рынков сбыта;
руководство маркетинговыми исследованиями;
организация рекламы и продвижения продукции предприятия на рынки сбыта;
осуществляет руководство по разработке стратегий и тактики маркетинга, координирует и ориентирует другие структурные подразделения по выполнению требований потребителей к выпускаемой технике и удовлетворению спроса на продукцию предприятия;
заключение договоров с потребителем;
руководит работой по проведению анализа деятельности дилеров республиканского унитарного производственного предприятия БелАЗ и разрабатывает предложение по целесообразности их использования в дальнейшей работе;
руководит работой по анализу покупательской способности потребителей продукции завода и готовит предложения об изменении или усовершенствовании ценовой политики завода.
Также в области обеспечения материальными ресурсами, в том числе комплектующими в компетенцию заместителя генерального директора по коммерческим вопросам входит:
Осуществление руководства хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического снабжения, заготовки, хранения и транспортного оборудования.
Определение потребности объединения в сырье, материалах, комплектующих изделиях для производственных и хозяйственных нужд.
Обеспечение выполнения плана по закупкам материально-технических ресурсов в срок и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами с учетом обеспечения изменения заводской потребности.
Осуществление работы по поиску и выбору приоритетных поставщиков материалов, сырья и комплектующих изделий, учитывая цену и качество поставляемых ресурсов.
Выбор рациональных логистических схем по доставке закупаемых ресурсов.
Руководство работой по заключению договоров с поставщиками и контролировать ход их выполнения.
Координация руководства организацией транспортного хозяйства.
Руководство работой по анализу ценовой политики предприятий поставщиков, поступающих изделий и готовить предложения об изменении или усовершенствовании ценовой политики завода.
Управление финансово-экономической деятельностью. Руководство республиканского унитарного производственного предприятия БелАЗ в области финансово-экономической деятельности и организации производства осуществляют главный бухгалтер объединения, начальник финансового отдела, начальник планово-экономического управления, начальник отдела организации труда и заработной платы Управления труда и кадров.
Они осуществляют:
прогнозирование отпускных и розничных цен на продукцию;
разработку программы производства и реализации продукции;
определение потребности в трудовых ресурсах и заработной плате;
мотивирует работников всех категорий на основе реализации гибкой политики материального стимулирования, улучшения условий труда, рационализацией структур и штатов;
прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а в частности: потоков, прибыли, налогового бремя на предприятие, рентабельности и др.;
ведение политики привлечения инвестиций на предприятии;
руководство и проведение технико-экономических и социальных исследований производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
осуществления руководства разработкой и внедрением проектов совершенствования управления всей производственно-хозяйственной деятельности предприятии;
участие в рассмотрении проектов реконструкции республиканского унитарного производственного предприятия БелАЗ, обеспечивая учет требований вопросов организации труда и управления производством.
Управление качеством на предприятии. Руководство качеством на предприятии осуществляет директор по качеству, в подчинении которого находятся управление систем качества и стандартизации, управление контроля качества, отдел главного метролога, центральная заводская лаборатория.
Решаемые вопросы:
формирует проект политики предприятия в области качества;
планирует проведение сертификации продукции и системы качества предприятия;
участвует в планировании повышения качества продукции, отвечающих по своим технико-экономическим показателям уровню развития науки и техники, потребностям экономики, населения страны, экспортным требованиям и т.п.;
руководит разработкой и проведением мероприятий по повышению качества продукции, внедрением системы обеспечения качества, стандартов и нормативов, показателей, регламентирующих качество продукции, наиболее совершенных методов контроля, предусматривающих механизацию и автоматизацию контрольных операций, систем бездефектной сдачи продукции и др.;
возглавляет работу по анализу рекламаций, изучению причин возникновения дефектов и нарушений технологии производства;
руководит внедрение системы качества серии ИСО 9000;
координирует и направляет деятельность всех структурных подразделений предприятия в области качества.
Управление идеологической и информационной работой осуществляет заместитель генерального директора по идеологической и информационной работе, в подчинении которого находится группа обеспечения идеологической и информационной работы, редакция газеты Новости БелАЗа, Дворец культуры, общественные организации.
Он обеспечивает:
Проведение воспитательной и идеологической работы с персоналом предприятия;
Осуществление организационного обеспечения деятельности объединения в информационной и общественно-политической сфере;
Информирование трудовых коллективов о деятельности органов власти и общественных организаций всех уровней.
