Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

СОДЕРЖАНИЕ: Социально-психологическая сущность и потребность в общении. Цель общения педагогов с учениками и его успех. Внутренняя нравственно-эстетическая и творческая работа как вид духовной деятельности. Проблемы коммуникации в межличностном общении и их причины.

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Реферат

По дисциплине:

«Коммуникационные процессы обучения»

Тема 1: «Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса»

Тема 2: «Проблемы коммуникации в межличностном общении. Причины возникновения проблем коммуникации - непонимания»

Выполнила студентка

3 курса группы 317

очной формы обучения

Лобачева А.В.

Симферополь, 2006


План

Вопрос 1. Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Вопрос 2. Проблемы коммуникации в межличностном общении. Причины возникновения проблем коммуникации - непонимания

Список использованной литературы


Вопрос 1. Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса

Неоспоримый факт, что «конечный продукт» педагогической деятельности учителя — духовный мир его воспитанников — их жизненная позиция, общая культура, мировоззрение, эрудиция, достигнутый уровень воспитанности и развития.

Для того чтобы реализовать эту высокую задачу педагог должен обладать совокупностью определенных знаний, умений и навыков. Реализация этих результатов происходит в непрерывном процессе общения учителя и ученика.

В общении с воспитанниками педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие учащихся. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и уровень развития обучаемых. Поэтому педагог строит взаимодействие с учащимися, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития.

Понятие общения использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место — как фактор психического развития человека, условие его саморегуляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получило философско-теоретическое обоснование в трудах С Л. Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условия развития мышления, подчеркивал А.Н Леонтьев. В трудах Б.Г. Ананьва общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека. В этот период, который можно охарактеризовать как период теоретического анализа роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались не разработанными вопросы, касающиеся психологической структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик.

В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии. Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа — теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и с миром. Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, естественное условие существования человека общественного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.

Целью общения педагогов с учениками/воспитанниками является их развитие. Эта цель обычно достигается в совместной деятельности педагога с учениками/воспитанниками.

Образовательный процесс строится на активных действиях педагогов и учеников/воспитанников как субъектов общения, причем общение становится центром взаимодействия.

Педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога ретин в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и воспитанников, организованным движением духа.

В современных условиях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, переработки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспитания. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнаруживаются особенности восприятия учениками/воспитанниками окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойствах и правах личности. В целом подвижная, изменчивая, противоречивая, изменяемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и отношениями, является тем не менее духовно-психологической основой педагогического процесса, той главной сферой, в которой и через которую реализуются законы и принципы, правила воспитания, активно работают механизмы формирования личности, обучения, образования.

Успех целенаправленного и организованного общения зависит от ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем воспитательных особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития ученика/воспитанника, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение.

Содержание общения является педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет учеников/воспитанников, возбуждает их интересы, стимулирует их деятельность, эффективный процесс общения соответствует принципам явственного воспитания, базирующегося на системе форм и методов педагогического воздействия и взаимодействия. Организация общения превращает его в область применения педагогического искусства и мастерства.

Педагогическое общение полноценно выполняет свои функции, если ребенок выступает в нем не как пассивный объект воздействия воспитателя, а как его активный творческий субъект, обладающий знаниями, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и нравственной внутренней волей.

Самостоятельная субъективность обучаемых, общительность постоянно и спонтанно проявляются в повседневных отношениях как естественная потребность. Одновременно в школе, в детском саду, школе они вовлекаются в педагогически организованное общение — взаимодействие. Сочетание этапного и организованного общения образует в личности стремление и способность к сознательному самостоятельному взаимодействию с миром, создает основу для формирования в ней культуры общения.

Объем понятия культуры общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, общения и эмоционально-эстетические модификации: прочную естественную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты, в виде усвоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации. Культура общения складывается и совершенствуется, взаимосвязывается культура воспитанников и педагогов.

Основой всякого общения является содержание деятельности взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды ценной и личностно значимой деятельности, которые определяют направленность личности, интерес ребенка к общественной и личной ни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами, прежде всего, являются учебно-трудовая, производительная и иная общественно полезная организационная деятельность. Это сфера прямого и непосредственногоприобщения воспитанников к общественной жизни. В процессе организованных педагогических отношений, деятельности, мышление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая образный, отличный от делового тип общения, связана со сферой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное развитие личности воспитуемых. К этой группе относятся: техническое художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортиивные занятия, взаимодействия в неформальных группах, и иные увлечения. Общение детей, подросттков между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непринужденный, свободный характер. Растущий человек чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непосредственно проявляющаяся, адекватная самому себе личность.

