Общая характеристика школьной программы по географии Краткая характеристика курса «Начальный курс географии» (6-й класс)

СОДЕРЖАНИЕ: Целью ее является изучение и раскрытие основных вопросов, касающихся преподаванию географии в малокомплектных школах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«----------------------»

Геолого-географический факультет

Кафедра географии

Состояние и особенности преподавания географии в сельской общеобразовательной школе

Курсовая работа

Исполнитель:

студент группы ГН-21 ------------- И.В.

Научный руководитель:

доцент, кандидат педагогических наук -------------.

--------- 2005

Реферат

- Курсовая работа 21 страница, 1 рисунок, 3 таблицы, 13 источника.

- Сельская школа, методика, малокомплектность, малые классы, образование, преподавание, проблемы, модернизация.

- Объектом исследования курсовой работы является урок географии в современной сельской школе. Целью ее является изучение и раскрытие основных вопросов, касающихся преподаванию географии в малокомплектных школах. Полученные результаты показали, что характерной чертой сегодняшних сельских школ стало резкое снижение числа учащихся в них и, что необходима модернизация малочисленной школы, включающая разработку методических технологий образовательного процесса.

Содержание

Введение…………………………..………………………………………………

1 Особенности урока географии в сельской школе……………………………...

2 Общая характеристика школьной программы по географии………………….

2.1 Краткая характеристика курса………………………………………………... 2.2 «Начальный курс географии» (6-й класс) ……………………………………

2.3 «География материков и стран» (7-8-й классы) ……………………… 2.4 «География Беларуси» (9-й класс) ……………………………………………

2.5 «Общая география» (10-й класс) ……………………………………………...

2.6 «Плюсы» и «минусы» действующих программ по географии……………...

3 Модернизация методики обучения географии в сельской школе…………….

4 Проблемы сельской школы……………………………………………………...

Заключение …………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………..

Введение

Тема моей курсовой работы: «Состояние и особенности преподавания географии в сельской общеобразовательной школе». Ее целью является подробное рассмотрение и анализ состояния преподавания географии в современных сельских школах Беларуси. Выбранная мною тема курсовой работы на сегодняшний день является одной из самых актуальных, так как в сельских школах обучается около 30% всего контингента школьников страны. Характерной чертой сегодняшних сельских школ стало резкое снижение числа учащихся в них, что обусловило возникновение малокомплектных школ.

От того, как работает школа, во многом зависит закрепление кадров села, особенно специалистов, в которых так нуждается современное сельскохозяйственное производство. От работы шко­лы в значительной степени зависит и уровень культуры сельского населения, и решение демографических проблем деревни, и нрав­ственный облик села. В современных условиях школа на селе не только общеобразовательное учреждение, но и культурный центр. Высокая значимость школы в жизни села признана многими руководителями хозяйств, которые выделяют средства на школь­ные нужды из общественных фондов. Средства, выделенные на развитие школьного дела, — одно из самых рентабельных вложе­ний, так как колхоз, по их справедливому мнению, начинается со школы. Однако материально-техническое обеспечение школ еще само по себе не решает проблему их сохранения. Важнейшим условием преодоления отставания малокомплектных сельских школ является обеспечение эффективности учебно-воспитатель­ного процесса, качества общеобразовательной подготовки ее вы­пускников. Организация и постановка учебно-воспитательной работы в малокомплектных сельских школах по типу больших городских школ теряют свою эффективность. Например, директора больших сельских школ, куда для продолжения обучения поступают вы­пускники малокомплектных девятилетних школ, единодушно от­мечают более низкий уровень их подготовки. В малокомплектных школах при сохранении единых требова­ний к знаниям и умениям учащихся изменившиеся условия учеб­но-воспитательного процесса предъявляют и свои требования к организации и проведению его. Особые условия связаны не только с малым числом учащихся, но и спецификой работы учи­теля в условиях совмещения преподавания ряда учебных пред­метов.

В начальных сельских школах, где малокомплектность имеет давние традиции, сложилась и своя практика обучения на осно­ве принципа вертикальной интеграции, когда учащиеся двух, трех классов объединяются в один класс-комплект. Разработана и методика такой организации обучения.

1 Особенности урока географии в сельской школе

Наполняемость классов в сельской школе зачастую составляет от 5 до 15 учеников. Снижение числа учащихся в классе качественно меняет и работу учителя, и деятельность учащихся. В клас­се с малым числом учащихся отчетливее проступают индивидуаль­ные различия школьников, уровень подготовленности и развития каждого из них, а это требует от учителя умения индивидуализи­ровать обучение, организовать учебную деятельность каждого из учащихся, управлять ею. В больших классах при выборе темпа урока учитель, как правило, ориентируется не на каждого отдель­ного ученика, а на условного «среднего». В малых классах такой подход исключен: здесь необходимо соотнесение темпа урока с индивидуальными особенностями практически каждого ученика. Например, в классе из 2 человек общее для всех задание может оказаться слишком легким для одного и непосильным для дру­гого.