Управление трудом и кадрами осуществляет начальник управления труда и кадров, в подчинении которого находятся следующие структурные подразделения предприятия:
отдел организации труда и заработной платы;
отдел кадров;
учебный центр;
отдел совершенствования управления производством и персоналом.
Он обеспечивает:
Организацию управления формированием, использованием и развитием персонала предприятия.
Возглавляет работу по формированию кадровой политики.
Организацию проведения исследований, разработки и реализации комплекса планов и программ по работе с персоналом.
Своевременное обеспечение кадрами всех уровней предприятия.
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.
Регулярное проведение аттестации рабочих мест с вредными условиями труда.
Управление жилищным строительством и социальной инфраструктурой осуществляет директор по капстроительству и социальным вопросам объединения - заместитель генерального директора по капстроительству и социальным вопросам, в подчинении которого находятся отдел социальной защиты, швейная фабрика, управление по спортивно-оздоровительной и лечебно-профилактической работе, объединение столовых, сельскохозяйственное производство, жилищно-эксплуатационная служба, управление капитального строительства, многопрофильное строительное производство БелАЗстройкомплекс.
Он решает вопросы:
организации и руководства строительства новых объектов жилищного и социально-культурного назначения;
обеспечения ремонта и текущего содержания жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения;
обеспечения выполнения работ по капительному строительству, реконструкции предприятия, а также текущему и капительному ремонту зданий и сооружений производственного назначения;
организации изучения и анализа актуальных проблем социального развития коллектива завода, разработки и осуществления на их основе конкретных мероприятий по повышению трудовой и социальной активности;
организация шефской помощи сельскохозяйственным организациям.
В соответствии с Уставом объединения управление Советом объединения осуществляется во главе с генеральным директором.
Исполнителем по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и испытаниям товарной продукции является производственное объединение БелАЗ.
Проектные решения, принятые в части организации управления производством, предусматривают:
1. Комплексное решение вопросов совершенствования организационной структуры предприятия, технологии управленческих работ, документооборота.
2. Улучшение социально-кадрового обеспечения.
3. Организационную структуру управления основной площадкой осуществляется руководством и функциональными службами заводоуправления.
Организация трудовых процессов инженерно-технических работников и служащих предусматривает использование современных средств вычислительной, копировально-множительной и другой техники, а также отвечающих современным требованиям пакетов прикладных программ, написанными как самими работниками отдела информационных систем завода, так и приобретенных фирм, лидирующих в этой области.
Особое внимание следует уделить внедряемой интегрированной системы управления БААН, используемая у таких предприятий с мировым именем, как Даймлер-Крайслер, компания Боинг, Бритиш Аэроспейс, Фиал, Вольво, Филипс, Хитачи, Опель, Дельта Аирлайнс, так и среди российских заказчиков - КАМАЗ, Иркутское авиационное ПО, буровая компания РАО ГАЗ-ПРОМ, Московский монетный двор и др.
Данная интегрированная система решает вопрос организации АСУП на предприятии, причем всецело, так как имеет в своем арсенале увязанные между собой блоки по логистике, производству и финансам, позволяющие оперативно и с наибольшей эффективностью формировать портфель заказов на поставку и отгрузку продукции, управлять производством и также оперативно вести управленческий и финансовый учет на предприятии.
На предприятии разрабатываются более гибкие структуры управления, позволяющие улучшить управляемость структурными подразделениями, повысить оперативность в управлении и исполнительную дисциплину.
За последнее время введены в действие новые структурные схемы управления и новые штатные расписания более 20 структурных подразделений. При этом из старых структур исключались неэффективно работающие звенья (цехи, участки, службы, бюро, группы) и отдельные должности.
Для реализации проекта завод наряду с решением конструкторско-технологических проблем, продолжает совершенствовать уровень профессиональной подготовки, повышать квалификацию рабочих, специалистов и служащих.
Отдел кадров и учебный центр управления труда и кадров с привлечением сторонних организаций ежегодно обучает работников завода требуемым профессиям.
Структура управления производственным предприятием разбита на отдельные группы (см. прил.2).
Все структурные подразделения эффективно взаимодействуют между собой.