В процессе духовно-деятельного общения в этих видах деятельности дети, подростки стремятся одновременно к самоуправлению, самовыражении и нравственному самоутверждению. В этой деятельности наиболее ярко проявляются и укрепляются интересы, наклонности, зарождающиеся способности воспитанников.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыстным взаимодействием; любовью, симпатией; родственными отношениями, включающими обмен внутрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. Здесь в общении формируются наиболее тонкие и сложные движения души, нравственно-эстетическою отношения к жизни, что делает его предметом особого, деликатного педагогическою внимания. Современные дети и подростки испытывают острый дефицит родственной заботы, доверительности, что способствует очерствению их, проникновению в их мир безнравственности, цинизма, равнодушия, удаления от культуры, накоплению опыта правонарушений.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творческая работа. Воспитанник способен разнообразно проявляться в многообразии общения и отношений. Но усваивает он, свойства, качества, убеждения собственной личности, только проходящие через его личный опыт, пропускающиеся сквозь сито чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем, наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок сам совершает творческий поиск, личное открытие мира, познавание законов его развития и эстетических свойств, формирование ми-рения: идеалов, взглядов, убеждений. Воспитательно-психологическая внутренняя духовная деятельность необходима для детей, как труд души, как нескончаемый диалог с собой, формирующий нравственную сущность личности, самостоятельность ответственность, ее свободную нравственную волю.

Внутренняя работа детской души педагогически направляема и управляема внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может вдохнуть совесть, но умолкнуть под влиянием асоциального окружающего, разлагающего воздействия среды. Но питаемый общественными достижениями духовной культуры, нравственной ответственности перед людьми и самим собой, растущая личность ребенка будет полнокровной, способной к самоанализу, самооценке, самостимулированию.

И наконец, совершенно особое значение, неоценимое для воспитания детей и подростков, имеет их общение с живой природой, растениями, птицами и особенно с животными. Ученики, которые занимаются общественно полезным трудом, учатся ответственности, ухаживая за растениями и животными, развивают в себе человеческую способность эстетического общения с прекрасными природными явлениями. Такое общение имеет целебное, психотерапевтическое свойство, снимает нервное напряжение, варьирует последствия стрессов. О состоянии нравственности растущей личности во многом можно судить по его отношению к животным характеру общения с ними.

Вопрос 2. Проблемы коммуникации в межличностном общении. Причины возникновения проблем коммуникации - непонимания

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3. Ориентировка в личности собеседника;

4. Планирование в содержании своего сообщения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль: эффективности общения на основе установления обратной связи;

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Представленную выше характеристику этапов общения иллюстрирует рис.1.


Рис.1. Основные этапы общения

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);

д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения могут быть следующими:

1) открытое — закрытое общение;

2) монологическое — диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).


Рис. 2. Основные виды стратегий общения

Рассмотрим подробнее представленные выше характеристики стратегий общения.

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других.

Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Одностороннее выспрашивание — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

Истерическое предъявление проблемы — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Типы отношений людей в группе определяются на основе таких социальных потребностей, как потребности в социальном участии, в контроле, в положительной эмоциональной оценке и т.д.

Существует точка зрения, согласно которой индивид проецирует на отношения в группе опыт отношений в семье. Эта точка зрения положена в основу теории межличностных отношений некоторых зарубежных психологов. Типом отношений в семье они определяют ценности, нормы, потребности общения, которые затем переносятся в практику «взрослого» (самостоятельного) общения. К этой точке зрения можно отнести и понимание общения как осуществления той пли иной роли. Ролевая игра как одни из способов приобщения к особенностям социально-психологической реальности также непосредственно зависит от конкретного содержания роли, «исполняемой» ребенком (роли матери, почтальона, полицейского), от того, что становится для него достойным подражания, а что отрицается (пародируется).

Освоение социальных норм общения происходит не только через поведение, но и через восприятие одного человека другим. Признание того, что общество состоит из разных людей, непохожих ни по внешним, ни по душевным качествам, доброжелательное отношение к этим разным людям, умение слушать их, уважать их мнения являются основной предпосылкой формирования гуманной личности.