В больших классах учитель, как правило, работая с группой учеников, развивает беседу и подводит класс к ответу на постав­ленный вопрос, что обеспечивает иллюзию коллективной работы всего класса. В малых классах беседа быстро затухает, и учитель часто вынужден сам отвечать на поставленный вопрос. А в тех случаях, когда она принимает форму диалога учителя с одним из учеников при безучастности других, отчетливо проявляется ее непродуктивность для всего класса. Поэтому малые классы тре­буют от учителя умения и готовности к постоянной перестройке в работе, умения разнообразить ее, включить в работу каждого из учеников класса. Таким образом, сельские классы предъявляют повышенные требования в работе учителя к умению организовать и управлять учебной деятельностью школьников, соотносить учеб­ные задания с конкретной ситуацией на уроке.

В малых классах почти отсутствуют потери времени на раз­ного рода организационные и дисциплинарные отвлечения, кото­рые в больших классах порой занимают до 5 минут времени уро­ка. В таких классах легко создать условия для продуктивной учебной деятельности.

В классе, состоящем из небольшого числа учащихся, каждый ученик постоянно находится в поле зрения учителя в позиции отвечающего, что уже само по себе ведет к возрастанию эмоцио­нальной нагрузки. Открывающиеся возможности усиления контроля, опроса учащихся ведут к еще большему возрастанию ее. Ведь сложившаяся ситуация характерна для всех учебных пред­метов. В малокомплектной школе каждый ученик может быть опрошен практически на каждом из уроков. И чем меньше уче­ников, тем жестче контроль. В этом проявляется опасность сверх­контроля, что ведет к формированию стресса ожидания, чувства страха, эмоциональной перегрузки учащихся. Следствием сверх­контроля может явиться чувство безразличия к результатам учебной работы.

Учитель, преподающий в сельской школе, как правило, иногда является совместителем (Таблица 1). И это тоже одна из особенно­стей преподавания географии в малокомплектной школе. В прак­тике работы школ наблюдаются разные варианты совмещения: или учитель с базовым географическим образованием ведет до­полнительно другие учебные предметы, или география становится дополнительным предметом в работе учителя биологии, матема­тики, истории и т. д.

Таблица 1 – Совмещаемость учителями преподавания нескольких предметов

Приходилось ли Вам некоторое время преподавать не свой предмет?

Приходилось ли Вам преподавать географию?

Совмещаете ли Вы в настоящее время преподавание нескольких предметов?

Как Вы считаете, справляетесь ли Вы с совмещением предметов?

Учитель физкультуры

нет

нет

нет

не знаю

Учитель истории

да

нет

да

нет

Учитель биологии

да

да

да

нет

Учитель географии

да

да

да

нет

Учитель математики

нет

нет

нет

не знаю

Другие источники утверждают, что почти в 50% случаев география преподается учителями, не имеющими специального географического образо­вания. Осложняет условия преподавания предмета и тот факт, что закрепление географии в качестве дополнительного предмета далеко не всегда является стабильным. Кроме того, порой часы, отводимые на преподавание географии, делятся между разными учителями.

В создавшейся ситуации, следовательно, возрастают нагрузки на учителя при подготовке к урокам, что естественно затрудня­ет возможности творческой разработки их, учета особенностей работы именно в условиях малых классов. Существующие мето­дические рекомендации ориентированы в основном на учителя-специалиста, работающего в больших классах. Удаленность школ от методических центров, что характерно для малокомплектных сельских школ, затрудняет возможности в получении системати­ческой методической помощи.

Наблюдения уроков в сельской школе свидетельству­ют, что и учителя в основном придерживаются традиционной структуры комбинированного урока. И так же, как и в условиях больших классов, большую часть времени отводят на изучение нового материала и проверку знаний и умений учащихся.

Самостоятельная работа учащихся на этапе изучения нового практически не организуется. Далеко не на каждом уроке ведет­ся работа с картой.

Практически на каждом уроке представлен и этап проверки знаний и умений учащихся. Время, отводимое на опрос, колеблет­ся от 8 до 30 мин, т. е. столько же или порой больше, чем отво­дится на опрос в городских школах со значительно большим чис­лом учащихся в классе.

Школы

Городские

Сельские


23-26

Среднее количество учеников в классе

10-15

15 мин

Время, отводимое на опрос (в среднем)

15 мин

Около 20%

Количество опрошенных за урок

35-50%

Рисунок 1 – Количество опрошенных за урок в сельских и городских школах

Основным видом опроса является индивидуальный ответ у доски. Чаще всего учащимся предлагается пересказать разделы текста учебника. При этом познавательная деятельность осталь­ных учащихся класса не мобилизуется. В опросе, как показывают наблюдения уроков, реализуется в основном контролирующая функция и недостаточно обращается внимание на обучающую функцию этого этапа урока. При ответе учащиеся отвечают, как бы не слыша вопрос учителя, пересказывая подряд текст всего параграфа учебника, без отбора и группировки необходимого материала, требуемого для ответа на вопрос. Например, при за­дании учителя в 8-м классе рассказать о геологической карте, ученик фактически отвечал на вопрос о том, что такое географи­ческая карта. Учитель же не указал на недостаточность ответа.

Несмотря на то, что практикуется индивидуальный опрос у доски, учителя редко требуют развернутой речи, и ответ ученика часто ограничивается двумя-тремя предложениями с последую­щими односложными ответами на наводящие вопросы.

Хотя в условиях малых классов нет проблем накопляемости оценок, учителя стремятся опросить не менее 3—4 учащихся на уроке. Так, изучение журналов показывает, что в третьей четвер­ти ученики имеют по географии от 11 до 17 оценок. Порой встре­чаются даже случаи организации уплотненного опроса, целесооб­разного в условиях больших классов и совершенно не нужного в условиях малокомплектной школы.