Характеристика выпускаемой продукции и ее рынков сбыта
В экономике любого государства особую роль играет эффективное освоение природных ресурсов. При разработке полезных ископаемых открытым способом основным видом технологического транспорта был и остается автомобильный, который во всем мире используется при перевозке примерно 80% всей горной массы. За счет расширения открытого способа добычи угля в России и странах СНГ удельный вес карьерного автотранспорта, который сегодня составляет 75%, также будет расти.
Выпуском карьерных самосвалов грузоподъемностью от 25 до 360 т в мире заняты порядка 10 машиностроительных компаний, среди которых крупнейшим производителем такой техники является производственное объединение “Белорусский автомобильный завод”.
Решающими аргументами при принятии решения о приобретении техники горняками являются хорошие тягово-динамические качества белорусских машин, их маневренность, высокая удельная мощность и низкие затраты на тонну перевозимого груза, а также оптимальное соотношение их цены и качества. Однако главным фактором всевозрастающей востребованности техники БелАЗа была и остается реализация главной политики предприятия, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей.
Целенаправленная поэтапная реализация комплекса мер, направленных на повышение технического уровня и конкурентоспособности техники, постоянное развитие сервисно-сбытовой сети с тем, чтобы каждая проданная машина была в зоне самого пристального внимания технического персонала на протяжении всего действия, укрепляют доверие потребителей к продукции объединения. Только за последние несколько лет с маркировкой “Сделано в Беларуси” остановили свыше 1200 предприятий и фирм ближнего и дальнего зарубежья.
Завод занимает 30% мирового рынка карьерных самосвалов. В советские времена реализовывалось 5600 машин в год, в 2008 г. - 1664. Однако спрос на технику, производимую РУПП Белорусский автомобильный завод, возрастает (рис.1).
Рис.1. Изменение уровня продаж автомобилей
Основным торговым партнером предприятия является Россия, в структуре экспорта на ее долю приходится более 70% всей реализованной продукции. В странах СНГ (без России) реализуется 7,5%, в Европе - 4,8%, в Азии - 8,1%, в Африке - менее 1%, в Республике Беларусь реализуется около 5% всей продукции (рис.2).
Рис.2. Рынки сбыта продукции на экспорт
Основной экспортной продукцией являются грузовые машины, в общей суме экспорта на них приходится около 85%.
Сегодня завод стремится активнее проявить себя в странах Юго-Восточной Азии - Китае, Вьетнаме, Северной Корее, где работают соответственно около 4000, 600 и 300 различного рода машин. В 2001 г. РУПП Белорусский автомобильный завод поставили 45 пятидесяти пятитонных самосвалов в Ирак на общую сумму около 10 млн. у. е. В 2006 г. были сделаны первые поставки в Таиланд и Индонезию.
Продукция ПО “БелАЗ” включает в себя:
карьерные самосвалы грузоподъемностью от 23 до 320 т;
технику для обслуживания горно-транспортных работ;
строительные и дорожные машины;
технику для подземных работ;
машины для металлургических предприятий;
другое специальное тяжелое транспортное оборудование.
Основной объем производства головного предприятия объединения - РУПП Белорусский автомобильный завод составляют карьерные самосвалы грузоподъемностью 30-220 т и БелАЗ 320 т:
Самосвалы карьерные с гидромеханической трансмиссией грузоподъемностью 30 т (БелАЗ-7540) и 45 т (БелАЗ-7547), 55-60 т (БелАЗ-7555) и 90 т (БелАЗ-7557) и самосвалы карьерные с электрической трансмиссией 110-120 т (БелАЗ-7514), 130-136 т (БелАЗ-7513), 220 т (БелАЗ-7530), 320 т (БелАЗ-7560) предназначены для транспортирования горной массы в разрыхленном состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями. Могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожно-магистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности.
Основным потребителем карьерных самосвалов во всем мире остается горнодобывающая промышленность, благосостояние которой в значительно степени определяется уровнем мировых цен на готовую продукцию, т.е. промешенные металлы, драгоценные металлы, энергетическое сырье. Снижение мировых цен на это товары снижает объемы продаж карьерной техники.
Уменьшение рынков сбыта обострило конкуренцию на рынке производителей карьерных самосвалов. Основные инструменты, которые используют зарубежные производители карьерной техники для укрепления своих позиций это: слияние или партнерство компаний-производителей различного горнодобывающего оборудования для производства полных пакетов горнорудной техники, развитие сервисно-сбытовой сети, повышение качественного уровня послепродажного обслуживания, совершенствование технического оснащения оборудования и агрессивная рекламно-маркетинговая политика.