Каждый сам выбирает способ, с помощью которого он может лучше общаться с другим человеком, но в любом случае человек должен осуществлять этот процесс осмысленно, направленно, эмоционально. Заинтересованность в своем партнере по общению, желание «поделиться» с ним, внушить, склонить на свою сторон), почувствовать, что его отношение вызывает в другом ответ и отклик, какие бы преграды их ни разделяли (языковые, возрастные, географические), - таковы основные побуждения общения.

Особый интерес представляет «опосредованный» тип общения, когда оно осуществляется не непосредственно, а на основе того или иного контекста (культурного, исторического, литературного). Такое общение происходит при работе человека с текстом (книгой, статьей и т.д.), когда общение опосредовано временем, культурой, языковыми средствами.

В эпоху НТР общение, опосредованное информационно-технологическими средствами, приобретает особую значимость, но оно должно осуществляться в разумных пределах. Опасность заключается в том, что теле-, аудио-, видео средства часто сводят на нет собственно человеческое общение, обедняя эмоциональный мир личности. Тогда как книга, отмечает, например, Ю.М. Лотман, остается для человека надежным спутником жизни, молчаливым собеседником, разделяющим его заботы и тревоги. Общение опосредованно и личностно, причем это опосредование осуществляется средствами, соответствующими жизненным ценностям, установкам, правилам, которыми руководствуется человек. Можно сказать, что общение происходит типичным для данной личности образом, и при этом неважно, относится ли общение к деловой или личной сфере, важны те мировоззренческие, этические принципы, на основе которых данная личность вступает в общение. Личность активно стремится к общению, отвечающему ее жизненным ценностям, избегая общения, если оно идет с ними вразрез.

Ограниченная сфера общения, ее узкий круг объясняются в первую очередь неспособностью личности к последовательной, произвольной регуляции процесса общения в соответствии с его общим для партнеров руслом, общими задачами.

Непосредственно наблюдаемые акты коммуникаций, средства общения, формы поведения, регулируются не только общающимися личностями, но и совместно создаваемыми отношениями. Качество отношений или дает простор, или ограничивает развитие субъектов общения. Высшим уровнем отношений является такой уровень, на котором реализуются нравственные ценности. Качество личности как субъекта общения, руководствующегося этическими принципами, заключается не только в том, чтобы строить свое поведение в соответствии с этими принципами. Активная борьба за достойные обоих общающихся нравственные отношения, за их прочность, перспективу, а не только за отдельные поступки - такова подлинно этическая позиция субъектов - участников общения.

Межличностные отношения могут различаться по своему ценностному социальному содержанию и тем самым иметь разные последствия для участвующих в них личностей. Одни отношения, складывающиеся в группе, обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие (характерные для настоящего коллектива) открывают возможность для развития каждого. Поэтому тип отношений в коллективе всегда может быть содержательно охарактеризован по личностному основанию.

В содержательно-ценностном аспекте существует непосредственная связь типа межличностных отношений, преобладающего в коллективе, и характера непосредственного общения. Высоко-моральные деловые отношения в коллективе создают такую атмосферу, в которой возникает и соответствующее личное общение (исчезают конфликты на почве зависти, неприязнь и т.д.). Напротив, в нездоровом коллективе, который по характеру преобладающих в нем отношений фактически теряет это высокое звание, личное общение его членов приводит к их реальному отрицанию как субъектов в психологическом и социально-психологическом смысле слова.

Хотя общение в последнем случае происходит между личностями, по существу оно, как это ни парадоксально, безлично, так как в нем происходит абстрагирование от самого ценного - человека как личности, как субъекта, раскрывающего себя в общении.


Список использованной литературы

1. Андреева ГМ. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980;

2. Бодалев А.А., Восприятие и понимание человеком человека, - М: Светотон, 1995;

3. Бодалев А.А., «Психология о личности», - М: Профиздат, 1988;

4. Гулевич О.А., Изучение эффективности межгруппового восприятия//Вопросы психологии №3, 2002;

5. Леонтьев А.А., Психология общения, - Тарту: Перспектива, 1974;

6. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, М: Педагогика-Пресс, 1998;

7. Натанзон Э.Ш., Приемы педагогического воздействия, - М: Просвещение,1999;

8. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А.Зязюна, - К: Днипро,1987;

9. Якунин В.А., Психология, - Спб: Питер, 1998.

Скачать архив с текстом документа