Таким образом, практика организации опроса в малокомплект­ной сельской школе свидетельствует о том, что имеющиеся в данном случае преимущества малокомплектной школы не реали­зуются, а ее сложности усугубляются.

Этапу закрепления и применения знаний на практике, первич­ного их осмысления, в котором проявляется деятельность учителя по управлению познавательной работой школьников, часто отво­дится еще меньше времени, чем в городских школах. Почти 30% уроков географии в школах проходит без за­крепления. В том случае, если оно и организуется, на него отво­дится порядка 4 мин. Во многом такое положение объясняется недостаточностью учебных материалов для организации деятель­ности по закреплению и применению знаний, что особенно акту­ально для учителя-неспециалиста.

Правда, в опыте лучших учителей-специалистов отчетливо вид­на тенденция усиления внимания к закреплению и применению знаний, возрастания значимости этого этапа в структуре урока. Закреплению и применению знаний они отводят более 20 мин уро­ка. В этой тенденции просматривается попытка поиска той струк­туры урока, которая в большей степени отвечает особым услови­ям малокомплектной сельской школы. Убеждает в этом и опыт Эстонии, где в распоряжении учителя имеются специальные ра­бочие тетради, помогающие ему организовать самостоятельную деятельность учащихся по закреплению и применению знаний. Посещение уроков географии в малокомплектных школах Эсто­нии убеждает, что учителя широко используют эти тетради, ор­ганизуя самостоятельную работу учащихся.

Анализ уроков в малокомплектной сельской школе свидетель­ствует, что основным типом связи в учебной деятельности является связь «ученик — учитель». Межученические связи в учебной деятельности на уроке практически отсутствуют. О важности раз­вития этого рода связей неоднократно писалось в педагогической литературе. Межученические связи способствуют взаимообога­щению опытом и знаниями.

Для малокомплектной сельской школы внимание к межучени­ческим связям в учебной деятельности имеет особое значение. В больших классах, даже если такая работа на уроке учителем не организуется, взаимный контроль, обмен информацией всегда имеют место, так как в классе, как правило, имеются два-три и большее число учеников близкого уровня и интересов. В малых классах уменьшается вероятность такого подбора, резче прояв­ляются индивидуальные особенности учащихся. Более того, спе­цифика методики начального обучения в малокомплектных шко­лах, ориентированная на индивидуально обособленные методы и приемы обучения, также сокращает возможности формирова­ния и развития межученических связей в учебной деятельности. Поэтому создание педагогических ситуаций, использование приемов совместной работы следует рассматривать важным ре­зервом совершенствования урока.

Рекомендации учителю по перестройке связей в учебной дея­тельности приносят явные положительные плоды, активизируют учеб­ную деятельность школьников. Так, например, учителям предла­галось использовать такой прием, как постановка дополнитель­ных вопросов отвечающему учениками класса. При постановке вопросов классу разрешалось пользоваться учебником и картами. В том случае, если отвечающий не мог ответить на вопрос или отвечал на него неверно, правильный ответ должен дать тот, кто его задает. Использование данного приема активизировало учеб­ную деятельность, повышало интерес к изучаемому материалу. Примечательно то, что учащиеся при постановке вопросов чаще спрашивали о причинах явления, взаимосвязи их, чем учитель, ко­торый предпочитал вопросы типа «что?», «где?», «когда?», «сколь­ко?».

Таким образом, в малокомплектной школе при изменившихся условиях организации учебно-воспитательного процесса учителя в основном придерживаются системы работы, которая предна­значена для больших классов. Это, не давая желаемых результа­тов, препятствует полноценному использованию учебного време­ни, не позволяет воспользоваться преимуществами малых классов.

Анализ анкетного опроса учителей, работающих в сельских школах гомельского района показал, что основная масса учителей едино­душно отмечает сложности в работе с малыми классами.

Таблица 2 – Оптимальное количество учеников в классе

До 10-ти учеников

10-15 учеников

15-20 учеников

Более 20-ти учеников

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

Продолжение таблицы 2

9

+

10

+

Анкетирование выявило, что около 70% учителей предпочита­ют работать с классом в 15—20 человек, 10% учителей отдают предпочтение классу с более чем 20 учениками. Но никто из оп­рошенных учителей не назвал оптимальным количество учеников в классе менее 10, что как раз и имеет место в малокомплектных школах.

Это лишний раз подтверждает, что традиционная методика организации и проведения урока не отвечает условиям малокомп­лектной школы и учитель неосознанно стремится увязать тради­ционно используемые формы и методы работы с оптимальными для них условиями.

Объективным фактором, оказывающим влияние на препода­вание географии в сельской школе, является и специфика при­родного и производственного окружения. Учет этой специфики требует особого подхода к отбору конкретного материала для рас­крытия программных знаний, чтобы обеспечить наглядность обу­чения, связь обучения с жизнью. Решение этой задачи также ос­ложняет работу учителя.

Таким образом, особенности малокомплектной школы, оказы­вая свое влияние, как на учителя, так и на ученика, требуют пере­стройки структуры урока, форм и методов учебной работы, особо­го подхода в решении задачи связи обучения с жизнью. Нужда­ются в совершенствовании методические рекомендации, особенно для учителя-совместителя. В рекомендациях, разработанных в по­собии, даны не только общие указания о целесообразности исполь­зования тех или иных методов работы, но и конкретные материа­лы, учебные задания, позволяющие организовать учебную дея­тельность учащихся с учетом специфики сельскохозяйственного окружения.