Почти все зарубежные производители выпускают полный ряд карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 320 т, фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы и другую дорожно-строительную технику.
Сырьевой рынок СНГ и прежде всего России является весьма привлекательным для американских (Caterpillar, Euclid) и японских (Komatzu) производителей горнодобывающей и карьерной техники, являющихся главными конкурентами ПО БелАЗ. Конкуренты, предлагая льготные условия поставки техники: лизинг, долгосрочные кредиты до 3-5 лет, активизировали услуги предприятиям по сбыту их сырья, металлопроката и т.д.
Импортные самосвалы не имеют существенного преимущества в техническом уровне над продукцией БелАЗ, а по стоимости они в 1,5-3 раза дороже. Поэтому при снижении зависимости от иностранных инвесторов потребители вновь обращаются к продукции ПО БелАЗ.
И все же конкуренция на этом рынке карьерной техники будет усиливаться. Одержать победу в этой борьбе можно, только предлагая новую качественную технику и наиболее приемлемые потребителю цены.
Наряду с выпуском основной продукции завод выпускает следующие товары:
1. Электробытовые приборы (электроконвектор БЕЛАРУСЬ, электрошашлычница).
2. Автомобильные принадлежности (багажник автомобильный, багажник для легковых автомобилей с кузовом универсал, защитные кожухи для автомобилей, глушитель выпуска газов основной с трубкой, воронка заправочная, прицеп).
3. Велопринадлежности (велобагажник).
4. Мебельная фурнитура (каток, опора, опора колесная, опора мебельная, крючки, полкодержатель, фиксатор, зеркалодержатель, уголок, шайбы, ролик).
5. Хозяйственные товары (лист кондитерский, противень, подставка, полка для книг, вешалка-полочка, стул складной, табурет складной, тележка ручная грузовая, тележка, топор, ручка хозяйственная, набор шампуров, мангал, стеллаж, тележка хозяйственная, тележка грузовая).
6. Инструменты, садово-огородный инвентарь (тележка садовая, тележка садовая одноколесная, лопаты копальные остроконечные, лопаты копальные малые, лопата совковая песочная, лопаты снегоуборочные и т.д.).
7. Игрушки (игрушки автосамосвал БелАЗ).
Основными потребителями продукции ПО БелАЗ являются предприятия СНГ и прежде всего России, с которыми налажены и поддерживаются прямые хозяйственные связи по вопросам приобретения автотехники. Осуществляется поставка автосамосвалов и на рынок стран дальнего зарубежья.
В Республики Беларусь рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-55 т ограничен использованием их только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых производственное объединение БелАЗ проводит и испытание этой техники.
В последнее время начались перемены в целом ряде отраслей минерально-сырьевого комплекса, связанные с начавшимся оживлением экономики. В результате наметился рост спроса на горнорудную продукцию. Очевидно, эта тенденция будет сохраняться в дальнейшем и предполагает увеличение спроса на карьерную технику.
Основными потребителями продукции завода в России являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургические и добывающие предприятия Уральского региона, Курской магнитной аномалии, горнодобывающие предприятия Дальнего Востока и Кольского полуострова, эксплуатирующих основной парк карьерных самосвалов марки БелАЗ грузоподъемностью 30-220 т.
В свое время системный кризис, больше чем в России, отразился на остальных республиках бывшего СССР, связанных напрямую с экономикой Российской Федерации и не имеющих рынков сбыта за рубежом. Большинство этих государств основывает свой экономический рост на развитии горнодобывающей промышленности. Теперь же со стабилизацией и подъемом экономики России следует ожидать более значительного подъема экономики других государств СНГ. Объемы поставок карьерной техники БелАЗ в страны СНГ без России, и в первую очередь в Казахстан и на Украину, будут постоянно увеличиваться.
Сохраняя приоритетность в поставках своей продукции на рынок СНГ, предполагается наращивание усилий по созданию условий для продвижения своей конкурентоспособной продукции на рынки всех регионов мира и в первую очередь страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
Литература
1. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П. Беляцкий. - Минск: Выш. Шк., 2001.
2. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие / Н.П. Беляцкий [и др.]. - Минск: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
3. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2007.