2 Общая характеристика школьной программы по географии

2.1 Краткая характеристика курса

Школьный курс географии имеет линейно-ступенчатое построение, которое характеризуется постепенным усложнением знаний по годам обучения и отсутствием педагогически неоправданных повторов при изучении разных курсов. Вместе с тем на каждой ступени обучения но­вый учебный материал возрастающей степени сложности раскрывается на базе уже усвоенных школьниками знаний, что обеспечивает преемст­венность и посильное для учащихся увеличение трудности при усвое­нии учебного материала.

В общеобразовательных школах Республики Беларусь принята сле­дующая последовательность изучения отдельных курсов географии:

VI класс - Начальный курс географии (68 часов, 2 урока в неделю);

VII класс - Материки и страны (68 часов. 2 урока в неделю);

VIII класс - Материки и страны (68 часов, 2 урока в неделю);

IX класс - География Беларуси (68 часов, 2 урока в неделю);

X класс - Общая география (68 часов, 2 урока в неделю)

2.2 «Начальный курс географии» (6-й класс)

Начальный курс географии направлен на то, что­бы дать учащимся правильно сформировать представления о земной поверхности, количестве насе­ления, размещении его на Земле, видах хозяйственной деятельности. При изучении начального курса заклады­вается теоретический фундамент для дальнейшего изу­чения географии. Начальный курс имеет весьма сложную структуру. Это объясняется тем, что учащиеся VI класса должны приобрести, с одной стороны, первоначальные знания об особенностях функционирования природы, а с другой - знания о видах хозяйственной деятельности человека. Иными словами, в курсе представлены вопросы физиче­ской и экономической географии. Поэтому в результате изучения географии в VI классе у школьников формиру­ются разнообразные знания и умения. Рассмотрим содержание каждого раздела. Представле­ние о предмете географической науки, ее содержании и ме­сте в системе других наук ученики получают во введении. На пер­вых уроках географии школьникам дается определение географии как науки о природе, населении и хозяйстве отдельных стран, регионов, Земли в целом, характеризуются этапы развития географии на протяже­нии нескольких веков, раскрывается значение этой науки в современ­ных условиях. Развитие географии, равно как и ее полноценное изуче­ние невозможно без карты. Именно поэтому следующая крупная тема «Карта - второй язык географии» содержит материал о географической карте, о видах карт, их отличии по масштабу, содержании, площади отображаемой территории, назначении, а также о роли карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Программа предусматривает харак­теристику земной поверхности, форм рельефа, климата, почв, разнооб­разии растительного и животного мира. Природные условия и ресурсы, а также их виды рассматриваются как основа производства и жизнедея­тельности человека. При этом специально подчеркивается, что произ­водство представляет собой основную форму взаимодействия человека и природы. В ходе изучения этого курса школьники приобретают пер­вые знания о различных отраслях производства; промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, непроизводственной сфере, типах стран в зависимости от уровня развития хозяйства. Логическим про­должением этого материала является тема об изменении окружающей природной среды под влиянием хозяйственной деятельности человека. Заключительной темой начального курса географии является «Измене­ние природы в результате хозяйственной деятельности населения». Ло­гическим продолжением начального курса географии являются регио­нальные общегеографические курсы на краеведческой основе.

2.3 «География материков и стран» (7-8-й классы)

Содержание этого курса обусловлено объединением знаний основ физической географии с элементами гео­графии экономической. Определенная база для этого объединения была создана в начальном курсе, где приоб­ретались знания об оболочках Земли, об отраслевом со­ставе хозяйства и механизмах взаимосвязи в системе общество - человек - природа. При изучении географии в VII—VIII классах школь­ники получают знания, позволяющие:

- давать комплексную характеристику изучаемой территории;

- находить причины возникновения проблем между хозяйственной деятельностью и природой;

- предлагать пути решения этих проблем.

Содержание курса основано на принципе от общего к конкретному. Поэтому вначале рассматриваются во­просы, касающиеся политических, социальных, геогра­фических и экономических аспектов населения, приро­ды и хозяйства Земли. После этого на интегрированном уровне изучается региональный обзор. Данными особен­ностями обусловлена структура курса, который состоит из двух частей: общий географический обзор земного шара и региональный обзор земного шара.

В курсе География материков и стран значительно расширен (по сравнению с предыдущим курсом) круг землеведческих понятий. Их изучение осуществляется по следующим направлениям:

- знания школьников о компонентах природы, при­обретенные в VI классе, дополняются новыми, более сложными (причинно-следственные связи, закономерно­сти и гипотезы);

- расширяются знания о возможностях использова­ния в хозяйственной деятельности природных ресурсов, которые относятся к изучаемым компонентам природы.

Например, при изучении в VII классе минерально-сырьевых ресурсов школьники уточняют сведения о за­кономерностях размещения полезных ископаемых, их влиянии на размещение отраслей хозяйства, проблемах их использования. Таким образом, знания о рельефе рас­ширяются, формируется умение применять их в новой учебной ситуации, а, следовательно, ученики самостоя­тельно могут их использовать при изучении региональ­ного обзора.

Одновременно с формированием землеведческих по­нятий происходит уточнение, закрепление, детализация и на этой основе развитие экономико-географических знаний. Если в VI классе учащиеся знакомились с хозяй­ством, его отраслевым составом, факторами размещения в основном на уровне представлений, то при изучении курса География материков и стран начинается выве­дение этих знаний на теоретический уровень. С учетом отмеченных особенностей и построено содержание дан­ного курса. «География материков и стран» - единый целостный курс, изучаемый на протяжении двух лет. По своей структуре этот курс со­стоит из двух частей:

1 .Общий географический обзор земного шара.

2.Региональный обзор земного шара.

Общий географический обзор земного шара включает в себя сле­дующие основные темы: «Исследования материков и океанов», «Поли­тическая карта мира», «Современное население мира и география куль­туры», «Общие закономерности природы Земли», «Природные ресурсы мира и мировое хозяйство» Эти темы обеспечивают определенную пре­емственность с предыдущим курсом, подготавливают учащихся к вос­приятию материала об отдельных материках, их регионах и отдельных странах. Неплохой идеей, по мнению специалистов, является тема об исследованиях материков и океанов. Сведения о путешествиях, круго­светных плаваниях, экспедициях неизбежно вызывают большой интерес у учащихся. Тем более что впервые в программу и учебники вводится материал об участии в исследованиях материков выходцев из Беларуси: Игнатии Домейко, Константине Ельском, Юлиане Немцевиче и др.

Региональный обзор земного шара, в свою очередь, состоит из двух разделов:

1.Южные материки и страны Австралии, Африки и Южной Амери­ки;

2.Северные материки и страны Северной Америки и Евразии.

В VII классе предусмотрено изучение южных материков. Вначале дается их сравнительная характеристика, раскрываются черты их сход­ства и различия, описывается природная зональность (Тема «Общий обзор южных материков»). Исходя из логики построения всех курсов гео­графии, обзор отдельных материков начинается не с Африки, как это было ранее, а с Антарктиды - наиболее отдаленного от нас материка, единственного континента без постоянного населения. Затем изучаются Австралия и Океания, Африка и Южная Америка.

В программах подчеркиваются специфические особенности каждо­го материка: например, Австралия - материк пустынь, Африка самый жаркий материк, Южная Америка - самый влажный континент. Затем характеризуются во взаимосвязи природные условия и ресурсы, хозяй­ственная деятельность человека. В Африке выделены следующие ре­гионы: Северная Африка, Западная и Экваториальная Африка, Восточ­ная Африка и Южная Африка; в Южной Америке - Горный Запад и Равнинный Восток. Рассмотрение отдельных государств ограничивается изучением Египта и Южно-Африканской Республики в Африке, Брази­лии, Чили и Аргентины в Южной Америке.

В VIII классе продолжается изучение курса «Материки и страны». Его содержание - вторая часть регионального обзора земного шара: Се­верные материки, страны Северной Америки и Евразии. Вводная тема предусматривает сравнительную характеристику Северной Америки и Евразии, выявление общих черт и особенностей в природе, расселении и хозяйстве этих континентов. При районировании Северной Америки выделены 1) Северные территории (англоязычная Америка) и 2) Сред­няя Америка. Отдельные темы посвящены США, Канаде, а также стра­нам Средней Америки. Самый большой и наиболее разнообразный в географическом от­ношении материк - Евразия - изучается наиболее детально. Особенно­стью изложения материала по Евразии является то, что его большая часть изложена в разделах, посвященным отдельным регионам и стра­нам. При этом сохраняется следующий принцип последовательности рассмотрения материала - от наиболее отдаленных регионов к более близким. При изучении Евразии детально характеризуется значительное количество стран, особенно европейских: Польша, Германия, Италия, Франция, Великобритания, Украина, Россия, Китай и др.

В Азии выделены следующие регионы: Восточная и Центральная Азия, Южная и Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Кавказ, Ка­захстан и Средняя Азия. Затем начинается изучение регионов и отдель­ных стран Европы. Курс географии VIII класса завершается крупной темой «Россия (Российская Федерация)». -

Страны Европы объединены в следующие регионы: Южная Европа, Северная Европа, Средняя (Центральная) Европа. Предусмотрен до­вольно детальный обзор таких государств, как Италия, страны Балтии, Великобритания, Франция, Германия, Украина. Характеристика зару­бежных стран завершается обзором стран-соседей Республики Беларусь.

2.4 «География Беларуси» (9-й класс)

Основной целью курса является формирование у уче­ников знаний об особенностях природы и хозяйства, о необходимости их взаимодействия, которое должно опи­раться на научно обоснованное природопользование.

В IX классе в основном заканчивается овладение уче­никами системой географических знаний, на основании которых они могут комплексно характеризовать опреде­ленную территорию. На протяжении трех предыдущих лет изучения гео­графии школьники обязаны были научиться давать ха­рактеристику климата, используя соответствующие кар­ты, устанавливать взаимосвязь между рельефами, геоло­гическим и тектоническим строением и полезными ис­копаемыми, оценивать природные ресурсы с точки зре­ния их возможного использования и т.д. Изучение гео­графии Беларуси должно основываться на этих знаниях и умениях. Выполнение данного условия будет содейст­вовать решению ряда задач: усовершенствованию приоб­ретенных знаний и умений, усвоению знаний об особен­ностях природы и хозяйства на частично-поисковом и творческом уровнях. Курс «География Беларуси» носит в целом регио­нальный характер и занимает, пожалуй, центральное место в структуре географического образования учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь. Содержание этого курса призвано показать ме­сто Беларуси в европейском и мировом сообществе, дать школьникам детальные знания о природе, населении и хозяйстве нашей страны и ее отдельных территорий - природно-хозяйственных районах, админист­ративных областях, о современных экологических и экономико-социальных проблемах развития современной Беларуси.

Среди принципиально новых тем и разделов, имеющих место в программе по этому курсу, следует назвать: «Беларусь - страна в центре Европы», «Географическое изучение Беларуси», «Географические на­звания Беларуси», «Условия жизни человека», «Природопользование», «Производство товаров потребления и услуг». Программа содержит большой материал о разных видах районирования Беларуси (тема «Районирование Беларуси»).

Одно из структурных нововведений программы заключается в том, что сразу же после тем «География населения» и «Общая характеристи­ка хозяйства» рассматриваются вопросы развития и размещения отрас­лей социального и аграрно-промышленного комплексов (тема «Произ­водство товаров потребления и услуг»). Такой подход объясняется тем, что именно эти комплексы работают непосредственно на человека, обеспечивая определенный уровень благосостояния и жизни людей. Тяжелая промышленность по отношению к этим комплексам играет обеспечивающую роль, что нашло отражение в содержании соответст­вующей темы («Тяжелая промышленность и транспорт»). В программе курса также делается некоторая попытка рассмотрения вопросов ры­ночной экономики.

2.5 «Общая география» (10-й класс)

Место курса географии X класса в системе географи­ческого образования школьников обусловлено тем, что он играет обобщающую роль, поскольку в X классе за­канчивается изучение данного предмета в средней шко­ле. Поэтому полученные учащимися знания и умения должны быть систематизированы, чтобы стать прочной мировоззренческой базой гражданина.

Содержание курса Общая география отобрано в со­ответствии с программными целями: интеграция и обобщение географических знаний, которые имеют со­циально-экологическую направленность. В связи с этим основу содержания составляют крупные теоретические блоки. Их целью является раскрытие природных и соци­альных законов функционирования системы общество - человек - природа. К построению содержания рассматриваемого курса предъявляются следующие требования:

- изучаемые на уроках вопросы должны носить тео­ретический характер, так как этого требует уровень обобщения, присущий данному курсу;

- в содержании должна быть заложена возможность самостоятельной работы десятиклассников над задания­ми частично-поискового и творческого характера, по­скольку психические процессы, характерные для уча­щихся данной возрастной группы, служат для этого ус­пешной предпосылкой;

- в качестве источников знаний учитель должен ши­роко использовать данные научных и научно-популяр­ных изданий.

При условии, что на протяжении предыдущих лет учителем осуществлялась целенаправленная и кропот­ливая работа по формированию у учащихся стойких по­знавательных интересов, методы и формы обучения, ис­пользуемые в данном курсе, должны стимулировать са­мостоятельную познавательную активность школьни­ков. К ним в первую очередь относятся лекции и семина­ры, деловые игры, дискуссии, творческие проекты и т.п. Большую роль в повышении эффективности обучения могут сыграть практические методы.

Структурно курс Общая география представляет собой своего рода квинтэссенцию предыдущих система­тических курсов. Например, вопросы географии населе­ния уже рассматривались на ранних этапах обучения. При работе над демографическими проблемами в X клас­се школьники на теоретическом уровне изучают поло­возрастную структуру населения и факторы, определяю­щие изменения, происходящие в ней; само понятие на­селение формируется у них в связи с изучением эконо­мических, политических и этнических процессов. Сле­довательно, эти знания составляют часть образователь­ной области современного человека. Кроме того, на уроках географии ученики анализи­руют причины возникновения различного рода демогра­фических проблем, моделируют возможные политиче­ские, социальные, экологические и экономические по­следствия и предлагают пути решения этих проблем. Знакомясь с географией населения, школьники учат­ся оперировать категориями причина и следствие, ко­личество и качество. Происходит формирование науч­ного мировоззрения на базе обобщения и систематиза­ции полученных знаний и сформированных умений.

2.6 «Плюсы» и «минусы» действующих программ по географии

Наряду с неко­торыми новаторскими подходами и ценными нововведениями, дейст­вующие программы по географии не лишены серьезных недостатков. Прежде всего, представляется сомнительной подобная структура и логи­ка изучения курсов географии, где все «все сбито в кучу» и четко не дифференцировано.

Программы по географии предполагают академический стиль обу­чения, то есть преподнесение знаний в «готовом виде», делают упор на объяснительно-иллюстративный метод обучения, уделяют чрезвычайно мало внимания развивающей стороне обучения, слабо ориентируют пе­дагогов на необходимость самостоятельной, творческой деятельности учащихся по исследованию и охране природы родного края.

Особую тревогу вызывает отсутствие у авторов большинства школьных программ заметного интереса к формированию у школьников системы общеучебных и специфических умений и навыков, обеспечи­вающих становление и развитие у учащихся географического мышле­ния. Круг формируемых в ходе обучения географии умений и навыков является чрезвычайно узким. Обращает внимание и то, что в действую­щих программах четко не дифференцированы умения «показать», «на­блюдать», «анализировать» и т.д. Отсутствуют также логика и преемст­венность в развитии географических умений и навыков при переходе школьников от одной возрастной ступени к другой. Из курсов геогра­фии практически полностью устранены всякая проблемность и занима­тельность.

Перечень формируемых умений и навыков составлен скорее на ос­новании авторской интуиции, нежели на основе достижений современной психолого-педагогической науки и достижений научной географии. В логике их формирования не прослеживаются развитие, преемствен­ность, взаимообусловленность и связь с практикой решения реальных геоэкологических проблем. Более того, круг умений чрезвычайно узок и ограничивается такими требованиями, как «описать», «охарактеризо­вать», «объяснить», «сравнить», «ориентироваться», «отразить», «выяс­нить» и т.п. Среди перечня формируемых в обучении географии умений нет требований «соблюдать правила поведения в природе», «восприни­мать окружающую среду в ее духовно-нравственных и рационально практических аспектах», «оценивать природу как универсальную цен­ность» и т.п.

Обращает внимание отсутствие заметного интереса авторов про­грамм к практическим и исследовательским видам деятельности школь­ников в непосредственной природной среде, а также к формируемым в процессе обучения географии общеучебным и специальным умениям и навыкам, детерминирующим становление и развитие у школьников от­ветственного отношения к окружающей природной среде.

Содержание школьной географии ориентировано на передачу зна­ний в готовом виде и предполагает крайне незначительный удельный вес самостоятельных и практических работ, исследовательской деятель­ности учащихся на местности. В целом же современный курс школьной географии представляет собой, по сути, предмет скорее о там, как рацио­нально использовать разнообразные природные ресурсы, нежели о том, как строить личное поведение и деятельность в природе с учетом ее ог­раниченных ресурсов. Педагогический анализ действующих программ и. учебников при­водит к выводам о необходимости разработки новой философии гео­графического образования, поиска новых подходов в конструировании и осуществлении процесса формирования у школьников основ геогра­фического мышления, внедрения в широкое общественное сознание и реальную педагогическую практику новой парадигмы обучения географии в современной общеобразовательной школе.

Таблица 3 - Отношение учащихся сельских школ гомельского района к географии и ее методам обучения

Как вы считаете, необходимо ли преподавать географию в сельской школе?

Да

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Нет

Как, на ваш взгляд, должен проводиться урок географии на селе?

В виде лекции

+

Объяснение с использованием наглядных пособий

+

+

+

+

+

+

+

Самостоятельная работа учащихся

+

+

Необходимо ли использовать наглядные методы обучения географии?

Да

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Нет

Не знаю

+

На ваш взгляд, нужен ли компьютер в преподавании географии в сельской малочисленной школе?

Да

+

+

+

+

+

+

+

Нет

+

+

+

Как вы думаете, необходимо ли модернизация методики обучения географии в сельской школе?

Продолжение таблицы 3

Да

+

+

+

+

+

+

+

+

Нет

+

+

Проанализируем приведенные выше результаты.

На первый поставленный мной вопрос все школьники дали положительный ответ. Это говорит о том, что география является для них интересной, занимательной наукой и ее преподавание занимает важное место в школьном обучении. Что касается второго вопроса, то здесь мнения учеников разделились: одни хотят, чтобы в обучении географии использовались только лекции, другие - объяснение с использованием наглядных пособий, третьи - самостоятельная работа. Это говорит о том, что учителю на уроке географии необходимо использовать не одно средство обучения, а целый комплекс средств. Однако большинство все же предпочитают объяснительный характер проведения урока. На вопрос «Как вы думаете, необходимо ли модернизация методики обучения географии в сельской школе?» около 80% учащихся ответило положительно, а 20% - пожелало, чтобы методы преподавания остались прежними. Это еще раз убеждает нас в том, что в сельских школах Беларуси необходимо проводить модернизацию методики обучения географии.

3 Модернизация методики обучения географии в сельской школе

Проблема модернизации сельской малочисленной школы, включающая разработку методических технологий образовательного процесса, эффективных в условиях малочисленности ее классов, приобретает особую актуальность в последние годы, когда все очевидней становится необходимость сохранения и дальнейшего развития школы села.

В концептуальном плане модернизация методики обучения географии в малочисленных школах, на мой взгляд, предполагает:

- уменьшение объема урочного времени на фронтальный опрос, ежедневную устную проверку знаний учащихся и перенос акцента на их самостоятельную работу, на широкое использование в процессе урока работ творческого характера;

- увеличение удельного веса индивидуальной работы учащихся с различными источниками информации, изучаемой самостоятельно или под руководством учителя; - особое внимание учителя к индивидуальному консультированию учащихся и работе в малых группах как обязательным элементам урока;

- введение качественно новой системы оценивания знаний учащихся: по результатам работы в течение недели, по результатам письменных работ как основной формы проверки знаний;

- объединение учителей малочисленных школ в профессиональное сообщество района через заочную школу учителей-предметников, передвижные выставки новинок учебно-методической литературы, обмен видеоуроками и другие формы профессионального сотрудничества.

4 Проблемы сельской школы

Малочисленность - специфическая особенность сельской школы на протяжении всего ХХ века. Этот феномен помимо исторических причин обусловлен и расположенностью деревень на значительном расстоянии друг от друга, и непрекращающейся миграцией молодежи в крупные города. Ситуация обрела характер сложнейшей социальной педагогической проблемы, к тому же трудно решаемой в нынешних экономических условиях.

И без того непростые условия жизни сельских учителей год от года усугубляются все той же проблемой: некого учить. Неполная учебная нагрузка вынуждает их совмещать преподавание 2-3-х предметов. А это увеличивает время на подготовку к урокам (без параллельных классов их ежедневно может быть 5-6), что, конечно же, снижает качество учебно-воспитательной работы. Малочисленность школ чревата и тем, что ограничивает возможности общения детей, коллективных форм работы, взаимовлияния учащихся разных возрастных групп друг на друга.

В последние годы проблемы нарастают как снежный ком: отсутствие в штатном расписании должностей, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса; нехватка учителей-географов, ограниченность и однообразие общения естественной речевой среды, в которой находится сельский ученик; невысокий уровень развития окружающих…

Но вот социально-педагогический парадокс! Исследования показывают, что малые классы обладают и неоспоримыми преимуществами во влиянии на учащихся, на их географическое образование (да и не только географическое):

- они выигрывают в создании атмосферы душевного комфорта для детей, их спокойствия и безопасности;

- влияние учителя распространяется абсолютно на каждого и, значит, достигает поставленной цели, а потому и эффективно;

- знание условий жизни семей учащихся, их родителей, помогают учителям при обучении и воспитании;

- эти классы располагают благоприятными условиями – в них есть уникальная возможность научить каждого ребенка работе с различными источниками географической информации;

Однако эти преимущества становятся действенным фактором лишь при хорошей организации учебно-воспитательного процесса. Суть ее – в следующем: учет развития детей; психологическая готовность учителя к одновременному проведению занятий по смежным предметам с учащимися сразу 2-3 классов; педагогически целесообразная организация уроков и владение методикой работы с малым числом учащихся с разноуровневой подготовленностью и различными способностями.

Заключение

Курс школьной географии содержит в себе знания наук о Зем­ле, населении и хозяйстве, которые обусловлены потребностями общества в освоении окружающей природной среды. Накопление и развитие этих знаний определялось насущной необходимостью всестороннего познания окружающей природной и экономической обстановки для решения задач освоения природных богатств, многообразного использования природных условий и ресурсов, природопользования.

Угроза экологических бедствий, особенно отчетливо проявив­шаяся в последние годы, потребовала принципиального пересмот­ра стратегии и тактики природопользования, всей системы взаи­моотношения природы и общества. В осознании принципов ра­ционального природопользования, формировании экологически грамотного отношения к природе географические знания занима­ют одно из важнейших мест. Они позволяют увидеть и понять целостность и единство природных систем, взаимосвязи процессов и явлений, происходящих в природе, и их связь с хозяйственной деятельностью человека. Географические знания позволяют осо­знать природопользование как целостный процесс использова­ния природных ресурсов и условий регионов в неразрывном един­стве с обеспечением мер охраны природы, сохранения и повыше­ния продуктивности природно-территориальных комплексов. На­пример, знания об особенностях движения водных и воздушных масс позволяют понять процессы распространения загрязняющих веществ в природе и пути предотвращения многих нежелательных последствий. Знания о происхождении почв и почвообразователь­ных процессах позволяют найти наиболее верные пути землеполь­зования, обеспечивающие сохранение почвенного плодородия. Знания о темпах возобновления природных ресурсов позволяют так организовать их использование, чтобы исключить их исто­щение.

Список использованных источников

1 География материков и стран. Раздел II. Северные материки и страны Северной Америки и Евразии: Учеб. пособ. Для 8-го Кл. сред. шк./Н.С. Юрцевич, Б.Н. Крайко, Г.Г. Обух, П.И. Рогач. – Мн.: Нар. асвета, 1996. – 270 с.: ил.

2 Жучкевич В.А. Наглядность в преподавании географии: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 96с.

3 Жучкевич В.А. О методах преподавания географии в школе. Минск, «Народная асвета», 1967.

4 Каропа Г.Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ). – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1994. – 211 с.

5 Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся сельских школ (на материале предметов естественнонаучного цикла): Кн. для учителя. – Мн.: Университетское, 1993. – 120 с.

6 Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240с.

7 Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. Институтов по геогр. Спец. / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1983. – 320с., ил.

8 Методика преподавания географии: Курс лекций / Г.Н. Каропа – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2004. – 248с.

9 Начальный курс географии. Учеб. пособие для 7-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / З.Я. Андриевская, И.П. Галай; Под ред. И.П. Галая. – 2-е изд. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2004. – 200 с.: ил., карт.

10 Общая география. Учеб. пособие для 10-го Кл./Е.Н. Мешечко, В.С. Аношко, М.С. Войтович и др.; Под ред. Е.Н. Мешечко. – Мн: Нар. асвета, 1997. – 304 с.: ил.

11 Сидор С.И. Геаграфiя Беларусi: Падручнiк для 9-га кл. агульнаадукац. шк. з бел. i рус. мовамi навучання. – 3-е выд., выпр. – Мн.: Нар. асвета, 2000. – 288 с.: iл.

12 Современный урок географии. Ч.2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения / Ред. – сост. И.И.Баринова. – М.: Школа – Пресс, 2001. – 80с.

13 Шкарбан Н.Б. Преподавание географии в малокомплектной сельской школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 95с.

Скачать архив с текстом документа